Спаса на крови собор в питере: ГМП «Исаакиевский собор»

Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург

5.0

21 702 отзыва

Отлично

18 029

Очень хорошо

Неплохо

Ужасно

investigator64

Иваново, Россия30 177 публикаций

Храм Воскресения Христова на Крови: символ покаяния всего народа за деяние кучки авантюристов

авг. 2022 г.

Вот скажите, что можно написать об объекте, свои впечатления о котором на момент создания этого поста оставили 21 702 человека? Просто нацарапать: «Я здесь был. Здесь всё няшно»? По меньшей мере, кощунственно… Попытаться перекопипастить инфу умнышки-Википедии? Как-то пошловато… Рассказать за цены на входной билет и очереди? Согласитесь — примитивненько… Так что?
Этот вопрос «домокловым мечом» висел надо мной не одну неделю… С другой стороны, оставить сие творение рук человеческих «без внимания» я себе позволить не мог. Поэтому постараюсь, помимо собственных эмоций, донести до своих читателей то, что, наверняка, не является какой-то тайной, но не так широко известно.
В названии поста я не для красного слова употребил фразу «символ покаяния всего народа за деяние кучки авантюристов». Ведь на увековечивание в форме сакрала памяти человека деньги собирали всем миром!!! А это многое значит и дорогого стоит, in my humble opinion… Хотя, наверняка, достаточно было одного росчерка пера монаршией рукой, чтобы сделать ЭТО за счёт государственных средств.
Скажите, кто сейчас помнит имена парочки не совсем, судя по всему, психически здоровых квази-революционных маньяков Николая Рысакова и Игнатия Гриневицкого? Лишь достаточно узкий круг учёного «планктон» до ещё более узкий — любителей истории человекофобского хоррора a la Борис Савинков, Сёко Асахара, Тимоти Маквей, Патрик Маги etc. А вот имя человека, павшего от рук упомянутого выше первомартовца Гриневицкого & Cо, знают и помнят многие.
Ведь в историю России, да и всего мира, Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский Александр II вошёл не просто как «царь-Освободитель», а и как кормчий эпохи Великих реформ.
Искренне жаль, что слава и заслуженная оценка пришли к нему только после смерти… И так — 1 марта 1881 года, Санкт-Петербург, набережная Екатерининского канала… В два часа пополудни кровавое злодейство свершилось, и Россия лишилась своего выдающегося правителя.
В память об императоре на месте покушения буквально через полтора месяца по проекту Леонтия Бенуа, представителя художественной династии и архитектора периода эклектики, на деньги купца И.Ф. Громов была сооружена временная часовня, освящённая 17 апреля 1881 года. Дата освящения была выбрана не случайно: Александру II, останься он жив, в этот день исполнилось бы 63 года…
Часть булыжной мостовой и фрагмент кованой ограды набережной, на которых остались следы крови императора, были сохранены и стали элементами внутреннего убранства мини-сакрала (а, в последующем, и возведённого на этом месте сооружения культового сооружения). Одновременно с этим был объявлен конкурс на возведение храма в память об убиенной венценосной особе.
Достаточно глянуть на перечень архитекторов, стремившихся своим архитектурным гением внести свою лепту в увековечивание памяти Александра II, чтобы было понятно, сколь велико было уважение к его личности: А.Л. Гун, И.С. Богомолов, И. С. Китнер, Р.А. Гёдике, автор упомянутой выше часовни Л.Н. Бенуа, А.Л. Обер, Н.В. Султанов, А.И. Томишко, Р.П. Кузьмин, А.И. Резанов etc. При всём при этом монаршее (сына покойного — царя Александра III) одобрение получил проект, разработанный странным «тандемом»: малоизвестным по тем временам как архитектор и более известным как профессор Академии художеств с британско-немецкими корнями (соответственно по отцу и матери) Альфредом Парландом и, как ни странно это прозвучит, архимандритом Русской православной церкви, настоятелем Троице-Сергиевой пустыни Игнатием (Малышевым).
Возведение однопрестольного храма растянулось более чем на четверть века, и лишь 6 августа 1907 года собор был освящён во имя Воскресения Христова на Крови (хотя, в итоге, за ним закрепилось более известное «имя» — храм Спаса на Крови). Каждый второй собрат-турист, стОя у подножия сакрала, наверняка замечал в его облике черты собора Василия Блаженного, элементы русского и московского узорочья церквей Святой Живоначальной Троицы в Останкино и Никитниках, «штрихи» церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, архитектурные «намёки» церкви Иоанна Златоуста в Коровниках…
И, каждый по своему, вероятно, будет прав: лично мне думается, что авторы проекта храма Спаса на Крови не тупо скопипастили архитектурные идеи и элементы зодчих Бармы и Постника, крепостного архитектора Павла Потехина, безвестных гениев московского узорочья и ярославской школы сакрального зодчества, а, в итоге, реализовали в своём проекте все самые интересные наработки и опыт русского церквестроительства предыдущих веков.
Высота центрального шатра храма (с его «витым» сине-бело-зеленым куполом) — 81 метр. И сия цифирь соответствует году гибели императора. Второй — самый большой, золоченый купол сакрала вздымается на высоту 63 метра — именно столько исполнилось бы венценосному в год гибели. .. Случайное совпадение? Архитектурная конспирология? Думаю, что каждый из нас сделает вывод самостоятельно…
Кстати, немногие трэвэломаны знают, что в едином стиле с Храмом Спаса на крови по проекту уже упоминавшегося господина Парланда были возведены ограда Михайловского сада со стороны канала Грибоедова, часовня-ризница и жилой флигель при храме. О питерском храме Воскресения Христова на Крови можно писать до бесконечности. Поэтому просто посмотрите мои фото. А ещё лучше — рваните в Питер, на Набережную канала Грибоедова… Рекомендую настоятельно!!!

Опубликовано 11 ноября 2022 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Valentin47

Мурманск, Россия15 654 публикации

MUST SEE

сент. 2022 г.

Место, конечно же, обязательное для посещения. И не столько в связи с историческими событиями, в связи с которыми появился этот Храм. И не в связи с его архитектурой, отсылающей к Храму Василия Блаженного в Москве. А исключительно с его мозаичными интерьерами. Такое количество мозаичных панно, укрывших интерьеры Храма сверху донизу, не оставив ни одного не оформленного ими сантиметра поверхностей, Вы на встретите больше нигде (по крайней мере в России).

Опубликовано 7 ноября 2022 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Kate L

2 публикации

Выходные по Балтийски!

окт. 2022 г.

Боооже какие мозаики!
Это стопроцентов каждому к посещению!
Советуем брать не аудиогида, а гида живого, столько интересного!!! столько фактов!

Опубликовано 25 октября 2022 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Инна П

11 публикаций

Красиво!!!

окт. 2022 г.

Были в октябре 2022 года, величие восхищает, хочется посмотреть буквально все, нам очень понравилось, обязательно еще приедем. рекомендуем к посещению.

Опубликовано 19 октября 2022 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Галина К

6 публикаций

Обязательно посетить

окт. 2022 г.

Билет можно купить в кассе, очереди нет. В стоимость входит и экскурсия (по желанию). При входе предлагают подождать пока соберется несколько желающих. Минуты через 3 подошла экскурсовод. Продолжительность экскурсии минут 20. Послушать интересно и необходимо.

Опубликовано 18 октября 2022 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


татьяна А

2 публикации

Один из символов Санкт-Петербурга

окт. 2022 г. • С друзьями

Это уникальный храм — памятник… Память об императоре и той трагедии, которая случилась на этом месте… Необыкновенной красоты храм внутри, мозаика наполняет его стены, высокохудожественные образы Спасителя и святых, уникальный алтарь и сень на месте трагедии… Но и то, что в куполе храма со времён войны оставалась неразорвавшаяся бомба в груди Спасителя…. Храм этот — один из символов Санкт-Петербурга.

Опубликовано 17 октября 2022 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Аврора

Лос-Анджелес, Калифорния6 публикаций

Красота.

сент. 2022 г. • С друзьями

Люблю Санкт-Петербург с его каналами, домами , храмами, особенно золотой осенью. Спас на Крови — один из самых удивительных храмов, очень красивый!

Опубликовано 1 октября 2022 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Мария К

6 публикаций

Нереально

сент. 2022 г. • Для двоих

Безумно красиво, проводят экскурсию, очень впечатлилась.
Мозаика, все как восстановили внутри просто нереально кропотливая работа, огромное уважение мастерам и смотрителям музея.

Опубликовано 25 сентября 2022 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Юрий Л

4 публикации

Волшебно!

июнь 2022 г.

На мой взгляд это самый красивый храм в Петербурге. Снаружи — просто игрушка. Внутри — очень богато и в то же время изящно. Посещение его вызывает какой-то особенный трепет, учитывая историю это сооружения.

Опубликовано 23 сентября 2022 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Ирина П

3 публикации

великолепный Питер

авг. 2022 г.

Местонахождение в центре, от метро пешком минут 10. Обязательно возьмите экскурсию, оно того стоит, очень интересна история самого храма, так же посмотреть внутри.

Опубликовано 22 сентября 2022 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Показаны результаты 1–10 из 10 838

Храм Воскресения Христова («Спас на Крови»)

  

Псевдорусский стиль также называют «неорусским» или «русско-византийским», что объясняется использованием в нем архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества. Идя по пути эклектизма, он начал выделяться некоторыми особенностями, например, пристрастием к богатой и дробной декорации, которая воспроизводила мотивы русского зодчества XVI и XVII веков. Кроме того, велись разработки приемов по формированию пространства, основанные на использовании принципа свободной планировки.

Конкурсный проект А.Томишко
храма на месте ранения
императора Александра II.
1882. ЦГАНТД СПб

Конкурсный проект Л.Н.Бенуа
храма на месте ранения
императора Александра II.
1882. ЦГАНТД СПб

Конкурсный проект
С.Китнера и А.Гуна
храма на месте ранения
императора Александра II.
1882. ЦГАНТД СПб

Конкурсный проект В.А.Шретера
храма на месте ранения
императора Александра II.
1882. ЦГАНТД СПб

Проект архитектора А.А.Парланда
храма Воскресения Христова
(Спаса на Крови)
на Екатерининском канале.
Дата неизвестна. ЦГИА СПб

                       

Прошение архитектора храма Воскресения Христова А.А.Парланда
в Санкт-Петербургскую Городскую Управу о дозволении постройки мастерской по изготовлению смальты для украшения храма.
1897. ЦГИА СПб

Письмо АО «К.Зигель» архитектору
храма Воскресения Христа
А.А.Парланду о производстве

строительных работ.
1906. ЦГИА СПб

Вид на строящийся храм
Воскресения Христова
(Спас на Крови).
Автор съемки неизвестен.
[Не ранее 1907].
ЦГАКФФД СПб

Собор Воскресения Христова
(Спас на Крови)

наб. канала Грибоедова, д. 2

1883-1907 гг. — арх. Альфред Александрович Парланд

Храм Воскресения Христова сооружен на месте покушения на императора Александра II (1 марта 1881 года). В конкурсе на проект храма-памятника 1882 года принимали участие Н.Л.Бенуа и его сыновья Л.Н.Бенуа и А.Н.Бенуа (проект Н.Л.Бенуа получил в 1-м туре вторую премию). Победителем стал проект А.А.Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Собор строился в течение 4 лет — приходилось вести сложные работы по укреплению грунта и сооружению фундамента на бетонной подушке. В Генуе были изготовлены из разноцветного мрамора пол и иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Мозаичные иконы были выполнены по эскизам М.В.Нестерова и В.М.Васнецова.

Торжественное освящение храма состоялось 19 августа 1907 года. В его интерьер было включено место смертельного ранения императора с фрагментом залитой кровью мостовой.

Современный вид храма
Воскресения Христова (Спас на Крови)

Парланд Альфред Александрович (1842-1919) — русский архитектор, академик архитектуры. Кроме храма Воскресения Христова (Спас на Крови) А.Парландом был построен особняк Н.Г.Глушаковой (ул. Куйбышева, д.25), перестраивалось здание Знаменской церкви в Петергофе. Также им возводились церкви во многих других городах и губерниях России.

На главную О проекте Участники проекта Архитектура Будапешта


Copyright © Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2017.
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Храм Спаса-на-Крови, Санкт-Петербург, Россия

История Храма-на-Крови

  • Царь Александр II, известный как «Царь-Освободитель», был убит революционерами-нигилистами 1 st марта 1881. Его преемник, Александр III, решил построить церковь на месте, где он был разбомблен
  • г.
  • Новый царь избрал для новой церкви необычный архитектурный стиль. Это была эволюция «русского стиля», вдохновленная средневековой русской архитектурой, разительный контраст с окружающими зданиями Санкт-Петербурга
  • В советское время церковь была практически повреждена и не подлежала ремонту, а в ее потолке почти 20 лет застрял снаряд. Однако директор Исаакиевского собора организовал его реставрацию и превращение в музей

Императорская Россия

Собор в 1917 году. Фото О. Уайтмана

Царь Александр II был известен как «Царь-освободитель». В отличие от своего самодержавного отца Николая I, он стремился преобразовать Россию путем широкомасштабных реформ, включая отмену крепостного права. К сожалению, не все согласились с его видением. Многие революционные организации возникли во время правления царя, одной из самых яростных была 9-я0019 Народная Воля (Народная Воля).

19006-го марта 1881 года Александр, как и каждое воскресенье, возвращался в Зимний дворец после смотра военной переклички. Александр ехал вдоль Екатерининского канала со своей охраной и полицией, когда молодой революционер бросил в его окружение бомбу. Несмотря на бойню, царь не пострадал и вышел из кареты, чтобы посмотреть, что происходит. В этот момент второй революционер бросил бомбу, которая упала к ногам Александра. Он взорвался, окутав снежную сцену густым дымом.

Царя срочно доставили в Зимний дворец, где его семья столпилась вокруг него во время последнего обряда. Однако ничего нельзя было сделать. Нижняя половина тела Александра была снесена ударом, и вскоре он истек кровью.

Знаете ли вы? К моменту своей смерти Александр II сделал первые шаги к созданию конституции России. Менее чем за 2 дня до того, как он планировал объявить о своих реформах, он был убит, а его преемник, его сын Александр III, вместо этого предпочел проводить реакционную и репрессивную политику. Кто знает, пошла ли бы русская история по тому же пути, если бы реформы Александра II были осуществлены.

На следующий день Александр III решил построить церковь на том месте, где был смертельно ранен его отец. В день рождения павшего царя возвели временную деревянную часовню, ограждая окровавленную мостовую и сломанную ограду, и объявили конкурс на проект церкви.

Освящение Спаса-на-Крови, 1907 г., автор неизвестен

Большинство представленных проектов соответствовало классической европейской архитектуре Санкт-Петербурга, но Александр III считал, что только храм в русском стиле может воплотить национальный дух, объединяющий страну, царя и религию. Выбранный им дизайн представлял собой позднюю эволюцию архитектуры «русского стиля», вдохновленную средневековыми русскими церквями, и должен был резко контрастировать с неоклассическими зданиями, заполняющими улицы Северной столицы.

Строительство Храма на Крови велось с 1883 по 1907 год, а первый камень заложил сам Александр III. Были применены новейшие методы строительства: закладка бетонного фундамента вместо стволов деревьев, установка молниеотводов и электрического освещения — храм освещали 1689 электрических лампочек! Также был объявлен конкурс по поиску мастеров для проектирования и исполнения интерьера.

Знаете ли вы? Согласно местной легенде, в церкви бродит призрак одного из революционеров. Софья Перовская, чей взмах платком подал сигнал заговорщикам к действию, была повешена в апреле 1881 года. Говорят, что она ходит по церкви с белым платком в руке.


Советская Россия и не только

Революция разразилась всего через 10 лет после завершения строительства Храма-на-Крови. Церковь вскоре лишилась финансирования, ее ценности были разграблены, а ее сотрудники арестованы. В октябре 1930 года ЦИК распорядился о закрытии храма. Невероятно, но церковь была объявлена ​​не представляющей исторической или художественной ценности. Его снос был плановым, прерванным лишь тогда, когда были призваны специалисты по сносу после нацистского вторжения в Россию летом 19 г.41.

Знаете ли вы? Артиллерийский снаряд во время войны попал в главный купол храма и оставался в потолке почти 20 лет, пока его не вытащил отважный сапер Виктор Демидов!

Храм-на-Крови окончательно получил государственную охрану в 1968 г., а в 1970 г. директор Исаакиевского собора-музея Г.П. Бутиков убедил городское начальство и чиновников Министерства культуры в том, что церковь имеет значительную историческую и художественную ценность. Он также просил сделать церковь филиалом своего музея и провести реставрацию.

Знаете ли вы? Помимо всего прочего, Храм-на-Крови использовался как морг во время блокады Ленинграда, хранилище декораций Малого оперного театра и даже овощехранилище, за что получил шутливое название «Спас на картошке».

Здание стояло с выбитыми окнами, зияющими дырами в крыше и куполах, разбитыми мозаиками — настолько ветхое состояние, что для проведения ремонта научным сотрудникам приходилось изучать архивные материалы в нескольких городах. Реставрация началась в 1980, а Храм-на-Крови, наконец, открыл свои двери как музей в августе 1997 года, спустя 90 лет после своего первоначального освящения.

Знаете ли вы? Ходили слухи, что Советский Союз будет существовать только до тех пор, пока вокруг Храма-на-Крови будут стоять строительные леса. Леса сняли в августе 1991 года, незадолго до распада СССР. Интересно, что похожая легенда существует и в Исаакиевском соборе.


Что можно увидеть сегодня в Храме-на-Крови?

  • Внешний вид: Великолепное сочетание декоративных элементов, воспевающих наследие Российской империи, с мозаичными гербами городов и губерний России, красивой резьбой по камню и куполами, украшенными золотом и ювелирной эмалью
  • Интерьер: Полностью украшенный мозаикой от пола до потолка, интерьер церкви представляет собой крупнейшую в мире коллекцию мозаики. Навес из редких и драгоценных камней защищает место, где бомбили Александра II

Внешний вид

Фото anvel из Pixabay

Внешний вид церкви включает слои декоративных элементов в один уникальный проект, посвященный наследию России. Каждый дюйм покрыт глазурованными изразцами, орнаментальными карнизами и наличниками, резными арками и колоннами, полукруглыми кокошниками с разноцветными мозаиками. Гравюры на 20 гранитных плитах рассказывают о важнейших событиях царствования Александра.

Великолепная колокольня покрыта 134 мозаиками, представляющими гербы городов и губерний России, пожертвовавших на строительство храма. Почетное место на колокольне занимает икона святого Александра Невского, именем которого назван павший царь. Прямо под позолоченной звонницей находится место, где был ранен Александр II. Пять других куполов покрыты 1000 квадратных метров ювелирной эмали синего, зеленого, белого и желтого цветов, расположенной в различных узорах. Самый высокий купол достигает высоты 81 метр!


Интерьер

Изображение Peter H из Pixabay

При входе в собор вы сразу же поражаетесь цвету со всех сторон. Киоты вокруг комнаты сделаны из порфира, яшмы и кварца, пол состоит из 10 видов цветного мрамора, сложенных в 45 геометрических узоров, а каждая стена поддерживается змеиным серпентинитом или переливающимся лабрадором. Иконостас выполнен из мрамора теплых тонов и блестящего серебра, инкрустирован мозаичными иконами и драгоценными камнями.

Стена мозаики покрывает каждый сантиметр интерьера собора, мастерски созданная мастерской мастера Владимира Фролова. На картине изображены религиозные повествования и фигуры, а также природные мотивы. Это был первый случай, когда мозаика стала основным декоративным приемом русской церкви. Разработанные для просмотра на расстоянии и использующие невероятно богатый набор оттенков, некоторые мозаики поразительно реалистичны и точно передают свет, цвет и эмоции изображаемых сцен.

Знаете ли вы? В Храме-на-Крови 7500 квадратных метров мозаики. Это самая большая коллекция мозаики в мире.

Навес из яшмы, родонита, топаза и лазурита защищает то место, где упал Александр. Внутри навеса оригинальные булыжники и тротуар места убийства. Хотя сам навес мрачный и темный, мозаика, окружающая его, оформлена золотым фоном, который светится в свете, льющемся из окон.


Что находится поблизости?

  • Невский проспект: главная улица Санкт-Петербурга, окруженная красивыми зданиями и идеально подходящая для прогулок, покупок и прогулок
  • Русский музей: крупнейшее в мире собрание произведений русского искусства, расположенное в бывшем дворце.
  • Михайловский сад: Исторический пейзажный сад, граничащий с Храмом-на-Крови, Русским музеем и рекой Мойкой.
  • Дворцовая площадь: главная площадь Санкт-Петербурга, где расположены Эрмитаж и Главный штаб.