Сады Гранады. Альгамбра и Генералиф. Alhambra & Generalife | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство
Знаменитые сады и парки
Сады средневековья
Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада — испано-мавританский. Это небольшой дворик (200—1200 м²) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или оградой, представляет собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом.
Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов — Альгамбре (650 X 200 м) и Генералифе (площадь 80X100 м).
Альгамбра (исп. Alhambra, от араб. قصر الحمراء каср аль-хамра — «красный замок») — архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании. Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии Насридов (1230—1492), при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата на Иберийском полуострове, а Альгамбра — их резиденцией (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку). В состав обширного комплекса, заключенного в крепостные стены с башнями, входили также мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. В настоящее время является музеем исламской архитектуры.
В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47 Х 33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орнаментом. В центре находится бассейн (7X45 м), вытянутый по длинной оси и обрамленный рядами стриженого мирта. Главным эффектом является отражение аркады башни в воде бассейна. Двор львов (28 X 19 м) также окружен стенами и аркадой, пересечен двумя взаимно перпендикулярными каналами, в центре которых находится фонтан из двух алебастровых ваз, поддерживаемых 12 черными мраморными львами.
Алькасаба (от арабского слова аль-касба, означающего «крепость») — цитадель Альгамбры; именно здесь были построены первые укрепления.
Площадь Водоемов (Plaza de los Aljibes) расположена между Алькасабой, с одной стороны, и дворцами Насридов и дворцом Карла V — с другой. Получила название от подземных цистерн, выкопанных в этом месте графом де Тендилья в 1494 г. С нее туристы входят в Алькасабу.
Дворец Насридов состоит из трех монументальных ансамблей: Мешуара — здания для аудиенций и судов, дворца Комарес — официальной резиденции эмира, Дворца Львов — частных апартаментов.
Парталь (Partal, от арабского слова, означающего «портик») — зона к востоку от дворца Насридов. Изредка ее называют двором Смоковницы (Patio de la Higuera). Значительную ее часть ранее составлял дворец Парталь (Palacio del Partal), или дворец Портика (Palacio del Pórtico), построенный раньше насридских дворцов — в начале XIV в.
Фрагмент генерального плана Гранады с мавританским акрополем (1) и загородным летним дворцом (2) |
План садов Главного входа в Альгамбре |
Ансамбль Альгамбра: 1 — Двор мирт, 2 — Двор львов |
Генералиф (план садов): 1 — входы, 2 — нижняя терраса, 3 — двор c каналом, 4 — беседка, 5 — Сад султанши, 6 — верхняя терраса, 7 — каскад |
Ансамбль Генералиф (исп. Generalife, от араб. Jannat al-‘Arif — «сад архитектора») — Генералиф (исп. Generalife, от араб. Jannat al-‘Arif — «сад архитектора») — бывшая летняя резиденция эмиров династии Насридов, правивших Гранадой в XIII—XIV веках. Сады Генералифа находится на холме Серро-дель-Соль на 100 м выше Альгамбры; вместе с расположенными немного западнее крепостью-резиденцией Альгамбра и жилым районом Альбайсин, которые образуют средневековую часть города, Генералиф включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «бесценный пример королевских арабских резиденций средневекового периода».
Дворец и сады были построены в период правления Мухаммеда III (1302—1309) и заново декорированы вскоре после султана Измаила I (1313—1324). Комплекс включает в себя Патио-де-ла-Асекиа (Patio de la Acequia — «двор ручья»), в котором располагаются длинный бассейн, окружённый клумбами, фонтаны, колоннады и павильоны, а также Хардин-да-ла-Султана (Jardín de la Sultana — «сад султана»), имеющий второе название — «кипарисовый двор». Хардин-да-ла-Султана считается наиболее хорошо сохранившимся садом мусульманской Испании.
Это комплекс изолированных садов-патио на террасах. Наиболее известен двор с каналом. Он вытянут и окружен аркадой, по центру проложен узкий 40-метровый канал, украшенный двумя рядами фонтанов. Их тонкие струи образуют арочную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.
В целом традиции испано-мавританского сада характеризуются следующими чертами: простота планировки и индивидуальность решения. Планировка регулярная, обусловлена геометрическим планом патио. Сад имеет композиционный центр, чаще всего это бассейн. Вход в сад часто размещается не по центру, а сбоку, тем самым нарушается симметрия, обогащается общая картина сада.
Связь между внутренним замкнутым пространством сада и открытыми внешними видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве.
Вода — основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то стекает по каналам, сделанным в перилах лестниц, то узкой полосой пронизывает плоскость сада, то растекается обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослеживается стремление показать ценность каждой ее капли.
Растительность используется таким образом, чтобы продемонстрировать индивидуальные достоинства каждого экземпляра. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые деревья, жасмин, миндаль, олеандр, розы высаживали свободно. Как архитектурный элемент стрижка применялась редко.
Жаркий климат не позволял использовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась декоративным мощением.
В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цветовой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цветных покрытий. Декоративное мощение — один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Основные цвета — голубой, желтый, зеленый.
Таким образом сформировался испано-мавританский стиль с комплексом своих приемов, соответствующих требованиям времени, природы, национальным традициям.
Генералиф. Патио-де-ла-Асекиа. Generalife. The Court of la Acequia
Генералиф. Сад султана. Generalife. Jardín de la Sultana
Парталь (двор Смоковницы). Альгамбра. Alhambra. Partal (Patio de la Higuera)
Миртовый дворик (Patio de los Arrayanes). Центр композиции всего дворца, почти самое знаменитое место Альгамбры (именно он изображен на верхнем снимке). Посредине дворика находится мраморный водоем размерами 34 х 7,1 м, куда подается вода из двух фонтанчиков по коротким сторонам прямоугольника, за который дворик также называется Патио пруда (Patio del Estanque, Patio de la Alberca). По длинным сторонам он обсажен постриженной изгородью из мирта, по которому двор получил название. По северной и южной сторонам сделаны открытые портики, имеющие по семь полукруглых арок с ажурной резьбой и с колоннами, имеющими капители квадратного сечения (центральная арка выше всех остальных).
Львиный двор (Patio de los Leones) получил свое название из-за фонтана состоящего из двух бассейнов разных размеров и большой чаши, которую поддерживают 12 львов. Эти архаичные изваяния были принесены сюда из старого дворца в Альбайсине. Львы изваяны из особенного полудрагоценного мрамора и расставлены, как лучи звезды. Число львов не случайно. Согласно легенде, 12 львов поддерживали трон царя Соломона. Об этом султану Мухаммеду аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла. Он же и посоветовал султану украсить фонтан фигурами львов. Однако исследователи относят эту историю к легендам, так как львы у фонтана появились якобы только в XVI веке — уже после падения Гранады.
По своей структуре Львиный двор относится к типу мусульманского парка «чор-бак», что в переводе означает «четыре сада». Принцип его построения в следующем: прямоугольное помещение разделяется на четыре равные части двумя каналами, протянутыми по диагонали. На пересечении их располагается фонтан с скульптурами львов. Изо рта каждой скульптуры струя воды бьет прямо в окружающий фонтан канал, вода в который поступает из четырех водоемов под каменным полом зала.
Ажурные аркады Львиного двора опираются на 124 мраморные колонны, гладкие стволы которых являются основным элементом декора. Размер двора составляет 28×16 м. Благодаря сложности оформления участок кажется просторнее. Колонны повторяют ритм узора покрывающего всю поверхность двора. Павильоны украшены сталактитами, выполненными из дерева. Важную роль в композиции играет высокая кровля из черепицы, исполненная в грубоватой манере, что подчеркивает элегантность оформления аркады. С западной и с восточной стороны возведены две беседки, откуда открывается прекрасный вид на львов, чьи «пасти извергают струи воды».
Альгамбра и Хенералифе | Ландшафтный дизайн садов и парков
Знаменитые сады Альгамбры в Гранаде, построенные между 1350 и 1500 гг. очень невелики по размерам. Подобно другим средневековым садам Европы, они находятся во внутренних двориках замка и составляют с ним гармоничный ансамбль. Его площадь всего 13 гектаров. За много километров можно видеть могучий замок, как бы растущий из высокой скалы красноватого цвета. Именно этот цвет дал имя замку: «Альгамбра» означает «красная».
Поднявшись по обрывистым склонам горы и пройдя несколько мрачных ворот, можно попасть в удивительный миниатюрный мир покоя и красоты. Ядро композиции – два дворика, украшенные арками с типичной, так называемой, «мавританской» орнаментикой. Регулярные композиции садов со строго геометрическими планами построения вторят архитектуре дворца, но сами по себе сады не связаны в единое композиционное целое. Их особенностью являются декоративные водоемы и фонтаны, а также использование горшечных культур в садовом убранстве.
Львиный двор, выполненный в персидском стиле шахарбагх, назван так потому, что в центре его стоит фонтан с двенадцатью фигурами львов. Колонны, расположенные вокруг аркад и двух выдвинутых вперед павильонов завершаются богато украшенным сводом, декорированным по штукатурке сложной резьбой и каллиграфическими надписями. Вода из фонтана попадает в кольцевой бассейн и растекается по четырем канальцам, образуя в плане разновидность каменного чор-бака (четыре сада – одна из составляющих традиционных мусульманских садов). На фонтане надпись: «Это – сад, в нем постройки так прекрасны, что Бог не разрешил существовать другой красоте, могущей с ним сравниться».
Миртовый двор совершенно иной. По его продольной оси лежит прямоугольный бассейн, фланкированный двумя рядами фонтанчиков. Большую роль играет зеркальная, поднятая почти до уровня пола поверхность водоема. Бассейн окружен плотным невысоким кольцом стриженых миртовых кустов. С востока и запада тянутся гладкие плоскости побеленных стен с двойными окнами и нишами, а по торцам расположены аркады на невысоких колоннах. Это – центральная часть дворца Комарес – парадной резиденции гранадских правителей.
В старом дворце Альгамбры есть и еще несколько небольших садов, крупнейший из них носит имя Линдарахи, одной из сказочных принцесс в богатой легендами истории дворца.
Горный воздух, яркий свет, голубой небосвод, отраженный водоемами, кипарисы и мирты, апельсиновые деревья и вечнозеленые кустарники, множество душистых цветов создают здесь особую поэтическую атмосферу. Будущий посол США в Испании Ирвинг Вашингтон под впечатлением от этого райского уголка в 1832 г. написал книгу «История Альгамбры». Считается, что овеянная легендами Альгамбра подсказала А.С. Пушкину сюжет «Сказки о золотом петушке».
Если выйти из замка Альгамбры и подняться еще выше по крутой тропе, можно попасть в Хенералифе – женскую, или летнюю, резиденцию. На террасах Хенералифе, лежащих на крутом склоне, разбиты сады с бассейнами, фонтанами, изобилием зелени и цветов. В основе садов Хенералифе – тот же персидский принцип шахарбагх: четыре потока, образующие крест, втекают в центральный павильон или бассейн. Разбивая сады, посвященные Корану, арабские халифы стремились создать совершенные композиции окружающего пространства, воды, растений и архитектурных сооружений.
Из садов открываются удивительной красоты виды на утес Альгамбры и на Гранаду, лежащую далеко внизу, в туманной дымке реки Хениль.
Светлана Казакова, Людмила Белых,
специально для GARDENER.ru
|
Сады Альгамбра в Андалусии
Сады Альгамбры на самом деле называются Хенералифе. Хотя растения и цветы находятся не только там. На территории дворца Альгамбра есть деревья, кустарники, цветущие растения и зелень.
После написания предыдущих сообщений:
- Тайны дворца Альгамбра: Вода
- Дворец Альгамбра Надпись на стене
Я завершаю эту серию из трех частей статьей о растениях и цветах во дворце Альгамбра.
Сады дворца Альгамбра занимают огромное пространство. Расположенные на разных участках территории, они не находятся в одном конкретном районе. Самый известный сад — Generalife . Эти сады менялись на протяжении веков и испытали влияние разных периодов времени.
Дизайн исламского сада ориентирован на спокойствие и созерцание. Всегда есть элементы воды и тени. Ароматические растения также являются важной особенностью.
Лекарственные растения
Растения и цветы, выращиваемые в Альгамбре, были не просто декоративными. Плющ, лавр, тимьян, лаванда, шалфей и розмарин выращивались здесь на протяжении веков. Высаживают из-за их целебных свойств.
Исламские травники использовали открытия греческой медицины в своих исследованиях растений. Они даже практиковали раннюю форму профилактической медицины с использованием растительных сиропов и смесей. Использование листьев, корней, семян и цветов для создания лекарств.
Ирис был универсальным растением в садах Альгамбры. Используется в медицине как стимулирующее и мочегонное средство. Посажен из-за его синих (и белых) цветков. Экстракт луковицы ириса был ингредиентом ликеров и духов.
Огород
Съедобные растения произрастают на этом участке со времен средневековья. Снабжение дворца, двора и армии. Huerto виден чуть ниже театра Хенералифе на длинном проспекте. Еще один огород находится сразу за районом Партал. В Паратас-Бахасе (недалеко от Пасео-де-лас-Торрес) выращивают такие культуры, как бобы, чеснок и артишоки.
Артишоки были не едой, а ингредиентами пива и тоников. Полезны своими целебными свойствами. Греки и римляне выращивали артишоки по всему Средиземноморью.
Помимо капусты, лука и капусты, было много фруктовых деревьев. Гранатовое дерево имеет нежные листья и ярко-оранжевые цветы. Цветение с середины мая по сентябрь, сезон фруктов длится в осенние месяцы. Растение также использовалось из-за его яркого цвета в красителях для дубления и производства шелка.
Мушмула, айва, грецкий орех, вишня и миндальное дерево. Кроме того, там росли тыквы и арбузы.
Декоративные растения
Другие растения были выбраны по их цвету или форме. Выбор периодов цветения будет охватывать разные времена и сезоны. Были бы посажены анютины глазки и бархатцы.
Несмотря на то, что сегодня вы можете увидеть бугенвиллею в Альгамбре, она не была завезена до 18 века. Деревья магнолии были символом статуса. Это вечнозеленое растение было дорогим и труднодоступным. Вокруг дворцовых садов Альгамбры их было бы несколько.
Кипарисы или кусты олеандра становятся архитектурными элементами. Облицовка дорожек или создание структуры на разных участках территории. Кипарисы могут жить до 600 лет. Используемый с римских времен, арабы увеличили его использование по всей Испании.
Самшитовые живые изгороди придают форму и структуру многим дворцовым садам. Вьющиеся растения и прицепы используются для покрытия стен или неинтересных пространств. Примерами являются глициния, плющ, жасмин, розы и трубчатая лиана.
Леса Альгамбры
В 1812 году во время войны на полуострове герцог Веллингтон посадил большую плантацию английских вязов в Альгамбре, создав густой лес. На самом деле это место использовалось в качестве солдатских казарм и пострадало во время оккупации Наполеона. К счастью, в 1828 году была предпринята реставрация пострадавшего здания, чтобы сохранить памятник, который мы видим сегодня.
Ароматические растения
Определенные растения и деревья были выбраны из-за их запаха. Или даже за их чувственные качества, чтобы поднять дух. Жасмин, конечно, пожалуй, самое очевидное растение. Используемый в парфюмерии, он также использовался в медицине для лечения головной боли или в качестве успокаивающего средства. (лечение сухоцветами)
Апельсиновые деревья ценились за их ароматные цветы. Называется Азахар по-испански. Севилья Апельсиновые деревья были завезены из Азии арабами примерно в 9 веке и являются ключевой особенностью исламских садов.
Розы в Альгамбре
Розы тоже были очень важны в этих садах. Используется по-разному, в альпинистских экспозициях или высаживается в регулярных садах. Дамасская роза до сих пор выращивается в Альгамбре. Присутствующее в первоначальных садах, розовое масло использовалось для парфюмерии ковров и для процедур в хаммаме.
Лаванда, розмарин и тимьян были ароматными и лекарственными растениями, популярными на протяжении всей истории. В Альгамбре миндаль и конский каштан также присутствовали специально для их аромата.
Парталь
Большой бассейн за пределами Паласио дель Парталь доминирует над пространством, с Ораторией с одной стороны. На самом деле эта часть сада, вероятно, самая старая, которую мы посещаем в наши дни. Частичные сады состоят из двух частей. Нижняя (видна выше) и верхняя часть (рядом с церковью Санта-Мария-де-ла-Альгамбра). Эта верхняя часть раньше была улицами и зданиями.
Соединение главной улицы «Calle Real» с дворцом Партала и Насрида. Справа от куббы (направляясь к выходу из сада) вы можете заметить большое миртовое дерево с розовыми цветами. Обратите внимание на кувшинки и лягушек в этой верхней части пруда, когда вы движетесь вверх к Calle Real.
Знаете ли вы, что во дворце кувшинки использовались для ароматизации помещений?
Генералифе
Название Хенералифе происходит от арабского Джинна аль-Ариф – Сад прославленных. Когда мы въезжаем в Хенералифе, первой частью является Патио-де-ла-Асекия. Этот исламский сад изменился с 13 века. Хотя основную часть оригинальной планировки можно увидеть и сегодня.
Основное внимание в этом саду уделяется воде и ощущению покоя, когда вы слышите движение воды. Гранатовые деревья и большая буганвиллея — самые важные растения, которые следует отметить в этой части сада.
Нижний сад Хенералифе
Пройдя мимо Патио-де-ла-Асекия и двигаясь вверх, мы подходим к Кипарисам Султаны. На этом месте мог быть средневековый хаммам. Эти фонтаны были пристройкой 16 века.
Верхний сад Хенералифе
Снова двигаясь вверх по лестнице мимо львов над каменной лестницей, мы попадаем в Верхние сады. Отсюда вы можете насладиться видом на дворец Альгамбра и город Гранада внизу. Этот раздел садов является самым новым из 19го века и представляет собой более формальный дизайн сада. С самшитовыми изгородями, низкими фонтанами и примечательной магнолией. Это приводит к одному из моих основных моментов Generalife.
Эскалера-де-Агуа
Лестница, известная как Эскалера-де-Агуа , известна с 16 века. Эта лестница, соединяющая верхние и нижние сады, имеет три марша. Все покрыто аркой из зелени, чтобы создать тень.
Поручни снабжены проточной водой, что создает свежую атмосферу в жаркие летние дни.
Посещение садов Альгамбры
Общий входной билет включает в себя Generalife. Однако вы можете захотеть посетить Хенералифе только в рамках специальной экскурсии по садам Альгамбры.
Если вас особенно интересуют растения Альгамбры, это лучший вариант. Посещение всей Альгамбры и Хенералифе за один день может быть ошеломляющим. Столько информации и много прогулок.
Территория Альгамбры огромна, а ее история насчитывает более 1000 лет, так что за один день можно многое освоить.
Практические советы по осмотру садов Альгамбры
- Сад Хенералифе имеет закрытый вход только для обладателей билетов.
- Если у вас общий билет на Альгамбру, он включает посещение Хенералифе в тот же день.
- Вам нужно предъявить билет, чтобы войти в Хенералифе.
- В садах Хенералифе много ступенек. Они находятся на разных уровнях.
- Большая часть маршрута проходит снаружи, и в некоторых местах не так много тени. Используйте защиту от солнца в теплые дни.
- Летом в театре Хенералифе проходят концерты. Подробнее: Международный музыкальный танцевальный фестиваль + Летнее фламенко в Гранаде
Туристические ресурсы для планирования поездки
Вот несколько ресурсов, которые помогут вам спланировать поездку в Гранаду:
-
- Найдите идеальный отель или квартиру на Booking.com
- Получите идеальное предложение по аренде автомобилей.
- Спланируйте свое путешествие с помощью этих путеводителей
- Узнайте больше из местных гидов и опыта.
- Не забудьте оформить туристическую страховку
Краткое изложение
История райских садов и дворов Альгамбры
Вдохновленная самим раем, гранадская Альгамбра обладает силой уносить нас от забот внешнего мира. Несмотря на то, что его фотографируют тысячи раз в час каждый день, дворец по-прежнему вызывает ощущение очарования, которое невозможно воспроизвести. Его сады и дворы образуют всеобъемлющий сенсорный опыт, где внутреннее и внешнее пространство смешиваются, а земное становится небесным.
Легенды об Альгамбре найти легче, чем факты. Никто не может предоставить исчерпывающее руководство для такого сложного сайта. Удивительное количество информации об этом — даже из обычно надежных источников — является предположением или неточным. Часть тайны Альгамбры исходит из ее многослойной истории; то, что мы видим сегодня, в значительной степени является реставрацией, но первоначальный дизайн сам по себе был воспоминанием о потерянном райском саду.
Ориентация
Многие считают Альгамбру третьим и последним крупным исламским памятником средневековой Испании после Мескиты в Кордове и Алькасара в Севилье. Комплекс, построенный династией Насридов, когда-то был городом с населением до 40 000 человек, раскинувшимся на холме Сабика.
В нижней части склона, с видом на город, форт Алькасаба включает в себя самые старые постройки на этом месте. Сегодня посетители входят в среднюю часть, которая включает в себя основные постройки эпохи Насридов, а также дворец и музей Карла V. Во дворцах Насридов есть ряд помещений — общественных и частных — занятых королевской семьей и их приближенными. Через ущелье сады Хенералифе служили личным убежищем короля, в то время как более дикие участки за пределами устраивали охоту и другие мероприятия на свежем воздухе.
До Насридов
Сады как рай
История Альгамбры начинается на Ближнем Востоке с происхождения «райского сада». В жарком и сухом климате региона сады и вода почитались как источник жизни и отражение божественного. Люди начали создавать обнесенные стеной сады около 12 000 лет назад. Письменные и изобразительные описания восходят к древнейшим цивилизациям, в том числе к шумерскому эпосу о Гильгамеше. В Месопотамии растущие города вели к каналам, городским садам и дворцам с внутренними садами. Возникли легенды: висячие сады Вавилона, ассирийский сад наслаждений и библейский Эдемский сад. В конце концов греческий путешественник Ксенофонт перевел персидское слово, обозначающее огороженный сад, pairidaeza , в paradeisos , или «рай».
Ко времени Кира Великого (590–530 гг. до н. э.) персы заложили основы садовой традиции, использовавшейся в Альгамбре. Наряду с передовыми технологиями, такими как строительство подземных водоводов длиной до 80 км для подачи воды, они формализовали знаменитый план сада, состоящий из четырех частей. Схема chah ā r-b ā gh состоит из квадрата, разделенного на четыре равные части парой пересекающихся проходов или водотоков.
Эскалера-дель-Агуа , или Водная лестница
Мусульманские тексты описывают рай как серию садов с частыми упоминаниями воды и различных растений в Коране. Вода олицетворяет чистоту, очищение и освежение; растения, имеющие религиозное значение, включают мирт, пальму, кипарис, оливу, инжир, гранат и виноград. Некоторые говорят, что сад, состоящий из четырех частей, символизирует четыре райские реки, которые текут с молоком, медом, вином и водой. Симметричная планировка вводит идею повторения, широко используемую в исламской архитектуре.
Райские сады часто включают в себя растения для употребления в пищу и лекарства, а также некоторые декоративные элементы. Из них наиболее знаковыми могут быть цитрусовые и другие фруктовые деревья, лаванда, розы, фиалки и лилии.
Коран называет воду основой творения, и она играет центральную роль в исламских садах. В садах Альгамбры он присутствует повсюду в бесчисленных формах. Сверкающие капли, летящие по воздуху, создают фокус, а прозрачные струи создают тихий акцент. Иногда в стоячих лужах он почти исчезает за отражением окружающей среды. Вода также создает звуковой пейзаж, журча по каналу, журча из фонтана, брызгая из струи или бесшумно наполняя бассейн. Он может даже нести запах, например, когда разбрызгиватели бегут по затененным дорожкам утром.
В отличие от английских садов, которые побуждают посетителей гулять, исламский стиль делает упор на расслабление и покой.Садовая революция
На земле вокруг Гранады были сады с тех пор, как существуют записи о человеческих поселениях. В то время как другие части Испании предлагали выгодные возможности для добычи полезных ископаемых, римляне, прибывшие во II веке до н. э. признал, что богатство Гранады лежит в плодородной равнине у подножия гор Сьерра-Невада. Римляне начали управление водными ресурсами, используя источники и строя цистерны для сбора воды. Но именно арабы и берберы, прибывшие в восьмом веке, сделали Альгамбру возможной.
Плиний Старший писал, что Гранада «превосходит все другие провинции богатством возделываемых земель и особым плодородием и красотой растительности». Сегодня сайт продолжает традицию включения продуктивных huertas а также увеселительных садов.Точно так же, как римляне изменили мир своим инженерным гением, исламская культура изменила его своим даром садоводства. Пиренейский полуостров в средние века был свидетелем революций в управлении водными и земельными ресурсами, притока новых растений, импортированных со всего Средиземноморья, и систематических исследований размножения. Крупномасштабное строительство на холме Сабика потребовало инновационной системы водяных колес, насосов и трубопроводов для подачи воды на участок.
При Насридах
Насриды правили Гранадским королевством с 1232 по 1492 год. Как последняя мусульманская династия в Испании, они занимали шаткое положение между внешней христианской угрозой и внутренней борьбой за власть. Семь из первых девяти королей были убиты, а многие более поздние короли были изгнаны хотя бы один раз. (Мухаммед IX управлял четырьмя отдельными правлениями.) Бурная политика вынудила комплекс Альгамбры расти по частям без общего плана. В конце концов на этом месте появится что-то вроде шести отдельных дворцов, хорошо подходящих для размещения множества конкурирующих фракций.
По мере того, как христиане постепенно захватили Пиренейский полуостров, Гранада стала хранилищем мусульманской культуры. Но даже когда город процветал, его жители знали, что он может не выжить. Короли Насридов решили строить из таких материалов, как лепнина и плитка, а не из мрамора и бронзы, чтобы увеличить скорость строительства.
Здания, которые теперь соединены, изначально были отдельными строениями, окруженными дорогами и зданиями, которых больше не существует. Большинство нынешних названий стали использоваться после периода Насридов и не указывают, как могло функционировать это пространство. Например, Sala de Dos Hermanas , Зал двух сестер, назван в честь пары каменных плит, в то время как «Дворец львов» на самом деле мог быть медресе или религиозным колледжем. Еще больше усложняет ситуацию то, что многие из зданий, вероятно, в разное время служили разным целям. Традиционная исламская архитектура имеет тенденцию не назначать фиксированные функции каждой комнате, вместо этого полагаясь на переносную мебель для определения пространства.
Окна располагались низко на стене, что идеально для тех, кто сидит на подушке.Многие сады напоминали открытые комнаты. Большинство грядок были затоплены, оставляя относительно ровную поверхность – почти ковер из зелени. Можно было бы добавить текстиль и ширмы, чтобы создать тень, а подушки превратили бы пространство в гостиную.
Тем временем комнаты расширили дворовое пространство. Помимо того, что они определялись рядами колонн вместо сплошных стен, они отличались теми же материалами и декоративными акцентами, что даже протягивали каналы воды внутрь. Некоторые орнаменты намеренно напоминают мир природы, возможно, наиболее эффектно они представлены в замысловатых мукарнас .
Стандартное описание мукарна как «сталактитового свода» намекает на его внешний вид, который может вызывать ассоциации с пещерой. Это связано со значением пещер в мусульманских текстах и многими формами мистицизма. Однако поэзия на стенах намекает на другую интерпретацию. В Зале двух сестер стих Ибн Замрака уподобляет купол мукарнаса звездному небу. Сегодня остались только следы краски, но мы можем представить себе сине-золотые цвета Насрида, превращающие лепнину в небесный купол, особенно при свечах.
Загадочный Двор Львов и сегодня продолжает вдохновлять художников и исследователей головоломок. Сами львы породили бесчисленное множество легенд и теорий, тем более что исламское искусство обычно избегает изображений животных. Неясно, сделал ли их абстрактный стиль их менее провокационными, чем изображения людей на потолке Зала царей, но в стихотворении о бассейне они упоминаются как метафора военной мощи короля. Еще одна пара львов, возможно, работы того же скульптора, когда-то сидела в квартале Альбайсин 9.0036 Маристан больница.
Вблизи становятся очевидными тонкие различия во львах.После Насридов
Хотя большая часть Альгамбры не сохранилась, комплексу могло быть хуже. Католические монархи Фердинанд и Изабелла провели некоторые ремонтные работы после того, как взяли под свой контроль Гранаду в 1492 году. Император Священной Римской империи Карл V также был захвачен этим местом, хотя он счел необходимым добавить свой собственный неблагозвучный дворец. В конце концов известность Гранады пошла на убыль, как и интерес к Альгамбре.
Испанцы начали использовать части Альгамбры в качестве тюрьмы в 17 веке. Позже в нем жили инвалиды-солдаты, кочующие цыганские кланы, случайные путешественники и даже домашний скот. Землетрясения и пожары нанесли дополнительный ущерб, но самым страшным бедствием стала оккупация французскими войсками во время наполеоновских войн. Увлечение генерала восточными культурами положило начало европейскому увлечению, которое превратило Альгамбру в экзотический «восточный» памятник. К сожалению, это привело к потоку посетителей, которые разграбили это место и сняли резьбу со стены в качестве сувениров.
Реставрация
К 1870 году отчеты Вашингтона Ирвинга и других подняли авторитет Альгамбры настолько, что она была объявлена национальным памятником. Но из-за отсутствия документации реставрация оказалась сложной задачей. Несмотря на сложную математику, необходимую для украшения, структуры не планировались на бумаге. Следовательно, наши единственные современные источники информации о том, как могло выглядеть это место в период его расцвета, исходят из письменных описаний, в основном от иностранных посетителей.
Анализ почвы дал информацию о наличии конкретных растений, но расположение садов представляет собой еще большую загадку, чем здания. Большинство из них были «отреставрированы» около века назад с обильным использованием живой изгороди из самшита в итальянском стиле и других анахронизмов.
На более широком уровне Альгамбра сегодня представляет собой хорошее приближение к состоянию земли в эпоху Насридов, с участками, предназначенными для сельского хозяйства ( huertas ) и полосами дикой природы в верхней части. В некоторых случаях реставрация включает в себя вдохновенное сочетание ландшафтного дизайна с археологией. Например, в Патио-де-Мачука есть стена из кипариса, посаженная там, где когда-то стояла каменная стена.
Планирование посещения
Билеты в Альгамбру распродаются заранее, поэтому крайне важно бронировать их за несколько месяцев на веб-сайте Альгамбра-Хенералифе. Обратите внимание, что посетители должны иметь при себе паспорт или удостоверение личности в день посещения.
Хотя поначалу возможности билетов могут показаться огромными, все они предлагают варианты в одних и тех же трех областях. Первый тип включает однодневный пропуск во весь комплекс с доступом к форту Алькасаба, дворцу и музею Карла V, а также к садам Хенералифе. Билеты второго типа покрывают вход во дворцы Насридов и требуют резервирования определенного времени входа. Третий вариант предлагает доступ к некоторым меньшим памятникам эпохи Насридов в других частях города. Мы рекомендуем билет «Dobla de Oro», который включает в себя доступ к андалузским памятникам, описанным в нашем посте о квартале Альбайсин.