СЕРГИЕВ ПОСАД — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
Загорск.
Город на северо-востоке Московской области, административный центр Сергиево-Посадского района. В 1930-1991 годах носил название «Загорск». В 1969 году был включен в состав Золотого кольца России.
XIV—XV века
Историю Сергиева Посада можно начать с основания Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря в 1337 году. Именно здесь в 1380 году Дмитрий Донской получил благословение великого святого на Куликовскую битву. В 1408 году монастырь был сожжен татарами под предводительством Едигея, предпринявшего поход на Москву. Вскоре обитель была восстановлена, а в 1422 году был сооружен белокаменный Троицкий собор. Примерно в это время вокруг монастыря начали складываться так называемые Служние слободы.
XVI—XVII века
В середине XVI века Троицкая обитель была укреплена и стала настоящей крепостью. В 1559-1585 годах шло строительство Успенского собора. Каменные церкви – Пятницкая и Введенская – строились в Нижней Служней слободе, деревянная церковь Рождества Христова появилась в Верхней Служней слободе. В селе Клементьеве, ставшим местным центром торговли, также возводились церкви, торговая площадь и гостиница для паломников. В 1608-1610 годах монастырь и окрестности находились в осаде польско-литовских интервентов. В 1689 году именно здесь, во время конфликта с царевной Софьей, нашел убежище царь Петр.
XVIII—XX века
В 1744 году Троице-Сергиев монастырь получил статус Лавры. В 1782 году по указу Екатерины II из окружных сел и слобод был учрежден город, получивший в честь св.
История Сергиева Посада. История сел и деревень Сергиево-Посадского района. Федор Матвеевич Панин.
История сел и деревень Сергиево-Посадского района.
Федор Матвеевич Панин
Сергиев Посад, 1999
«Человек живет природой»
К.Маркс
Есть ли в нашей России уголок земли, который бы вобрал в себя столько русского, как Радонежский край. Он — первоначальная часть истока нашего Отечества — овеян и ратной славой, и божественной благодатью, и церковным смирением, и фантазией искусства.
Куда бы ни ступала ваша нога — везде слышны отголоски прошлого. Эти места помнят и исступленный вой татаро-монгольских орд, и полки польско-литовских захватчиков, и внутренние распри, борьбу за власть. Это история, которую надо знать и помнить.
Русский мужик, отвоевывая у леса горбатые пригорки и сухие места, возделывал землю, убирал урожай.
В Загорске (ныне в Сергиевом Посаде) я живу с 1939 года. За эти десятилетия я объехал и обошел в основном все населенные пункты, беседовал с людьми и особенно с долгожителями, знакомился с их жизнью, интересные сведения записывал в блокнот.
Во многих областях нашей страны мне пришлось бывать, но лучше и красивее нашего Сергиево-Посадского района я не находил.
«У нас для писателя есть два чуднейших города», писал М.М.Пришвин М.Горькому, приглашая его приехать из Италии в Сергиев. «Кончайте роман и к нам в Сергиев — в чудеснейший для писателя город». Незря, видимо селились здесь художники, писатели и поэты.
Мое путешествие по памятным местам Сергиево-Посадского района охватило сравнительно небольшое количество населенных
Улицы и времена
Весной 1924 года в Сергиеве были проведены целевые субботники, посвящённые уничтожению афиш, домовых табличек и вывесок, содержащих «старую орфографию». Вскоре после этого исполком принял решение о введении типовых домовых номеров и трафаретов с названиями улиц. А несколько месяцев спустя, ровно 90 лет назад, уездный комитет комсомола на своём заседании пришёл к выводу, что существующие названия улиц не соответствуют идеалами мировой революции.
Непосредственный участник тех событий, будущий генерал-майор Алексей Лобачёв, так описывал их в своей книге «Трудными дорогами» (Воениздат, 1960):
«Как-то у секретаря уездного комитета комсомола Сергея Иванова засиделись вечером активисты.
— Долго ли будем, товарищи, терпеть пережитки проклятого старого режима?! — возмущённо начал Сергей. — Идёшь по городу — злость берёт!
— Ты про что?
— Да про улицы… Что ни название, то старый режим!
— А ведь и в самом деле названия недостойные.
— Давай бумагу!
Так в уездном комитете комсомола решили переименовать улицы нашего Сергиева.
— Улица Белая? Долой беляков! Пиши — Красная. Миллионная? — Будет Пролетарская! (На самом деле Миллионная стала Кустарной. — Ред.)
Вознесенскую улицу переименовали в Первомайскую, а Вифанскую, именовавшуюся по названию духовной семинарии, окрестили Комсомольской в честь первой в уезде молодёжной социалистической организации; на этой улице стояла наша школа. В общем, в городе не осталось ни одной улицы, не получившей нового названия.
— Теперь тащите материал, — сказал Сергей Иванов.
Через час помещение укома напоминало мастерскую жестянщика. Одни укомовцы вырезали из жести узкие пластинки, а другие выводили на них названия. Ночью всё было закончено. Таблички с новыми названиями прибили на угловых домах».
Утром руководителя «операции» Сергея Иванова вызвал «на ковёр» председатель уездного исполкома Оскар Фёдорович Ванханен и серьёзно отругал за самоуправство. Вслед за этим уком комсомола в полном составе пригласили на бюро уездного комитета партии, где популярно разъяснили, что они присвоили себе функции местного органа власти. «А что касается улиц, — сказал Ванханен, — мы это на исполкоме утвердим, но меру, товарищи, надо знать».
Некоторым улицам в недавнее время вернули прежние названия — так, например, Комсомольская вновь стала Ви-фанской. Но так произошло не со всеми. По просьбам читателей мы публикуем список исторических и современных названий улиц Сергиева Посада.
Александровская улица |
Первые советские. Сергиев Посад в 1920-х годах
08 нояб. 2017 г., 12:58
Через несколько месяцев после захвата власти большевиками жизнь стала меняться довольно быстро. 20 января 1918 года был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». На Сергиевский посад он повлиял радикальным образом: прекратился поток богомольцев, закрылись гостиницы и постоялые дворы, остались не у дел извозчики и работники многочисленных, знаменитых ранее блинных. Даже их здания на Блинной горе разобрали.
агитколлектив «Синяя блуза», г. Сергиев, 1920-е гг.
Вследствие национализации церковной собственности Троице-Сергиева лавра была закрыта. Монахи, чтобы выжить, организовывали сельскохозяйственные артели. Собственности лишились купцы и промышленники – например, владельцы шелкоткацкой фабрики на Вифанской улице братья Зайцевы.
Была запрещена частная торговля. Начались ощутимые перебои с продовольствием, в уезде активно работали продотряды, отбиравшие зерно у крестьян.
1400 граммов муки, килограмм квашеной капусты и два коробка спичек в месяц выдавались жителям нашего города в 1919 году.
В начале августа 1920 года в городе произошёл грандиозный пожар, потушить который не могли две недели. От огня пострадала Лавра и бессчетное число частных домов.
Пятницкая башня монастыря после пожара, 1920 г.
В культурной жизни тоже произошли сдвиги. Появились первые общедоступные библиотеки, большой популярностью пользовались местные агитколлективы «Синяя блуза» и «Красная блуза», ставившие спектакли на революционную и остросоциальную тематику. В городе работал Педагогический техникум, а в стенах закрытой Лавры – Военная электротехническая школа и Краеведческий музей. Комсомольцы вели активную борьбу с неграмотностью, обучая читать и писать людей из социальных низов. Они же в видах антирелигиозной пропаганды устраивали новые праздники – «Комсомольскую пасху» и «Комсомольское рождество».
Коллектив Педагогического техникуа им. Октябрьской революции, 1928 г.
Агитколлектив «Синяя блуза» ставил спектакли на острые темы
В 1919 году Сергиевский посад переименовали в Сергиев, а двумя годами позже из Дмитровского уезда был выделен отдельный Сергиевский уезд, будущий Сергиево-Посадский район.
В это же время город накрыла первая волна советского переименования улиц: Дворянская стала Пионерской, Вознесенская – Первомайской и т.д.
Десятилетие революции в Сергиеве отметили митингом под лозунгами «Социализм строим и построим», «По пути Ленина к новым победам» и т.п. На площади перед Лаврой выставили первый полученный крестьянами трактор.
Митинг по случаю закладки первого камня в основание памятника В.И. Ленину, 1925 г.
Интересно, что тогда же ввели первые местные правила дорожного движения: при встречах с крестьянскими обозами машины требовалось останавливать и глушить, чтобы не пугать лошадей. Предельную скорость движения автомобилей по улицам города определили в 10 км/ч.
Александр ГИРЛИН
Читайте также:
* Революция в тихом городе. К 100-летию событий осени 1917 года
* Дата. 88 лет назад город Сергиев был переименован в Загорск
* Загорск – Сергиев Посад. Календарь исторических событий ХХ века. НОЯБРЬ
Источник: http://insergposad.ru/novosti/kraevedenie/pervye-sovetskie-sergiev-posad-v-1920-h-godah
Малые города России> Малые города> Сергиев Посад
Общее описание
![]() Сергиев Посад расположен таким образом, что именно с него отсюда удобно начинать знакомство с богатым достопримечательностями «Золотым кольцом». Страницы истории
В 1380 году в Троице-Сергиевском монастыре войско князя Дмитрия Донского было благословлено на Куликовскую битву.История хранит память о местных монахах Пересвете и Ослябе, участвовавших в этой битве.
После этого сражения Дмитрий Донской вернулся в Троице-Сергиевский монастырь, чтобы вспомнить погибших. В 1540-1550 годах монастырь был обнесен мощной каменной стеной с 11 башнями. Царь Иван Грозный лично приехал проверить стройку. Как известно, практически все русские города, не имевшие каменных стен, были захвачены во время польско-литовского нашествия. Благодаря каменным стенам Троице-Сергиевский монастырь не только выдержал осаду, но и стал одним из опорных пунктов ополчения Минина и Пожарского.
Тем временем вокруг монастыря росли села и поселения. Особенно быстро этот процесс шел после 1610 года, когда в монастыре располагался военный гарнизон. К началу 18 века села уже образовывали замкнутое кольцо вокруг монастыря, а в 1782 году получили название Сергиев Посад. В 1744 году монастырь получил высокое звание Лавры. В начале ХХ века Лавра пережила потрясение. В 1919 году его закрыли, а на его территории открыли музей (один из самых интересных подобных музеев в стране). В 1930 году город был переименован. Новое название Загорск было получено в честь революционера Загорского, секретаря Московского комитета партии большевиков. Как известно, этот большевик со своими соратниками был взорван бомбой, что символизировало зарождение глубокой любви русского народа к партии и ее руководителям.Только в 1991 году городу было возвращено его историческое название. Но религиозная жизнь здесь возобновилась только с 1946 года, когда на его территории снова появились монахи. Достопримечательности
Главная достопримечательность Лавры — белокаменный Троицкий собор (1422 г.), украшенный иконами Андрея Рублева. Ранее в соборе находились фрески Рублева, которые в свое время были заменены. Этот собор является составным центром Лавры. Собор также является первым каменным сооружением на территории монастыря. В 1476 году на месте деревянного храма псковские мастера возвели каменную Духовскую церковь. Это необычайно тонкое, легкое и стремительное вверх сооружение.В основании храма расположена открытая звонница на шести круглых столбах. В пролетах колокольни на дубовых решетках висят колокола. В древности Духовская церковь использовалась для наблюдения за окрестностями. В случае обострения ситуации необходимо было звонить в колокол, предупреждая одновременно всех монахов и прилегающий поселок.
Очень красиво здание Трапезной камеры. Царские покои (17 век) — это богато украшенное здание, предназначенное для приема императорских особ, однако с 1814 года здесь размещалась Духовная Академия. Интересна и звонница. Она строилась 28 лет и окончена к 1769 году. На звоннице 42 колокола, самый большой из которых весит 4 000 пудов. Высота колокольни 88 метров. В Лавре есть много других интересных памятников архитектуры. За пределами Лавры южнее, на так называемом Подоле, в 1547 году были построены церкви Пятницкая и Введения Богородицы, а также часовня Пятницкого Колодца.Сейчас это место представляет собой как бы отдельный ансамбль, который я рекомендую посетить. |
Сергиев Посад — Путеводитель по России
Сергиев Посад, город с населением 100 000 человек, расположенный примерно в 70 км к северо-востоку от Москвы, действительно выделяется только своим монастырем.
Но это очень впечатляющий монастырь, возможно, самый впечатляющий в России и имеющий огромное значение в истории России. Свято-Троицкий Сергиевский монастырь — один из четырех монастырей в России, имеющих статус лавры, причем лавра является высшим чином монастырей.
Здесь развернулся ряд важных исторических эпизодов. Захват Казани Иваном Грозным в 1552 году был частично осуществлен по совету настоятеля монастыря игумена Басьяна.
Впоследствии монастырь был награжден церковью. В начале 17 века монастырь выдержал 16-месячную осаду поляков даже после оккупации Москвы. Позже Петр Великий укрылся в монастыре во время восстания стрельцов, направленного против него и его семьи. Он также служил резиденцией Патриарха с конца Второй мировой войны до падения коммунизма.
Первоначальный деревянный монастырь был основан в 1340 году преподобным Сергием Радонежским, но был разрушен после его смерти татарами.
Самым старым зданием, сохранившимся до наших дней, является Троицкий собор, датируемый 1422 годом. В этой белой церкви с золотыми куполами находится иконостас с множеством работ Андрея Рублева и гробница самого преподобного Сергия. Следующее самое старое здание на этом месте — церковь Святого Духа 1476 года, построенная по приказу Ивана Великого. Одинарная церковь с голубым и золотым куполом стоит рядом с Троицким собором на южной стороне главной площади.
Но, пожалуй, самой поразительной церковью на территории является Успенский собор 1585 года с его ослепительно голубыми, усыпанными звездами куполами. Его построили на деньги, пожертвованные Иваном Грозным. Прямо перед этой церковью, слева от входа, находится могила единственного царя, не похороненного ни в Кремле, ни в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга: Бориса Годунова. А справа от входа стоит небольшая красивая часовня
. у колодца, построенного над естественным источником, который, как говорят, появился во время польской осады.Вы можете выпить духовной воды по цене чашки или бесплатно, если у вас есть собственный сосуд.
Среди множества красивых достопримечательностей монастыря также можно выделить потрясающую колокольню в стиле барокко, построенную в 18 веке, и Трапезную церковь Святого Сергия 1692 года. Это огромное здание, украшенное сложной и уникальной разноцветной краской, когда-то служило трапезной для паломников, посещающих это место, но теперь оно функционирует как действующая церковь. Царский дворец датируется тем же периодом, и пышная часовня в нем открыта для посетителей.Часовня у оранжевых ворот Иоанна Крестителя — довольно маленькая церковь, а в ризнице вдоль южной стены комплекса хранятся сокровища, которые великий монастырь стремится накапливать с
года.различных благотворителя. Белые крепостные стены монастыря датируются 1540-ми годами.
Снаружи монастыря, немного севернее входа, находится статуя преподобного Сергия. Немного южнее монастыря находится Пятницкая церковь. Прямо напротив проспекта Красной Армии стоит часовня Пятницкого колодца — еще одно место, где можно освежиться священной водой.
Вход на территорию монастыря бесплатный, как и вход в церкви, когда они открыты. Пропуск на фотосъемку стоит 100 рублей (3,70 доллара США). Вы можете записаться на англоязычные экскурсии по территории и церквям в киоске прямо перед входными воротами. Вход в ризницу (открыт с 10-17: 30 кроме понедельника) стоит 150р. Территория монастыря открыта с 10 до 18 часов ежедневно.
Маршрут: Пригородные электрички ходят с Ярославского вокзала. Вы можете сесть на любой поезд до Сергиева Посада или Александрова.Поезда отправляются каждые 20 или 30 минут с 5 утра, а поездка занимает около 90 минут или чуть больше. Чтобы быть уверенным, что вернетесь, нужно быть на вокзале в Сергиевом Посаде не позднее 23:30. Билеты стоят 79 рублей (2,90 доллара) в одну сторону. Из Сергиева Посада сверните на улицу в дальней правой части площади перед вами. Поверните направо и следуйте по этой улице, пока не увидите монастырь. Монастырь находится недалеко от проспекта Красной Армии, главной улицы города.
Сергиев Посад — православный центр золотого кольца
Сергиев Посад — единственный город Московской области, входящий в маршрут Золотого кольца России.Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников и туристов со всего мира. Город получил свое название от имени преподобного Сергия де Радонежа, основателя крупнейшего монастыря России — Троице-Сергиевой лавры. Предлагаем вам ознакомиться с основными достопримечательностями Сергиева Посада.
Свято-Троицкий монастырь был основан под Москвой преподобным Серджио де Радонежем в 1337 году. Животворящий Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям: в 13 веке его разграбил золотоордынский хан Едигей, в 15 веке монастырь сопротивлялся осада 30-й армии польских интервентов.В 1744 году Троицкий монастырь получил титул лаврового. Вот уже несколько столетий паломники со всего мира посещают это место как одно из самых почитаемых православных святилищ.
В Тринидад-Серджио Лавре хранится редкая коллекция рукописей и старопечатных книг. С начала XIX века Московская духовная академия, одно из крупнейших духовных учебных заведений России, располагается на территории Лавры, в бывшей Царской палате. Среди ценнейших святынь монастыря — мощи преподобного Сергия Радонежского, Максима Грека и Антония Радонежского, иконы Тихвинской и Черниговской Богородицы.
Академик Дмитрий Лихачев назвал этот музей эрмитажем русской культуры XIV — XX веков. Сергиево-Посадский музей-заповедник — один из крупнейших музеев Подмосковья, в нем хранится старинная коллекция изобразительного и прикладного искусства Троице-Сергиевой Лавры. В центре экспозиции — работы мастеров московской художественной школы XIV — XVII веков.
Искусство в монастырском музее
В музее собрана одна из крупнейших в России коллекций русского народного искусства: живопись и резьба по дереву, обработка металла, печать, крестьянские костюмы.Краеведческая коллекция заповедника представляет историю Сергиева Посада, архитектурный облик города и его знаменитых жителей.
В 40-х годах 19 века, в трех километрах от Троице-Сергиевой лавры, преподобный Антоний основал Черниговский Гефсиманский монастырь, отдельный монастырь для монахов-отшельников. Уединенное и живописное место стало пристанищем для более 400 монахов. Антоний велел хранить обитель с простотой и строгостью, даже церковная утварь была деревянной.Святой Филарет Московский писал: «Простота… — надежда монастыря. Да, имейте это для Господа. «После революции монастырь закрыли, монашеская жизнь здесь возобновилась только в 90-х годах ХХ века.
Черниговский монастырь назван в честь чудотворной иконы Черниговской Богородицы, принесенной в монастырь в конце 19 века и Гефсимании, в честь Иерусалимского сада, где похоронена Богородица. По сей день в монастыре сохранились пещерные храмы, монастырские кельи, священный фонтан и старинные постройки монастыря.
Абрамцевский музей-заповедник
На берегу реки Вори, недалеко от Сергиева Посада, находится Абрамцевский музей-заповедник. В середине 18 века здесь появился особняк, который стал источником вдохновения для известных писателей и художников. В 1843 году владение приобрел писатель Сергей Аксаков: его любили бывать писатели Николай Гоголь и Иван Тургенев, актер Михаил Щепкин и историк Михаил Погодин. В 1870 году дом купил меценат Савва Мамонтов, затем образовался Абрамцевский художественный кружок, в который вошли художники Константин Коровин, Илья Репин, Валентин Серов, Василий Поленов, Виктор Васнецов и другие.
После революции в усадьбе открыли музей, однако традиции мамонтовского кружка не прекратились: в ХХ веке в Абрамцево работали художники Петр Кончаловский, Игорь Грабарь, Илья Машков, скульпторы Борис Королев и Вера Мухина. . Сегодня в собрании Абрамцевского музея хранится более 25 тысяч экспонатов: фотоархив и личные вещи бывших владельцев усадьбы, графика, живопись, скульптура и произведения народного искусства.
На Келарском пруду в одном из старинных особняков Сергиева Посада с 1980 года размещается Музей игрушки и педагогического искусства. Это первый музей такого рода в Европе: он был основан в Москве художником и коллекционером Николаем Бартрамом в 1918 году. В 1920-х годах музей был вторым по посещаемости в стране после Третьяковской галереи.
В коллекции музея представлены игрушки прошлых веков из Александровского и Ливадийского дворцов, Строгановского училища и частных коллекций.Среди наиболее ценных экспонатов — игрушки детей императора Николая II. Здесь работают постоянные выставки: «Русская народная игрушка», «Новогодняя и рождественская игрушка», «Игрушка стран Востока», «Русская и западноевропейская игрушка XIX — начала XX века». На выставке «Детский портрет» представлены малоизвестные произведения русских и зарубежных художников XVII-XXI веков.
Сергиев Посад
Летний Сергиев Посад (посад — торговый поселок вокруг крепости) — русский кулинарный центр, предлагающий традиционные напитки на улице.Турист может задаться вопросом о желтых цистернах с украшением на бортах КВАС , продавая дешевый пенный темный напиток пластиковыми стаканами или уже в бутылках.

Лучший холодный напиток России — освежающий и питательный , квас (квас) снова стал популярнее любой колы.Это натуральный ферментированный напиток (обычно с пузырьками) из черного или обычного ржаного хлеба, которым в жаркую погоду наслаждаются даже молодые люди. Цвет сырого хлеба определяет напиток квас. Содержание алкоголя в нем очень низкое — 0,05-1%. Квас может быть приправлен фруктами или травами, такими как клубника или мята. Также из нее готовят холодный летний суп, окрошку .
Квас впервые упоминается в летописях Руси под номером 989 . В России при Петре Великом это был самый популярный безалкогольный напиток во всем обществе.Сообщалось, что в 19 веке его употребляли в чрезмерных количествах крестьяне, простолюдины и монахи; летом пили больше воды. Это и коммерческий продукт, и самодельный. Когда-то квас продавался только летом, но теперь его производят, упаковывают и продают в магазинах круглый год.
Квас получают путем естественного брожения хлеба (пшеницы, ржи, ячменя) и иногда приправляют фруктами, ягодами, изюмом или березовым соком, собранным ранней весной. В современном домашнем квасе обычно используется черный или обычный ржаной хлеб (часто сушеный), запеченный в гренках или жареный (+ сахар или фрукты, такие как яблоки / изюм), а также с дрожжевой культурой и закваской.
Коммерческий квас (особенно более дешевые сорта) производится, как и многие другие безалкогольные напитки, с использованием сахара, газированной воды, солодового экстракта и ароматизаторов. Лучшие бренды (часто производимые пивом, а не безалкогольными напитками) обычно используют некоторые традиционные технологии для приготовления своей продукции. Квас обычно подают нефильтрованным, с добавлением дрожжей, что придает ему уникальный вкус и высокое содержание витамина B.