Дивеевский монастырь, история, как добраться
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 24 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Так, наверное, сложилось исторически, что дивеевская земля считается особой, святой землей. Ее выбрала Царица Небесная в последний Четвертый Свой Удел. Нужно отметить, что начало четвертого Жребия Богородицы было положено в городе Киеве. Это произошло в 1758 году.
Сегодня Серафимо Дивеевский женский монастырь является одним из самых почитаемых храмов. Сюда едут паломники со всего мира, чтобы почитать молитвы и преклонится перед иконами, святых, которые находятся в храме.
История Дивеевского монастыря
В летописи Серафимо Дивеевского монастыря собрана вся история существования храма, с момента его создания. Там указано, что в 1760 году вдова полковника Агафья Семенова ехала из Киева в Саров. Проезжая село Дивеево женщина решила остановится отдохнуть. Местом остановки она выбрала местную церковь.
Здесь во время сна к Агафье явилась Богородица. Она ей указала на то, чтобы женщина осталась в селе Дивеево навсегда и при этом построила каменную церковь, при которой будет основана женская община. По Библии именно тут в Дивеево Небесная Царица решила обустроить свой последний жребий, после Афона, Киева и Иверии.
В то время село было похоже не на населенный пункт, а на рабочий поселок. На территории посёлка не было духовной атмосферы, поэтому Агафья сначала вместе со своей дочерью поселилась рядом возле поселка. Спустя некоторое время дочь Агафьи сильно заболела и умерла. Но несмотря на все свои переживания, женщина решила все же выполнить обет и приступила к строительству церкви.
Для этого, она принимает решение поехать на родину и продать все свое имущество. А на вырученные деньги от продажи построить храм. Он был построен в честь Казанской Божьей Матери. После того как строительство было завершено, Агафья занялась обустройством общины. Но для этого нужно было где-то выделить землю.
Подходящий участок очень долго не могли найти, но в 1780 году произошло чудо – Дивеевский помещик Жданов принести землю, которая находилась рядом с церковью в жертву для женского монастыря. На ней по благословению Владимирского епархиального начальства Агафья построила три кельи и огородила их забором. В одной она жила сама, в другой жили послушница, а в третья предназначалась для встречи гостей. Агафья часто бывала в церкви и брала совет у священнослужителей. Она делала достаточно большие вклады в строительство Успенского собора в Саровском монастыре.
Отец монастыря Пахомий взял над сестрами духовное руководство и согласился их вновь обретенную общину обеспечивать питанием из монастыря. Сестры ж в свою очередь занимались рукоделием и шили монахам одежду. Вскоре Агафья тяжело заболела. В 55 лет она умерла.
Нужно отметить, что первое упоминание о Дивеевском монастыре Серафима Саровского было в 1808 году. Когда настоятельницей монастыря стала Анастасия Кирилловна, требования к монахиням тали намного строже. Она стремилась к строгому образу жизни. Она придерживалась строгого устава монастыря, и то же самое требовала от других его жителей.
Спустя некоторое время Серафим Саровский обратился с просьбой к Ксении о том, чтобы она немного смягчила устав для обителей Свято Троицкого Серафимо Дивеевского монастыря. Но несмотря на просьбы Серафима Ксения ему отказала. После чего к нему во сне явилась Богородица и указала на то, что должна быть создана новая обитель. Причем она также указала на сестер, которые должны в нее перейти.
Полезные статьи:
Молитва от страха, тревоги и боязниВ мире нет людей, которые никогда в жизни не чувствовали страх, тревогу, боязнь, волнение или иные подобные чувства. Что заложено в понятии страх? Тут мы увидим, что в этом понятие заложено много ложных чувств и для него совершенно нет никаких причин.Перед страхом все люди ра… Читайте далееМолитва от скандалов и ссор в семье, с мужем, с детьмиВ Православии семья, воспитание детей и отношения между супружескими парами имеет высокую значимость. Семью же называют «малым храмом» благодаря чему семейный очаг находится под заступничеством всех святцев и даже Всевышнего.Как известно ничего идеального в этом мире… Читайте далееУ вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!
Так и случилось. С тех пор в селе существовало две женские общины. Причем обе находились под строгим контролем полицейских. Наблюдение за ними велось по той причине, сто ни одна из общин не была официально зарегистрированной. Официально их зарегистрировали только в 1839 году.
А в 1942 году они были объединены в одну общину и стали называться «Свято Троицкий Серафимо Дивеевский Женский монастырь».
Святые Серафимо Дивеевского монастыря
В монастыре находится большое количество святых. Но одним из самых почитаемых святых, к которому съезжаются паломники со всего мира являться мощи Серафима святого. О чудесах, которые произошли после преклонения и молитвы им рассказывают достаточно много людей.
Одной из историй поделилась женщина из Самары, которая после посещения Троицкого Серафимо Дивеевского монастыря излечилась. Однажды женщина стала себя плохо чувствовать. У нее начала неметь левая нога, а спустя некоторое время онемела полностью левая половина тела. Врачи после проведения ряда обследований и результатов МРТ обнаружили несколько межпозвоночных грыж. Врачи сразу предупредили женщину, что нужно будет делать операцию.
Но существует огромный риск. Если будет задет нерв, то она останется лежачей до конца своих мирских дней. Несмотря на сильные боли в спине женщина решила поехать в паломнических тур в Дивеево. Очередь к мощам святого была не сильно большая. После вечернего богослужения у мощей святого Серафима, один из священников мотыжкой батюшки легко постукивал по больным местам прихожан.
Женщина подошла к священнику и сказала, что она не хочет операции на спине и рассказала свою историю. Он крестообразно постучал по ее больной спине. По непонятным причинам ей не хотелось уходить из церкви, и она решила еще раз пойти и приклонится к мощам. Дорога домой по словам женщины была легкой.
Дома и на работе все удивились от того, что ей после поездки стало намного легче. А больше всех удивились врачи. Ведь от болезни не было и следа.
Нужно отметить, что иконе Серафима Саровского люди молятся о:
- здравии,
- исцелении от тяжких недугов,
- решении бытовых проблем,
- умножении любви,
- укреплении веры.
Нужно также сказать о том, что молитвы к чудотворцу имели невероятное действие исцеления не только после смерти старца, но и при его жизни.
Текст молитвы святому Серафиму:
О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления.
Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь
Где находится Дивеевский монастырь
Дивеевский монастырь Серафима Саровского расположился на юге Нижегородской области. Как видно с самого названия он находится в селе Дивеево, что находится на берегу реки Вичкинзы. Для того, чтобы доехать до монастыря необходимо будет преодолеть небольшой путь и сделать несколько пересадок.
И так информация для паломников и православных верян желающим преклонится мощам и вознести молитву к Серафиму Саровскому:
- Самым удобным способом доехать до монастыря будет до города Арзамас. Оттуда с вокзала Арзамас – 1 (2) ходят общественные автобусы до самого монастыря. По времени поездка от вокзала до храма займет не больше чем полтора часа.
- Если вы едете на автомобиле из города Москва, то ехать нужно через Балашиху. Не доезжая до Владимир свернуть на Муром. А дальше по указателям через такие города как Навашино и Ардатов доедете до села Дивеево.
Господь всегда с Вами!
Смотрите еще и видео о Дивеевском монастыре:
- Интересное в православии
- Православные монастыри, соборы и церкви
ikona-i-molitva.info
Монастырь Дивеева Серафима Саровского
Часто путают монастырь в Дивеево с Серафимо-Саровской пустынью. Обе эти монашеские обители связаны с именем одного и того же великого святого русской земли. Между тем, первый монастырь является мужским монастырем, а Дивеево (Серафим Саровский был попечителем его) — женским. К тому же, одна из названных обителей находится в Тамбовской губернии, а вторая — в Нижегородской. История этого оплота монашества началась в городе Киеве, в Киево-Печерской женской лавре.
Начало истории монастыря
В XVIII веке жила одна монахиня, которая происходила из знатного рода. Она посвятила себя Богу после того, как в молодом возрасте трагически погиб ее супруг. Матушке Александре (такое имя получила она при постриге) однажды во сне было чудесное явление. Она увидела Божью Матерь, которая сказала ей, что жизненный путь монахине суждено закончить не в Киевской лавре, а в другом монастыре. Эту обитель ей самой суждено будет основать на том месте, которое укажет Богородица. Монахиня, следуя традиции, спросила о значении этого сна у нескольких старцев. Они пришли к согласному выводу, что явление Пресвятой Девы было истинным. Поэтому они благословили рабу божию Александру на долгий путь, который повелела ей проделать Дева Мария.
От маленькой церкви до большой обители
Она долго странствовала по России, оставаясь на ночлег в различных монастырях, пока, наконец, Божья Матерь не явилась ей вновь и не сказала, чтобы та закончила свои скитания по свету и основала монастырь там, где она в данный момент находилась. Этим местом была небольшая церковь, в селе Дивеево. Монахиня построила каменный храм на свои деньги неподалеку от этого единственного в селе деревянного собора. Это было первое задание будущего монастыря Серафима Саровского в Дивеево. Божья Матерь говорила Александре, что данная обитель скоро станет третьей по значимости женской общиной во всём православном мире. Считается, что теперь монастырь Серафима Саровского в Дивеево занимает четвертое место после Киевской лавры, Афона и ещё двух других. Это предсказывал старец, когда запрещал сестрам называть сельский деревянный храм приходской церковью.
Большой собор
Серафим Саровский о храме в Дивеево говорил, что он станет монастырским собором, какого еще не было на свете. Старец взял шефство над новой общиной. Среди всех настоятельниц обители особо выделялась третья по счёту. Она отличалась своей строгостью в соблюдении монастырского устава для себя и для всех сестёр. Сам Серафим Саровский, в Дивееве находясь, высоко оценил ее монашеский подвиг. Он отзывался о ней, как о непреклонной служительнице Господа. Только после смерти Серафима Саровского в XIX веке монастырь получил официальный статус. Вскоре стал строиться новый собор, который был назван Троицким и возводился более 25 лет. Проект его разработал архитектор, который занимался проектированием храма Христа Спасителя в столице России.
Расцвет монастыря
Одним из благотворителей, которые сидели много для монастыря в этот период, был человек, который написал биографию преподобного Серафима Саровского, являлся его частым собеседником и записал духовные наставления старца. Особенностью этой монашеской обители было наличие каменной мельницы, на которой трудились сёстры, населявшие монастырь. К концу XIX века число монахинь увеличилось примерно до восьмисот человек, послушниц было вдвое больше. При этом население села Дивеево было значительно меньше, чем количество человек, живших в стенах монастыря. После Октябрьской революции обитель претерпела такие же невзгоды, как и многие другие религиозные заведения.
Тяжёлые времена
Хотя сразу после Великой Октябрьской революции монастырь Серафима Саровского в Дивеево еще некоторое время благополучно существовал под видом трудовой колонии, которая была зарегистрирована в 1919 году, уже менее чем через 10 лет, в 1927, он был закрыт. Монахиням пришлось разойтись по разным обителям, которые ещё были на тот момент действующими. Многие сёстры Монастыря Серафима Саровского в Дивеево нашли приют в Тамбовском монастыре, куда попало множество монахинь со всей России. В 1937 году была закрыта и Казанская церковь, бывшая когда-то первым храмом монастыря. Единственной монахиней, которая благодаря своему долгожительству увидела монастырь возрожденным в 90-е годы XX века, была матушка Серафима. Она передала обители личные вещи, принадлежавшие святому преподобному Серафиму Саровскому. Возрождаться монастырь Серафима Саровского в Дивеево стал в конце восьмидесятых годов XX века. Первым событием из череды многих действий по восстановлению обители было строительство новой церкви на основе выкупленного у одного из сельчан дома, который в прошлом принадлежал священнику. Этот дом был перестроен в деревянный собор.
Возрождение общины
При освящении храма в него была торжественно внесена икона Серафима Саровского, которая изображала преподобного в полный рост, и на которой был помещен один из предметов священнической одежды святого. Вскоре приходу был передан и Троицкий храм, который уцелел в советские годы, но использовался не по назначению. Он был восстановлен и освящён в день памяти последнего Дивеевского священника.
Мощи Серафима Саровского в Дивеево и канонизация местных святых
В начале девяностых годов было принято решение о воссоздании женского монастыря. Вскоре были доставлены в Дивеево мощи Серафима Саровского, которые за несколько лет до этого нашли в музее атеизма в Санкт-Петербурге.
В девяностые годы монастырю были переданы все храмы, которые принадлежали ему в прошлом. Начались восстановительные работы. В начале нового тысячелетия канонизировали трёх Дивеевских монахинь, в числе которых была и матушка Александра, основательница обители.
В 2003 году, в дни празднования 100-летнего юбилея со дня прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, на территории монастыря был проведён крестный ход с мощами, а также торжественные службы патриархом Алексием Вторым. На них также присутствовал нынешний владыка Кирилл. Всего с 1988 года в монастыре восстановлено и построено семь новых церквей. Главным храмом, как и в былые времена, остаётся Троицкий собор, в котором проходят все праздничные службы, и где находятся мощи Серафима Саровского в Дивеево. В других храмах лавры также находятся мощи некоторых святых сестёр этой общины.
Святая канавка
Еще одной святыней Дивеево является Канавка Пресвятой Богородицы. Известно, что создание этого сооружения было завещано Серафиму Саровскому, святой Богородицей в начале XIX века.
По наставлению Божьей Матери канавку, то есть ров глубиной до 2 метров, должны были копать только сестры, жившие в монастыре. Местные жители и священники могли только убирать землю и помогать подносить орудия труда. В некоторые праздничные дни по этой канавке совершался крестный ход. В советское время ров был засыпан по приказу правительства. Молебны на его территории запрещались. Со времени начала восстановления монастыря стали вестись переговоры и о возрождении Святой Канавки Пресвятой Богородицы.
В начале двухтысячных годов были предприняты работы по нахождению действительного места ее расположения и реставрации этой святыни. В нескольких местах возле канавки были установлены поклонные кресты. Одной из многочисленных святынь монастыря является также икона Умиление Божьей Матери, которая до привезения на территорию монастыря после смерти преподобного Серафима Саровского, находилась в Саровской пустыни. Перед ней молился сам святой старец. Перед этим же образом он и скончался. По его завещанию икона была перенесена в Дивеевскую обитель и помещена в домовом храме. В Троицком соборе монастыря находится чудотворный список с этой иконы.
Источник Серафима Саровского в Дивеево
Также в монастырских землях расположены несколько родников, самый старый из которых называется Казанским и расположен возле одноименного собора. Наиболее почитаемый из них — источник Серафима Саровского в Дивеево находится на окраине монастырских земель. В годы советской власти многие из этих источников были засыпаны, но потом вновь обретены. Недалеко от родника святого Серафима построены две часовни.
Одна была освящена в 1993 году Алексием Вторым, а вторая создавалась в течение нескольких лет и открылась в начале двухтысячных годов. Возле источника святого источника Серафима Саровского в Дивеево после постройки двух часовен были организованы и два места для окунания в воду. Известны многочисленные случаи исцеления людей после посещения этого родника. Одно из мест для окунания называется Купелью Серафима Саровского в Дивеево.
В конце двухтысячных годов на территорию обители был привезён колокол, который приобрел сам преподобный на Нижегородской ярмарке. На нем выбито имя покупателя. Эта святыня весит один пуд. Вследствие повреждения, а именно, трещины в корпусе, в данный момент колокол не действует. Его готовят для экспозиции местного музея.
Монашеская келья и портрет
В новом веке монастырь пополнился еще одной святыней, портретом первой настоятельницы монастыря и его основательницы преподобной Александры, который принадлежит кистям монахинь монастыря, живших в нём в XIX веке. После закрытия лавры в годы советской власти картина хранилась у сестер. Обнаружен же портрет был в одной из антикварных лавок Нижнего Новгорода и выкуплен благотворителями. При передаче дарители упомянули, что в биографии каждого из них был эпизод, связанный с данным монастырем. Считается что в былые времена, то есть до закрытия лавры после Великой Октябрьской революции, картина изменяла свой оттенок согласно характеру посетителя, который приходил за советом к настоятельнице монастыря. В настоящее время полотно проходит реставрацию. После завершения работ оно будет помещено в одном из храмов монастыря, где есть придел, посвящённый святой Александре. Несколько лет назад для посетителей был открыт дом, который служил кельей монахине Параскеве Ивановне, которая прославлена в лике святых и считается блаженной. В этой постройке расположены три зала, один из которых посвящен непосредственно святой, которой принадлежал домик, а также нескольким другим монахиням, жившим в этом монастыре.
Следующий зал назван в честь преподобного Серафима Саровского, где находится экспозиция, воссоздающая фрагмент кельи святого, с мебелью, которая принадлежала старцу при его жизни. Еще один зал посвящен посещению императором Николаем Вторым монастыря.
Несмотря на то, что многие слышали о монастыре Серафима Саровского в Дивеево, как доехать до него, знают не все.
Путь в Дивеево
Добираться на общественном транспорте до обители лучше всего так. Следует сначала доехать до города Арзамаса. А как доехать в Дивеево, в Серафимо-Саровский монастырь из Арзамаса? В данном населённом пункте существуют два вокзала. Нужно сесть на поезд до Дивеева на вокзале, который носит номер 2. Этот маршрут ходит через каждые два часа. Обратно в Арзамас можно уехать в семь вечера. Приезжать в монастырь лучше всего к вечернему богослужению в храме Серафима Саровского в Дивеево, которое начинается в пять часов.
Перед прибытием необходимо заранее сообщить время и дату своего прибытия в специальный паломнический центр, который действует на территории монастыря. После вечерней службы для половников устраивается трапеза, попасть на которую можно по специальным талонам, которые выдаются в центре. После ужина желающие могут совершить крестный ход, который проводится монахинями монастыря ежедневно по Священной Канавке.
Во время этого шествия сестры несут перед собой икону Умиление Божьей Матери. Следует помнить, что все посетители должны при себе иметь паспорт с печатью о прописке. На территории монастыря существует гостиница для священнослужителей, миряне же могут разместиться в той, которая находится в селе Дивеево. Следует помнить, что обитель открыта в ночные часы только в дни памяти святого преподобного.
Для желающих посетить родник
Как доехать к источнику Серафима Саровского в Дивеево?
Ежедневно от паломнического центра отправляется автобус к целебному роднику. В теплое время года таких рейсов бывает до трех в сутки. Источники, которые находятся на территории Дивеевского монастыря, можно посетить самостоятельно, также разрешается помолиться в пяти храмах.
В паломническом центре есть возможность заказать экскурсию по монашеской обители, которая проводится в течение часа. Посетителям следует помнить, что на территории монастыря действуют правила, которые сходны с общими церковными положениями о том, как нужно одеваться на богослужениях. Нельзя носить одежду выше колен, также недопустимы открытые локти. Женщины должны быть в платках. Паломники, которые желают пробыть в Дивеево более одних суток, могут посетить с экскурсиями несколько близлежащих монастырей. В настоящее время ежегодно обитель посещают тысячи туристов. В монастыре постоянно живут около 400 монахинь. Главному храму монастыря, Троицкому собору, присвоен статус памятника архитектуры. Лавра несколько раз посещалась президентом Российской Федерации, а также другими высокопоставленными лицами. В обитель входят более 20 монашеских скитов, а также подворий.
В каждом из них действует как минимум одна церковь, которая была восстановлена или построена после распада Советского Союза. Во многих подворьях есть почитаемые в православном мире иконы либо мощи святых. В главном храме обители постоянно находятся останки преподобного Серафима Саровского. Частица их прибывает также в одном из подворий, в его главной церкви. Это святыня в дни празднования 100-летия прославления святого Серафима в лике святых земли русской совершила путешествие в Курск, на родину преподобного. Она пробыла в течение некоторого времени в храме, построенном родителями его, а также в церкви, где он был крещен. Возле первого из упомянутых соборов, была открыта часовня, сделанная из дерева, которая освящена в честь святого Серафима Саровского.
О преподобном старце
Следует напомнить некоторые факты из жизни Святого Серафима, чье имя нераздельно связано с монастырем, о котором идет речь в данной главе.
Святой происходил из знатного купеческого рода. Как уже упоминалось, преподобный родился в Курске. Его отец был человеком религиозным, часто посещал церковь и жертвовал много денег на храмы. Многие соборы были возведены под его началом, так как одной из сфер его деятельности было строительство. Мать святого тоже была очень набожна и много занималась благотворительностью. Глава семьи умер в достаточно молодом возрасте. Его жене пришлось одной воспитывать троих детей и доводить до конца дело, начатое мужем, строительство храма в честь святого Сергия. Преподобный с детства чувствовал свое особое назначение в этом мире. Ему нравилось посещать церковь, читать духовные книги. В раннем возрасте он упал с колокольни возводимого родителями храма. Однако мальчик остался цел и невредим и тут же встал на ноги и пошел.
Серафим (в миру Прохор) серьёзно заболел в десять лет. Но чудесным образом исцелился, когда мать поднесла его к иконе, которую проносили возле дома во время крестного хода.
В зрелом возрасте он принял на себя подвиг затворничества. Несколько лет Серафим жил в уединении в лесу, где по преданию ветви деревьев преграждали путь незваным гостям к его жилищу. Когда какому-нибудь страннику всё же удавалось пробраться в это место и увидеть Серафима, то святой ложился на землю лицом вниз и оставался в таком положении, пока человек не удалялся. В течение долгого времени он совершал подвиг столпничества. То есть преподобный проводил большую часть суток, стоя на камне и вознося молитвы Всевышнему. В это время его руки были постоянно воздеты к небесам.
Однажды шайка разбойников забрела в этот лес. Увидев Серафима Саровского, они потребовали от него денег. Он сказал им: «Делайте то, зачем пришли». Услышав это, они жестоко избили его. После разбойники вошли в его жилище, но не нашли там желанных денег. Увидев в какой бедности он жил, они устыдились и ушли. Серафим Саровский, собрав остаток сил, смог добраться до монастыря, где он провел в больнице долгое время. После этого случая святой на всю жизнь остался горбатым. Однако разбойников, которые избили его, и которых в скором времени поймали, он попросил не наказывать. После выхода из больницы он остался в монастыре, но принял обет молчания. Через некоторое время отец Серафим получил знак от Господа Бога, что ему нужно стать старцем. То есть он должен был принимать посетителей монастыря, выслушивать их вопросы и отвечать на них, давая духовные наставления. Но даже выступая в роли духовного наставника для многих людей, во время бесед с ними он был проявлял смирение. Старец всегда просил своих учеников садиться на возвышении, при беседе с ним, в то время как он сам становился на колени. Себя он называл не иначе как убогим Серафимом . Ко всем посетителям он обращался, называя их «Радость моя».
В течении всей жизни преподобного Пречистая Дева часто являлась ему, предвещая исцеления от болезней и напутствуя его на пути духовного развития. Однажды Серафим Саровский увидел Пречистую Деву в окружении святых. Царица Небесная указала на него перстом и сказала: «Этот от нашего рода».
fb.ru
Серафимо-Дивеевский монастырь: фото и описание
Россия на протяжении веков была центром православия, и даже в годы богоборчества в нашей стране удалось сохранить значительную часть церковных святынь. Кроме того, за последнюю четверть века было сделано многое для возрождения монастырей. К числу таких обителей относится и Серафимо-Дивеевский монастырь, куда каждый год приезжают тысячи туристов со всех уголков России.
Село Дивеево
Поселение Дивеево предположительно было основано в середине 17-го века, во время похода войска Ивана Грозного на Казань. По легенде, свое название населенный пункт получил в честь татарского мурзы Дивея, который вместе со своим отрядом примкнул к войскам русского царя. Сегодня в Дивеево постоянно проживают около 9 тыс. человек, и действуют несколько промышленных предприятий. Кроме того, за последние десять лет там были построены несколько небольших гостиниц и гостевых домов для паломников. Развивается туристическая инфраструктура.
Где находится обитель и как туда добраться
В Серафимо-Дивеевский монастырь (адрес которого — Нижегородская область, село Дивеево Дивеевского района) легче всего добраться из города Арзамаса, откуда почти каждый час до интересующего нас пункта отправляются пассажирские автобусы. Если же добираться от Нижнего Новгорода, то в дороге придется провести почти 4 часа. Для этого с автовокзала, расположенного на площади Лядова, нужно пересесть на автобус, следующий в Дивеево. При этом следует помнить, что такие рейсы не ежедневные, поэтому, возможно, придется сделать пересадку в Арзамасе. Паломникам, отправляющимся в Серафимо-Дивеевский монастырь из Москвы на собственном автомобиле, лучше выехать по трассе, проходящей через Балашиху в сторону Владимира, свернуть на Муром, а затем проехать через города Навашино и Ардатов до Дивеево. Сам же Серафимо-Дивеевский монастырь находится на берегу реки Вичкинзы, и найти его можно, следуя указателям или расспросив жителей Дивеево. Что касается вариантов размещения, то необходимую информацию можно получить в паломническом центре, размещенном в желтом здании у Казанского собора.
История
Серафимо-Дивеевский монастырь был основан в 18-м веке. У его истоков стояла молодая вдова Агафия Мельгунова, которая, став насельницей Флоровской обители, начала странствовать по России и в 1760 году поселилась недалеко от Дивеева. После смерти малолетней дочери матушка Александра, которой было видение, на свои средства построила в Дивеево каменный храм Казанской Божией Матери. Спустя некоторое время вокруг церкви сформировалась Казанская община, а в 1788 году нижегородская помещица Жданова пожертвовала сестрам участок своей земли рядом с храмом, где был построен дом для матушки Александры и четырех послушниц. В 1789 году попечение над общиной монахинь взял на себя иеродиакон Серафим, который ныне известен как преподобный Серафим Саровский, а почти через 10 лет после его преставления был основан сам Серафимо-Дивеевский монастырь.
На всем протяжение второй половины 19-го века монастырь обустраивался, и там возводились новые постройки и храмы. Таким образом, к 1917 году в обители проживало около 300 монахинь и 1500 послушниц, тогда как в селе Дивеево по переписи числилось 520 жителей. В 1927 году монастырь закрыли, и лишь через 6 десятилетий началось его возрождение. А самое значимое событие в истории обители произошло в 1991 году, когда туда перенесли мощи Серафима Саровского, которые с тех пор находятся в Троицком соборе.Серафимо-Дивеевский монастырь: описание
Архитектурный комплекс монастыря состоит более чем из двух десятков объектов, большинство из которых являются значимыми памятниками религиозной архитектуры.
Троицкий собор
Храм был заложен в 1848 году на месте, указанном святым Серафимом, и возведен в русско-византийском стиле под руководством архитектора А. И. Резанова. В период, когда монастырь был закрыт, в храме был устроен склад. Возрождение собора началось осенью 1989 года, а с 1991 года там совершаются ежедневные службы. Фото этого сооружения часто являются украшением альбомов и книг, посвященных красивейшим церквям России.
Преображенский собор
На территории обители службы проходят в нескольких храмах. Вторым по значимости из них в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре является Преображенский собор, заложенный в 1907 году. Интересно, что внутренняя отделка храма и иконы были написаны самими сестрами, однако до событий 1917 года храм не успели освятить, и это таинство состоялось лишь в 1998 году. Так как изначальная отделка интерьеров не сохранилась, собор заново расписали художники супруги Беляевы.
Благовещенский собор
Серафимо-Дивеевский монастырь, фото которого поражают совершенством изображенных на них архитектурных памятников, продолжает приукрашаться и сегодня. В частности, в 2012 году там было начато строительство Благовещенского собора в стиле, близком к русскому барокко, характерному для начала 18-го века.
Казанский собор
Это старейшая постройка обители, заложенная в 1773 году, строительство которой велось под неусыпным наблюдением основательницы монастыря матушки Александры. Кроме того, в Серафимо-Дивеевском монастыре можно увидеть Трапезный и больничный храмы, храм в богадельне, часовню преподобного Серафима, домик, в котором жила блаженная Параскева, колокольню, Казанскую церковь на источнике, старинные корпуса и другие постройки 18-20-го веков.
Реликвии обители
Если туристы приезжают в Дивеевский монастырь, чтобы увидеть его архитектурные памятники и сделать несколько удачных снимков на их фоне, то паломники посещают его с целью поклониться таким святыням, как мощи святого Серафима и преподобных матушек Александры, Елены и Марфы, блаженных жен дивеевских Параскевы, Пелагии и Марии, а также преподобноисповедницы Матроны.
Подворье Серафимо-Дивеевского монастыря
Сегодня дивеевские сестры живут и несут службу и вне обители. Так, в Москве, Арзамасе и Нижнем Новгороде находятся монастырские подворья. Они выполняют представительские функции и занимаются приемом поминовения для обители. Адрес Московского подворья: проспект Мира, 22-24.
fb.ru
Монастырь Серафима Саровского в Дивеево: чудеса на земле
Поделитесь с родными и друзьями:Всемирно известную славу небольшому селу в Нижегородской области принес Серафимо–Дивеевский монастырь. Сюда со всех концов земли стекаются православные христиане, чтобы хоть раз посетить это святое место. И каждый из них душой чувствует, что Дивеево – место особенное. Сама Матерь Божия взяла эту землю под Свой Покров после Иверии, Афона и Киева.
Специально для наших читателей мы составили рейтинг недорогих отелей в Дивеево вблизи Серафимо-Дивеевского монастыря
Серафимо-Дивеевский монастырь создавался по особому благословению, и история его создания описана св. Серафимом Чичаговым в книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».
Читаем также как лучше всего доехать до Дивеево
Главный монастырский комплекс состоит из нескольких соборов и колокольни. И в селе, где самые высокие здания ограничиваются 3 и – крайне редко – 4 этажами, вид центральной соборной площади впечатляет. Он живописен, и не зря фотографии и картины с видами монастыря так популярны в народе.
В главном Троицком соборе покоятся мощи преподобного Серафима Саровского. Также в специальных столиках под стеклом оберегаются его вещи, сохранившиеся до наших дней. В Троицком и Преображенском храмах (еще один великолепный собор) проходят ежедневные церковные службы.
В храме Рождества Богородицы находятся мощи преподобной матери Александры, первоосновательницы Дивеевской обители; инокини Елены и схимонахини Марфы. А в Казанской церкви покоятся святые останки Дивеевских блаженных – блж. Пелагеи, блж. Парасковьи, блж. Марии и новомучениц дивеевских.
С колокольни открывается величественный вид на окрестности села и звучит благовест. Колокольный звон разносится далеко и напоминает о молитве.
Канавка в Дивеево
Духовнику обители, святому Серафиму Саровскому, было видение, как Богородица проходит с молитвой в Дивееве по особому пути, и тогда же он получил указание вырыть на этом месте канаву с валом. Святые говорили, что каждую ночь Матерь Божия молится на Канавке. Именно поэтому по святой Канавке не просто ходят, а идут с молитвой «Богородице, Дево, радуйся». Прочесть эту молитву нужно 150 раз, и многие во время этого пути ощущают мир и покой.
За свою историю Канавка пережила строительство, разрушение и восстановление.
На данный момент это сооружение представляет собой канаву, имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Сам вал Канавки, по которому ходят, вымощен брусчаткой и огорожен изгородью
Святые источники
Дивеево богато и святыми источниками. Они находятся не только в самом селе, но и в его окрестностях. У каждого источника своя история возникновения. Вода в них не только чистая и вкусная, но и целебная. Люди окунаются в источниках с молитвой, набирают ее в емкости и увозят с собой. Есть множество записанных свидетельств исцеления от разных болезней.
Культурная жизнь монастыря
Наверное, странно касаться этой темы в рассказе о духовной обители. Но, тем не менее, здесь есть что сказать.
В Серафимо-Дивеевском монастыре есть своя типография, где печатают книги духовного содержания и журнал. Есть музей Паши Саровской – дивеевской блаженной. В холе игуменского корпуса выставлена экспозиция фотолетописи монастыря. При монастыре вот уже несколько десятилетий действует православная гимназия.
Существует и культурно-просветительский центр, и своя библиотека. Есть свои гостиницы для паломников.
Монастырские скиты
Не все вновь прибывшие в Серафимо-Дивеевский монастырь в курсе, что этот женский монастырь является одним из самых крупных в России. И его комплекс не ограничивается соборной площадью с великолепными храмами.
На самом деле у монастыря много земель или, как принято говорить, угодий. И это не роскошь, а необходимость. Надо кормить сестер монастыря и всех паломников, приезжающих в это святое место. Поэтому обширное монастырское хозяйство с полями, огородами, пасеками и скотными дворами располагается в основном в скитах.
Скит – это своеобразный маленький мирок. Как правило, там есть храм или церковь, небольшие жилые постройки и хозяйство. Туда тоже можно приехать в паломничество, и многие опытные православные именно так и поступают. С одной стороны там много физической работы, и можно потрудиться на благо обители, с другой – там нет суеты и многолюдья, как в Дивеево. Тишина, покой, молитвенный настрой.
Дивеево живет своей особенной жизнью, где почти все связано с монастырем и тем духовным стержнем, который он дает. Ежедневные церковные службы, обилие святынь, щедро дарованных Богом этому месту, настраивают совершенно на другой лад. И те, кто живет в Дивеево постоянно, и те, кто сюда приезжают, одинаково ощущают этот дух. Здесь Небо близко, и молитва к Богу идет быстрее.
Татьяна Страхова
Следующая статья > mydiveevo.ruСвято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь | Нижегородская Митрополия
Храмы монастыря
Троицкий собор
Спасо-Преображенский собор
Казанская церковь
Домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса
Трапезный храм во имя святого Александра Невского
Больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Скиты монастыря
Обитель насчитывает более двух десятков скитов. Из них: Покровский скит в селе Канерга, Кутузовский скит, Никольский скит в селе Автодеево, Понетаевский скит, Свято–Троицкий Белбажский монастырь в Ковернинском районе и другие
Святыни монастыря
Святая Канавка Царицы Небесной
Чудотворная икона Божией Матери «Умиление»
Вещи преподобного Серафима Саровского
Святые мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены
Святые мощи блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии
Святые мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой)
История монастыря
Начало Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю было положено в середине XVIII века. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры. Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее благословение основать новую обитель.
С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей — Саровскому монастырю. По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь. В 1773-1780 годах ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Как и все в Дивееве, первая церковь новой обители была построена матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной.
В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы исполнить указание Божией Матери. В 1788 году местная помещица госпожа Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала ей 1300 кв. сажен (полдесятины) своей усадебной земли. Преподобная Александра построила на этой земле три кельи с общей оградой. Одну заняла сама, в другой пригласила жить трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы.
Сестры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.
В 1789 году матушка заболела и по ее желанию была пострижена в схиму. Через несколько дней ее навестили Саровский строитель иеромонах Пахомий с казначеем иеромонахом Исаией и иеродиаконом Серафимом, бывшие в Дивееве проездом. Получив извещение от Господа о скорой кончине, она умоляла отцов-подвижников позаботиться об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Ссылаясь на свой преклонный возраст, строитель Пахомий указал ей на молодого иеродиакона Серафима, известного своей духовностью. Матушка Александра просила отца Серафима заботиться об обители, как Сама Царица Небесная изволит его на то наставить.
Преподобная Александра отошла ко Господу 13/26 июня 1789 г., оставив сестер на попечение старцев Саровской обители. В день ее похорон шел такой проливной дождь, что ни на ком не осталось сухой нитки, но отец Серафим по своему целомудрию не согласился даже обедать в обители и тотчас после погребения ушел пешком в Саров. С тех пор он никогда более в Дивеевской обители не бывал.
В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после кончины старца Пахомия, который передал отец Серафиму заботу о Дивеевской обители, подвижник удалился в Саровский лес.
К 1825 году Казанская община, основанная матушкой Александрой, к этому времени разрослась: число сестер в ней достигло 50. Строгий устав, скудная пища, тяжелые работы и ежечасное молитвенное правило были не под силу многим из поступавших в обитель сестер (принимались и девицы, и жены, и вдовы). Преподобный Серафим просил Ксению Михайловну Кочеулову, бывшую тогда начальницей, смягчить строгость устава, но она не согласилась.
22 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преп. Серафиму Царицей Небесной. Новая общинка стала называться Мельничной. Сестры должны были вести строгую жизнь и кроме духовных подвигов заниматься физическими трудами. Жизнь в Мельничной общинке походила на апостольские времена единством духа любви ко Христу, Царице Небесной и преподобному Серафиму, взаимной любовью между сестрами. Все было общее, хотя жили бедно и питались скудно.
После смерти преподобного Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. В 1862 году община была возведена в монастырь и игуменьей была назначена Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).
За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) с 1862 по 1904 годы обитель в основном приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (освящен в 1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом во имя святой равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (завершена в 1902 г.), а также около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом.
Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был очень большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающая ей весь монастырь и две бани. У главных ворот монастыря были устроены иконная и бакалейная лавки и караулка.
В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжело больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.
Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом. При монастыре было три штатных священника и один диакон. К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. Только благоустроенное, хорошо отлаженное хозяйство позволяло содержать в порядке монастырь.
После кончины игумении Марии в 1904 году по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до ее закрытия. В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы, а численность населения села Дивеево была всего 520 человек. В 1919 году монастырь был преобразован в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Все земли, хозяйства, хутора — все было изъято. Сестрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паек.
Но, несмотря на трудности, обитель до закрытия в 1927 году была крупным паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти тяжелые годы к святыням Дивеева.
В 1927 году на праздник Рождества Богородицы обитель была упразднена. Большинство сестер рассеялось по округе, некоторые уехали домой. Монастырь оказался за стенами обители.
Игумения Александра с близкими сестрами поселилась в Муроме. Там она сохранила часть дивеевских святынь, которые потом передала своей келейнице монахине Марии (Бариновой), а та, в свою очередь, — протоиерею Виктору Шиповальникову (многие святыни были им переданы возрожденному монастырю в 1999 году).
Молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. До закрытия, в 1937 году, ежедневно ходили на службу в Казанскую церковь. Многих арестовывали и ссылали в лагеря. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова постепенно собирались вокруг обители, устраивались на работу. Наступали хрущевские гонения. Службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена были и постриги.
Возрождение в Дивееве церковной жизни началось в 1988 году, когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем в апреле 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор.
21 июля 1991 года было объявлено решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) торжественно, при большом стечении народа посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.
Центром духовной жизни остается Троицкий собор с великой, неоценимой святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В 2000 году состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой), которые явились новыми помощницами всем прибегающим к ним с молитвами о себе и ближних.
Важными событиями в жизни монастыря явились торжества 100-летия канонизации и 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, отмеченные всеми православными христианами соответственно в 2003 и 2004 годах. В Дивеевской обители были проведены грандиозные работы по реставрации соборов и зданий, восстановлению Святой Канавки, перепланировке монастырской территории, а также благоустройству гостиниц и трапезных для приема многочисленных гостей.
В 2004 году состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.
Сегодня в Серафимо-Дивеевском монастыре подвизаются более 400 сестер.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.
Монастырь занимается широкой просветительской деятельностью. Ежегодно Дивеевскую обитель посещает несколько сот тысяч паломников. Для них организуются экскурсии по монастырю.
В 1996 году при монастыре создана православная школа.
Адрес: НОУ «Дивеевская общеобразовательная монастырская православная средняя школа» 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево, ул. Полевая, дом 15
Телефон: (83134) 4-25-99.
Директор: инокиня Наталья (Лялюшко)
Совместно с Саровским благочинием работает воскресный лекторий для жителей села Дивеево и паломников.
В 20010 году был создан информационный центр с библиотекой для жителей села Дивеево и паломников.
Социальное служение
Для паломников, прибывающих в монастырь, организовано двухразовое бесплатное питание и проживание в монастырских гостиницах в Дивееве или в скитах — Никольском, Знаменском, Покровском.
Монастырь оказывает помощь малообеспеченным жителям села Дивеево и неимущим паломникам — продуктами, вещами, а также материальную (для приобретения дров, одежды, на оплату лекарств и лечения), бесплатную медицинскую помощь постоянным и временным трудникам монастыря и паломникам. При необходимости монастырь обеспечивает питанием заключенным в следственном изоляторе Дивеевского РОВД. Кроме того, монастырь отправляет посылки, бандероли и заказные письма в места заключения и неимущим с духовной литературой, дивеевскими сувенирами, средствами личной гигиены и канцтоварами. По просьбе заключенных такие же посылки отправляютсядля их родных.
Обитель духовно окормляет воинские части и соединения, расположенные вблизи монастыря — Сатисскую бригаду МЧС, Саровскую дивизию внутренних войск МВД РФ, Арзамасский гарнизон. Сестры монастыря оказывают попечение медицинским учреждениям, детским домам и интернатам, в том числе находящимся далеко за пределами Нижегородской области.
nne.ru
Дивеевский монастырь: история, описание, фото
Адрес: Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево
Дата основания: 1780 год
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1875 год), собор Спаса Преображения (1916 год), церковь Казанской иконы Божией Матери (1780 год), Колокольня (1901 год), церковь Рождества Христова (1829 год)
Святыни: святая Канавка, икона Пресвятой Богородицы «Умиление», ковчег с мощами старцев Глинской пустыни, вещи преподобного Серафима Саровского
Координаты: 55°02’24.2″N 43°14’44.0″E
Согласно православному преданию, четыре духовных обители на Земле Божья Матерь взяла под своё особое покровительство. Известны её земные уделы — Иверская земля в Грузии, греческая гора Афон, Киевская Лавра и Дивеево, на которые Царица Небесная изливает свои божьи милости, бывая Сама лично по три часа в день в каждом из этих мест.
Монастырь с высоты птичьего полёта
История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом.
Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.
Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза
Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами. Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.
Собор Спаса Преображения
Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами. В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде. В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.
Собор Троицы Живоначальной
Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.
Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.
Колокольня
В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой. В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря. В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых.
Святая канавка
Паломничество в Серафимо-Дивеевский монастырь — в гостях у Серафима Саровского
Главная дивеевская святыня — Святая Канавка — вырыта вдоль тропы, по которой ступала сама Богородица, явившаяся преподобному Серафиму. Эту канавку, окружавшую Мельничную общину, сёстры вырыли своими руками, обнесли валом и обсадили крыжовником. По преданию, когда Антихрист придёт на Землю, Святая канавка будет высока до небес и преградит ему путь. Серафим говорил, что паломник, идя по канавке, должен прочесть 150 раз молитву «Богородице Дева радуйся!». Также посетителям разрешается прихватить с собой горсть целебной земли с канавки.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
У конца канавки есть часовня имени отца Серафима, где паломникам раздают «лечебные» сухарики, окроплённые святой водой и освящённые молитвой — это придаёт им благословение. В монастырь едут, чтобы поклониться чудодейственным мощам Серафима Саровского, совершить омовение в купальнях с целебной водой. Но даже неверующему человеку всё-таки стоит сюда приехать. Дивеевская обитель потрясает великолепием храмов, особенно красивы Троицкий и Преображенский соборы. В Троицком соборе, за ракой с мощами установлены витрины, где хранятся личные вещи батюшки Серафима: кожаные рукавицы, богослужебное облачение, нательный железный крест.
Слева направо: церковь Александра Невского, колокольня, собор Троицы Живоначальной, собор Спаса Преображения
Территория монастыря утопает в цветущих розах, а обходя Святую Канавку, за оградкой можно увидеть огромную лиственницу. Это дерево сёстры посадили в 1904 году в память о рождении царевича Алексея, о чём свидетельствуют иконы царской семьи, подвешенные на стволе и оградке.
Рейтинг достопримечательности
Достопримечательности Нижегородской областиРегионы РоссииСтраны Европы
Серафимо-Дивеевский монастырь в Нижегородской области на карте
Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:
putidorogi-nn.ru
Заказать записки в Дивеево, в Серафимо-Дивеевском монастырь арзамас Богородица гостиницы добраться источники канавка официальный паломническая поездка расписание расстояние сайт саровский серафим туры цены
Здесь вы можете заказать молитвенные требы: Записки о здравии и упокоении у святых мощей преподобного Серафима Саровского, дивеевских святых, у иконы Богородицы «Умиление», сорокоусты, Псалтири в Свято-Троицком Дивееском монастыре.
Дивеево – это четвёртый и последний удел Пресвятой Богородицы — святая земля, которая находится под особенным покровительством Божией Матери.
Остальные три удела — это Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция) и Киево-Печерская лавра (Украина). Но только Дивеево считается единственным местом, куда Богородица является ежедневно. Также в Дивеево покоятся мощи одного из самых почитаемых русским народом святых — Серафима Саровского.
Свято-Троицкая Серафимо-Дивеевская женская обитель находится в самом центре села Дивеево, основанного в 1559 году и расположенного в Нижегородской области. Село находится в 180 километрах к юго-западу от Нижнего Новгорода и в 60 километрах к юго-западу от Арзамаса.
Сам монастырь основан значительно позднее села Агафьей Семёновной Мельгуновой (в монашестве Александрой), дворянкой по происхождению, получившей откровение от Бога о необходимости постройки храма и устройстве девической общины в указанном ей месте. Этим местом и оказалось Дивеево, близ которого подвизался преподобный Серафим Саровский, ставший позднее духовным наставником сестёр обители.
Сейчас Серафимо-Дивеевская обитель является одним из самых крупных и значимых женских монастырей в России. Существует предсказание преподобного Серафима, что однажды она станет первой в мире женской монашеской лаврой.
В нижнем храме Казанского собора, освящённом в честь Рождества Богородицы, для поклонения паломников выставлены мощи святых матушек-основательниц обители: монахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Милюковой) и монахини Елены (Мантуровой). В самом Казанском храме почивают мощи ещё четырёх дивеевских святых жён: преподобноисповедницы Матроны (Власовой) и блаженных Параскевы (Паши) Саровской, Пелагеи и Марии. А в Троицком соборе обители вы можете поклониться мощам самого преподобного Серафима Саровского. Литургия в обители чаще всего служится в Преображенском соборе.
До дивного Дивеева Свято-Троицкого женского монастыря паломникам можно добраться на автобусе. Из города Москвы, Нижнего Новгорода, Арзамаса, Мурома, Сарова доехать на машине, маршрутном такси. Маршрут паломнической поездки несмотря на погоду будет проходить по московской, владимирской и нижегородской области. Расписание движения поезда в чудесный Дивеевский край, где не прекращается молитва, можно посмотреть онлайн на официальном сайте монастыря, а купить билет на транспорт не будет сложной работой.
Адрес монастыря святой село Дивеево.
Цены на недвижимость, что бы остановиться и снять на несколько дней жилье с приемлемыми ценами. Есть и частные гостевые дома, квартиры, отели или гостиницы для паломников с посуточной оплатой.
Святыни, богослужения и службы в Серафимо-Дивеевском монастыре проходят ежедневно в храмах обители. Заказать требы У святых мощей Серафима Саровского и дивеевских святых, у Иконы Пресвятой Богородицы «Умиление».
Посетить живительные источники, святую Канавку Божией Матери, все это находится в небольшой удаленности от обители.
Заказать требы, экскурсию, посмотреть расписание Богослужений, слушать церковные песнопения, узнать контакты и телефон — можно как в монастыре, так и на официальном сайте Дивеево.
В церковном магазине есть в продаже мазь, масло, бальзам от мощей святых угодников Божиих
zapiski.elitsy.ru