Спасо преображенский собор в переславле: Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Спасо-Преображенский собор


  • Главная /
  • Переславский район /
  • Памятники истории и архитектуры /
  • Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор – древнейший переславский храм, расположенный на Красной площади – в исторической части города. Собор выполнен в византийском стиле.

Храм был заложен 6 (19) августа 1152 г., в праздник Преображения Господня, основателем города Юрием Долгоруким. Строительство завершено в 1160 г. сыном Юрия, Андреем Боголюбским. Здание возведено из белого известняка недалеко от насыпных валов XII века.

История этого храма тесным образом связана с историей Переславля-Залесского и биографиями выдающихся деятелей. В 1212 г. на Красной площади перед собором народом был утвержден главой княжества Ярослав, сын Всеволода Большое Гнездо. В 1354 г. здесь был рукоположен в иереи и возведен в сан игумена преподобный Сергий Радонежский. В 1374 г. Сергий Радонежский крестил в храме Георгия (Юрия), сына князя Димитрия Донского. В 1612 г. в соборе молились о победе ополченцы Минина и Пожарского. В Спасо-Преображенском соборе не раз пел «Всенощную» Федор Шаляпин. В 1615-1917 гг. здесь на службе состоял переславский врач, будущий знаменитый хирург, Валентин Войно-Яснецкий, он же архиепископ Лука.

Храм считается одной из главных достопримечательностей не только Переславля, но и всей северо-восточной части России.

Здание приземистое, плотное, словно высечено из куска камня. В этом соборе безвестные зодчие смогли передать силу и чарующую красоту родного края.

С внешней стороны храма практически полностью отсутствуют украшения, что считается отличительной особенностью церквей той эпохи. Белокаменный городчатый поясок, расположенный в верхней части барабана, а также аркатурный поясок по карнизу арочных полукружий украшают внешнюю сторону собора. Интерьер храма простой и строгий. Стены были расписаны в XII в., фрески утрачены в XIX в. В настоящее время храм является музеем.

Источники:

Добро пожаловать! Ваш гид по Ярославлю и Ярославской области [Текст] = Welcome! Your guide to Yaroslavl region : путеводитель. — Ярославль : Верхняя Волга, 2015. — 102, [1] с. : ил. — Вар. загл. : Ваш гид по Ярославлю и Ярославской области. — Текст рус., англ.

Глушкова, В. Г. Путешествие из Москвы в Ярославль [Текст] : Москва — Сергиев Посад — Переславль-Залесский — Ростов Великий — Ярославль / В. Г. Глушкова ; [гл. ред. С. Н. Дмитриев]. — Москва : Вече, 2007. — 414 с., [12] л. цв. ил. : ил. — (Исторический путеводитель). — Библиогр.: с. [411]-412.

Золотое кольцо России [Текст] : справочник-путеводитель / сост. В. Н. Островская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Духовное преображение, 2009. — 224 с., [8] л. ил. с. : ил. — Библиогр.: с. 224.

Энциклопедия Ярославского края с древнейших времен до 1917 г. [Текст] : антология / Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова, Группа компаний «ЯрИнвестПроект» ; гл. ред. Ю. Ю. Иерусалимский. — Ярославль : ЯрИнвестПроект ; [Б. м.] : Еще не поздно!, 2009. — 239 с., [20] л. ил., портр., цв. ил. : портр. — Библиогр. в конце ст. — На авантит.: 1000-летию Ярославля посвящается.

Рекомендуемая литература:

Низовский, А. Ю. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском [Текст] : [историческая справка] / А. Ю. Низовский // Самые знаменитые монастыри и храмы России / А. Ю. Низовский. — М. : Вече, 2004. — С. 156-158 : фото.

Сукина, Л. Б. Некоторые детали внутреннего убранства Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском домонгольского времени [Текст] / Л. Б. Сукина // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2009. — № 3 (сентябрь). — С. 113-114.

Сукина, Л. Б. Некоторые детали внутреннего убранства Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском домогольского времени [Текст] / Л. Б. Сукина // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2010. — № 2 (апрель-июнь). — С. 11-15. — Библиогр. в подстроч. примеч.

Фортинская, У. Хождение вокруг моря / У. Фортинская // Трамплин. — 2006. — № 6. — С. 14-17. — ГУК Областная детская библиотека (г. Оренбург).

 

Спасо-Преображенский собор

На Красной площади города Переславля-Залесского стоит небольшой белоснежный одноглавый храм. Это Спасо-Преображенский собор – один из древнейших сохранившихся памятников русского зодчества XII века во всей Северо-Восточной Руси. Его история насчитывает уже более 850 лет.  

Строительство собора началось одновременно с земляными валами города, когда Юрий Долгорукий перенес крепость города Клещина на новое место – на берег реки Трубеж.

Со времен своего основания собор не только выполнял функции главного храма города, но и входил в комплекс крепостных сооружений Переславского кремля. Эти характерные черты нашли отражение в облике собора.

Архитектура собора

Спасо-Преображенский собор – трёхапсидный крестовокупольный храм, четыре столпа в его основании поддерживают своды перекрытий и массивный барабан с главой. Купол собора выкрашен в зеленый — цвет Святого Духа. А белоснежный цвет стен говорит о том, что храм освящен в честь Преображения Господня.

Внешний вид собора отличается изяществом и простотой, и может быть назван аскетичным. Стены почти не имеют украшений. Узкие щелевидные окна храма скорее напоминают бойницы крепости. При строительстве собора были использованы тщательно обтесанные блоки белого камня-известняка. Сложенные почти насухо, с минимальным использованием связующего раствора, они превратили стены обители в подобие монолита. Этим и обусловлена удивительная прочность храма, выстоявшего против натиска многочисленных врагов.

Выбор места расположения храма – рядом с крепостными валами – не случаен. С одной стороны, таким образом, он был защищен от внешних угроз, а с другой – сам выполнял оборонительные функции. Простота и строгость его линий отражают суровый дух XII века – времени междоусобных распрей и войн.

Есть предположение, что собор был связан переходами с другими зданиями кремля, находившимися поблизости, а также с насыпью вала и крепостной стеной. Эта теория была выдвинута благодаря дверной нише, находящейся во втором ярусе северной стены собора и ведущей на хоры. К тому же, во время раскопок 1939 года к северу и западу от собора были обнаружены следы обгоревших деревянных строений – горелые бревна и плахи пола. Однако результаты раскопок не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть данную теорию.

Имена строителей этого уникального сооружения не сохранились, чем и объясняется множество гипотез и предположений о возведении храма в ученой среде. Известный переславский историк М. И. Смирнов считал архитектором храма некоего образованного человека, который мог бывать не только в Византии, но и в Западной Европе. В 1920-х гг. переславский краевед П. В. Ильинский подверг критике эту теорию и выдвинул другую, интересную точку зрения о том, что переславский собор мог быть возведен каменных дел мастерами Галицкой Руси. В своем предположении он опирался на наличие прочных родственных, экономических и политических связей между Юрием Долгоруким и галицкими князьями. Однако фактических доказательств своей теории Ильинский предоставить не смог.

Доказательства были приведены спустя 20 лет известным исследователем архитектуры – членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР Безсоновым С.В. Своими изысканиями он доказал, что «по характеру строительной техники, по размерам, по планам, по основным принципам композиции и по стилю архитектурных деталей» архитектура XII века Северо-Восточной Руси «очень близка к галицким храмам».

В 1947 году другой исследователь, архитектор Чиняков А.Г. произвел обмеры переславского собора. После тщательного изучения, он подчеркнул аналогию с галицкими храмами такими словами: «Техника обработки камня, как и размеры самих блоков, одинаковы как в Галиче, так и в Переславле. Так же одинаково устройство широких ленточных фундаментов из крупного бута, как и небольшая глубина их заложения… Так же близки и даже точно совпадают планы и размеры отдельных сооружений; так, размер фундаментов галичского Спаса и переславского Спаса равен 17 x 17 м».

Отдельно стоит отметить технику кладки стен Спасо-Преображенского собора, благодаря которой он дошел до нашего времени практически без изменений, не смотря на многочисленные пожары и разорения. Внешняя и внутренняя стена храма возводились одновременно. Блоки из известняка, тщательно отесанные с пяти сторон, закладывались шестой, нетесаной стороной внутрь. Это обеспечивало лучшую связь с бутом. Промежуток между стенами заполнялся осколками белого камня, оставшимися от тёски, песком, булыжником и все это засыпалось известью, гасившейся между стенами.

Сложенные подобным образом, спаянные известковым раствором, такие стены превращались в подобие монолитных блоков, неподвластных разрушению врагами и временем.

Эта же техника возведения белокаменных стен использовалась русскими мастерами в строительстве Успенского собора в Звенигороде и Троицкого собора Сергиевой лавры в Загорске.

Архитектор Артлебен Н.А. в 1862 году отметил еще одно обстоятельство, благодаря которому храм дошел до нас практически в первозданном виде. В течение второй половины XVIII и в самом начале XIX века был выстроен новый храм, и Спасо-Преображенский собор оказался как бы забытым. А ведь именно в это время особенно много памятников старины было переделано на новый лад.

Тем не менее, собор подвергался многочисленным ремонтам и реставрациям, проводившимся в 1403, 1442, 1626 и 1662, 1862 годах. Реставрационные работы велись в период с 1891-1894 гг.

В 1964 году на одну из стен храма была помещена мраморная мемориальная доска с надписью: «Выдающийся памятник русского зодчества Спасо-Преображенский собор 1152—1157 гг. построен Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским».

История собора с XII в. до наших дней

Величественный белостенный Спасо-Преображенский собор долгое время оставался единственной каменной постройкой Переславля-Залесского. Он возвышался над деревянными строениями города, утверждая могущество церкви и князя, которого она активно поддерживала.

Название собора — в честь Святого Спаса — было выбрано не случайно. В XI веке все соборные храмы Руси, под влиянием Византии, назывались Софийскими. Однако уже через 100 лет, после отхода от греческого влияния, названия таких соборов в стольных городах меняются на Успенские или Спасские. По аналогии со стольными храмами, собор в Переславле был назван в честь Спаса, в надежде, что со временем новый город станет столицей.

Церковь играла важную роль в делах государства, и церковные традиции часто ставились на службу политическим интересам.

Строительство собора шло долго даже по меркам того времени – с 1152 по 1157 год. Но зодчие не торопились, они стремились создать сооружение, которое сохранится в веках, выдержит события трудных времен. И им это удалось.

Судьба многих русских князей связана с храмом. В соборе прошли обряд крещения князь Ярослав, отец Александра Невского и, вероятно, сам Александр, а также Юрий, сын Дмитрия Донского. Собор посещали Даниил Московский и Иван III, Иван Грозный часто приезжал сюда на богомолье. Здесь в 1225 году Александр Невский прошел обряд посвящения в воины.

С конца XIII века Спасо-Преображенский собор, как главный храм города, служил усыпальницей переславских князей. В 1294 году здесь был похоронен сын Александра Невского — великий князь владимирский и удельный переславский князь Дмитрий Александрович, а в 1302 году — последний переславский удельный князь Иван Дмитриевич.

В 1313 году в стенах храма состоялся церковный собор, на котором было рассмотрено обвинение, выдвинутое тверским епископом Андреем против митрополита Киевского и всея Руси Петра. Митрополит Петр обвинялся в продаже церковных должностей, но истинной причиной затеянного процесса были политические события того времени. Митрополит Петр активно поддерживал московских князей. Тверские же князья, будучи в состоянии соперничества с ними, стремились всячески ослабить Москву и решили сделать это посредством клеветы. В итоге митрополит Петр был полностью оправдан, и тверской епископ Андрей лишен своего сана. Кроме того, эти события подготовили почву для переноса митрополии из Киева в Москву, которая стала церковной столицей и проводила политику объединения всей Русской земли, во многом благодаря опоре на церковь.

Сразу после завершения строительства собор представлял собой настоящую сокровищницу – здесь хранилась различная богослужебная утварь, книги, иконы. Однако до наших дней практически ничего не сохранилось.

В конце XIII века все ценности храма были похищены князем Андреем Городецким. В 1238, 1252, 1281, 1382 и 1409 годах собор последовательно разграблялся татарами, а в 1611-1612 гг. пострадал от нашествия польских панов-интервентов. Краткая летопись этих событий высечена на мраморной доске под сводами юго-западного угла собора.

До наших дней дошел серебряный с позолотой потир (богослужебная чаша) XII века, подаренный храму Юрием Долгоруким. Чашу украшает богатый орнамент, а по верхнему краю снаружи выгравировано имя Георгия Победоносца, считавшегося небесным покровителем князя Юрия. До 1930 года потир хранился в переславском музее, а затем был передан в Государственную Оружейную палату, где его можно увидеть в одном из залов. Потир представляет собой изумительный образец русской чеканки того времени, и является одним из самых древних экспонатов Оружейной палаты.

Среди сокровищ собора XIV века сохранились звездица и дискос, а также икона Преображения, кисти Феофана Грека. Предметы церковной утвари хранятся в переславском музее, а икона теперь выставлена в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

С 1925 года в зале древнерусского искусства переславского музея находится огромный образ «Распятие» или «Седмь таинств». Икона была написана в 1682 году выдающимся переславским живописцем Стефаном Казариновым. С конца XVII века она служила украшением внутреннего убранства собора.

Спасо-Преображенский собор хранит память о многих событиях давних лет, участником которых ему довелось побывать. На протяжении веков этот храм являлся не только главным собором города и усыпальницей переславских удельных князей. В суровые годы XIII и XIV веков он стоял на страже города, являясь последним бастионом отчаянной обороны. В нём проходили торжественные церемонии, связанные с утверждением княжеской власти, здесь жители присягали новому владыке удела, здесь напутствовали воинов, направлявшихся на битвы с врагами.

Сегодня Спасо-Преображенский собор вместе с земляными валами является частью комплекса Переславского кремля. Войдя в мировую сокровищницу архитектуры, он продолжает быть объектом всестороннего изучения как ценнейший образец русской культуры и зодчества XII века.

Адрес: Переславль-Залесский, ул. Советская

  • Спасо-Преображенский собор внутри
  • Белокаменные своды
  • Белокаменные своды

 

Фотогалерея Переславля-Залесского 

Посетите Спасо-Преображенский собор во время поездки в Переславль-Залесский

Спасо-Преображенский собор отзывов

рейтинг путешественников TripAdvisor

174 отзыва

  • Сергей К

    Этот шедевр русской архитектуры домонгольского периода достоин восхищения в первую очередь снаружи. Мой любимый ракурс — с древней и до сих пор существующей земляной насыпи за ним, но, естественно… более »
  • Сибиряк

    Написано, что построен в 1152-1157 годах (кажется), Стены толстые, а внутри приятно и прохладно. Хотя не так много вещей, чтобы наблюдать внутри.
    Написано, что построен в 1152-1157 годах (кажется), Стены толстые, а внутри приятно и прохладно. Хотя не так много вещей, чтобы наблюдать внутри. более »
  • От GrandDaddyDom

    Собор считается одним из старейших белокаменных сооружений России (1152-1157 гг.). На этой простой четырехсторонней конструкции с зеленой крышей есть единственный зеленый купол. Плата за вход была …. более
    Собор считается одним из старейших белокаменных сооружений России (1152-1157 гг. ). На этой простой четырехсторонней конструкции с зеленой крышей есть единственный зеленый купол. Плата за вход была …. более »

Подробнее на TripAdvisor ›

Спланируйте поездку в Переславль-Залесский

  • Индивидуальная поездка

    Полный маршрут дня за днем ​​на основе ваших предпочтений

  • Настроить

    Уточните свою поездку. Мы найдем
    лучших маршрутов и расписаний

  • Забронировать

    Выберите один из лучших отелей и развлечений. Скидка до 50% на

  • Управление

    Все в одном месте. Все на одной странице.

Узнать больше

Просмотреть все ›

©

Специализированный музей

Музей утюгов

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

Геологическая формация

Синий Камень

1,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Национальный парк

Национальный парк Плещеево озеро

4,5

Продолжительность: 8 часов

©

Специализированный музей

Музей чайников

4. 4

Продолжительность: 1 час 30 минут

Поездки из Переславля-Залесского

©

Специализированный музей

Государственный музей-заповедник Ростовский кремль

Ростов

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Религиозный объект

Спасо-Яковлевский монастырь

Ростов

4.9

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Специализированный музей

Угличский кремль

Углич

4.4

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Музей меди и латуни

Киржач

4.9

Продолжительность: 2 часа 30 минут

Посмотреть все ›

©

Церковь

Никольский женский монастырь

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Церковь

Никитский монастырь

4,5

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Церковь

Церковь Сорока Святителей

4. 9

Продолжительность: 1 час 30 минут

Религиозный объект

Святой источник Никиты Столпника

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Скрытые жемчужины в Переславле-Залесском

©

Специализированный музей

Музей радио

4.9

Продолжительность: 1 час 30 минут

Религиозный комплекс

Переславский Федоровский женский монастырь

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Музей хитрости и смекалки

1,9

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Музей «Что открыли русские»

5,0

Продолжительность: 4 часа

Посмотреть все ›

Художественный музей

Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей

3,5

Продолжительность: 1 час 30 минут

Художественный музей

Музей крестьянского дизайна Кон В Палто

4. 1

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Специализированный музей

Музей старых швейных машин

4,5

Продолжительность: 1 час 30 минут

Художественная галерея

Галерея Ольги Кузнецовой

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Ближайшие достопримечательности в Переславле-Залесском

©

Заказник

Переславский Дендрарий им. С.Ф. Харитонов

4.4

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Визит-центр

Премудрая Ряпушка

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Историческое место

Клещинский комплекс

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

Памятник

Памятный Знак Царская Сельдь-Символ Града

5,0

Продолжительность: 30 минут

Посмотреть все поездки

Спасо-Преображенский собор

Художественные пигменты

Связующие/материалы

Книги

Карты

Химикаты

Грунт/земля

Принадлежности для позолоты

Клеи

Иконки

Журналы

Мультимедийный компакт-диск

Нет категории

Хранение краски

Безопасность/очистка

Растворители/разбавители

Опоры

Инструменты

Туры

Мастерские

Варианты оплаты

Гарантия покупок

Политика конфиденциальности

Отслеживание вашего заказа

Отложенные заказы

Подпишитесь сейчас

в бесплатный электронный журнал для новостей, информации, уведомлений о распродажах и других рассылок, представляющих интерес.
Нажмите здесь, чтобы подписаться

Мультимедийный компакт-диск

Спасо-Преображенский собор


Посмотреть увеличенное изображение

Ярославского государственного университета

Английская версия

Мультимедийный CD-ROM, Спасо-Преображенский собор, содержит информацию об этом выдающемся памятнике русской культуры XVI века, сыгравшем значительную роль в развитии ярославской архитектурно-живописной школы. Компакт-диск содержит мультимедийные экскурсии, посвященные архитектуре храма, характеристике его росписей, икон и иконостаса, а также полную историю его реставрации.

Церковь представлена ​​более чем 100 современными и редкими старинными фотографиями. На компакт-диске представлены уникальные видеофрагменты из областей, сегодня недоступных широкой публике. Материал подготовлен и отредактирован сотрудниками Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника, а составлен историческим факультетом Ярославского государственного университета.

Доступность: Обычно отгружается в течение 24 часов.

Пункт 110-12
Собор для трансфигурации Спасителя, Multimedia CD
Цена: $ 24,95
Цена продажи: $ 19,95
.



Посмотреть увеличенное изображение

Описание содержимого

Детали иконописи

Спасо-Преображенский собор включает описания более 100 икон. Каждый значок сопровождается кратким описанием значка, большим цветным изображением и подробной исторической и технической информацией. На рисунке слева показан пример подробной информации, которую вы найдете для всех значков на компакт-диске.


Посмотреть увеличенное изображение

Комплексная система поиска упрощает поиск значков

Одной из отличительных особенностей Спасо-Преображенский собор является гибкая система поиска иконок по определенным признакам: название, литературный источник предмета, время создания, художник и меценат. Система позволяет легко находить значки как по определенному атрибуту, так и по комбинации атрибутов.

Выдержки с компакт-диска

 


Посмотреть увеличенное изображение

История Спасо-Преображенского собора

В 1516 году из Москвы были посланы мастера для начала строительства нынешнего Спасо-Преображенского собора. Считается, что в работе принимали участие и итальянские архитекторы, проектировавшие соборы Московского Кремля. Собор является одним из старейших каменных храмов Ярославля, переживших века.

Через сто лет после постройки он стал одним из лучших образцов раннего периода ярославской архитектурной традиции первой половины XVII века. Спасский собор заменил старый собор, построенный между 1216-1224 годами. В летописи 1216 г. записано о постройке первоначальной церкви: «Князь Константин основал в Ярославле каменную церковь и Спасо-Преображенский монастырь». Собор был освящен 6 августа 1224 года епископом Кириллом. Позже церковь 13 века была уничтожена пожаром 1501 года.0005


Посмотреть увеличенное изображение

Нынешний собор был построен на том же месте во времена правления князя Василия III, который якобы прислал мастеров из Москвы. На архивольте портала есть такая надпись: «Церковь освящена Летом 7024 (1516) во время княжения великого князя Василия и митрополитов Варлаама и архимандрита Иоанна». Сегодня надпись в плохом состоянии.

Собор первоначально имел два престола: центральный престол, посвященный Преображению Христову, и придельный престол дьяконникона , посвященный Покрову Богородицы.


Посмотреть увеличенное изображение

Преображение Господне — один из самых больших и популярных религиозных праздников в России. В этот день вспоминают загадочное событие из жизни Иисуса Христа — его сверхъестественное преображение на горе Фавор в присутствии трех его апостолов — Петра, Иакова и Иоанна. Многие русские соборы и церкви были посвящены Преображению.


Посмотреть увеличенное изображение

Самый древний собор Ярославской архиепископии — Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, а также это единственное сохранившееся здание домонгольского периода. Примечателен он и своей историей, связанной с выдающимися людьми и многочисленными фактами из истории России. Его строительство было начато основателем Москвы Юрием Долгоруким в 1152 г.

Великим верующим человеком древней Руси является преподобный Сергий Радонежский, вступивший здесь на служение в середине XIV века. В соборе переславляне короновали своих князей. Здесь молились не только горожане, но и многие воеводы, в том числе Иван IV, так называемый Грозный. Петр Великий даже принимал там участие в богослужениях, пел в его хоре во время строительства своего военно-морского флота на Плещеевом озере.


Посмотреть увеличенное изображение

Угличский Спасо-Преображенский собор стоит на берегу реки Волги и занимает центральное место в кремлевском ансамбле древнего города. Памятник датируется 18 веком, воздвигнут в 1713-1716 годах по приказу Петра Великого. Церковная летопись отмечает, что стены ее были расписаны в 1810-1811 гг. Роспись выполнена в типичном для того времени западноевропейском стиле, а основная роспись стен Спасо-Преображенского собора основана на росписи Рафаэля на тот же сюжет. Изысканность его настенной росписи была настолько велика, что мастеров пригласили в Петербург для росписи собора Смоленского монастыря.

Спасо-Преображенский собор в Рыбинске — памятник новой эпохи России — свидетельствует о современной империи Николая России первой половины XIX века. Собор был построен в 1838-1851 годах в традициях классического искусства по проекту известного петербургского архитектора, профессора Академии художеств А. И. Мельникова, принимавшего участие в конкурсе проектов на строительство таких известных соборов, как Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург и Храм Христа Спасителя в Москве. С момента завершения строительства и до настоящего времени Спасо-Преображенский собор в Рыбинске является крупнейшим в Ярославской архиепископии, способным вместить более трех тысяч человек.

Ярославский Спасо-Преображенский собор — главный собор Ярославского Спасского монастыря, с самого начала тесно связанный с местным княжеским домом и оказавший большое влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ярославля. Архитектура собора типична для своего времени — конструкция собора мощная, суровая и красивая. Уровень замысла и исполнения архитектуры и живописи, безусловно, стоит на одном уровне с уровнем московских храмов. Усыпальница построена из удела ярославских князей в 9 в.0657 подклет Спасо-Преображенского собора, являющегося духовным наставником князей монастыря. Монастырь был причастен ко многим ярким событиям города и даже страны. В 1612 году добровольческое ополчение под командованием Минина и Пожарского вышло из Ярославля, чтобы освободить Москву от польского нашествия.

В соборной библиотеке хранятся старинные шедевры русской литературы, в том числе «Слово о полку Игореве» и уникальные Спасские Евангелия XIII века, а также наиболее почитаемые иконы — Ярославские Ораны XIII века, иконы Преображения и Одигитрии XVI века. Покровителями Спасского монастыря были Великокняжеский, а затем Царский Дом. В 15 веке в соборе были обретены чудотворные мощи ярославских князей Федора Черного и его сыновей Давида и Константина. Начиная с XVI века они являются одной из главных святынь Ярославской архиепископии. Образы святых князей Ярославов можно увидеть на иконах и росписях всех соборов Московского Кремля. Мощи хранились в часовне Входа Господня в Иерусалим (позднее церковь Ярославских Чудотворцев).

В 1919 году, после белогвардейского мятежа, Архиерейский дом, находившийся ранее во владениях Спасского монастыря, был перенесен на другое место. Богослужения были прекращены, и собор был передан Реставрационной комиссии Ярославского отдела. С 1959 года собор входит в состав Ярославско-Ростовского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В этот период времени памятник постоянно подвергался реставрации.

Реконструкция и реставрация

Первая перестройка Спасо-Преображенского собора началась в 16 веке. В XVII веке к северной стене примыкала галерея, в которой в разное время находились ризница, библиотека и часовня. Большая часть перестройки была произведена в первой половине XVIII в., когда были разрушены боковые купола и заменено четырехскатное покрытие позакомарного , а также перестроена верхняя часть центрального купола. В течение следующих трех столетий в здании производился ремонт из-за повреждений от многочисленных пожаров.

Самая серьезная реконструкция собора, сильно изменившая его облик, произошла во второй половине XIX века. К собору примыкала большая паперть, выполненная в стиле классицизма, окна были размещены на трех стенах, к восточной стороне храма пристроена апсида, а в стенах за алтарем устроены три двери. В 1831 году рядом с собором была построена церковь Ярославских Чудотворцев, также выполненная в стиле классицизма.

г. Основные реставрационные работы Спасо-Преображенского собора начались в 1919 г., когда были вскрыты отверстия древних арок в алтаре и снесены все порочащие пристройки XIX века. Восстанавливая архитектурный проект собора XVI века, реставраторы вырезали даже круглые закомарных (в виде свода) окон, сделанных до начала росписи собора. В настоящее время эти фрагменты росписи хранятся в коллекции Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника.

Следующий серьезный этап реставрации начался в 1950-х годах. Архитекторы Ю. Г. Ефремова и Ю. М. Караваева руководили восстановлением первоначальной отделки стен, позакомарного покрытия и трех куполов собора. В 1980-х все купола были покрыты сусальным золотом, а в 1990-х покрытие заменили медью.


Системные требования

  • Операционная система: Microsoft Windows 95, 98, NT4 (SP3), 2000

  • ЦП: Процессор Intel Pentium 166 МГц или выше

  • Память: 24 МБ ОЗУ (минимум) 32 МБ (предпочтительно)

  • CD-ROM: 4X CD-ROM или быстрее

  • Звук: 16-битная звуковая карта, совместимая с Microsoft

  • Графика: Видеоадаптер PCI/AGP с видеопамятью 1 МБ или больше

  • Дисплей: Разрешение 800X600 пикселей с High Color (65 536 цветов) или выше

  • Мышь Microsoft или совместимое устройство

  • Microsoft Windows Media Player версии 6. 4 или более поздней (если этот компонент не установлен, программа установки установит это программное обеспечение.)

  • Кодек Intel Indeo v.5.11 или выше (если этот компонент не установлен, программа установки установит это программное обеспечение.)

  • Microsoft DirectX (Мы рекомендуем версию 6.1 или более позднюю. Если этот компонент не установлен, программа установки установит это программное обеспечение.)

Произведено

2001 Ярославский государственный университет
Ярославский региональный центр новых информационных технологий

Материалы из коллекций

2000 Ярославский художественный музей
2000 Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник

Пустая тележка

Вы должны быть удовлетворены своей покупкой в ​​Iconofile, иначе вы можете вернуть ее и получить возмещение. Нажмите здесь, чтобы узнать больше



Природный минерал
Пигменты художника

Широкий ассортимент красок для иконописцев и других художников, работающих в большинстве техник.


Дизайн русских иконок
500 рисунков канонических икон, собранных из древнерусских рукописей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *