Сошествие святого духа эль греко: Пятидесятница (Сошествие Святого Духа) — Эль Греко

Пятидесятница (Сошествие Святого Духа) — Эль Греко

Картины и художники  ·  24. May 2021

Картина Эль Греко «Пятидесятница» («Сошествие Святого Духа» была написана художником около 1600 г. В настоящий момент этот холст, имеющий характерные для Эль Грепко вытянутые по вертикали размеры (275 x 127 см) находится в Музее Прадо в Мадриде.

 

Картина написана для главного алтаря Colegio de la Encarnación в Мадриде — августинской семинарии, более известной по имени ее основательницы, доньи Марии де Кордоба-и-Арагон (1539–1593).

 

Согласно монументальной задумке художника, в центральной части нижнего яруса ретабло располагалось «Благовещение» в окружении «Поклонения пастухов» и «Крещения». В центре верхнего яруса Эль Греко поместил «Распятие», окруженное «Воскресением» и «Пятидесятницей» — картиной, представленной в этой статье. 

 

Пятидесятница посвящена событию, описанному в Евангелии, – сошествию Святого Духа на апостолов на пятидесятый день по Воскресении Христову.

 

Как повествуют Деяния святых апостолов, на 50-й день после Воскресения Иисуса Христа и на 10-й день после Его Вознесения апостолы пребывали в Сионской горнице в Иерусалиме, как вдруг послышался шум с небес, будто от несущегося сильного ветра, который наполнил собой все помещение.

«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках…» Произошедшее чудо потрясло паломников, прибывших в Иерусалим праздновать Шавуот, который у части евреев также назывался «Пятидесятницей». Апостол Петр тогда произнес свою первую проповедь, обратив в христианство и крестив три тысячи человек. Поэтому с древних времен этот день считается днем рождения Церкви.

Пятидесятница (Сошествие Святого Духа) и Троица у католиков и лютеран являются двумя разными праздниками: День Святой Троицы празднуют в первое воскресенье после Пятидесятницы. Ко всенощной службе Пятидесятницы традиционно приурочивались массовые крещения.

Этот обычай, пусть и не в прежнем масштабе, жив и в наши дни применительно к взрослым, принимающим крещение в Римско-католической церкви. Отметим:  в литургии католиков по своему значению это торжество приравнивно к Пасхе. 

Сошествие Святого Духа в Римско-католической церкви открывает «цикл Пятидесятницы»: на 7-й день после Пятидесятницы отмечается День Святой Троицы, на 11-й день – праздник Тела и Крови Христовых, на 19-й день – праздник Пресвятого Сердца Иисуса, и на 20-ый — праздник Непорочного Сердца Девы Марии.

На все торжества цикла Пятидесятницы священники облачаются в церковные одеяния красного цвета, за исключением Троицы, когда традиционным цветом облачения является белый.

В соответствии с сюжетом «Воскресения» и общими размерами ретабло, Эль Греко должен был представить персонажей сцены (двенадцать апостолов, Богородицу и двух женщин) в узком и вытянутом формате, для чего он спланировал размещение фигур в «шахматном порядке» — с двумя крупными фигурами апостолов внизу и остальным, размещенными по сторонам от Девы Марии.

Верхняя галерея фокусируется на фигуре Богородицы, окруженной самой большой группой персонажей, образующей вокруг нее своеобразный фриз из голов, написанных в крайне харктерном ключе. Несомненно, предпосылками для такого размещения персонажей послужили несколько источников римской маньеристской живописи: работы Федерико Зуккаро, Джорджо Вазари и Джулио Кловио, хотя Эль Греко произвел уникальную трансформацию сюжета и композиции в соответствии со смыслом, приданным всему алтарю.

По этой причине традиционные пространственные привязки были устранены, что позволило сделать акцент на восходящем построении композиции, призванном отразитб нарастающее  духовном волнение перед принятием Благодати. 

Как и в «Воскресении», некоторые фигуры (в нижней части) повторяют жесты удивления и признания, в то время как Дева появляется с руками, сложенными в молитве —  расположение, подобное показанному в таком произведении Эль Греко, как «Коронация Богородицы.

Следует также выделить две фигуры справа в верхней части, представляющие самого художника и его сына Хорхе Мануэля.

БИЛЕТЫ В МУЗЕЙ ПРАДО

Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо — всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо — один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.

 

Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка — и список этот можно продолжать бесконечно. Что ни имя — то титан, что ни картина — то шедевр! В этих драгоценных россыпях легко потеряться — вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:

ЭКСКУРСИИ ПО МУЗЕЮ ПРАДО

САЛЬВАДОР ДАЛИ — ЭКСКУРСИИ

ГОРА И МОНАСТЫРЬ МОНСЕРРАТ — ЭКСКУРСИЯ

tagPlaceholderTags: картины и художники, эль греко

Музей Прадо: Испанская школа живописи

Главная / / /

 Михаил Шварц       

В музее Прадо находится грандиозная коллекция испанской живописи различных эпох. Здесь представлены средневековые фрески, готика, искусство Ренессанса и реалистические картины XIX века.

В зале испанской живописи, фото Alex-Segre

Экспозиции испанской живописи музея Прадо (Museo del Prado) в Мадриде нет равных в мире. Она охватывает период с XII века до начала XIX столетия и представляет 4800 бесценных произведений изобразительного искусства. Галереи картин занимают три этажа и дают возможность проследить всю историю испанской школы живописи. В музее собраны масштабные коллекции полотен Эль Греко, Диего Веласкеса и Франсиско Гойи, демонстрируются работы Санчеса Коэльо, Хусепе де Риберы, Франсиско де Сурбарана, Эстебана Мурильо. В филиале музея Casón del Buen Retiro выставлены картины испанских художников XIX века.

Эль Греко (1540–1614 гг.)

Эль Греко стоит особняком в ряду великих испанских художников. Он родился и долгое время жил на острове Крит, затем обучался у Тициана, а в Испанию попал только в возрасте 35 лет. Техника его живописи с характерным серым перламутром полутонов считается уникальной, и у мастера не было последователей-современников.

Эль Греко «Рыцарь с рукой на груди» 1579 года

Коллекция Эль Греко в Прадо насчитывает около 30 работ. Самая известная из них – «Рыцарь с рукой на груди» 1579 года, написанная в Толедо. Картина считается одним из лучших образцов портретной живописи XVI века. Глаза изображенного на полотне неизвестного идальго притягивают, словно магнит, а жест клятвы выглядит абсолютно искренним. Считается, что в этом портрете отчетливо проявилась способность великого художника увидеть и передать внутренний свет человека.

Эль Греко «Сошествие Святого Духа на апостолов», 1600 год

Большая часть произведений Эль Греко относится к жанру религиозной живописи и выполнена в стиле маньеризма. На полотне «Сошествие Святого Духа» 1600 года изображена Дева Мария в окружении учеников Христа и голубь, символизирующий Святой Дух. Полотно отличается динамичным развертыванием композиции снизу вверх, строится на сопоставлении оцепенелости и движения, замкнутости и беспредельности.

Эль Греко «Поклонение пастухов», 1612-1613гг.

Интересна небольшая картина «Благовещение» с Пресвятой Девой и архангелом Гавриилом, написанная на деревянной доске. Живописец начал создавать ее в Италии и закончил в 1577 г. Тема Благовещения была очень близка Эль Греко, он не раз к ней обращался и умер в тот момент, когда рисовал Богородицу.

Экспозиция творений живописца включает также относящуюся к 1580 году картину «Святая Троица», полотна «Коронование Девы Марии» 1590 года, «Крещение» 1600 года, «Святое семейство» 1604 года и другие произведения.

Веласкес (1599–1660 гг.)

Диего Веласкес «Менины» (Фрейлины), 1656

Гений Веласкеса представлен в Прадо 50-ю творениями, среди которых центральное место занимает всемирный шедевр «Менины», созданный в 1656 г. Реалистичная картина, изображающая сцену из жизни семьи короля Филиппа IV, мгновенно переносит созерцателя на несколько веков назад и делает его участником действия. В центре композиции – пятилетняя инфанта Маргарита, которая вместе со своей свитой находится в мастерской, где придворный художник Диего Веласкес пишет портрет ее родителей. Филипп IV и его жена Марианна Австрийская, одновременно приходящаяся ему племянницей, позируют за пределами полотна и отображаются в висящем на стене зеркале. Они внимательно смотрят на дочь, всеми силами стремящуюся продемонстрировать родителям свое умение держать себя по-королевски. Художник отчетливо передает контраст между хрупкой прелестью, живостью личика принцессы и той непростой ролью, которую она вынуждена играть соответственно высокому сану, лишившему ее детства. Свита инфанты, включающая фрейлин, гвардадамаса, дуэнью и карликов, выписана весьма достоверно, что говорит о желании живописца подчеркнуть особенности придворного этикета.

Диего Веласкес «Триумф Вакха», 1628-1629 гг.

Среди других известных произведений Веласкеса в музее можно увидеть написанный в 1628 г. «Триумф Вакха», где художник с изрядной долей иронии изображает юного бога вина; уникальные произведения «Поклонение волхвов» 1619 года и «Распятие Христа» 1632 года, иллюстрирующие сцены из библии; сочетающую мифологический сюжет и сцену в ковровой мастерской картину «Пряхи» 1657 года; созданное в 1635 г. полотно «Сдача Бреды» – одно из самых гениальный творений батальной живописи.

Гойя (1746–1828 гг.)

Франсиско Гойя «Распятие» 1780 года

Чтобы осмотреть коллекцию картин Гойи, понадобится много времени. Прадо представляет 135 гравюр, рисунков и картин художника. По самой крайней мере, пять из них нельзя пропустить.

Связь творчества живописца с религией наиболее отчетливо видна в картине «Распятие» 1780 года, изображающей мученическую смерть Христа. Полотно написано в строго академическом стиле, другие произведения Гойи на библейские темы гораздо менее ортодоксальны.

В восьмидесятых годах XVIII столетия художник обрел славу тонкого и в композиции, и в цвете портретиста. Подтверждение тому – созданная в 1788 г. картина «Семья герцогов Осуна». Фигуры и предметы на ней словно слегка завуалированы легкой прозрачной дымкой.

Франсиско Гойя «Маха одетая», 1797-1798гг.

Франсиско Гойя «Маха обнаженная» (1746-1828)

Красотки из простонародья (махи) были излюбленными объектами художественного внимания живописца. Однако существует мнение, что для знаменитой пары «Маха обнаженная» и «Маха одетая», созданных в течение 1796-1798 годов, позировала герцогиня Альба, которую с мастером связывали отнюдь не художественные отношения. Но кем бы ни была натурщица, маха Гойи стала одной из самых притягательных и восхитительных женщин в мире.

Франсиско Гойя «Молочница из Бордо», 1825—1827

Картину «Молочница из Бордо» Гойя написал в последние годы жизни. На ней изображена его дальняя родственница Розарио, помогавшая ему вести хозяйство. Технику мазка и работу со светом, мягко окутывающим фигуру героини, искусствоведы рассматривают как предвосхищение импрессионизма.

Франсиско Гойя «Портрет cемьи Карла IV», 1800г.

Интересны картины «Перепелиная охота» 1775 года, «Бой быков» 1780 года, «Святое семейство» 1790 года, «Семья Карла IV» 1800 года, «Автопортрет» 1815 года, «Аллегория промышленности» 1806 года, а также шаблоны для фабрики гобеленов «Зеленый зонтик», «Цветочницы», «Жмурки».

Коэльо (1531–1588 гг.

)

Алонсо Санчес Коэльо «Инфанта Изабель и Магдалена Руис» (1531-1588)

Санчес Коэльо был придворным художником Филиппа II, поэтому его творчество связано с августейшим семейством. Мастер вошел в историю изобразительного искусства Испании как основатель школы аристократического портрета, а также писал картины на религиозные сюжеты. В Прадо представлены следующие работы кисти живописца: «Обручение Святой Екатерины» 1578 года, портрет Филиппа II, относящийся к 1575 году, и написанный в 1579 году портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении.

Рибера (1591–1652 гг.)

Хусепе де Рибера «Кающаяся Мария Магдалина» (1591-1652)

Хусепе де Рибера – живописец широкого творческого спектра. Он создавал портреты, писал картины библейской и мифологической тематик, а также причисляется к крупнейшим мастерам гравюры. С его творчеством знакомят относящиеся к 1628 году полотна «Иксион» и «Титий или Прометей», работы «Смеющийся Демокрит» 1630 года, «Троица» 1636 года, «Мученичество Святого Филиппа» 1639 года и созданная в 1645 году картина «Кающаяся Мария Магдалина».

Сурбаран (1598–1664 гг.)

Франсиско де Сурбаран «Оборона Кадиса» (1598-1664)

Для творчества представителя севильской школы живописи Франсиско де Сурбарана характерно органичное сочетание строгого монументализма образов и композиций с теплотой цветовой гаммы, тщательностью передачи фактуры. Экспозиция работ выдающегося мастера включает полотна «Видения Святого Педро Ноласко» 1629 года, «Благословляющий Христос» 1638 года, а также написанные в 1634 году картины «Оборона Кадиса», «Подвиги Геркулеса» и «Натюрморт с четырьмя сосудами».

Мурильо (1618–1682 гг.)

Бартоломео Эстебан Мурильо «Святое Cемейство с птичкой», 1650г.

Произведения еще одного представителя севильской школы Эстебана Мурильо отличаются ярко выраженными национальным характером и колористической наклонностью. Наиболее интересными из представленных в Прадо работ мастера являются «Святое семейство с птичкой» 1650 года, «Мадонна с четками» 1655 года, «Добрый пастырь» 1660 года, «Явление Богородицы Святому Бернарду» 1660 года, портрет Николаса Омасура 1672 года.

До второй половины XVI века

Музей Прадо демонстрирует редчайшие образцы живописи XII столетия — фрагменты росписей из часовни Санта Круус де Мадеруэло и храма Сан Бауделио де Берланга.

Среди наиболее ценных картин эпохи Возрождения следует отметить работы Хуана де Фландеса «Распятие» и «Воскрешение Лазаря», а также огромную, высотой 2,2 м, картину «Святая Екатерина» кисти Фернандо Яньеса.

Время работы музея Прадо
ПН-СБ 10:00 – 20:00
ВС и праздники 10:00 – 19:00
6 января, 24 и 31 декабря 10:00 – 14:00
1 января, 1 мая и 25 декабря закрыто
Цена входного билета
полный € 15,00
пенсионеры € 7,50
дети до 18 лет и студенты до 25 лет бесплатно
ПН-СБ: 18:00 – 20:00 бесплатно
ВС и праздники:  17:00 – 19:00 бесплатно
Как добраться до музея Прадо

Ехать метро до станции Atocha (линии 1) или Banco de España (линии 2).

Шестой шедевр Пятидесятницы Эль Греко в De Nieuwe Kerk Amsterdam

Эль Греко, Пятидесятницы, ок. 1600. Холст, масло, 275 х 127 см © Фотоархив. Национальный музей Прадо. Мадрид

Благодаря щедрой ссуде, предоставленной Национальным музеем Прадо в Мадриде, на выставке «Шедевр 2017» в De Nieuwe Kerk Amsterdam будет представлена ​​картина Эль Греко « Пятидесятницы » (Пятидесятница). С 18 февраля по 9 апреля 2017 года картина будет выставлена ​​в рамках шестого выпуска Masterpiece. В этой серии представлены произведения искусства настолько экстраординарные, что их почти никогда не дают во временное пользование из-за их хрупкости или статуса любимых фаворитов. Многие работы, представленные в сериале, имеют явное или неожиданное религиозное или духовное измерение. Каждая из них — работа, которая призывает к созерцанию и самоанализу и ослепляет посетителей захватывающим дух окружением готического интерьера De Nieuwe Kerk.

Это парящее вертикальное изображение сошествия Святого Духа следует за Святым Семейством Рембрандтом (2011), Энди Уорхолом «Тайная вечеря»

(2012), триптихом Фрэнсиса Бэкона Памяти Джорджа Дайера (2014), «Вознесение Тристана» («Звук горы под водопадом») / «Женщина-огонь » Билла Виолы (2015) и « Голгофа » Марка Шагала (2016). Серия Masterpiece стала возможной благодаря Stichting AMMODO и Boston Consulting Group.

Произведение искусства

Эль Греко, Пятидесятницы, ок. 1600. Холст, масло, 275 х 127 см
© Фотоархив. Национальный музей Прадо. Мадрид

Пятидесятница показывает момент, когда Святой Дух сошел на Марию и апостолов, как языки пламени. Картина была вдохновлена ​​историей Пятидесятницы в Новом Завете. Предполагается, что апостол справа, смотрящий прямо на зрителя, сам Эль Греко.

Экспрессионистский характер работы, блоки яркого цвета, необычная вертикальная композиция и неестественный свет раскрывают уникальный почерк Эль Греко. Эта мощная работа является прекрасным примером очень личного стиля его более поздних картин.

Этот шедевр был частью алтаря, сделанного для Colegio de Dońa María de Aragón, семинарии в Мадриде. Другие части запрестольного образа, изображающие Благовещение , Крещение Христа, Распятие и Воскресение , также являются частью коллекции Прадо.

Значение Эль Греко (1541–1614)
Эль Греко — один из самых выдающихся художников в анналах истории искусства. Его запрестольные образы вызвали большой ажиотаж, но вскоре он не оправдал ожиданий. Вплоть до девятнадцатого века считалось, что он сошел с ума. Другого объяснения его причудливой, вытянутой фигуре не было.

После 1860 года он был вновь открыт. Все началось с таких импрессионистов, как Мане и Дега, а Пикассо и Кандинский считали Эль Греко одним из самых важных факторов, повлиявших на их собственные новаторские работы. Эль Греко станет патриархом авангарда. Именно это сочетание художника-алтарника и пионера современного искусства дает Эль Греко его уникальное место в истории искусства.


Эль Греко | Бесконечная Windows

Джейн Арни

Так говорит мудрость Божия:

Читать далее →

Нравится:

Нравится Загрузка. ..

Рубрика: Искусство, Библия, Вера
Метки: История искусства, Католик, Христианин, Дюрер, Эль Греко, вера, Святая Троица, Мазаччо, Троица
4 комментария

by jane arney

Поскольку приближалась Пасха Иудейская,
Иисус поднялся в Иерусалим.
Он нашел в районе храма тех, кто продавал волов, овец и голубей,
, а также сидящих там менял.
Он сделал бич из веревок
и выгнал их всех с территории храма вместе с овцами и волами,
и рассыпал монеты у менял
и опрокинул их столы,
и тем, кто продавал голубей, он сказал,
«Возьмите их отсюда,
и прекрати превращать дом моего Отца в рынок».
Его ученики вспомнили слова Писания,
Рвение к дому твоему поглотит меня.
На это евреи ответили и сказали ему:
«Какое знамение ты можешь показать нам для этого?»
Иисус сказал им в ответ:
«Разрушьте этот храм, и Я в три дня воздвигну его».
Евреи сказали,
«Этот храм строился сорок шесть лет,
и ты воздвигнешь его за три дня?»
Но он говорил о храме своего Тела.
Поэтому, когда он воскрес из мертвых,
его ученики вспомнили, что он сказал это,
, и они поверили Писанию
и слову, которое сказал Иисус.

Иоанна 2:13-22

 

Эль Греко нарисовал несколько версий этой сцены. Здесь мы видим раннюю работу до 1570 года, теперь в Вашингтоне, округ Колумбия, и одну в его зрелом маньеристском стиле примерно 1600 года, теперь в Лондоне.

Христос, очищающий храм, Эль Греко, вероятно, до 1570 года, дерево тополя, масло, высота: 65,4 см (25,7 дюйма). Ширина: 83,2 см (32,8 дюйма). Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия

С веб-сайта NGA:

«В этой бурной сцене Эль Греко изобразил разгневанного Христа, изгоняющего менял из Храма. Необычная тема, она становилась все более популярной во второй половине шестнадцатого века, пропагандируемая Тридентским собором как символ попытки католической церкви очиститься после протестантской Реформации. Здесь Эль Греко изобразил частично задрапированных женщин и мужчин с обнаженным торсом, корчащихся и извивающихся, спасаясь от ударов бича Христова, подчеркивая волнение участников и преувеличивая их непочтительность. Обстановка отличается классическим величием, больше напоминающим дворец итальянского Возрождения, чем священные территории Иерусалимского храма.

Это панно было написано в Венеции до того, как Эль Греко отправился в Испанию. Иллюзионистское пространство и сладострастные фигуры в этой ранней работе сильно отличаются от уплощенного пространства и стилизованных форм византийского искусства, которые продолжали доминировать в живописи на родном для Эль Греко Крите. Прибытие Эль Греко в Венецию примерно в 1567 году совпало с высшей точкой художественных достижений этого города. То, что критский художник впитал в себя влияние венецианских мастеров и научился новому способу живописи, видно по движению и драматизму, твердо смоделированным фигурам и смелым цветам этой панели. Влияние венецианцев одинаково очевидно в сложной архитектурной обстановке с ее сложной перспективой».

Христос изгоняет торговцев из храма, Эль Греко, около 1600 г., холст, масло, 106,3 × 129,7 см (41,9 × 51,1 дюйма), Национальная галерея, Лондон.

 

И из Лондонского музея:

«Во времена Христа на притворе Храма в Иерусалиме располагался рынок для покупки жертвенных животных и обмена денег. Христос прогнал торговцев, сказав: «Написано: «Мой дом наречется домом молитвы»; а вы делаете его вертепом разбойников» (Матфея 20). Этот эпизод известен как Очищение Храма.

На картине доминирует фигура Христа, готового выпустить свой кнут. Слева торговцы, а справа апостолы. В XVI веке тема Очищения Храма использовалась как символ необходимости Церкви очиститься как через осуждение ереси, так и через внутреннюю реформу.

Рельефы на заднем плане намекают на темы наказания и освобождения. Слева изгнание Адама и Евы из рая прообразует Очищение Храма, а справа жертвоприношение Исаака прообразует смерть Христа как источник искупления.

Эль Греко рисовал эту тему несколько раз на протяжении всей своей карьеры, как в Италии, так и в Испании. Эта версия с ее яркими цветами и удлиненными формами, вероятно, была написана в Толедо примерно в 1600 году».

 

Статью о нескольких версиях Эль Греко можно найти здесь.

 

Это чтение напомнило мне о недавних попытках Папы Франциска реформировать финансы Ватикана, а также о его критике эксцессов капитализма. Да благословит Господь и защитит святого Отца в его попытках очистить Храм!

Нравится:

Нравится Загрузка…

Рубрика: Искусство, Библия
Метки: История искусства, Библия, Христианин, Эль Греко, Иисус, Менялы, Национальная галерея, Священное Писание

Когда Иисус покидал Иерихон со своими учениками и многочисленной толпой,
Вартимей, слепой, сын Тимея,
сидел у дороги и просил милостыню.
Услышав, что это был Иисус из Назарета,
, он начал кричать и говорить:
«Иисус, сын Давидов, помилуй меня».
И многие упрекали его, говоря, чтобы он молчал.
Но он все больше звал:
«Сын Давидов, помилуй меня».
Иисус остановился и сказал: «Позови его».
И позвали слепого, сказав ему:
«Мужайся; вставай, Иисус зовет тебя».
Он отбросил свой плащ, вскочил и подошел к Иисусу.
Иисус сказал ему в ответ: «Что ты хочешь, чтобы я сделал для тебя?»
Слепой ответил ему: «Учитель, я хочу видеть».
Иисус сказал ему: «Иди своей дорогой; твоя вера спасла тебя».
Сразу же прозрел
и последовал за ним по пути.

Марка 10:46-52

Христос, исцеляющий слепого, Эль Греко (Доменико Теотокопулос), 1570 г.,  47 x 57 1/2 дюйма (1190,4 x 146,1 см), Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Рубрика: Искусство, Библия
Метки: История искусства, Библия, Слепой Вартимеус, Католик, Христианин, Эль Греко, вера, исцеление, Иисус, Метрополитен-музей, Чудо
Оставить комментарий

Джейн Арни

Когда исполнилось время Пятидесятницы, все они были вместе. И вдруг с неба послышался шум, похожий на сильный порыв ветра, и наполнил весь дом, в котором они находились. Тогда явились им языки, как бы огненные,  , которые разделились и остановились на каждом из них. И все они исполнились Святого Духа и начали говорить на разных языках, как Дух позволял им возвещать.

В Иерусалиме находились набожные Иудеи из всех народов под небом. При этом звуке они собрались в большую толпу,  но они были сбиты с толку  , потому что каждый слышал, как они говорили на его языке. Они были поражены и в изумлении спросили: «Разве все эти говорящие не галилеяне? Тогда как каждый из нас слышит их на родном языке? Мы парфяне, мидяне и эламиты, жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Азии, Фригии и Памфилии, Египет и районы Ливии близ Кирены,  , а также путешественники из Рима,  как евреи, так и обращенные в иудаизм, критяне и арабы,  , но мы слышим, как они говорят на наших языках  о великих деяниях Бога. »
Деяния 2:1-11

Окно Святого Духа, Бернини, Собор Святого Петра, Ватикан, Рим.

 Праздник Пятидесятницы, один из древнейших церковных праздников, отмечает сошествие Святого Духа на Марию и апостолов, как описано в книге Деяний. Пятидесятница в переводе с греческого означает пятидесятый день после Пасхи. В литургии церкви он символизируется красным цветом, а Святой Дух представлен в искусстве пламенем или голубями. В Ветхом Завете Ной выпустил голубя из ковчега, чтобы найти сушу после потопа, а в Евангелиях голубь спускается на Иисуса, когда он поднимается из воды после своего крещения. Огонь часто сигнализирует о присутствии Бога в Ветхом Завете, как мы читаем в рассказе Моисея о горящем кусте и огненном столпе, который ведет евреев в Исходе. Огонь также является великим очистителем, который преображает все, к чему прикасается. В Евангелии от Луки Иоанн Креститель провозглашает, что Христос «будет крестить вас Духом Святым и огнем».

Пятидесятница, лист 14v Евангелий Раббулы, ок. 586 г., 34 x 27 см, Biblioteca Mediceo Laurenziana, Флоренция.

Самое раннее изображение события Пятидесятницы, которое мне удалось найти – это приведенная выше иллюстрация (нажмите на нее, чтобы увеличить изображение) из иллюминированной рукописи Евангелий VI века, созданной в сирийском монастыре и теперь хранящейся в Лаврентьевской библиотеке во Флоренции, Италия. . Известные как Евангелия Раббулы, поскольку они подписаны писцом с таким именем, это одна из самых ранних иллюстрированных христианских рукописей. На этом изображении Пятидесятницы мы видим в центре Марию, мать Иисуса, одетую в свое обычное голубое и окруженную симметричным расположением двенадцати апостолов. И ореол Марии, и области справа и слева от нее окрашены в красный цвет, создавая своего рода мандорлу, которая отличает ее от других. Нимбы апостолов темно-синего цвета, все они бородатые, а деталям их одежд уделено особое внимание. Все фигуры держат свои правые руки в жесте благословения или похвалы, а языки огня парят над каждой головой. Спускаясь сверху, мы видим испускающего свои лучи голубя Святого Духа. Любопытно, что хотя в Книге Деяний Луки говорится, что они все вместе в доме, в этой сцене они кажутся в пещере. Мы видим их стоящими на шероховатой каменистой поверхности, деревья наверху указывают на улицу, а темный полукруг,  охватывающий их, может быть крышей темной пещеры, хотя он также может означать купол небес.

«Сошествие Святого Духа» Тициана, 1545 г., холст, масло, 570 x 260 см, Санта-Мария-делла-Салюте, Венеция.

Следующее изображение этого события принадлежит Тициану, мастеру венецианского Возрождения 16-го века, который оказал влияние на художников грядущих поколений, в том числе на художников эпохи барокко, таких как Рубенс, Рембрандт и Веласкес. Тициан был известен как блестящий колорист, хотя к моменту написания этой картины его зрелый стиль демонстрировал более приглушенные тона, чем яркие оттенки его более ранних работ. Резкое различие между этой работой, написанной для церкви Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции, и рукописью VI века, которую мы видели ранее, отражает тысячелетнее художественное развитие, разделяющее эти два изображения. Хотя картина Тициана содержит некоторые из тех же основных элементов, что и манускрипт Раббулы, стиль теперь стал натуралистичным, с фигурами, которые кажутся полностью округлыми и округлыми, одетыми в одежды, которые раскрывают движение тел под ними. В сцену добавлены еще две женщины позади Мэри. Вместо всех фигур, стоящих иератически в ряд, как в рукописи, теперь у нас есть фигуры, которые извиваются и напрягаются от эмоциональной энергии, когда они жестикулируют и молятся, пока огонь Духа нисходит на них. Теперь мы также видим архитектурную обстановку с глубиной, как показано в кессонном своде над фигурами, которые, кажется, уходят в заднюю стену, где отверстие показывает голубя Святого Духа.

Пятидесятница Эль Греко (и мастерская) ок. 1600 г., холст, масло 275 см x 127 см, Национальный музей Прадо, Мадрид.

В более поздние годы Тициан немного экспериментировал со стилем из Рима, известным как маньеризм, который характеризовался искажениями человеческой фигуры, причудливыми красками, уплощением изобразительного пространства и акцентом на изысканности, а не на натурализме, но он никогда не отказывался от своих венецианских корней. . Эль Греко, с другой стороны, принял маньеризм с удвоенной силой. Родом с Крита (отсюда и его прозвище, означающее «греческий»), где он писал восточно-православные иконы, Эль Греко затем изучал живопись в Венеции и Риме и впоследствии добился успеха в Толедо, Испания. В этой картине Пятидесятницы мы видим все отличительные черты ярко выраженного стиля Эль Греко. Фигуры неестественно вытянуты, цвета серные, композиция перенасыщена фигурами и практически не имеет фона, кроме нескольких ступеней внизу и арки наверху, где нисходит Святой Дух. Пространство сжато и уплощено, что и отталкивает фигуры наружу, и приглашает внутрь зрителя. Две фигуры на переднем плане, стоящие к нам спиной, кажутся достаточно близкими, чтобы соприкоснуться, а их вытянутые вверх шеи вызывают легкое головокружение. .

[Думаю, здесь следует сделать оговорку по поводу цвета. Изображения из книг и интернета часто сильно отличаются по своей окраске как друг от друга, так и от оригинала. Например, изображения Эль Греко и Тициана имеют примеры на веб-сайтах, цвета которых намного ярче, чем в примерах, которые я использовал выше. Я не уверен, какие изображения ближе к оригиналу, потому что никогда не видел их в их настройках. Ничто не заменит личное знакомство с картинами!]

Пятидесятница, Жан II Ресту, 1732 г. холст, масло 465 x 778 см, Лувр, Париж.

Художник Жан Ресту происходил из семьи художников, известных своими работами на религиозные и исторические темы. Он был почти предан забвению, но недавняя работа искусствоведов по реабилитации французских художников-историков 18-го века несколько возродила его репутацию, и несколько его работ теперь выставлены в Лувре. Один рецензент описывает его стиль как своеобразный, с анимацией и преувеличенными позами фигур, захваченных бурной драпировкой. Вы можете увидеть все эти качества в этом огромном исполнении Пятидесятницы.

Престол Святого Петра с окном Святого Духа, Бернини, бронза, позолоченная лепнина, мрамор, витраж, Собор Святого Петра, Ватикан, Рим.

Наконец, хотя это и не изображение события Пятидесятницы, описанное в книге Деяний, у нас есть Престол Святого Петра из Ватикана, еще одна изумительная смесь, созданная скульптором в стиле барокко Джан Лоренцо Бернини, которая включает в себя изображение голубя Святой Дух. Бронзовый трон окружает гораздо более старое деревянное кресло, которое, по преданию, было настоящим креслом Святого Петра, но научные испытания и историческая наука разумно относятся к 10 веку. Кресло представляет собой должность Папы как епископа Рима, должность, которую, согласно традиции, сначала занимал Петр. Бронзовое кресло Бернини, кажется, парит в облаках и свете и удерживается на земле четырьмя бронзовыми статуями докторов Церкви, Августина, Амвросия, Иоанна Златоуста и Афанасия. Над престолом золоченые лучи, облака и танцующие ангелы окружают витраж, в центре которого изображен голубь Святого Духа. Весь памятник символизирует, что Церковь является завершением миссии Христа и Святого Духа, чтобы привести верующих к общению с Отцом. Помимо дарования Святого Духа верующим и завершения Святой Троицы, событие Пятидесятницы также знаменует собой основание Церкви, которая есть Тело Христово и храм Святого Духа.

В Пятидесятницу Церковь празднует это исполнение Святой Троицы, событие, когда «от полноты Своей Христос, Господь, изливает Духа в изобилии». Этим действием любовь Божия изливается в наши сердца и дает нам возможность приносить плоды Святого Духа: любви, радости, мира, терпения, доброты, милосердия, верности, кротости, воздержания. Для св. Амвросия, отца церкви четвертого века, Святой Дух был  текущей рекой, вытекающей из Источника Жизни, а св. Августин провозгласил, что нет дара Божия более превосходного, чем Святой Дух.

Наконец, вот два очень разных видео для музыкального созерцания Пятидесятницы. Первая — это Veni Sancte Spiritus, которую иногда называют «Золотой секвенцией», исполняемая Schola Gregoriana Mediolanensis. Вторая — песня Soul on Fire популярной современной христианской музыкальной группы Third Day. Наслаждаться!