Собор на крови в питере: ГМП «Исаакиевский собор»

Храм Спас-на-Водах, построенный в Санкт-Петербурге в 1911 году и взорванный в начале 1930-х годов, как две капли воды был похож на Дмитриевский собор во Владимире

Храм Спас-на-Водах, построенный в Санкт-Петербурге в 1911 году в память о погибших в Русско-Японской войне моряках и взорванный в начале 1930-х годов, как две капли воды был похож на Дмитриевский собор во Владимире

Рассматривая исторические фотографии Санкт-Петербурга можно наткнуться на нечто совсем удивительное. Сначала даже возникает подозрение, что это какая-то ошибка, и в коллекцию питерских снимков случайно попали изображения из Владимирской области — среди фотографий Спаса-на-Крови, Казанского собора, Зимнего Дворца и Биржи вдруг появляется изображение знаменитого Дмитриевского собора из города Владимира.

Правда, если присмотреться, видно, что на фасадах питерского «Дмитриевского собора» нет роскошной белокаменной резьбы, а на центральной апсиде одно окно, а не три, как на храме Всеволода Большое Гнездо, да и водосточная система на петербургской реплике устроена иначе.

Спас-на-Водах (Санкт-Петербург)

Дмитровский собор (Владимир)

На старинных фотографиях из Петербурга можно разглядеть, что «Дмитриевский собор» стоит окруженный не Палатами, губернаторским домом и парком Липки, как в центре Владимира, а среди каких-то ангаров и особняков. А если постараться, то можно найти и снимки, на которых видно, что храм стоит бок о бок с рекой.

И всё-таки невероятно сходство питерского храма с владимирским Дмитриевским собором поражает. Северная рифма к владимирской церкви в Санкт-Петербурге носила название Спаса-на-Водах. Находился храм в конце Английской набережной, на Ново-Адмиралтейском острове, в месте, где Ново-Адмиралтейский канал впадает в Неву рядом с корабельными верфями.

Возвели церковь в 1909-1911 годах в память о российских моряках, погибших в Цусимском сражении и других баталиях Русско-Японской войны 1904-1905 годов.

В создании храма принимали участие архитектор Мариан Перетятькович, ученный Николай Покровский, инженер Сергей Смирнов, скульптор Борис Микешин и художники Виктор Васнецов, Михаил Адамович и Николай Бруни.

Церковь строилась по образу и подобию Дмитриевского собора города Владимира. Постройка состояла из верхнего храма (Спас-на-Водах) и нижнего (Николая Чудотворца). В память о подвигах русских моряков Русско-Японской войны на внутренних стенах храма были начертаны названия броненосцев, крейсеров, миноносцев и других судов Перовой и Второй Тихоокеанских эскадр — всего 90 кораблей. Около названия каждого корабля указывались названия боев, в которых они принимали участие, и количество погибших матросов и офицеров. Имена их были начертаны на специальных мраморных досках.

В храме были установлены подлинные иконы с затонувших кораблей, спасенные моряками. На фронтоне церкви было начертанно: «Б

ольше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Алтарной завесой в Верхнем храме был Андреевский флаг. Главным запрестольным образом храма было мозаичное панно с изображением Христа Спасителя, шествующего по водам.

Спас-на-Водах был освящен 31 июля 1911 года в присутствии императора Николая II, членов императорской семьи и представителей Морского ведомства Российской Империи.

В храме совершались общие поминальные службы, а также отдельные службы по адмиралу Степану Макарову и по экипажу броненосца «Петропавловск». В богослужениях постоянно принимали участие выжившие участники Русско-Японской войны.

После 1917 года храм-памятник неоднократно закрывался и снова открывался. Окончательно службы в нем прекратились в 1932 году. В скором времени после этого церковь взорвали.

Вопрос о необходимости восстановления в Санкт-Петербурге церкви Спас-на-Водах периодически поднимается с 1980-х годов. В конце 90-х годов на месте, где стоял Спас-на-Водах, была возведена часовня, в которую передали сохранившиеся реликвии из взорванной церкви, и где теперь проходят панихиды по погибшим моряках.

Питер-2015. Спас-на-Крови. Внешнее великолепие — Жизнь маленького хоббита — LiveJournal

Питер-2015. Спас-на-Крови. Внешнее великолепие

Еще про мой летний Питер: С Питером наедине / В Питере вдвоем / Питер из автобуса /  Последний вечер / Домик в Коломне / Коломна, от Мариинки до Новой Голландии и вокруг них / Английская набережная / Мосты, реки и каналы на кораблике. Нева и Фонтанка / Крюков канал, Мойка и Нева / Пост молчаливого любования архитектурой и еще по тэгу «Питер»

Годы летят, а питерские воспоминания все не исчерпаны, и приятно, что можно к ним возвращаться хотя бы в жж-формате. Сегодня предлагаю полюбоваться архитектурой и окрестностями храма Спас-на-Крови, он же Храм Воскресения Христова — в послепасхальные дни самое время!

2. К Спасу я подходила несколько раз во время моих одиночных прогулок по городу, пока остальная компания была занята спортивными делами (ведь в июне 2015 года мы приехали на марафон).  


3. Кадр «Петербург туристический» 🙂


4. Рядом с одной из главных туристических точек — кафе на колесах.


5. «Без адреса» — название в тему 😉


6. Храм Воскресения Христова был возведен по совместному проекту архитектора А.А. Парланда (1842–1920) и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру Малышева, 1811–1897). Они выполнили пожелание Александра III и создали собор в «истинно русском стиле», сохранив место смертельного ранения его отца, Александра II, внутри храма.

(Здесь и далее — источник: www.cathedral.ru/stroitelstvo1)


7. Храм Воскресения Христова строился 24 года. Достаточно длительный срок объяснялся богатством и разнообразием декора, а также применением передовых для своего времени инженерно-строительных технологий. Впервые в градостроительной истории Санкт-Петербурга отказались от свайного фундамента, заменив его сплошным бетонным основанием и бутовой кладкой. Сложная система гидроизоляции защищала собор от вод канала, были разработаны системы парового отопления и электрического освещения.


8. Я не могу себя назвать поклонницей такого «истинно русского» стиля, но этот собор мне очень нравится — и в этом месте у канала смотрится органично, несмотря на контраст с основной петербургской застройкой.

9. По требованию императора Александра III храм был спроектирован А.А. Парландом в стиле московского и ярославского зодчества XVII века, и архитектор, творчески переработав приемы церковной архитектуры допетровской эпохи, создал собирательный образ русского православного храма.


10. В основе композиции собора – компактный пятиглавый объем. Место центральной главы занимает восьмигранный шатер. Он сближает Спас на крови с линией монументальных храмов-памятников XVI — XVII веков, для которых была характерна ярко выраженная высотная доминанта, подчеркивающая их особое значение.

11. Сцена Воскресения Христова изображена на фасаде со стороны Конюшенной площади.


12. Храм выстроен из красно-коричневого кирпича, и его фасады сплошным ковром покрывает сложный измельченный декор, аналогичный работам московских и ярославских мастеров XVII века – пояски и крестики из цветного кирпича, полихромные изразцы в стенных углублениях-«ширинках», поливная черепица на шатрах и кровлях апсид, ажурные арочки, колонки и кокошники из белого мрамора.

Значительную роль в создании праздничного облика храма играют мозаики, акцентирующие основные композиционные детали здания –  кокошники, кессоны, фронтоны.

13. Уникальны пять центральных глав Спаса на крови, покрытых цветной ювелирной эмалью по медным листам, и вызывающих в памяти полихромные главы московского храма Василия Блаженного, с которым особенно часто сравнивают храм Воскресения, несмотря на полное различие их пространственно-планировочной структуры. Маленькие луковичные главки над апсидами и глава колокольни Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие.

14. Нижний ярус колокольни оформляет мозаичное собрание 134 гербов российских губерний, областей, городов, жители которых внесли пожертвования на строительство храма. Эти гербы представляют собой уникальную геральдическую коллекцию.

15. А теперь просто полюбуемся на собор с разных ракурсов.


16. Кругом туристическая круговерть — на лошадках предлагают прокатиться.. .

17. Лошадки непротив попозировать на фоне.

18.


19.


20. Здания по другую сторону канала Грибоедова, конечно, по сравнению с гипердекорированным храмом смотрятся просто, но тоже не скучные.


21. Детали отделки можно рассматривать очень долго.


22. Собор Воскресения Христова был одним из двух, наряду с Исаакиевским собором, храмов Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В соборе совершали отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносили проповеди. (Вики)


23. В советский период дважды, в 1931 и в 1938 гг. принималось решение о разборе храма, но, к счастью, так и не было реализовано. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.

24. В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Вероятно, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских. В результате уникальной операции снаряд был извлечен и уничтожен за пределами города.

В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников, а в 1971 году состоялась передача храма-памятника музею «Исаакиевский собор». К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации. В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы. Реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году. 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей. 23 мая 2004 года в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.

25. Мемориальный характер храма еще раз подчеркивается размещением в цокольной части стен 20 гранитных досок, описывающих деяния Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя.

26. Через дорогу от храма — часовня-ризница во имя Иверской иконы Божией Матери, составляющая с ним единый архитектурный ансамбль. Здание было построено А. А. Парландом в 1906–1907 годах (к завершению строительства и отделки Храма-на-Крови). Часовня-ризница использовалась для хранения икон и прочих даров, поднесённых в память о кончине Александра II.


27. С 1930-х годов здание ризницы стало использоваться не по назначению. Был полностью утрачен интерьер и некоторые элементы декора фасадов, появился шпиль на куполе вместо монограммы Иисуса Христа —  хризмы, представляющей собой греческие буквы «хи», «ро», «альфу» и «омегу», вписанные в круг. Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апостольским временам. Употребление букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8; 22:13).


В начале 1970-х годов храм Воскресения Христова и ризница вошли в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здание было отреставрировано, воссоздана и возвращена на своё историческое место христограмма. В настоящее время в ризнице открыт Музей камня, в нём размещена выставка «Время собирать камни», раскрывающая многообразие использования различных пород цветного поделочного камня в убранстве Спаса на крови и Исаакиевского собора.
Подробнее здесь: www.cathedral.ru/news/581

28. Ограда вокруг часовни такая же, как вокруг Михайловского сада, вход в который расположен с другой стороны собора.

29. Просто загляденье!


30.

31. Я не отказала себе в удовольствии, купив стаканчик кофе с собой с одного из многочисленных в летнем Питере передвижного  фургончика, отправиться исследовать зеленый мирок по ту сторону ограды.

32. Сладкий миндаль в бумажных пакетиках продают с таких тележек тоже по всему центру Питера. Мило и антуражно, но я не пробовала.

33. Вглубь парка я не сильно углублялась, но он прекрасен. Присела на скамеечку с кофе и путеводителем, через некоторое время подошел мужчина, вежливо спросил, можно ли присесть рядом. Я было напряглась, но он спокойно открыл свою книжку и углубился в чтение. Вот это я понимаю — культурная столица 🙂


34. Пора возвращаться к храму, купить билет и полюбоваться им изнутри. Но это мы проделаем уже в следущем посте.

This entry was originally posted at https://meladan.dreamwidth.org/676373.html. Please comment there using OpenID.

Tags: le temps des cathédrales, июнь, очень культурная культура, питер, пути и шествия, родина, фотки

Санкт-Петербург 1900, Фото 12 Собор на Крови, Петербургский рассказ о путешествиях Боба Атчисона

В 1881 году царь Александр II, прозванный Великим Освободителем за освобождение крепостных, ехал в карете по одному из петербургских каналов, когда его взорвали террористы, выдававшие себя за сыроторговцев. Петербургская общественность была потрясена, узнав, что убийцы — дети аристократии, которые давно планировали убийство. Террористы много лет преследовали Александра II. Они вынесли ему «смертный приговор». Однажды им удалось взорвать пару комнат в Зимнем дворце, где должен был обедать царь; к счастью для него, он опоздал. К сожалению, погибло много невинных людей.

Вверху: бомбардировка Александра II.

Террористы неотступно преследовали Александра II, следя за каждым его движением, пытаясь найти брешь в системе безопасности вокруг него. Когда Александр путешествовал в карете по городу, он обычно следовал разными маршрутами, часто меняя их в последнюю минуту, чтобы сбить преследователей с пути. На этот раз он потерпел неудачу. Одному из убийц удалось бросить бомбу в его карету, в результате чего сразу же погибли несколько человек из окружения царя. Когда Александр вышел из кареты, чтобы помочь раненым, его убийца бросил вторую гранату, оторвав царю ноги. Его несли обратно в Зимний дворец, обильно истекая кровью по дороге, капли крови отмечали путь, по которому его несли вверх по мраморной лестнице дворца. В своей комнате его положили на кровать, жена бросилась на его окровавленное и изуродованное тело — он был еще жив — истерически всхлипывая и плача. Прибыли другие члены семьи Романовых, в том числе молодой внук Александра, Николай, который сам был убит вместе с женой и детьми следующим поколением революционеров. Они смотрели, как умирают царь, брат, муж, отец и дед, а также император; первая романовская жертва революционного движения.

Похоронен Александр под огромным кенотафом из серой сибирской яшмы в церкви-могиле предков в Петропавловской крепости.

Убийство Александра II потрясло Россию. Из чувства национальной вины было решено построить новый собор, чтобы увековечить мостовую, на которой пал Александр. Было решено использовать для здания старорусский архитектурный стиль, хотя он и не соответствовал классическому характеру города. На этой фотографии 1900 года церковь почти завершена. Хотя он выглядит как московский храм XVI века, в нем есть много вещей, выдающих его 19происхождение го века. Дизайн церкви гораздо более упорядочен и симметричен, чем настоящая кирпичная церковь 16-го века, и многие элементы не соответствуют масштабу. В его оформлении участвовали лучшие художники того времени, в том числе Васнецов, а интерьер был инкрустирован полудрагоценными камнями со всей Российской империи. Золотая мозаика украшала своды и даже была щедро украшена снаружи церкви. Внутри собора балдахин из яшмы с множеством висящих серебряных светильников был помещен прямо над участком мостовой, где произошло убийство. Говорили, что в 19-м году пятна царской крови все еще оставались на месте.00. Фантастическая бронзовая ограда была выкована с яркими древнерусскими мотивами и помещена в кирпичные столбы, опоясывающие часть храма снаружи. Позитивная реакция на безвкусное великолепие интерьера была подавлена ​​негативными отзывами о внешнем виде, созданном по образцу собора Василия Блаженного в Москве и неуместном в его обстановке.

Следующая фотография: Таксист из Санкт-Петербурга

Для просмотра небольшой карты района Санкт-Петербурга нажмите здесь.

Посмотреть большую карту центра Санкт-Петербурга иди сюда.

Комментарии на сайте должны быть отправлены Бобу Атчисон.

Спас-на-Крови • Церковь » outdooractive.com

Назад

Баллы Россия Санкт-Петербург Спас-на-Крови

Планируйте маршрут здесь

__data.title__

ВидеоФото: {автор_источник}

Собор Воскресения Христова на Крови или Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова.

Ближайшая станция метро «Невский проспект», выход на канал Грибоедова. При выходе из метро идите к каналу, справа увидите купола Спаса-на-Крови.

DD

59.940093, 30.328842

DMS

59°56’24.3″N 30°19’43.8″E

UTM

36V 350766 6647751

w3w 

///kinks.frock.pancake

Показать на карте

Самый рекомендуемый маршрут Сложность легкий

Расстояние 12,2 км

Продолжительность 3:04 ч

Восхождение 18 м

Спуск 28 м

Этот маршрут проведет вас по значимым достопримечательностям Санкт-Петербурга и удивит вас скульптурами атлантов.

от Анастасии Ларионовой, Alpdest CEE, s.r.o.

Самый рекомендуемый маршрут Сложность легкий

Расстояние 8 км

Продолжительность 2:02 ч

Восхождение 32 м

Спуск 37 м

Побывать в Петербурге и не побывать на главных площадях северной столицы – большое упущение. Этот маршрут поможет вам исправить это.

от Анастасии Ларионовой, Alpdest CEE, s.r.o.

Самый рекомендуемый маршрут Сложность умеренный

Расстояние 7,4 км

Продолжительность 1:55 ч

Восхождение 59 м

Спуск 55 м

Если на знакомство с Петербургом у вас есть всего один день, то этот маршрут будет для вас идеальным.

от Анастасии Ларионовой, Alpdest CEE, s.r.o.

Самый рекомендуемый маршрут Сложность легкий Открыть

Расстояние 5,4 км

Продолжительность 1:22 ч

Восхождение 8 м

Спуск 24 м

Прогулка по центральной улице Санкт-Петербурга, которая никого не оставит равнодушным.

от Анастасии Ларионовой, Alpdest CEE, s. r.o.


Показать все на карте

Место для посещения

__(функция () { if (data.x != null) { return ((data.x*1000.0)).toFixed(typeof data.digits === ‘number’ ? data.digits : 1) } else { return ‘–’ }})()__ mm

__(функция () { if (data.x != null) { return ((data.x*100.0)).toFixed(typeof data .digits === ‘number’ ? data.digits : 0) } else { return ‘–’ }})()__ cm

__(функция () { if (data.x!= null) { return ((data.x*0.001)).toFixed(typeof data.digits === ‘number’ ? data.digits: 1) } else { return ‘–’ }})()__ km

__(function () { if (data.x != null) { return (data.x).toFixed(typeof data.digits === ‘number’ ? data.digits : 0) } else { return ‘–’ }})()__ m

__(function () { if (data.x != null) { return (data.x).toFixed(typeof data. цифры === ‘число’ ? data.x).toFixed(typeof data.digits === ‘number’ ? data.digits : 0) } else { return ‘–’ }})()__

__(функция () { if (data.x!= null) { return ((data. x*1000.0)).toFixed(typeof data.digits === ‘number’ ? data.digits: 1) } else { return ‘–’ }})()__

__(функция () { if (data.x != null) { return ((data.x*100.0)).toFixed(typeof data.digits === ‘ число’ ? data.digits : 0) } else { return ‘–’ }})()__

__(функция () { if (data.x != null) { return ((data.x*0.001)) .toFixed(typeof data.digits === ‘number’ ? data.digits : 1) } else { return ‘–’ }})()__

__(function () { if (data.x != null) { return (data.x).toFixed(typeof data.digits === ‘number’ ? data.digits : 0) } else { return ‘–’ }})()__

__(функция () { if (data.x != null) { return (data.x).toFixed(typeof data.digits === ‘number’ ? data.digits : 1) } else { return ‘– ‘ }})()__

__(функция () { if (data.x != null) { return (data.x)} else {возврат данных }})()__

__(function () { if (data.x != null) { return ((data.x*1000.0))} ​​else { return data }})()__

__(function () { if (data.x != null) { return ((data.x*100.0))} ​​else {возврат данных}})()__

__(функция () { if (data.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *