История создания Спаса на Крови
В самом центре Петербурга, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание своим нарядным, многоцветным обликом храм Воскресения Христова (Спас на Крови). Построенный на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II, собор является мемориалом Царю-Освободителю.
Будучи одним из выдающихся государственных деятелей России, Александр II провел в стране масштабные преобразования, главным из которых стала отмена крепостного права. Эпоха реформ – это всегда время коренной ломки существующих политических и социальных устоев, время болезненных перемен, неизбежно влекущее за собой рост революционных настроений. На жизнь императора было совершено множество покушений, часть из которых подготовила террористическая организация «Народная воля».
Покушение 1 марта 1881 года народовольцы готовили долго и тщательно. Было известно, что по воскресеньям Государь обычно присутствует на разводе караула в Михайловском манеже. Воскресный первомартовский день не стал исключением. Как обычно, Александр II приехал в Манеж около 13:00. В этот день в разводе принимали участие лейб-гвардии Саперный и резервный пехотного полка батальоны, которые должны были заступать в караул Зимнего дворца. После церемонии Александр II вместе с братом великим князем Михаилом Николаевичем заехали в Михайловский дворец (нынешний Государственный Русский музей) к своей кузине, великой княгине Екатерине Михайловне.
После этого визита царь в сопровождении свиты выехал по Инженерной улице на Екатерининский канал, и его кортеж направился в сторону Дворцовой площади.
Во время проезда кортежа по набережной Екатерининского канала народоволец Н. Рысаков бросил бомбу, завернутую в платок, прямо под карету императора. Взрывом была повреждена задняя стенка кареты, но Александр II не пострадал. Пытавшийся скрыться террорист был схвачен. Государю предложили немедленно вернуться во дворец, однако он пожелал осмотреть место взрыва и взглянуть на преступника. И когда он по набережной возвращался к своему экипажу, раздался второй взрыв. Народоволец И. Гриневицкий бросил бомбу прямо под ноги царю. Истекающего кровью от тяжелых ран императора положили в сани и отвезли в Зимний дворец. Через полтора часа, в 15:35, государь скончался.
Место смертельного ранения императора сразу же приобрело особое, сакральное значение. Уже вечером 1 марта этот участок был огорожен деревянным забором, рядом с которым выставили часового.
Через день состоялось чрезвычайное заседание Городской Думы. Депутаты обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего царя и установить на месте его смертельного ранения памятник или часовню. Император, одобрив саму идею, пожелал возвести на этом месте храм.
Подготовлено О.В.Андреевой
В Петербурге на месте убийства императора Александра II заложен храм «Спаса на Крови»
6 (18) октября 1883 г. в Петербурге был заложен храм «Спаса на Крови» (храм Воскресения Христова). Он был возведён по указу императора Александра III на месте, где 1 марта 1881 г. бомбой народовольца Игнатия Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II. Собор стал памятником императору-преобразователю и символом покаяния народа России в его убийстве.
Храм «Спаса на Крови» является образцом позднего этапа эволюции «русского стиля». Его проект был разработан архитектором Альфредом Парландом и архимандритом Игнатием (Малышевым), настоятелем Троице-Сергиевой пустыни. Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля первой половины XVII в.
На 20-ти гранитных досках на фасаде храма высечены главные события царствования и указы Александра II. Украшением собора являются мозаики, выполненные по эскизам В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. П. Рябушкина. Главное место в храме занимала сень (навес) на яшмовых колоннах, увенчанная топазовым крестом. Её расположили над местом, где произошло цареубийство. Под сенью сохранили фрагмент булыжной мостовой, на которую пролилась царская кровь.
Строительство храма-памятника велось при активном участии народа, присылавшего пожертвования со всех концов страны, и продолжалось 24 года. Собор был освящён 6 (19) августа 1907 г., в день Преображения.
Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II, и ежедневно произносились проповеди. Однако собор не являлся приходским и не был рассчитан на массовые посещения. Он находился в ведении Министерства внутренних дел, и вход сюда осуществлялся по пропускам.
С 1923 по 1930 гг. храм являлся кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии, затем был закрыт, а после войны длительное время использовался как склад. В 1970 г. было решено разместить в здании собора филиал музея, поэтому были начаты реставрационные работы, первый этап которых завершился только в 1997 г.
19 августа 1997 г., ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» вновь открылся для посетителей.
Лит.: Бутиков Г. П. Музей-памятник «Спас на крови»: Александр II и его эпоха. СПб., 2000; Кальницкая Е. Я. Времена не выбирают… Неизвестные материалы из истории «Спаса на Крови» // История Петербурга. 2003. № 1.
См. также в Президентской библиотеке:
Процесс 1-го марта 1881-го года: [дело об убийстве Императора Александра II: заседание особого Правительствующего сената для суждения дел о государственных преступлениях]. СПб., 1906;
Прокудин-Горский С. М. Деталь храма [Воскресения на Крови]. [Между 1905-1915 гг.].
Питер собор Спаса на Крови
Описание
У самого края набережной, отражаясь в водах канала Грибоедова (до 1923 года Екатерининского канала), рядом с Михайловским садом высится уникальное по своей красоте здание храма Воскресения Христова.
Архитектура религиозного сооружения соответствует неорусскому стилю. Компактное в плане, увенчанное стройным шатром высотой в 81 метр, с девятью нарядными главами, со стройной колокольней, своим внешним видом напоминающей колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, сооружение резко выделяется своей оригинальной ассиметричной композицией в окружении архитектурных шедевров, построенных в стиле русского классицизма.
Храм Спас-на-Крови на месте покушения на императора
Второе название «Спас-на-Крови» храм получил в память о трагических событиях, произошедших на этом месте 1 марта 1881 года (по старому стилю). Здесь был смертельно ранен император Александр II революционером-народовольцем Игнатием Гриневицким. Через несколько часов после покушения царь скончался. Сразу после этих событий, потрясших всю прогрессивную общественность России, здесь была построена временная часовня. Одновременно приступили к проектированию мемориального храма.
Царь-Освободитель
Самодержец и реформатор одновременно, Александр II оставил добрую, но неоднозначную память в народном самосознании, осуществив главное дело своей жизни – отмену крепостного права в России в 1861 году. Гражданские права и освобождение от рабства получили 23 миллиона крестьян, за эти дарования Александр II остался в памяти народной как «Царь-Освободитель». Реформы во всех областях государственной и общественной жизни (военная, земская, судебная, народного образования и другие) дали толчок к ускоренному развитию в области промышленности, модернизации армии, местному земскому самоуправлению, строительству железных дорог, прогрессивной судебной системы.
Царь активно занимался важнейшим государственным делом: подготовкой к переходу России от самодержавия к конституционной монархии.
В результате побед русского оружия были освобождены от турецкого владычества балканские народы (Русско-Турецкая война 1877-78 гг.). В период царствования Александра II Российская империя приросла обширными территориями Средней Азии и Кавказа.
Однако реформы и преобразования шли непросто. Обветшавшие государственная и экономическая системы с большим трудом поддавались преобразованиям. Реформы шли с затягиванием и перекосами на местах. Этот сложный период перемен, отразившийся, как на положении правящего класса, так и всех слоев населения, вызвал к жизни мощное протестное движение в среде разночинцев и студенчества. Появившаяся в России революционно-террористическая организация «Народная Воля» выбрала путь насильственного свержения самодержавной власти в России. Методом достижения своих целей народовольцы выбрали террор. Началась системная охота за высшими чиновниками государственной власти, а главное – «виновником всех трудностей» – императором Александром II. На царя было организовано восемь покушений, последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.
Строительство и архитектура храма
Смерть царя-мученика вызвала сильнейший отклик и сострадание в душах всех слоев российского общества. Во временной часовне постоянно проводились панихиды за упокой императора. Было проведено несколько конкурсов на проект поминального храма. В 1887 году император Александр III утвердил проект, выполненный архитектором Альфредом Парландом при участии архимандрита Игнатия – настоятеля Троице-Сергиевой пустыни. Примером для авторов стали архитектурные каноны Допетровской Руси, по которым строились Московские и Ярославские храмы в XVI – XVII веках.
Закладка храма Воскресения Господня состоялась в 1883 году и еще до окончательного утверждения проекта в течение трех лет велись работы по укреплению слабых в этом месте грунтов и устройству сплошного фундамента из путиловской плиты. В 1888 году, сразу после высочайшего утверждения проекта был возведен гранитный цоколь, на котором в ложных нишах были укреплены памятные доски из красного гранита с повествованием о главных событиях в период царствования Александра II и его указы. Возведенные стены были облицованы клинкерным фасадным кирпичом различных оттенков, привезенным из Германии. Все разнообразные элементы декора на фасадах были изготовлены из белого эстляндского мрамора.
Здание представляет собой традиционный древнерусский четверик, завершающийся пятиглавием, центральные главы созданы по образу и подобию глав московского Покровского собора (храма Василия Блаженного). Однако облицовка глав плиткой, покрытой цветной эмалью, не имеет аналогов в русской и европейской архитектуре.
Алтарная часть на фасаде с восточной стороны определяется тремя алтарными апсидами, увенчанными золочеными главками. Центральная главка покрыта золотой смальтой.
Вместо центральной главы устроен высокий (81 метр) шестигранный шатер, покрытый глазурованной черепицей и поливными изразцами, выполненными артелью Харламова. Он завершается золоченой луковичной главой с крестом.
К западной части основного объема здания, выдвигаясь в сторону канала, пристроена высокая колокольня высотой 62.5 метров, также увенчанная золоченым луковичным куполом с высоким золоченым крестом и императорской короной (примером послужила колокольня Ивана Великого в Успенском соборе Московского кремля). Во внешнем объеме колокольня определяет то самое место, где император был смертельно ранен. У западной стены колокольни под золоченым навесом расположено мраморное распятие с изображением Иисуса Христа а по сторонам – иконы с изображениями Святого Зосимы Соловецкого и Святой мученицы Евдокии. Над полукруглым окном расположен иконописный образ Святого благоверного князя Александра Невского. Гербы губерний и городов Российской империи, выполненные на медных пластинах по рисункам академика живописи П. А. Черкасова, изображены на фасадах колокольни.
Входы представляют собой нарядные шатровые сдвоенные крыльца, примыкающие к основному объему колокольни с севера и юга. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами. Мозаичные картины на тему страстей Христовых, выполненных по живописным оригиналам художника В. М. Васнецова, украшают тимпаны крылец.
В 1894-95 годах возводились своды и паруса, изготавливались металлические конструкции глав на столичных литейных заводах. Часть из них были декорированы цветной эмалью на фабрике А. М. Постникова. Золоченый крест над главным шатром был установлен в 1897 году.
Строительство здания и отделка всех декоративных элементов наружного облика и внутреннего пространства заняли 24 года, ведь при отделке всего храма было выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий, изготовленных по эскизам выдающихся русских художников конца XIX века, работавших в разных стилевых направлениях в рамках большого европейского стиля модерн.
К грандиозной работе было привлечено более 30 живописцев, среди которых такие знаменитые фамилии, как М. В. Нестеров, В. М. Васнецов, А. П. Беляев, Н. Н. Харламов, Н. А. Кошелев. Мозаичных дел мастера из артели В. А. Фролова воплотили в жизнь все идеи талантливых художников. Мозаичные изображения Спаса Нерукотворного на западном и Воскресения Христова – на северном фасаде были выполнены по эскизам художника М. В. Нестерова. Автор мозаичного изображении на южном фасаде «Христос во Славе» — художник Н. А. Кошелев. Изображение «Спаса Благославляющего» на восточном фасаде было выполнено по эскизам архитектора всего сооружения академика архитектуры и живописи А. А. Парланда.
Окончание строительства и торжественное освящение храма Воскресения Господня состоялось 19 августа 1907 года в присутствии высочайших царских особ императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В этот же день была отслужена первая торжественная литургия.
При том, что внешний облик храма и внутреннее убранство выполнены в традициях древнерусского зодчества, при строительстве и отделке были применены самые прогрессивные методы того времени, в художественном декоре воплощены в жизнь самые смелые идеи и технологические методы в области искусства. Основные материалы, примененные при отделке храма: облицовочный разноцветный и глазурованный кирпич, цветная глазурованная фигурная черепица, несколько пород мрамора из России и Италии, гранит, разноцветные художественные эмали и мозаика, золотая смальта, горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные горные породы, золото, серебро.
Благодаря полной электрификации (было смонтировано 1689 электрических ламп), декоративное и художественное убранство внутреннего пространства 81-метрового здания очень хорошо освещалось, что давало возможность разглядеть все детали интерьера даже на большой высоте.
Внутреннее убранство храма
Мемориальный храм «Спас на Крови» возведен на знаковом месте. Здесь был смертельно ранен от руки террориста император. Во внутреннем объеме колокольни расположено место, где произошло это трагическое событие: часть набережной с булыжной мостовой, на которую пролилась кровь «Царя-Освободителя». Памятное место накрывает сень, устроенная в виде восьмигранного шатра, который поддерживают четыре колонны. Все детали архитектурной композиции из алтайской и уральской яшмы выполнены русскими камнерезами. Каждый, кто попадал в храм, войдя через входы, устроенные в здании колокольни, сразу понимал, что пришел в глубоко сакральное поминальное место.
Храм Воскресения Господня неповторим благодаря своему декоративному убранству, ведь мозаичные художественные композиции на религиозную тему и декоративные элементы покрытия стен и сводов составляют более семи тысяч квадратных метров. Изобразительный ряд отражает мемориальное и религиозное, посвященное Рождеству Христову назначение.
Земной путь Иисуса Христа от Рождества Христова до чудесных деяний, сотворенных им при своей земной жизни отображен в мозаичных иконах, расположенных в центральной части. Все художественные композиции изображены на голубом фоне. Над алтарем по эскизу иконописца Н. Н. Харламова на золотом фоне, набранном из золотой смальты — канторели, выложены две иконы: «Спас в силах» и «Христос во славе».
В центральной алтарной апсиде изображена икона «Евхаристия», выполненная по эскизу иконописца Н. Н. Харламова. При открывании царских врат верующие видят в золотом сиянии Иисуса Христа, подающего святые дары и склонившихся перед ним апостолов Петра и Павла.
Мозаичные иконы «Вознесение Христово» и «Сошествие Святого Духа», выложенные по эскизам художника В. В. Беляева, расположены в завершающих полусферах боковых апсид над иконостасом.
В полусфере центрального свода перед алтарем расположена икона, выложенная по эскизу художника Н. Н. Кошелева «Преображение Господне». Христос предстает перед своими учениками в золотом божественном сиянии, его отныне окружают пророки – Илия и Моисей. Рядом ученики – апостолы Петр, Иаков и Иоанн.
На внутренней поверхности центрального свода изображена икона «Христос Вседержитель». Мозаичное полотно набрано по эскизу иконописца Н. Н. Харламова. Лаконичная по цвету и рисунку икона выполнена в византийской традиции.
На поверхностях четырех подкупольных пилонов, на стенах и арках сверху до низу расположены мозаичные иконописные изображения святых. В малых плафонах по эскизам иконописца Н. Н. Харламова выложены мозаичные иконы «Спас Благое Молчание», «Спас Эммануил», «Иоанн Креститель», «Богоматерь», выполненные по византийским канонам.
Особой торжественности и светлой грусти исполнено внутреннее убранство в западной части храма, там, где находится сень над местом ранения императора. Напротив сени в западной стене расположено окно, через которое льется вечерний свет на памятное место. Над окном изображена икона «Новозаветная Троица». По обоим сторонам окна изображены ангел – хранитель царя и его небесный покровитель Святой благоверный князь Александр Невский. Фоны покрытий стен выполнены в золотистых тонах, что придает этому месту особый мягкий свет.
Изобразительный ряд в иконографическом оформлении храма разнообразен по стилям и авторским манерам.
Иконостас в отличие от мозаичного убранства стен, пилонов и сводов, выполненного в рамках монументальных выразительных приемов, выполнен в традициях станкового изобразительного искусства. Центральные иконы «Спаситель» и «Пресвятая Богородица», выложенные по оригиналам живописца В. М. Васнецова мастерами из Петербургской Академии Художеств, отличаются одновременно лаконичной композицией тонким живописным подходом к изображению образов в мозаичном искусстве.
Справа от иконы «Спаситель» расположено иконописное изображение «Сошествия во ад», слева от иконы «Пресвятая Богородица» — «Вознесение Господне». Обе иконы выложены по живописным картинам художника М. В. Нестерова в стиле модерн.
Одноярусный иконостас представляет собой образец высокого искусства итальянских камнерезов. Подбор пород мрамора и изысканная резьба создают впечатление, что перед вами не архитектурный элемент интерьера, а произведение ювелиров. В центре иконостаса расположены царские врата, оформленные разнообразными декоративными элементами. Три резных кокошника венчают всю архитектурную композицию. Иконостас выполнен по проекту архитектора А. А. Парланда.
В северном и южном нефах расположены два киота, представляющих собой сплошную стенку из резного камня. Икону «Святой благоверный князь Александр Невский» можно увидеть в северном киоте, икону «Воскресение Христово» — в южном. Автором живописных оригиналов, по которым набирались мозаичные изображения, явился художник М. В. Нестеров, работавший в стиле модерн.
Декоративное убранство храма представляет собой уникальное сочетание камнерезного искусства (более 80 рисунков орнаментов были разработаны архитектором А. А. Парландом и художником А. П. Рябушкиным) и мозаичного дела (площадь поверхностей, покрытых художественными мозаичными картинами составляет 7065 квадратных метров). При наружной и внутренней отделке были применены различные породы камня из России и Италии: гранит, мрамор, змеевик, уральская и колыванская яшмы, орлец; полудрагоценные и драгоценные породы: горный хрусталь, топазы – это только небольшая часть отделочных материалов, использовавшихся для украшения архитектурных элементов. Широко были применены золотая смальта, разноцветные ювелирные эмали, золото и серебро.
Пол в храме напоминает изысканный ковер необыкновенной красоты. Выложенное из различных сортов итальянского мрамора (более 10 сортов), напольное покрытие было выполнено мастерами из Генуи и собрано русскими мастерами по рисункам Архитектора А. А. Парланда.
В 1903- 1907 годах по проекту архитектора А. А. Парланда была сооружена бронзовая кованая ограда, отделяющая Михайловский сад от полукруглой площади, на которой построен храм Воскресения Господня. Выполненная в стиле модерн, ограда представляет собой большую художественную ценность. Крупный растительный орнамент стилизован под расписные орнаменты, которые украшают стены московского Покровского собора. Виртуозно выполненные цветочные композиции, поражают похожестью на свои природные аналоги. В этом архитектурно-декоративном произведении искусства сочетаются глубокие традиции средневековой России и новаторские тенденции эпохи модерна.
Экстерьер и интерьер храма «Спас на Крови» поражает своей неповторимой образностью, разнообразием архитектурных форм, изысканной утонченностью декоративных и художественных элементов. Весь облик храма напоминает каждому, кто его видит, о главной идее, ради которой было приложено столько человеческих сил, таланта, государственной воли и финансовых средств. Здесь все пронизано мыслями о светлой памяти об ушедшем от нас великом человеке, а христианский завет о Воскресении Господнем вселяет в души людей чувство радости и веры в лучшее.
Спас на Крови в XX, начале XXI века
Судьба храма Воскресения Господня спустя очень короткий период после окончания его строительства и освящения сложилась так же драматично, как и судьба всего русского народа. Как царь-мученик, так и религиозное мемориальное сооружение претерпело много трудностей.
Сразу после октябрьского переворота 1917 года храм был лишен финансовых поступлений из казны и существовал на пожертвования петроградцев. В 1920-е годы волей Комиссариата народных имуществ храм «Спас на Крови» подвергся нескольким приступам разграбления. Оправданием этому беспрецедентному вандализму стало решение экспертов Академии истории материальной культуры о ничтожной художественной ценности религиозного сооружения конца XIX века, представляющего собой образец упадничества и эклектики в русской архитектуре.
В 1930 году дело дошло до того, сто храм решили снести и временно использовать как склад. От решения перешли к подготовке сноса. В 1941 году началась Великая Отечественная война и планы по уничтожению храма были отложены.
В период вражеской блокады храм, как и весь город подвергался бомбардировкам, под его сводами был устроен один из городских моргов, ведь умерших от холода и голода людей негде было хоронить. В главном куполе застрял вражеский артиллерийский снаряд, который удалось обезвредить только в 1961 году, эту невероятно опасную работу, больше похожую на подвиг, произвел сапер Виктор Демидов.
При Хрущеве в период очередных гонений на православную церковь в 1956 году храм опять решают уничтожить.
Сложное время неопределенности длилось 10 лет. Более здоровые силы в советском архитектурном сообществе взяли верх над силами мракобесия и бескультурья. Поворотной вехой в деле возрождения многострадального религиозного сооружения стал 1968 год, когда храм «Спас на Крови» был взят на баланс Государственной инспекции по охране памятников и стал филиалом музея «Исаакиевский собор». Восстановительные и реставрационные работы заняли долгих 27 лет: с 1971 по 1997 годы.
Советские и Российские реставраторы совершили настоящий профессиональный и гражданский подвиг, возродив из полного запустения и ничтожества один из самых красивых и любимых всеми петербуржцами храм-памятник, разделивший со своим народом времена величия и гонений, но возродившийся к славе и свету благодаря труду и таланту русских людей.
Новая жизнь храма-памятника, как музея началась 19 августа 1997 года в день Преображения Господня. С 23 мая 2004 года со дня нового освящения в храме «Спас на Крови» проводятся регулярные богослужения. В память о трагической кончине Александра II каждый год 14 марта (1 марта по старому стилю) проводится архиерейское богослужение и поминальная лития по убиенному императору.
Собор Воскресения Христова на Крови
Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге. Православный мемориальный однопрестольный храм, выполненный в позднем варианте русского стиля, был построен в 1883-1907 годах по проекту А. А. Парланда и И. В. Малышева (архимандрита Игнатия). С 1970 года здание собора имеет статус филиала государственного музея «Исаакиевский собор».
Интересные факты:
Храм Спас-на-Крови был построен в память об императоре Александре II, который был в 1881 году смертельно ранен на этом самом месте — фраза «на крови» относится к крови государя. Постройка храма в течение 24 лет велась на средства, собранные по всей России.
Конкурс проектов для храма был объявлен уже в 1881 году, но так как ни один из поданных вариантов императору Александру III не понравился, был объявлен новый конкурс, в котором с условиями доработки победил проект А. А. Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Торжественная закладка собора произошла в 1883 году, а освящение готового храма — в 1907 году.
С внешней стороны храм Спас-на-Крови являет собой классический образец позднего этапа «русского стиля» — это собирательный образ русского православного храма XVI-XVII веков. Более всего внешний облик храма напоминает московский собор Василия Блаженного.
Площадка под строительство храма включила в себя часть русла канала Грибоедова и Михайловского парка, для этого набережную немного увеличили в сторону канала, а от сада отделили участок с помощью специального полукруглого ограждения. При возведении храма отказались от забивки традиционных свай под фундамент, заменив их бетонным основанием, что стало первым подобным опытом в петербургском строительстве. При отделке собора использовался разнообразный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь, породы итальянского мрамора и разные виды полудрагоценных камней. С внешней стороны храма установлены 20 памятных досок, рассказывающих о важнейших событиях царствования Александра II, а на колокольне изображены гербы губерний и областей России. Храм венчают 9 глав, расположенных в асимметричном порядке, часть куполов имеет позолоченное покрытие, часть — эмалевое. Окна храма имеют оформление в виде кокошников. Общая высота собора — 81 метр (символ года гибели императора).
Внутреннее убранство храма в своей основе выполнено из мозаики площадью 7065 квадратных метров. В качестве эскизов выступили работы на евангельскую тему таких художников как В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Саму мозаику создавали в мастерской В. А. Фролова, эта мозаичная экспозиция сегодня является одной из крупнейших коллекций в Европе. Сложность создания такого произведения искусства подтверждается и сроками ее изготовления, из-за отделки храма мозаикой его строительство задержалось на 10 лет.
Об императоре Александре II в храме напоминает специально сохраненное место его смертельного ранения, где была оставлена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью царя.
Храм Спас-на-Крови получил и новые технологии при строительстве — в подвале установили 2 паровых котла и 8 калориферов, здание было полностью электрифицировано с помощью 1689 электроламп, также была установлена молниезащита.
Собор Воскресения Христова на Крови находился на государственном содержании и не имел прихода, в нем велись только редкие службы в память об императоре. Поэтому после революции 1917 года, когда государственная поддержка прекратилась, собор оказался в трудном положении. Из-за чего в течении нескольких последующих лет он принадлежал «обновленцам» и «иосифлянам», отойдя от классического православия. В 1930 году храм был окончательно закрыт.
После закрытия собор даже хотели снести, но этим планам помешала война. В годы блокады в Соборе Воскресения Христова на Крови размещался городской морг, после войны — склад декораций Малого оперного театра. Все это привело к обветшанию исторического здания, поэтому в 1968 году он был взят под государственную охрану, а в 1970 году — передан музею «Исаакиевский собор».
В годы Великой Отечественной войны в купол храма попал и не разорвался немецкий фугасный снаряд, его обнаружили только в 1961 году, и для его извлечения была организована цела спасательная операция.
В единый храмовый комплекс также входит часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, где предсавлены иконы, поднесенные в память о кончине императора Александра II.
Здание Собора Воскресения Христова на Крови включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Туристу на заметку:
Аудиогид ХРАМ СПАСА НА КРОВИ — Презентация — Туристический Гид
Здравствуйте! Я — Евгения, ваш персональный гид. Вместе с MyWoWo мы желаем вам приятного посещения одного из чудес света — поразительного храма Спаса на Крови.
Официальное название этого храма — Собор Воскресения Христова на Крови, но он больше известен как храм Спаса на Крови, так как его построили там, где 13 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II. В честь убитого императора его преемник и сын Александр III и пожелал возвести эту великолепную церковь в русском православном стиле. Внутри храма можно увидеть балдахин, сооруженный над местом взрыва бомбы, которая смертельно ранила императора. Это было уже восьмое покушение на него!
Строительство храма Спаса на Крови началось в 1883 году, но продолжалось оно целых 24 года. Основной причиной тому оказалась необычайная внутренняя отделка из мозаики: она занимает почти 7000 квадратных метров, а создавали ее 32 лучших мастера того времени.
Церковь, высшая точка которой достигает 81 метра, строили по подобию великолепного собора Василия Блаженного в Москве, а еще большую неординарность ей придают 5 покрытых медью куполов, украшенных великолепной эмалью различных цветов. На фасаде укреплены 20 гранитных плит, на которых золотыми буквами высечены основные события, произошедшие во время правления убитого императора. Здесь можно увидеть великолепные мозаики и 144 герба, также сложенных из мозаики, которые представляют собой города и губернии Российской империи при Александре II.
После революции 1917 года значительную часть убранства этой потрясающей церкви разграбили, а отделку интерьера серьезно повредили. Еще более тяжелый урон был нанесен во время Второй мировой войны и после нее, но, к счастью, храм пережил бомбежки и не был разобран, хотя такие предложения поступали. Вы не поверите, но примерно через двадцать лет после окончания войны на одном из куполов обнаружили неразорвавшийся фугасный снаряд. В связи с этим наконец-то было принято решение приступить к реставрации храма, продлившейся целых 27 лет.
Любопытный факт: нападение на Александра II было совершено двумя террористами, членами организации «Народная воля». Первый народоволец бросил бомбу под ноги лошадям, что вынудило императора выйти из кареты, а второй бросил другую бомбу под ноги императору, и эта вторая бомба смертельно его ранила.
Спас на Крови, Санкт-Петербург (храм Воскресения Христова)
Спас на Крови или храм Воскресения Христова — один из самых красивых и величественных храмов России, расположенный в центре Санкт-Петербурга на набережной канала Грибоедова.
Полное название храма — собор во имя Воскресения Христова на Крови, который в народе называют Спас-на-Крови.
Храм является одновременно православным храмом, мемориальным памятником и музеем русской архитектуры конца 19 начала 20 веков.
Спас на Крови был воздвигнут в память о том, что на этом месте (ныне набережная канала Грибоедова, ранее — Екатерининский канал) днем 1 (13 по новому стилю) марта 1881 года в результате покушения (взрывы двух бомб) был смертельно ранен император Александр II. Раненого царя уложили на сани и отвезли в Зимний дворец, где он скончался через полтора часа.
Таким образом, собор является мемориалом Царю-Освободителю, а выражение «на Крови» отражает историческое событие и указывает на трагедию и пролитую кровь царя.
Место смертельного ранения императора сразу же приобрело особое, сакральное значение. Уже вечером 1 марта участок был огорожен деревянным забором, рядом с которым выставили часового.
На месте покушения была возведена временная небольшая часовня.
Преемник Александра II — его сын Александр III, по инициативе городской думы, решил увековечить память погибшего царя и возвести на месте цареубийства храм-памятник, который должен был быть создан по мотивам московского и ярославского зодчества конца 16-17 веков и так, чтобы памятное место — место смертельного ранения царя на набережной, находилось внутри собора.
Как и ранее, сегодня храм Спас на Крови подступает непосредственно к каналу Грибоедова и захватывает часть набережной. Что делает его ещё более претягательным и неразрывным единым целым с каналом.
Возведение храма проходило с 6 октября 1883 по 1907 годы по проекту архитектора Альфреда Александровича Парланда в соавторстве с настоятелем Троице-Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием (Малышевым), который и предложил назвать храм «Воскресения Христова». Архитектор собора, творчески переработав приемы русского церковного зодчества московских церквей 17 века, получил так называемый стиль «Русской эклектики».
Перед началом строительством храма часть чугунной решетки набережной канала, за которую держался раненый царь, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренные кровью Александра II, были сняты, уложены в ящики и перенесены на хранение как реликвии в часовню на Конюшенной площади.
Строительство храма осуществлялось: частично за счет царской семьи, частично за счет народных пожертвований, а большая часть средств была выделена главным казначейством.
При строительстве были применены все передовые достижения науки и техники того времени: была выполнена система молниезащиты, громоотводами служили кресты центральной главы и колокольни; в помещении была устроена оригинальная система воздушного отопления, разработанная в бюро инженера С.Я. Тимоховича; освещение храма было электрическим.
Собор был освящен 19 августа (1 сентября по новому стилю) 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием в присутствии императорской четы, великих князей и княжон, министров Двора и высшего духовенства.
Изначально храм не был рассчитан на массовое посещение. В неё не крестили, не венчали и не отпевали. В храме проходили только службы и панихиды, посвященные памяти императора Александра II.
Храм находился на содержании у государства.
После революции храм на некоторое время стал кафедральным. В 1930 году был закрыт и ставился вопрос о его сносе. Но эти планы не состоялись. В здании размещались разного рода склады (овощные, мастерские).
Во время войны (блокады Ленинграда) собор был поврежден, но не разрушен. Также в соборе размещали морг. После войны храм был отдан Малому оперному театру, который устроил в стенах храма склад декораций.
В советское время многие ценности собора были утрачены (разграблены, уничтожены).
В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении. После собор начали восстанавливать.
Сегодня Спас на Крови имеет статус музея (для всех желающих проводят небольшие экскурсии по собору), также в соборе проходят службы.
Девятиглавый храм выделяется русским зодчеством с многоцветным обликом, наружными мозаичными композициями, мраморными украшениями и обилием архитектурных элементов.
Наружный цоколь храма облицован темно- и светло-серым валаамским гранитом, привезенным с острова в Ладожском озере.
Прогуливаясь по центру Петербурга довольно сложно не заметить этот храм, поскольку его живописная композиция «русской эклектики» ярко выделяется в классицистической среде близлежащих строений и в тоже время очень гармонично вписывается в облик города, украшая собой набережную.
В западной части Спаса на крови (возле канала Грибоедова), над местом смертельного ранения Александра II, находится колокольня.
Всю нижнюю часть колокольни занимают мозаичные гербы губерний, областей и городов русских, жители которых участвовали в создании храма.
Под золоченым навесом находится рельефный мраморный крест с мозаичным распятием Спасителя — аллегория жертвенного подвига царя-мученика.
В восточной части собора (обращенной к Михайловскому саду) три полукруглые апсиды увенчаны небольшими золочеными главками.
На южной внешней стене собора (в нижней части), можно видеть следы от пуль и осколков снарядов, попадавших в собор во время войны.
Данный кусок стены специально не был реставрирован, его оставили как память о войне, чтобы каждый мог видеть губительную силу людских войн и не повторять страшных ошибок человечества.
Интерьер Спаса на Крови
Интерьер Спаса на Крови богато декорирован русским поделочным камнем и итальянскими мраморами, а мозаичный ансамбль, являющийся доминантой пространства интерьера, был создан по проектам художников рубежа 19-20 веков и считается одним из крупнейших собраний монументальной мозаики в Европе.
Мозаичные композиции в соборе разделяют различные орнаменты, которых в храме около 80-ти.
Общая режиссура мозаичного ансамбля собора принадлежит архитектору Парланду.
Особое значение в интерьере храма занимает западная его часть (сторона возле канала Грибоедова), которая представляет собой мемориальный комплекс и включает место смертельного ранения Александра II на набережной.
Место ранения царя в храме представлено каменной шатровой сенью. Сень в данном случае — это художественно оформленный навес на колоннах, символизирующий собой покров или защиту данного места.
Под сенью сохранены, обагренные кровью царя, часть мостовой, которая была уложена после возведения храма, и звено чугунной решетки набережной канала на которую опирался раненный царь.
Рисунок сени был сделан архитектором А. Парландом по образу царского места — Маномахова трона Ивана Грозного в Успенском соборе Московского кремля.
Для создания сени использовали лучшие образцы отечественных поделочных камней — родонита и различных видов яшмы.
До наших дней дошли только 4 яшмовые колонны и часть балюстрады из родонита. Верхняя часть — это макет, который сделан из гипса и тонирован под натуральный камень.
Западная (мемориальная) часть собора декорирована мозаиками, рассказывающими об учениях, распятии и воскресение Иисуса Христа. Здесь проводится своеобразная параллель между трагической насильственной смертью императора Александра II и смертью Иисуса Христа.
Здание храма вытянуто по оси восток-запад на 60 метров. Общая площадь зала храма составляет 886 квадратных метров. Основой конструкции являются 8 столбов (пилонов), которые делят внутреннее пространство храма на три нефа (три продольные части).
Центральный неф более широкий и в пересечении с поперечным сечением в плане образует крест, над центром которого возвышается купол.
В плафоне центрального купола в мозаике изображен Христос Пантократор или Вседержитель на фоне синего неба усыпанного звездами, его руки подняты в благословляющем жесте, а на груди открытый евангелие с приветственной фразой «Мир Вам».
Мозаика находится на высоте 45 метров и создана по проекту художника-иконописца Николая Харламова.
Всё пространство храма символически делится на две зоны — небесную и земную.
К небесной относятся — алтарные апсиды, в восточной части купол и своды, а к земной — стены и пилоны.
Стены, пилоны и своды полностью отделаны мозаикой из смальты — небольшие кубики непрозрачного цветного стекла. Общая площадь мозаичного ансамбля фасада и интерьера храма составляет 7 000 квадратных метров.
Каменная мозаика украшает и пол храма.
Мозаики, рассказывающие о земной жизни Иисуса Христа, сплошным ковром покрывают южную и северную стены храма. Все композиции на стенах храма, из жизни Христа, объединяются в единый рассказ о священном писании.
Такая система оформления храмов позволяет наиболее полно раскрыть суть христианского учения в ярких зрительных образах. Система заимствована из византийского церковного искусства.
На предалтарных пилонах размещены сцены Благовещения. Мария получает весть о том, что она родит ребенка — сына всевышнего Бога.
Повествование продолжается на южной стене. Здесь присутствуют композиции: Рождество христово, явление ангелов людям, крещение Христа.
В 30 лет Христос крестился и начинается земное служение Иисуса Христа, о котором повествуют композиции на северной стены храма. Здесь изображены чудеса исцеления, и успокоение бури, о которой рассказывает мозаика «Хождение по водам», созданная по проекту художника Андрея Рябушкина.
Мозаики в храме выполнены учениками школы братьев Фроловых.
Братья Фроловы освоили венецианский или обратный способ набора мозаики из смальты. Обратный способ набора мозаики был в пять раз быстрее и, соответственно, в пять раз дешевле обычного прямого способа набора.
Художник создавал упрощенный живописный оригинал с четко проработанным контуром, с которого снималась калька в зеркальном отражении. Мастер наклеивал на полотняную кальку кусочки смальты, не видя лицевой стороны. Набранная мозаика заключалась в деревянную раму и заливалась цементом с железной арматурой. После высыхания кальку смывали, а мозаичные блоки размером метр на полтора, на железных штырях крепили на стену. Швы фрагментов закладывали смальтой уже прямым способом набора, вследствие чего на мозаиках в соборе можно видеть белесые горизонтальные полосы, которые отмечают границы мозаичных блоков.
Южный и северный киоты в храме — своеобразные витрины для демонстрации икон, которые закрывают часть иконостаса.
Каждый киот был рассчитан на 8 икон. В центре находилась мозаичная икона, остальные семь были традиционными.
Киоты были местом для наиболее почитаемых икон. Иконы в советское время были сняты и утрачены, и сейчас на их месте находятся черно-белые фотографии. Сохранились только две мозаичные иконы, по одной в южном и северном киотах.
Киоты выполнены мастерами Екатеринбургской гранильной и Колыванской шлифовальной фабрик из розового родонита, коргонского порфира, ревневской, орской и аушкульской яшм.
Подбор камня для киотов был не случайным, он носил мемориальный характер. Из ревневской яшмы (зеленый цвет) был сделан саркофаг для императора Александра II. А из родинита (розовый цвет) — саркофаг для жены императора — Марии Александровны. Оба саркофага сейчас можно видеть в Петропавловском соборе (Петропавловской крепости), который находится на Заячьем острове в Санкт-Петербурге.
Центральная мозаичная икона северного киота носит название «Святой благоверный князь Александр Невский» и на ней изображен Александр Невский, который считался небесным покровителем Александра II.
Мозаика набрана по эскизу М.Н. Нестерова в мозаичном отделении Академии Художеств прямым способом набора из смальты, в каждом кусочке которой соединены несколько цветовых оттенков. Благодаря этому данная мозаика отличается от настенных и имеет более глубокие цветовые гаммы и её можно причислить к стилю модерн, который входит в моду в начале 20 века в России.
Центральная мозаичная икона южного киота «Воскресение Христа». Иисус Христос стоит у отваленного от пещеры камня, а сверху надпись — «Где ты смерти жало…». Икона создана Михаилом Нестеровым.
Иконостас храма Спаса на Крови, расположенный в центре между киотами, является преградой, отделяющей алтарь от центральной части храма.
Иконостас исполнен в Генуе фирмой «Нови» из разноцветных итальянских мраморов. В нижней части коричневый, в средней — розовый и в верхней — светло-желтый мрамор.
Невысокий трехчастный иконостас как в древнерусских церквях, был выполнен по проекту Парланда.
В центре иконостаса — Царские врата. Исторические царские врата были утрачены, затем воссозданы реставраторами и вновь установлены в 2012 году.
Главные образы иконостаса — образ Иисуса Христа в облике императора сидящим на троне, и Богородицы, которая нежно склонилась над маленьким Иисусом.
С правой стороны от иконы Иисуса Христа изображена икона «Сошествие в ад» — в византийской традиции так изображается Воскресение Иисуса Христа. Во втором веке нашей эры становится известно апокрифическое евангелие от Никодима, в котором рассказывается о том, как Иисус Христос спускается в ад за своими прародителями Адамом и Евой. В иконе изображен темный мрак бездны, в центре Иисус Христос, окруженный голубоватым ореолом. Иисус протягивает руки к коленопреклоненным Адаму и Еве. В этом сюжете заложен глубокий смысл — воскресение Христа дает надежду на воскресение всего рода человеческого.
Крайняя левая икона — «Вознесение» — на 40 день Иисус Христов вознесся на небо. Внизу на земле изображена стоящая Богородица, рядом с ней два ангела, а сверху — в небо возносится Иисус Христос.
Над иконами «Сошествие в ад» и «Вознесение» работал Михаил Нестеров.
На сводах центральной апсиды находится мозаика «Спас во Славе», над проектом которой работал художник Николай Харламов.
Христос представлен в сиянии божественного света. Голубоватый овал означает вселенную. В центре вселенной на престолах восседает Христос. Его окружает небесное воинство.
Вдоль нижних частей стен храма тянутся каменные скамьи, которые являлись частью вентиляционно-отопительной системы.
В подвале находились два котла и восемь калориферов. Теплый воздух проходил через ажурные решетки скамеек и таким образом осуществлялся обогрев храма.
Практическая информация
Храм Воскресения Христова (Спас на крови) является мемориалом и музеем, входящим в государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
Также в храме проводят службы.
Посещение собора возможно за плату. Билеты можно приобрести в кассах, расположенных возле собора или купить заранее — на официальном сайте музея.
В соборе проводят экскурсии, которые длятся около 30 минут.
Посетить собор можно бесплатно во время проведения служб.
Часы работы собора, время проведения служб и стоимость билетов рекомендуем уточнять непосредственно перед посещением.
Сайт музея: cathedral.ru.
Сайт собора Воскресения Христова: spas.spb.
Адрес собора Воскресения Христова: набережная канала Грибоедова, 2Б.
Собор Воскресения Христова можно также посетить с экскурсией
Рядом со Спасом на Крови, по адресу: набережная канала Грибоедова 2А литер Л, находится часовня во имя Иверской иконы Божией Матери, которая совместно с храмом составляет единый архитектурный ансамбль и в которой ныне расположен музей.
Помимо этого, в состав государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», также входят: сам Исаакиевский собор и колоннада Исаакиевского собора — смотровая площадка.
Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и вблизи Спаса на Крови, можно посмотреть и забронировать здесь
Заказать требу или молитву онлайн святому в Храме Спаса-на-Крови
Заказать молитву в Храме Спаса-на-Крови
Храм Спаса-на-Крови – народное название собора Воскресения Христова на Крови – был построен на народные средства в память о гибели императора Александра II, о пролившейся царской крови.
Строился собор почти двадцать пять лет. Месторасположение церкви на берегу канала Грибоедова требовало определенных технических условий строительства. Поэтому вместо свай применили полностью залитый бетоном фундамент, а для возведения колокольни пришлось расширить набережную. При строительстве было внедрено и достаточно новое для того времени инженерное решение – храм освещался огромным количеством электрических ламп. В подвале разместили котлы и калориферы для обогрева. Внешний вид собора напоминает храм Василия Блаженного в Москве, но их отделяют несколько веков.
Изначально собор не планировали для массовых посещений, он не имел своего прихода как такового. На службы, посвященные памяти Александра II, и проповеди приходили только по специальным пропускам. Это сказалось на внутреннем убранстве, оно просто поражает своим великолепием и роскошью. Для отделки храма использовались и самоцветы, и ювелирная эмаль, и полудрагоценные камни, цветные изразцы. Сырой климат повлиял на решение отказаться от живописной отделки храма в пользу мозаики, что только украсило здание. Внутри и стены, и свод и пилоны – все отделано мозаичными панно. Мозаичное убранство собора считается крупнейшей мозаичной коллекцией в Европе.
С недавних пор в храме проходят богослужения, сюда по воскресеньям приходят верующие с разных концов города, хотя официально о службах не сообщалось, люди передают эту весть друг другу. В здании замечательная акустика, позволяющая сполна насладиться пением мужского хора. Храм начинает жить обычной церковной жизнью, проводится Литургия, а после каждой службы совершается панихида по царю Александру II. Можно заказать молебен, помолиться, но из-за опасности повредить мозаику копотью свечи не зажигают.
Золотой фон икон символизирует образ божественного света, которым постепенно наполняется этот вернувшийся к жизни храм.
Дополнительная информация о храме
В России много архитектурных достопримечательностей, часть которых находится в Санкт-Петербурге. Среди них Храм Воскресения Христова (1883 г) над каналом Грибоедова.
Место, на котором он построен, выбрали не случайным образом. Именно здесь в 1881 году, 1 марта (по старому стилю), было совершено восьмое и роковое покушение на императора Александра II. Всю боль от трагического события народ выразил во втором прижившемся названии – храм Спаса-на-Крови.
Автор проекта этого грандиозного сооружения – Альфред Парланд, русский архитектор.
Выполненный в Русском стиле, собор соединил в себе элементы Московской и Ярославской архитектуры того времени. Фактически он стал неким собирательным образом русской национальной самобытности. Живописное строение отличается многоцветным убранством. Впервые в мире для покрытия глав применили эмалированные медные пластины (общей площадью 1000 кв.м). Это крупнейший мозаичный ансамбль в мире.
Высота девятиглавого храма достигает 81 метра. Площадь помещения настолько велика, что позволяет одновременно посещать святыню до 1600 человек!
Внутренний интерьер оригинально выложен мозаикой, сбором которой занимались известные художники-мозаичисты – братья Фроловы. Использование самоцветов позволило придать более роскошный вид внутренним помещениям.
Строительство храма продолжалось 24 года. Первое время прихожан пускали только по пропускам.
Посещение собора всеми желающими было разрешено только в 1917 году, однако уже спустя 13 лет строению понадобился хороший ремонт, в связи с чем правительство приняло решение снести памятник культуры. Средств на разбор строения никто не выделил, и он простоял закрытым вплоть до 1938 года. В военное время здесь располагался морг, позже – склад оперного театра.
В 1971 году некогда величественный храм перешел на баланс местного музея «Исаакиевский собор». Была проведена основная масса реставрационных работ. Приблизительно до 1997 года внутри собора проводились отделочные работы, и только после этого он вновь раскрыл двери перед христианами.
Повторно освятили храм 23 мая 2004 года. 19 сентября 2010 года у алтаря стали проводиться регулярные воскресные службы под началом игумена Мстислава Дячина. Каждую службу завершает панихида по погибшему царю. Это неофициальные богослужения, однако, на них собираются христиане со всех уголков города и области.
В солнечную погоду собор преображается изнутри – лучи преломляются и отражаются от мозаичных орнаментов, визуально расширяя пространство и символизируя Божественный свет.
Потрясающая акустика усиливает эффект мелодичности и выразительности мужских голосов церковного хора.
Люди исповедуются и причащаются в стенах этого храма-музея. Здесь можно заказать церковное поминовение, сорокоуст или молебен. Единственный минус – здесь нельзя зажигать свечи, чтобы не закоптить неповторимую красоту мозаики.
Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения. Храни вас Бог!
достопримечательностей Санкт-Петербурга. Храм Спаса-на-Крови.
Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге — православный храм-памятник Воскресения Христова, построенный в память об императоре Александре II, который был смертельно ранен в результате нападения на этом месте 1 марта 1881 года. Собор построен как памятник Царю-мученику. Собор расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, на берегу канала Грибоедова, недалеко от Михайловского сада и Конюшенной площади, недалеко от Марсова поля.Высота девятиглавого собора составляет 81 метр, вместимость — 1600 человек. Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге — музей и памятник русской архитектуры. Первое, что бросается в глаза при входе в Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, — это чудесный мозаичный ковер из его икон и орнаментов, покрывающий все внутреннее пространство, от цоколя до главного купола. Это единственный православный собор, мозаичное убранство которого составляет 7065 квадратных метров, одно из крупнейших собраний мозаики в Европе.Из разнообразия мозаик и мозаичных композиций следует отметить работы, выполненные с использованием оригиналов В. Васнецова, М. Нестерова, А. Рябушкина, Н. Харламова, В. Беляева. В качестве внутреннего убранства собора использованы полудрагоценные камни, облицован иконостас, стены и пол здания. Особое значение в соборе имело место покушения на императора Александра II. Над фрагментом каменной мостовой был сооружен навес — особая конструкция, которую поддерживали колонны из серого и пурпурного нефрита.Вершину балдахина венчает топазовый крест. Под навесом хранятся мощи собора — часть решетки Екатерининского канала и камни каменной мостовой, на которые упал смертельно раненый император Александр II. Храм Спаса-на-Крови — первая церковь, построенная на месте смерти императора государства. Храм Спаса-на-Крови — образец позднего этапа эволюции русского стиля. Здание представляет собой собирательный образ Русской Православной Церкви, основанный на образцах Москвы и Ярославля первой половины XVII века.
Как Храм Спаса-на-Крови получил свое название
Мозаика Храма Крови | © ninara / Flickr
Храм Спаса-на-Крови теперь является культовым местом в Санкт-Петербурге. Он состоит из сотен мозаик и отличается уникальным архитектурным стилем в городе. Несмотря на яркие цвета и жизнерадостный вид, церковь имеет печальную историю и действительно была построена на пролитой крови.
Церковь построена на месте убийства террористами организации «Народная воля».Их целью был царь России Александр II. Террористы хорошо знали типичный воскресный маршрут царя по военной перекличке в Михайловском манеже. Когда они увидели, что его экипаж приближается, один из участников, Николай Рысаков, бросил белый пакет с бомбой под ноги лошадям. Бомба ранила нескольких охранников, прохожих и отбросила террориста на несколько метров, но царь (хотя и в шоке) не пострадал. Александр II вышел из кареты с криками о помощи. Второй бомбардировщик бросил еще один сверток прямо к ногам царя.Удар был прямым и оторвал царю обе ноги. Он все еще дышал, и его сразу доставили в Зимний дворец, в Эрмитаж, где он истек кровью.
Густов Бролинг, Убийство Александра II, 1881 | © Wikimedia Commons
Из всех русских царей и цариц Александр II казался наименее заслуживающим такой ужасной участи. Он был дальновидным правителем и провел множество реформ, изменивших облик страны. Его лучше всего помнят за отмену крепостного права в России в 1861 году.До этого года в России существовала система крепостной собственности, похожая на рабство, которая относилась к крестьянам, работающим в имении помещика, как к собственности. Их можно было продать, обменять, наказать по своему усмотрению и лишить свободы передвижения. Несмотря на его позитивные и либеральные реформы, на его жизнь было совершено множество покушений. Большинство из них, как и предыдущее, были организованы молодыми людьми, студентами университетов, которые надеялись спровоцировать социалистическую революцию в стране.
Портрет Александра II из книги Государственного Эрмитажа «Николай и Александра — последняя императорская семья царской России» | © Wikimedia Commons
Строительство мемориального храма инициировал следующий правитель России и сын убитого царя Александр III. Строительство началось в 1883 году и было завершено только в 1907 году, во время правления Николая II. Финансирование церкви было предоставлено императорской семьей, а также многими частными жертвователями. Сейчас церковь может похвастаться мозаикой площадью более 7600 квадратных метров (81 805 квадратных футов) с неповторимым дизайном.В оформлении интерьера принимали участие многие известные художники, в том числе Виктор Васнецив, Михаил Нестеров и Михаил Врубель.
Церковь выдержала блокаду Ленинграда, несмотря на то, что была главной целью немецких воздушных налетов. Во время Второй мировой войны он служил моргом и складом картофеля. Сейчас церковь является музеем и принимает посетителей круглый год.
Храм Спаса на Крови | © Iain MacFadzean / Wikimedia Commons
Как купить билеты и расписание
Храм Спаса-на-Крови, расположенный в центре Санкт-Петербурга.-Петербург — это место, которое обязательно нужно посетить в российской столице. В этом посте я расскажу больше об истории этой церкви, расписании их посещения, о том, как купить билеты в Интернете и как полюбоваться этой красивой церковью с каналов города во время прогулки на лодке.
Я собираюсь поговорить о …
1. Введение
Церковь Спаса на Крови в Санкт-Петербурге , также известная как Церковь или Собор Воскресения Христова Христос — это место, которое обязательно нужно посетить, если вы едете в Св.Петербург. Это одна из главных церквей российской столицы, построенная на месте покушения на царя Александра II, убитого 13 марта 1881 года.
Церковь расположена в центре столицы, на берегу канала Грибоедова, в непосредственной близости от парка Государственного Русского музея и Невского проспекта. Высота храма составляет 81 метр, он вмещает до 1600 человек.
2. О церкви Спаса-на-Крови
Строительство церкви началось в 1883 году во время правления Александра III в память о его отце, который был убит на том же месте двумя годами ранее.Церковь спроектирована совместно архитектором Альфредом Парландом и архимандритом Игнати, настоятелем Троице-Сергиевского монастыря.
Работы закончились при Николае II, в 1907 году, а необходимые средства поступили из казны императорской семьи и многочисленных частных пожертвований.
Во время Второй мировой войны, во время блокады Ленинграда (прежнее название города), бомба упала на самый высокий купол церкви, но не взорвалась, и ее нашли и удалили почти 20 лет спустя.Тогда было решено провести реставрацию церкви, и через 27 лет (в середине 90-х) ее открыли как государственный музей, где можно узнать об убийстве царя Александра II.
Архитектура церкви в русском стиле с ее разноцветным декором делает ее очень заметной точкой в окружении центра города, рядом с каналом Грибоедова.
Он образован пятью разноцветными эмалированными куполами медного цвета, которые напоминают купола св.Собор Василия Блаженного в Москве. Внутри можно увидеть одну из крупнейших в Европе коллекций монументальной мозаики (более 600 мозаик икон и изображений), созданную 32 художниками. На крыше купола можно увидеть мозаичное изображение Христа Вседержителя.
3. Часы работы и билеты
Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге открывается ежедневно с 10:30 до 18:00 . (выходной — среда), но с 27 апреля по 30 сентября продлевает свое расписание до 10:30.м.
Визит обычно занимает менее 1 часа. В настоящее время он открыт для посещения туристами (не для богослужений).
Вход в храм стоит 250 рублей для взрослых, 50 рублей для молодежи от 7 до 18 лет, для детей до 7 лет вход бесплатный. Кроме того, за 200 рублей в том же соборе можно арендовать аудиогид.
Билеты можно приобрести тремя способами:
- В кассах самой церкви (250 руб.).Летом, в выходные и праздничные дни легко найти очереди в час пик по утрам. Однако в остальное время длинных очередей обычно не бывает.
4. Покупайте билеты онлайн, чтобы избежать длинных очередей
Процесс покупки билетов онлайн на официальном сайте осуществляется по ссылке: http://isaak.ticketnet.ru/ru/
Вам нужно учитывать, что:
- Билеты выставляются на продажу за 30 дней.
- Одновременно можно приобрести не более 4 билетов.
- После того, как оплата будет произведена, вы получите по электронной почте ваучер , который необходимо распечатать и обменять в день посещения в кассе № 1 или в торговых автоматах рядом с билетными кассами. .
- Можно купить только обычные билеты. Льготные билеты необходимо приобретать в кассах.
На следующих снимках экрана вы можете увидеть, как осуществляется процесс покупки билетов через Интернет
5.Храм Спаса с другой стороны: прогулка на лодке по каналам
После посещения Храма Спаса-на-Крови самое время совершить экскурсию по каналам Санкт-Петербурга, чтобы увидеть эту впечатляющую церковь. с другой точки зрения. Во время прогулки на лодке, помимо Храма Спаса-на-Крови, можно увидеть дворцы и дворянские особняки, здание Мариинского театра, искусственный остров Новая Голландия, отреставрированный цирк Чинезелли, позолоченный шпиль Петра. Павловский собор и гранитные стены Петропавловской крепости.
Морская прогулка, которая длится 1 час 15 минут, отправляется от Фонтанки 53, в непосредственной близости от Ломоносовского моста и примерно в 15 минутах ходьбы от церкви Спаса. Это стоит 7,73 фунта стерлингов, и вы можете купить билет онлайн на платформе GetYourGuide.
В конце круиза у вас есть очень хорошие рестораны рядом с пристанью и на любой вкус:
- Эривань (армянский ресторан)
- Фиолет (азиатский ресторан)
- Пельмени (попробовать пельмени, хинкали или вареники)
- Палкин (изысканная русская кухня)
Посещали ли вы храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге?Петербург?
Храм Спаса на Крови
Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге
Адрес:
Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. B
Время работы:
Понедельник — Вторник: 10:00 — 17:00
Среда: Бесплатно
Четверг — Воскресенье: 10:00 — 17:00
Нет
В 1861 году российский император Александр Второй издал императорский указ о предоставлении крепостным крестьян личной свободы и обещании им части земель в качестве своей собственности.
За указом об эмансипации последовали и другие меры: большая академическая свобода для российских университетов, местное самоуправление и реорганизация судебной системы.
Однако многие молодые люди не хотели ждать постепенных реформ. Они основали революционные общества и попытались свергнуть правительство, нанеся удар прямо по трону. Спасаясь от нескольких покушений, Александр Второй был убит бомбой в 1881 году.
Церковь Спаса-на-Крови, также известная как Храм Воскресения Христова, была построена на месте смертельного ранения Александра Второго в качестве поминальной реквиема, а также для проведения параллели между смертью Иисуса Христа. Назарет и русский царь.
Часть перил, на которую он опирался, и кусок тротуара, залитый его кровью, находятся под роскошным мраморным шатром и балдахином из яшмы. Это самое примечательное место в памятном соборе, возведенное на том месте, где был смертельно ранен Александр Второй.
Удивительно, но стоимость этого навеса была сопоставима со стоимостью остальной части собора.
Расположенный между несколькими классическими архитектурными ансамблями в самом центре Санкт-Петербурга и видимый со знаменитого Невского проспекта, храм Спаса-на-Крови привлекает внимание своими яркими куполами и мозаикой.Из девяти куполов, венчающих его, пять особенно украшены, а пестрое убранство церкви находится под влиянием собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
Подойдя к церкви со стороны Невского проспекта, можно рассмотреть детали южного фасада. Мозаика под названием «Иисус во славе» украшает фронтон небольшой укрытой святыни под кокошником. На этой мозаике Иисус восседает на престоле, по бокам которого находятся святые Александр Невский и Николай. Эти конкретные Святые были выбраны потому, что их имена совпадают с именами царей, во время правления которых была воздвигнута Церковь на Крови, а также Александра Второго, которому она посвящена.
Работы над собором продолжались 24 года.
К 31 августа 1907 года, в день освящения собора, мозаикой было покрыто 8,4 тысячи квадратных ярдов его интерьера — больше, чем в любой другой церкви в мире. Драгоценные и полудрагоценные камни, которые использовались для украшения церкви, также внесли свой вклад в ее богатство.
Его разноцветный мраморный иконостас был изготовлен в Генуе, Италия, а лучшие мастера России использовали сибирские драгоценные камни для создания киотов в течение 12 лет.
Храм Спаса-на-Крови — великолепный образец русской архитектуры, декоративно-монументального искусства конца XIX века. Стиль выполнен архитектором Альфредом Парландом и имеет черты эпохи московских царей 17 века: аркады, арки, кокошники, сложные многопрофильные карнизы, пилястры, горизонтальные сочленения и всевозможные вставки.
Самыми яркими образцами этого стиля с типично русскими чертами являются церковь Василия Блаженного в Москве, а также ряд церквей в Ярославле и Ростове.
Этот уникальный памятник, созданный лучшими российскими художниками, архитекторами и мастерами, не раз в советское время оказывался на грани разрушения. К счастью, их решения так и не были выполнены. Во время авианалета времен Второй мировой войны на его крышу упал снаряд весом 352 фунта, но, к счастью, не взорвался. Он оставался в куполе до 1961 года, когда его наконец сняли и разоружили.
В 1968 году храм Воскресения Христова стал филиалом Св.Исаакиевский музей, а в 1974 году началась реставрация. Он был вновь открыт после 23 лет работы в 1997 году.
Строительство такого огромного и дорогого собора в русском стиле в Санкт-Петербурге было не случайным. Многое изменилось, когда Александр Третий пришел к власти в России в 1881 году. Насильственная смерть его отца заставила его отреагировать на более жесткую политику и более жесткий контроль. Он отверг попытки своего отца демократизации России и в манифесте от 11 мая 1881 года провозгласил для себя абсолютную власть.
«Россия для русских» стало девизом его правления. Эта «русификация» была очевидна во всех государственных и общественных делах России, а также в мире искусства.
Подробнее
Красота спасет мир
Санкт-Петербург, Россия. Храм Спаса-на-Крови
Храм Спаса-на-Крови
Символ Санкт-Петербурга и России. Это первая церковь, основанная на месте гибели императора Александра II, одной из многих жертв грядущей революции.Построен и освящен в 1907 г. архитектором А. Парландом. В архитектуре города преобладают барокко и неоклассицизм, но Спас-на-Крови восходит к средневековой русской архитектуре в духе романтического национализма. Он намеренно напоминает ярославские церкви 17 века и знаменитый собор Василия Блаженного в Москве.
Главное украшение фасада — мозаика с изображением гербов городов, губерний и районов России, расположенная с трех сторон у колокольни.Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, Россия
Наземная часть собора — облицована Сердобольским гранитом, в подвале установлены двадцать памятных досок, выполненных из темно-красного гранита. Кроме того, позолоченными буквами на них обозначены деяния императора Александра II: главное событие с 19 февраля 1855 г. по 1 марта 1881 г.
Храм Спаса-на-Крови
Интерьер церкви
Вход в храм Спаса-на-Крови поднимается вверх двумя ступенями, примыкающими к колокольне.Между симметрично расположенными входами помещено распятие, выполненное мозаикой. Поразительно великолепно внутреннее убранство храма Спаса-на-Крови. Стены собора практически полностью покрыты мозаичными изображениями работы талантливых мастеров Санкт-Петербурга и России. Центральное место занимают мозаики, созданные по эскизам известного русского художника В.М. Васнецов, «Богородица с младенцем» и «Спаситель».
Еще одна особенность внутреннего убранства храма Спаса-на-Крови — камни и полудрагоценные камни, которыми украшены иконостас, стены и пол здания.
Четыре столпа алтайской яшмы гарантируют притвор собора. В тени хранятся своеобразные реликвии храма — часть решетки Екатерининского канала и булыжники, на которые упал смертельно раненый Александр II.
Красивый интерьер церкви
Внутри Храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, Россия
Деисус (художник Владимир Беляев). Северная сторона
Снятие с креста (художник Виктор Васнецов)
Виктор Васнецов.Сошествие в ад
Иконостас
Внутреннее убранство церкви Спаса на Крови
Великолепное внутреннее убранство церкви
Северное крыло. Святой князь Александр Невский (художник Михаил Нестеров)
Северный Кёт
Спаситель (художник Виктор Васнецов)
Южное крыло
Святой благоверный князь Александр Невский и лик
Распятие Христа (художник А.А. Парланд)
Вход в храм Спаса на Крови
Воскресение Христово (художник Михаил Нестеров)
Богородица (художник Х.Бруни)
Богородица с младенцем (Художник Виктор Васнецов)
Вид на южную арку
www.sacred-destinations.com
Храм Спаса-на-Крови Отзывы
Екатерина Великая основала Эрмитаж в 1764 году как место для хранения своей частной коллекции произведений искусства. Главный музейный комплекс состоит из шести зданий, в том числе Зимнего дворца, который был домом царей почти 200 лет. Он наконец открылся для публики в 1852 году и с тех пор является одним из крупнейших и самых интересных музеев в мире.Ежегодно он привлекает более 4 миллионов посетителей — собственно, именно этот музей является главной причиной, по которой некоторые путешественники посещают Санкт-Петербург в первую очередь. Недавние путешественники всесторонне похвалили выставленные произведения искусства и роскошное здание, в котором хранятся эти произведения. Для многих единственным недостатком была постоянная толпа.
Эрмитаж, переполненный произведениями искусства таких мастеров, как Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, требует значительного количества времени, чтобы увидеть хотя бы часть своей коллекции, которая включает 3 миллиона произведений искусства и артефактов.Некоторые предыдущие посетители сообщили, что они провели семь часов, осматривая территорию. Если вы планируете проводить много времени, любуясь работами, подумайте о приобретении двухдневного входного билета.
Екатерина Великая основала Эрмитаж в 1764 году как место для хранения своей частной коллекции произведений искусства. Главный музейный комплекс состоит из шести зданий, в том числе Зимнего дворца, который был домом царей почти 200 лет. Он наконец открылся для публики в 1852 году и с тех пор является одним из крупнейших и самых интересных музеев в мире.Ежегодно он привлекает более 4 миллионов посетителей — собственно, именно этот музей является главной причиной, по которой некоторые путешественники посещают Санкт-Петербург в первую очередь. Недавние путешественники всесторонне похвалили выставленные произведения искусства и роскошное здание, в котором хранятся эти произведения. Для многих единственным недостатком была постоянная толпа.
Эрмитаж, переполненный произведениями искусства таких мастеров, как Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, требует значительного количества времени, чтобы увидеть хотя бы часть своей коллекции, которая включает 3 миллиона произведений искусства и артефактов.Некоторые предыдущие посетители сообщили, что они провели семь часов, осматривая территорию. Если вы планируете проводить много времени, любуясь работами, подумайте о приобретении двухдневного входного билета.
Аудиогид ХРАМ СПАСИТЕЛЯ НА ПРОЛИВНУЮ КРОВЬ — Презентация — Экскурсионный гид
Привет, меня зовут Джилл, я ваш личный гид. Вместе с MyWoWo я хотел бы поприветствовать вас в одном из чудес света: в великолепной Храме Спаса-на-Крови .
Официальное название этого храма — Собор Воскресения Христова , но он более известен как Храм Спаса-на-Крови , потому что он был построен на том месте, где был убит царь Александр II. 13 марта 1881 года. Его сын и преемник Александр III решил построить в его честь эту великолепную церковь в русском православном стиле. Внутри вы все еще можете увидеть навес, который указывает место, где взорвалась бомба, смертельно ранив императора.Это было восьмое покушение на его жизнь!
Работа над церковью началась в 1883 году и продолжалась 24 года, прежде всего над необычным украшением интерьера, состоящим из мозаики площадью почти 7000 квадратных метров, выполненной 32 лучшими художниками того времени.
Дизайн церкви был вдохновлен великолепной базиликой св. Василия Блаженного в Москве, а здание, высота которого в самой высокой точке достигает почти 81 метра, еще более необычно благодаря пяти куполам, покрытым медью. великолепные разноцветные эмалевые украшения.На 20 гранитных плитах на фасаде нанесены позолоченные надписи, напоминающие об основных событиях, произошедших во время правления убитого здесь царя. Вы также можете полюбоваться великолепными мозаиками и 144 мозаичными гербами, представляющими территории, входившие в состав империи при Александре II.
После русской революции 1917 года большая часть этой необычной церкви была разграблена, а ее интерьер был серьезно поврежден. Еще более серьезные разрушения были нанесены во время Второй мировой войны и в послевоенный период, но, к счастью, во время бомбардировок здание не пострадало, и предложения о его сносе были отклонены.Невероятно, но примерно через двадцать лет после окончания войны на одном из куполов была обнаружена неразорвавшаяся бомба; Это побудило к реставрационным работам, которые длились 27 долгих лет.