Греция. Вечная Классика | Спарта
Спарта – древний город-государство, окруженный горными хребтами Тайгет и Парнон, широко известный благодаря легенде о царе Менелае и его жене Елене Прекрасной, красивейшей из всех смертных женщин того времени. Афродита в обмен на услугу обещала Парису из Трои прекраснейшую женщину на земле, и троянский царевич прибыл в Спарту за своей наградой. Он похитил Елену и увез ее в свою страну. Желая вернуть жену, Менелай призвал всех царей Греции на войну с троянцами. Так началась самая знаменитая из описанных в мифах война.
Современная Спарта – это широкие улицы, усаженные деревьями, большие площади, здания в стиле неоклассицизма и прекрасные отели, овеянные ароматами оливковых, апельсиновых и лимонных деревьев расположенной поблизости долины реки Эврот.
Достопримечательности
- Посетите Археологический музей: его экспонаты охватывают чрезвычайно длительный период (от неолита до конца римской эпохи).
- Художественная галерея «Кумантáриос»: полюбуйтесь живописью выдающихся европейских художников XVI-XX веков.
- Посетите Музей оливы и греческого оливкового масла: ознакомьтесь с культурой и технологией производства натурального продукта, с которым неразрывно связана идентичность народов Греции и Средиземноморья.
- Совершите путешествие по деревням Ксирокáмпи, Кумустá и Анаврити, расположенным на склонах горного хребта Тайгет, где можно увидеть традиционные каменные домики и старинные каменные колодцы. В Ксирокáмпи посетите церковь Святого Николая с фресками XIV века.
Гастрономия
Долина реки Эврот широко известна своими оливковыми и цитрусовыми деревьями. Однако местная кухня также по праву может гордиться своими блюдами «сиглина» и «рафиолия». Сиглина – блюдо из свинины, копченой на ароматических травах с окрестных гор, таких как чабрец, тимьян и шалфей.
Пещеры Дироса
Захватывающее путешествие в мир вневременной магии форм и цветов. Озерная пещера Влихада (или Глифада) состоит из нескольких залов, которым даны поэтичные названия: «Дворец Посейдона», «Море погибших кораблей» и «Белые палаты». Ваше путешествие по пещерам на лодке продлится не меньше 45 минут.
Антропологи, несомненно, получат удовольствие от посещения соседней пещеры Алепотрипа, где, как было установлено, в конце эпохи неолита (4800-3200 гг. до н.э.) проживала община людей. Все местные археологические находки выставлены в Музее эпохи неолита Дироса, расположенном при входе в пещеру.
Сталактиты и сталагмиты пещеры Катафиги не только представляют захватывающее зрелище, но и создают удивительную акустику в «Зале Прославления».
Как добраться до Спарты:
Причал городка Гифио, откуда отходят круизные суда до Спарты, расположен в 3 часах езды (264 км) от Афин.
один из крупнейших городов‑государств Древней Греции — Пыльная История на vc.ru
125 просмотров
Спарта была воинственным обществом в Древней Греции, которое достигло пика своего могущества после победы над конкурирующим городом-государством Афинами в Пелопоннесской войне (431-404 гг. до н.э.). Спартанская культура была сосредоточена на верности государству и военной службе. Спартанские мальчики проходили строгую государственную программу обучения, военной подготовки и социализации. В системе, известной как Агоге, упор делался на долг, дисциплину и выносливость. Хотя спартанские женщины не служили в армии, они были образованы и пользовались большим статусом и свободой, чем другие греческие женщины.
Спарта Жизнь
Спарта, также известная как Лакедемон, была древнегреческим городом-государством, расположенным в основном в регионе южной Греции под названием Лакония. Население Спарты состояло из трех основных групп: спартанцев, или спартиатов, которые были полноправными гражданами; илоты, или крепостные/рабы; и периэки, которые не были ни рабами, ни гражданами. Периеки, чье имя означает «окрестные жители», работали ремесленниками и торговцами и делали оружие для спартанцев.
се здоровые спартанские граждане мужского пола участвовали в обязательной государственной системе образования, Агоге, в которой особое внимание уделялось послушанию, выносливости, храбрости и самообладанию. Спартанские мужчины посвятили свою жизнь военной службе и жили вместе во взрослой жизни. Спартанца учили, что верность государству превыше всего, включая семью.
Илоты, чье имя означает «пленники», были собратьями-греками, родом из Лаконии и Мессении, которые были завоеваны спартанцами и обращены в рабов. Образ жизни спартанцев был бы невозможен без илотов, которые выполняли все повседневные задачи и выполняли неквалифицированный труд, необходимый для поддержания функционирования общества: они были фермерами, домашней прислугой, медсестрами и военными.
Спартанцы, уступавшие по численности илотам, часто обращались с ними жестоко и деспотично, пытаясь предотвратить восстания. Спартанцы унижали илотов, заставляя их напиться до изнурительного вина, а затем выставлять себя дураками на публике. (Эта практика также была предназначена для того, чтобы продемонстрировать молодым людям, что взрослый спартанец никогда не должен действовать, поскольку самообладание было ценной чертой.) Методы жестокого обращения могли быть гораздо более экстремальными: спартанцам разрешалось убивать илотов за то, что они слишком умны или слишком умны. подходит, среди других причин.
Спартанские военные
В отличие от таких греческих городов-государств, как Афины — центра искусств, образования и философии — Спарта была сосредоточена на культуре воинов. Спартанским гражданам мужского пола разрешалось только одно занятие: солдат. Приобщение к такому образу жизни началось рано.
Спартанские мальчики начинали свое военное обучение в возрасте 7 лет, когда они уходили из дома и поступали в Агоге. Мальчики жили общиной в суровых условиях. Они подвергались постоянным физическим соревнованиям (которые могли включать насилие), получали скудные пайки и ожидали, что они научатся красть еду, помимо других навыков выживания.
Мальчики-подростки, продемонстрировавшие наибольший лидерский потенциал, были отобраны для участия в Криптее, которая действовала как тайная полиция, основной целью которой было терроризировать население в целом илотов и убивать тех, кто нарушал порядок. В возрасте 20 лет спартанские мужчины становились солдатами на полную ставку и оставались на действительной службе до 60 лет.
Спартанские доспехи, щит и шлем
Ни один солдат не считался выше другого. Идя в бой, спартанский воин, или гоплит, носил большой бронзовый шлем, нагрудник и щитки на лодыжках, а также круглый щит из бронзы и дерева, длинное копье и меч. Спартанские воины также были известны своими длинными волосами и красными плащами.
Постоянная военная подготовка и дисциплина спартанцев сделали их искусными в древнегреческом стиле боя в построении фаланги. В фаланге армия действовала единым целым в сомкнутом, глубоком строю, совершала скоординированные массовые маневры.
Спартанский щит(Музей Дельфи)
Спартанские женщины
Спартанские женщины имели репутацию независимо мыслящих и пользовались большей свободой и властью, чем их коллеги по всей Древней Греции. Хотя они не играли никакой роли в армии, спартанки-женщины часто получали формальное образование, хотя и отдельно от мальчиков и не в школах-интернатах.
Отчасти для привлечения партнеров женщины участвовали в спортивных соревнованиях, включая метание копья и борьбу, а также соревновательно пели и танцевали. Став взрослыми, спартанским женщинам было разрешено владеть имуществом и управлять им. Кроме того, они, как правило, не были обременены домашними обязанностями, такими как приготовление пищи, уборка и изготовление одежды, задачи, которые выполнялись илотами.
Брак был важен для спартанцев, поскольку государство заставляло людей иметь детей мужского пола, которые вырастали бы гражданами-воинами и заменяли тех, кто погиб в бою. Мужчин, откладывавших брак, публично пристыжали, а тех, у кого было несколько сыновей, можно было наградить.
При подготовке к замужеству спартанские женщины брили головы; после свадьбы они коротко стригли волосы. Супружеские пары обычно жили раздельно, поскольку мужчины до 30 лет должны были продолжать жить в коммунальных бараках. Чтобы увидеть своих жен в это время, мужьям приходилось ускользать ночью.
Упадок спартанцев
В 371 г. до н.э. Спарта потерпела катастрофическое поражение от фиванцев в битве при Левктре. Еще одним ударом в конце следующего года стал фиванский полководец Эпаминонд (ок. 418 г. до н. э. — 362 г. до н. э.), который возглавил вторжение на спартанскую территорию и руководил освобождением мессенских илотов, находившихся в рабстве у спартанцев в течение нескольких столетий.
Спартанцы продолжали бы существовать, хотя и как второстепенная держава в длительном периоде упадка. В 1834 году Оттон (1815-67), король Греции, приказал основать современный город Спарта на месте древней Спарты.
Спасибо за внимание!
Мой телеграмм канал с архивными материалами:
Современная Спарта и ее музеи
Город Спарта на Пелопоннесе известен как местонахождение одноименного древнегреческого города-государства, одного из самых выдающихся в греческой истории и, возможно, величайшей военной сухопутной державы в Греции. несколько столетий.
Древняя Спарта
Все институты и все аспекты общественной жизни в олигархической Спарте и ее большей части Лакедемона были организованы с целью обеспечения военного превосходства; люди, и особенно мужчины, воспитывались с единственной целью стать хорошими солдатами, и их суровая пожизненная подготовка действительно обеспечила им большие военные успехи и последующую репутацию. Это также привело к постоянной вражде с Афинами, великой морской державой, граждане которой придерживались совершенно другого образа жизни и набора ценностей.
Пелопоннесская война (431–404 гг. до н. э.), вевшаяся между двумя державами и их соответствующими союзниками, ознаменовала конец так называемого «Золотого века Афин», во время которого демократическое Афинское государство утвердилось как передовое греческое государство. город-государство на протяжении большей части V века до н.э. Спарта вышла победителем и в течение ряда лет была ведущей державой Греции.
Место святилища Менелайона (Джордж Э. Коронайос через Wikimedia Commons)
Однако его первенство не осталось бесспорным: вскоре возникли другие города-государства, такие как Аргос и Фивы, с претензиями на власть. Персидская империя, воспользовавшись затянувшейся войной, отвоевала греческие поселения в Малой Азии. В разгар соперничества между остальными греческими городами-государствами царство Македонии с севера в конечном итоге взяло на себя управление всей территорией Греции в 338 г. до н.э.
Современная Спарта
Современная Спарта была основана как город Оттоном, первым королем Греции, который происходил из королевской линии Баварии. Вдохновленные филэллинизмом и классицизмом, баварцы сделали выбор в пользу возрождения двух знаковых городов классического периода: в 1834 году греческая столица была перенесена из Нафплиона в Афины (в то время небольшой сельский городок), и был издан королевский указ об основании современный город Спарта на месте своего античного аналога. Население этого района переселилось сюда из близлежащего укрепленного города Мистрас, который был самым известным городом региона в средние века и во время османского владычества.
Древний театр Спарты с современным городом Спарта и горой Тайгет на заднем плане (автор ulrichstill через Wikimedia Commons) его славное прошлое, хотя некоторые интересные следы сохранились на окраинах города. На равнине исторической реки Еврот, на холме Пророка Илии, стоят немногие останки знаменитого Менелаона, святыни, которая, как полагают, была построена спартанцами в 8 веке до нашей эры в честь мифического царя Менелая.
Очень мало следов осталось от Святилища Артемиды Орфия («Стоящая Артемида»), который когда-то был одним из самых важных храмов в этом районе, первоначально построенным в ок. 700 г. до н.э.; то же самое верно и для святилища Афины Халкиокос («Медного Дома»). Другие археологические памятники включают руины римских стен вокруг акрополя и большой римской стоянки, остатки круглого храма эллинистических времен и, что наиболее важно, руины большого и впечатляющего античного театра, вероятно, построенного в конец 1 века до н. э.
Слева: Статуя гоплита, известного как «Леонид», 480–470 гг. до н. э.; Справа: Статуя кабана, эллинистический период (Археологический музей Спарты, Джордж Э. Коронайос, Wikimedia Commons)
Музеи
В городе Спарта есть два важных музея: Археологический Оливковое и греческое оливковое масло. В Археологическом музее Спарты хранится коллекция, которая собиралась с 1872 года после уничтожения более ранней коллекции в результате пожара. Здание музея было возведено в 1874-1876 гг. по проекту греческого архитектора Г. Кацароса (хотя некоторое время его ошибочно приписывали известному датскому архитектору Т. Хансену). Он считается первым археологическим музеем, основанным в греческом провинциальном городке.
В вестибюле музея вы можете увидеть вотивные стелы, датируемые вторым веком нашей эры, происходящие из святилища Артемиды Орфии . В залах посетители могут полюбоваться находками из святилищ Артемиды , Ортии и Афины , Халкиокос , такими как подношения из слоновой кости, камня и глины, скульптуры из Спарты и окрестностей, части мраморных саркофагов, а также доисторические погребальные дары. и римские мозаики. Другие известные экспонаты включают архитектурные части святилища Аполлона Амиклейского и статую спартанского воина, которого некоторые называют царем Леонидом.
Различные типы прессов для масла в Музее оливок и греческого оливкового масла (автор Питер Цеферис, Wikimedia Commons) производство оливок и оливкового масла. Это первый в Греции музей, посвященный истории и технологии нефтедобычи, насчитывающей несколько тысячелетий. Экспонаты включают исторические и доисторические свидетельства, от окаменелых оливковых листьев до копий различных прессов (иллюстрирующих эволюцию технологии производства масла), а посетители знакомятся с финансовым, а также культурным значением оливковых деревьев и их плодов.
Читайте также на сайте Greek News Agenda: Средневековый город-призрак Мистрас; Фермопилы — Саламин 2020: 2500 лет истории; «Доказательство истории»: онлайн-выставка о битвах при Фермопилах и Салами; Горная Аркадия: «мифическое» место на Пелопоннесе
Основано на статье, первоначально опубликованной в Griechenland Aktuell А. Ламброу. (Вступительное фото: вход в Археологический музей Спарты [автор Джордж Э. Коронайос, Wikimedia Commons])
fShare
В Спарте есть нечто большее, чем воинская доблесть и аскетизм
«Вы получаете удовольствие не от семи или 70 чудес города, а от ответа, который он дает на ваш вопрос». Итало Кальвино
В отличие от других великих городов древности, таких как Рим, Афины или Иерусалим, Спарта, кажется, исчезла с карты. Что осталось от легендарного города? Имя? Археологический памятник? Историческая память? Эта память, если она вообще существует, часто связана с городом-государством с манией воинской доблести и атлетизма, недоверием к иностранцам и крайней строгостью. Сегодня это широко отражено во фразе «Это — это — Спарта!», которую выкрикивал Джерард Батлер, играя царя Леонида в фильме 9.0027 300
Не только в наше время, но и с древних времен восприятие Спарты было, в довольно радикальном смысле, искаженным. В книге Франсуа Олье Le mirage spartiate (1933) прослеживается история этих заблуждений о городе с элитным мужским классом спартиатов, посвященным исключительно войне, и женщинами, предположительно сбрасывающими слабых новорожденных со скал вокруг горы Тайгет. Такой огонь разжигали такие авторы, как Ксенофонт, Платон, Аристотель и Плутарх, все из которых не были спартанцами, а некоторые из них были явно враждебны Спарте.
Итало Кальвино использует другой подход в своем романе Невидимые города . Персонаж Марко Поло в своем тексте описывает 54 города с женскими именами, которые в итоге все одно: Венеция. В Спарте, где мы навязываем идеал одной конкретной истории, есть палимпсест других городов, которые нужно исследовать. Вид с крыльца династии Евриклидов, греческих правителей Спарты в римский период, действительно сильно отличался бы от усеянного руинами пейзажа, по которому ходили путешественники 18-го века, надеясь приобщиться к древности, и опять же отличался бы от грандиозных пиров. проходил в легендарном дворце царя Менелая и прекрасной Елены. Открывая один за другим эти слои времени, историю Спарты можно тщательно изучить с точки зрения наших предубеждений и написать заново.
Задолго до царя Леонида Спарта прославилась как родина самой красивой женщины Греции Елены и ее мужа Менелая. Сам Гомер описывает их сверкающий дворец, который Телемах, сын Одиссея, посещает в поисках известий о своем отце.
Восхищенный великолепием дворца, Телемах шепчет своему другу:
Дорогой друг, видишь ли ты, как
эти гулкие залы сияют бронзой,
и серебром, золотом, слоновой костью и янтарем?
Он так же богат, как дворец
Зевса на Олимпе!
— из перевода Odyssey 2017 года Эмили Уилсон
Помимо королевского двора, Лакония — земля, где находится Спарта, на юге Пелопоннеса — описывается эпитетами «полый», относящийся к долина Евротас, в которой раскинулся город, и «заполненная оврагами», как знают современные скалолазы в этом районе. Мы видим, таким образом, с самых ранних времен, что Спарта была важным и известным местом в греческом мире, и Гомер сделал ее легендарной еще задолго до персидских войн.
Недавние археологические раскопки оживили слова Гомера. К югу от Спарты, на холме, известном как Айос Василиос, недалеко от деревни Ксирокамби, в 2008 году были обнаружены остатки огромного микенского дворцового комплекса, богатого находками. Это место является исключительным, поскольку это единственный микенский дворцовый комплекс. были обнаружены в Лаконии до настоящего времени. Археологические исследования показали, что это место функционировало как дворцовый комплекс с 17 века до н.
Мощь царств, выкристаллизовавшаяся в мифы, позже сохранившаяся в гомеровских эпосах
Именно ее разрушение является причиной сохранения одной из самых захватывающих находок, архива глиняных табличек в линейном письме Б (силлабическое письмо, используемое для письмо микенского греческого языка и самая ранняя засвидетельствованная форма греческого языка), которые были сожжены во время сноса дворца. Большинство табличек, по-видимому, выполняли бюрократическую функцию и использовались дворцовой администрацией для отслеживания имущества и товаров. Обнаружение тайника с 20 бронзовыми мечами говорит о военной доблести и доминировании дворцовой элиты, которая, вероятно, контролировала большую часть окружающих плодородных земель. Другие находки, свидетельствующие о процветающем богатстве и влиянии микенского дворца Лаконии, включают яркие фрагменты настенных росписей, египетских скарабеев и украшенный ритон в виде головы быка, который мог использоваться для подношений богам.
Вещественные доказательства рисуют картину долины Евротас как дома микенских царей, правивших плодородной долиной. Власть королевств кристаллизовалась в мифах, позже сохранившихся в гомеровских эпосах: первая итерация Спарты.
Начиная с 700 г. до н.э. в святилищах Спарты появляются изысканные резные изделия из слоновой кости, огромные бронзовые треножники и расписные храмовые скульптуры. Скарабеи из египетского фаянса и маски финикийского влияния теперь придавали Спарте космополитический колорит. Известным художникам, таким как мастер по бронзе Гитиад, предположительно спартанского происхождения, и Батикл, проделавший весь путь из Магнезии в Малой Азии, было поручено украсить эти самые места своими работами. В это время у спартанской керамики был средиземноморский рынок, появившийся в Северной Африке в Кирене, а также по всей Великой Греции (южная Италия). Материальная культура обращается к обществу, занимающемуся торговлей и вложенному в образы — мифа и самих себя.
Наши скудные литературные свидетельства 7-го века до н.э. исходят от двух спартанских поэтов, Алкмана и Тиртая, в основном в форме песен, предназначенных для исполнения перед обществом на религиозных праздниках и попойках. В отрывке из наиболее полного фрагмента Алкмана, известного как «первый парфенион » и предположительно исполненного молодыми спартанскими девушками на пороге взрослой жизни, акцент делается на красоте как девушек, так и предметов, которые украшают их. их (змейка-браслет, головной убор, макияж глаз):
Но кто уступает Агидо по красоте,
пусть будет скифской лошадью, бегущей против лидийской.![]()
…
Это правда: все королевские фиолетовые
в мире не могут устоять.
Никакого вычурного браслета-змеи,
из чистого золота, никакого головного убора
от Лидии, какие носят девушки
с подкрашенными веками, чтобы сделать себя привлекательной.
Как показывает Алкман, «роскошный» и «космополитический» — подходящие слова для описания Спарты в архаический период — импортера искусства и художников с Ближнего Востока и экспортера их собственных работ через восточное Средиземноморье. Спарта была культурой, которая вписывается в более широкую картину региона, которую мы имеем: королевства и города-государства, соревнующиеся друг с другом, торгующие друг с другом, осознающие свои особенности и свои отношения с другими. Здесь нет места аскезе, вторая итерация. Хотя война была частью жизни, как предполагает покорение соседнего населения Мессены, песни, танцы и красивые предметы были не менее важны.
Но как насчет классического образа Спарты, где избегают роскоши, ценят государственную тайну, а единственное внимание мужского населения сосредоточено на подготовке к бою? Теперь пришло время рассмотреть, что мы знаем о Спарте в тот период, которым она наиболее известна. Соответствует ли представление реальности? Это вопрос, который остается открытым для бесстрашных (или, возможно, бредовых), чтобы нанести удар.
Проблема с изображением «истинной» картины классической Спарты заключается в наших источниках. Почти все наши литературные источники неспартанские. Существует либо явная враждебность по отношению к полис или идеализация. В то же время археологические свидетельства того периода заметно скудны — факт усугубляется строительством современного города Спарты над древним. Отсутствие исторических фактов дает простор для воображения.
Акрополь является крупным туристическим центром, но немногие знают, что Спарта до сих пор существует как современный город.
Однако есть одна цитата из древнего историка Фукидида, замечательная своей пророческой природой. В отрывке Фукидид проводит мысленный эксперимент, точно описывающий ситуацию, с которой согласны и современная действительность, и классическая наука:
Предположим, например, что город Спарта опустеет и останутся только храмы и фундаменты зданий, я думаю, будущим поколениям с течением времени будет очень трудно поверить, что это место действительно было таким могущественным, каким его представляли.Между тем спартанцы занимают две пятых Пелопоннеса и стоят во главе не только всего самого Пелопоннеса, но и многочисленных союзников за его пределами. Однако, поскольку город не имеет регулярной планировки и не содержит храмов или памятников большого великолепия, а представляет собой просто собрание деревень в древнегреческом стиле, его внешний вид не оправдал ожиданий. С другой стороны, если бы то же самое случилось с Афинами, то можно было бы предположить по тому, что бросалось в глаза, что город был вдвое сильнее, чем он есть на самом деле.
Фукидид представляет себе заброшенную Спарту, страдающую от разрушительного действия времени. Он предвидит, что его материальные остатки, сегодняшние археологические находки, не произведут впечатления на будущие поколения. Удивительно, что это именно то, что произошло, когда Афинский Акрополь стал основным туристическим направлением, в то время как мало кто знает, что Спарта все еще существует как современный город, а тем более как что-то, что стоит увидеть.
Его заявление о том, что в городе «нет храмов или памятников великого великолепия», однако, заслуживает дальнейшего изучения, особенно в свете литературных свидетельств писателя-путешественника Павсания, который во II веке н. структуры действительно. Даже в случае Фукидида, так называемого отца истории, стоит подвергнуть сомнению мотивы, побудившие его представить Спарту именно так, как он это делает. Будучи афинянином, Фукидид мог целенаправленно желать подчеркнуть различие между урбанистическими и показными Афинами и простой, почти сельской Спартой, двумя главными силами величайшей войны, которую когда-либо видела Эллада. В этом контексте историку надлежит подчеркивать не возможные сходства, а различия. Когда мы принимаем такие заявления как объективный факт, вместо понимания того, что историк сам осознает свою силу в формировании истории, многие стороны истории могут быть утеряны.
Я не отрицаю, что Спарта отличалась и даже была исключительной по сравнению с другими греческими полисами , или что битва при Фермопилах (480 г. до н.э.) не была определяющим событием в мировой истории; или даже то, что роль, которую играла Спарта, была не так важна, как предполагают наши источники. Скорее, я хочу сказать, что то, что мы знаем о жизни в Спарте в классический период, является отражением того, что думали другие, часто в гораздо более поздние периоды, и поэтому не обязательно соответствует реальности или тому, как спартанцы представляли себя сами.
После болезненного периода, последовавшего за захватом Спарты Филиппом II Македонским в 338–337 гг. до н. э., римская эпоха (31 г. до н. э. — 396 г. н. э.) демонстрирует одержимость возвращением и воссозданием славы мифического классического прошлого Спарты. Это было фетишизировано и мифологизировано, без каких-либо извинений. В попытке воссоздать «ликурганскую» агогу , или систему образования, в святилище Артемиды Ортеи на берегу реки Еврот были воспроизведены ритуальные церемонии порки, теперь с добавлением амфитеатра для римских зрителей. Гражданские и военные ценности классической Спарты пропагандировались как моральные стандарты, которым должны были следовать римляне. Павсаний описывает город, полный религиозных памятников, мест культа героев и статуй генералам и законодателям. Его дотошный рассказ о путешествиях по Лаконии, занимающий большую часть его третьей книги из «Описание Греции » оставляет нам ощущение того, насколько многослойными были время, память и ландшафт, и как это ощущение мифического прошлого культивировалось в римской Спарте.
Большая часть причин процветания Спарты может быть связана с безрассудным, но удачливым решением ее жителей поддержать Октавиана, вскоре ставшего императором Августом, в битве при Акциуме (31 г. до н. э.). Это привело к тому, что после его победы они заручились исключительной благосклонностью Рима. У нас также есть свидетельства того, что другие известные спартафилы, такие как оратор Цицерон, проводили время в городе. Положительные отношения между Спартой и Римской империей привлекли в Лаконию многих богатых римлян. Об этом также свидетельствуют археологические свидетельства, которые состоят из все более роскошных домов и бань, а также нового театра, одного из крупнейших на Пелопоннесе. Было раскопано более 137 римских и позднеантичных мозаик; они украсили бы атриумы и столовые великолепных римских особняков. Самые известные из мозаик, которые сегодня выставлены для посетителей современного города, изображают Орфея, поющего животным, и похищение Европы Зевсом в образе быка (все еще можно увидеть на оборотной стороне греческой монеты номиналом 2 евро).
Вид с богатых римских вилл в Спарте — это ретроспективный вид, постоянно занятый созданием настоящего по сравнению с прошлым. В этом смысле он создает прецедент того, что грядет.
Долина Евротас — идеальный чистый холст, на который образованные европейцы могут спроецировать свои фантазии.
Следующая итерация Спарты добавляет слой средневековой западной истории к ландшафту, усеянному воспоминаниями о древнем прошлом. Спустя почти тысячелетие после дней римской славы Спарты, в 13 веке н.э., поселение переносится из долины Евротас на одну из вершин, составляющих предгорья Тайгетских гор, называемую Мистрас (или Мизитра). Это произошло по приказу его франкского завоевателя Вильгельма де Виллардуэна, который искал более укрепленное место, которым Мистра, взгромоздившаяся, как орлиное гнездо, на скалистой вершине, безусловно, была.
Тем не менее, это не спасло франкскую крепость с видом на долину Спарты с высоты птичьего полета от византийцев, захвативших замок в 1262 году. Мистра под византийским правлением превратилась в культурную столицу, застроенную потрясающими церквями. и монастыри с видом на долину, к восходу солнца над горами Парнон на востоке. Это был дом принцессы Изабеллы де Виллардуэн, чья жизнь позже стала источником вдохновения для романа греческого писателя Ангелоса Терзакиса 9.0027 Принцесса Изабо (1945), а также интеллектуалы и философы, такие как Гемист Плетон, которого многие называют «вторым Платоном». За последние два столетия до того, как Мистрас был захвачен османами в 1460 году, правила византийская династия, известная как Палеологи, их интересы в искусстве и культуре укрепляли живое сообщество Мистры, которое также было процветающим центром производства и торговли шелком, а также выращивание оливок, винограда и шелковицы.
Как пишет искусствовед Шэрон Герстел в предисловии к Просмотр Мореи: земля и люди в позднесредневековом Пелопоннесе (2013): «Чтобы снова посетить Мистру такой, какой она была, нужно услышать шорох шелковых одежд и прислушаться к болтовне ее интеллектуалов, которые когда-то населяли городские библиотеки. и двор». Монастырь Пантанасса (основан в 1428 г.), наполненный изысканными настенными росписями и украшенный смесью византийских и готических элементов, можно считать художественным шедевром того периода, его головокружительный вид на долина Евротас сегодня так же бесподобна, как и тогда.
Перенесемся на четыре века вперед. Лакония — земля дикой природы и руин под властью Османской империи. Долина Евротас — идеальный чистый холст, на который образованные европейцы, движимые желанием соприкоснуться с мифическим прошлым, могли спроецировать свои фантазии. В этот период пейзаж становится средоточием зарождения новых мифологий о Спарте, пропитанных романтической ностальгией и чему способствует тот факт, что разрушенные остатки города , а не оправдали свою легендарную репутацию. Рассказы европейских путешественников упиваются отсутствием прошлого, которого так отчаянно ищут.
В 1754 году Жюльен-Давид Ле Руа, французский архитектор и археолог, предпринял опасное путешествие в Грецию, которая тогда еще была провинцией Османской империи, чтобы задокументировать «руины самых красивых памятников Греции». Он писал: «Спарта, столь прославленная законами, установленными Ликургом, и мужеством ее жителей, теперь настолько разрушена, и в ней осталось так мало зданий, что мы не чувствуем необходимости писать историю ее прежнего состояния». захватил настроение большинства приехавших в Спарту: одновременно пораженных красотой природы и прискорбно разочарованных состоянием ее руин. В конце концов, именно горы Тайгет, река Еврот и плодородная долина оливковых и апельсиновых деревьев стали центром их описательного экстаза.
В книге Rambles and Studies in Greece (1876) ирландский классик Дж. П. Махаффи восхваляет долину Спарты как «самую богатую и плодородную на Пелопоннесе», ее «волнистые холмы и склоны, покрытые теперь виноградниками, апельсиновыми и лимонные сады и уютные усадьбы или деревни». Он восхваляет «блестящий зазубренный гребень Тайгета, сверкающий снегом на солнце» и в ярких подробностях описывает, как: равнина возвышалась к небу, ее черный и лиловый цвет постепенно превращался в малиновый, а холодный бело-голубой снег теплел в розовый. Было великое чувство мира и тишины, и все же обширное распространение звука.
Преклонение Махаффи перед горой, разворачивание дня через смену цветов на ее фасаде, момент тишины, который она вызывает, граничит с религиозным. Это пристальное внимание к природной красоте и подробное описание воздействия природы Спарты запечатлено также французским путешественником Эдмоном Абю (1828-85), который сосредоточился на пасторальных и идиллических аспектах долины:
Густая спутанная трава сформировалась повсюду ковры у подножия дубов и диких маслин; золотой ракитник и высокий вереск, высотой с кусты, переплелись в беспорядке с лентисками и земляничными деревьями — тысячами сильных ароматов, вырвавшихся из почвы, или выдыхаемых из листвы, или принесенных издалека ветром, смешавшихся, чтобы опьянить нас.![]()
Современная Спарта не существовала до 1834 года, когда указом короля Греции Отто фон Виттельсбаха на месте древнего города был основан новый город. Восстановление Спарты соответствовало желаниям жителей соседней деревни Мистрас. Они хотели связать новорожденный город с его легендарным прошлым, что особенно важно после обретения Грецией независимости от Османской империи и создания современного греческого государства. Это был первый раз с 13 века нашей эры, когда собственно город Спарта был заселен.
Сегодня Спарта остается скромным, но шумным городком Лаконии. Расположенная в пышной зеленой долине апельсиновых и оливковых деревьев, Спарта навсегда окружена трансцендентными горами Тайгет на западе и серебряным потоком Еврота на востоке. Прогуляйтесь по его улицам, как я это делал много раз, и вы увидите памятники старины среди новостроек. Главная улица, Константинос Палеологос, названная в честь Палеологов Мистры, ведет к общественному стадиону, где жители города собираются по вечерам, чтобы насладиться свежим воздухом.