Сальвадор Дали — Картины, предметы искусства и часы
(1904-1989)
Кем был Сальвадор Дали?
С раннего возраста Сальвадора Дали поощряли заниматься своим искусством, и в конце концов он продолжил обучение в академии в Мадриде. В 1920-х годах он отправился в Париж и начал взаимодействовать с такими художниками, как Пабло Пикассо, Рене Магритт и Миро, что привело к первой фазе сюрреализма Дали. Он, пожалуй, наиболее известен своей картиной 1931 года «Постоянство памяти », на которой показаны тающие часы в пейзажной обстановке. Подъем фашистского лидера Франсиско Франко в Испании привел к исключению художника из движения сюрреалистов, но это не помешало ему заниматься живописью.
Молодость
Дали родился Сальвадор Фелипе Хасинто Дали и Доменек 11 мая 1904 года в Фигерасе, Испания, расположенном в 16 милях от французской границы в предгорьях Пиренейских гор. Его отец, Сальвадор Дали-и-Куси, был юристом и нотариусом из среднего класса. У отца Дали был строгий дисциплинарный подход к воспитанию детей — стиль воспитания детей, который резко отличался от стиля его матери, Фелипы Доменек Феррес. Она часто баловала молодого Дали его искусством и ранней эксцентричностью.
Говорят, что молодой Дали был не по годам развитым и умным ребенком, склонным к приступам гнева на своих родителей и одноклассников. Следовательно, Дали подвергался яростным актам жестокости со стороны более доминирующих учеников или его отца. Дали-старший не терпел выходок и эксцентричности сына и жестоко наказывал его. Их отношения ухудшились, когда Дали был еще молод, что усугублялось соперничеством между ним и его отцом за привязанность Фелипы.
У Дали был старший брат, родившийся за девять месяцев до него, также по имени Сальвадор, который умер от гастроэнтерита. Позже Дали часто рассказывал историю о том, как, когда ему было 5 лет, родители отвели его на могилу старшего брата и сказали, что он реинкарнация своего брата. Дали вспоминал, что в метафизической прозе, которую он часто использовал, «[мы] были похожи друг на друга, как две капли воды, но у нас были разные отражения». Он «был, вероятно, первой версией меня, но слишком много воспринимал в абсолюте».
Дали вместе со своей младшей сестрой Аной-Марией и родителями часто проводил время в своем летнем доме в прибрежной деревне Кадакес. В раннем возрасте Дали создавал очень сложные рисунки, и оба его родителя активно поддерживали его художественный талант. Именно здесь его родители построили ему художественную студию, прежде чем он поступил в художественную школу.
Признав его огромный талант, родители Дали отправили его в школу рисования при Colegio de Hermanos Maristas и Instituto в Фигерасе, Испания, в 1919 году.16. Он не был серьезным учеником, предпочитая мечтать в классе и выделяться как эксцентричный класс, одетый в странную одежду и с длинными волосами. После первого года обучения в художественной школе он открыл для себя современную живопись в Кадакесе во время отпуска с семьей. Там он также познакомился с Рамоном Пишо, местным художником, который часто бывал в Париже. В следующем году его отец организовал в семейном доме выставку рисунков Дали углем. К 1919 году у молодого художника состоялась первая публичная выставка в Муниципальном театре Фигераса.
В 1921 году мать Дали, Фелипа, умерла от рака груди. В то время Дали было 16 лет, и он был опустошен потерей. Его отец женился на сестре своей покойной жены, что не сблизило младшего Дали с его отцом, хотя он уважал свою тетю. Отец и сын сражались по разным вопросам на протяжении всей своей жизни, вплоть до смерти Дали-старшего.
Художественная школа и сюрреализм
В 1922 году Дали поступил в Академию Сан-Фернандо в Мадриде. Он остался в студенческом общежитии школы и вскоре вывел свою эксцентричность на новый уровень, отрастив длинные волосы и бакенбарды, и одеваясь в стиле английских эстетов конца 19 века.век. В это время на него повлияло несколько различных художественных стилей, в том числе метафизика и кубизм, которые привлекли к нему внимание однокурсников, хотя он, вероятно, еще не полностью понял кубистское движение.
В 1923 году Дали был отчислен из академии за критику своих учителей и якобы начало бунта среди студентов по поводу выбора академией профессорской должности. В том же году он был арестован и ненадолго заключен в тюрьму в Жироне за якобы поддержку сепаратистского движения, хотя на самом деле Дали в то время был аполитичным (и оставался таковым на протяжении большей части своей жизни). Вернулся в академию в 1926, но был навсегда исключен незадолго до выпускных экзаменов за то, что заявил, что ни один из преподавателей не обладает достаточной компетенцией, чтобы экзаменовать его.
Во время учебы в школе Дали начал изучать многие формы искусства, включая классических художников, таких как Рафаэль, Бронзино и Диего Веласкес (от которого он перенял свои фирменные закрученные усы). Он также пробовал себя в авангардных художественных движениях, таких как дадаизм, движение против истеблишмента после Первой мировой войны. В то время как аполитичный взгляд Дали на жизнь мешал ему стать строгим последователем, философия Дада влияла на его творчество на протяжении всей его жизни.
Между 1926 и 1929 годами Дали совершил несколько поездок в Париж, где встретился с влиятельными художниками и интеллектуалами, такими как Пикассо, которого он почитал. За это время Дали написал ряд работ, в которых отразилось влияние Пикассо. Он также познакомился с Хуаном Миро, испанским художником и скульптором, который вместе с поэтом Полем Элюаром и художником Магриттом познакомил Дали с сюрреализмом. К этому времени Дали работал со стилями импрессионизма, футуризма и кубизма. Картины Дали стали ассоциироваться с тремя общими темами: 1) вселенная и ощущения человека, 2) сексуальная символика и 3) идеографическая образность.
Все эти эксперименты привели Дали к первому периоду сюрреализма в 1929 году. Эти картины маслом представляли собой небольшие коллажи из образов его сновидений. В его работах использовалась дотошная классическая техника, на которую оказали влияние художники эпохи Возрождения, что противоречило пространству «нереального сна», которое он создал со странными галлюцинаторными персонажами. Еще до этого периода Дали был заядлым читателем психоаналитических теорий Зигмунда Фрейда. Важным вкладом Дали в сюрреалистическое движение было то, что он назвал «параноико-критическим методом», умственным упражнением по доступу к подсознанию для повышения художественного творчества. Дали использовал этот метод для создания реальности из своих снов и подсознательных мыслей, тем самым мысленно изменяя реальность так, как он хотел, а не обязательно так, как было. Для Дали это стало образом жизни.
В 1929 году Дали расширил свои художественные поиски в мире кинопроизводства, когда он сотрудничал с Луисом Бунюэлем в двух фильмах: Un Chien andalou ( Андалузская собака ) и L’Age d’or (). Золотой век , 1930), первый из которых известен своей начальной сценой — имитация разреза человеческого глаза бритвой. Искусство Дали появилось несколько лет спустя в другом фильме Альфреда Хичкока « Зачарованные » (1945) с Грегори Пеком и Ингрид Бергман в главных ролях. Картины Дали использовались в эпизоде сна в фильме и помогали сюжету, давая подсказки к разгадке секрета психологических проблем персонажа Джона Баллантайна.
В августе 1929 года Дали познакомился с Еленой Дмитриевной Дьяконовой (иногда пишется как Елена Иванорна Дьяконова), русской эмигранткой на 10 лет старше его. В то время она была женой писателя-сюрреалиста Поля Элюара. Между Дали и Дьяконовой возникло сильное психическое и физическое влечение, и вскоре она ушла от Элюара к своему новому возлюбленному. Также известная как «Гала», Дьяконова была музой и вдохновением Дали и в конечном итоге стала его женой. Она помогла сбалансировать — или, можно сказать, уравновесить — творческие силы в жизни Дали. С его диким выражением лица и фантазиями он был не в состоянии справиться с деловой стороной деятельности художника. Гала позаботился о его юридических и финансовых вопросах и заключил контракты с дилерами и организаторами выставок. Они поженились на гражданской церемонии в 1934 году.
К 1930 году Дали стал известным деятелем сюрреалистического движения. Мари-Лора де Ноай, виконт и виконтесса Шарль были его первыми покровителями. Французские аристократы, муж и жена, вложили значительные средства в авангардное искусство в начале 20 века. Одна из самых известных картин Дали, созданных в это время, и, возможно, самая известная работа сюрреалиста, была написана в Постоянство памяти (1931). На картине, иногда называемой « Мягкие часы », изображены плавящиеся карманные часы в пейзажной обстановке. Говорят, что картина передает несколько идей в образе, в основном то, что время не жестко и все разрушимо.
К середине 1930-х годов Дали стал столь же известен своей яркой личностью, как и своими произведениями искусства, и для некоторых искусствоведов первое затмило второе. Дали, часто с чрезмерно длинными усами, плащом и тростью, в публичных выступлениях демонстрировал необычное поведение. В 1934 марта арт-дилер Джулиан Леви представил Дали Америке на выставке в Нью-Йорке, вызвавшей немало споров. На балу, устроенном в его честь, Дали в характерном для него ярком стиле появился со стеклянной витриной на груди, в которой находился бюстгальтер.
Изгнание из сюрреалистов
По мере приближения войны в Европе, особенно в Испании, Дали столкнулся с представителями сюрреалистического движения. На «суде», состоявшемся в 1934 году, он был исключен из группы. Он отказался занять позицию против испанского боевика Франсиско Франко (в то время как такие художники-сюрреалисты, как Луис Бунюэль, Пикассо и Миро), но неясно, привело ли это напрямую к его изгнанию. Официально Дали был уведомлен о том, что его изгнание было связано с неоднократной «контрреволюционной деятельностью, связанной с прославлением фашизма при Адольфе Гитлере». Также вероятно, что члены движения были ошеломлены некоторыми публичными выходками Дали. Однако некоторые историки искусства считают, что его изгнание было вызвано в большей степени его враждой с лидером сюрреалистов Андре Бретоном.
Несмотря на свое исключение из движения, Дали продолжал участвовать в нескольких международных выставках сюрреалистов вплоть до 1940-х годов. На открытии лондонской выставки сюрреалистов в 1936 году он прочитал лекцию под названием «Fantomes paranoiaques atentiques» («Подлинные параноидальные призраки») в гидрокостюме, с бильярдным кием и выгуливая пару русских волкодавов. Позже он сказал, что его одежда была изображением «погружения в глубины» человеческого разума.
Во время Второй мировой войны Дали и его жена переехали в Соединенные Штаты. Они оставались там до 1948 года, когда переехали обратно в свою любимую Каталонию. Это были важные годы для Дали. Метрополитен-музей современного искусства в Нью-Йорке устроил ему собственную ретроспективную выставку в 1941 году. За этим последовала публикация его автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали » (1942). Также в это время внимание Дали сместилось от сюрреализма к его классическому периоду. Его вражда с представителями сюрреалистического движения продолжалась, но Дали казался неустрашимым. Его постоянно расширяющийся ум отваживался на новые предметы.
Театр-музей Дали
В течение следующих 15 лет Дали написал серию из 19 больших полотен на научные, исторические или религиозные темы. Он часто называл этот период «ядерным мистицизмом». За это время его работы приобрели техническое совершенство, сочетая мельчайшие детали с фантастическим и безграничным воображением. Он включал в свои картины оптические иллюзии, голографию и геометрию. Большая часть его работ содержала изображения, изображающие божественную геометрию, ДНК, гиперкуб и религиозные темы целомудрия.
С 1960 по 1974 год Дали посвятил большую часть своего времени созданию Театра-музея Дали (Театр-музей Дали) в Фигерасе. В здании музея раньше размещался Муниципальный театр Фигераса, где Дали увидел свою публичную выставку в возрасте 14 лет (первоначальная постройка 19 века была разрушена ближе к концу гражданской войны в Испании). Через дорогу от Театра-музея Дали находится церковь Сант-Пере, где Дали крестился и принял первое причастие (впоследствии там же состоятся его похороны), а всего в трех кварталах от нее находится дом, где он родился. .
Театр-музей Дали официально открылся в 1974 году. Новое здание было построено из руин старого по одному из проектов Дали и считается крупнейшим в мире сюрреалистическим сооружением, состоящим из ряда пространств, образующих единое целое. художественный объект, где каждый элемент является неотъемлемой частью целого. Сайт также известен тем, что содержит самый широкий спектр работ художника, от его самых ранних художественных опытов до работ, созданных им в последние годы этой жизни. Несколько работ в постоянной экспозиции были созданы специально для музея.
В том же 1974 году Дали разорвал свои деловые отношения с менеджером Питером Муром. В результате все права на его коллекцию были проданы без его разрешения другими руководителями бизнеса, и он потерял большую часть своего состояния. Два богатых американских коллекционера произведений искусства, А. Рейнольдс Морс и его жена Элеонора, знавшие Дали с 1942 года, создали организацию под названием «Друзья Дали» и фонд, чтобы помочь художнику увеличить свое финансовое положение. Организация также учредила Музей Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге, Флорида.
Последние годы
В 1980 году Дали был вынужден уйти из живописи из-за двигательного расстройства, вызывавшего постоянную дрожь и слабость в руках. Он больше не мог держать кисть, он потерял способность выражать себя так, как умел лучше всего. Еще одна трагедия произошла в 1982 году, когда умерла любимая жена и друг Дали Гала. Эти два события отправили его в глубокую депрессию. Он переехал в Пуболь, в замок, который купил и перестроил для Галы, возможно, чтобы спрятаться от публики или, как предполагают некоторые, умереть. В 19В 84 году Дали сильно обгорел во время пожара. Из-за полученных травм он был прикован к инвалидной коляске. Друзья, меценаты и коллеги-художники спасли его из замка и вернули в Фигерас, устроив его в Театре-музее.
В ноябре 1988 года Дали попал в больницу в Фигерасе с сердечным приступом. После непродолжительного выздоровления он вернулся в Театро-музей. 23 января 1989 года в городе своего рождения Дали скончался от сердечной недостаточности в возрасте 84 лет. Его похороны прошли в Театро-музее, где он был похоронен в склепе.
Дело об отцовстве и новая выставка
26 июня 2017 года судья мадридского суда распорядился об эксгумации тела Дали для урегулирования дела об отцовстве. 61-летняя испанка по имени Мария Пилар Абель Мартинес утверждала, что у ее матери был роман с художником, когда она работала горничной у его соседей в Порт-Льигате, городке на северо-востоке Испании.
Судья приказал эксгумировать тело художника из-за «отсутствия других биологических или личных останков» для сравнения с ДНК Мартинеса. Фонд Гала-Сальвадор Дали, управляющий имуществом Дали, подал апелляцию на это решение, но в следующем месяце эксгумация состоялась. В сентябре результаты тестов ДНК показали, что Дали не был отцом.
В октябре того же года художник вернулся в новостях, объявив о выставке в музее Дали в Санкт-Петербурге, Флорида, посвященной его дружбе и сотрудничеству с итальянским модельером Эльзой Скиапарелли. Эти двое были известны совместным созданием «платья-лобстера», которое носила американская светская львица Уоллис Симпсон, которая позже вышла замуж за английского короля Эдуарда VIII.
Пабло Пикассо
«],[»Джексон Поллак
«],[»Жан-Мишель Баския
«]]» tml-render-layout=»inline»>Видео
- Имя: Сальвадор Дали
- Год рождения: 1904
- Дата рождения: 1 мая 1, 1904
- Город рождения: Фигерас
- Страна рождения: Испания
- Пол: Мужской
- Наиболее известен: испанский художник и икона сюрреализма Сальвадор Дали, пожалуй, наиболее известен своей картиной с плавящимися часами «Постоянство памяти».
- Отрасли
- Искусство
- Знак зодиака: Телец
- Школы
- Академия Сан-Фернандо Институт
- Национальностей
- Испанский
- Интересные факты
- Театр-музей Дали считается крупнейшим сюрреалистическим сооружением в мире.
- Театр-музей Дали — это бывшее место, где Дали провел свою первую публичную выставку. Церковь, в которой его крестили и позже похоронили, находится через дорогу, а вырос он в трех кварталах от него.
- Год смерти: 1989
- Дата смерти: 23 января 1989
- Город смерти: Фигерас
- Страна смерти: Испания
Мы стремимся к точности и справедливости. Если вы видите что-то не так, свяжитесь с нами!
- Название статьи: Биография Сальвадора Дали
- Автор: Biography.com Editors
- Название веб-сайта: The Biography.com Website
- URL: https://www. biography.com/artists/salvador-dali
- Дата доступа:
- Издатель: A&E; Телевизионные сети
- Последнее обновление: 12 сентября 2022 г.
- Исходная дата публикации: 3 апреля 2014 г.
- Не беспокойтесь о том, чтобы быть современным. К сожалению, это единственное, чего вы не можете избежать, что бы вы ни делали.
Краткая история сюрреалиста Сальвадора Дали
Словно два верных часовых, мои усы охраняют вход в мое настоящее Селф, Усы Дали , 1954
«Филипп Халсман, порази меня!» в Елисейском музее, 2014 г.
Одна из самых известных фигур в истории искусства Сальвадор Дали (1904–1989) запомнилась не только своим экстравагантным образом и культовыми усами, но и своей творческой деятельностью, которая включала живопись, скульптуру, изделия и декорации. дизайн, а также кино. После своей смерти в 1989 году Дали даже настоял на том, чтобы его похоронили в его собственном музее, дав прочную демонстрацию того, что для художника, как и для его публики, искусство и человек неразделимы.
Самопровозглашенный страдающий манией величия Дали создавал очень личные картины со сказочными образами, созревшими для фрейдистского анализа. «Возможно, именно у Дали впервые окна разума распахнулись настежь», — заметил в 1919 году лидер сюрреалистов Андре Бретон.29, хотя позже поэт вытеснил Дали из сюрреалистического движения. Увлечение Дали сексуальными неврозами и смертностью, наряду с его странной боязнью кузнечиков, наполнили его уникальный вид сюрреализма, который сочетал академический стиль с авангардной тематикой и заложил основу для будущих поколений художников.
Какое значение имеет его работа?
Сальвадор Дали, Явление лица и блюдо с фруктами на пляже , 1938 год.
Реклама
В искусстве, как и в жизни, Дали порвал с условностями и создал новые художественные языки и методы, способные исследовать человеческую психологию. Его карьера началась в Мадридской академии, откуда он был исключен за разжигание студенческого протеста против профессора живописи, которого Дали считал посредственным художником. Движимый желанием перевернуть рациональное и освободить душу, Дали переехал в Париж в 1929 году, чтобы присоединиться к сюрреалистам. В том же году он сотрудничал с испанским режиссером Луисом Бунюэлем для создания первого сюрреалистического фильма «9».0202 Un Chien Andalou (1929), абсурдистский монтаж разрозненных изображений, в том числе монахинь на велосипедах, разлагающиеся трупы ослов и вырезанный бритвой коровий глаз. Хотя он разделял их художественную миссию, Дали не одобрял сюрреалистическую практику автоматизма, процесс спонтанного письма и рисования, который, как говорили, открывает творческое бессознательное. Он предпочитал обдуманное искусство, используя в своих картинах гиперреалистичные приемы старых мастеров, чтобы проиллюстрировать личные страхи и фетиши, такие как его страх перед бессилием и склонность к человеческому заду. Фотореалисты 19 века.60-е и 70-е годы, такие как Чак Клоуз и Ричард Эстес, настолько почитали стиль живописи Дали, что его называли святым покровителем этого популярного американского движения.
В 1930-х годах Дали разработал первые сюрреалистические объекты, такие как ставший культовым телефон-лобстер, а также новую практику создания изображений, которую он назвал «параноидально-критическим методом». Изображения такого рода представляли собой оптические иллюзии и двойные изображения, которые можно было интерпретировать по-разному. Самый известный пример этой техники, «Явление лица и блюдо с фруктами на пляже » (1938 г.) изображает миску с грушами, которая удваивается как женский лоб, а горный пейзаж позади нее также напоминает коричнево-белую собаку. Эти «параноидальные» картины заставляют зрителей задуматься о том, насколько противоречивыми и нелогичными могут быть их собственные зрители, хотя Бретон отверг их как простые «кроссворды». В то время как использование Дали отвратительных сюжетов, таких как демонстрация сексуальных актов или телесных жидкостей, беспокоило его коллег-сюрреалистов, именно нежелание художника осуждать фашизм в середине 19-го века30-х годов, что в итоге привело к его отлучению от группы.
Спасаясь от Второй мировой войны в 1940 году, Дали переехал в Америку, где добился славы и богатства, за что получил анаграмматичное прозвище «Доллары Авиды». За восемь лет своего пребывания в Штатах Дали оформил витрины для Пятой авеню, участвовал в создании декораций для балетов, работал над двумя голливудскими фильмами (« Spellbound » Альфреда Хичкока, 1945, и « Destino », 1945 Уолта Диснея, выпущенный в 2003 году). и написал две книги в дополнение к своим многочисленным работам в области живописи и скульптуры. В Америке Дали извлек выгоду из культуры средств массовой информации, появляясь в телевизионной рекламе, создавая обложки журналов и сотрудничая с культовым фотографом Филиппом Халсманом, что подготовило почву для поп-артистов, таких как Энди Уорхол, сделать то же самое. Хотя некоторые из его современников считали это предприятие низкопробным, Дали стал брендом, одним из первых художников, действительно достигших статуса мировой знаменитости.
Что его вдохновило?
Сальвадор Дали
Постоянство памяти , 1931
Музей современного искусства
реалисты. Работа Фрейда была особенно важна для Дали, чья семейная жизнь как нельзя более нуждалась в кушетке аналитика. Дали был назван в честь своего старшего брата Сальвадора, умершего за девять месяцев до его рождения. Его родители считали Дали реинкарнацией своего брата, оставляя у художника ощущение, что это не он, а память о старшем брате, любимом родителями. Когда Дали был подростком, его мать умерла от рака, а четыре года спустя его отец женился на сестре матери Тиете.
Бурная семейная жизнь Дали снова обострилась в 1929 году, когда Дали назвал одну из своих картин «Иногда я плюю с удовольствием на портрет моей матери (Священное сердце)» , что так разозлило отца Дали, что он изгнал художника из семья. Эти события лежат в основе некоторых из его самых мрачных и тревожных картин, и его личная история постоянно всплывала в его иконографии, поскольку предметы из его прошлого позже были переосмыслены как открытые ящики, разлагающиеся продукты и тающие часы. «Единственная разница между бессмертной Грецией и современностью, — объяснял Дали, — это Зигмунд Фрейд, открывший, что человеческое тело… сегодня полно секретных ящиков, которые способен открыть только психоанализ».
Каталонское воспитание Дали вдохновляло его на протяжении всей его долгой карьеры. В его работах повторяются изображения пейзажа его родного города — равнины Ампурдан — и отсылки к римскому католицизму. Каталонская страсть к еде, возможно, также способствовала склонности Дали превращать предметы в съедобные или плавящиеся формы. «Христос подобен сыру, или, если быть более точным, сырным горам», — объяснил он однажды. Влюбленный в наследие испанской живописи, Дали заполнил свою личную библиотеку томами о Диего Веласкесе, и говорят, что он даже смоделировал по нему свои фирменные усы.
Почему мы до сих пор говорим о нем?
Сальвадор Дали
Невидимый лев, лошадь, спящая женщина. , 1930
Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
Спустя десятилетия после его смерти имя Сальвадора Дали не уменьшилось.