Спасо-Преображенский собор, Переславль-Залесский — описание и фотографии
Строительство Спасо-Преображенского собора началось при Юрии Долгоруком в 1152 г. Одновременно с ним князь Юрий заложил церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Георгия в Юрьеве-Польском и Георгия на княжеском дворе во Владимире. Из четырех храмов до нас частично дошла церковь Бориса и Глеба; Спасо-Преображенский собор — единственная из четырех построек, дошедших до нашего времени почти полностью.
Возведение храма, незаконченное при Юрии, было завершено Андреем Боголюбским (1157–1160). Вероятно, что ко второму периоду строительства относится часть стен выше линии отлива, своды и глава (их кладка, в которой чередуются белокаменные квадры и постелистые (т.е. плоские) блоки).
В действительности храм, который в литературе стало принято называть собором, был дворцовой церковью при деревянных княжеских хоромах, располагавшихся в северной части Кремля. В западном прясле северного фасада сохранилась заложенная дверь, ведшая из дворца на хоры по деревянному переходу.
Архитектура церкви лаконична и монументальна. Ее пропорции несколько тяжелы и приземисты. Приземистость пропорций усиливаются заглублением цоколя, вросшего в землю, и поздним луковичным завершением широкого барабана. Впечатление от несколько тяжеловатых объемов, создающее при рассмотрении извне, контрастирует с эмоциональным строем интерьера, обладающего гармонично спокойным, широким и светлым пространством. Интерьер церкви также прост, как и его фасады: столбы с небольшими закрестиями поддерживают крупный купол с восемью окнами. Единственное украшение внутреннего пространства — простые карнизы в импостах столбов. Первоначальная выстилка пола состояла из зеленых и желтых майоликовых плиток. Нижние части столбов имели трапециевидные очертания.
На уровне хор по фасадам проходит скошенный уступ (отлив), над которым стены становятся тоньше. Цоколь также завершался отливом. Апсиды церкви украшает карниз с аркатурой на консолях, характерной для романской архитектуры; в карниз включен резной пояс тонкого рисунка. Барабан главы венчает карниз с «городчатым» поясом, характерным для построек времени Андрея Боголюбского. Порталы имеют простые уступчатые обрамления.
На стенах апсид сохранились многочисленные граффити крестов, которые, вероятно, были связаны с погребениями вокруг церкви. Внутри нее, в юго-западном углу, были похоронены переславские князья Дмитрий Александрович (1294) и его сын Иван Димитриевич (1302)
Перестройки, изменения, реставрация:
1403 — обновление
1442 — капитальный ремонт (на это указывают граффити в апсиде)
1626 — ремонт
1848 — четырехскатное покрытие
1891–94 — реставрация. Новая облицовка фасадов, нижние части внутренней поверхности стен, мраморный иконостас, новая роспись.
Живопись:
Собор расписан в 1157 г. От живописи сохранился фрагмент, находившийся на сводах под галереей, с изображением апостолов из сцены Страшного суда (хранится в ГИМ). В апсиде сохранился фрагмент декоративных «полотенец», с процарапанным по сырой штукатурке изображением фигуры молящегося перед крестом человека. Нижние части столов под хорами были расписаны под мрамор.
Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский)
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском – один из самых древних храмов северо-восточной Руси, возведённый в камне одновременно с первыми деревянными постройками города в середине XII столетия и ставший его главным композиционным элементом. Устоявший во время монгольского нашествия, польско-литовской интервенции и бурных перипетий XX века, в наши дни собор является филиалом Переславского музея-заповедника и имеет статус объекта культурного наследия РФ.
Жемчужина земли переславскойВ первой половине XII столетия, когда со смертью Владимира Мономаха начался распад Древнерусского государства и образование удельных княжеств, один из сыновей Мономаха – ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий – решил основать в Залесье новый город, присвоив ему статус будущей столицы северо-восточной Руси.
Выросший на болотистой равнине город князь оградил высоким валом с деревянными стенами, за которыми надёжно укрылись от неприятеля княжеский двор с хозяйственными постройками и единственный в Переславле белокаменный храм в честь Спаса Преображения – главная святыня княжества.
Об исключительном значении Спасо-Преображенского храма для Переславского княжества свидетельствует тот факт, что в хрониках от 1152 года на его строительстве, как и на основании самого города, акцентировано особое внимание древнего летописца.
Увидеть храм в завершённом виде, по данным, содержащимся в одних летописях, Юрий Долгорукий не успел, скончавшись в мае 1157 года, и завершал строительство его сын – Андрей Боголюбский. Согласно другим летописным документам, возведение и украшение соборного храма было завершено ещё при жизни основателя Переславля. Несмотря на некоторую путаницу в этом вопросе, все летописи единодушно указывают, что в 1157 году строительство храма было завершено и в нём, богато украшенном иконами, церковной утварью, росписями и предназначенном для посещений узкого круга людей (князя, его приближённых и дружины) совершались богослужения.
Интересно, что возвели собор не в центре тогдашнего Переславского кремля, а в его северной части, вблизи крепостного вала у проездной Спасской башни (не сохранилась). В этой наиболее укреплённой части были выстроены и деревянные княжеские палаты, с которыми храм на уровне хоров соединялся крытым переходом. Бывшая, по сути, домовой княжеской церковью, статус собора она получила благодаря тому, что именно в ней совершали богослужения ростовские архиереи.
Судьба Спасо-Преображенского собора тесно переплелась с судьбами многих правителей тогдашней удельной Руси и её историей. Так, в переславском храме в своё время приняли святое крещение князья Ярослав Всеволодович (сын Всеволода Большое Гнездо), его сын Александр Невский и Юрий Дмитриевич (сын Дмитрия Донского), был рукоположен во священники один из самых почитаемых Церковью святых Сергий Радонежский. Не забывали соборный храм Переславля и московские князья – Даниил Александрович (сын Александра Невского), Иван III Васильевич и Иван Грозный, после присоединения Переславского княжества к Московскому часто посещавшие новую вотчину и присутствовавшие на богослужениях в соборе. В XIII–XIV веках в храме была устроена княжеская усыпальница, а два захоронения в резных саркофагах – переславских удельных князей Дмитрия Александровича и его сына Ивана Дмитриевича – сохранились до наших дней.
Спасо-Преображенский храм на протяжении своей истории всегда разделял судьбу города – в Ордынский период и времена польско-литовской интервенции он был неоднократно разграблен, в годы гонений на Церковь – закрыт, но разрушить мощные каменные стены не смогли ни захватчики, ни время.
Одна из страниц в истории храма связана с петровским временем, когда в конце XVII столетия молодой царь Пётр на Переславском (Плещеевом) озере несколько лет строил «потешный» флот – прообраз будущей могучей российской флотилии – и часто не только посещал Спасо-Преображенский собор, но и, как гласят предания, даже пел на клиросе.
Судьба собора в XVIII–XXI веках
С учреждением в 1744 году Переславской епархии статус кафедрального храма получил Успенский собор упразднённого переславского Успенского Горицкого монастыря и Спасо-Преображенский храм стал обычной городской приходской церковью, в причте которой состояли священник, диакон, дьячок и пономарь. А уже в 1778 году, согласно «писцовым книгам», причт храма состоял из протоиерея, двух священников, диакона и трёх псаломщиков, прихожанами были 124 горожанина мужского и женского пола, в собственности собора находились пахотные и покосные земли и две водяные мельницы.
В XIX столетии старинный храм в очередной раз отреставрировали (предыдущие ремонтно-реставрационные работы проводились в XV и XVII веках), но после Октябрьской революции 1917 года собор закрыли и спустя время передали в ведение Переславского музея-заповедника. В храме разместились музейные экспозиции.
Во второй половине минувшего века здание храма вновь капитально отреставрировали, взяли на государственный учёт как памятник архитектуры XII столетия и сейчас Спасо-Преображенский собор является филиалом музея, но три раза в год – в храмовый праздник Преображения Господня (19 августа) и в дни памяти святого князя Александра Невского (12 июня и 12 сентября) – в храме совершаются богослужения.
Рядом с соборным храмом в 1958 году на мраморном постаменте торжественно установили бюст Александра Невского в шлеме и кольчуге, выполненный скульптором С. М. Орловым.
Архитектура, внутреннее убранство и святыни собора
Небольшой крестовокупольный одноглавый четырёхстолпный храм с тремя апсидами, увенчанный луковичной главой на массивном световом барабане – самый древний храм северо-восточной Руси, сохранившийся до наших дней практически без изменений и являющийся одним из самых ранних образцов владимиро-суздальской школы зодчества.
На глубоком (1,2 метра) фундаменте, выложенном из крупных, скреплённых известковым раствором булыжников, неизвестные мастера возвели выполненные в полубутовой технике толстые (от 1 до 1,3 метров) двухслойные стены из известняковых плит, пространство между слоями которых засыпано строительными отходами и залито известковым раствором, и увенчали строение массивным барабаном с узкими окнами-бойницами и изначально шлемовидной главой.
Внешний декор Спасо-Преображенского собора довольно строг и представлен только лопатками, разделившими его фасады на три части и завершёнными ложными закомарами, фризом и поребриком на барабане, аркатурным поясом, резным полуовалом и поребриком в верхней части апсид и узкими окнами-бойницами.
Внутреннее пространство храма резко контрастирует с его внешним объёмом. Достаточно приземистое снаружи, внутри здание довольно просторное и высокое за счёт поддерживающих своды четырёх крестообразных столбов и отсутствия всяческих перегородок.
Об убранстве собора в первые годы его существования сведений почти не сохранилось, но известно, что стены были расписаны фресковыми композициями, две из которых – «Богоматерь на престоле» и «Страшный суд» (II половина XII века) – были обнаружены во время реставрационных работ в 1862 году, сняты в 1893–1894 годах и упакованы для хранения. К сожалению, Императорской Археологической комиссией в 1895 году уникальные фрески собора были признаны не заслуживающими сохранения, поэтому об их дальнейшей судьбе ничего не известно, вполне вероятно, что их попросту выбросили. Единственный фрагмент, который чудом сохранился – фреска с поясным изображением апостола Симона Кананита – в наши дни хранится в Государственном Историческом музее Москвы.
Помимо живописных фресок украшением интерьера храма являлись майоликовые плитки белого цвета с голубым орнаментом на хорах и зелёные, жёлтые и коричневые плитки, узором выложенные на полу собора.
Иконы в окладах из драгоценных камней, резная серебряная и золотая богослужебная утварь, рукописные церковные книги, шитые золотом пелены и покровы – все эти ценнейшие произведения древнерусского церковного искусства со временем были утрачены. До наших дней сохранилась лишь малая их часть – серебряный потир (XII век), подаренный храму, согласно легенде, самим Юрием Долгоруким (в настоящее время хранится в Оружейной палате Московского Кремля), икона «Преображение Господне» (XV век), как считается, написанная Феофаном Греком (сейчас – экспонат Третьяковской галереи). Другие уцелевшие экспонаты – ковш, серебряная звездица и деревянная дарохранительница (XVII–XVIII век) пополнили экспозиции Переславского музея.
В конце XIX века, когда здание храма в очередной раз ремонтировали, его позакомарное покрытие заменили четырёхскатной кровлей, а вместо старого деревянного иконостаса устроили мраморный, выполненный в византийском стиле, установив на него иконы Спасителя, Божьей Матери, Николая Чудотворца, апостолов и евангелистов и праздничные иконы, а стены, освобождённые от древних фресок, украсили масляной живописью.
В годы советской власти из храма были вывезены все иконы и ценности, но переданное в ведение Переславского музея здание удалось сохранить и отремонтировать. Интересно, что в ходе реставрационных работ, когда со стен снимали масляную роспись, обнаружились древние граффити, датируемые XII столетием, среди которых, наряду с множеством нацарапанных крестов (своеобразных просьб об отпущении грехов), есть сообщение об убийстве Андрея Боголюбского и даже написаны имена его убийц.
Информация для посетителей
- Спасо-Преображенский собор находится по адресу: г. Переславль-Залесский, Красная площадь, 1а.
- Время работы – с 10.00 до 18.00 часов ежедневно, кроме понедельника, с 1 мая по 1 октября. В зимний период храм закрыт.
где были похоронены наследники Александра Невского
Специалисты Института археологии РАН установили точное место погребения двух последних князей Переславль-Залесского княжества – князей Дмитрия Александровича и Ивана Дмитриевича, сына и внука Александра Невского. Данные, полученные в ходе раскопок 2020 года, а также повторное изучение материалов археологических исследований создают новое представление о княжеском некрополе Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского и могут послужить материалом для обозначения в полу храма мест погребения переславских князей.
фото 1.jpg
Фрагмент резьбы белокаменного саркофага князя Ивана Дмитриевича, внука Александра Невского
«Мы только сейчас смогли понять, где действительно были погребены оба потомка Александра Невского. Два княжеских саркофага находились на одной линии в южной части собора: отец был погребен в восточном углу, в боковой части алтаря, а сын – в западной части, тоже престижной и важной южной части храма», – сказал руководитель Архитектурно-археологического отряда ИА РАН, член-корреспондент РАН Владимир Седов.
Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского, один из древнейших белокаменных храмов домонгольской Руси, дошел до нашего времени после ряда перестроек и реставраций. Собор, строительство которого началось в 1152 году при Юрии Долгоруком, обновлялся в 1403 году при князе Василии I, капитально ремонтировался в 1442 году при Василии Темном, получил белокаменные полы в 1626 году и четырехскатное покрытие в 1848 году. Но самой значительной реставрации собор подвергся в 1891-1894 годах: именно тогда со стен были сняты древние фрески и поставлен мраморный иконостас.
фото 2.jpg
Спасо-Преображенский собор в Переславле. Вид с юго-востока
По документам XIX века известно, что до реставрации 1891 года вдоль южной части храма находилось три кирпичных надгробия: одно в юго-восточном углу и два – в западной части под хорами. Надписи на надгробьях указывали, что в юго-восточном углу похоронен князь Дмитрий, сын Александра Невского, а в юго-западном углу находились могилы сына и наследника Дмитрия, князя Ивана Дмитриевича, и неизвестное детское погребение. Но после реставрации старые надгробные плиты были сломаны. Надгробье в юго-восточному углу не было восстановлено, а под хорами были поставлены два надгробных памятника с именами Дмитрия Александровича и Ивана Дмитриевича – последних князей Переславского княжества.
В 1939 году археологическая экспедиция ГАИМК под руководством Николая Воронина исследовала юго-западную часть собора. Археологи вскрыли пространство под надгробьями и обнаружили, что под плитой с надписью об упокоении князя Дмитрия Александровича никто не похоронен. Под надгробным памятником с именем князя Ивана Дмитриевича были раскрыты сильно разрушенные предыдущими перестройками и реконструкцией 1891 года дубовый гроб и белокаменная гробница, покрытая обломками поздних могильных плит XVI-XVII веков. Было высказано предположение, что и сын, и внук князя Александра были погребены в этом месте, причем сын – в деревянном гробу, а внук – в каменном саркофаге, и этой гипотезы ученые придерживались до сегодняшнего дня.
фото 3.jpg
Миниатюра из Лицевого летописного свода Ивана Грозного: свадьба князя Ивана Дмитриевича
В 2014 и 2020 годах археологи ИА РАН провели раскопки внутри Спасо-Преображенского собора. Результаты этих работ еще обрабатываются, но уже ясно, что одной из наиболее важных находок стали саркофаги переславских князей.
В юго-восточном углу храма археологи обнаружили части белокаменного саркофага, вырубленного из цельного куска камня и сохранившего части крышки. Именно здесь, согласно источникам XIX века, находилось погребение переславского князя Дмитрия Александровича. Второй сын князя Александра Невского, известный своими воинскими подвигами, среди которых – битва под Раковором, правил Переславлем с 1263 по 1294 год. В 1274 году он стал великим князем Владимирским, неоднократно претендовал на княжение в Великом Новгороде, но погребен был в главном храме своего удельного княжества. Каменный гроб князя, сохранившийся частично, но на своем месте, является важной реликвией удельного периода.
Особенности конструкции саркофага показывают, что в XIII веке продолжались традиции домонгольской Владимиро-Суздальской Руси. Этот саркофаг похож и на подобную белокаменную гробницу, которая находилась в юго-западной части собора и была сделана для погребения внука князя Александра Невского, переславского князя Ивана Дмитриевича, правившего с 1294 по 1302 год. После смерти князя Ивана Переславль перешел к младшему сыну Александра Невского, первому московскому князю Даниилу Александровичу, который присоединил Переславль к княжеству Московскому. С этого момента Переславль прекратил свое существование как удельный княжеский город.
Еще один саркофаг второй половины XV – начала XVI века из белого камня археологи обнаружили в северной части храма. На сегодняшний день неизвестно, для кого он был изготовлен. Дальнейшие исследования, в том числе антропологические, возможно, смогут дать ответ на этот вопрос.
фото 5.jpg
Фрагменты белокаменного саркофага погребения князя Дмитрия Александровича
«Этот каменный гроб, возможно, был последним пристанищем одного из воевод Переславля уже московского периода. Находка антропоморфного цельнокаменного саркофага и погребения в нем позволит получить новые данные об истории некрополя собора, где погребались в основном князья Переславля», – отметил Владимир Седов.
Источник: Пресс-служба Института археологии РАН
Вам может быть интересно
Спасо-Преображенский собор Переславль — Красная площадь
Спасо-Преображенский собор был заложен основателем города Юрием Долгоруким и считается одним из самых древних строений не только Переславля Залесского, но и всей Восточно-Европейской России. Строительство храма началось в 1152 году одновременно со строительством земляных валов Переславского кремля и завершилось через пять лет, в 1157 году. Одним из самых красивых памятников архитектуры XII века считается церковь Покрова на Нерли, о которой мы уже писали ранее, но Спасо-Преображенский собор в Переславле Залесском нисколько не уступает ей по своей красоте. Наша сегодняшняя статья не только об этом удивительном храме, но и немножко об истории возникновения города, о Переславском кремле и Красной площади.
Спасо-Преображенский собор
История главного собора Переславля Залесского насчитывает уже более 850 лет, ведь он фактически является ровесником самого города. Место для строительства выбрано не случайно — окруженный со всех сторон высокими городскими валами, он был надежно защищен от внешних угроз. Спасо-Преображенский собор был центральным строением Переславского кремля и самым главным.
Внешний вид собора довольно аскетичен, он практически не имеет никаких украшений, и связано это с тем, что XII век был временем бурных междоусобных распрей, зодчие как раз отразили суровый характер того времени во внешнем облике собора. Стены храма возводились по необычной технологии: одновременно строились две стены — внутренняя и внешняя. Все камни хорошо тесались с пяти сторон, а шестая, которая должна была быть к кладке внутрь, оставалась нетесаной. Между стенами укладывались осколки белого камня, который остался от тески, песок, булыжник и другие отходы строительства. Спаянные небольшим количеством известкового раствора стены превратились в монолит, который и позволил Спасо-Преображенскому собору сохранить свой внешний вид почти без изменений, несмотря на разорения и многочисленные пожары.
С конца XIII века Спасо-Преображенский собор в Переславле служил усыпальницей многих переславских князей. Здесь был похоронен сын Александра Невского — князь Дмитрий Александрович, здесь же в 1302 году был захоронен последний удельный переславский князь — Иван Дмитриевич. Гробница была вскрыта в 1939 году, и теперь ее можно увидеть в переславском музее. Надо сказать, что попасть внутрь Спасо-Преображенского собора нам не удалось, так как приоритет отдается экскурсионным группам, а в летние выходные их там очень много, идут буквально одна за одной.
За первые столетия своего существования в соборе собралась хорошая коллекция церковной утвари, но, к сожалению, храм довольно часто подвергался сначала набегам татар, а потом в начале XVII века к его разграблению приложили руки поляки. От ценностей XII века до наших дней сохранилась лишь серебряный потир (богослужебная чаша), которую подарил Юрий Долгорукий.
Сейчас этот удивительный памятник XII века можно увидеть в Оружейной палате Московского кремля. С XIV века до наших дней дошли серебряные звездица и дискос, их можно увидеть своими глазами в переславском музее. А вот знаменитая икона Преображения, написанная Феофаном Греком, как и потир, находится в Москве — в Государственной Третьяковской галерее.
В наши дни Спасо-Преображенский собор Переславля — один из уникальнейших памятников древнерусской архитектуры, который сохранился практически в неизменном виде.
Красная площадь в Переславле-Залесском
Одновременно со строительством Спасо-Преображенского собора в Переславле появилась Красная площадь. Церковь стала одним из первых каменных сооружений города, рядом располагались хоромы князей, а также дома дружинников и хозяйственные постройки, и все это было настолько красиво, что местные жители прозвали это место Красной площадью (красивой). Это место играло очень важную роль в жизни города, здесь решались все важные государственные дела, сюда же приходили для мобилизации сил для отражения врагов. Кстати, именно отсюда в 1380 году переславский полк отправился на Куликово поле, где в жесткой схватке с Мамаем были разбиты татарские войска. Бывал здесь и Иван Грозный, останавливался Дмитрий Пожарский, когда вел свое народное ополчение из Ярославля в Москву, отсюда уходили переславцы на Отечественную войну 1812 года. Город рос, и Красная площадь стала маловата для больших собраний, вместо нее все митинги и демонстрации с 1930 года стали проводится на более просторной Народной площади, а Красная стала своеобразным музеем. В декабре 1958 года здесь появился памятник одному из самых известных переславцев — Александру Невскому.
В наши дни это хорошо обустроенная территория, которая своим внешним видом мало напоминает площадь, скорее небольшой сквер в котором расположены памятники истории и архитектуры. Безусловно, главным памятником истории является Спасо-Преображенский собор, о котором мы рассказывали выше, но он далеко не единственный.
Перед собором можно увидеть необычный валун, говорят, что по своей структуре он очень похож на знаменитый Синь-камень, который находится на берегу Плещеева озера, что-то общее, конечно, есть, но вообще булыжник, как булыжник. 🙂
Городские валы Переславля-Залесского
Сразу за главным собором города находятся городские валы, насыпанные еще в XII веке. Раньше высота валов достигала 16 метров и на них располагались деревянные крепостные стены. По периметру были устроены двенадцать сторожевых башен, которые надежно защищали город.
Интересен тот факт, что их названия совпадают с именами башен Московского кремля. Сейчас валы не производят впечатления непреступной крепости, и с трудом верится в то, что они насыпаны более 8 веков назад.
Новодевичий монастырь
На Красной площади частично сохранились фрагменты стен и хозяйственные постройки Сретенского Новодевичьего монастыря, который существовал в Переславле-Залесском в XVII-XVIII веках. Как и Горицкий монастырь, он был упразднен, но чуть позже в 1764 году. От монастыря сохранилось несколько построек, все они относятся к XVIII веку.
В 1933 году при реконструкции Ярославского шоссе монастырская ограда и колокольня были уничтожены, а в церкви Александра Невского устроена городская библиотека. Сейчас в хозяйственных помещениях монастыря располагаются магазин-выставка, где можно посмотреть и купить вышивку и керамику местных мастеров.
Церковь Александра Невского в Переславле
Храм Благоверного князя Александра Невского появился на территории Новодевичьего монастыря в 1740е годы. После упразднения монастыря церковь сделалась приходской и довольно долгое время принимала верующих. А вот в советское время храму пришлось несладко: сначала внутри церкви разместилась городская библиотека, а затем хлебный магазин и гараж Леспромхоза. Верующим храм был возвращен только в начале 1990х годов, и сейчас в нем регулярно проводятся службы.
Владимирский собор Переславля-Залесского
Как и церковь Александра Невского, Владимирский собор Переславля был построен в 1740е годы на территории Богородицко-Сретенского монастыря на средства местного купца Филиппа Угрюмова.
После упразднения монастыря он также стал приходским храмом и в народе стал называться Новым (старым назвали Спасо-Преображенский собор). В советское время из Владимирского храма сделали дом физкультурника, а колокольню под пожарную вышку. Позднее в здании церкви разместилась хлебопекарня. В наши дни храм частично реставрируют и проводят службы.
Церковь Петра Митрополита
За Владимирским собором разместился еще один древний храм – церковь Петра Митрополита. Каменный храм был построен в 1585 году на месте еще более древней деревянной церкви. По своему расположению храм относился к территории государева двора, и вероятнее всего был домовой дворцовой церковью.
Невысокая каменная колокольня рядом с церковью Петра Митрополита появилась в XIX веке, согласно документам до 1821 года на ее месте была деревянная, которую разобрали из-за ветхости.
Сейчас, если верить информации из переславских СМИ, храм реставрируют, но если честно, то снаружи никаких работ не видно, создается впечатление, что церковь медленно разрушается.
За храмом Петра Митрополита можно увидеть небольшой крест и мемориальную табличку в память о настоятеле церкви Константине Снятиновском, который был убит красногвардейцами без суда в 1918 году.
Здесь же можно увидеть старую полуразрушенную ограду, но вот относится она к церкви, Новодевичьему монастырю или Пушкинскому скверу, примыкающему к ансамблю храмов, нам выяснить не удалось.
Церковь Сергия Радонежского
Хотелось бы упомянуть еще один храм, который не имеет отношения к кремлю, но также находится в историческом центре города и заслуживает внимания — церковь Сергия Радонежского. Она была построена по одним данным в 1906 году, по другим, позднее примерно в 1911 годах, как домовой храм при тюремном замке.
Как и другие церкви Переславля, она была закрыта в начале 1920х годов. Долгое время здесь размещалось одно из отделений Сбербанка. Но совсем недавно (в 2010 году) здание безвозмездно передали церкви, и началась реставрация. Вид у нее конечно удручающий, непонятно, то ли ремонтируют, то ли доламывают, но хочется верить, что ее восстановят.
Вместо заключения
Переславль-Залесский считается городом красивых монастырей и интересных музеев. Но, если немножко заглянуть в его историю, то можно узнать, что именно здесь находится один из древнейших каменных храмов XII века, который по своему величию и красоте нисколько не уступает белокаменным памятникам Владимира и Суздаля, которые занесены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, но почему-то обделен должным вниманием.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…Если вы собираетесь в Переславль, то обязательно посетите Красную площадь, чтобы своими глазами увидеть эту уникальную церковь, это займет совсем немного времени.
Спасо-Преображенский Собор в Переславле на карте
codepeople-post-map require JavaScript Спасо-Преображенский собор в Переславле 2015-02-15T19:47:01+03:00 2015-12-28T21:11:11+03:00 Natalya ‘Poznamka’Описание |
|
---|
Переживший века (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском)
Переславль-Залесский — районный центр Ярославской области (в 124 км к юго-западу от Ярославля), расположен на юго-восточном берегу озера Плещеево. Был основан в XII веке.
Переживший века (Спасо-Преображенский собор).
Погрузиться в глубину Великой Руси — заповедный Переславль-Залесский. Одно только имя этого славного города уже манит и одновременно завораживает. Переславль — «перенявший славу», Залесский — находящийся за лесами, как в присказке: «где-то за лесами, за горами, за широкими морями». Вообще древнерусские имена очень благозвучны: Добрыня — добрый, Благомир — приносящий благо миру, Братислав — брат славы, Вячеслав — славящий совет, Владимир — владеющий миром.
В самом центре Переславля-Залесского, на Красной площади, стоит Спасо-Преображенский собор, который был заложен одновременно с древним городом в 1152 г. Юрием Долгоруким. Достроен же собор в 1157 г. при его сыне Андрее Боголюбском.
Данный собор — единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, переживший века, дошедший до нас почти в полной сохранности, не утратив своего первоначального облика. Историки предполагают, что рядом с собором располагалась резиденция князя, его деревянный дворец-терем соединялся галереей с хорами храма. Именно здесь крестились многие удельные и переславские князья, в том числе великий полководец Александр Невский; возвели в сан игумена преподобного Сергия Радонежского, прежде чем он возглавил основанную им Троице-Сергиеву Лавру и др.
Атмосфера около храма благостная и тихая! Мы как раз попали под мелкий летний дождичек, народа было мало, и меня умилила кучка туристов (под разноцветными зонтиками), слушавшая рассказ экскурсовода, как, возможно, такие же туристы с фотографических открыток середины прошлого века («Закаты и рассветы над Переславлем-Залесским»), купленных еще моим дедушкой.
Внешний вид собора отличается простотой и строгостью, поскольку он выполнял не только функцию княжеской церкви, но и гарнизона крепости. Стены собора очень мощные, выложены из известнякового прочного камня (большинство же построек кремля, не дошедшие до нас, были деревянные). Узкие щелевидные окна скорее напоминают бойницы крепости. Это подтверждает и расположение собора — рядом с сохранившимися земляными валами, которые служили оборонительным целям городу-крепости. Предполагают также, что купол/глава собора-богатыря, изначально имела небольшую шлемовидную форму, но приблизительно в 16 в. была заменена на луковичную.
на фотографии: вид на Собор с земляных оборонительных валов.
Но не смотря на отмеченную простоту, в ходе реставрационных работ на створках наружных дверей собора (после очистки слоя краски и ржавчины) открыли изящный цветочный орнамент накладных деталей,
а позже (в 2015 г.) очень красивую гравировку, изображающую единорога, льва и двух птиц — важные символы царской власти, которые были на печатях, монетах и знаменах в годы правления первых царей Романовых.
Происхождение дверей относят уже к 17 в. Это позволяет проследить нерасторжимую связь времен, говорить об огромной значимости, почитаемости собора в разные исторические времена. Привнося новые элементы в убранство собора (а также восстанавливая после разорительных войн и пожаров), люди прошлых столетий стремились сохранить и возвеличить собор.
Двери действительно привлекают к себе внимание, делают собор нарядным и приветливым. Непременно хочется подойти к ним поближе, рассмотреть их растительно-цветочный орнамент, прикоснуться, заглянуть во внутрь храма.
Прогуливаясь по Красной площади рядом с собором (а считают, что Красная площадь в Москве получила свое название по аналогии с переславской), можно погрузиться в древнерусскую атмосферу, поразмышлять над нашим героическим прошлым (недаром храм сравнивают с воином-богатырем), полюбоваться архитектурой домонгольской Руси.
Историю, культуру всегда интереснее изучать, побывав на месте произошедших событий. Увиденное часто пробуждает в нас интерес, дает толчок к дальнейшему осмыслению и формированию собственной точки зрения.
Белокаменные храмы 2 — Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский) 1160 г: bdb_2000 — LiveJournal
При всей своей внешней аскетичности, Спасо-Преображенский собор – центральная достопримечательность Переславля-Залесского. Почему? Прежде всего, по праву возраста – старше Преображенского собора в Переславле только окружающие его земляные валы. Но валы, хоть и сохранились в первозданном виде, никакими особенными архитектурными изысками не блещут, их создание – работа трудоемкая, но не тонкая. Другое дело собор! Стоишь перед древним храмом и представляешь, как в собор вносят для крещения маленького Александра Ярославича, будущего князя Александра Невского. Его родители живут здесь же поблизости, в красивом деревянном княжеском тереме. Подрастая, маленький княжич часто играет во дворе со своими маленькими друзьями.Вслед за Александром (не сразу, конечно – лет через 160) крестить своего малыша сюда привозит князь Дмитрий Донской. В воспреемники ему он зовет Сергия Радонежского. Да, преподобный здесь тоже побывал
О других белокаменных храмах Золотого Кольца России:
02 Город Переславль основал в 1152 году князь Юрий Долгорукий. На самом деле, люди жили на берегу Плещеева озера задолго до Юрия: на северном берегу озера, на холмах стоял город Клещин. Князь Юрий переместил существовавшее поселение южнее, к месту впадения в Плещеево озеро речки Трубеж; новую крепость он окружил земляным валом, а внутри этого кольца заложил храм.
03 Работы по возведению Спасо-Преображенского собора начались одновременно с переносом города на новое место, т.е. в 1152 году. Факт практически бесспорный. А вот относительно сроков окончания строительства у историков единства мнений нет. Кто-то считает, что он был завершен при Юрии, а кто-то приписывает эту заслугу его сыну – Андрею Боголюбскому. В качестве наиболее вероятного срока окончания строительства называется «окно» с 1157 по 1160 год. Впрочем, при возрасте в восемь с половиной веков разница в несколько лет едва ли имеет значение. Храм очень старый!
04 Спасо-Преображенский собор – одна из немногих «живых» достопримечательностей, дошедших до нас «приветом» из домонгольской Руси. Войска Батыя впервые пришли в наши северные земли в 1238 году, когда собору было уже около 80-ти лет – более чем почтенный возраст, тем более, для тех времен. Как и всему городу, главному Переславскому собору пришлось натерпеться от тех, которые лучше незваных гостей: ему случалось и гореть, и подвергаться разорениям.
05 Впрочем, татаро-монголами дело, конечно же, не ограничилось – когда пришло время, храм, как и полагается всякой достаточно древней российской достопримечательности, пострадал и от поляков, и от большевиков. Кроме того, случались в его истории «дружественные» реставрации, по своим результатам мало чем уступавшие стихийным бедствиям. Поэтому, тем более удивительно, что эта достопримечательность смогла дожить до нашего времени. И не просто дожить, а сохранить при этом облик, максимально близкий к оригинальному.
07
08
09
10
.
11
12 Говорят, человеческий организм полностью обновляется каждые семь лет: по прошествии этого времени каждая клетка, каждая молекула в нашем теле успевают замениться на новые. Однако, такие метаморфозы не меняют личности: клетки другие, а человек – тот же, что и семь, и четырнадцать, и тридцать пять лет тому назад. В преклонном возрасте он может ясно помнить события, происходившие с ним в детстве, как если бы они приключились только вчера. Что-то похожее, наверняка, можно сказать и о древних памятниках. И о Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском, в том числе. Благодаря тому, что изменения производились постепенно и на «живом теле», благодаря этой преемственности, сохранилась душа храма. И вот, то, что мы видим сегодня – действительно достопримечательность середины XII века. Аутентичный долгожитель, так сказать, а не поздняя искусная подделка.
13
Источник текста: http://explorado.ru/towns/pereslavl-zalesskij/whatlook/626-spaso-preobrazhenskij-sobor/
Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://bdb-2000.livejournal.com
Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций
Спасский собор, Переславль-Залесский, Россия — SpottingHistory.com
Церковь Святого Димитрия, или Святого Димитрия, — главное святилище, посвященное Святому Димитрию, покровителю Салоников. Он является частью палеохристианских и византийских памятников Салоников, внесенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО с 1988 года.
Первая церковь на этом месте была построена в начале 4 века нашей эры вместо римской бани. Спустя столетие префект Леонтий заменил маленькую молельню на большую трехнефную базилику.Неоднократно выпотрошенная пожарами, церковь в 629–634 годах была преобразована в пятинефную базилику. Это была сохранившаяся форма церкви во многом так же, как и сегодня. Самая важная святыня в городе, она, вероятно, была больше местного собора. Историческое местонахождение последнего сейчас неизвестно.
В церкви была необычная святыня под названием ciborium , шестиугольная крытая конструкция с одной стороны нефа. Он был сделан из серебра или покрыт им. В конструкции были двери, а внутри находился диван или кровать.Что необычно, в нем не было никаких физических мощей святого. Похоже, что циборий был символической гробницей. Он хотя бы раз перестраивался.
Базилика известна шестью сохранившимися мозаичными панно, датируемыми периодом между последней реконструкцией и открытием византийского иконоборчества в 730 году. На этих мозаиках изображен Святой Деметрий с должностными лицами, ответственными за восстановление церкви (так называемые основатели, ). ktetor s) и с детьми. Надпись под одним из изображений прославляет небеса за спасение жителей Фессалоники от набега языческих славян в 615 году.
Салоники стали частью Османской империи в 1430 году. Примерно 60 лет спустя, во время правления Баязида II, церковь была преобразована в мечеть, известную как Kasımiye Camii в честь местного османского мэра Сезери Касым-паши. Однако символическая гробница оставалась открытой для христианского почитания. Другие великолепные мозаики, покрывающие интерьер церкви, были утеряны либо в течение четырех столетий, когда она использовалась как мечеть (1493–1912), либо во время Великого пожара в Салониках 1917 года, уничтожившего большую часть города.Он также разрушил крышу и верхние стены церкви. Черно-белые фотографии и хорошие акварельные версии дают представление о раннем византийском мастерстве, утраченном во время пожара.
После Великого пожара 1917 года на восстановление церкви потребовались десятилетия. Надгробия с городского еврейского кладбища, разрушенного властями Греции и нацистской Германии, использовались в качестве строительных материалов в этих реставрационных работах в 1940-х годах. Археологические раскопки, проведенные в 1930-х и 1940-х годах, выявили интересные артефакты, которые можно увидеть в музее, расположенном в внутри склепа церкви.В ходе раскопок также были обнаружены руины римской бани, где, как сообщается, был заключен и казнен святой Димитрий. Также был обнаружен римский колодец. Ученые считают, что именно здесь солдаты сбросили тело святого Деметрия после его казни. После реставрации храм был повторно освящен в 1949 году.
Св. Александра Невского — праздник: 23 ноября — св. Православная церковь Петра и Павла
Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславль-Залесск.Его отец Ярослав II, Феодор в Крещении (+1246), «кроткий, добрый и гениальный князь», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо († 1212), братом святого князя Юрия Всеволодовича (4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княгиня, была третьей женой Ярослава. Их старшим сыном был святой князь Феодор (5 июня), отошедший ко Господу в пятнадцать лет. Святой Александр был их вторым сыном.
Его детство прошло в Переславле-Залесске, где его отец был князем.Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воин) совершил в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский (10 мая), один из составителей Киево-Печерского Патерикона. Отцы). От этого старца-архиерея святитель Александр получил свое первое благословение на воинскую службу во имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской Земли.
В 1227 году князь Ярослав по просьбе новгородцев был послан своим братом Юрием, великим князем Владимирским, князем Великим Новгородом.Он взял с собой своих сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили святого Михаила Черниговского (20 сентября), а в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями отбыл в Переславль. Дело кончилось мирно: в 1230 году Ярослав с сыновьями вернулся в Новгород, и дочь святого Михаила Феодосия была обручена со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княгиня отправилась в монастырь и прославилась монашескими подвигами как преподобная Евфросиния Суздальская (25 сентября).
Святой Александр с ранних лет ходил в походы отца. В 1235 году он участвовал в битве на реке Эмайоги (на территории современной Эстонии), где войска Ярослава полностью разгромили немцев. В следующем году Ярослав отправился в Киев, «устроив» своего сына, святого Александра, независимым князем в Новгороде. В 1239 году святой Александр женился, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячеслава. В некоторых историях говорится, что день крещения принцессы был днем именины ее святого супруга, и ее назвали Александрой.Его отец, Ярослав, благословил их на обручении святой чудотворной иконой Феодоровской Богородицы (отца в Крещении звали Феодором). После этого святой Александр постоянно молился перед этой иконой. Позже ее брат Василий Костромский (+1276) вывез из Городецкого монастыря, где он скончался, и перенес в Кострому.
В истории России наступило очень тревожное время: с Востока пришла монгольская Орда, уничтожая все на своем пути; с Запада пришли войска тевтонских рыцарей, которые кощунственно и с благословения римского папы назвали себя «крестоносцами», неся Крест Господень.В этот страшный час Промысл Божий воскресил для спасения России святого князя Александра, великого воина, молитвенника, подвижника и держателя Земли Русской. «Без повеления Бога не было бы его князя».
Подстрекаемые вторжением Батыя, разорением городов России, тревогой и горем народа, уничтожением его лучших сыновей и вождей, орда крестоносцев вторглась в границы России. Сначала были шведы.«Король римской веры из полуночной страны», Швеция, в 1240 году собрал большие вооруженные силы и отправил их к Неве на многих кораблях под командованием своего зятя Ярла (принца) Биргера. Надменный швед послал своих послов в Новгород сказать святому Александру: «Сразись со мной, если хватит храбрости, ибо я уже здесь и беру твою землю в плен».
Святой Александр, которому тогда не было и двадцати лет, долго молился в храме Святой Софии Премудрости Божией. Он прочитал Псалом Давида, говоря: «Суди, Господи, обижающих меня, сражайся с теми, кто воюет против меня.Возьми щит и щит и встань, чтобы помочь мне »(Пс. 34/35). Архиепископ Спиридон благословил святого князя и его войско на битву. Выйдя из храма, святой Александр увещевал свое войско словами веры: «Сила Божия не в числах, а в истине». С меньшими силами, уповая на Святую Троицу, князь поспешил навстречу врагу в ожидании помощи от отца, не зная, нападет ли враг и когда.
Но случилось чудесное знамение: на рассвете 15 июля воин Пельгуй в Крещении Филипп увидел лодку, и на ней были святые мученики Борис и Глеб в царских пурпурных облачениях.Борис сказал: «Брат Глеб, поможем нашему родственнику Александру». Когда Пелги сообщил князю о видении, святой Александр повелел никому не рассказывать о чуде. Ободренный этим, он призвал армию отважно сражаться со шведами.
«Произошла великая резня латинян, и бесчисленное множество людей было убито, а их предводитель остался с меткой на лице от острого копья». Ангел Божий незримо помог православному войску: когда наступило утро, на противоположном берегу реки Ижора, куда не могло двинуться войско святого Александра, собралось множество убитых врагов.За эту победу на Неве 15 июля 1240 года народ назвал святого Александра Невского.
Тевтонские рыцари оставались опасным врагом. В 1241 году святой Александр молниеносным походом отбил древнюю русскую крепость Копоре, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враг хвастался, что «покорил весь славянский народ». Святой Александр, выступив в зимнем походе, освободил Псков, этот древний дом Святой Троицы, и весной 1242 года дал решающее сражение против Тевтонского ордена.На льду озера Чудь сошлись обе армии 5 апреля 1242 года. Подняв руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди ссоры мои с народом хвастливым и помоги мне, Боже, что касается Моисея древнего против Амалика, и моего прадеда Ярослава Мудрого против проклятого Святополка ».
Его молитвой, Божьей помощью и военной мощью крестоносцы были полностью уничтожены. Произошла ужасная бойня, и раздался такой грохот ударов копий и мечей, что казалось, будто замерзшее озеро движется, а не твердый лед, поскольку он был залит кровью.Когда они обратились в бегство, армия Александра преследовала врага и наносила ему удары, «как будто они мчались по воздуху, и врагу некуда было бежать». Позже они вели за святым князем множество пленников, идущих с позором.
Современники ясно понимали всемирно-историческое значение Великой Ледяной битвы, и имя святого Александра чествовали по всей Святой Руси, «во всех землях, от Египетского моря до горы Арарат, по обе стороны Варяжского моря. в Великий Рим.
Западные границы Русской земли были надежно закреплены, и настало время охранять Русь с Востока. В 1242 году святитель Александр Невский и его отец Ярослав отправились в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на эту новую службу многих невзгод: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в благородных союзников, а для этого требовалось «кротость ангела и мудрость змея».
Господь увенчал святую миссию защитников земли Русской успехом, но для этого потребовались годы лишений и жертв.Заключив союз с ханом Батыем, князь Ярослав должен был отправиться в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было шатким, он искал поддержки у русских князей, желая порвать с собственной Золотой Ордой из далекой Монголии. А там, в свою очередь, они не доверяли ни Батыю, ни россиянам.
Князь Ярослав был отравлен. Он умер в агонии, пережив святого мученика Михаила Черниговского, родственником которого он едва не стал всего на десять дней.Поскольку отец завещал ему союз с Золотой Ордой, святому Александру Невскому необходимо было держаться этого союза, чтобы предотвратить новое опустошение Руси. Сартак, сын Батыя, принял христианство и вел дела русских с Ордой. Он стал ему другом и как брат. Поклявшись в поддержке, святитель Александр позволил Батыю начать поход на Монголию, стать главной державой во всех Великих степях и возвести на престол татарского христианского вождя хана Мунке (большинство его татарских христиан были несторианами). Монголия.
Не все русские князья обладали мудростью святого Александра Невского. Многие надеялись на помощь Европы в борьбе с монгольским игом. Святой Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий, и Андрей, брат святого Александра, вели переговоры с Папой Римским. Но святой Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и опустошенного крестоносцами в 1204 году. Его личный опыт научил его не доверять Западу. Союз Даниила Галицкого с Папой, ничего не дававший ему взамен, был предательством Православия, унии с Римом.Святой Александр не хотел, чтобы это случилось с его Церковью.
Когда в 1248 году послы римского папы явились, чтобы соблазнить его, он написал в ответ, что русские верны Церкви Христовой и вере Семи Вселенских соборов: «Мы знаем это очень хорошо, но мы знаем. не принимайте ваше учение ». Католицизм был непригоден для Русской Церкви, а униа означала отказ от Православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от исторического будущего, предопределенного Богом, и обречение самого себя на духовную смерть.
В 1252 году многие русские города поднялись против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Ситуация была очень рискованной. Опять возникла угроза самому существованию России. Святому Александру пришлось еще раз отправиться в Орду, чтобы не допустить карательного набега татар на русские земли. Потерпев поражение, Андрей бежал к шведам, ища помощи у тех самых разбойников, которых его великий брат с Божьей помощью разгромил на Неве.
Святой Александр стал правящим Великим князем всея Руси: Владимира, Киева и Новгорода.На его плечах лежала большая ответственность перед Богом и историей. В 1253 г. он отразил новое немецкое вторжение на Псков; в 1254 г. он заключил договор с Норвегией о границах мирного времени; в 1256 г. он отправился в поход на финскую землю. Летописец назвал это «темным походом», потому что русская армия шла полярной ночью, «уходя в непроходимые места, не видя ни дня, ни ночи». Святой Александр внес во тьму язычества свет проповеди Евангелия и православной культуры.Русские просветили и открыли весь прибрежный район.
В 1256 году хан Батый скончался, и вскоре был отравлен его сын Сартак, который был как брат Александра Невского. Святой князь в третий раз отправился в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял ислам, ему был нужен союз с православной Русью. В 1261 году усердием святого Александра и митрополита Кирилла была основана епархия Русской Православной Церкви в Сарае, столице Золотой Орды.
Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, и святитель Александр Невский пророчески рассуждал об историческом призвании Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения возложенного на нее креста. В 1262 году его указом во многих городах были прекращены татарские сборщики дани и воинский призыв. Ждали татарской расправы. Но великий заступник нации снова отправился в Орду и мудро направил событие в совершенно другое русло.Отставленный за восстание русских, хан Берке перестал посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду независимым образованием, сделав ее настоящим щитом для России с Востока. В этом великом объединении русских и татарских земель и народов созревало и укреплялось будущее многонациональное Российское государство. Позже в рамках Русской Церкви было охвачено почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.
Это дипломатическое путешествие святого Александра Невского в Сарай было его четвертым и последним.Будущее Руси было спасено, его долг перед Богом исполнился. Но его власть была целиком посвящена, и его жизнь была посвящена служению Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел. Не дойдя до Владимира, в Городецком монастыре князь-подвижник отдал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив свой трудный земной путь принятием иноческой схии с именем Алексий.
Митрополит Кирилл, духовный Отец и сподвижник святого князя, сказал в похоронном панегирике: «Знай, дитя мое, что уже солнце зашло для земли Суздальской.Не будет на Русской земле князя великого ». Его святое тело отвезли во Владимир, путь длился девять дней, а тело осталось нетленным.
23 ноября, перед погребением его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивное и достойное памяти». Когда тело святого Александра было помещено в склеп, управляющий Себастьян и митрополит Кирилл хотели взять его за руку, чтобы положить в нее духовную грамоту (отпущение грехов).Святой князь, как живой, протянул руку и взял документ из руки митрополита. «Из-за своего ужаса, и они еле могли споткнуться от его могилы. Кого бы это не удивило, ведь он был мертв, а тело зимой привезли издалека ».
Так прославил Бог святого воина-князя Александра Невского. Вселенское церковное прославление святого Александра Невского произошло при митрополите Макарии в Московском соборе в 1547 году.Канон святому был составлен тогда владимирским преподобным Михаилом. (С веб-сайта ОСА: https://www.oca.org/saints/lives/2007/11/23/103377-repose-of-saint-alexander-nevsky).
Церковь Преображения Господня
Церковь Преображения Господня или Церковь Спаса Преображения у. Ä. Церкви и часовни, которые освящены или названы в честь тайны веры Преображения Господа ( Преображения Иисуса, Преображения Христа, более раннего Преображения Христа ), сцена из Откровения.
День шествия — 6 августа, 19 августа по григорианскому календарю. [1]
♦… титульные церкви, соборные церкви (епископов), базилики, святилища и т. Д. Ä.
Также связаны:
- На других языках:
lateinisch Transfiguratio [ Domini ]; englisch Преображение [ Иисуса / Христа ], испанский Transfiguración [ de Jesús / del Senyor ], французский Transfiguration [ -de-Notre-Seigneur ], griechisch Μεταμορσω [Sotíros Christou]), italienisch Trasfigurazione [ di Gesù ], russisch [спасение жизни] Преображенский / Преображенский (Спасо-Преображенский / -а / Преображенский / с, Кристи Веркл.), Bosnisch / Englisch / serbisch Preobraženja [ Lord ] / Преображения [Господа]
Объявление
Albania
Albania Albanien (albanisch [Церковь Преображения Господня) 31
2 Бразилия
312 Бразилия
Германия
Германия Германия
Франция
Франция Франция
См. Также Сен-Совер (многочисленные деревенские церкви)
Греция
Греция Греция
Израиль
Израиль Израиль
Италия
9000 901 Италия КазахстанКазахстан Казахстан
Литва
Литва Литва
Австрия
Остеррайх Австрия
Польша
Польша Польша (polnisch преобразование [ Lord ])
Румыния
Romania Rumnisächnien Преображенский [ Иисуса Христа ])
Россия
Россия Россия
- Спасо-Преображенский собор (Абакан), Южная Сибирь
- Церковь Преображения Господня на Кижском погосте на Онежском озере, 1714 г. (деревянная церковь, объект всемирного наследия ЮНЕСКО)
- ♦ Спасо-Преображенский собор, г. Бердск (Второй собор Новосибирской римско-католической епархии)
- Церковь Преображения Господня в Хабаровске
- ♦ Церковь Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле (собор, бывшая резиденция Ярославского митрополита)
- ♦ Спасо-Преображенский собор Нового Спасского монастыря, г. Москва.
- Церковь Спаса Преображения в Богородском, Москва
- Церковь Спаса Преображения на Болвановке, Москва
- Церковь Спаса Преображения над северными воротами Новобережного женского монастыря, Москва
- Церковь Спаса Преображения в Переделкино, Москва
- Церковь Спаса Преображения на песке, Москва
- Церковь Спаса Преображения в Тушино, Москва
- ♦ Римско-католический собор г. Новосибирска, г. Новосибирск (римско-кат.Новосибирская епархия)
- ♦ Спасо-Преображенский собор, г. Переславль-Залесский
- ♦ Спасо-Преображенский собор г. Шадринск.
- ♦ Спасо-Преображенский собор, Зеленоградск (1897–1945 гг. Евангелическая церковь в Восточной Пруссии).
- ♦ Собор Декларации, г. Тамбов
- ♦ Спасо-Преображенский собор, г. Тольятти
- ♦ Спасо-Преображенский собор, г. Углич.
- Церковь в Валаамском монастыре на Ладожском озере
Сербия
Сербия Сербия
Испания
Испания Испания
Чешская Республика
Чешская Республика
Турция
Турция Турция
Венгрия
Венгрия
Украина
Венгрия
Украина
Соединенные Штаты Америки
Кипр
Кипр Республика Кипр
См. Также
Веб-ссылки
f1Карта со всеми связанными страницами: OSM | WikiMap
Индивидуальные свидетельства
- ↑ a b c Преображение Господне .В: Ökumenisches Heiligenlexikon (heiligenlexikon.de).
|
Спасо-Прилукский мужской монастырь, расположенный недалеко от Вологды, основан в 1371 г.Деметриос, игумен из Переславля-Залесского, ученик и последователь преподобного Сергия Радонежского. Святой Димитрий Прилукский построил первую деревянную церковь и деревянные кельи для монахов. Свое название обитель получила от главной церкви Спаса Всемилостивого и изгиба реки (лука), на берегу которой стоит монастырь.Спасо-Прилукский мужской монастырь слыл старейшим и крупнейшим монастырем на севере России. Строго соблюдался монашеский устав, в котором не было частной собственности, послушания игумену, труда на благо обители и совместной трапезы.В 1392 году святитель Димитрий скончался и был похоронен у южной стены деревянного Спасского собора.
Монастырь содержал блаженный Дмитрий Донской, сына которого крестил святитель Димитрий Прилукский. Впоследствии великие князья и цари не прекращали оказывать поддержку и пожертвования. Известно, что перед своим походом на Казань Иван III «потребовал» икону св.Деметрия Прилукского, что считалось чудотворцем. После победы он украсил его серебром и золотом и возвратил монастырю 3 июня 1503 года. Неоднократно великие князья и цари посещали монастырь для богослужений. В 1528 году великий князь Василий II с женой Еленой Глиснкой пришли в монастырь помолиться за ребенка. В 1545 году Иван Грозный пришел на богослужение, а в 1552 году, готовясь к Казанскому походу, взял из монастыря Киликиевский крест. Московские князья и цари вместе с другими богатыми людьми подарили Спасо-Прилукскому монастырю земли, деньги, церковную утварь и предметы. Благодаря поддержке великих князей и духовному опыту игуменов обитель развивалась и процветала. До 16 века все постройки в монастыре были деревянными. Когда он превратился в большой, влиятельный и процветающий монастырь Северной Руси, началось каменное строительство. В 1537-1542 годах был возведен каменный собор в честь Всемилостивого Спасителя и праздника Животворящего Креста.На рубеже XVI и XVII веков монастырь осуществил и другие каменные постройки, в частности трапезную с церковью Введения Пресвятой Богородицы и главные (северные) Святые врата с церковью во имя святого великомученика Феодора. Стратилировать. В начале 17 века, в Смутное время, монастырь подвергся многочисленным набегам и грабежам. Именно тогда была уничтожена значительная часть старых архивов.Несмотря на разрушения и пожары, монастырь быстро восстановился. Во второй половине 17 века была построена толстая каменная стена с башнями, а также новая высокая колокольня и хозяйственные постройки. Впоследствии, в 18-19 веках, строительства почти не было. В XIX веке Спасо-Прилукский монастырь считался оплотом Православия на Севере. Тот факт, что в 1812 году, до нашествия Наполеона, сюда были привезены все реликвии и сокровища московских соборов и монастырей, говорит сам за себя.С 1924 по 1991 год монастырь был закрыт. Сейчас возрождается монашеская община. В монастыре действуют различные мастерские (в том числе иконописные). Также есть воскресная школа для мальчиков и библиотека. На территории монастыря находится Вологодское православное духовное училище. |
Ярославская область
ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ЦЕРКВИ
Ярославская область — колыбель государственности России, которую представляют такие жемчужины Золотого кольца, как Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов, Углич.
Великий русский полководец Александр Невский провел детство в этом крае. Ни одно событие российской истории не прошло мимо края. Это, наверное, самый интересный регион для путешествий. И тем более познавательно, потому что Ярославская область — это настоящая энциклопедия русской архитектуры: монастырские комплексы и ансамбли классицизма. Например, в Ростове сохранились невероятно красивый и завершенный ансамбль метрополии XVII века, а также церковь Св.Илья Пророк в Ярославле.
Экскурсии сложно ограничить посещением только областного центра. Кажется, что чем дальше ты идешь, тем больше чудес видишь. Один из них находится в Тутаеве. Фреска в Вознесенской церкви никогда не реставрировалась, так как сохранилась в своем оригинале.
Углич еще печален, как будто его еще омрачает его трагическая история; Мышкин светлый и яркий со своей забавной историей. Рыбинск производит впечатление купеческого города, гордится необычными зданиями, сочетающими эклектику, неорусский стиль и классицизм.Пошехонье — образец русской провинциальной культуры, мирно, а иногда и лечебно воздействующий на приходящих гостей спокойным образом жизни.
Гиды научат вас различать особенности православных церквей на основе единого плана, который идет от Византии до Ярославской области. Здесь, как нигде в стране, русская душа кажется большой загадкой, ключ к разгадке которой, вероятно, можно найти в Православии.
В Ярославской области сохранились уникальные иконы.Вы можете увидеть уникальный образ Спасителя в Храме Воскресения Христова в Тутаеве. Это одна из крупнейших икон в России. Тутаев остается местом паломничества, так как икона считается чудотворной. Зимой, когда закрывается верхний собор, икону переносят в нижний, чтобы верующие могли чудесным образом исцелиться.
Просто неспешное посещение церкви позволит ощутить мудрость ярославской школы живописи, которая отказалась от традиционных византийских золотых тонов и заменила их оливково-зелеными и коричневатыми.Картинка стала более понятной, поэтому изображения икон такие лиричные и медитативные.
Храмы — главное достояние Ярославской области наряду с росписью. Их много, и каждый уникален. Например, в Переславле-Залесском сохранился памятник XII века — Спасо-Преображенская церковь, представляющая собой четырехколонный одноглавый собор.
Спасо-Преображенский храм в Ярославле грандиозен и имеет историческое значение.Именно здесь в 18 веке было открыто «Слово о полку Игореве». Такие исторические и архитектурные памятники можно встретить на каждом шагу в Ярославле: Церковь Ярославских чудотворцев (1827 г.), Церковь Рождества Христова (начало XVI века), Шпиль (XVI век), Церковь Святого Ильи Пророка (середина 17 века), Спасский монастырь и десятки других церквей и соборов, расположенных в Ярославле и его окрестностях.
Толгский монастырь — еще одно владение Ярославской земли, он знаменит историей времен Ивана Грозного: в 1553 году царь, больной болезнью ног, обратился в монастырь, где был чудесным образом исцелен у иконы Толгской матери на своем путь к собору Св.Кирилловский монастырь. Эта икона до сих пор хранится в монастыре.
За каждым углом, за каждой березой в крае — кусочек истории. Путь путешественника окружен православием и народной историей.
Вот еще один. Рядом с Тогским монастырем находится кедровая роща. Иван Грозный подарил монастырю саженцы. С тех пор выросли деревья, которые больше нигде в Центральной России не растут.Здесь гуляли Екатерина Великая и Николай II; Здесь посажены 12 лип, символизирующих 12 апостолов. Монахини совершают священный крестный ход, вынося икону из музея в честь ее чудесного открытия в роще, каждый год 21 августа.
В районе достаточно живописных пейзажей, тишины и свежего воздуха. Ярославская область создана как для православных путешественников, так и для отдыха на природе — пикников, рыбалки, прогулок в лесах, которые полностью покрывают регион, прорезанный Волгой и ее притоками.
На территории области есть озера и водохранилища. Плещеево озеро признано одним из самых чистых в России; территория вокруг него находится под охраной и называется национальным парком. Есть экологическая тропа «Жемчужина Залесья». Опытные местные гиды могут предложить вам безопасную и увлекательную двухдневную поездку к роднику Барбары, который окружен множеством легенд. до топографической отметки Кухмара, где располагались неолитические поселения; до Клечинского комплекса, где стоит Голубой камень.Плещеево озеро также славится озерной сельдью — «царской селедкой». Даже Александр Дюма приехал в Россию специально, чтобы его попробовать! На дне озера хорошо берут солоноватые источники, поэтому здесь обитает морская рыба — озерная сельдь. В настоящее время реализуется комплекс мероприятий, гарантирующих возобновление рыбного промысла в Плещеево озере.
Ярославская область известна своими природными источниками, поэтому здесь много санаториев, предлагающих активные водные и лечебные грязевые ванны.
Какой бы отдых вы ни выбрали, вы сохраните ощущение душевного блаженства и комфорта.
____________________________________________________________________________________
Подробнее о ярославских красавицах смотрите на сайтах:
— «Ярославская область (вехи истории; Ярославская область; Ярославль; аудиофрагменты)
http://www.cnit.uniyar.ac.ru/yaros/wwe00003.htm
— «Туризм в Ярославской области»
http: // туризм.adm.yar.ru/indexeng.htm
✅ Никитский монастырь в Переславле Залесском Ярославской области, Россия Image Royalty Free
✅ Никитский монастырь в Переславле Залесском Ярославской области, Россия Image Royalty FreeВысокое разрешение JPEG Изображение Никитского монастыря в Переславле Залесском в Ярославской области в России stock photo
Размер изображения без лицензионных платежей: маленький: 485 x 727 пикселей, средний: 839 x 1258 пикселей, большой: 2000 x 3000 пикселей, — Ориентация: вертикальная
Пожалуйста, купите коммерческую лицензию для коммерческого использования без указания авторства.
Scenics — Природа
Снег
Сезон
Город
На открытом воздухе
Древний
Пейзаж — Пейзаж
Колокол
Церковь
Средневековый
Внешний вид здания
Небо
Русская культура
История
Вертикальный
Архитектура
Православная Церковь
Город
Золотой цвет
Фотография
Россия
Золотое кольцо России
Культуры
Зима
Башня
Знаменитое место
Храм — Здание
Красота
Колокольня — Башня
Городской пейзаж
Религия
Ярославль
Направления для путешествий
Старый
Трепет
христианство
Золото — Металл
Белый цвет
Нет людей
Архитектурный купол
Связанные стоковые фотографии премиум-класса
Наша творческая команда хотела бы порекомендовать вам несколько фото из этой же категории:
Никитский монастырь в Никитском монастыре в Никитский монастырь в Никитском монастыре в Никитский монастырь в Никитском монастыре в Никитский монастырь в Никитском монастыре в Никитский монастырь в Никитском монастыре в Церковь в Переславле Церковь в Переславле Никитский монастырь в Никитском монастыре в Церковь в Переславле Церковь в Переславле Церковь в Переславле Церковь в Переславле Церковь в Переславле Церковь в Переславле Церковь в Переславле Церковь в Переславле Церковь в Переславле Церковь в Переславле Никитский монастырь в Никитском монастыре в Церковь в Переславле Церковь в Переславле Никитский монастырь в Никитском монастыре в Церковь в Переславле Церковь в Переславле Никитский монастырь в Никитском монастыре в Церковь в Переславле Церковь в Переславле Ярославский кремль в образе Ярославля Спас Преображенский Спас Преображенский Спас Преображенский Спас Преображенский Церковь в Переславле Церковь в Переславле Спас Преображенский Спас Преображенский Спас Преображенский Спас Преображенский Спас Преображенский Спас Преображенский Свято Никольский Переславль Свято Никольский Переславль Спас Преображенский Спас Преображенский Спас Преображенский Спас Преображенский Свято Никольский Переславль Свято Никольский Переславль Церковь в Переславле Церковь в ПереславлеЦерковь Преображения Господня на улице Ильина, Великий Новгород
Ольга Юнак | Graduate Theological Union, Berkeley
Описание
Церковь Преображения Спасителя на улице Ильина является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и частью музейного комплекса, включающего несколько других исторических памятников в Великом Новгороде и его окрестностях (впоследствии Новгород ), Российская Федерация.Церковь Преображения Господня занимает видное место в архитектурном ландшафте города. Этот храм, отличающийся изысканной гармонией и простотой, является ярким образцом новгородской церковной архитектуры XIV века. Этот особый архитектурный стиль берет свое начало в Византии, но также несет в себе элементы готической эстетики, смешанные с местными строительными традициями. Сочетание стилей свидетельствует об уникальном положении города как экономического и культурного центра, соединяющего европейский Запад и Византийский Восток.
Церковь Преображения Господня расположена на рыночной стороне Новгорода, всего в нескольких минутах ходьбы от восточных ворот городского Кремля и его главного собора Святой Софии (XI век). Эта церковь — одна из старейших построек Новгорода. В оригинальном деревянном здании (1103 г.), перестроенном в камне в 1374 г., находилась чудотворная икона Божией Матери Знаменье , самая почитаемая икона Новгорода. В 1378 году построенную церковь украсил Феофан Грек (ок. 1340 — ок. 1410).Феофан, родом из Константинополя, считается самым выдающимся иконописцем России XIV века, он появился еще до Андрея Рублева и множества выдающихся художников русского «Возрождения», имевшего место в следующем столетии. Церковь на улице Ильина в Новгороде — единственная церковь, сохранившиеся фрески которой с уверенностью можно отнести к Феофану. По большей части Феофан следовал традиционным канонам церковного убранства, но он также ввел некоторые необычные для Новгорода элементы, такие как Страстной цикл в алтарном пространстве.Небольшая комната в верхней галерее церкви отображает наиболее полную иконографическую программу, предлагая заглянуть в дальновидный гений Феофана.
Значение
Церковь Преображения Господня на улице Ильина занимала особое место в религиозной жизни Новгорода. Летописи свидетельствуют о том, что на освящении храма в 1378 г. присутствовали архиепископ Алексий (ум. 1389) и высшее духовенство Святой Софии. Спустя годы митрополит всея Руси и Литвы Киприан (ум.1406), остановился там, прежде чем отправиться в главный собор Святой Софии. Оба события указывают на то, что церковь на улице Ильина была не просто еще одной маленькой соседской церковью, а важной вехой в политическом ландшафте региона.
Летопись сообщает, что «боголюбивый новгородец» Василий Данилович Машков и «соседская община» заказали убранство церкви на улице Ильина. Это здание принадлежит к группе городских церквей, известных под общим названием боярских церквей.Действительно, в конце 14 века произошло усиление позиции бояр (дворян, чей ранг был вторым после князя), что способствовало быстрому росту городских церквей. К другим церковным постройкам этой категории относятся церковь Святого Феодора Стратилата на источнике (1360–1361 гг.), Церковь Преображения Спасителя на Торжке (1364 г.), церковь Рождества Богородицы на Молотково (1379 г.) и Церковь Святой Троицы в Пскове (1365–67).
Архитектура боярских церквей, в том числе церкви Преображения Господня, демонстрирует любопытное смешение дворцового и монастырского стилей. Подобно тому, как в прошлом местные князья строили свои дворцовые церкви с привилегированным доступом к верхним галереям для частного просмотра литургии, боярских семей обеспечили свои церкви с частными палатами в галереях, предназначенными для особых служб для своих семьи. Кроме того, подражая монашеским традициям, эти камеры были созданы, чтобы напоминать о келье аскета и использоваться для личных созерцаний тех, кто «проявляет высокий духовный авторитет».Иконография этих церквей часто отражала эту новую тенденцию подражания мирянам монашеским духовным практикам. В частности, камера церкви на улице Ильина отличается необычайно высокой концентрацией образов подвижников, выполненных в строгой, почти монохромной живописи.
Феофан Грек уже был известным художником, работал над церквями в Константинополе, Халкидоне, Галатии и Каффе до прибытия в Новгород. Как и многие другие художники из Константинополя и Салоников, он путешествовал по византийской периферии, принеся с собой живописные практики, усовершенствованные столичными чувствами.По одной из легенд, Феофан путешествовал по Крыму, когда встретил новгородского епископа, который убедил его приехать в Новгород. Также вполне вероятно, что он прибыл в Россию в сопровождении свиты в сопровождении будущего митрополита Киприана, протеже исихастического патриарха Филофея Коккино (ум. 1379).
Церковь Преображения Господня на улице Ильина выделяется не только своей принадлежностью к правящим кругам города, но и стилем Феофана.Многие ученые считают, что его работы в Новгороде способствовали развитию более свободного и энергичного стиля живописи, который пришел из Константинополя и был преобразован местными живописными традициями периферии в своего рода технический и духовный tour de force . Живописный стиль Феофана — сокращенная цветовая гамма и интенсивная линейность — наделяет его персонажей огромным внутренним напряжением и раскрывает их духовную силу.
Ученые размышляли об источниках необычного стиля Феофана и его богословских основах с тех пор, как его фрески были впервые обнаружены в 1910–1912 годах.Хотя его стиль уникален, его можно поместить в контекст других памятников византийской периферии. Образцы этого стиля можно найти в уже упомянутой стратилатской церкви в Новгороде, в церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде (1352 г.), в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Дормотово в Пскове (середина XIV в. ), Церковь Христа Спасителя в Цаленджихе, Грузия (1384–96), Церковь Айос Николаос в Хейли на Тилосе, Греция (начало 15 века).На сегодняшний день систематического изучения этого корпуса нет. Вопрос о том, где Феофан вписывается в более широкий контекст византийского и европейского искусства своего времени, остается открытым.
Дополнительная литература
Алпатов Михаил Владимирович. Феофан Грек = Феофан Грек. Москва: Изобразительное искусство, 1979.
Автор этой книги предлагает по-новому взглянуть как на фрески Феофана в Новгороде, так и на другие монументальные произведения, работы на бумаге и панно, приписываемые Феофану в Москве и других местах.
Grabarʹ, I.Ė. «Феофан Грек. (Очерк из истории древнерусской жизни) »[Феофан Греч. (Очерк истории древнерусского искусства). Казанский музейный вестник No. 1 (1922): 13–15.
Это раннее описание памятника внесло церковь на улице Ильина на карту истории искусства. Основываясь на стилистическом сходстве, отмеченном автором между этой и другими церквями, автор предположил, что Феофан украсил несколько церквей в Новгороде.
Лазарев Виктор Никитич. Феофан Грек и его школа [Феофан Грек и его школа]. Москва: Искусство, 1961.
Эта работа представляет собой первый всесторонний взгляд на творчество Феофана в Новгороде, в котором сделана попытка поместить Феофана в более широкий контекст византийского искусства.
ТСаревская, Татьяна I͡U. Феофан Грек. Фрески в Великом Новгороде [Феофан Грек. Фрески в Великом Новгороде. Великий Новгород: Новгородский государственный об »единый музей-заповедник, 2018.
В этой книге представлена самая свежая информация о церкви на улице Ильина, включая обсуждение недавних открытий. Созданная как полноцветный альбом, книга содержит наиболее полную коллекцию изображений с высоким разрешением.
Вздорнов, Герольд И. Фрески Феофана Грека в церквях Спаса Преображения в Новгороде: К 600-летию существования фресок, 1378-1978 [Фрески Феофана Грека в Спасо-Преображенском храме 600-го года годовщина фресок.Москва: Искусство, 1976.
В данной монографии дан тщательный анализ иконографии всех изображений в церкви на улице Ильина, не только лучших сохранившихся изображений в зале галереи, но и в других частях храма.
Образец цитирования:
Ольга Юнак, «Церковь Преображения Господня на улице Ильина в Великом Новгороде», Mapping Eastern Europe , по состоянию на 13 июля 2021 г., https: // mappingeasterneurope.princeton.edu. .