2 евро, Испания (Наскальные рисунки в пещере Альтамира)
| Страна: Королевство Испания | Художник: Begoña Castellanos García |
| Дата выпуска: 02.02.2015 | Гравёр: |
| Монетный двор: Королевский монетный двор Испании (Мадрид) | |
| Номинал | Материал | Масса | Диаметр | Толщина |
| 2 евро | Наружное кольцо — Cu-Ni; внутренняя часть трёхслойная — Cu-Zn-Ni;Ni;Cu-Zn-Ni | 8,5 г | 25,75 мм | 2,2 мм |
| Тираж | |||
| UNC | BU | Proof | Всего |
| • 19.225 (в составе набора «Felipe VI» — 8 монет рег. выпуска + памятная) • 3.925 (в составе набора «Baleari» (Болеары) — 8 монет рег. • 3.899 (в составе набора «La Rioja» (Риоха) — 8 монет рег. выпуска + памятная + серебряная медаль) • 3.000 (в составе нумизматико-филателистического набора с серебряной маркой) |
• 10.000 (в блистере) • 1.800 (в составе набора — 8 монет рег. выпуска + памятная) |
4.200.000 | |
| 4.158.151 | 30.049 | 11.800 | |
|
Аверс: На национальной стороне монеты изображено одно из наскальных изображений пещеры — бык. Сверху нанесено название государства-эмитента «ESPAÑA», снизу год выпуска «2015». Справа имеется обозначение Королевского монетного двора Испании. По кругу внешнего кольца расположены 12 звёзд Европейского союза. |
Гурт:
Рифлёный с надписью:
Историческая справка:
Чудеса пещеры Альтамира
Альтамира (исп.
La cueva de Altamira) — пещера на севере Испании (провинция Кантабрия) с полихромной каменной живописью эпохи позднего палеолита. Альтамира находится на одноименном лугу в 2 км от центра городка Сантильяна-дель-Мар (Кантабрия, Испания). Альтамира является естественной пещерой, а рисунки в её сводах — одним из самых важных сохранившихся живописных и художественных примеров первобытного искусства.
Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил кроме животных. На сводах и стенах главного зала, в главном коридоре и других залах изображены бизоны, лошади, кабаны, имеются отпечатки ладоней и др. Они выполнены углём, охрой, гематитом и другими естественными красками. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта. Похожие изображения имеются в пещерах Скандинавии и Северной Италии.
Пещера использовалась в период позднего палеолита — 33,6-11 тыс.
лет до н. э. После чего главный вход в пещеру был завален оползнем, что позволило сохраниться всем её картинам, гравюрам и археологическим артефактом. Методом определения возраста по углероду-14 удалось установить, что картины в Большом зале Альтамиры созданы от 15 000 до 12 000 лет до н. э.
Пещера была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году. В 2008 году объект был расширен ещё 17 пещерами и получил название «Пещера Альтамира и наскальное искусство периода палеолита на севере Испании».
Альтамира была обнаружена в 1868 году охотником Модестом Кубильясом. Археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола, вероятно, узнал о существовании пещеры непосредственно от Кубильяса. Считается, что Саутуола впервые посетил пещеру в 1875, или, скорее всего, даже до 1876 году. Саутуола осмотрел всю пещеру, рассмотрел некоторые абстрактные изображения и чёрные повторявшиеся полосы, но не счёл их человеческой работой. Летом 1879 года Саутуола вернулся в Альтамиру вновь. Саутуола хотел раскопать вход в пещеру в надежде обнаружить интересные археологические находки.
Вместе с ним пещеру посетила его маленькая дочь Мария Фаустина Санс Рыварола, которой. Фактически, настоящее открытие пещеры было сделано Марией. В то время как её отец оставался у входа в пещеру, она зашла внутрь, где увидела на потолке изображения быков и побежала рассказать об этом отцу. Саутуола был удивлён, увидев огромную коллекцию картин удивительных животных, которая охватывает практически всю пещеру.
Фрагмент наскального рисунка из пещеры Альтамира
В следующем году Саутуола опубликовал небольшую брошюру под названием «Короткие заметки о некоторых доисторических объектах в провинции Сантандер». Он подчёркивал доисторическое происхождение картин и помещал несколько изображений-репродукций. Он показал свои тезисы профессору геологии из Университета Мадрида Хуану Виланова-и-Пьера, и тот поддержал их. Тем не менее, выводы Саутуолы не были приняты французами Эмилем Картальяком и Эдуардом Арле, научными экспертами по доисторическим и палеонтологическим исследованиям Европы.
Новое открытие было настолько удивительным, что вызвало недоверие учёных. Это первая пещера, в которой были обнаружены доисторические наскальные рисунки. Когда в 1880 году были опубликованы результаты раскопок, где исследователи отнесли рисунки к эпохе палеолита, это привело к ожесточенной полемике между экспертами, которая продолжалась до начала XX века.
Реализм сцен на стенах пещеры привёл к первым дискуссиям о её подлинности. Считалось, что древние племена не имели искусства. Ведь если искусство является символом цивилизации, то оно должно было появиться на последних стадиях развития человека, а не у народов Каменного века. Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков.
Тем не менее, подлинность живописи Альтамира была подтверждена частыми находками подобного рода во многих европейских пещерах. В конце XIX века, в основном во Франции, наскальные рисунки, несомненно, связанные с палеолитическими статуэтками, рельефами и гравюрами на костях, вместе с остатками вымерших животных Пиренейского полуострова, таких как мамонты, олени, бизоны и других, были обнаружены в разных местах Европы.
Лишь после открытия в 1895 году гравюр и картин в французских пещерах Мут, Комбарель и Фон-де-Гом, и публикации в 1902 году Эмилем Картальяка, бывшего некогда ярым противником Саутуолы, статьи «Альтамира. Моя вина, как скептика» пришло всеобщее признание сути палеолитических картин Альтамира.
Во время раскопок было обнаружено большое количество предметов древнего искусства: наконечники копий, скребки, куски раковин моллюсков (различные инструменты из них и остатки пищи), рыбные кости, бисер, подвески, иглы, долота, ножи, украшенные лопатки животных, тоже имелось множество других случайных или спорадических находок. Сегодня эти предметы разбросаны по государственным и частным коллекциям Франции и Испании, а часть утеряна.
В 1960—1970-х годах пещера была популярным туристическим объектом. Но из-за большого числа посетителей климат в ней стал изменяться, что пагубно стало отражаться на древних рисунках. Поэтому в 1977 году власти закрыли пещеру на реставрацию и вновь открыли в 1982 году, существенно ограничив доступ в неё.
В 2002 году, после обнаружения плесени на рисунках в главном зале, пещера была закрыта для посещений вновь.
В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. Другие копии рисунков Альтамиры находятся в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, в Японии.
Пещера Альтамира. Искусство людей палеолита
Рисунки в пещере Альтамира, созданные людьми Верхнего палеолита были открыты в 1879 году испанским грандом Марселино Санс де Саутуола в окрестностях города Сантильяна дель Мар в Кантабрии и приобрели всемирную известность.
Пещера закрыта для посещения, поскольку присутствие людей наносит непоправимый ущерб фрескам. Вход виден с тропы.
Но рядом построен Музей пещеры Альтамира, где расположена подробная экспозиция всех рисунков пещеры, артефакты древности, видео о древних технологиях изготовления рисунков, выделки шкур и пошив из них одежды, разделки зверей и кулинарии древних людей, а также много интересного о быте и жизни в
Вход в музей оформлен рисунками из Альтамиры.
В отдельном помещении полностью воссоздан зал «Большой Плафон». Там со скрупулёзной точностью воссозданы объемные фрески пещеры. На площади 100 м2 на потолке располагаются 20 фигур бизонов. С учетом рельефа они смотрятся объемными.
Фрески цветные. Древние люди использовали уголь, охру, гематит, марганец, каолин и другие цветные минералы на основе воды и животного жира для росписи стен пещеры.
В экспозиции показаны таблицы, по которым рисунки были внесены в мировые каталоги.
На фресках отражена жизнь людей Мадленской эпохи, основой которой была охота.
Немаловажной роль в обществе древних людей играли женщины! Их изображения присутствуют во многих сюжетах.
Изображения мужчин все время соседствуют с животными. Вот эта фреска похожа на презентацию мужчин и добытых ими животных.
Основные занятия и досуг. Женщины выделывают шкуры, занимаются бортничеством, мужчины охотятся.
Охота на лань. Видно, что успешная…
Сцена из кабаньей охоты. Экспрессия поражает.
Здешние места изобиловали популяцией козлов и баранов, кроме мяса, они предоставляли ценные шкуры для одежды пещерных людей.
Диких быки и коровы еще не были приручены, но уже играли огромную роль в пищевых приоритетах человека древности.
Посетив пещеру, Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры все упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное!». Рисунки сделаны в один росчерк, графика поражает экспрессией, вкусом и тонким чувством фактуры животных.
В небольшом зале-кинотеатре демонстрируется фильм, где все картины оживают и перед зрителем проноситься жизнь далекой эпохи.
В музейном комплексе есть кафе, рестораны и магазинчики, где можно купить памятные сувениры и книги. Хотелось очень многого, но мы ограничились брелоком и подставочками с изображением диких животных и каталогом Arte y Naturaleza en la Prehistoria, подаренного служащими музея с фресками Альтамиры и их подробным описанием.
В музейном комплексе мы провели половину дня, но погружение в доисторическую жизнь было настолько увлекательным, что время пронеслось мгновенно, оставив желание обязательно возвратиться в это уникальное место.
Наше видео о посещении пещеры Альтамира:
На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc.
, запрещённая на территории Российской Федерации.
Лечить нельзя отрезать: есть ли у человека «лишние» органы?
Светлана Чанилова
29 января 2023
43 408
Лечить нельзя отрезать: есть ли у человека «лишние» органы?
Миндалины, аппендикс и зубы мудрости — что делать с «лишними» органами и лишние ли они? «Моя Планета» спросила у врача
Забытые профессии, или Как на Руси плевали за деньги
Мария Анисимова
29 января 2023
29 768
Забытые профессии, или Как на Руси плевали за деньги
Лупить палкой по воде, причитать, метко плеваться, делить одну шкуру на множество хвостов и ловко рыться в мусорной куче — все эти странные занятия обеспечивали прожиточный минимум нашим предкам
Луна: инструкция по применению
Андрей Гориченский
28 января 2023
Луна: инструкция по применению
Человечество в 2020-х намерено снова высадиться на Луну и начать ее обживать.
Рассказываем, чем она может оказаться полезна землянам в будущем
Эксперты рассказали, куда полетят россияне на грядущих праздниках
29 января 2023
Двухметровый меч и бронзовое зеркало найдены в кургане IV века в Японии
29 января 2023
Маленький геккон проделал 5000 км в коробке с клубникой и выжил в холодильнике
28 января 2023
Названы победители конкурса подводной фотографии Ocean Art
28 января 2023
Самые большие астероиды и их движение: топ-10
Топ-10 зоопарков России
Самые умные животные
Что едят бегемоты?
Самая низкая температура на Земле
Существует ли самое большое число?
Самые большие аквапарки мира
Пещера Альтамира и палеолитическое наскальное искусство Северной Испании — Карты
Ваш браузер не поддерживает джаваскрипт.
настроить фильтр
Список Пещера Альтамира и палеолитическое пещерное искусство…
- Описание
- Карты
- Документы
- Галерея
- Видео
- Индикаторы
Несколько локаций (18)
| ID | Имя и местонахождение | Государство-участник | Координаты | Свойство | Буферная зона |
|---|---|---|---|---|---|
| 310-001 | Альтамира | Испания |
N43 22 56,99 Ж4 7 13 |
0,32 га | 16 га |
| 310-002 | Ла-Пенья-де-Кандамо | Испания |
N43 27 21. 00 П6 4 21.00 |
99,97 га | |
| 310-003 | Тито Бустилло | Испания |
N43 27 39,00 Ж5 4 4,00 |
243,38 га | |
| 310-004 | Ковасиелла | Испания |
N43 19 5,00 W4 52 30,00 |
11. 336 га
|
|
| 310-005 | Ллонин | Испания |
N43 19 50,00 П4 38 43,00 |
17,37 га | |
| 310-006 | Эль Пиндаль | Испания |
N43 23 51,00 П4 31 58,00 |
69,37 га | |
| 310-007 | Чуфин | Испания |
N43 17 26,00 П4 27 29,00 |
16,65 га | |
| 310-008 | Орнос-де-ла-Пенья | Испания |
N43 15 40,00 П4 1 47,00 |
25. 05 га
|
|
| 310-009 | Монте Кастильо — Эль Кастильо | Испания |
N43 17 28,00 Ж3 57 51,00 |
68,93 га | |
| 310-010 | Монте-Кастильо — Лас-Монедас | Испания |
N43 17 28,00 Ж3 57 51,00 |
68,93 га | |
| 310-011 | Монте Кастильо — Ла Пасьега | Испания |
N43 17 28,00 Ж3 57 51,00 |
68,93 га | |
| 310-012 | Монте Кастильо — Лас Хименеас | Испания |
N43 17 28,00 Ж3 57 51,00 |
68,93 га | |
| 310-013 | Эль Пендо | Испания |
N43 23 17,00 Ж3 54 44,00 |
63,79 га | |
| 310-014 | Ла Гарма | Испания |
N43 25 50,00 W3 39 57,00 |
100. 07 га
|
|
| 310-015 | Коваланас | Испания |
N43 14 44,00 Ж3 27 8,00 |
1 374,4 га | |
| 310-016 | Сантимаминье | Испания |
N43 20 47,00 П2 38 12,00 |
98,8 га | |
| 310-017 | Экаин | Испания |
N43 14 9,00 П2 16 31,00 |
14,59 га | |
| 310-018 | Альтсерри | Испания |
N43 16 7,00 W2 8 2,00 |
15 га |
Загрузка объектов всемирного наследия в различных форматах (RSS/XML/KML)
Карты
| Дата | Титул | |
|---|---|---|
2007 г.
|
Альтамира и палеолитическое наскальное искусство, карта уточнения ядра и буферной зоны / принято | |
| 2007 г. | Пещера Альтамира и ее буферные зоны Уточнение/принято | |
| 2016 | Пещера Альтамира и наскальное искусство эпохи палеолита в Северной Испании — Карта памятников, внесенных в список |
Известные наскальные рисунки могут быть не от людей : NPR
Знаменитые наскальные рисунки могут быть не от людей Жуткие трафаретные рисунки человеческих рук в испанских пещерах могут быть вовсе не от людей.
Новые методы датировки рисунков предполагают, что некоторые из наскальных рисунков могли быть нарисованы неандертальцами.
-
- NPR Один
- Подкасты Apple
- Спотифай
- Подкасты Google
- Амазонка Музыка
- Амазонка Алекса
- RSS-ссылка
Наука
Утренний выпуск
Знаменитые наскальные рисунки могут быть написаны не людьми
Панно из рук в пещере Эль-Кастильо в Испании.
Новые методы датировки предполагают, что картины могли быть нарисованы неандертальцами, а не людьми, как считалось ранее.
Педро Саура/AAAS/Наука
скрыть заголовок
переключить заголовок
Педро Саура/AAAS/Наука
Знаменитые рисунки на стенах пещер в Европе знаменуют собой начало фигуративного искусства и большой скачок вперед для человеческой культуры.
Но теперь новый метод определения возраста некоторых из этих наскальных рисунков ставит под сомнение их происхождение. Не то, чтобы они были подделками — возможно, их создали не современные люди.
Символ на потолке пещеры Альтамира в Испании был датирован более чем 35 600 лет назад, что делает его примерно на 20 000 лет старше бизона на заднем плане.
Педро Саура/AAAS/Наука
скрыть заголовок
переключить заголовок
Педро Саура/AAAS/Наука
Символ на потолке пещеры Альтамира в Испании был датирован более чем 35 600 лет назад, что делает его примерно на 20 000 лет старше бизона на заднем плане.
Педро Саура/AAAS/Наука
Считается, что первые европейские наскальные рисунки были сделаны более 30 000 лет назад. Большинство изображают животных и охотников. Некоторые из самых жутких — это трафареты человеческих рук, сделанные, по-видимому, путем распыления краски на руку, поднесенную к стене.
Но теперь ученые предполагают, что это не человеческие руки, по крайней мере, в некоторых пещерах в Испании.
Алистер Пайк, археолог из Бристольского университета в Англии, который использовал новый метод, чтобы получить новые даты для некоторых из этих картин, говорит, что они старше, чем думали люди, и они могут быть еще до прибытия людей в Европу.
«Мы говорим о том, что должны принять во внимание возможность того, что эти картины были сделаны неандертальцами», — говорит Пайк. Это были ближайшие родственники человека, но они не наш вид.
Пайк говорит, что некоторым из этих картин в Испании не менее 40 800 лет. В то время неандертальцы бегали по Европе 200 000 или 300 000 лет. Современные люди только что прибыли из Африки.
Пайк допускает, что, возможно, современные люди прибыли в Европу с палитрой и красками в руках, готовые раскрасить город.
Но картины могли быть и старше. Техника Пайка датирует возраст карбоната кальция, который естественным образом образует слои поверх картин. Это что-то вроде природного шеллака. Очевидно, картины должны были быть сделаны до сформировался первый слой.
Общий вид пещеры Эль-Кастильо в Испании. Археологи говорят, что они не могут быть на 100 процентов уверены, что картины были нарисованы неандертальцами, но есть «большая вероятность». Педро Саура/AAAS/Наука скрыть заголовок
переключить заголовок
Педро Саура/AAAS/Наука
Общий вид пещеры Эль Кастильо в Испании. Археологи говорят, что они не могут быть на 100 процентов уверены, что картины были нарисованы неандертальцами, но есть «большая вероятность».
Педро Саура/AAAS/Наука
Археолог Жоао Зильяо из Университета Барселоны является частью команды, выполнявшей работу.
Он говорит, что его чутье подсказывает ему, что это искусство неандертальцев.
«Мы не можем быть на 100% уверены, что это сделали они, — говорит Зильхао. «Я думаю, что существует большая вероятность. Я считаю, что доказательства символического поведения неандертальцев уже существуют».
Неандертальцы сделали ритуальные захоронения. Из них делали декоративные бусы и другие украшения. Пайк также отмечает, что данные ДНК теперь предполагают, что современные люди и неандертальцы скрещивались.
«Почему должно быть удивительно, что неандертальцы создавали искусство?» — говорит Пайк.
Это действительно удивляет таких археологов, как Пэт Шипман, посвятивший всю жизнь изучению символического поведения. Она задается вопросом, почему неандертальцы ждали, пока не появятся люди, чтобы захотеть рисовать.
«Хорошо, неандертальцы жили там 300 000 лет, и они этого не делают», — говорит Шипман. «Если они не делали этого раньше, почему они вдруг начали делать это в этот момент?»
Шипман отмечает, что задолго до того, как люди совершили путешествие из Африки в Европу, они делали всевозможные символические артефакты — охристые штрихи на камне или симметричные знаки на страусиных яйцах.
00
336 га
05 га
07 га
