Церковь Покрова на Нерли: lomkoff — LiveJournal
Це́рковь Покрова́ на Нéрли (Покро́в на Нéрли) — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.
Время и обстоятельства создания
Церковь Покрова на Нерли принадлежит к блистательной эпохе становления и расцвета Владимиро-Суздальского княжества и его аристократической культуры при Андрее Юрьевиче Боголюбском, к «беспокойному, но и светлому утру Владимирской земли». Город «мизиньных» (то есть «малых») людей Владимир чудесно преображается в подобную Киеву столицу с Золотыми воротами и златоверхим «десятинным» собором, а в десяти верстах к востоку обустраивается Боголюбов-город с белокаменным княжеским дворцом и храмом Рождества Богородицы. За символически короткие семь лет – с 1158 по 1165 годы – строительная дружина Андрея Боголюбского, собравшая под началом северо-итальянского зодчего от Фридриха Барбароссы «из всех земль все мастеры», создает белокаменное великолепие Владимиро-Суздальской земли.
Известняк для нового строительства стали добывать, вероятно, в окрестностях Москвы, которой к этому времени завладел Юрий Долгорукий. Разведанные его мастерами залежи камня образуют подземную, местами выходящую на поверхность жилу, протянувшуюся от подмосковных притоков Клязьмы до среднего течения Оки. Камень, доставленный на место речным путем и посуху, «каменосечцы» обрабатывали инструментами типа долота (зубила), тесовика и тесла. Чтобы обтесать грань 40х40 см, нужно было нанести около 1200 ударов, а каждый квадр имел тщательную лицевую теску с пяти сторон, и только заднюю грань, обращенную в кладку, обрабатывали более грубо.
Стены белокаменных храмов трехслойны: их составляет облицовка с наружной и внутренней сторон и промежуточная забутовка туфом, валунами, обломками и отесами известняка с заливкой известковым раствором. В раствор добавлялась цемянка (кирпичная крошка) и древесный уголь. Строительство здания продолжалось три-четыре сезона. Церковь Покрова на Нерли в этом смысле необычна: «Житие Андрея Боголюбского» отводит на ее возведение лишь один сезон: «единым летом соверши».
Место для церкви Покрова выбрано князем и зодчим необычное: на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Устье Нерли служило речными воротами Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга – мощной торговой артерии, соединявшей отдаленный Залесский край с остальным миром. Именно отсюда разворачивалась панорама столичных владений владимирского князя: церковь на лугу с пристанью при ней, чуть поодаль, на возвышенном берегу – Боголюбов-город с княжеским замком, и, наконец, сам Владимир на величественных холмах. Церковь Покрова тоже заметно возвышается над берегом старицы Клязьмы. Подножием храму служит округлый, поросший травой и деревьями холм. Храм так естественно вырастает из него, что и холм, и сам храм кажутся нерукотворным продолжением благодатного пейзажа, придавая ему выразительность и завершенность.Но что, собственно, известно об этом знаменитом памятнике зодчества? Летописи так скупы, что нет в них ни даты, ни даже названия церкви. «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены» – сообщает без указания года Краткий Владимирский летописец. «И постави ей храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица» – читаем в Новгородской первой летописи, в перечне «а се князи русьстии». Очевидно, одна из этих упоминаемых церквей – Покровская. И только поздний источник – «Житие князя Андрея Боголюбского» – содержит некоторые сведения о ней. Так, в тексте «Жития» проступает связь строительства храма с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича в 1165 году, после похода в Волжскую Болгарию. Храм именуется «во имя Пресвятой Богородицы, честнаго ея Покрова». Указан и необычно краткий срок строительства. «Cего же лета [1165] сын его первый Изяслав Андреевич ко Господу отъиде…Cей же великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне, яко человек объят быв, и скорбяше…более в богоугодные дела поощряшеся; ибо Боголюбския обители, яко поприще едино, на реке Клязьме, в лугу, нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Покрова, на устье реки Нерли… оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела». Исходя из этого текста, церковь датируют 1165-1166 или 1165-1167 годами. И только единственная летопись – Владимирский летописец XVI века – содержит и посвящение, и дату, называя церковь Покровской в сообщении под 1158 годом: «Cии же князь Ондреи Боголюбовныи град спом осыпа, постави ту церковь камену Рожество святеи Богородици на Клязме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь».
Посвящение церкви Покрова
Храмоздательная программа Андрея Боголюбского последовательно, тонко и очень убедительно развивала идею Богородичного покровительства, следуя при этом византийской традиции и формам ее восприятия в Киевской Руси. Все важнейшие храмы Андрея Боголюбского посвящены Богородичным праздникам, каждый из которых по-своему оттеняет и раскрывает культ Богородицы. «Сиа церкви аще не глаголы, но вещьми прославляаше Пречистую Богородицу» – так сказано о владимирских храмах в поздней редакции «Слова на Покров». Церковь Положения Риз Богородицы венчала главные городские ворота, а главным храмом Владимира стал Успенский собор.
Служба праздника Положения Риз строится вокруг культа одежд Богородицы – важнейшей православной реликвии. Погребальные ризы, обнаруженные, по преданию, во гробе после Успения Божией Матери и хранившиеся с V века во Влахернском храме Константинополя, становятся символом присутствия самой Божией Матери и Ее заступничества за избранный Ею град. Как свидетельствуют многочисленные источники, эта реликвия не раз спасала Константинополь от вражеских нашествий. Очевидно, именно этот градозащитный смысл обусловил выбор князем Андреем посвящения надвратной церкви.
Градозащитный смысл вкладывался и в посвящение главного храма новой княжеской столицы празднику Успения, что было обусловлено не только главными идеями праздника, но и его связью с культом риз Богородицы. Примечательно также, что образцом и мерой для русских Успенских соборов служил Успенский храм Киево-Печерского монастыря XI века, основание которого предание связывало с Влахернским храмом, где хранилась риза Богоматери.
Новые оттенки защитный культ Богоматери обретает в празднике Покрова. Не только риза Божией Матери, но Ее молитва о спасении людей, над которыми Она простирает ризу-покров, становится содержанием этого праздника. В основу сюжета и праздника Покрова положено так называемое «Влахернское чудо» – явление Божией Матери святым Андрею Юродивому и Епифанию во Влахернском храме, во время всенощного бдения. Богоматерь, явившаяся на «воздусе», т. е. на облаке, в окружении святых, простерла свою ризу-покров над народом и вознесла за него молитву (по некоторым сведениям, это произошло 1 октября 910 года, когда Константинополь был осажден сарацинами). Таким образом, моление Богородицы и ее риза—омофор, бывшая главной святыней Влахернского храма, соединились как имеющие тождественный смысл в единой формуле Покрова: «Покрый ны, Госпоже, омофором милости твоея, Иисуса человеколюбца непрестанно молящи». Покров означал мистическую силу, благодать Божию, объединяющую и спасающую всех христиан.
Однако посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи (это чудо от Владимирской иконы описано в Лаврентьевской летописи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова.
Архитектурный облик церкви Покрова
Церковь Покрова на Нерли представляет собой обычный для XII века тип небольшого крестово-купольного храма – одноглавого, четырехстолпного, трехапсидного, с тремя продольными и тремя поперечными нефами, в западном из которых помещаются «восходние полати» — хоры; полуциркульные своды храма поддерживают цилиндрический барабан. Необычно в церкви другое – особый пропорциональный строй. Среди всех владимиро-суздальских белокаменных храмов, не считая надвратных, это самый миниатюрный и грациозный: общая его ширина чуть более 10 м, а внутренняя высота 20,8 м. Глаз фиксирует не столько тяжелые массы строительного материала и конструктивные усилия по преодолению сил распора, сколько свободное и стремительное движение ввысь, ощущение взлета, невесомости, воспарения. План здания значительно вытянут по продольной оси. Не квадратом, а прямоугольником является и подкупольное звено: его ширина и длина относятся как сторона и диагональ полуквадрата (3,1 м и 3,5 м). Таково же соотношение внутренней ширины и длины храма (без апсид). Толщина столпа-пилона крестчатой формы составляет не четвертую, как обычно, а третью часть ширины центрального нефа. Малые нефы, как и в большинстве других храмов, вдвое уже центральных.
Однако при этом в церкви Покрова все устроено по-особенному, композиция ее чрезвычайно индивидуальна. Гладь стены сужается и почти пропадает за богатым многообломным профилем пилястр с сильно выступающими полуколоннами, которые вместе с лопатками достигают полуторной толщины стены, образуя как бы несущий скелет здания (еще большую прочность этому каркасу придают горизонтальные связи: дубовые брусья, положенные внутри стены на уровне пола хор и в плоскости пят подпружных арок. Значительный вынос угловых пилястр несколько уравновешивает разные по ширине центральные и боковые прясла, особенно узкие в восточных членениях, и почти скрадывает округлые выступы апсид. В верхнем поле прясел профиль пилястр, переходя в закомары, усложняется; высокие окна, опущенные прямо на отлив стены и освобождающие верхнюю зону прясел для рельефов, тоже обильно и дробно профилированы. Фасад при этом приобретает почти скульптурную объемность, выявленную глубокими контрастами светотени.
Внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей. Пилоны как бы сближаются, слегка склоняясь внутрь и несколько сужаясь кверху. Купол, паруса, своды и арки парят где-то высоко над головой, причудливо круглясь и энергично изгибаясь . На хорах впечатление фантастически меняется: купол и своды стремительно приближаются, а воздушный колодец как бы уходит вниз. При этом массивные столпы-пилоны, стены и прочие материальные формы обретают реальность, как живые, обступая и теснясь вокруг зрителя.
В древности интерьер белокаменного храма складывался в стройный ансамбль: невысокая алтарная преграда, настенные фресковые росписи, керамические полы из разноцветных поливных плиток. Белокаменной резьбы внутри здания почти нет: только пары лежащих львов в основаниях подпружных арок. Возможно, от древнего времени сохранился престол в алтаре, сложенный из девяти белокаменных блоков на известковом растворе.
Среди всех построек Андрея Боголюбского только церковь Покрова почти полностью сохранила свой первоначальный архитектурный облик и резной декор, что позволяет судить на ее примере о символическом содержании декоративных программ владимиро-суздальских храмов и об особенностях художественного стиля, сложившегося в резной скульптуре в эпоху князя Андрея.
Небольшая по размерам, пространственно «организованная» сильно выступающими из стен вертикальными пилястрами с наложенными на них полуколоннами, церковь сама кажется изваянной из камня скульптурой. Украшающие стены рельефы придают ей особую изысканность, торжественность и красоту. Немногочисленный, трижды повторенный на фасадах декор поражает своей цельностью и настолько гармонично сочетается с архитектурой, что любая перемена нарушила бы очарование целого . За всем этим стоит высокое искусство зодчего и мастерство безвестных строителей и скульпторов прославленного храма.
В центральных полукружиях-закомарах северного, южного и западного фасадов располагаются три одинаковых рельефа, которые представляют восседающего на троне царя Давида в окружении парных изображений львов и голубей. Высеченные из камня в высоком рельефе с хорошо скругленными краями, они значительно выступают из плоскости стены и хорошо видны снизу. Изображения самого царя Давида на всех трех фасадах высечены на самых крупных камнях. Подобно аналогичным изображениям на Дмитриевском соборе, они исполнены тремя разными мастерами (лучшим из них является рельеф западного фасада). Все три рельефа сопровождают глубоко врезанные надписи «СТЪ ДВДЪ», исполненные уставом. Облегающий фигуру Давида подир – одежда ветхозаветных священников и царей – сплошь покрыт резными орнаментальными складками, возможно, передающими узор ткани. Густой ромбический узор покрывает также корону и ленту, опоясывающую фигуру пророка, скрадывая поверхность камня и рельеф фигуры. Благодаря обилию украшений изображения Давида кажутся более плоскостными, чем окружающие их рельефы зверей и птиц.
В христианской традиции царь и пророк Давид почитался не только как прародитель и ветхозаветный прообраз Христа, но и как образец сильного, мудрого и справедливого царя. Многие средневековые государи, желая уподобиться ему, изображали Давида вместе с царем Соломоном на стенах своих дворцов. Однако только на соборах владимирских князей Андрея Боголюбского и Всеволода III образы царя Давида увенчивают весь цикл резных изображений на фасадах.
Если присмотреться к рельефным изображениям царя Давида, можно заметить еще одну редкую деталь. На всех трех фасадах фигура царя опоясана перекрещенной на груди лентой. Долгое время в ней видели напоминание о ленте-лоре – драгоценной принадлежности одеяний византийского императора. Однако лента на рельефах церкви Покрова больше похожа на орарь, которым диакон опоясывается во время литургии. На Руси подобное препоясание можно видеть во фресковой росписи Архангельского собора Московского Кремля на груди изображенного в рост благоверного князя Владимира Святославича, крестителя Руси.
Таким образом, Давид предстает на фасадах церкви не только как пророк и псалмопевец, как царь, получивший власть от самого Бога, но и как священнослужитель. Такое совмещение светской и духовной власти в лице правителя соответствовало традиционным представлениям греков и латинян. Так, по свидетельству Константина Багрянородного, византийский император имел сан диакона. В Западной Европе обряд помазания на царство предполагал получение не только царского, но и священнического достоинства. Подобная символическая трактовка власти, по-видимому, и послужила причиной того, что самовластцем князем Андреем было отведено столь важное место образу царя Давида на стенах церкви Покрова (это впоследствии повторил его брат Всеволод Большое Гнездо на фасадах Дмитриевского собора). Примечательно, что тема прославления княжеской власти и окружения ее ореолом святости при Андрее Боголюбском отчетливо звучит и в летописях, и в церковно-учительной литературе.
Еще более возвеличивают царя Давида окружающие рельеф фигуры резных зверей и птиц. Застывшие позы и строгая симметрия композиции придают им характер геральдических эмблем. Вероятно, они и являются эмблемами власти, символами подвластных царю Давиду неба и земли. Львы у царского трона представляли древнейшую традицию, восходившую еще к культуре Древнего Востока, в то время как в античной культуре символами власти стали орлы. На ступенях описанного в Библии трона царя Соломона были также представлены львы и птицы (II Пар. IX, 17–20. III Цар. X, 19-20). Как символы доблести, силы и власти они понимались и в Древней Руси. «Орел птица царь над всеми птицами, а лев над зверьми, а ты, княже, над переславцы», – писал в своем «Молении» Даниил Заточник.
Одним из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви являются расположенные непосредственно под закомарами рельефы девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Среди них есть широкие, округлые, “реалистичные”, как определил их Г. К. Вагнер, лики простолюдинок и лики задумчивые, созерцательные с тонкой индивидуальной трактовкой . Самым утонченным, строгим и одухотворенным следует признать средний лик на западной стене, который нередко сравнивали с иконными образами Богородицы.
Ряд девичьих ликов на стенах церкви служит своеобразной смысловой границей верхней зоны скульптуры. В системе декорации фасадов она играет определяющую роль, подобно росписи алтарной части внутри храмов. Именно здесь заключены персонифицирующие Христа и Богоматерь образы, выражены главные идеи декора церкви, отвечающие духовной и политической жизни Владимирской Руси времени Андрея Боголюбского. Размещенные ниже рельефы, равно как и декор апсид, более традиционны. К их числу относятся вставленные в кладку по сторонам центральных окон фигуры львов-стражей. По традиционным средневековым толкованиям, лев выступает здесь как символ Христа, охраняющего Свое духовное стадо: «Плотью бо Господь мой на кресте успе, а божество его одесную отца бдяще. Не вздремлет бо не уснет, храня Израила».
Спокойные и величественные, с очеловеченными мордами-лицами, львы церкви Покрова сказочны и фольклорны. Их резчики поставили перед собой сложную задачу – при профильном расположении фигуры льва и обращенной к зрителю в фас голове показать развернутую фронтально грудь зверя со сложенными и скрещенными передними лапами. Аналогичная задача была прекрасно решена резчиками Дмитриевского собора во Владимире, однако в церкви Покрова этот мотив выглядит не вполне убедительно – вторая лапа у лежащих львов отделена от туловища и «вырастает» прямо из головы. Единственным исключением является рельеф, расположенный внутри церкви на северо-восточном столбе.
Высота этих рельефов в церкви Покрова значительно превышает высоту резных изображений львов в других храмах владимирской земли. На Дмитриевском соборе во Владимире и Георгиевском в Юрьеве-Польском такую высоту имеют лишь изображения сюжетных сцен в закомарах. Впечатление скульптурности изображений усиливается также благодаря ряду специальных приемов. Так, высота рельефа львиных морд зрительно увеличена с помощью заглубления одной формы в другую – их носы, к примеру, врезаны вглубь щек путем выемки камня вокруг носа.
В отличие от фасадов, интерьер церкви почти лишен резного убранства. Оно ограничено лишь двадцатью парами резных, лежащих хвостами друг к другу львов, расположенных в пятах арок подкупольных столбов и в пятах арок, перекинутых от них на стены собора. Резным львам в интерьере церкви Покрова предшествовали аналогичные рельефы в интерьере Успенского собора во Владимире. Но исполнены они, без сомнения, разными мастерами. Морды львов из церкви Покрова разнообразны по своему выражению и настроению – они то ухмыляются растянутыми до ушей беззубыми ртами , то хищно оскаливают зубастые пасти . Мастерство их исполнения не равноценно и обнаруживает руку нескольких мастеров, вероятно, высекавших также фигуры львов-стражей на фасадах церкви. Лучшие рельефы львов в интерьере расположены в местах, которые хорошо обозревались князем, стоявшим на хорах во время службы. Надо согласиться с мнением Г.К. Вагнера в том, что эти львы, иногда хищные, а иногда благодушные или ироничные , не являются ни образами царственности и эмблемами власти, ни стражами, охраняющими храм от демонических существ, а представляют собой, скорее, символы побежденных злых сил, которые традиционно изображались под сводами романских соборов, но не в пятах арок, а на капителях. Высота рельефа этих львов значительно превышает высоту резных изображений на фасадах, но уступает высоте рельефов львов в интерьере Успенского собора.
Скульптура церкви Покрова на Нерли стала итогом всей художественной деятельности Андрея Боголюбского. После ее возведения строительные работы во владимирском княжестве возобновляется лишь в 1184 году, когда после пожара Всеволод III начинает обстраивать Успенский собор во Владимире двухъярусной галереей. Независимо от того, принимали ли романские мастера участие в строительных работах Всеволода III, можно утверждать, что в архитектуре и скульптурной декорации возведенных при нем соборов развивались традиции, заложенные в зодчестве Андрея Боголюбского. Именно в резном декоре церкви Покрова на Нерли в образе царя Давида был впервые символически воплощен идеал владимирских князей – идеал могущественной, исходящей от Бога власти – а также их представления об особом покровительстве Христа и Богоматери владимирской земле. Выраженные языком скульптуры, они были включены в общий контекст декоративной программы, в символических формах запечатлевшей непрерывную борьбу Христа и дьявола, добра и зла.
Тем не менее, в церкви Покрова, как впоследствии и в Дмитриевском соборе, образ земного владыки, «властью же сана аки Бога», вышел на первый план. Это как нельзя лучше отвечало властолюбивой политике Андрея Боголюбского, именованного «царем» на страницах Лаврентьевской летописи, в армянских и грузинских хрониках, приравненного к византийскому императору Мануилу Комнину и являвшегося владельцем «армил» – имперских регалий европейских монархов.
История Покровского монастыря и монастырского ансамбля
После драматических событий 1174 года, когда князь Андрей Боголюбский был убит в своем загородном дворце в результате политического заговора, в Боголюбове и в церкви Покрова обосновались монастыри. Монастырь при Покровской церкви сначала был женским, а потом мужским. С учреждением в 1589 году патриаршества он перешел в ведение патриарха и назывался патриаршим домовым монастырем. С образованием в 1724 году Синода он поступил в синодальное ведомство, а с открытием в 1748 году Владимирской епархии перешел в ведение местных архиереев, но не надолго. В 1764 году монастырь был упразднен и приписан к Боголюбовской сельской церкви. В начале XIX века древний храм перешел в распоряжение Боголюбова монастыря.
Первые разрушения храм и его галереи могли получить после гибели князя, когда город и окрестности охватила стихия народных волнений и княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения. Во второй половине XVII века Покровский монастырь получил крупные пожалования на сенокосы и рыбные ловли, что позволило поправить его материальное положение и провести серьезные ремонтные работы. По окончании их в 1673 году храм был освящен. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны и на их основании построена южная паперть – кирпичная, со сводчатым подвалом. Кровля еще долгое время оставалась покрытой тесом, а глава – «чешуею», то есть деревянным лемехом. Храм иногда затоплялся во время разливов, когда подступала «под самую церковь полая вода, от которой и фундамент подмывается и из стен исподние камни обивает льдом». В 1784 году настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. Однако не сошлись в цене с подрядчиком, и сломка не состоялась. В 1795 году была устроена лестница на хоры изнутри храма, через разобранный свод в северо-западном углу. В 1803 году храм получил железное луковичное покрытие главы, скрывшее ее древнюю шлемовидную форму. Тогда же разобрали кирпичную паперть, а в 1816 году устроили кирпичные крыльца. В 1859-1860 годах памятник осматривал академик Ф.Г. Солнцев в связи с планом «возобновления старинных церквей». Состоялся ремонт, которым руководил епархиальный архитектор Н.А. Артлебен. При разборке кирпичных закладок между закомарами он обнаружил обломок надгробной плиты XVII века, что позволило датировать устройство четырехскатной кровли. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы. Тогда же восстановили позакомарное покрытие, закрыв при этом постамент барабана шарообразной кровлей. В 1903 году железную луковичную главу позолотили. Стены храма принято было покрывать белой краской.
В монастырские времена церковь Покрова обросла необходимым для обители разнообразным строением. В пару к холодному храму построили теплую Трехсвятительскую церковь. Опись 1763 года, составленная накануне упразднения монастыря, указывает год постройки этой церкви – 1761. «Монастырское строение» составляли две настоятельские кельи с амбаром, кладовой и погребом, братская келья, хлебопекарная келья, мучной амбар, погреб, сарай для лошадей, сарай для телег; огород, выгонный луг. Вокруг монастыря простирался на 290 саженей плетень со святыми вратами и шатровой колокольней на них. Все строение было деревянное, крытое дранью, ветхое. Описи разных лет рисуют неизменно печальную картину убогого состояния ветшающего монастыря.
Во второй половине XIX века, после экспедиции Ф.Г. Солнцева и раскопок Н.А. Артлебена, с северной стороны церкви Покрова были построены каменные святые ворота с надвратной колокольней, очевидно, по проекту Н.А. Артлебена. В ее кирпичные стены были вложены обнаруженные при земляных работах плиты с резными грифонами и барсами. Этим же архитектором, судя по всему, была спроектирована и каменная Трехсвятительская церковь, законченная в 1884 году, здание которой сохраняется и доныне.
Церковь Покрова в XX веке и в наши дни
Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. На протяжении почти всего XX века церковь входила в состав Владимирского музея, с 1958 года – Владимиро-Суздальского музея-заповедника. За эти годы белокаменный храм исследовался археологически и неоднократно реставрировался. В конце 1980-х годов владимирские реставраторы сняли выпуклую кровлю начала XIX века и восстановили постамент под барабаном, оставив, однако, луковичную главу. Все строения вокруг церкви — святые ворота с колокольней, несколько жилых изб и сараев — были к этому времени уже разобраны. Многочисленным экскурсантам и туристам в десятилетия музейного «бума» ничто не мешало любоваться упоительной красотой прославленного памятника зодчества, отраженного в прозрачных водах старицы , наслаждаться просторами и красотами Покровского луга, который является, в свою очередь, памятником природы. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а вскоре — местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Многое в истории храма со временем забылось, обрело иные оттенки; смягчилась и рассеялась злоба дня – но церковь Покрова по-прежнему пленяет взор и умиляет душу, тонким своим станом протягиваясь к небесам как бы в молитве: «О Мати, Боголюбивое Дево! О Царице всепетая! Ризою своею покрый нас от всякого зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша».
Источник: Тимофеева Т.П., Новаковская-Бухман С.М. Церковь Покрова на Нерли. М., «Северный паломник». 2003
Церковь Покрова на Нерли
Це́рковь Покрова́ на Нерли́1 — белокаменныйправославный храм во Владимирской области, в 1,5 км от посёлка Боголюбово; выдающийся памятник владимиро-суздальского зодчества XII века.
Храм находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Является подворьемБогородице-Рождественского монастыряВладимирской епархии2.
История
Храм Покрова на Нерли олицетворяет период расцвета Владимиро-Суздальского княжества при Андрее Боголюбском. В это время преобразился Владимир и рядом с ним появилась княжеская резиденция Боголюбово3 с белокаменными укреплениями, княжеским дворцом и храмом Рождества Богородицы. За 1158—1165 годы строительная артель Андрея Боголюбского создала ряд замечательных белокаменных построек. Его храмостроительная программа сопоставима с деятельностью Ярослава Мудрого, отстроившего Киев веком раньше4.
Для церкви Покрова было выбрано место чуть более чем в километре от княжеского дворца при впадении Нерли в Клязьму (позднее устье сместилось на юг, оставив после себя старицу). Устье Нерли находилось на пересечении важных торговых речных путей и служило воротами во Владимирскую землю: здесь корабли поворачивали ко княжеской резиденции, отсюда разворачивалась панорама на Боголюбов с княжеским дворцом и на Владимир. Церковь должна была стать выдвинутым вперёд элементом репрезентативного ансамбля, его предвратным монументом456.
Летописные свидетельства о церкви Покрова весьма скупы. В Кратком Владимирском летописце говорится: «и потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град… и постави церкви две камены». «И постави ей храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица» — сообщает Новгородская первая летопись. Очевидно, одна из упоминаемых церквей — Покровская. Наконец, «Житие князя Андрея Боголюбского», источник 1702 года, содержит более подробные сведения. Из текста следует, что храм построен за один сезон в память об Изяславе Андреевиче, сыне князя, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию4:
Сегѡ̀ же лѣ́та [҂ѕхѻ҃д] сы́нъ є҆гѡ̀ пе́рвый и҆зѧсла́въ а҆ндре́евичъ ко гдⷭ҇ꙋ ѿ̾и́де… Се́й же вели́кїй кнѧ́зь а҆ндре́й, а҆́ще печа́лїю ѡ҆ сконча́вшемсѧ сы́нѣ, ꙗ҆́кѡ чл҃вѣ́къ ѡ҆б̾ѧ́тъ бы́въ, и҆ скорбѧ́ше… бо́лѣе въ бг҃оꙋгѡ́дныѧ дѣла̀ поѡщрѧ́шесѧ; и҆́бо бг҃олю́бскїѧ ѻ҆би́тели, ꙗ҆́кѡ по́прище є҆ди́но, на рѣкѣ̀ клѧ́зьмѣ, въ лꙋгꙋ̀, нача̀ зда́ти цр҃ковь во и҆́мѧ прест҃ы́ѧ бцⷣы чⷭ҇тна́гѡ є҆ѧ̀ покро́ва, на ᲂу҆́стьѣ рѣкѝ нерлѝ… ѻ҆́нꙋю цр҃ковь є҆ди́нымъ лѣ́томъ совершѝ и҆ ѻ҆би́тель мона́шествꙋющымъ при не́й содѣ́ла.
Судя по тексту, церковь построена не позже 1165 года, так как в этом году умер княжич. Так, Василий Доброхотов датировал памятник 1166 годом7. На основании текста «Жития…» датировали храм Николай Воронин (указывал 1165 год несмотря на то, что княжич умер осенью этого года и за оставшееся время выполнить строительство было нельзя)8 и Павел Раппопорт (указывал 1165—1167 годы при том, что «Житие…» сообщало о постройке за один сезон)9. Высказывались и другие точки зрения. Николай Артлебен10 и Никодим Кондаков11 считали, что церковь Покрова строилась одновременно с владимирским Успенским собором. Но Артлебен не исключал, что она может относиться и ко времени правления Всеволода III12. Дмитрий Бережков колебался между 1165—1167 годами и 1190-ми годами13. В научной и популярной литературе долго фигурировала принятая Ворониным датировка 1165 годом6.
Владимирский летописец XVI века содержит и посвящение, и дату, называя церковь Покровской в сообщении, появившемся в 1158 году4:
Въ лѣⷮ ҂ѕхѯ҃ѕ. […] Сии же кн҃ꙁь ѻ҆ндрѣи бг҃олюбовныи град спом ѡсыпа, посᲅави тᲂу цр҃ковь каменꙋ ржⷭ҇ᲅво сᲅ҃ѣи бцⷣи на клѧꙁмѣ рѣцѣ , а҆ дрꙋгꙋю покровᲆ сᲅ҃ѣи бцⷣи на нерли, и҆ ᲂу҆сᲅрои мнⷭ҇ᲅырь.
— ПСРЛ, т. XXX, стр. 68
Сергей Заграевский6 и Татьяна Тимофеева4 на основании этой и других летописей, в том числе домонгольских, в качестве датировки церкви Покрова принимают 1158 год.
Согласно Лаврентьевской летописи, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Василий Татищев уточнял в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса). Полиэтническая строительная артель Андрея переняла навыки добычи, обработки и строительства из белого камня от старых мастеров. Но величественный замысел князя и талант его зодчих сформировали гораздо более совершенный стиль: усложнилась композиция, более стройными стали пропорции, появились сложные белокаменные рельефы фасадов4.
Перед зодчими стояла непростая задача: место строительства находилось в заливаемой пойме, поэтому нужно было обезопасить храм от воды. Для этого на фундаменте были возведены четырёхметровые стены, засыпанные землёй. Образовался искусственный холм, облицованный каменными плитами, на котором церковь стала как на пьедестале14.
По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами петрографических анализов белого камня, использованного для строительства церкви15. Камень для строительства, видимо, добывали в окрестностях Москвы. Залежи известняка образуют подземную, частично поднимающуюся на поверхность, жилу, протянувшуюся от подмосковных притоков Клязьмы до среднего течения Оки. Процесс строительства начинался с заготовки строительных материалов, затем разбивали на месте план и отрывали фундаментные рвы по периметру и осям столпов, до глубины залегания материкового грунта. Считается, что у белокаменных зданий был ленточный фундамент, положенный не в котлован, а во рвы, которые заполнялись глыбами валунов, булыжником, обломками известняка и туфа и заливались раствором. Стены и своды строились сначала с козел, а по мере увеличения высоты с деревянных подмостей и лесов. Для кровель использовали тёс, но, может быть, и свинцовые доски. Шлемовидные главы покрывали красной аравийской медью с позолотой. Неизвестно, каким было в древности покрытие главы церкви Покрова, но форма её, как предполагают исследователи, приближалась к шлемовидной. В окна белокаменных храмов вставляли деревянные оконницы, которые могли быть заполнены стеклом4.
Храмовый ансамбль на открытке начала XX в.
Церковь была освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Однако источники, говорящие об установлении этого праздника на Руси в середине XII века по почину Андрея Боголюбского, отсутствуют16, а в домонгольских летописях о церкви говорится как о посвящённой не какому-то конкретному празднику, а Богородице17. Следовательно, этот праздник мог быть установлен и позднее (первые упоминания о нём относятся к XIII веку4), и в этом случае церковь первоначально могла иметь какое-либо иное посвящение.
Первоначально церковь Покрова была собором небольшого, но имевшего белокаменные укрепления монастыря, располагавшегося на стрелке Клязьмы и Нерли18. Этот монастырь в конце XVI века упоминался среди патриарших домовых монастырей, во второй половине XVII века имело место его кратковременное процветание, в 1764 году он был упразднён. В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игуменБоголюбова монастыря (к которому она была приписана) добился разрешения разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы19. В 1803 году на старом каменном куполе была сооружена луковичная глава с железным покрытием, которая в значительной степени определяет облик храма и доныне20.
В 1992 году Церковь Покрова на Нерли вошла в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Боголюбовский луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и историко-ландшафтным комплексом регионального значения.
Архитектура
Сергей Заграевский. Реконструкция первоначального вида церкви Покрова и Покровского монастыря на Нерли[21]
Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу, и стоит на рукотворном холме высотой около 3 м и площадью около 23 соток18, на котором располагались и другие монастырские постройки. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток водных торговых путей.
Обычный для древнерусских храмов бутовый ленточный фундамент из пролитых известью необработанных камней, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более 5 м. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).
От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м без учёта апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крещатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создаёт дополнительное ощущение «высотности» интерьера.
Давид-псалмопевец, львы и грифоны
Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, что создаёт очень ясный конструктивный «рисунок» храма.
Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году). Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на тронецарь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.
Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом2223. К примеру, Игорь Грабарь расценивал её не только как «самый совершенный храм, созданный на Руси, но и один из величайших памятников мирового искусства»24.
Влияние
Воспроизведения
Храм Воскресения Словущего был построен в Балашихе за неполные 2 года: 20 декабря 2003 года была совершена закладка первого камня, 21 ноября 2005 года архиепископ Можайский Григорий совершил чин Великого освящения. Каменный храм сооружён по проекту архитектора Н. Г. Благовидовой.25
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мармыжи Советского района Курской области освящён 22 октября 2006 года26. Архитектор — Вячеслав Клыков. Строительство велось 12 лет (с 1994 года)27.
Храм Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в деревне Лызлово Рузского района Московской области был построен за 12 лет в 2002—2014 годах (архитектор З. И. Подымова), освящён 23 февраля 2014 года2829.
Церковь Покрова на Колпи на территории подворья Троице-Сергиевой лавры над рекой Колпью на окраине деревни МатвеевкиСеливановского района Владимирской области освящён в апреле 2014 года. Кирпичный храм строился 13 лет (с 2001 года)30.
Свято-Владимирский храм на хуторе Аргатов (Усть-Лабинский район Краснодарского края) освятили 24 июля 2016 года3132. Строительство финансировалось фондом Олега Дерипаски «Вольное дело»33. Материал — белый камень — доставляли из Инкерманского карьера в Крыму34.
Храм Архистратига Михаила в Ла-ан-дер-Тайя (Австрия) освятили 1 октября 2018 года. Разрешение на возведение храма было получено в 2007 году, строительные работы велись 4 года (с 2014)35. Здание представляет собой уменьшенную (3/4) копию церкви Покрова на Нерли: высота с крестом 17 м, площадь застройки 13×14 м23. Подрядчик — концерн Штрабаг. Строительство финансировал Олег Дерипаска, чей дед похоронен на прилегающем воинском кладбище. Российские мастера — резчики по камню — изготовили многочисленные элементы, которые были доставлены в Австрию и собраны на месте22.
Подражания
Храм Святителя Николая при ВА РВСН в стиле церкви Покрова на Нерли открылся 17 июня 2006 года в подмосковной Балашихе на территории Военно-технического университета Спецстроя России36 (сейчас — Военная академия РВСН имени Петра Великого). Храм сочетает пропорции церкви Покрова на Нерли и характерное для новгородского архитектурного стиля трёхлопастное завершение фасадов.
Храм Воскресения Словущего был построен в Балашихе за три года: 6 сентября 2006 года протоиерей Николай Погребняк совершил чин освящения закладного камня, 7 декабря чин великого освящения новопостроенного храма и первую Божественную литургию в нём совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Одноглавый храм был построен на средства благотворителей строительной компанией «Скопа» (генеральный директор Надир Худан Оглы Мамедов)37.
Арки и пилонные ниши станции «Добрынинской» (бывшей «Серпуховской») кольцевой линии московского метрополитена повторяют перспективные порталы церкви Покрова на Нерли. Автор проекта — Леонид Павлов. Станция открыта 1 января 1950 года38.
Дополнительный фотоматериал с Викисклада
Примечания
- Покров // Справочно-информационный портал Грамота.ru.(Дата обращения: 18 декабря 2018)
- Храм Покрова на НерлиАрхивная копия от 22 марта 2017 на Wayback Machine на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
- Заграевский С. В.К вопросу о происхождении прозвища князя Андрея Боголюбского и названия города Боголюбова // Мат-лы XVIII межд. краевед. конф. (19 апреля 2013 г.).. — Владимир, 2014. — С. 9—16.
- Тимофеева Т. П., Новаковская-Бухман С. М.Церковь Покрова на Нерли. — М.: Сев. паломник, 2003.
- , с. 70.
- Заграевский С. В.К вопросу о реконструкции и датировке церкви Покрова на Нерли. // Мат-лы обл. краевед. конф. (20—21 апреля 2007 г.). — Владимир, 2008. — Т. 2. — С. 3—12.
- Доброхотов В. И. Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями. — М., 1852. — С. 70—71.
- , с. 279, 298.
- , с. 264.
- Артлебен А. Н. Древности Суздальско-Владимирской области, сохранившиеся в памятниках зодчества в пределах Владимирской губернии. — Вып. 1. — Владимир, 1880. — С. 50—52.
- Толстой И. И., Кондаков Н. П. Русские древности в памятниках искусства. — Вып. 6. — СПб., 1899. — С. 14.
- , с. 262.
- Бережков Д. Н. О храмах Владимиро-Суздальского княжества (XII—XIII вв.) — Владимир на Клязьме: Типо-литография Губ. правления, 1903. — 146 с. — С. 13, 19, 99—100.
- , с. 70, 72.
- Флоренский П. В., Соловьёва М. Н.Белый камень белокаменных соборов. // Природа : журнал. — № 9. — 1972. — С. 48—55.
- Тимофеева Т. П.Архитектура времени Андрея Боголюбского // Памяти Андрея Боголюбского. Сб. ст. — М. — Владимир, 2009. — С. 56—58.
- Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — Рязань, 2001. — С. 467.
- Заграевский С. В.Вопросы ранней истории Покровского монастыря на Нерли // Материалы XXI межрегиональной краеведческой конференции (18 апреля 2016 г. ). — Владимир, 2016. — С. 194—201.
- Воронин Н. Н.Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. — М.: Искусство, 1967. — С. 126.
- Власюк А. И.Первоначальная форма купола церкви Покрова на Нерли. // Архитектурное наследство. — 1952. — № 2. — С. 67—68.
- Заграевский С. В.Первоначальный вид церкви Покрова и Покровского монастыря на Нерли. Опыт графической реконструкции // Мат-лы ХХIII межрегиональной краевед. конф. (13 апреля 2018 г.). — Владимир, 2018. — С. 224—235.
- Oligarch baut Kapelle im Weinviertel(нем.). Der ORF (29 мая 2014).
- Ingrid Fröschl-Wendt.Kapelle für den Opa. NÖ Pressehaus Druck- und VerlagsgmbH (май 2014).
- И. Э. Грабарь. О русской архитектуре: исследования, охрана памятников. М.: Наука, 1969. С. 47.
- Храм Воскресения Словущего д. Новая | Официальный приходской сайт. novaya.cerkov.ru. Дата обращения: 22 февраля 2021.
- Храм, построенный Вячеславом Клыковым, освящен после его смерти (Курская область). ИА REGNUM (23 октября 2006).
- 24.10.2006 В Курской области освящен храм, построенный скульптором Вячеславом Клыковым. drevo-info.ru. Дата обращения: 13 января 2021.
- Лызлово. Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник».
- Освящение храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в селе Лызлово (27 февраля 2014).
- Артюх Д.Двойник храма Покрова-на-Нерли в селивановской глуши (3 июля 2014).
- Дерипаска построил в Краснодарском крае копию знаменитой церкви Покрова на Нерли. Югополис. Дата обращения: 13 января 2021.
- Какие храмы были построены в Краснодарском крае за последние пять лет. kubnews.ru. Дата обращения: 13 января 2021.
- Покрова на Нерли «клонировали» на Кубани. Зебра ТВ. Дата обращения: 13 января 2021.
- В Усть-Лабинском районе освятили Свято-Владимирский храм. НИА-КУБАНЬ (25 июля 2016).
- Артюх Д.Австрийские Покрова на Нерли (2 октября 2018).
- В Балашихе построен храм — копия знаменитой церкви Покрова-на-Нерли. Официальный сайт Московского патриархата (20 июня 2006).
- Храм иконы Божией Матери Взыскание погибших д. Пуршево. Официальный приходской сайт. Дата обращения: 23 февраля 2021.
- Артюх Д.Храм Покрова-на-Нерли в московской подземке (30 декабря 2013).
Все древнерусские храмы — описание храмов домонгольской эпохи, много фото, история, маршруты
Древнерусские храмы расположены на европейской территории России. В русской архитектуре этот период называют «домонгольским». Русская православная церковь переняла византийские обряды богослужения, поэтому храмы строились по византийским канонам. Они имели крестово-купольное строение.
На территории России и Украины (бывшей Киевской Руси) сохранилось более 50 древнерусских храмов домонгольской эпохи, но значительная их часть восстановлена в более поздние времена. Они утратили свою аутентичность домонгольского периода. Вторжение монгольской армии хана Батыя в русские земли произошло в 1237 г.
В этом обзоре на онлайн-путеводителе Геомерид вы можете прочитать о древних русских храмах в России, сохранивших свою аутентичность и культурную ценность.
1. Церковь Иоанна Предтечи, г. Керчь – 10 век
2. Софийский собор, г.Новгород – 1045
3. Николаевский собор, г. Новгород – 1113
4. Собор Рождества Богородицы, г. Новгород – 1117
5. Свято-Георгиевский собор, г. Новгород – 1119
6. Иоанно-Предтеченский собор, г. Псков – 1137
7. Церковь Петра и Павла, г. Смоленск – 1146
8. Спасо-Преображенский собор, г. Переславль-Залесский – 1152
9. Спасо-Преображенский собор, г. Псков – 1156
Собор, Владимир — 1186
12. Дмитриевский собор, Владимир — 1194
13. Церковь Спаса на Нередице, Новгород — 1198
Пройдите по гиперссылкам, чтобы подробно прочитать о каждом храме и посмотреть большое количество фото
Церковь Иоанна Предтечи, Керчь — 10 век
Церковь Иоанна Предтечи в Керчи построена в 10 веке византийскими строителями, при этом фундамент и часть стен сохранились от христианской церкви 6 века. В Киеве и Новгороде, а также других городах Киевской Руси до наших дней сохранились церкви XI века. Таким образом, церковь Иоанна Предтечи в Керчи можно назвать древнейшей христианской церковью России.
Церковь Иоанна Предтечи в Керчи – старейшая церковь России, построенная в 10 веке
Колонны и своды X века в церкви Иоанна Предтечи в Керчи — древнейшей церкви России
От этой древней церкви сохранились фундамент, фрагменты наружных алтарных стен и колонн. Сейчас их можно увидеть в церкви Иоанна Крестителя. В 10 веке церковь была частично разрушена при штурме города дружиной князя Мстислава Владимировича, но ее тут же начали восстанавливать. В ходе реконструкции 10 века византийские строители в точности воссоздали архитектуру и интерьер древней церкви 6 века. Сохранилась и особая кирпичная кладка из цоколя, которой пользовались мастера VI века.
Софийский собор, Новгород – 1045
Софийский собор, или просто Софийский собор в Великом Новгороде, древнейший каменный храм на Руси, заложен в 1045 году Ярославом Мудрым после мода Софийского собора в Киеве. Церкви северной Руси отличаются от тех, что строились в южных землях.
Софийский собор (1045 г.) в Великом Новгороде – древнейший храм России
Фасад Софийского собора в Новгородском кремле
Северные церкви представляют собой невысокие здания с толстыми стенами и узкими окнами. Это объясняется суровым северным климатом. Однако, несмотря на это, древние зодчие спроектировали монументальную церковь, достигающую высоты 38 метров.
Свято-Николаевский собор, Новгород – 1113
Свято-Николаевский собор находится в центре Ярославского Дворища. Однако собор имеет очень большую культурную ценность, поэтому его нужно рассматривать не как часть Дворища, а как отдельную достопримечательность Великого Новгорода.
Никольский собор в центре Ярославова подворья в Великом Новгороде построен в 1113 году
Никольский собор в центре Ярославова подворья в Великом Новгороде построен в 1113 году
Никольский собор построен в 1113 году. Собор был заложен князем Мстиславом Владимировичем, сыном великого князя Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской. Никольский собор был главным храмом княжеской стороны Новгорода, а также центром вечей. Именно здесь располагалась резиденция новгородских князей. Резиденцию заложил Ярослав Мудрый.
Собор Рождества Богородицы, Новгород – 1117
Антониев монастырь (Свято-Антониев монастырь) стоит на правом берегу Волхова. Монастырь был основан в 1106 году преподобным Антонием Римляниным (Антоний Римлянин). Сохранилась старинная Рождественская церковь, построенная основателем монастыря. Об Антонии Римлянине сложено множество легенд.
Рождественский собор Антониева монастыря построен в 1119 году — это третья по древности постройка Великого Новгорода
Рождественский собор Антониева монастыря построен в 1119 году — это третья по древности постройка Великого Новгорода
Главный храм монастыря, собор Рождества Богородицы, заложен в 1117 году и освящен в 1119 году. Рождественский собор — третье по возрасту каменное сооружение Новгорода. Рождественский собор часто сжигали и перестраивали, но кое-где еще сохранились фрески 12 века.
Георгиевский собор, Новгород – 1119
Георгиевский собор Георгиевского монастыря основан в 1119 году. Это один из древнейших православных храмов России. В те годы большинство храмов в Новгороде и Пскове были невысокими, но Георгиевский собор поражает своими масштабами и величием.
Георгиевский собор в Юрьевом монастыре заложен в 1119 году, это один из древнейших храмов России
Высота Георгиевского собора в Юрьевом монастыре Новгорода достигает 32 метров
Георгиевский собор был заложен по приказу великого князя Мстислава I. Он был сыном князя Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской. Строительство храма длилось 11 лет. В 1130 году собор был освящен в честь святого Георгия. После завершения строительства все стены собора были расписаны фресками в 12 веке.
Иоанно-Предтеченский собор, Псков – 1137
Иоанно-Предтеченский собор, один из древнейших псковских храмов, находится как раз напротив Варлаамовой башни на противоположном берегу реки Великой. . Раньше это был главный храм Иоанно-Предтеченского монастыря.
Собор Рождества Иоанна Предтечи построен в 1243 году. Это один из древнейших храмов Пскова
Собор Рождества Иоанна Предтечи построен новгородскими мастерами и внешне похож на Софийский собор Новгорода
Ученые спорили о дате строительства Иоанно-Предтеченского собора. В летописях он впервые упоминается в 1243 году, когда вокруг храма образовался монастырь. Однако исследования показали, что собор Рождества Иоанна Предтечи был построен в период с 1137-1150 гг. При строительстве собора использовался цоколь, применявшийся и при строительстве новгородских храмов в первой половине XII века.
Церковь Петра и Павла, Смоленск – 1146
Церковь Петра и Павла на Городянке – древнейший из сохранившихся христианских храмов Смоленска. Он был построен в 1146 году и восходит к архитектуре домонгольского периода. Церковь построил князь Ростислав Мстиславович, внук Владимира Мономаха.
Церковь Петра и Павла построена в 1146 году — это старейшая церковь Смоленска
Алтарная сторона церкви Петра и Павла в Смоленске
Одноглавая четырехстолпная церковь Петра и Павла имеет характерные черты византийского зодчества. Он был построен из тонкого светло-желтого кирпича (цокольного кирпича), но выглядит крепким благодаря своим пропорциям и высокому куполу. На стенах церкви обнаружены надписи 12 века.
Спасо-Преображенский собор, г. Переславль-Залесский – 1152
Небольшой одноглавый Спасо-Преображенский собор – старейший храм не только Переславля-Залесского, но и всей Ярославской области. Он находится в центре Красной площади, где в XII веке располагалась княжеская резиденция.
Памятник Александру Невскому перед Спасо-Преображенским собором, построенным на месте княжеских палат, где он родился
Спасо-Преображенский собор и купола храмов на Красной площади
Собор заложен в 1152 г. правление князя Юрия Длиннорукого, основателя Москвы. Спустя семьдесят лет, 30 мая 1220 года, в княжеской резиденции родился князь Александр. Его прозвали «Невским» после Невской битвы и Ледового побоища. Сегодня памятник Александру Невскому стоит в соборе рядом с местом его рождения.
Спасо-Преображенский собор, г.
Псков – 1156Мирожский монастырь, один из древнейших в России, находится на левом берегу Великой, в месте впадения реки Мирожа в реку Великую. Точной даты основания монастыря нет, но считается, что он был основан в середине XII века Нифонтом, епископом Новгородским.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Фреска XII века: Иисус Христос на троне с Богородицей
Спасо-Преображенский собор находится в центре монастыря. Собор, построенный в 1156 году, является одним из наиболее значительных образцов домонгольской русской архитектуры. Он имеет форму греческого (византийского) креста. Главной исторической ценностью церкви являются ее настенные росписи или фрески, датируемые 12 веком.
Церковь Покрова на Нерли, г. Владимир – 1158
По мнению одного из известных отечественных искусствоведов, церковь Покрова на Нерли, что под Владимиром, является не только совершеннейшим храмом, когда-либо построенным в древности Русь, но и один из памятников мирового искусства.
Церковь Покрова на Нерли в Боголюбове построена в 1165 году
Тропа к церкви Покрова на Нерли на Боголюбовской поляне
Наверное, вид на церковь знает каждый, кто учился в русской школе, как его изображения есть во всех учебниках истории. Однокупольная церковь Покрова на Нерли имеет небольшие размеры. Он был построен в 1158 году Андреем Боголюбцем в память о его убитом сыне Изяславе. На стенах церкви Покрова на Нерли, как и в Дмитриевском соборе, есть барельефы мифических животных и растений.
Успенский собор, Владимир – 1186
Русское государство образовалось в IX веке в Великом Новгороде, а затем столица была перенесена в Киев. Однако в период феодальной раздробленности, в XII веке, наиболее сильным стало Владимиро-Суздальское княжество с центром во Владимире. Князь Андрей Владимирский, он же Андрей Боголюбский, решил построить храм, который подчеркивал бы статус Владимира как политического центра России.
Успенский собор во Владимире построен в 1158 году
Самая монументальная фреска «Страшный суд» Андрея Рублева и Даниила Черного (1408 г. ) в Успенском соборе
Успенский собор был построен во Владимире в 1158-1160 годах, а спустя 30 лет, после пожара, собор значительно расширен в 1186-1189 гг. С тех пор он остается неизменным до наших дней. В XV веке многие иконы и фрески Успенского собора были написаны великим русским иконописцем Андреем Рублевым.
Дмитриевский собор, Владимир – 1194
Дмитриевский собор (Дмитриевский собор) построен в 1194 году, через 5 лет после полной реконструкции и расширения Успенского собора — главного храма Владимира. В XII веке «в сотне метров» от Успенского собора располагался дворцовый комплекс князя Всеволода Большое Гнездо, не сохранившийся до наших дней. Он решил построить Дмитриевский собор как придворный храм своей резиденции.
Димитриевский собор (1194 г.) – один из древнейших храмов России
Барельеф библейского царя Давида на фасаде Дмитриевского собора во Владимире
Одноглавый храм построен в традициях Владимиро-Суздальской архитектурной школы (близкой к византийской). Раньше у него было несколько галерей, которые связывали его с княжеским дворцом. При реставрации в 1837 году все эти галереи были разобраны, так как другие постройки дворца не сохранились до наших дней.
Церковь Спаса на Нередице, г. Новгород — 1198
Церковь Спаса на Нередице построена в 1198 году князем Ярославом Мудрым. Предполагалось, что название «Нередица» произошло от слов «вне очереди», «за городом». Церковь Спаса на Нередице часто сравнивают с церковью Покрова на Нерли в Боголюбово. Ведь обе церкви стоят далеко за городом на заливных лугах, и обе они одноглавые. Их очертания так компактны и просты, но эта простота вызывает ощущение абсолютной красоты.
Церковь Спаса на Нередице последняя постройка новгородских князей 1198 года
Фрески XII века в церкви Спаса на Нередице, фото 1930-х годов, до разрушения храма во время войны в 1941 г.
В 1199 г. церковь Спаса на Нередице была расписана фресками, сохранившимися до 20 века в отличном состоянии. К сожалению, во время Великой Отечественной войны церковь была почти полностью разрушена. Его реконструировали в 50-х годах прошлого века, но древние фрески были почти полностью утеряны.
Nerl Water — Bilder und Stockfotos
Bilder
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- Videos
Durchstöbern Sie 548
nerl water Stock-Fotografie und Bilder. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.Sortieren nach:
Am beliebtesten
sonnenaufgang am fluss nerl, die kirche der fürbitte, erbaut im 12. jahrhundert, historisches und kulturelles erbe russlands, region wladimir — nerl water bilder stock-fotos0002 Sonnenaufgang am Fluss Nerl, die Kirche der Fürbitte, erbaut im… sonnenaufgang am fluss nerl, die kirche der fürbitte, erbaut im 12. jahrhundert, historisches und kulturelles erbe russlands, region wladimir — nerl water stock-fotos und bilderSonnenaufgang am Fluss Nerl, die Kirche der Fürbitte, erbaut im…
Заступничество церкви в потоке Нерла — nerl water stock-fotos und bilderЗаступничество церкви в Fluss Nerl
Sonnenaufgang am Fluss nerl, die Kirche der Fürbitte, erbaut im 12. история, история и культура россии, регион владимир — нерль вода фото и фотоSonnenaufgang am Fluss Nerl, die Kirche der Fürbitte, erbaut im…
Sonnenaufgang am Fluss Nerl, die Kirche der Fürbitte, erbaut im. ..
kirche intercession auf fluss nerl — nerl water stock-fotos und bilderKirche Intercession auf Fluss Nerl
sonnenaufgang am fluss nerl, draufsicht auf die kirche der fürbitte, erbautSonnenaufgang am Fluss Nerl, Draufsicht auf die Kirche der Fürbitt
sonnenaufgang am fluss nerl, die kirche der fürbitte, erbaut im 12. jahrhundert, historisches und kulturelles erbe russlands, region wladimir — nerl water stock-fotos Numnaufnagilder, die Kirche der Fürbitte, erbaut im…
kirche der fürbitte der heiligen jungfrau auf dem nerl im sommer. erbaut im 12. jahrhundert. боголюбово, гебит владимир, туристический голденер ринг руссландс — нерл уотер сток фото и фото Kirche der Fürbitte der Heiligen Jungfrau auf dem Nerl im Sommer. kirche intercession auf fluss nerl — nerl water stock-fotos und bilderKirche Intercession auf Fluss Nerl
vertikale aufnahme der kirche der fürbitte auf dem nerl mit grünen bäumen und see — nerl water stock-fotos und bildervertikale der Aufnah auf dem Nerl mit grünen
Eine vertikale Aufnahme der Kirche der Fürbitte auf dem Nerl mit grünen Bäumen und See
vertikale graustufen eines teiches mit der kirche der fürbitte auf dem nerl imhintergrund — nerl water stock-fotos und bilder0002 Vertikale Graustufen eines Teiches mit der Kirche der Fürbitte. ..Eine vertikale Graustufe eines Teiches mit der Kirche der Fürbitte auf dem Nerl im Hintergrund
Kirche der Fürbitte am Nerl. Дер Голден Ринг Россия.
Кирхе дер Фюрбитт на Нерль. Der Goldene Ring Russlands
kirche der fürbitte am abend auf dem nerl — nerl water stock-fotos und bilderKirche der Fürbitte am Abend auf dem nerl
Kirche der Fürbitte auf dem Nerl am Abend vor Sonnenuntergang
feld vor der fürbittenkirche am nerl — nerl water stock-fotos und bilderFeld vor der Fürbittenkirche am Nerl
Landschaft in Bogolyubis km. der Fürbitte auf dem Nerl nach einer Frühlingsflut. Auf den Feldern und Zugängen zum Tempel gibt es noch riesige Pfützen und Wasserflächen. Das Feld ist nass mit Feuchtigkeit, aber neue Pflanzen machen sich auf den Weg und bald wird alles grün.
kirche der fürbitte am nerl. russland — nerl water стоковые фото и фотографииKirche der Fürbitte am Nerl. Россия
Kirche der Fürbitte auf dem Nerl. Russland
sonniger oktobermorgen auf dem fluss. — стоковые фото и фотографииSonniger Oktobermorgen на Fluss.
Sonniger Oktobermorgen am Fluss. Нерл Фласс, Кидекша Дорф, Сусдал Безирк, Владимир Гебит.
Кирхе Покрова на Нерль — вода Нерль фото и фотографииКирхе Покрова на Нерль
Кирхе дер Фюрбитт на Нерль. Владимир, Россия
Кирхе Покрова на Флюсс Нерль — Нерль вода фото и фотографииКирхе Покрова на Флюсс Нерль
Weiden spiegeln sich im flusswasser, die sonne beleuchtet die küstenbüsche. дер флюсс нерл. Россия. — nerl water stock-fotos und bilderWeiden spiegeln sich im Flusswasser, die Sonne beleuchtet die Küst
Das Dorf «Poretskoe» Blick von den Auen. Россия.
Дас Дорф «Порецкое» Блик фон ден Ауэн. Владимирская область, Россия.
Кирхе Покрова на Нерль — Нерль воды фото и фотографииКирхе Покрова на Нерль
Кирхе дер Fürbitte на Нерль. Ein altes russisches Meisterwerk des XII Jahrhunderts im Morgengrauen am See, ein UNESCO-Denkmal. Боголюбово, Владимирская область, Россия, 2022
паутина и церковь заступничества на потоке Нерль — вода Нерль сток-фотографии и изображенияПаутина и церковь Покровительство на потоке Нерль
landstraße, поток Нерл. auf dem hügel befindet sich die weiße kirche der verklärung des herrn, 1795. russland. — фото и фотографии нерльской водыLandstraße, Fluss Nerl. Auf dem Hügel befindet sich die weiße…
Landstraße in der Aue des Flusses Nerl, gelbes Gras, Weidendickicht, auf dem Hügel ein weißer Tempel der Verklärung Gottes, 1795, синий волкенлозер Химмель. Владимирская область, Россия.
kirche der fürbitte auf dem nerl. Владимир, Россия. luftbild — nerl water стоковые фотографии и фотографииKirche der Fürbitte auf dem Nerl. Владимир, Россия. Luftbild
Kirche der Fürbitte auf dem Nerl. Владимир, Россия. Люфтбилд.
Кирхе Покрова ам Флюсс Нерль Голденен Ринг Руссланд — Нерль Уотер сток фото и бильдерКирхе Покрова ам Флюсс Нерл Голденен Ринг Руссланд
Кирхе Покрова на Нерли 12 Ярхундерт Голденер Ринг Боголюбово (ин дер Нахе фон Владимир)
außenansicht der kirche der fürbitte der heiligen jungfrau am fluss nerl — nerl water stock-fotos und bilderAußenansicht der Kirche der Fürbitte der Heiligen Jungfrau am…
Kirche der Fürdalski der Heiligen Jungfrau am Flussol Nerl in Bogwo, Raj Flussol Nerl в Боготе Владимирская область.
Православная Кирхе дер Битта ам Флюсс Нерль, Россия — Нерль вода сток-фото и фотографииПравославная Кирхе дер Битта ам Флюсс Нерль, Россия
Drohnnaufnahme der mittelalterlichen Fürbittekirche auf dem Nerl im Sommer, Россия
eine der ältesten kirchen russlands – kirche der fürbitte am nerl (xii) – nerl water stock-fotos und bilderEine der ältesten Kirchen Russlands – Kirche der Fürbitte am.
.. — kirche der fürbitte am nerl (xii) — nerl water stock-fotos und bilderEine der ältesten Kirchen Russlands — Kirche der Fürbitte am…
Reisen durch alte russische Städte
eine der ältesten kirchen russlands — kirche der der lürbitte am… (xii) — Нерльская вода стоковые фотографии и фотографииEine der ältesten Kirchen Russlands — Kirche der Fürbitte am…
Reisen durch alte russische Städte
herbstlandschaft — der fluss nerl bei bogolyubovo, russland — nerl water stock-fotos und bilderHerbstlandschafter 90i Bog0i Ner Fluss
Herbstlandschaft — der Fluss Nerl bei Bogolyubovo, Russland
kirche der fürbitte auf dem nerl in bogolyubovo — nerl water stock-fotos und bilderKirche der Fürbitte auf dem Nerl in Bogolyubovo
Herbstwiese in der Nähe der Fürbittekirche auf dem Nerl in Bogoljubowo
eisenbahnbrücke über den fluss nerl im bezirk bogoljubowo — nerl water stock-fotos und bilderEisenbahnbrücke über ol den Fluss Nerl0003 pferdewagen zur herbstwiese in der nähe der kirche der fürbitte auf dem nerl in bogolyubovo — nerl water stock-fotos und bilder
Pferdewagen zur Herbstwiese in der Nähe der Kirche der Fürbitte…
WLADIMIR: P2de RUSSLAND — 2. zur Herbstwiese in der Nähe der Fürbittekirche am Nerl в Боголюбово
kirche der fürbitte auf dem nerl in bogolyubovo — nerl water stock-fotos und bilderKirche der Fürbitte auf dem Nerl in Bogolyubovo
neblige morgenlandschaft, adimirowloblaster firche am der kirche Россия — нерль вода фото и фотографииNeblige Morgenlandschaft der Kirche der Fürbitte am Nerl, Oblast…
kirche der fürbitte der Heiligten gottesmutter am nerl im sommer. erbaut im 12. jahrhundert. г. боголюбово, владимирская область, туристическое золотое кольцо россии. Historische Sehenswürdigkeiten russlands — nerl water стоковые фото и фотографииKirche der Fürbitte der Heiligten Gottesmutter am Nerl im Sommer.
Kirche der Fürsprache der Heiligten Theotokos am Nerl im Sommer. Erbaut im 12. Jahrhundert. Боголюбово, Владимирская область, туристическое Золотое кольцо России. Historische Sehenswürdigkeiten Russlands.
Die Kirche der Fürbitte über den Nerl, Владимирская область, Россия
sommerlandschaft mit fürbittekirche am fluss nerl in bogolyubovo, russland — nerl- fotos und bilderSommerlandschaft mit Fürbitttekirche am Fluss Nerl в Боголюбово,
Malerische Sommerlandschaft mit weißem Gebäude der Fürbittekirche am Fluss Nerl, ортодоксальная Кирха и символ средь среднего населения России в Дорфе Боголюбово 9, регион Владимир0003 blick auf die kirche der fürbitte der heiligen jungfrau am fluss nerl im sonnenlicht. — nerl water stock-fotos und bilder
Blick auf die Kirche der Fürbitte der Heiligen Jungfrau am Fluss…
Eine frostige Morgendämmerung in der ruhigen Bucht des Flusses Nerl
drohnenansicht der alten kirche der fürbitte auf dem nerl в регионе -мира nerl water stock-fotos und bilderDrohnenansicht der alten Kirche der Fürbitte auf dem Nerl in der…
Luftaufnahme der alten Weißsteinkirche der Fürbitte am Nerl an einem Sommertag, die ein historisches Denkmal ist und einer der einzigartigsten Tempel в России, Владимирская область
Православная Кирхе дер Битт ам Флюсс Нерль, руссланд — Нерль вода сток-фото и бильдер . — Нерль вода фото и фотографииKirche des Fürbitte в Боголюбово.
Goldener Ring Россия, Обл. Владимир, г. Боголюбово. Kirche der Fürbitte am Nerl, erbaut 1165.
kirche des intercession am fluss nerl — nerl water stock-fotos und bilderКирхе Покрова ам Флюсс Нерль
Кирхе дер Фюрбитте ам Флюсс Нерль в Русском Городе Владимир/ окусист унтер ден Блаттерн, Кирхе ист verschwommen
Кирхе де Фюрбитте в Боголюбово. — Нерль вода фото и фотографииKirche des Fürbitte в Боголюбово.
Кирхе на Нерль, Пильгер — Нерль вода фото и фотографииКирхе на Нерль, Пильгер
Боголюбово, Владимирская область, Россия — 13 июня 2016: Straße zur Kirche der Fürbitte am Nungerfrauls der Heiligen Jungfrauls voller Pilger am sonnigen Sommertag in der Oblast Владимир, Россия
Кирхе на озере Нерль в Боголюбово — Нерль вода фото и фотографииКирхе на озере Нерль в Боголюбово
альте русская церковь — Нерль вода сток фото и изображенияСтарая русская церковь
Северная флюсшель Старая русская церковь vor blauem Himmel
die kirche am fluss — nerl water stock-fotos und bilderDie Kirche am Fluss
Blick auf die Kirche der Fürsprache der Heiligen Jungfrau am Fluss Nerl im Sonnenlicht.
kirche der fürbitte auf der nerl im spätherbst в г. боголюбово, владимирская область, россия — nerl water stock-fotos und bilderKirche der Fürbitte auf der Nerl im Spätherbst в Боголюбово,.