25 лет назад завершилась реставрация храма
Подлинные элементы убранства и воссозданные детали, архивные документы и акварели – это и еще многое другое можно увидеть на выставке «Спас на Крови. Время возрождения», которая открылась в часовне собора. Она посвящена 25-летию окончания реставрационных работ
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»
25 лет назад совершилось событие, которого так долго ждал весь город – закончилась реставрация собора Воскресения Христова. Историки утверждают – ни одно событие не собирало так много людей на канале Грибоедова, как открытие Спаса на Крови.
Храм-памятник
Спас на Крови был возведен на месте смертельного ранения Александра II, того самого, что отменил в России крепостное право. О роли царя-реформатора напоминают манифест, медали, выпущенные к этому трагическому событию, и другие документы, представленные на выставке.
Уже на следующий день после трагедии Городская Дума обратилась с просьбой к Александру III установить на этом месте памятник или часовню.
Среди множества работ был выбран совместный проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). И 18 октября 1883 года состоялась торжественная закладка Спаса на Крови.
Судьба на волоске
Сегодня трудно представить, что в 1930-е годы храм признали монархическим памятником, не представляющим никакой историко-культурной ценности и, более того, нарушающим гармоничный ансамбль города. Его даже хотели снести.
Второй раз судьба собора повисла на волоске в 1941 году. Поскольку он был снят с учета как памятник, собор никак не защищали. Осколки повредили мраморную облицовку, кровлю и гранит. Один из снарядов даже застрял в своде центрального шатра. Но не взорвался и пролежал там до 1961 года.
Инженерные хитрости
Каким застали храм первые реставраторы, свидетельствуют фото. По сути, он находился в аварийном состоянии и требовал срочного лечения. Однако приступать к воссозданию убранства было нельзя. Сначала нужно было провести инженерные работы.
Сложность заключалась в том, что архитектор Парланд построил собор наполовину уходящим в русло канала Грибоедова. Он создал так называемый глиняный замок вокруг подвала, который не позволял воде проникать внутрь. Однако, когда в советское время прокладывали теплосети и углубляли русло, гидроизоляцию нарушили. Вода попала в подвал, и сырость начала свое разрушительное действие.
Поэтому, прежде чем приступить к восстановлению интерьера, занялись просушкой и восстановлением инженерных коммуникаций.
Гимн реставраторам
Специалисты вспоминают: кровельная черепица была разрушена почти на всех участках, цветная эмаль на куполах во многом утрачена, мозаика сильно повреждена. Мрамор и гранит покрыты трещинами, а в некоторых местах потеряны полностью.
«Долгой и кропотливой работы требовало практически все. Например, из четырех дубовых дверей с пластинами, на которых изображены инкрустированные серебром лики святых, реставратору Сергею Смирнову удалось воссоздать только одну», – рассказала начальник исследовательского отдела музея-памятника «Исаакиевский собор» Анна Голованова.
Реставратор Петр Щедрин занимался восстановлением окон собора. Он вспоминает, что, поскольку открыть их можно было только снаружи, реставраторы по веревкам забирались наверх и работали так с начала лета до поздней осени. Изрядно пришлось потрудиться и над воссозданием полов в центральном зале. Парланд создал 45 уникальных, неповторяющихся рисунков, использовал десятки сортов итальянского мрамора. Их образцы можно увидеть в выставочной витрине, а восхититься работой современных реставраторов – уже в самом соборе.
«В Спасе на Крови очень мало элементов заменено на новые. Например, из общей площади мозаик на северо-восточном пилоне было утрачено лишь несколько фрагментов мраморного поля. Все остальное – отреставрированные родные мозаики и камень. Максимально сохранилось и монументально-декоративное убранство», – констатирует Анна Голованова.
Беречь и воссоздавать
Храм-памятник был открыт для посетителей через 90 лет после освящения, 19 августа 1997 года. Первый этап реставрационных работ завершился, но работы по сохранению культурного наследия продолжаются.
Любой специалист знает, что строить заново гораздо проще, чем воссоздавать утраченное.
«Возрождать нужно так, чтобы все, что было задумано его создателями, вернуть в первоначальном виде. Для этого нужно вникнуть в почерк старых мастеров, а это непросто», – отмечает директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Мудров.
Он подчеркивает, что выставка рассказывает не столько об истории строительства Спаса на Крови и тех людях, которые его создавали, сколько о его возрождении и тех реставраторах, которым храм обязан своей новой жизнью.
«Все, что здесь собрано, звучит как гимн России, гимн тем людям, которые создавали и будут создавать величайшие памятники культуры. Главное – помнить об этом. Уметь не только создавать, но и беречь, реставрировать и воссоздавать эти памятники», – подчеркивает Юрий Мудров.
Фото: Спас на Крови/«Петербургский дневник»
Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург
Ещё одна вершина, очередной Питерский мегазачет 🙂
1.
Я и raskalov_vit давно присматривались к этому красивейшему сооружению. Думали как и когда. Потому, подождал, пока Москва в очередной раз приедет к Питер и мы штурмом возьмем Спас на Крови. Оказалось, что Москва приехала в лице 4-ёх человек: makzer , captain_balash ,r_wersh , и raskalov_vit .. зато лезли в большой веселой компании. 🙂
2. Вылезли мы в раннее утро, город еще окончательно не проснулся и был в тумане
Милицейские машины, люди, камеры — ничто нас не заметило на самом залазе. Буквально по зданию мы поднялись на самый верх и стали фотографировать. Честно говоря, я был в шоке от того, как и куда мы залезли, хотя, это был даже не шок, а по большей части восторг 🙂 Красивые виды, утренний туман и величие храма — еще одно незабываемое впечатление от моей поездки в Питер.
3. Светлело на глазах, следующие снимки уже будут теплее
Небольшой ликбез по храму
Собор Воскресения Христова на Крови, Храм Спаса на Крови — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен Царь-Освободитель — император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России. Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 6 августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящён. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.
4. Вид вниз, в сторону Михайловского сада
1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II. Уже 2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила наследника престола Александра Александровича (будущего императора Александра III) «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана. Сразу после убийства была создана комиссия по увековечиванию памяти Александра II, Было объявлено два последовательных конкурса на лучший проект храма. В списках номинантов были громкие имена, но проекты победителей обоих конкурсов не устроили Александра III. После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки, окончательно проект был утвержден только 1 мая 1887 года.
5. За крестом Конюшенная площадь и Конюшенный двор
Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди.
Но..
В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Петр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооруженного на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».
В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступает распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года протоиерей П. И. Лепорский пишет заявление, в котором возражает против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года Коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено 11 января 1920 года в 12:00.
Потом, в 1930 году храм приказом ВЦИКа закрывали.. несколько раз открывали.. :
23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.
6. Самый большой из 9-ти куполов
Архитектура храма:
В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас-на-Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.
Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI–XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
7. Облицовка храма
8.
9. raskalov_vit
Так же нам удалось зайти в самую высокую башенку, посмотреть что внутри и поглядеть из самых верхних окон.
10. Внутри башни наверх идет некое подобие винтовой лестницы. Люблю подобные кадры, только такое бы и снимал 🙂 Симметрия, геометричность
11. Чекаво пацанчики сидят на кортах и снимают башенку. Снимал со вспышекой, как настоящий профи
Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В.А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие художники, как В.М Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В.В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
12. Внутри очень красиво
Перейдем на виды с храма:
13. Башенки Казанского собора (надеюсь тут тоже скоро будет ссылка на отчёт с него) и Дома книги
14. Марсово поле
15. Исаакиевский собор в тумане
16. Петропавловская крепость в тумане
17. Александрийский столп
18. Суворовская площадь и Памятник Суворову на ней
19. captain_balash
20.
На этом основной отчет закончился, могу только рассказать, что на выходе, нас пытался принять ЧОП. Поймал Романа за ногу, когда тот перепрыгивал через забор. Совместными усилиями мы перетянули втроем Рому из лап ЧОПа, успокоив последнего, что мы фотографы и всё ок.
21. Принималово, by makzer
Текста получилось много, потому что мне стала интересна история храма. Надеюсь пост получился информативным и интересным. 🙂 Всех верующих хочу успокоить, что никаких заповедей на храме не нарушали, в дестрое и прилюбодеяниях никто замечен не был. От нашего пребывания остались только штатив Балаша и крышка от объектива Раскалова.
Следущим постом будет Мариинский дворец.
Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге via @fotostrasse
Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге – многоименный храм. Некоторые называют его Храмом Спаса-на-Крови, Храмом-на-Крови, Храмом Спаса-на-Крови и Храмом Воскресения Христова. В любом случае, это особенная церковь, так как она была построена там, где в марте 1881 года был смертельно ранен царь Александр II.
Спроектированный Альфредом Парландом в стиле русских церквей 17 века, он контрастирует с окружающими его зданиями в стиле барокко, классицизма и модернизма. У кого-то это не работает, но для меня это был еще один элемент того, насколько на самом деле интересен Санкт-Петербург.
Немного истории за храмом Спаса-на-Крови
Этот удивительный храм был построен на месте, где в марте 1881 года был убит царь Александр II. Придя к власти в 1855 году, Александр II инициировал ряд политические, судебные и городские реформы. Все это произошло после поражения России в Крымской войне против Британской империи, Франции и Османской империи, он знал, что нужно что-то изменить, и он привел это в действие. В 1861 году он освободил русских крепостных от их привязанностей к своим хозяевам и начал проводить некоторые военные реформы.
Он знал об опасностях, которым подвергал себя после того, как пережил серию покушений на свою жизнь, включая взрыв в Зимнем дворце и сход поезда с рельсов. Все закончилось в 1881 году, когда он не пережил взрыв бомбы в своей королевской карете, совершенный анархистской группой «Народная воля».
Сразу после его смерти его наследник Александр III заявил о намерении возвести церковь на месте, где умер его отец. В память об отце он построил бы традиционную русскую церковь, так как чувствовал, что Санкт-Петербург заражен западным влиянием.
Несколько проектов были отклонены, пока архимандрит Игнатий не передал работу Альфреду Парланду. Когда вы посещаете церковь, вы можете увидеть, что она черпала вдохновение из собора Василия Блаженного в Москве и Владимирского собора в Киеве. Строительство началось в 1883 году, а завершено оно было при Николае II в 1907 году.
Сколько было потрачено на строительство храма, точно не известно, но по подсчетам около 4,5 миллионов рублей, большая часть которых была предоставлена Императорской Семьей. при поддержке многих частных доноров.
После нападения, унесшего жизнь царя Александра II, на этом месте была возведена временная святыня, а также были разработаны планы постоянного мемориала . Поскольку храм Спаса-на-Крови находится на видном месте вдоль канала Грибоедова, канал пришлось сузить, так как храм должен был находиться именно на том месте, где произошло убийство.
Внутри церкви вы можете увидеть тщательно продуманную святыню, показывающую точное место смерти Александра. Украшенный топазом, лазуритом и другими полудрагоценными камнями, он сильно контрастирует с простым булыжником старой дороги, выложенным на полу храма.
В храме Спаса-на-Крови не совершались крещения, отпевания, венчания и другие традиционные богослужения. Александр III не планировал этого. Он построил эту церковь как памятник своему отцу. Поэтому единственными богослужениями, проводившимися там, были еженедельные панихиды и проповеднические чтения, привлекавшие большое количество людей.
Архитектура храма Спаса-на-Крови
Храм Спаса-на-Крови сильно отличается от других сооружений Санкт-Петербурга. Большая часть города была построена в стиле барокко или неоклассицизма, но эта церковь выглядит так, как выглядела средневековая Россия. Когда вы будете гулять по старой части города, ваш взгляд непременно привлечет это красивое здание.
Внутри храма Спаса-на-Крови вы увидите более 7000 квадратных метров мозаик, которые делают этот храм еще более особенным. Без сомнения, это была одна из самых красивых церквей, в которых мы когда-либо были. Интерьер был разработан некоторыми из самых известных русских художников того времени, такими как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров и Михаил Врубель. Может быть, из-за всего этого искусства затраты на строительство значительно превысили бюджет, но нам все равно, это красиво. От стен до потолка все внутри церкви покрыто сложной мозаикой. Это место, которое вы должны посетить, когда доберетесь до Санкт-Петербурга.
Что случилось с Церковью после русской революции 1917 года?
После русской революции храм Спаса-на-Крови был разграблен. С сильно поврежденным интерьером. Несмотря на то, что в 1923 году церковь стала официальным собором, она все еще подвергалась разграблению. Советское правительство даже закрыло церковь в 1932 году. После этого церковь превратилась в помойку. Дела церкви выглядели мрачно, и ходили даже слухи, что она будет снесена. Но позже все стало еще хуже.
В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда храм использовался как временный морг для погибших в боях и от голода. Как и большая часть Санкт-Петербурга, церковь сильно пострадала и, даже после длительной реставрации, внутри церкви до сих пор можно увидеть некоторые шрамы войны на стенах.
После войны церковь сначала использовалась как склад Малого оперного театра, а позже как склад для овощей. Вот почему некоторые называли эту церковь Спасом на Картошке . В те дни святыня была почти полностью разрушена.
Восстановление храма Спаса-на-Крови
20 июля 1970 года храм стал филиалом музея Исаакиевского собора, и его судьба начала меняться. Потребовалось 27 лет реставрации, чтобы дать отпор десятилетиям повреждениям и износу. Наконец, в августе 1997 года церковь снова открылась для публики, когда тысячи нетерпеливых посетителей наводнили церковь.
Снаружи начинаешь как сумасшедший фотографировать эту церковь. По крайней мере, это то, что мы сделали. Мы впервые увидели такое здание, и оно нам понравилось. Когда вы заходите внутрь, вы понимаете немного больше о том, почему так много людей посещают эту церковь каждый год.
Храм Спаса-на-Крови имеет выдающуюся и разнообразную коллекцию мозаичных икон. Несколько религиозных икон выполнены в традициях академической живописи, стиля модерн и византийской иконописи. Это захватывает дух.
Храм Спаса-на-Крови можно посетить ежедневно (кроме среды) с 10:30 до 18:00, в летние месяцы работает вечером . Вход стоит 250 рублей для взрослых и 50 рублей для детей. Вы можете сфотографировать все внутри, и церковь также доступна для инвалидных колясок.
Храм Спаса на Крови
Храм Спаса на Крови
2, Набережная Канала Грибоедова
Санкт-Петербург – Россия
Если вы решили поехать в Россию, вам следует отправиться с Timetravels! Это замечательное туристическое агентство, и они могут помочь вам со всем, что вам может понадобиться для идеального путешествия по России. Они организуют все виды туров, от студенческих туров до бюджетных туров и путешествий для взрослых! Свяжитесь с ними и упомяните, что их порекомендовала Фотоштрассе.
Если вам нравится то, что вы здесь читаете, вы должны присоединиться к нашему каналу Discord; , вы найдете место для открытых дискуссий по всем темам, о которых мы здесь говорим, и это свободное место, где вы можете поделиться своими вопросами, комментариями и предложениями.
Если вы не являетесь поклонником платформы, вы также можете присоединиться к нам в нашей группе Facebook или в наших Twitter и Instagram. Обычно мы публикуем все прекрасные изображения, которые мы видим и делаем там , вместе с собирая лучшие ссылки со всей всемирной паутины . Без шуток!
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать скидки в отелях и фототехнику, бесплатные подарки и многое другое.