Спектакли в испании: Концерты, шоу, спектакли в Испании

Испанский театр: страницы истории. Испания по-русски

Театр – одно из древнейших искусств, в истории которого Испания занимает заметное место. Испанский театр известен благодаря великим именам и ярким национальным особенностям. Мы расскажем о некоторых значимых сюжетах из истории испанского театра.

Испанская классическая комедия и испанский театр золотого века

Испанский театр славится именами драматургов, чье творчество относится к эпохе Возрождения. Этот период называют золотым веком испанской культуры. При упоминании словосочетания «испанский театр» вспоминаются такие фигуры, как Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Педро Кальдерон, Луис де Алькарон, чьи произведения считаются шедеврами мировой драматургии и по сей день не сходят с театральных подмостков многих театров.

Применительно к испанской драме эпохи Возрождения некоторые литературоведы и театральные критики используют понятие «испанская классическая комедия». При этом многие произведения испанских драматургов не исчерпываются жанром комедии в ее современном понимании. Они были скорее социальными этическими драмами, мелодрамами и даже трагедиями, как, например, «Врач своей чести» Кальдерона. Другую его великую пьесу «Жизнь есть сон» можно назвать философской драмой.

В Испании XVI–XVII веков комедией называли любую светскую пьесу, поэтому термин остался в истории культуры как дань той эпохе. Произведения авторов, работавших в жанре испанской классической комедии, были светскими по своему содержанию, однако в них чувствуется глубоко религиозное сознание, характерное для эпохи, что вполне объяснимо в связи с особенностями испанской культуры. Один из выдающихся драматургов этого периода Габриэль Тельес, известный под псевдонимом Тирсо де Молина, был монахом и доктором богословия.

Во многих пьесах через любовные сюжеты рассматриваются проблемы нравственности, морали в человеческих взаимоотношениях.

«Несдержанное обещание вступить в брак» и «игра чувствами других» являются сквозными линиями во многих пьесах. Наглядными примерами могут служить самые известные пьесы Лопе де Веги «Изобретательная влюбленная», «Фуэнте Овехуна» и «Собака на сене», название последней давно стало нарицательным.

Всем известно имя, возникшее в испанской драматургии золотого века и ставшее нарицательным – Дон Жуан. Впервые этот персонаж появляется в пьесе Тирсо де Молины «Севильский озорник», положившей начало распространению мифа о Дон Жуане, который имеет глубокую философскую и трагическую основу.

Место проведения театральных представлений в эпоху раннего Нового времени называлось «корраль» и было похоже на большую площадь. Представления давались под открытым небом. Первые коррали появились в Мадриде в 70–80-х годах XVI века.

Сарсуэла и тонадилья

Вместе с развитием драматургии двигался вперед и испанский музыкальный театр. Театральная культура золотого века была очень разнородной и впитала в себя элементы иберийской музыкальной традиции. В рамках традиции синтетического музыкального спектакля, характерного для всей Европы и народной испанской культуры, формируется самобытный жанр «сарсуэла», чем-то напоминающий оперетту, но с испанским «характером». Этот жанр олицетворяет собой лирическую театральную традицию Испании, он развивался в одно время с оперным искусством Италии и Австрии.

Сарсуэла стала особенно популярна в XIX веке. Во второй половине века, в связи с нарастающим кризисом и невозможностью публики платить за дорогостоящие «официальные» спектакли, сарсуэла идет в народ, появляется ее «укороченный» вариант, вместо длинных трех-четырехчасовых постановок в духе классического театра появляются короткие часовые музыкальные представления. Сарсуэла продолжает жить в современной Испании. Постановки можно увидеть на сцене одноименного театра в Мадриде, ведущего свою историю со времени становления жанра.

Еще одним жанром испанского музыкального театра являются тонадилья. Она родилась как небольшое музыкальное произведение, исполняемое в перерывах между спектаклями, но к середине XVIII века превратилась в самостоятельное театральное представление, составив конкуренцию сарсуэле и получив большую популярность. Тонадилья, как правило, имела сатирический характер и острый социальный подтекст.

Испанская тонадилья впитала в себя и отразила многие элементы национальной и народной культуры. Из имитации корриды в исполнении тонадильи возник известный испанский танец пасодобль.

Федерико Гарсия Лорка как драматург

К испанскому народному театру был очень близок Федерико Гарсия Лорка, один из самых известных представителей испанской литературы. Он был не только выдающимся поэтом начала XX века, но и драматургом, чье творчество является ярким примером тесной связи литературы, музыки и театра в испанской культуре.

Первые драматические произведения Гарсия Лорка написал для авангардного театра «Эслава» после знакомства с его руководителем, режиссером Григорио Мартинесом Сьеррой. Постановка первой пьесы Лорки «Колдовство бабочки» была провальной. «Марьяна Пинеда» – пьеса, написанная на исторической основе и посвященная национальной героине Испании, стала первым успехом Лорки как драматурга.

Находясь в Америке, он создал пьесы «Публика» и «Когда пройдет пять лет», где ощущается большое влияние авангарда, который воплощал в своем творчестве близкий друг Лорки Сальвадор Дали. Сам Лорка называл их «неиграбельными» и «невозможным театром». Пьесу «Публика» он просил уничтожить после своей смерти.

Вершиной драматургии Федерико Гарсия Лорки стала трилогия о крестьянской Андалусии, состоящая из пьес «Чудесная башмачница», «Йерма» и «Дом Бернарды Альбы». Последняя стала самой популярной пьесой Лорки, насчитывающей больше всего постановок. В 1930-е годы, вплоть до начала Гражданской войны и своей трагической гибели Лорка руководил народным театром «Ла-Барака» (в переводе с испанского – «Балаган»), актерами которого были студенты-добровольцы. Задачей деятельности театра было просвещение крестьян.

В пьесах Лорки можно встретить разнохарактерные колоритные женские персонажи, от Марьяны Пинеды до Бернарды Альбы. Любовь к женским образам, их продуманность и глубина найдут отражение в испанской кинематографической традиции, в частности, в картинах Педро Альмодовара. Лорка стал своеобразным связующим звеном между литературой, театром и кинематографом Испании и оказал большое влияние на зарождающееся искусство кино. Во многом этому способствовала его личная дружба с великим Луи Бунюэлем. Лорка дружил также с известными испанскими актрисами, примами мадридских театров Ла Архентинитой и Маргаритой Ксиргу.

Испанская опера

Испанская опера не так широко известна, как, скажем, венская, итальянская или русская, что во многом объясняется существованием самобытного жанра сарсуэлы. Действительно, среди авторов всемирно известных опер едва ли можно вспомнить хотя бы одного испанца. Испанцы не создали великих оперных произведений, однако искусство исполнения оперы в Испании находится на высочайшем уровне.

Широко известны крупнейшие испанские оперные театры: Королевский театр в Мадриде, расположенный напротив Королевского дворца, и «символ испанской оперы», барселонский Театр Лисео. Испанская опера отмечена великими именами наших современников. Символом оперной традиции своей страны стали певцы Монсеррат Кабалье, Хосе Каррераси Пласидо Доминго.

Испанский театр опирается на глубокую, мощную и разноплановую традицию, которая жива и в наши дни. Театральная жизнь современной Испании насыщенна и интересна, множество театров в различных городах Испании ежедневно ждут своих зрителей, чтобы представить им как произведения классиков испанской драматургии, так и современные пьесы.

 

Нужна помощь в Испании? Центр услуг «Испания по-русски» — это более 100 наименований услуг на русском языке в любом регионе Испании.

+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]

Статья оказалась полезной?