Сообщение храм покрова на нерли: фото и описание достопримечательностей от специалистов «Роза Ветров»

Церковь Покрова на Нерли | Наша среда

ХРАМЫ РОССИИ

«Наша Среда online» — Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году.

В этом походе погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. Согласно некоторым источникам, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.

Храм был посвящен новому на Руси празднику — Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем без согласия Киевского митрополита и Константинопольского Патриарха и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле. Ведь главный храм Владимира, Успенский собор, также был посвящен Богоматери — в отличие от соборов Киева, Новгорода, Полоцка, Пскова и других княжеских столиц.

Место для церкви — пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму — указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание — искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором был заложен фундамент будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.

Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост — это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Но строители церкви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. От более ранних владимирских храмов церковь Покрова на Нерли отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции. Здесь нет царственности владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости Дмитриевского собора. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли — воплощенная победа духа над материей.

С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленности ввысь. Всеми доступными приемами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. В значительной мере это достигается спокойным равновесием и симметрией здания, а также множеством оригинальных строительных находок. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служит большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий — удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола.

Лопатки с полуколонками делят каждый фасад на три части и переходят в закомары. Многоступенчатая профилировка лопаток, перспективных порталов и оконных проемов создает впечатление пластичности здания. Аркатурный фриз расчленяет здание на два яруса и проходит по верху трех апсид, где часть колонок доходит до цоколя. В фигурных консолях фриза обильно применены женские маски и зооморфные мотивы.

Идейным и композиционным центром пластического убора трех (кроме восточного) фасадов является царь Давид. Он изображен молодым псалмопевцем, восседающим на «троне», у основания которого расположены львы, а по сторонам — птицы. На левом колене Давид держит Псалтирь. Иконографически роспись представляет собой соединение образа Давида-музыканта (довольно частого в средневековых миниатюрах) с образом Христа во славе, что является, скорее всего, плодом местного творчества, поскольку аналоги такому изводу неизвестны. Первыми исследователями владимиро-суздальской скульптуры образ Давида принимался за изображение Христа.

В боковых закомарах представлены грифоны. Они держат в когтистых лапах лань, но не терзают ее, чем отличаются от восточных и романских прообразов. Грифоны символизируют горний мир, внимающий псалмопевцу Давиду, но могут ассоциироваться и с великокняжеской эмблематикой.

Над окнами проходит пояс из 21 женской маски. Эти маски символизируют посвящение храма Деве Марии, но уже без трилистника в прическе, что свидетельствует о фольклоризации замысла. По сравнению с боголюбовской женской маской черты романского стиля заметно ослаблены. В консолях аркатурного фриза наряду с зооморфными мотивами выступают женские головы, что вместе, вероятно, символизирует противопоставление доброго и злого начала. Женские головы в функции консолей выполнены в более трехмерной манере, чем женские маски, и представляют почти круглую скульптуру.

Четыре крестчатых в сечении столпа несут подкупольные арки и световой барабан, образуя крестово-купольную систему. Столпы увенчаны фигурными капителями в виде сдвоенных лежащих львов — символ злых сил, которым нет доступа на небо (своды). Всего в интерьере храма около двадцати таких капителей — целая «львиная сюита». Их можно было бы рассматривать как великокняжеские эмблемы, но «эпическая» трактовка львиных голов говорит, скорее, об отражении животного эпоса, то есть о символизации злых сил (показательно, что на тех сторонах восточных столпов, которые обращены к алтарю, рельефов львов нет). Для полноты впечатления следует представить себе скульптуру, которой были украшены несохранившиеся части храма Покрова. На лестничной башне были крупные рельефы барсов (княжеская эмблема) и грифонов (ныне — внутри церкви). Круглые скульптуры лежащих львов, по-видимому, находились у входа в храм или у начала белокаменной лестницы, спускающейся к реке.

Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее движения ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка суживаются кверху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа Пантократора, окруженного Архангелами и Серафимами, а стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил зеленой майоликовый пол. Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была окончательно уничтожена в 1877 году во время очередного «поновления» храма.

Но несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие — гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии.

И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание.

Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм Покрова на Нерли только чудом был спасен от гибели. И опасность ему грозила не от воинствующих безбожников эпохи коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.

Месторасположение: Владимирская обл., пос. Боголюбово.

Источник: www.pokrov.ckto.ru, фото с сайтов www.pravmir.ru и www.worldtemples.ru/

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Что общего у храма Покрова на Нерли и станции «Добрынинская»

Как афинский Парфенон – это безусловный образец классической архитектуры и идеал гармонии, так и церковь Покрова на Нерли весь мир считает выдающимся памятником русского зодчества, одним из самых прекрасных православных храмов. Оказывается, чтобы увидеть основные его мотивы, необязательно ехать в Суздальский район Владимирской области – достаточно спуститься в московское метро.

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы построил в XII веке недалеко от своего дворца великий князь Владимирский Андрей Боголюбский. При нем Владимиро-Суздальское княжество стало одним из сильнейших на Руси, а впоследствии явилось ядром современного Российского государства. С именем Боголюбского связывают и установление на Руси праздника Покрова.

Князь решил поставить Покровский храм в живописном месте, у слияния рек Клязьмы и Нерли. Но здесь, на низком берегу, вода при разливе поднималась на три метра, поэтому сначала строители заложили фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной более полутора метров, затем возвели основания стен высотой 3,7 м и засыпали их грунтом.

Так на берегу Нерли вырос искусственный холм, которого изначально не было и на который поставили церковь.

Изначально храм выглядел не так, как сейчас. Это сегодня его сравнивают с хрупкой юной девицей, заглядевшейся на свое отражение в воде. А раньше он казался скорее могучим богатырем. Окруженный оградой и поясом аркад-галерей, храм гордо стоял на белокаменном возвышении над рекой, и с пристани к нему вела широкая лестница. Позади церкви располагались многочисленные постройки.

После смерти Боголюбского храм Покрова остался без своего главного защитника и подвергся череде разрушений. Первый раз он был разорен татарами, и лишь через две с лишним сотни лет после этого отремонтирован. Но надо понимать, что эти работы не имели ничего общего с современной реставрацией: даже сравнительно недавно, в 1877 году, во время ремонта церкви ее без всякой нужды обвязали железными стяжками, уничтожили купольные фрески и остатки росписей на барабане, а поврежденные каменные барельефы сбили, заменив их гипсовыми.

Послереволюционная судьба храма Покрова на Нерли сложилась удачнее, нежели у других культовых сооружений России. В 1923 году расположенный неподалеку Боголюбов монастырь, которому принадлежал храм, закрылся. Но еще раньше, в 1919-м, церковь Покрова была взята под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. Долгое время рядом с храмом находилась колокольня, где в советское время в ней сушили сено. Но поскольку никто не занимался ремонтом этого здания, оно пришло в аварийное состояние, и в 1970-х было снесено.

В 1990-х годах, кода храмы стали возвращаться Русской Православной Церкви, Покровская церковь была передана вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем – местному приходу Иоакима и Анны.

По своему типу крестово-купольная церковь Покрова на Нерли самая обычная: это небольшой одноглавый четырехстолпный трехапсидный храм с тремя продольными и тремя поперечными нефами. Что в здании необычно – это его удивительно изящный силуэт. За счет чего была достигнута такая утонченность? Тут все дело в деталях: средняя апсида чуть приподнята над боковыми, как и среднее окно, в результате здание кажется более устремленным вверх, чем есть на самом деле. Высокий и тонкий с узкими окнами барабан усиливает это впечатление. Но, конечно, главная причина завораживающей красоты здания – не оптические хитрости и даже не прекрасный ландшафт, который служит храму идеальным фоном, а гений неизвестного архитектора, оставившего нам этот шедевр.

Храмом Покрова на Нерли люди восхищаются уже больше 850 лет. Многих он вдохновил на большие дела. Так, московский архитектор Леонид Павлов, создавая проект станции метро «Добрынинская», взял за основу очертания знаменитой церкви.

«Добрынинская» была открыта 1 января 1950 года и первоначально называлась «Серпуховская», в 1961 году ее переименовали в честь революционера Петра Добрынина. Арки меду пилонами, под которыми пассажиры проходят из центрального зала станции на посадочные платформы, воссоздают перспективные порталы средневековых русских построек, особенно – владимиро-суздальских церквей. Вот что писал сам архитектор: «В основу пропорций станции я положил пропорции храма Покрова на Нерли. (Конечно, насколько позволяла метростроевская конструктивная сетка). Разрабатывал их на сложном ритме. Тщательно продумывал профили. В мраморной облицовке пытался достичь цветовых ощущений, пережитых у владимирской церкви в одно летнее утро. Использовал ряд своеобразных пластических приемов, подсказанных древнерусской архитектурой. Например, широкую чимбию на путевой стене я расположил так, что она отражает свет люстр прямо в глаза пассажирам, стоящим на перроне. Создается впечатление, что по всей горизонтали стены проходит четкая световая черта».

Леонид Павлов умер в 1990 году, не дождавшись момента, когда в 1992 году храм, вдохновивший его, будет внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но он наверняка догадывался, что это произойдет.

Следите за нами в

ВКонтакте ,

Одноклассники ,

Яндекс Дзен и

Telegram

Подписаться на рассылку

Переслать материал на почту

Бесплатная репродукция церкви Покрова на Нерли.

Церковь Покрова на Нерли летом | FreeArt

Чтобы разблокировать скидки и открыть коды купонов: Зарегистрируйтесь

Экономьте на художественных принтах и ​​холстах!

Сэкономьте 10% на любом заказе > $25

Код купона *****

Скидка 15% на любой заказ > 100 долларов США

Код купона *****

Скидка 20% на любой заказ > $200

Код купона *****

Обратите внимание: общая сумма заказа не включает стоимость доставки.
Введите код купона в корзину, чтобы увидеть применимую скидку.

Водяной знак FreeArt не будет отображаться на вашей работе

Артикул: fa4405909

Еще арт от csp_jackf

  • Keywords: 
  • ancient, 
  • temple, 
  • bogolubovo, 
  • church, 
  • monument, 
  • nature, 
  • nerl, 
  • old, 
  • orthodox, 
  • europe, 
  • exterior, 
  • Вера,
  • Знаменитый,
  • Трава,
  • Heritage,
  • Исторический,
  • Исторический,
  • История,
  • Внешний0043
  • orthodoxy, 
  • place, 
  • religion, 
  • pokrova-na-nerli, 
  • religious, 
  • river, 
  • russia, 
  • russian, 
  • sky, 
  • tourism, 
  • traditional, 
  • Камень,
  • Лето,
  • Солнечный свет,
  • Pokrova,
  • Travel,
  • Vladimir,
  • Water,
  • White,
  • Architecture,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • . 0043
  • Христианство,
  • Cross,
  • Culture,
  • Dome,
  • Церковь заступничества на реке Nerl,
  • Canvas Picture,
  • . декор принты,
  • фотопечать,
  • комнатные картины,
  • украшение интерьера,
  • картины,
  • репродукции репродукций

Печать:

Рамка и коврик:

Итого:

Художественные репродукции

Холст

  • 10 х 15,2 см
    БЕСПЛАТНО
  • 20,3 х 25,4 см БЕСПЛАТНО
  • 28 х 35,5 см 4,99 доллара США
  • 29,7 х 42 см (А3) 29 долларов
  • 42 х 59,4 см (А2) 49 долларов
  • 59,4 х 84,1 см (А1) $69
  • 60 х 80 см $69
  • 75 х 100 см 99 долларов
  • 80 х 120 см 149 долларов
  • 84,1 х 118,9 см (А0) 149 долларов
  • Пользовательский размер печати

Посмотреть другие размеры

Самые популярные рамки

Печать:

Рамка и подложка:

Итого: Печать действительно бесплатна 6 00005

Добавить в корзину

Печать действительно бесплатна

Граница
  • Показать целое изображение
финиш

Mattelusterlamination — $ 1,99 Wall Cling — $ 1,99 WhiteAtratedseartocolor — $ 1,99

Варианты

Black & WhiteAtratedsepiavivintagewarmvlipplip. Доставка

Безопасный онлайн-заказ

28.02.2020

Супер быстрая доставка, красивые отпечатки!

28 февраля 2022 г.

Отличный выбор и достойные скидки.

27.02.2022

27.02.2020

Посылка пришла вовремя. Художественная работа лучше, чем я думал. Спасибо FreeArt

24.02.2020

Хорошая картинка по такой цене…

FreeArt предоставляет бесплатные небольшие художественные репродукции и плакаты с миллионами изображений! Заплатив всего 2,99 доллара за доставку (0,99 доллара за каждую дополнительную), вы получите высококачественную художественную печать, изготовленную Free Art, Inc. специально для вас. Нет необходимости искать печатное искусство; мы отправляем вам бесплатные произведения искусства галерейного качества. Большинство отпечатков отправляются на следующий рабочий день, и мы предлагаем гарантию возврата денег в течение 30 дней после покупки.

Индивидуальная экскурсия по Владимиру и Суздалю: однодневная поездка из Москвы

Почему Владимир и Суздаль?

Может быть, вы не знаете, что есть большая разница между Москвой и всей остальной Россией.

Непросто понять жизнь здесь, в Москве, когда стоишь в пробке по дороге в Кремль с кофе в руке!

Посещение российской провинции – это прекрасная возможность познакомиться с настоящей Россией и увидеть жизнь людей.

Лучшим выбором, если у вас есть только один или два свободных дня, является тур во Владимир и Суздаль.

Эти города являются одними из самых красивых городов популярного Золотого кольца России. Это музеи под открытым небом с впечатляющими белокаменными средневековыми памятниками и живописными видами сельской России.

Владимир и Суздаль Маршрут

Дорога до Владимира и Суздаля занимает около 3-4 часов. Мы рекомендуем однодневный тур только для людей, у которых есть выносливость и ограниченное время. Для других мы рекомендуем 2-дневную поездку. Это намного проще! У вас достаточно времени, чтобы расслабиться и насладиться атмосферой места 🙂

1-дневный тур по Владимиру и Суздалю Маршрут

8:00: гид встречает в отеле

8-10 утра: едем на запад, говорим об окружающих местах. Вы также можете спать / отдыхать, глядя в окно.

10-11: короткая остановка в Юрьеве-Польском, маленьком городке Золотое кольцо. Мы прогуляемся к его старинному собору и посетим небольшой музей резьбы по дереву вокруг окон.

11-12: мы проедем через «Суздальское Ополье», огромную территорию с богатыми почвами и активным сельским хозяйством.

12:00-14:00: прогулка по Суздальскому кремлю и Торговой площади с посещением нескольких смотровых площадок.

14-15: Обед в хорошем ресторане.

15-16: Посещение Музея деревянного зодчества или прогулка по знаменитым монастырям.

16-16.30: выезд во Владимир.

16.30-18.30: прогулка по центру Владимира: Золотые ворота и соборы.

18.30-19:00: проезд до церкви на Нерли.

19-20: 1,5 км пешком по зеленому лугу до церкви.

8-11 вечера: дорога обратно в отель (с высадкой).

Тоня (гид) и Леся в Боголюбово

2-х дневный Владимир и Суздаль Маршрут тура

1-й день: рано утром мы забираем Вас в общежитии и едем во Владимир. По пути мы остановимся в маленьком старинном городке Юрьев-Польском, который был основан в 12 веке. Во Владимире Великом мы посетим его основные достопримечательности… Золотые ворота, великолепный пятиглавый Успенский собор и воинственный Дмитриевский собор.

Во второй половине дня нас ждет традиционный русский обед в кафе (борщ, хлеб, квас). A

Далее мы посетим одну из самых красивых церквей России. Это Церковь на Нерли. Мы проедем всего 10 км от Владимира, чтобы насладиться 1 часом прогулки по пологим холмам и зеленым лугам.

2 день: утром мы отправляемся в Суздаль, религиозный центр прежних эпох с почти сорока церквями на четыреста семей сейчас!

Мы посетим Суздальский Кремль, чтобы насладиться панорамой города и его архитектурными чудесами. Затем мы побродим по традиционным деревянным домам Музея деревянного зодчества.

Вы вернетесь в свое общежитие после экскурсии по Золотому кольцу поздно вечером.

Самые интересные места на пути

Частный музей

Удивительный музей, где все можно потрогать! Средневековые бумаги, одежда, ружья и так далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *