Саутуола альтамира: «Марселино де Саутуола и его открытие Альтамиры»

Альтамира. Первобытная академия художеств

Дон Марселино Санс де Саутуола был археологом-любителем — бродил по испанским пещерам в поисках следов первобытного человека. В 1876 г. он заглянул в пещеру Альтамира в провинции Кантабрия, вход в которую за несколько лет до этого случайно обнаружил охотник из этих мест — его собака застряла в камнях, пришлось спасать её, отодвигая камни, и так открылся проход. В темноте, однако, Саутуола ничего примечательного не заметил — ну, пещера и пещера, да, с какими-то чёрными знаками на сводах, но и только-то. Он хотел начать там раскопки — Саутуолу интересовали не стены, а каменные орудия и останки, скрытые в почве. И кое-что действительно удалось обнаружить в 1879 г., но самое главное «просвещённый идальго» не замечал.

Дону Саутуоле помогла его дочь. Однажды он взял восьмилетнюю Марию с собой, и пока отец ковырялся в культурном слое, девочка рассматривала залы пещеры. Ей, маленькой, нетрудно было пробраться по узким и низким коридорам туда, куда отец ещё не захаживал.

Там она и увидела их — бизонов: «Папа, смотри, быки!». Вот так Мария и открыла самые красивые в мире наскальные рисунки первобытного человека. Находка стала сенсацией. Картины оказались столь впечатляющими, что научный мир отнёсся к ним со скепсисом — не могли примитивные предки так рисовать! На любителя-Саутуолу обрушились профессионалы — мол, на скалах писал художник, якобы гостивший незадолго от «открытия» у дона Марселино. Дона объявили фальсификатором. Прошло больше двадцати лет, прежде чем учёные открыли другие подобные рисунки в разных уголках Европы и признали великое открытие Альтамиры. Произошло это в 1902 г. Но Саутуола скончался раньше, в 1888 г., и пережил долгие годы несправедливых обвинений в шарлатанстве.

Наука затрудняется сказать, когда именно люди начали создавать наскальные изображения при помощи краски. 60 тыс. лет назад? 40 тыс. А может, раньше? Так или иначе, это был homo sapiens, наш вид, которому свойственна тяга к художественному творчеству. Подобных палеолитических пещер с рисунками в возрасте 35 — 11 тыс.

лет в Евразии известно более трёхсот, в том числе на территории России, но большая часть — во Франции и Испании. Рисунки в Альтамире, «королеве расписных пещер» (по выражению Герберта Кюна) — лишь самые совершенные с точки зрения живописи. Богатство цвета и тени, умело выраженные движения животных, гравировка и штриховка, резьба по камню для придания объёма изображениям, использование естественной фактуры каменных сводов — всё это поражает и современных художников. Самая крупная фигура быка — размером 2,2 м, вместе с другими составляет целые композиции. Бизоны и лошади, козлы, олень, кабан и кошка будто оживают, когда на них падает свет играющих языков пламени.
А ведь всё, что имел художник (или художники), — это лампа, резец, древесный уголь, охра и мастерство. Соперничать с ним могли лишь живописцы французской пещеры Ляско («Версаляпервобытной живописи»), которые жили примерно в то же время с разницей всего от одного до нескольких тысячелетий. Некоторые приёмы первобытной живописи среди европейских художников считались новинками 19-го века, но оказалось, что всё это уже было.
Восхищённый посещением Альтамиры Пикассо даже всерьёз говорил, что «ни один из современных художников не смог бы написать такое!»
Учёные по данным культурного слоя и радиоуглеродного анализа образцов древесного угля (довольно точный метод) полагают, что возраст изображений Альтамиры — от 13 до 16,5 тыс. лет (скорее всего около 14 тыс.). 280 метров залов пещеры покрыты рисунками, нарисованными в несколько этапов, — здесь и отдельные фигуры, и большие скопления. Самая прекрасное полотно — так называемый «Большой плафон», 18-метровый потолок одного из залов, покрытый изображениями бизонов и других зверей. Как и другие первобытные художники, мастер из Альтамиры рисовал в основном животных, так как вокруг них вращалось всё существование и быт человека палеолита. Животные — это жизнь, источник мяса, материала для изготовления одежды, жилища и инструментов. На зверей охотились, от них же спасались (хищники тоже времени зря не теряли).
Этническое происхождение художников Альтамиры неизвестно — ни следов его языка, ни иных признаков не осталось. Но так ли это важно? Это был человек. Наскальная живопись ещё в начале 20-го века заставила учёных пересмотреть свой взгляд на первобытность — высокие художественные способности предков не позволяют говорить о них как о примитивных созданиях. Художники из Альтамиры, Ляско, Шове и других пещер уж точно были способны на всё, на что способен человек 21-го века.

Автор: Константин Котельников // Сноб, 14.05.2021
Фото: ethnomir.ru, ngorod.net, Wikimedia Commons, ok.ru, elcotidiano.es

Литература:
Дэвлет Е.Г. Альтамира: у истоков искусства. М.: Алетейа, 2004. 
Дэвлет Е.Г. Альтамира – «королева расписных пещер». К 125-летию открытия пещерного искусства // Природа. 2004, № 12 (1072). 

Археолог Антонио Бандерас и быки Альтамиры: itarasov — LiveJournal

?
Categories:
  • Природа
  • Кино
  • Cancel
Некоторое время назад мне в интернете попался снятый в 2016 г. художественный фильм об одном из великих археологических открытиях – находке в пещере Альтамира рисунков каменного века. В минувшие выходные мне удалось посмотреть этот фильм. Но, прежде чем я поделюсь впечатлениями, напомню, что эта за история.

Расположенная на севере Испании пещера Альтамира была обнаружена в 1868 году. О находке сообщили владельцу земель — археологу-любителю Марселино де Саутуола. В ноябре 1879 г. Саутуола решил произвести в пещере раскопки.


Мария де Саутуола (1870-1946 гг.), Марселино Санс де Саутуола (1831-02.06.1888 гг.)

Будучи археологом, он конечно же глядел только себе под ноги, а вот его девятилетняя дочь Мария, бегая по пещере, случайно обратила свой взор наверх. «Папа, смотри, нарисованные быки!» — эта фраза впоследствии попала во многие учебники.


Кадр из фильма «Альтамира»

На потолке пещеры были реалистичные изображения зубров, лошадей и кабанов, яркость красок и точность деталей поражала, казалось, что все эти животные были нарисованы только вчера.

Так была сделана самая первая находка образцов древнейшей живописи, которую еще называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Казалось бы, грядет сенсация, а открытие Саутуолы прославит его на весь мир. Но, дальнейшие события оказались достаточно драматичными. Археолога-любителя, датировавшего пещеру эпохой верхнего палеолита, отказывался признать научный мир. За исключением отдельных ученых, известные и авторитетные специалисты отрицали чувство прекрасного у первобытного человека, а живопись Альтамиры считали подделкой.


Кадр из фильма «Альтамира»

Марселино де Саутуола ушел из жизни затравленным, с клеймом афериста и фальсификатора, и только спустя почти 20 лет после открытия, была признана подлинность рисунков Альтамиры.

Справедливость восторжествовала!

Обо всех этих событиях, о тернистых путях науки, и рассказывает фильм «Альтамира». Картина получилась достаточно яркой, интересной и драматичной. Поневоле сопереживаешь главному герою, роль которого исполнил Антонио Бандерас.

Сюжет не зацикливается только лишь на научной стороне истории. Здесь и конфликт с церковью, и непростые взаимоотношения с религиозной супругой, недопонимание со стороны взрослеющей дочери. Стоит упомянуть и великолепные пейзажи – съемки фильма происходили в Кантабрии.

Не смотря на то, что я в большей степени любитель фильмов приключенческого жанра, картину «Альтамира» я посмотрел с большим удовольствием. И рекомендую всем, кто хоть немного интересуется историей человечества, и историей науки.

Tags:

искусство, каменный век, кинематограф

Subscribe

  • Певец Фёдор Шаляпин на рыбалке

    13 февраля родился знаменитый русский оперный и камерный певец, артист Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938 гг). В очередную годовщину со дня его…

  • Ловля судака на Финском заливе. Рыбалки декабря 2022 г.

    Этот зимний сезон, как и прошлый, у меня получилось открыть не по ладожскому окуню, как сложилось уже многие годы, а по судаку на Финском заливе.…

  • Большой трофей маленького карьера. Рыбалка 10.09.2022 г.

    10 мая я на целых четыре месяца уехал в археологическую экспедицию. Так сложилось, что за это время мне не удалось выбраться на полноценную рыбалку,…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

Марселино Санс де Саутуола (1831-88) и его дочь Мария обнаруживают наскальные рисунки в Альтамире…

[]

Ваш текущий выбор

Актив(ы) Ресурсы

модальный-турбо#открытый» title=»Добавить выделение в лайтбокс» >

актив—актив-электронная торговля#addSelection» data-asset—asset-ecommerce-url-value=»/en/cart/add/selection» title=»Добавить в корзину» >

Марселино Санс де Саутуола (1831-88) и его дочь Мария обнаруживают наскальные рисунки в Альтамире (гуашь на бумаге) английской школы (20 век)

{«событие»:»просмотр страницы»,»page_type1″:»каталог»,»page_type2″:»image_page»,»язык»:»en»,»user_logged»:»false»,»user_type»:»электронная торговля», «nl_subscriber»:»false»}

{«event»:»ecommerce_event»,»event_name»:»view_item»,»event_category»:»browse_catalog»,»ecommerce»:{«items»:[{«item_id»:»LAL262390″,»item_brand»:»другое»,»item_category»:»иллюстрация»,»item_category2″:»no_copyright»,»item_category3″:»стандартный»,»item_category4″:»english_school_20th_centre»,»item_category5″:»not_balown» ,»item_list_name»:»search_results»,»item_name»:»marcelino_sanz_de_sautuola_1831_88_and_his_daughter_maria_discover_the_cave_paintings_at_altamira_go»,»item_variant»:»undefined»}]}}

Весь контентИзображенияВидео

Найдите архив Бриджмена, загрузив изображение.

Перетащите файл сюда или нажмите «Обзор» ниже.


Обратите внимание, что следует загружать только файлы с низким разрешением.
Результаты будут возвращать только точные совпадения.
Любые изображения с наложенным текстом могут не давать точных результатов.
Детали больших изображений будут искать соответствующие детали.

Выберите свой цвет

Добавьте до 5 цветов и сдвиньте разделители, чтобы настроить композицию

Добавить цветовой блок

Фильтры

Добавьте ключевые слова для уточнения результатов


Введите ключевые слова и нажмите Enter

Поиск

Текст

Заголовок

Художник

Средний

Местонахождение произведения искусства

Права Тип

Стандарт

Премиум

Золото

Год

до

Век

до

Filter regionUnited KingdomGermanyFranceItalyUnited States——————-AfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, The Democratic Republic Of TheCook IslandsCosta RicaCote D’ivoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (malvinas)Faroe IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern TerritoriesGabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-b issauGuyanaHaitiHeard Island And Mcdonald IslandsHoly See (vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, Democratic People’s Republic OfKorea, Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacaoMacedonia, The Former Yugoslav Republic OfMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldova, Republic OfMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаостров Святой ЕленыСент-Китт s And NevisSaint LuciaSaint Pierre And MiquelonSaint Vincent And The GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And The South Sandwich IslandsSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzania, United Republic OfThailandTimor-lesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited States Minor Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet Нам Виргинские острова, Британские Виргинские острова, США, Уоллис и Футуна, Западная Сахара, Йемен, Замбия, Зимбабве

Сортировать поСамые релевантныеСамые популярныеСамые последниеНомер активаИмя создателя

Размер результатов306090

Изображение число
ЛАЛ262390
Титул
Марселино Санс де Саутуола (1831-88) и его дочь Мария обнаруживают наскальные рисунки в Альтамире (бумага, гуашь)
Художник
Английская школа (20 век) / Английский
Местоположение
Частная коллекция
Средний
бумага, гуашь
Фото кредит
© Смотри и учись / Bridgeman Images

Хотите загрузить это изображение сейчас?


Персональное использование £20. 00

Личные принты, открытки, подарки, ссылки. Не для коммерческого использования, не для публичного показа, не для перепродажи.

Презентация £25.00

Использование в презентации. Все языки, 3 года. Использование для личных презентаций или некоммерческое, непубличное использование только внутри компании или организации.

Веб-сайт или социальные сети £30.00

Веб-дисплей, социальные сети, приложения или блоги. Только для частных лиц (без коммерческого использования). Все языки. 5 лет. Нет рекламы.

Журналы и журналы £50.00

Печатные и/или цифровые. Используйте внутри одного журнала или журнала. Только один язык. Тираж 1500 экз. 5 лет.

Использование книги £50.00

Печатные и/или цифровые, включая использование в академических онлайн-базах данных. Одноразовые, любого размера, только внутрь. Только один язык. Права на единую территорию для торговых книг; всемирные права на академические книги. Тираж до 1500. 7 лет. (без рекламы)

Купить и скачать В корзину


Для получения более подробной информации посетите страницу часто задаваемых вопросов

Свяжитесь с нами, чтобы узнать о других вариантах использования

Наличие

Размер [пиксели] Размер в 300 dpi [мм] Размер файла [МБ] Онлайн-покупка
Большой 1966 × 2598 пикселей 166 × 220 мм 1 МБ
Средний 775 × 1024 пикселей 66 × 87 мм 1 МБ

Altamira, una qüestió de temps

 

В начале апреля на большом экране состоялась премьера Altamira . Испанский блокбастер рассказывает нам историю о Марселино Санс де Саутуола и о том, как он обнаружил Кантабрийскую пещеру. Антонио Бандерас играет главную роль. Фильмы пытаются воссоздать споры, возникшие вокруг правдивости картин внутри пещеры, а также то, как научное сообщество и религиозные учреждения поставили под сомнение результаты. Национальные СМИ много говорили о фильме, и это разнообразное освещение привлекло к нему внимание. История открытия Альтамиры подчеркивает один важный факт: наука никогда не попадает в асептическую среду. Социальный и культурный контекст всегда играл (и будет играть) важную роль в развитии науки.

 

ПОИСК ПЕЩЕРЫ  

В 1880 году Марселино Санс де Саутуола представил миру полихромные потолки пещеры Альтамира в своем Краткие заметки о некоторых доисторических артефактах из провинции Сантандер 9. Несмотря на свой энтузиазм по поводу находок, Санс де Саутуола написал очень осторожный текст, в котором объяснил исследования, которые он провел в пещере в прошлом году. Вход в пещеру нашел в 1868 году астурийский кровельщик по имени Модесто Кубильяс, когда его собака случайно забрела туда во время охоты. Кубильяс рассказал Сансу де Саутуоле, владельцу земли, о том, что он нашел, поскольку любовь Саутуолы к археологии была хорошо известна. Санс де Саутуола потребовалось восемь лет, чтобы, наконец, войти в пещеру. Три года спустя, в 1879 г., его дочь Мария будет первой, кто увидит картины на потолке, в то время как ее отец сосредоточится на земле, пытаясь найти произведения, похожие на те, которыми он восхищался некоторое время назад на Всемирной выставке в Париже. После публикации своего исследования Санс де Саутуола разослал тот же документ национальным и международным экспертам. Среди них был марсельский историк Эмиль Картайак, считавшийся в то время высшим авторитетом в этом вопросе. Ответом Картайяка было недоверие. Научное сообщество отреагировало в основном так же, за некоторыми исключениями.

Хуан Виланова-и-Пьера был одним из них. Он был валенсийским геологом и профессором палеонтологии в Мадридском университете. Вместе с Саутуолой он страстно отстаивал подлинность находки и требовал надлежащего изучения пещеры. В сентябре 1880 года Виланова осмотрел находки на месте и стал их главным рекламодателем. Вскоре после этого Виланова и Саутуола представили открытие публике на IX Международном конгрессе доисторической антропологии и археологии, который проходил в Лиссабоне в том же году. Там они встретили Картайлака. Виланова показала публике рисунки некоторых наскальных рисунков и не нашла ничего, кроме недоверия. Картайяк очень заметно вышел из комнаты, чтобы показать свой скептицизм, и приговорил их обоих к остракизму. Позже их даже обвинили бы в том, что они сами подделали гравюры. В 1902, 22 года спустя, Cartailhac опубликовал во французском журнале L’Anthropologie краткий текст под названием La grotte d’Altamira, Espagne. Mea culpa d’un sceptique , где он пытался отдать должное Саутуоле и Виланове. В свете более поздних доказательств он признал, что его первоначальная оценка была ошибочной. Саутуола был мертв уже четырнадцать лет, а Виланова девять лет, и оба они «имели самую дурную славу», согласно статье, опубликованной в El País Франсиско Пелайо, исследователем истории науки из Испанского национального исследовательского совета.

НАУЧНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ВО ВРЕМЯ ПОЛУЧЕНИЯ НАХОДОК  

Эволюционизм прибыл в Испанию во время революции 1868 года, после многих лет подавления во время правления Изабеллы II. Это быстро превратилось в дискуссию, вызвавшую идеологическую поляризацию общества того периода. По словам Хесуса Катала, профессора CEU Университета Карденала Эрреры в Валенсии, эволюционизм часто защищали «без какого-либо критического мышления» антиклерикальные и в целом прогрессивные круги, в то время как «традиционалисты также весьма интуитивно отвергали его, считая его опасным». угроза господствующей системе верований, сформировавшей испанское общество». На контекст, окружавший последнюю треть девятнадцатого века, также повлияло утверждение науки как критического элемента социального и политического порядка, идея, поддерживаемая несколькими идеологиями и системами мысли, более или менее близкими к позитивизму. Хотя «эта дискуссия затрагивает религиозные взгляды, они связаны с социально-политическим контекстом, выходящим за рамки теологии и морали», — утверждает Катала.

В 1871 году Чарльз Дарвин опубликовал книгу «Происхождение человека и отбор по признаку пола» , в которой английский натуралист обратился к эволюции человеческого вида. Дарвин помещал коренных жителей Огненной Земли и предков современного человека в одну категорию, существ, которых он определял как диких и недоверчивых, которые «едва ли владели каким-либо искусством». Как могли картины Альтамиры быть подлинными? Для Картайяка и большинства его французских коллег это было не чем иным, как атакой на дарвинизм, организованной Церковью из Испании. Идея прогрессивности в эволюции не могла допустить случая, который ясно демонстрировал эстетический смысл и сложный замысел, который «ставил под сомнение процесс медленной постепенности, который должен был управлять изменениями», — говорит Хесус Катала. Валентин Вильяверде, профессор палеонтологии и археологии Университета Валенсии, отмечает, что переносное искусство эпохи палеолита, состоящее из предметов из камня и костей, открытие которого произошло за много лет до открытия Альтамиры, не вызвало никаких споров. Это считалось просто ремеслом, не имеющим никакого социального или идеологического значения. Это было просто результатом ремесленных навыков палеолитического населения и всего свободного времени, которое у них было. С другой стороны, убранство пещер в местах, лишенных света, подразумевало иное объяснение, которое, безусловно, касалось мира магии и верований.

Представление о том, что человечество столь рано обладало религиозными чувствами, вполне соответствовало первым найденным документам о погребальных обрядах и магических верованиях. Париетальное искусство было весомым аргументом для сторонников этого предложения. В этом смысле религиозный мир чувствовал себя комфортно с этой идеей. Тем не менее, самый ретроградный и консервативный сектор церкви был обеспокоен открытием, которое могло потрясти креационистские устои, на которых держалось католическое учение. Те, кто защищал буквальное прочтение библейских историй, даже выбрали дату сотворения мира, которая вообще не рассматривала доисторического человека. Однако не следует сводить все к простой черно-белой истории, где наука и Церковь стоят на противоположных полюсах. Как отмечает Хесус Катала, «даже если и есть отдельные случаи, когда научное знание считается пагубным, это исключения». Стремление продвигать науку через образовательные и научные учреждения было одним из ключевых принципов для многих религиозных орденов, «как ясно показало Общество Иисуса». Хотя не следует забывать, что «намерение Церкви — распространять науку, которая идеально и гармонично согласуется с ее собственными учениями», — отмечает Катала.

Хуан Виланова — одно из немногих наиболее заметных исключений в этой напряженной атмосфере. Даже если он был на стороне антиэволюционистов, он пытался использовать научные факты и гипотезы для защиты своего тезиса. Он был католиком и никогда не скрывал своих религиозных убеждений, но всегда отличал научные аргументы от других. Виланова был довольно заметной фигурой в научной сфере: он был хорошо связан с международным сообществом палеонтологов, предысториков и геологов и был в курсе последних событий в этих областях. Он был предан науке и действовал соответственно, защищая свои собственные идеи. Франсиско Пелайо написал для El País , что для Саутуолы и Вилановы «примитивные люди были созданы Богом с достаточными навыками и эстетической чувствительностью, чтобы создавать художественные произведения, подобные тем, что в Альтамире». В то же время они выступали против священнослужителей, отрицавших, что предыстория когда-либо существовала. Мы не должны забывать, что это определяющий момент для таких дисциплин, как палеонтология, предыстория и археология. Их консолидация как областей знаний поощрялась программами колледжей и многими обществами, возникшими в то время, наряду с созданием сетей связи между заинтересованными сторонами. Профессионализация также приобрела актуальность и шла рука об руку с интернационализацией, хотя «полного разрыва с любительским миром, обычно очень ориентированным на местный уровень, не произошло, как мы можем видеть в отношениях между Вилановой и Санс Саутуолой», как сказал Хесус. — говорит Катала. С другой стороны, методология все еще обсуждалась в то время. Предыстория была полем работ, и ее процедуры все еще определялись и устанавливались. Стандартной системы оценки подлинности наскальных рисунков еще не существовало. Поэтому все это недоверие в определенной степени логично.

В своем «mea culpa» Эмиль Картайак подчеркнул, что в то время картины вызывали серьезные сомнения. Сомнения, которые вполне объяснимы, если пройтись по всем теориям, объясняющим происхождение картин, ходивших по кругу. Например, был тот, который поддержали Торрес Кампос и Кирога Родригес после того, как они исследовали пещеру для задания Свободного образовательного учреждения. Они датировали картины между первым веком до нашей эры и первым веком нашей эры. Их тезис заключался в том, что после второй Кантабрийской войны пещера Альтамира могла быть заселена римлянами, которые проводили свободное время, рисуя оленей, лошадей и бизонов. Другую теорию поддержал Эудженио Лемус-и-Олмо, директор Национальной халькографии. Посетив пещеру, он обвинил Виланову в мошенничестве, заявив, что эти картины по стилю похожи на любые другие, написанные средним современным художником. Он даже намекнул на возможную причастность немого французского художника Ратера, который посетил этот район примерно во время открытия. Валентин Вильяверде настаивает на том, что у комиссии, отвечающей за отчет о подлинности картин, не было никаких проверенных технических критериев. Их очень субъективные аргументы основывались на наблюдении за картинами, на том, насколько хорошо они сохранились, и на сложности методов, которые, должно быть, использовались при их завершении. Их суждение было основано на убеждении, что доисторические группы людей обладали очень простыми умственными и техническими способностями.

ЧТО ПРОИЗОШЛО С тех пор

Правда в конце концов нашла выход, когда были обнаружены новые пещеры с теменными рисунками, особенно во Франции, такие как Пара-не-Пара (1881), Фигье (1890) ) и Ла Мут (1895 г. ). На самом деле гравюры, присутствующие в первой и последней пещере, были найдены под палеолитическими слоями, поэтому их нельзя было ставить под сомнение. Пещера Les Combarelles в 1901 году или Font-de-Gaume и его впечатляющие бизоны склонят чашу весов в случае с Альтамирой. С опозданием на год молодой священник по имени Анри Брей, самый важный доисторик первой половины двадцатого века, сказал последнее слово по этому вопросу, полностью изучив париетальное искусство, присутствующее во всех этих пещерах, включая Альтамиру. После всего этого Cartailhac, наконец, выдал свой «mea culpa» . С этого момента интерпретация палеолитического искусства перестала быть незначительным явлением. Вокруг него возникло множество теорий, которые связывали его существование с магическим использованием. Многие голоса также подчеркивали бесценную информацию, содержащуюся в этих картинах, о верованиях тех, кто их исполнял.

Позже эта дисциплина развивалась вместе с геологией и палеонтологией, обеспечивая хронологическую основу для антропологических и культурных изменений, говорит нам профессор Вильяверде. Он является экспертом в этих достижениях благодаря своим исследованиям археологических памятников с 80-х годов. Со второй половины двадцатого века усовершенствования в методах датирования и археометрии облегчили разработку хронологической структуры, которая согласуется с видением этого процесса, которого придерживаются в области биологии. Примерно в тот же период доисторическая археология стала устоявшейся научной и междисциплинарной областью. Зародились и укрепились связи с молекулярной биологией, физикой и другими дисциплинами, которые помогли в документировании, изучении и контекстуализации археологических памятников. В то время как археологическая информация богата ресурсами для объяснения человеческого поведения в соответствии с эволюцией, палеонтологических данных было довольно мало на протяжении большей части двадцатого века, что сдерживало аналогичное понимание эволюционного прогресса человека. «Несмотря ни на что, за последние несколько десятилетий мы наблюдаем значительное увеличение количества палеонтологических останков, которые вдохновили на глубокий пересмотр некоторых идей, сформулированных на более ранних этапах», — отмечает Вильяверде. По мере того как находили и подтверждали все больше и больше человеческих окаменелостей, дарвинистская идея эволюции человека укреплялась и внедрялась в другие дисциплины. Открытие Homo erectus , Australopithecus и другие типы и виды подтвердили изменения, ожидаемые теорией эволюции.

В настоящее время наше понимание эволюции человека значительно продвинулось благодаря, среди прочего, изучению таких мест, как Альтамира. Работа на этом и многих других сайтах, обнаруженных с тех пор, позволила нам начертить историческую линию эволюции, которая становится все более и более полной: новые находки добавляют информацию и исправляют ошибки. Случай с Альтамирой и последующее исправление Cartailhac, даже если слишком поздно для его реципиентов, ясно показали, что доказательства в конечном итоге устанавливают истину в научном дискурсе, хотя на это требуется время. Но это также показывает, как наука окружена социальным и культурным контекстом, где не всегда преобладают объективность и проверенные факты. Наука может быть всегда права, а ученые — нет. Казалось бы, мы всегда делаем какие-то шаги не в том направлении, прежде чем повернуть в правильном направлении.

ДИСКУССИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Когда Санс де Саутуола нашел вход в пещеру, он заплатил за деревянную дверь, которая блокировала бы доступ в шахту. Учитывая осторожность, присутствующую в его бумагах, он, вероятно, сделал это, чтобы сохранить то, что, по его мнению, могло стать великим источником знаний для человечества. И он был прав. В 2002 году пещера была закрыта для публики, чтобы гарантировать ее сохранность. Он снова открылся в феврале 2014 года, чтобы попробовать экспериментальные посещения. Экспертный комитет под руководством Гаэля де Гишена провел оценку, и правление Altamira решило продолжить посещение. Это решение встретило сопротивление других экспертов, которые обвинили Министерство образования, культуры и спорта в том, что оно ставит под угрозу сохранение наследия Альтамиры. Некоторые из них считают, что правительство Кантабрии хочет получить прибыль от этого объекта всемирного наследия, и они возмущены тем, что Программа сохранения Альтамиры провела специальное исследование, ориентированное на политические решения. Это мнение было подтверждено членами правительства, которые говорили о возможном увеличении количества посещений и даже разрешении предприятиям размещаться в окрестностях пещеры. С другой стороны, есть сторонники заключения экспертной комиссии, согласно которому большие опасности для пещеры естественны и не связаны с присутствием человека. Поэтому они соглашаются с системой контролируемых посещений.

Если мы сможем что-то узнать об этой истории, так это то, что прошлое, настоящее и даже будущее имеют много общего. Нынешние трудности, связанные с тем, чтобы судить о том, как открытые посещения влияют на сохранность этих картин, включают элементы, которые, опять же, выходят за рамки теоретических рамок научных доказательств. Это был лишь вопрос времени, когда работа Вилановы и Саутуолы получит должное признание, пока ошибки не будут выявлены, а доказательства возьмут верх благодаря новым открытиям и техническим достижениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *