Спасо преображенский собор переславль залесский: Спасо-Преображенский собор XII в.

Спасо-Преображенский собор XII в.

Спасо-Преображенский собор ХII в. — древнейший храм Переславля-Залесского и самый ранний, из сохранившихся, архитектурный памятник Владимиро-Суздальской школы зодчества. Он принадлежит к числу первых каменных сооружений, возведенных в середине ХII столетия после длительного перерыва в строительстве, наступившего со смертью Владимира Мономаха.

Спасо-Преображенский собор принадлежит к крестовокупольному четырехстолпному типу храмов византийской традиции. Его архитектурный облик предельно прост и идеально отвечает суровому духу своего времени. Его могучая красота — это сочетание лаконичных форм, ясной конструктивной логики и величавой статичности масс.

С древнейших времен до сего дня собор остается одним из главных. градообразующих элементов Переславля-Залесского.

В древности он служил усыпальницей переславских удельных князей. Здесь находятся могилы сына Александра Невского, великого владимирского князя Дмитрия Александровича и внука великого полководца, переславского удельного князя Ивана Дмитриевича.

Издревле Спасо-Преображенский собор был настоящей сокровищницей древнерусской культуры. К сожалению, до нашего времени дошли лишь немногие памятники: Потир Юрия Долгорукого XII в. (Оружейная палата Московского Кремля), икона «Преображение» (ГТГ) и лицевое Евангелие дьякона Зиновия XIV в. (ОР РНБ), дающие представление о былом великолепии интерьера древнего храма.

Серьезный ущерб художественному оформлению интерьера собора был нанесен во время ремонта конца XIX в., предпринятого по инициативе ктиторов храма. Вместо деревянного иконостаса в нем установили мраморную алтарную преграду в псевдовизантийском стиле. Со стен собора сняли фрески византийских художников XII в., место которых заняли орнаментальные росписи маслом. Все эти разнородные элементы интерьера не образовывали стилистического единства, зато отвечали представлениям о «благолепии», сложившимся к концу прошлого века в русской православной церкви.

В течение послереволюционных десятилетий у переславцев и гостей города сложился устойчивый образ собора-музея, в котором можно ознакомиться с оригинальными приемами древнерусского зодчества, подышать воздухом древней истории России, прикоснуться к ее героическому прошлому.

В настоящее время Спасо-Преображенский собор как уникальнейший памятник истории и культуры домонгольской Руси нуждается в особом режиме охраны и эксплуатации, который может обеспечить только музей-заповедник с его возможностями и опытом подобной деятельности.

В июле 2014 г. в результате археологических исследований, проводимых Институтом археологии РАН в дьяконнике собора, была обнаружена печать константинопольского патриарха Афанасия I. Сегодня вы можете увидеть ее в экспозиции «Переяславль новый».

Древности Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского: новые археологические открытия и новые граффити

10 сентября 2020 г.

В сентябре этого года в знаменитом белокаменном Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского проведены археологические раскопки. Их сейчас завершает архитектурно-археологическая команда Института археологии РАН при содействии Переславского музея-заповедника. Работы связаны с предстоящей реставрацией интерьера этого древнейшего храма Владимиро-Суздальской Руси и проводятся в рамках многолетней научной программы по комплексному изучению древнерусских домонгольских соборов. В проект включены памятники XII – начала XIII в. Северо-Восточной и Северо-Западной архитектурных традиций, новый этап археологических изучений храмов уже состоялся в предыдущие годы в Новгороде, Кидекше, Боголюбове и Юрьеве-Польском.


Спасо-Преображенский собор в Переславле. Северный фасад

Собор, построенный по заказу князя Юрия Долгорукого в середине XII в., в настоящее время не имеет пристроек, его цельный объем возвышается рядом с городскими валами того же времени. Между тем памятник имеет сложную строительную историю, в которой были и перестройки, и ремонты, и несколько реставраций, среди которых одна, в конце XIX в., была очень обширной: этому времени принадлежат ныне существующие полы и беломраморный резной иконостас в византийском стиле.

Археологически собор уже несколько раз исследовался – фрагментарно, что в целом дает мозаичную и отрывочную картину. Вокруг собора работал в середине XIX в. П.С. Савельев; внутри и снаружи небольшие, но яркие раскопки провёл в 1930-е гг. Н.Н. Воронин, шурфы у стен собора в середине – второй половине XX в. закладывали А.Г. Чиняков, Е.В. Каменецкая, О.М. Иоаннисян, В.И. Вишневский, А.С. Рыбников. Небольшие раскопки в 2014 г. провела и команда Института археологии РАН.

Исследования археологов сейчас сосредоточены как внутри собора, так и вокруг него, в нескольких местах у его стен. Изучаются, прежде всего, субструкции собора и нижние части цоколя сооружения для определения глубины залегания древних фундаментов, их основных характеристик, в конечном счете – для формирования представления об устойчивости и прочности каменного основания памятника. Кроме того, определяются этапы разновременных засыпок под полом. Как внутри, так и вне собора необходимо исследовать попавшие в зону раскопок погребения, просеять культурный слой, собрать предметы, находящиеся в нем, определить уровень материка.

В результате нынешних архитектурно-археологических работ впервые установлено, что собор стоит на прямоугольной сетке ленточных фундаментов, протянутых от столбов к стенам и между столбами в поперечном и продольном направлениях. Это очень впечатляющая прочная конструкция, напоминающая своей совершенной геометрией планировку римских военных поселений, но воплощенная в храме внутри валов древнерусского города одновременно с его основанием. Перекрещивающиеся ленточные фундаменты не являются обязательной принадлежностью каждого домонгольского памятника. Уже известные по предыдущим раскопкам продольные ленты в Спасо-Преображенском соборе дополнены в результате нынешних работ поперечными участками ленточного фундамента, чем остались довольны работающие в соборе архитекторы-реставраторы.  Ортогональные фундаментные ленты сообщают собору дополнительную значительную прочность.


Фрагмент фундамента у северной стены собора

Под алтарными абсидами устроена широкая платформа из валунообразного камня, позволившая серьёзно укрепить эти скругленные части и добавившая устойчивости этой части сооружения. С внешней стороны фундамент выступает за линию стен, образуя уступ шириной около 1 м – по-разному на разных фасадах храма. Все фундаменты сложены из некрупных валунов на прочном известковом растворе. После того, как будут собраны воедино сведения обо всех фундаментных шурфах у стен собора, будут сделаны аксонометрические реконструкции и чертежи субструкций сооружения. Это даст прекрасный материал как для реставрационных выводов и практики, так и для дальнейшего анализа фундаментных конструкций и постановки их в контекст развития древнерусской строительной техники XII в. – не только в пределах Владимиро-Суздальской Руси, но и в сравнении с северо-западными памятниками этого времени.


Шурф у западной стены собора

Раскопки этого сезона открыли то, что для зрителя обычно скрыто под землей: основание древней постройки. Следует сказать, что солидные фундаменты храма уверенно держат стоящие на нем стены и столбы, именно они дают запас прочности для Спасо-Преображенского собора – памятника сложной, противоречивой, но полной творческих свершений эпохи князя Юрия Долгорукого, в которую сооружен храм как образ деятельной чистой и строгой молитвы.

Внутри храма у северной стены был открыт белокаменный саркофаг второй половины XIII – начала XIV в., внутри которого был расчищен мужской костяк. Погребение и саркофаг ранее не исследовались. Находка редкого цельнокаменного саркофага и погребения в нем дает новые данные для истории представительного некрополя, устроенного внутри собора, где погребались в основном князья Переславля, и где более ранними раскопками были обнаружены и изучены еще два каменных саркофага, поставленных вдоль южной стены храма.

Общий вид собора с юго-востока

При раскопках снаружи, у стен собора, было обнаружено два десятка погребений, в основном относящихся к XVI–XVII вв. В числе находок на этом средневековом прихрамовом кладбище несколько бронзовых нательных крестиков, а также довольно большое количество монет Московского государства. Но среди этих монет есть и более ранняя, по всей видимости, византийская. Интересен также бронзовый перстень с каменной вставкой (агатовой?), на котором изображена птица. Обнаружено много фрагментов первоначальной фресковой живописи собора, датированной XII в. Есть также глиняные плитки первоначального пола того же XII в., сильно стертые сверху, но все же сохранившие следы и участки поливы (глазури) желтого и зеленого цветов. Все эти находки говорят нам о том, что даже небольшие работы на памятнике такого высокого уровня, как Спасский собор в Переславле, всегда приносят неожиданности, новые факты и новые предметы.

Увенчала короткий сезон раскопок в Спасском соборе Переславля и у его стен находка совершенно новой древнерусской надписи и замечательного рисунка рядом с ней. В надписи уверенно прочитываются слова «но не всем ладно. Игнат писал». «Ладно», скорее всего, следует понимать как «одинаково» – в соответствии с основным значением слова в древнерусском языке. Фразе предшествует загадочная последовательность из пяти букв, которую невозможно истолковать как записанный обычным образом славянский текст. Между тем эта последовательность находит параллели в древнерусской эпиграфике и берестяных грамотах; вероятно, она имеет гадательный характер. Находящийся рядом с надписью рисунок изображает бегущего человека, левой рукой поднимающего над головой существо с головой птицы, телом змеи и рыбьим хвостом. Перед нами редчайший пример изображения фантастических существ, по преданиям обитавших в дальних странах. Подобные изображения есть в западноевропейских миниатюрах средневекового времени, но на Руси они не были широко известны. Рисунок может также представлять собой аллегорию.


Белокаменый блок на северном фасаде с граффити и рисунком

Две другие надписи, читаемые на соседних каменных блоках и датируемые, как и первая, XII в., представляют собой автограф «Лазорь писал» и последовательность из сокращенно записанных названий дней недели, аналогия которой есть в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Новые тексты существенным образом дополняют массив древнерусских граффити, открытых на фасадах Спасо-Преображенского собора в 2015 г., из которых наиболее известна надпись с перечислением убийц Андрея Боголюбского.      

 

Вл.В. Седов, М.В. Вдовиченко, В.А. Зейфер, А.А. Гиппиус

Новость в СМИ:

Интерфакс
РИА Новости
Россия 1
RT
МИР24
Российская газета
The Art Newspaper Russia
РИА Религия

«Зверь и шифр». В древнерусском храме нашли таинственное послание

https://ria.ru/20200926/graffiti-1577790454.html

«Зверь и шифр». В древнерусском храме нашли таинственное послание

«Зверь и шифр». В древнерусском храме нашли таинственное послание — РИА Новости, 25.12.2020

«Зверь и шифр». В древнерусском храме нашли таинственное послание

На стене древнейшего белокаменного храма Северо-Восточной Руси — Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском археологи обнаружили загадочное животное и… РИА Новости, 25.12.2020

2020-09-26T08:00

2020-09-26T08:00

2020-12-25T16:40

религия

российская академия наук

русская православная церковь

аналитика — религия и мировоззрение

западная европа

владимир седов

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn23.img.ria.ru/images/07e4/09/19/1577786817_6:0:1194:668_1920x0_80_0_0_60490e3cf402aff583fda8fbba106ce3.jpg

МОСКВА, 26 сен — РИА Новости, Антон Скрипунов. На стене древнейшего белокаменного храма Северо-Восточной Руси — Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском археологи обнаружили загадочное животное и шифр. Ученые полагают, что на граффити XII века изображен неизвестный ранее религиозный обряд. Об уникальном открытии и спорах вокруг него — в материале РИА Новости.»Редчайший пример»Если сегодня начертить на стене храма надпись в духе «Здесь был Вася», можно заработать солидный штраф. Или даже тюремный срок — если памятник федерального значения. Но 800 лет назад думали иначе. Оттого стены церквей домонгольской эпохи испещрены многочисленными граффити. Но об этом ученые узнали лишь в последние десятилетия: многие века надписи и рисунки покоились под толстым слоем штукатурки. Изображения, которые находят исследователи, порой становятся настоящей сенсацией.Так случилось и с граффити Спасо-Преображенского собора. Уже установлено, что изображение относится к середине XII века, тогда храм только-только построили. Неизвестный выцарапал фигуру бегущего человека: левой рукой он поднимает над собой странное существо с головой птицы, телом змеи и хвостом рыбы. «Перед нами — редчайший пример изображения фантастических животных, по преданиям, обитавших в дальних странах», — говорит руководитель Архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН Владимир Седов. По словам ученого, таких мифических тварей обычно рисовали в странах Западной Европы. На Руси по неизвестным науке причинам это не было принято. Тем более в святом месте — храме. «На стенах Преображенского собора очень много крестов — люди оставляли о себе молитвенную память. Очень похоже на современную традицию «именных кирпичиков»: человек жертвует деньги на строительство храма, и на кирпич краской наносят его имя или имена тех, чье поминовение он закажет», — объясняет пресс-секретарь Переславской епархии священник Сергий Савенков. Само собой, отмечает он, в храмах «абы что не чертили». Все надписи так или иначе связаны с христианской тематикой. На стенах Софийского собора в Новгороде в виде граффити встречаются даже народные подражания иконам Христа и Богоматери. Кроме того, в новгородских церквях исследователи обнаружили интересный феномен того времени: верующие царапали свое мирское имя и тут же — крестильное. Например, «Путята написал это», а рядом тем же почерком: «Раб Божий Илия».Загадочный посланникАвторы храмовых граффити изображали и самих себя. Благодаря этому, например, ученые узнали, как выглядела повседневная одежда во времена домонгольской Руси. Процарапывали иногда и фигуры животных — либо домашних, либо связанных с тем или иным библейским эпизодом. Оттого и необычен найденный в Переславле рисунок. На нем запечатлено фантастическое существо, о котором ни в Библии, ни в церковном предании нет ни слова. «Часть картинки отколота, поэтому сомневаюсь, что у существа рыбий хвост. По всей видимости, изображено противоборство птицы и змеи, чему есть параллели в других памятниках древнерусской культуры», — рассуждает историк Савва Михеев. По словам ученых, в средневековых представлениях змея олицетворяла зло — ведь в Библии именно из-за змея-искусителя Адама и Еву изгнали из Эдема. Птица же — небесный символ. Поэтому исследователи считают: в необычном граффити аллегорически запечатлена борьба добра со злом, то есть вполне церковный мотив. Однако под рисунком и слева от него исследователи обнаружили надпись. Автор тот же, уверены они. Внизу отчетливо читается лишь конец фразы: «…но не всем ладно. Игнат писал».А перед этой фразой вырезана последовательность из пяти славянских букв, причем в осмысленный текст они не складываются. То есть ученые наткнулись на некий шифр. «Народный обряд»»Можно предположить, что начальная часть надписи связана с некой процедурой гадания, которая была принята в ту эпоху. В древнерусской эпиграфике (надписях на камне, железе и дереве — прим.ред.) обнаруживаются и другие ее отражения», — говорит ведущий научный сотрудник Лаборатории лингвосемиотических исследований НИУ ВШЭ Алексей Гиппиус.По его словам, надпись относится к довольно большому пласту «народной магической культуры». В письменности домонгольской Руси его представляют также надписи на амулетах-«змеевиках» и берестяные грамоты с текстами заговоров. С точки зрения тех, кто писал и использовал эти тексты и предметы, как отмечает ученый, «они не противопоставлялись христианской вере».»Мы имеем дело с периферией официальной религии, где христианские элементы сочетались с магическими практиками, часто очень древними. Например, известен обряд принесения клятвы или присяги. Он назывался «ходить ротЕ» («ротА» – слово, однокоренное с реку, рок, – это и есть устная клятва). Это обряд языческого происхождения, но в христианскую эпоху мог совершаться в храме», — рассказывает лингвист Однако это, по его словам, противоречило церковным канонам. Поэтому духовенство боролось с подобными обычаями. Сохранились древнерусские поучения, запрещающие «роты и клятвы», как и другие пережитки языческой поры, включая и гадания.»До наших дней дошли «Слова» и «Поучения», запрещающие такие обычаи», — добавляет исследователь. Скорее всего, граффити из Переславля укажет ученым на неизвестный религиозный обряд. Или же это послание потомкам — несколько лет назад в том же Преображенском соборе нашли граффити с именами убийц Андрея Боголюбского, завершившего возведение этого храма. Новое открытие, надеются исследователи, поможет узнать неизвестные подробности о жизни Руси домонгольского периода, ведь от него осталось мало свидетельств. Как сообщил Гиппиус, результаты расшифровки надписей скоро представят широкой публике.

https://ria.ru/20190210/1550619858.html

западная европа

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn24.img.ria.ru/images/07e4/09/19/1577786817_155:0:1046:668_1920x0_80_0_0_a28a7335c80b4207ef8576be7363e56f.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

российская академия наук, русская православная церковь, аналитика — религия и мировоззрение, западная европа, владимир седов

МОСКВА, 26 сен — РИА Новости, Антон Скрипунов. На стене древнейшего белокаменного храма Северо-Восточной Руси — Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском археологи обнаружили загадочное животное и шифр. Ученые полагают, что на граффити XII века изображен неизвестный ранее религиозный обряд. Об уникальном открытии и спорах вокруг него — в материале РИА Новости.

«Редчайший пример»

Если сегодня начертить на стене храма надпись в духе «Здесь был Вася», можно заработать солидный штраф. Или даже тюремный срок — если памятник федерального значения. Но 800 лет назад думали иначе. Оттого стены церквей домонгольской эпохи испещрены многочисленными граффити.

Но об этом ученые узнали лишь в последние десятилетия: многие века надписи и рисунки покоились под толстым слоем штукатурки. Изображения, которые находят исследователи, порой становятся настоящей сенсацией.

Так случилось и с граффити Спасо-Преображенского собора. Уже установлено, что изображение относится к середине XII века, тогда храм только-только построили. Неизвестный выцарапал фигуру бегущего человека: левой рукой он поднимает над собой странное существо с головой птицы, телом змеи и хвостом рыбы.

«Перед нами — редчайший пример изображения фантастических животных, по преданиям, обитавших в дальних странах», — говорит руководитель Архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН Владимир Седов.

По словам ученого, таких мифических тварей обычно рисовали в странах Западной Европы. На Руси по неизвестным науке причинам это не было принято. Тем более в святом месте — храме.

«На стенах Преображенского собора очень много крестов — люди оставляли о себе молитвенную память. Очень похоже на современную традицию «именных кирпичиков»: человек жертвует деньги на строительство храма, и на кирпич краской наносят его имя или имена тех, чье поминовение он закажет», — объясняет пресс-секретарь Переславской епархии священник Сергий Савенков.

Само собой, отмечает он, в храмах «абы что не чертили». Все надписи так или иначе связаны с христианской тематикой. На стенах Софийского собора в Новгороде в виде граффити встречаются даже народные подражания иконам Христа и Богоматери. Кроме того, в новгородских церквях исследователи обнаружили интересный феномен того времени: верующие царапали свое мирское имя и тут же — крестильное. Например, «Путята написал это», а рядом тем же почерком: «Раб Божий Илия».

Загадочный посланник

Авторы храмовых граффити изображали и самих себя. Благодаря этому, например, ученые узнали, как выглядела повседневная одежда во времена домонгольской Руси. Процарапывали иногда и фигуры животных — либо домашних, либо связанных с тем или иным библейским эпизодом.

Оттого и необычен найденный в Переславле рисунок. На нем запечатлено фантастическое существо, о котором ни в Библии, ни в церковном предании нет ни слова.

«Часть картинки отколота, поэтому сомневаюсь, что у существа рыбий хвост. По всей видимости, изображено противоборство птицы и змеи, чему есть параллели в других памятниках древнерусской культуры», — рассуждает историк Савва Михеев.

По словам ученых, в средневековых представлениях змея олицетворяла зло — ведь в Библии именно из-за змея-искусителя Адама и Еву изгнали из Эдема. Птица же — небесный символ. Поэтому исследователи считают: в необычном граффити аллегорически запечатлена борьба добра со злом, то есть вполне церковный мотив.

Однако под рисунком и слева от него исследователи обнаружили надпись. Автор тот же, уверены они. Внизу отчетливо читается лишь конец фразы: «…но не всем ладно. Игнат писал».

А перед этой фразой вырезана последовательность из пяти славянских букв, причем в осмысленный текст они не складываются. То есть ученые наткнулись на некий шифр.

«Народный обряд»

«Можно предположить, что начальная часть надписи связана с некой процедурой гадания, которая была принята в ту эпоху. В древнерусской эпиграфике (надписях на камне, железе и дереве — прим.ред.) обнаруживаются и другие ее отражения», — говорит ведущий научный сотрудник Лаборатории лингвосемиотических исследований НИУ ВШЭ Алексей Гиппиус.

По его словам, надпись относится к довольно большому пласту «народной магической культуры». В письменности домонгольской Руси его представляют также надписи на амулетах-«змеевиках» и берестяные грамоты с текстами заговоров. С точки зрения тех, кто писал и использовал эти тексты и предметы, как отмечает ученый, «они не противопоставлялись христианской вере».

«Мы имеем дело с периферией официальной религии, где христианские элементы сочетались с магическими практиками, часто очень древними. Например, известен обряд принесения клятвы или присяги. Он назывался «ходить ротЕ» («ротА» – слово, однокоренное с реку, рок,это и есть устная клятва). Это обряд языческого происхождения, но в христианскую эпоху мог совершаться в храме», — рассказывает лингвист

Однако это, по его словам, противоречило церковным канонам. Поэтому духовенство боролось с подобными обычаями. Сохранились древнерусские поучения, запрещающие «роты и клятвы», как и другие пережитки языческой поры, включая и гадания.

«До наших дней дошли «Слова» и «Поучения», запрещающие такие обычаи», — добавляет исследователь.

Скорее всего, граффити из Переславля укажет ученым на неизвестный религиозный обряд. Или же это послание потомкам — несколько лет назад в том же Преображенском соборе нашли граффити с именами убийц Андрея Боголюбского, завершившего возведение этого храма.

Новое открытие, надеются исследователи, поможет узнать неизвестные подробности о жизни Руси домонгольского периода, ведь от него осталось мало свидетельств. Как сообщил Гиппиус, результаты расшифровки надписей скоро представят широкой публике.

10 февраля 2019, 08:00Религия»Необычно для Руси». Ученые бьются над загадкой ростовского саркофага

Достопримечательность Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Спасо-Преображенский собор — древнейшая достопримечательность Переславля-Залесского и всей Ярославской земли. Если Вы хотите увидеть своими глазами самый древний белокаменный храм Северо-Восточной Руси, приезжайте в Переславль. Здесь, на центральной площади, возвышается белокаменный собор, возраст которого превышает 850 лет.

Этот уникальный памятник архитектуры поражает своей красотой и величественностью. Его стены молчаливо хранят героическое прошлое храма, на долю которого выпало немало испытаний. Он уцелел в огне монгольских пожаров, пережил нашествие поляков на Русь, видел тяготы русского народа, уходившего на защиту Родины. Своей милостью святыню не раз одаривали русские цари и императоры. Здесь был крещён Александр Невский, Иван Грозный любил приезжать сюда на моления, Пётр Первый просил благословения у настоятелей собора на строительство первой русской флотилии.

Датой основания храма считается 1152 год. Тогда по велению Юрия Долгорукого был заложен фундамент будущей святыни. Однако князю не удалось окончить начатое, завершал строительство Андрей Боголюбский. К 1160 году здесь состоялось первое богослужение.

Таким образом, на возведение собора потребовалось 8 лет. За этот срок удалось создать поистине монументальное сооружение. Его высота составляла 22 метра (на сегодняшний день она не превышает 21 метра — здание ушло в землю). По тем временам строение выглядело гигантским небоскрёбом. Ширина стен была также внушительной: её величина находилась в диапазоне от 1 до 1,3 метра. Такой толщины удалось достичь за счёт уникального строительного материала — белого бута. Он представлял собой массив из натурального камня. Правильную форму блоков ему придавали на специальных каменоломнях. Это был длительный и очень трудоёмкий процесс. Но оно того стоило. Бут обладал прекрасными эксплуатационными характеристиками и был удивительно красив. Правда, его использование требовало особого фундамента, который бы смог выдержать огромную каменную массу. Спасо-Преображенский собор был поставлен именно на такую основу. До сих пор его фундаментные плиты выступают более, чем на метр от основного объёма здания.

Как было принято в ту эпоху, храм сделали одноглавым. Мощный световой барабан венчался шлемовидным куполом. Значительно позже он был заменён на объёмную луковичную главу. Украшения на соборе практически отсутствовали. Скромный городчатый поясок и поребрик опоясывают барабан храма. С восточной стороны, где устроено три апсиды, декор несколько богаче. Здесь можно увидеть изящный аркатурно-колончатый пояс из белокаменной резьбы, уже знакомый поребрик и резной полувал. По мнению искусствоведов, украшений раньше было несколько больше, но в процессе многочисленных реконструкций часть из них утрачена.

Основной объём здания не обременён никакими постройками. Здесь нет ни приделов, ни галерей. Время уничтожило единственное околохрамовое сооружение — деревянную башенку с винтовой лестницей, по которой князья поднимались на хоры (специальное место для наблюдения за службой).

Отдельного внимания заслуживает роспись храма, выполненная ещё мастерами монгольской эпохи. Она сохранялась на стенах святыни вплоть до XIX века. В 1890-х годах церковные патриархи посчитали её устаревшей и поменяли уникальные фрески на обычную масляную роспись. Тогда же вместо деревянного иконостаса установили предалтарную мраморную плиту. Но даже, несмотря на эту невосполнимую утрату, Спасо-Преображенский собор имеет огромную культурно-историческую ценность. Побывать здесь должен каждый!

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Google+

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Собор выстроен из белого камня в технике полубутовой кладки, свойственной европейскому романскому стилю. Резной вал апсид собора является единственным в древнерусской архитектуре примером использования мотива выгнутых вверх и вниз ланцетовидных листьев, разделённых пояском дентикул и лентами с высверленными отверстиями. Этот мотив и приемы характерны для Луканско – Пизанской архитектуры XII столетия, где работали ломбардские мастера. Подобный рельеф имеется также на окне крипты императорского собора в Шпайере, а также в церквях Малопольши XII столетия.

Эпиграфический артефакт, так как покрыт граффити/ уникальный средневековый /христианский лабиринт


Граффити-лабиринт на восточной стене собора. 2017г. Фото Е.К. Шадунц

Переславский Спасо-Преображенский собор — крупнейший эпиграфический артефакт домонгольского времени во Владимиро-Суздальском княжестве, поскольку его стены покрыты граффити от цоколя до карниза. Уникальность объекта: граффити нанесены непосредственно на камень, расположены снаружи, включают как ставрографические изображения, так и надписи, в том числе, многострочные. Самый большой по размеру граффити-рисунок в виде системы концентрических окружностей интерпретируется как средневековый христианский лабиринт, что является уникальным для православной традиции.

Значимые исторические события, связанные с собором

С Переславским собором связаны такие события, как крещение князя Александра Невского и рукоположение в игумены Преподобного Сергия Радонежского, суд над Митрополитом московским Петром.

Первый в СССР музей А. Невского. Богослужения в соборе


Музей Александра Невского в Спасо-Преображенском соборе. 1949г. Коллекция Переславского музея-заповедника. Инв. № ВП-15834.

В 1945-53 годах в соборе находился первый в СССР музей Александра Невского. В настоящее время Спасо-Преображенский собор является филиалом Переславского музея-заповедника,  открыт с мая по октябрь. 12 июня (память Александра Невского) и 19 августа (Преображение Господне) в соборе проходят богослужения.

Адреса культуры

Редкое граффити XII века найдено в соборе Переславля-Залесского — Поиск

11.09.20

Редкое граффити XII века, состоящее из изображения человека с фантастическим животным и фрагментом сопровождающего текста, обнаружил Архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН при исследовании одного из древнейших храмов домонгольского периода — Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Фигура бегущего человека, левой рукой поднимающего над головой существо с головой птицы, телом змеи и рыбьим хвостом, расположена в правой части граффити. Слева от рисунка и под ним находится текст, в конце которого уверенно прочитываются слова «но не всем ладно. Игнат писал». Фразе предшествует загадочная последовательность из пяти букв, которую невозможно истолковать как записанный обычным образом славянский текст.

Перед нами – редчайший пример изображения фантастических существ, по преданиям обитавших в дальних странах. Подобные изображения есть в западноевропейских миниатюрах средневекового времени, но на Руси они не были широко известны. Рисунок может также представлять собой аллегорию борьбы добра со злом,

– сказал руководитель Архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН, член-корреспондент РАН Владимир Седов.

Сопровождающая рисунок фраза, возможно, имеет гадательный характер, так как подобная последовательность находит параллели в древнерусской эпиграфике и берестяных грамотах, слово “ладно”, скорее всего, следует понимать как “одинаково”, в соответствии с основным значением слова в древнерусском языке,

– отметил член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус.

Спасо-Преображенский собор в Переславле. Северный фасад

Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского имеет сложную строительную историю: сооруженный по заказу князя Юрия Долгорукого в середине XII века, он неоднократно перестраивался, подвергался ремонту и реставрации. Начиная с середины XIX века, археологи неоднократно исследовали собор. Эти исследования носили фрагментарный характер, но благодаря им удалось установить архитектурные особенности собора, его первоначальный облик, а также собрать уникальную коллекцию граффити, среди которых — сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского и список его убийц.

Исследования, проведенные в сентябре 2020 года Архитектурно-археологическим отрядом Института археологии РАН при содействии Переславского музея-заповедника, связаны с предстоящей реставрацией интерьера древнейшего храма Владимиро-Суздальской Руси и проводятся в рамках многолетней научной программы по комплексному изучению древнерусских домонгольских соборов. В рамках проекта уже исследованы памятники XII – начала XIII века в Новгороде, Кидекше, Боголюбове и Юрьеве-Польском.

Раскопки 2020 года показали, что собор построен на перекрещивающихся ленточных фундаментах, характерных для домонгольских памятников первой половины XII века. Это открытие, важное для понимания и дальнейшего анализа древнерусской строительной техники XII века, имеет также важное практическое значение для планирования реставрационных работ в храме, так как фундаментные ленты сообщают собору дополнительную значительную прочность

По предыдущим археологическим исследованиям в Спасо-Преображенском соборе были известны только продольные ленты фундаментов. Мы впервые “поймали” поперечные ленты и увидели, что собор стоит на прямоугольной сетке ленточных фундаментов, протянутых от столбов к стенам и между столбами в поперечном и продольном направлениях . Это впечатляющая прочная конструкция  напоминает своей совершенной геометрией планировку римских военных поселений,

–  отметила кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко.

Слева направо: Фрагмент фундамента у северной стены собора, белокаменный блок с рисунком, шурф у западной стены собора.

Внутри храма у северной стены был найден белокаменный саркофаг второй половины XIII – начала XIV века, внутри которого был расчищен мужской костяк. Эта находка дает новые данные для истории некрополя, устроенного внутри собора, где хоронили в основном князей Переславля, и где во время предыдущих раскопок были обнаружены и изучены два каменных саркофага, поставленных вдоль южной стены храма.

Менее статусные захоронения были обнаружены с внешней стороны собора: на средневековом прихрамовом кладбище археологи нашли два десятка погребений, в основном относящихся к XVI–XVII векам. Также здесь собрано несколько бронзовых нательных крестиков, большое количество монет Московского государства, среди которых есть монета раннего времени, по всей видимости, византийская.  Обнаружены также детали раннего собора, датированной XII веком: фрагменты первоначальной фресковой живописи собора и глиняные плитки первоначального пола, сильно стертые сверху, но все же сохранившие следы и участки глазури желтого и зеленого цветов.

Белокаменный блок с надписью и рисунком на северном фасаде

Изображение человека с фантастическим животным и надписью были обнаружены на белокаменном блоке высотой около 30 сантиметров и длиной около 50 сантиметров, центральную часть которого занимает изображение крестов. Надпись, которая находится слева от рисунка и под ним, еще не прочитана. Граффити обнаружены и на соседних белокаменных блоках: на блоке, находящемся справа, нанесены автограф «Лазорь писал» и сокращенные названия дней недели, и еще на одном блоке изображены кресты, вероятно, погребальные. Эти надписи, как и первая, датируются XII веком.

Аналогия такой надписи есть в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Новые тексты существенным образом дополняют массив древнерусских граффити, открытых на фасадах Спасо-Преображенского собора в 2015 году, из которых наиболее известна надпись с перечислением убийц Андрея Боголюбского,

– сообщил Владимир Седов.

 

Пресс-служба Института археологии РАН

Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский) — это… Что такое Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский)?

Спа́со-Преображе́нский собо́р в Переславском кремле заложен Юрием Долгоруким в 1152 году. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157.

Архитектура собора

Этот одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм — самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси (как и церковь Бориса и Глеба в Кидекше).

Стены собора выложены в полубутовой технике из прекрасно отесанных и положенных почти насухо белокаменных блоков. Толщина стен — от 1 м 30 см до 1 м. Высота храма в древности составляла около 22 м.[1]

Фундамент храма — ленточный (проходящий к столпам от стен), для своего времени уже архаичный. Фундамент сложен из крупного булыжника на извести. Глубина — 1,2 м, доведен до слоя плотной глины. Он значительно шире стен — выступает на 1 м с севера и 1,5 м с востока. До глубины 0,8 м фундамент опускается отвесно, а затем сужается.[2]

Здание по сравнению с домонгольским временем «вросло в землю» примерно на 90 см: ниже отлива идут ещё 2 ряда кладки белокаменного цоколя[3].

Декор храма очень строг. Барабан украшен поребриком и городчатым поясом, по верху апсид проходят аркатурный пояс, поребрик и резной полувал.[4]

А.Г. Чиняков, обследовавший и реставрироваший собор в 1940-х годах, предполагал, что барабан завершался цепочкой резных арочек, подобных завершениям барабанов владимирского Успенского собора.[5]

Никаких каменных папертей и иных пристроек к собору не сохранилось, никаких их следов археологические исследования не открыли[6]. Вероятно, к заложенному ныне входу на хоры во втором ярусе западного прясла северной стены собора примыкала не каменная (как в большинстве домонгольских храмов Северо-Восточной Руси), а деревянная лестничная башня[7].

Во время раскопок в храме в конце 1930-х гг. были обнаружены майоликовые плитки жёлтого, зелёного и коричневого цвета, устилавшие пол. Более нарядные плитки, белые с голубым орнаментом, вероятно, украшали хоры[8].

Фрески

Фреска с изображением апостола из Спасо-Преображенского собора. ГИМ, Москва

Во второй половине XII века собор был расписан фресками. Композиции «Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» обнаружил в 1862 году краевед и архитектор Н.А. Артлебен.[9]

Во время реставрации собора в 1893—94 годах древние фрески были сняты мелкими кусками, уложены в ящики и укрыты в холодном сарае в беспорядке. В 1895 году Археологическая комиссия признала фрески не заслуживающими дальнейшего сохранения.[10]

Сохранившийся фрагмент росписей (поясное изображение апостола Симона) сейчас находится в Историческом музее Москвы.[11]

Не представлявшие значительной художественной ценности фрески XIX века счищены. Сейчас внутри собора белые стены.

Значение собора

Собор — единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, дошедший до нас почти в полной сохранности.

В соборе были крещены многие переславские князья, в том числе, вероятно, Александр Невский, родившийся в Переславле в 1220.

В XIII—XIV веках Спасо-Преображенский собор был усыпальницей переславских удельных князей. Здесь были захоронены князья Дмитрий Александрович и Иван Дмитриевич. При раскопках в 1939 году под руководством Н.Н. Воронина была обнаружена редкая декорированная треугольно-выемчатым орнаментом крышка саркофага с могилы Ивана Дмитриевича.[12]

2 сентября 1945 года в соборе открыт Музей Александра Невского.[13]

Сохранившееся убранство

Феофан Грек. Преображение. Икона из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского

В соборе находилась икона «Преображение» начала XV века, приписываемая кисти Феофана Грека (ныне — в Третьяковской галерее).[14]

Барабан и апсиды собора

Примечания

  1. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. М., 1961—1962. Т. 1, с. 81
  2. Воронин Н.Н. указ. соч. Т. 1, с. 78
  3. Воронин Н.Н. указ. соч. Т. 1, с. 82
  4. Заграевский С.В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М., 2008. С. 172 (Ссылка)
  5. Чиняков А.Г. Архитектурный памятник времен Юрия Долгорукого // Архитектурное наследство. — 1952. — № 2.
  6. Иоаннисян О.М. Исследования в Ярославле и Переславле-Залесском // Археологические открытия 1986 года. — М., 1988.
  7. Заграевский, С.В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М., 2008. С. 172 (Ссылка)
  8. Воронин, Н.Н. Зодчество… Т. 1, с. 82
  9. Артлебен Н.А. Древние фрески, открытые в Спасо-Преображенском соборе, в Переславле-Залесском / Н.А. Артлебен // Труды Владимирского Губернского Статистического Комитета. — Владимир, 1863. — Том 1. — С. 77—85. (Ссылка)
  10. Лукомский, Г.К. О памятниках архитектуры Переславля-Залесского / Г.К. Лукомский. — СПб., 1914.
  11. Воронин, Н.Н. указ. соч. Т. 1, с. 508
  12. Воронин Н.Н. Раскопки в Переславле-Залесском // Материалы и исследования по археологии СССР. — М., Л., 1949. Т. 11.
  13. Иванов К.И. Музей Александра Невского в городе Переславле-Залесском. — Ярославль, 1951. (Ссылка)
  14. Сукина, Л. Б. Превратности судьбы древнего шедевра // Северный край. — 1997. — 19 августа. (Ссылка.)

Литература

 

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты

Небольшой одноглавый Спасо-Преображенский собор — старейший храм как Переславля-Залесского, так и всей Ярославской области. Он находится в центре Красной площади, где в XII веке располагалась княжеская резиденция.

Заложен собор в 1152 году, во времена князя Юрия Длиннозубого, основателя Москвы. Семьдесят лет спустя, 30 мая 1220 года, в княжеской резиденции родился князь Александр.Он получил прозвище «Невский» после Невской битвы и Ледяной битвы. Сегодня памятник Александру Невскому находится в соборе недалеко от места его рождения. Русский князь был провозглашен святым, мощи его хранятся в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Спасо-Преображенский собор и купола церквей на Красной площади

Преображенский собор построен в 1152 году.Это самый старый храм в Центральной России.

Высота Спасо-Преображенского собора составляла 22 метра. Сегодня его высота составляет всего 21 метр. Ширина его стен также была довольно большой — от 1 до 1,3 метра. Они были сделаны из белого щебня, который вырубали на каменоломнях.

В XII веке все церкви Древней Руси имели только один купол. Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) — один из самых красивых образцов церквей того периода. Первоначально Преображенский собор имел шлемовидный купол, который позже был заменен более распространенным луковичным куполом. В соборе почти не было украшений, но эта простота не менее впечатляла, чем богатый декор более поздних архитектурных стилей.

Спасо-Преображенский собор (Ярославская область, г. Переславль-Залесский).Интерьер

Касирова Анастасия Алексеевна (1991 -). Спасо-Преображенский собор (Ярославская область, Переславль-Залесский) .Интерьер: [Фотоальбом] / Фото А.А. Кассирова.- Переславль-Залесский, 18 сентября 2019. -9 файлов (20 МБ). -Режим доступа: Интернет-портал Президентской библиотеки. Название из сопроводительного документа. Информация предоставлена ​​автором. Копирование пользователям запрещено. В 1152 году князь Юрий Долгорукий приказал перенести крепость из города Плюшка, расположенного на берега Плещеевского озера, в более просторное место в устье реки Труж.Новую крепость назвали Южнорусским Переяславлем (позднее утвердился облик Переславля) .На территории новой крепости был заложен Спасо-Преображенский собор — одноглазый крестово-купольный четырехквартирный тротескидный храм, самый ранний из них. Белорусские архитектурные памятники Северо-Востока Руси и в последний раз почти полностью сохранились. В соборе крестился Александр Невский, родившийся в Переславле в 1221 году. Спасо-Преображенский собор служил усыпальницей переславских удельных князей — вот они. могилы сына Александра Невского великого князя Владимира Дмитрия Александровича и внука великого полководца Переславского удельного князя Ивана Дмитриевича.2 сентября 1945 года Совет был создан Музеем Александра Невского, впоследствии закрытым. В настоящее время Преображенский собор функционирует как филиал Переславль-Залесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Материалы сайта » Википедия »(https://ru.wikipedia.org/wiki/spasopreverazhensky_Sobor_odeForce-Zulzsky)). 1. Спасо-Преображенский собор (г. Переславль-Залесский; Ярославская область) — Фото.2. Территория (коллекция) .3. Территория России: Ярославская область (коллекция).4. Александр Невский (Сборник) .5. Документальные фотографии.BBK 63.3 (2rd-4) 64Я611BBK 85.113 (2R-4) y611BBK 86.372.24-655.1 (2rone-4) y611 Источник электронной копии: с личной встречи Место хранения Оригинал: с частной сборки

описание, особенности, история и архитектура

Среди памятников древнего храмового зодчества Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском занимает особое место в истории России. Дошедший до нас из тех далеких времен, когда Русь еще не познала ужасы татаро-монгольского нашествия, это самый ранний из белокаменных храмов северо-востока Руси.

Как строили в старину

Преображенский собор (Переславль-Залесский), ровесник самого города, был основан в 1152 году одним из сыновей Владимира Мономаха — великим князем Юрием Долгоруким. Годы наложили на него свой отпечаток. Как показали исследования, за период, превышающий восемь с половиной веков, храм погрузился в землю на девяносто сантиметров.

Словно предвидя грядущие военные потрясения, основатели собора заложили в его стенах значительный запас прочности.Толщиной более метра они были выложены в так называемой полублочной технике, заключающейся в укладке сухих отлично очищенных белокаменных блоков. Точно подогнанные друг к другу, они обеспечивали высокую прочность и долговечность всей конструкции. По своим архитектурным особенностям объект относится к одноглавому четырехколонному храму, украшенному тремя апсидами. Качество работ прошло успешную проверку временем, в результате чего Преображенский собор (Переславль-Залесский), построенный в XII веке, дошел до наших дней в отличном состоянии.

Доска — список заморочек

А потестить храм было немало. Внутри, на одной из стен, закреплена доска, на которой перечислены все испытания и невзгоды, выпавшие на его долю в последующие века. Упоминаются в нем и бесчисленные татарские орды, пронесшиеся через Переславль-Залесский, и орды литовских завоевателей, и отряды соседних хищников князей. Речь идет не только о тех, кто нанес основной и непоправимый ущерб храму — о реставраторах.

Уничтожение образцов настенной росписи

Вследствие бессердечия и профессионализма, проявленных при реставрационных работах, проведенных в храме в конце XIX века, бесценные фрески последней четверти XII века навсегда остались неизменными. потерянный. О том, на каком уровне они были выполнены древними мастерами, можно составить представление только о единственном чудом уцелевшем фрагменте, который сейчас хранится в Историческом музее Москвы.На нем изображен ветхозаветный пророк Симон.

Из отчетов комиссии по восстановлению производства известно, что фрески, изображающие сцены Страшного суда и Богородицы, восседающей на троне, были сняты со стен и упакованы в деревянные ящики. Поскольку ни один из музеев не согласился принять их на хранение, эти образцы древней живописи просто сбросили в сарай, где они оказались в полном беспорядке.

Со временем они пришли в полную негодность, и в 1895 году специальная археологическая комиссия сочла их дальнейшее хранение нецелесообразным.Поскольку благочестие не позволяло просвещенным варварам выбрасывать священные изображения в мусор, их просто топили в озере.

История России, вошедшая в состав старинного собора

За годы своей истории в нем есть центр событий, составивших яркие страницы истории Древней Руси, и Переславль-Залесский. Спасо-Преображенский собор за свою жизнь повидал многое. Установленная на его стене мраморная доска указывает на то, что где-то рядом находились княжеские покои, в которых в 1220 году родился будущий защитник России благочестивый князь Александр, прозванный Невским в устье Невы за разгром шведских захватчиков.Под сводами того же храма он принял святое крещение.

Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский) стал усыпальницей его сына — великого Владимирского князя Дмитрия Александровича и его внука — удельного князя Переславского Ивана Дмитриевича. Их могилы, сохранившиеся от времени, сохранились до наших дней. Помнят своды церкви и преподобного Сергия Радонежского, возведенного здесь в сан игумена, прежде чем он возглавил Свято-Троицкую лавру.Сергия, основанная им.

Картины прошлого

Переславль-Залесский собор Преображения Господня увидел, сколько великих московских князей молились здесь на коленях. Он знал и самого Ивана Грозного, который пришел в эту чудесную страну, чтобы просить у Бога прощения за уже совершенные им преступления и набраться сил для новых. И когда в разгар Смутного времени Россия была на грани развала, перед изображениями этого храма молили Господа о посылке победы православному ополчению Минину и Пожарскому.

Многие «легенды старины» хранят в памяти Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский). Он также мог сказать, как недалеко от него на озере Плещеево строил свой «забавный флот» молодой государь русский Петр I, получивший от потомков титул Великого, и флот, отплывший от тихих берегов озера, был уготован. покорить все океаны мира.

Таинственные подземные лабиринты

Как любой уважающий себя памятник древних времен Преображенский собор в городе Переславль-Залесский имеет свой секрет, будоражащий умы ученых и исследователей и просто любителей всего, что выходит за рамки серая рутина.Из летописных материалов известно, что при возведении храма под его основанием были вырыты подземные ходы для эвакуации жителей города в случае блокады — времена были уже мучительно неспокойными.

Приходилось ли мне их использовать в следующие периоды истории, когда орды татар и других захватчиков нападали на Русь, неизвестно. Многочисленные попытки найти вход в эти подземные лабиринты не увенчались успехом, и они до сих пор хранят свои секреты, что, безусловно, делает храм еще более привлекательным для туристов.

Жизнь собора в ХХ веке и в наши дни

После большевистского переворота храм, в котором до тех пор регулярно совершались церковные службы; он был закрыт, но, к счастью, в отличие от многих храмовых построек, не был разрушен. Все, что, по мнению новой власти, было ценным, было конфисковано или просто разграблено. Однако ряд наиболее значительных предметов церковной утвари сохранился. Среди них — посланная в Москву чаша (чаша причастия) — дар Юрия Долгорукова и уникальное Евангелие диакона Зиновия.

Несмотря на то, что сегодня храм официально принадлежит Никольскому монастырю, службы в нем проводятся нечасто, и он до сих пор сохраняет статус музея античности, в котором он сам является главным экспонатом. Недалеко находится мемориальный памятник Юрию Долгорукому, по приказу которого был построен город и воздвигнут Спасо-Преображенский собор. В Переславль-Залесский, история которого стала неотъемлемой частью прошлого России, ежегодно приезжают тысячи туристов, чтобы увидеть этот необыкновенный храм и вдохнуть в нем воздух давно минувших веков.

Редкие граффити с загадочным животным найдены в Преображенском соборе Переславля-Залесского

Редкое граффити XII века, изображающее человека с фантастическим животным и фрагмент текста, обнаружено археологами в одной из старейших церквей домонгольского периода — Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском.

Члены Архитектурно-археологического отряда Института археологии Российской академии наук (ИА РАН) обнаружили фигуру бегущего человека, левой рукой поднимающего существо с головой птицы, телом змеи. и рыбий хвост над головой, в правой части граффити на одной из стен собора, сообщает пресс-служба ИА РАН.

Фото: пресс-служба ИА РАН

«Это редчайший образец изображения фантастических существ, обитавших по легендам в далеких странах. Подобные изображения есть в западноевропейских миниатюрах средневековья, но они не были широко известны в России. Рисунок также может представлять собой аллегорию борьбы добра и зла », — сказал Владимир Седов, заведующий архитектурно-археологическим отделом ИА РАН.

Ученый добавил, что подобные записи найдены в церкви Спаса в Новгороде.

Фото: пресс-служба ИА РАН

«Новые тексты существенно дополняют массив древнерусских граффити, обнаруженных на фасадах Спасо-Преображенского собора в 2015 году, из которых самой известной является надпись с перечислением убийц Андрея Боголюбского», — отметил Владимир Седов.

Слева от рисунка и под ним текст, в конце которого ученые читают слова: «Но не все в порядке. Игнат написал. Этой фразе предшествует загадочная последовательность из пяти букв, которую нельзя интерпретировать как славянский текст, написанный обычным способом.

Член-корреспондент

РАН Алексей Гиппиус предположил, что фраза, сопровождающая рисунок, может иметь гадальный характер, «поскольку такая последовательность находит параллели в древнерусской эпиграфии и берестяных буквах, слово« ладно », скорее всего, следует понимать как «То же самое», в соответствии с основным значением слова в древнерусском языке. ”

Фото: пресс-служба ИА РАН

Изображение человека с фантастическим животным и надписью найдено на белокаменном блоке высотой около 30 сантиметров и длиной около 50 сантиметров, центральную часть которого занимает изображение крестов.Надпись слева от картинки и под ней пока не читалась.

Граффити обнаружены и на соседних белокаменных блоках: на блоке справа автограф «Лазор написал» и сокращенные названия дней недели, на другом — кресты, вероятно, погребальные. Эти надписи, как и первая, датируются XII веком.

Спасо-Преображенский собор. Фото: пресс-служба ИА РАН

.

Отмечается, что Преображенский собор Переславля-Залесского имеет непростую историю: построен по приказу князя Юрия Долгорукого в середине XII века, неоднократно перестраивался, ремонтировался и реставрировался.С середины 19 века его неоднократно исследовали археологи.

Исследования, проведенные в сентябре 2020 года, связаны с предстоящей реставрацией внутренних помещений собора и выполняются в рамках долгосрочной научной программы комплексного изучения древнерусских домонгольских соборов. В рамках этого проекта уже изучены памятники XII — начала XIII веков в Новгороде, Кидекше, Боголюбове и Юрьеве-Польском.

Описание, особенности, история и архитектура

Среди памятников древнего храмового зодчества, ставших свидетелями истории России, Преображенский собор в Переславле-Залесском занимает особое место. Уходящий нас из тех далеких времен, когда Русь еще не знала ужасов татаро-монгольского нашествия, это самый ранний из белокаменных храмов северо-востока Руси.

Как строили в старину

Преображенский собор (Переславль-Залесский), ровесник самого города, был основан в 1152 году одним из сыновей Владимира Мономаха — великим князем Юрием Долгоруким.Годы оставили в нем свой след. Исследования показали, что за период, превышающий восемь с половиной веков, храм погрузился в землю на девяносто сантиметров.

Словно предчувствуя грядущие военные потрясения, создатели собора заложили в его стенах изрядный запас прочности. Они были выложены толщиной более метра в так называемой полуфутовой технике, заключающейся в укладке сухих, идеально обтесанных белокаменных блоков. Точно подогнанные друг к другу, они обеспечивали высокую прочность и долговечность всей конструкции.По архитектурным особенностям объект относится к однокупольным четырехстолпным церквям, украшенным тремя апсидами. Качество работ было успешно проверено временем, в результате чего Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский), построенный в XII веке, сохранился до наших дней в отличном состоянии.

Доска — список заморочек

А испытать храм получилось много. Внутри, на одной из стен, укреплена доска, на которой перечислены все испытания и невзгоды, выпавшие на его долю в последующие века.В нем также упоминаются бесчисленные татарские орды, захватившие Переславль-Залесский, и орды литовских завоевателей, и отряды соседних хищных князей. Речь идет не только о тех, кто нанес основной и непоправимый ущерб храму — о реставраторах.

Уничтожение настенных росписей

В результате их бездушия и профессиональной некомпетентности, проявившейся при реставрационных работах, проведенных в храме в конце XIX века, бесценные фрески последней четверти XII века были навсегда утеряны.О том, на каком уровне они были выполнены древними мастерами, можно составить представление только о единственном чудом уцелевшем фрагменте, который сейчас хранится в Историческом музее Москвы. На нем изображен ветхозаветный пророк Симон.

Из отчетов комиссии, следившей за ходом реставрации, известно, что фрески, изображающие сцены Страшного суда и Богородицы, восседающей на троне, были сняты со стен и упакованы в деревянные ящики. Поскольку ни один из музеев не согласился принять их на хранение, эти образцы древней живописи просто выбросили в сарай, где они оказались в полном беспорядке.

Со временем они совершенно пришли в негодность, и в 1895 году их дальнейшее хранение было сочтено нецелесообразным специальной археологической комиссией. Поскольку благочестие не позволяло просвещенным варварам выбрасывать священные изображения в мусорное ведро, их просто топили в озере.

История России, частью которой стал древний собор

За годы своей истории я неоднократно оказывался в центре событий, составлявших яркие страницы истории Древней Руси и Переславля-Залесского. .Спасо-Преображенский собор за свою жизнь повидал многое. Установленная на его стене мраморная доска свидетельствует о том, что где-то рядом с ним находились княжеские покои, в которых в 1220 году будущего защитника России, полноправного князя Александра, прозвали Невским за разгром шведских захватчиков в устье Невы. Под сводами того же храма он принял святое крещение.

Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский) стал усыпальницей его сына — великого князя Владимира Александровича и внука — удельного переславского князя Ивана Дмитриевича.Их могилы, сохраненные временем, сохранились до наших дней. Мы помним своды церкви и преподобного Сергия Радонежского, возведенного здесь в сан игумена, прежде чем он возглавил основанную им Троице-Сергиеву Лавру.

Живопись прошлого

Переславль-Залесский собор Преображения Господня Я видел, сколько великих московских князей молились здесь на коленях. Он знал самого Ивана Грозного, который пришел в эту чудесную страну, чтобы помолиться от Бога за уже совершенные злодеяния и набраться сил для новых.И когда в разгар Смутного времени Россия была на грани развала, перед изображениями этого храма молили Господа послать победу православному ополчению Минину и Пожарскому.

В память о Спасо-Преображенском соборе (Переславль-Залесский) сохранилось множество «традиций старой старины». Он также мог рассказать о том, как молодой российский государь Петр I, получивший от потомков титул Великого, был построен на Плещеевом озере близ Плещеево недалеко от него, и был предназначен флот, отплывающий от тихих берегов озера. покорить все океаны мира.

Тайна подземных лабиринтов

Как и любой уважающий себя памятник древности, Преображенский собор в Переславле-Залесском имеет свою тайну, будоражащую умы ученых, исследователей и просто любителей всего, что выходит за рамки серого. рутина. Из анналов материалов известно, что при строительстве храма были вырыты подземные ходы под его фундамент для эвакуации жителей города в случае осады — времена были мучительно беспокойными.

Приходилось ли их использовать в последующие периоды истории, когда орды татар и других захватчиков нападали на Русь, неизвестно. Многочисленные попытки найти вход в эти подземные лабиринты не увенчались успехом, и они до сих пор хранят свою тайну, что, конечно же, делает храм еще более привлекательным для туристов.

Жизнь собора в 20 веке и сегодня

После большевистского переворота храм, в котором до тех пор регулярно совершались церковные службы, был закрыт, но, к счастью, в отличие от многих храмовых построек, не был разрушен.Все, что, по мнению новой власти, было ценным, было конфисковано или просто разграблено. Однако ряд наиболее значительных предметов церковной утвари сохранился. Среди них посланная в Москву чаша (чаша для причастия) — подарок Юрия Долгорукова и уникальное Евангелие диакона Зиновия.

Несмотря на то, что сегодня храм официально принадлежит Свято-Николаевскому монастырю, службы в нем проводятся нечасто, и он до сих пор сохраняет статус музея античности, в котором он сам является главным экспонатом.Рядом стоит мемориальный памятник Юрию Долгорукому, во главе которого был построен город и построен Спасо-Преображенский собор. Переславль-Залесский, история которого стала неотъемлемой частью прошлого России, ежегодно привлекает тысячи туристов, желающих увидеть этот необычный храм и вдохнуть в нем воздух давно минувших веков.

p>

Список средневековых убийц, найденных На стене собора может помочь раскрыть тайну убийства

Группа реставраторов, работавших в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском, Россия, обнаружила древнюю надпись на одной из стен, детали которой имена двадцати средневековых убийц и заговорщиков, причастных к убийству великого князя Владимиро-Суздальского в 1174 году нашей эры.Находка помогает пролить свет на одну из великих загадок убийства 12 -го века в России.

Discovery News сообщает, что надпись была найдена на восточной стене собора во время реставрационных работ. В тексте говорится об известном историческом событии, когда был убит Андрей Боголюбский, великий князь Владимиро-Суздальский и один из самых могущественных князей того времени.

Надпись в два столбца. В правом столбце говорится: «29 июня князь Андрей был убит своими слугами.Вечная для него память и вечные муки для них [утерянный текст] ». Левая колонка содержит список из двадцати лиц, причастных к убийству Богоюбского. Уже известно, что трое из перечисленных людей были вовлечены из исторических источников. Однако другие имена были неизвестны, что дало новую информацию об этой древней тайне убийства.

Надпись кратко описывает события, приведшие к убийству Богойбусского, и делает вывод: «Это убийцы великого князя Андрея.Да будут они прокляты ».

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Россия, где была обнаружена древняя надпись об известном убийстве ( общественное достояние ).

Андрей Боголюбский, могущественный князь Владимирский

Андрей Боголюбский («Андрей Боголюбивый») был великим князем Владимиро-Суздальского, крупного княжества, наследовавшего Киевскую Русь, с 1157 года до своей смерти в 1174 году.Боголюбский был в значительной степени ответственен за возвышение Владимира как новой столицы Руси и упадок власти Киева над северо-восточными русскими землями.

«Видя, что их власть сильно уменьшилась, бояре, или высшее дворянство, составили заговор против самодержавного князя», — сообщает Discovery News.

Великий князь Андрей Боголюбский, Виктор Васнецов ( общественное достояние )

Убийство принца

В ночь на 28 июня 1174 года двадцать недовольных слуг Боголюбского ворвались в его спальню и зарезали князя.

По данным «Русиапедии», одним из убийц был брат его жены Яким Кичка, который хотел отомстить за казнь своего брата. Действительно, имя Якима указано на недавно обнаруженной надписи. Двумя другими известными убийцами были Петр Фралович и Амбал, также в списке, однако другие заговорщики до сих пор не были известны.

«Заговорщики ограбили имущество Андрея Боголюбского, а тело Андрея было доставлено в церковь, но, опасаясь гнева заговорщиков, духовенство не устроило заупокойную мессу по Андрею», — сообщает «Россия».«Только на третьи сутки его тело поместили в гроб. Город Владимир пострадал от беспорядков, и священник Микулица, который помог Андрею перенести Владимирскую икону Божией Матери в город, прогулялся с иконой по городу, и произошло чудо — беспорядки прекратились. Через шесть дней после смерти Андрея его тело и тело его сына Глеба, которому на момент смерти было всего двадцать лет, были перевезены во Владимир из Боголюбово. Люди увидели, что тела Андрея и его сына остались нетленными. Через некоторое время Андрей и его сын были посвящены в святые, и их нетленные мощи, как говорят, исцелили многих людей.”

Андрей Боголюбский (Убийство) Сергея Кириллова ( russiapedia.rt.com )

Надпись

проливает новый свет на убийство

«Убийство князя — одно из самых драматических и загадочных событий второй половины XII века», — говорится в заявлении директора Института археологии Российской академии наук Николая Макарова [через Discovery News ].

Теперь часть этой загадки раскрыта с полным списком убийц, количество которых соответствует историческим записям, теперь доступным.

Историки считают, что эта надпись могла быть своего рода официальным сообщением об убийстве князя Андрея, которое, возможно, было отправлено властями Владимира в основные города северо-восточных русских земель для надписей на стенах церквей. Если это так, возможно, на стенах собора были другие надписи.

Главное изображение: Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском ( общественное достояние ).Врезка: Деталь левой колонки надписи, найденной в русском соборе, с именами людей, убивших князя. Кредит: Discovery News .

К апрелю Холлоуэй

Печать Афанасия, Патриарха Константинопольского из Переславля-Залесского

Переславль-Залесский, история которого описана в летописях, восходит к середине 12 -го века, остается наименее изученным в археологическом отношении городом Северо-Востока Руси.Первые раскопки в городе были начаты в 1853 году П.С. Савельева, сделавшего траншеи внутри городского вала вокруг Спасо-Преображенского собора, одного из старинных белокаменных храмов Ростово-Суздальского княжества, построенного во времена правления Юрия Долгорукого. Однако во второй половине 20–90–143–90–144 гг., Периоде наиболее полного и продуктивного археологического изучения городов Руси, Переславль практически исчез из поля зрения исследователей.До недавнего времени новые материалы не собирались, возобновившийся интерес объясняется более высоким уровнем спасательных раскопок в границах средневекового города. Самая впечатляющая находка — свинцовая подвесная печать (также называемая «висячей») с изображением Богоматери и греческой надписью, обнаруженная в Спасо-Преображенском соборе в 2014 году.

Археологические раскопки 2014 г. были предназначены для подготовки проекта реставрации собора и включали ряд скважин, пробуренных для изучения стратиграфии отложений и состояния котлована под фундамент собора.Одна из скважин была проделана внутри собора в диакониконе. В скважине выявлены строительные отложения, в том числе пласт, относящийся к периоду начала строительства. Вдоль южной стены в скважине были обнаружены основания и несколько стенок белокаменного саркофага прямоугольной формы с практически неповрежденной головной частью. Печать лежала в переотложенном слое серого песка, смешанного с известью и галькой, на глубине около 40 см от современного пола под головой саркофага; видимо, он попал в это место в ходе более ранних земляных работ.

Моливдовул (свинцовая висячая печать) отличается от аналогичных древних артефактов своими огромными размерами. Оттиск матриц буллотириума производят на круглой свинцовой пластине размером 43 на 47 мм, толщиной 4–5 мм, массой 63,3 г. Пластина существенно превосходит размеры матриц.

На лицевой стороне печати изображена восседающая на троне Богоматерь (вариант Богородицы типа Никопеи) с младенцем Иисусом перед собой, фигура Богоматери окружена кругом из globetti (бусины в облегчении).Богоматерь держит младенца Иисуса на коленях, в то время как младенец Иисус изображается почти стоящим, а его ноги практически скрыты складками мафориона. Складки одежды проработаны довольно мелко. Богоматерь торжественно восседает на подушке на широком троне с высокой решетчатой ​​спинкой. Справа и слева от головы Богородицы над троном под титулами есть надпись ΜΡ – ΘV.

На реверсе печати восемь строк греческой надписи, окруженные рельефным кругом бус (?).При зеркальном отображении надписи мастер неправильно рассчитал пространство внутри круга и три последние буквы восьмой строки попали в круг.

Надпись легко читается. Вот как это начинается:

+ Αθανά-

σιος ελέω Θ (εο) υ

Площадь

Перевод. Афанасий, по воле Божьей архиепископа Константинопольского, Нового Рима и Вселенского Патриарха.

Тип печатей с изображением Богоматери и надписи из нескольких строк хорошо известен в византийской и русской средневековой сфрагистике.Это было типично для булл, принадлежащих высшим иерархам церкви, таким как патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы. Благодаря хорошо сохранившейся надписи печать можно с большой уверенностью отнести к своему владельцу. Это связано с деятельностью Афанасия I, которого дважды приглашали на Патриарший престол Церкви: в 1289–1293 и 1303–1309 годах.

Печати, принадлежащие Константинопольским патриархам, происходят из сфрагистических коллекций многих стран, но ранее для Руси было зарегистрировано только пять моливдуволов этого типа, из которых только печать Евстратия Гарида (1081–1084), найденная в киевской церкви Св.Софийский собор во время раскопок имеет достоверно задокументированный археологический контекст.

Из опубликованных моливдовулов пока только два приписываются патриарху Афанасию. Одна печать находится в собрании берлинского музея, а другая, выставленная в 1997 году в Вене, происходит из частной коллекции. Судя по опубликованным фотографиям, оттиски сделаны теми же матрицами, что и печать Переславля-Залесского. С точки зрения иконографии изображенной Богоматери, печать Афанасия является дальнейшим развитием печатей патриархов Константинополя более раннего периода; Отличия отмечены только в поворотах фигур и деталей.Важная деталь — широкий трон с решетчатой ​​спинкой, не характерный для средневизантийских патриархальных печатей. Этот трон также присутствует на печати Константинопольского Патриарха Германа II (1222–1240 гг.), Которую можно рассматривать как один из образцов печати Патриарха Афанасия. Вполне возможно, что в XIII годах известная из Константинополя икона Богоматери Никопеи использовалась в качестве прототипа патриарших печатей.

Афанасий I, в мире Алексий, родился около 1235 года в Адрианополе и умер в монастыре Ксеролофа в Константинополе в 1315 году.Он — одна из самых ярких личностей в истории Византии Палеологов. Монах, который провел много лет подвижнических трудов в монастырях Афона и Фракии и отличался подвижнической жизнью в уединении, был приглашен на Патриарший престол Церкви по предложению императора Андроника II Палеолога (1282–1328) и совершил огромное влияние на василевса и политику, проводимую империей. Известно, что Афанасий решительно выступал против сближения Византии и Латинского Запада; он был ярым сторонником более сильной императорской власти, ссылаясь на ее божественное происхождение, идеологом совершенствования моральных и этических норм в византийском обществе, часто вмешиваясь в светские дела.Патриарх дважды вынужден был уйти с престола Константинопольской церкви под давлением своих противников. Почитание Афанасия как святого началось вскоре после его смерти.

Патриарх Афанасий был важной фигурой в истории Русской Церкви. В 1308 году он назначил Петра, настоятеля Спасо-Преображенского монастыря на реке Рата, которая является притоком Буга, на пустующую Киевскую кафедру. Петр прибыл в Константинополь по инициативе князя Галицкого и Волынского Юрия Львовича в качестве кандидата на пост митрополита Галицкого.Посвятив Петра митрополитом, патриарх отверг Геронтия, игумена Тверского, посланного в Константинополь со святыми символами, полученными им после смерти митрополита Максима. Яркие повествования об этих событиях зафиксированы в «Житии митрополита Петра».

На этом рассказ об участии Патриарха Афанасия в делах Русской Церкви и судьбе митрополита Петра не заканчивается. Получив жалобу на митрополита от епископа Андрея, Афанасий послал одного из своих клириков, «человека умного, мудрого и хитрого», с предложением провести церковный собор для заслушивания обвинений в адрес святителя.Собор проходил в Переславле-
Залесском в 1309 или в начале 1310 года. Противостояние было настолько жестоким, что Петр был на грани ухода с митрополичьего престола. Подробная версия Жития говорит, что появление священника, посланного Афанасием, защищавшего митрополита и зачитывающего письмо Константинопольского патриарха, имело огромное значение для оправдания Петра.

Церковный собор 1309/1310 г. — одно из самых драматических событий московско-тверского противостояния и важная веха в истории Русской митрополичьей кафедры.Выбор Переславля в качестве места проведения Собора отвечал интересам московских князей, так как этот город, находившийся в центре княжеской борьбы в 1290-х годах, в 1302 году перешел под власть Московского княжества. Постановление церковного собора укрепило позиции Петра на Русском митрополичьем престоле, а также позиции поддерживающих его московских князей.

Логично предположить, что печать Патриарха Афанасия удостоверяла письмо патриарха, направленное Петру и участникам церковного совета 1309/1310 гг.Впоследствии документ, вероятно, хранился в диаконике городского каменного собора — Спасо-Преображенского собора Переславля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *