Строительство покрова на нерли: Храму Покрова на Нерли 854 года

845 лета назад было завершено строительство храма Покрова на Нерли

Войти

Пожалуйста, авторизуйтесь:

Запомнить меня

Забыли пароль? Зарегистрироваться

Работаем по всей России, СНГ и по всему миру

ПСК-МоскваDSI-PSKЕкатеринбургКазаньКраснодарЛипецкНижний НовгородНовосибирскСамараСанкт-ПетербургСочиСаратовТольяттиТюменьУфаКалининградВолгоградХабаровскТашкентМинскАлматыАстанаАтырауШымкентУсть-КаменогорскАстраханьБрянскВладивостокВолгоградВоронежИжевскКабардино-БалкарияКавказские Минеральные ВодыНабережные ЧелныСаранскКрасноярскМахачкалаОмскПензаПсковРостов-на-ДонуРязаньСтавропольТверьУльяновскЧелябинск

Корзина

Новости

История компании

Команда и карьера

Основные сертификаты

Отзывы и рекомендации

Партнёры

Совместные предприятия

Библиотека

Контакты

Храм Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества и вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Храм стоит на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Но строители церкви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей. С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленности ввысь. Практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь, но этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служит большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий – удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола.

Несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его зодчие. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы складываются в целую систему, декоративную и философскую. Это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России.
Группа компаний ПромСтройКонтракт многие годы уделяет особое внимание исторического наследию нашей страны. Постоянное участие в реконструкции и восстановление памятников архитектурной культуры в России и странах СНГ; предложение лучших строительных материалов для строительства новых зданий и сооружений общегосударственного значения — давно стало визитной карточкой нашей компании. Храм Покрова на Нерли для нас, как и для многих, является идеальным образцом единства патриотических национальных идей и высококачественного технологического исполнения на уровне строительства. Мы считаем, что все ответственные строители вне зависимости от уровня их объектов поставляя материалы и технологические решения должны держать в голове его как пример того, как архитектура высочайшего качества переживает войны и бесчисленные века.

Возврат к списку





Введите имя и номер телефона, чтобы получить консультацию

Нажимая на кнопку заказа, я подтверждаю свое согласие с политикой обработки персональных данных

Оставьте заявку

мы подготовим КП под вашу задачу

Прикрепить файл

Нажимая на кнопку заказа, я подтверждаю свое согласие с политикой обработки персональных данных

Товар успешно добавлен
в корзину

Храм Покрова на Нерли — Российские древности

В одном из прошлых выпусков нашего портала мы познакомили вас с одним из самых интересных персонажей русской истории XII века – князем Андреем Боголюбским и остатками его дворца в бывшей княжеской резиденции, в Боголюбове. Однако руины дворца, все-таки не самое главное детище князя Андрея, дошедшее до наших дней. В километре с небольшим, посреди луга на берегу речки Нерль, стоит церковь, которая является одним из самых известных памятников древнерусского зодчества, символом Руси. В то же время история храма Покрова на Нерли сама по себе очень непроста, как в ключе понимания ее замысла, так и в ключе отношений храма с самой Церковью. 

С самого начала все, что было связано со строительством этого храма, не укладывалось в традиционные рамки. Начнем с того, что это первый храм Покрова на Руси, да и сам праздник Покрова в числе главных праздников Владимира установили, как считают, Андрей Боголюбский с епископом Федором в обход санкции митрополита Киевского. Впрочем, и это не совсем точно. 

Храм Покрова туманным утром. Wikimedia Commons

Давайте для начала поговорим об источниках. Вот что пишет об исторических сведениях о храме книга Т.П. Тимофеевой и С.М. Бухман издательства «Северный Паломник», вышедшая в 2003 году.

«Летописи так скупы, что нет в них ни даты, ни даже названия церкви. «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены» – сообщает без указания года Краткий Владимирский летописец. «И постави ей храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица» – читаем в Новгородской первой летописи, в перечне «а се князи русьстии». Очевидно, одна из этих упоминаемых церквей – Покровская. И только поздний источник – «Житие князя Андрея Боголюбского» – содержит некоторые сведения о ней. 

Храм Покрова на Нерли во время половодья. Апрель 2004 года, фото Алексея Паевского

Так, в тексте «Жития» проступает связь строительства храма с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича в 1165 году, после похода в Волжскую Болгарию. Храм именуется «во имя Пресвятой Богородицы, честнаго ея Покрова». Указан и необычно краткий срок строительства. «Cего же лета [1165] сын его первый Изяслав Андреевич ко Господу отъиде…Cей же великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне, яко человек объят быв, и скорбяше…более в богоугодные дела поощряшеся; ибо Боголюбския обители, яко поприще едино, на реке Клязьме, в лугу, нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Покрова, на устье реки Нерли… оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела». Исходя из этого текста, церковь датируют 1165-1166 или 1165-1167 годами. 

Храм Покрова на Нерли во время половодья. Отражение. Апрель 2004 года, фото Алексея Паевского

И только единственная летопись – Владимирский летописец XVI века – содержит и посвящение, и дату, называя церковь Покровской в сообщении под 1158 годом: «Cии же князь Ондреи Боголюбовныи град спом осыпа, постави ту церковь камену Рожество святеи Богородици на Клязме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь».

Западный фасад храма

Отсюда мы считаем, что храм построен за год, и скорее всего, Покрова на Нерли — храм-мемориал в память об умершем в 1165 году сыне Боголюбского Изяславе. То же Житие отмечает, что это еще и памятник победы Боголюбского над булгарами в 1164 году (Изяслав скончался от ран, полученных в сражении). Но, например, Сергей Заграевский опирался  на сведения Владимирского летописца и датировал храм 1158 годом.  В любом случае, у нас есть интервал в 7 лет, в которые церковь могла быть построена.

Вид с юго-востока. Фото Алексея Паевского, 2008 год.

Строили храм, разумеется, по канонам строительства русского белокаменного зодчества: это традиционный крестово-купольный четырехстолпный храм. И в Ростово-Суздальской земле строительство уже велось: мы знаем минимум три постройки Юрия Долгорукого, две из которых (уже упомянутый собор в Переславле и Борисоглебская церковь в Кидекше) сохранились до наших дней: переславский целиком, храм в Кидекше – чуть менее. 

Однако мастеров Андрею прислали «от немець». Не в смысле «из Германии», а в смысле «из-за рубежа». По свидетельству Лаврентьевской летописи (запись о строительстве во Владимире под 1160 годом), строительную артель Боголюбского составляли «из всех земель все мастеры».

Вид на северный фасад. Фото Алексея Паевского, 2008 год.

Предполагается, что руководил ею зодчий, присланный Боголюбскому Фридрихом Барбароссой, с которым князя связывали практически дружеские отношения (так, например, в Лувре и в Нюрнберге хранятся «наплечники Андрея Боголюбского», которые по преданию Барбаросса подарил Андрею).

Один из «наплечников Боголюбского»

И эти мастера в любом случае изменили древнерусский канон. Храм получил более сильное движение вверх (это заметно даже по барабану – он максимально вытянут, его высота в два раза больше диаметра), а в плане заметно отошел от квадрата – он оказался более вытянутым по оси запад-восток, чем иные четырехстолпные храмы, и при этом даже подкупольный участок оказался не квадратом, а прямоугольником. 

Разрез и план храма. По Н.Н. Воронину

Но и это еще не все. Раскопки, проведенные вокруг храма в 1950-х Николаем Ворониным, показали, что Покрова на Нерли, силуэт которого всем хорошо знаком благодаря своей лиричности, изяществу и совершенству (можете погуглить «Покрова на Нерли – символ Руси»), выглядел на самом деле совсем не так. 

Профилированный белокаменный блок, открытый раскопками Н.Н.Воронина
Н.Н. Воронин. Зодчество Северо-Восточной Руси

Во-первых, глава. Любой человек, имеющий представление о самой древней архитектуре Руси, знает, что в те времена храмы завершались не луковичной главой, а шлемовидной, более приземистой. Главу Покрова на Нерли заменили на луковичную только в 1803 году. Впрочем, это показали, конечно,  не археологи. 

Кроме того, результаты раскопок Воронина сильно удивили ученых: церковь, оказывается, окружали с трех сторон галереи, скорее всего, в половину высоты здания.  На это указывали еще раскопки  1858 года владимирского епархиального архитектора Николая Артлебена. Он предположил наличие «теремов» с трех сторон у храма, но только Николай Николаевич смог точно понять, что он нашел – не терема, а галереи. Нам непонятно, были ли эти галереи открытые или закрытые. 

Реконструкция первоначального облика храма. По Н.Н. Воронину

Более того, сам храм пришлось строить на искусственном холме. Дело в том, что, судя по всему, площадку для строительства выбрал сам князь, но в те времена весной уровень воды здесь повышался на три с половиной метра. Так что пришлось специально повышать рельеф, а фундаменты церкви опускать на глубину 5,3 метров! С точки зрения техники строительства это было действительно уникальное сооружение.  

Склоны холма также были облицованы камнем, а к реке, скорее всего, спускалась лестница: здесь обустроили пристань. Реконструкция первоначального облика дает совершенно непривычную нам картинку, поэтому неудивительно, что ее не сразу приняли в научной среде. Но с археологией все-таки не поспоришь.

Храм весной 2008 года. Идет реставрация западного фасада. Фото Алексея Паевского, 2008 год.

Таким образом, у Боголюбского получился не просто храм-мемориал, а парадный памятник, встречавший корабли, которые шли из Суздаля и Ростова во Владимир. Вероятно, пафосный князь лично водил дорогих гостей на богослужение (летопись отмечает такую причуду Андрея).

Время изменило облик храма Покрова. Впрочем, храм, как и Рождественская церковь, тоже мог не дожить до наших дней по прихоти церковников. История взаимоотношения Покрова на Нерли с официальной Церковью оказалась очень непростой. Самой большой опасности здание подверглось в 1784 году.

Храм до революции. Хорошо видны поздние пристройки

Еще один равнодушный к древностям игумен Боголюбского монастыря решил выстроить новую колокольню, а чтобы не тратиться на покупку камня, тут же нашел его источник — церковь Покрова. Действительно, зачем ветхий храм на отшибе, лучше новая колокольня в монастыре! Духовное начальство добро на разборку храма выдало, однако церковь спасло то, что игумен был подвержен смертному греху алчности: он не сошелся с подрядчиками в цене за разборку.

Входной портал и аркатурно-колончатый пояс с резьбой (южный фасад). Фото Алексея Паевского, 2008 год.

Впрочем, есть и другая версия, которую и озвучивают и на экскурсии, и паломникам. Умалчивая о том, кто заказал снос храма, расскажут о чуде: якобы мастеру, пришедшему разбирать храм, попала в глаз золотая соринка с купола (тогда он был золоченым), ну и мастер, разумеется, отказался от кощунственного замысла.

Схема росписи главы и барабана Покрова на Нелли. По рисунку Ф.Г. Солнцева. Публикуется по работе: Л.И.Лифшиц. К вопросу о реконструкции храмовых росписей XII в.//Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию создания. М., 1997

Но храм все же пострадал от духовных властей почти столетием позже. Без ведома органов, отвечавших за охрану памятников (такие уже были), и уже упомянутого епархиального архитектора Николая Артлебена местные духовные власти приступили к полной переделке здания. Пока ученые хватились, неспециалисты сбили остатки древней росписи XII века в куполе и барабане, переделали кровлю и заменили часть наружной скульптуры «безобразными подделками», как охарактеризовал их приехавший на место археолог Алексей Уваров.

Скульптура на аркатурно-колончатом поясе. Фото Алексея Паевского, 2008 год.
Элемент центральной закомары: Давид-Псалмопевец. Фото Алексея Паевского, 2008 год.
Фото Алексея Паевского, 2008 год.
Резьба портала. Фото Алексея Паевского, 2008 год.

Увы, живопись храма погибла навсегда (есть зарисовки самых ее остатков). Но сохранилась скульптура. Возможно, именно с зодчим из романской Европы следует связать то, что при князе Андрее впервые в домонгольской архитектуре фасады храмов начали украшать полноценной скульптурой, впоследствии ставшей обязательной во владимиро-суздальском зодчестве. Покрова на Нерли — первый из таких памятников, дошедших до нас. Впрочем, возможно, влияние оказала и грузинская скульптура (у Андрея были связи с Грузией, и его старший сын Юрий в итоге стал первым мужем знаменитой царицы Тамары). На соборе Светицховели, выстроенном в 1010-1029 годах в древней грузинской столице Мцхете, можно увидеть очень похожую фасадную резьбу — таких же улыбающихся львов.

Фото Алексея Паевского, 2008 год.
Фото Алексея Паевского, 2008 год.
Фото Алексея Паевского, 2008 год.
Фото Алексея Паевского, 2008 год.
Фото Алексея Паевского, 2008 год.
Фото Алексея Паевского, 2008 год.
Фото Алексея Паевского, 2008 год.
Барельеф Свети-Цховели

Впрочем, подробнее о белокаменной резьбе владимиро-суздальской земли мы поговорим тогда, когда будем рассказывать о патрональном храме младшего брата князя Андрея – Всеволода Большое Гнездо, Дмитриевском соборе Владимира.  

Храм на серебряной трехрублевой монете банка России 1994 года

Текст: Алексей Паевский

Литература

Тимофеева Т.П., Новаковская-Бухман С.М. Церковь Покрова на Нерли. М., «Северный паломник». 2003.

Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. 1, М. 1960

Экорегион 68 — Юго-Западные Аппалачи, образец 34 | Проект «Тенденции земного покрова»

Изображения

6 октября 1974 г., MSS

скачать

7 октября 1979 г., MSS

скачать

14 сентября 1986 г., MSS

скачать

7 октября 1986 г., MSS

скачать

16 сентября 1990 г. , MSS

скачать

30 сентября 1992 г., MSS

скачать

7 октября 1992 г., ТМ

скачать

5 октября 2000 г., ETM

скачать

5 октября 2000 г., регистрационный номер

скачать

Земельный покров

1974

скачать

1979

скачать

1986

скачать

1992, 30М

скачать

1992, 60М

скачать

2000, 30М

скачать

2000, 60М

скачать

1992 г. , MRLC

скачать

Изменить изображения

1974 — 1979

скачать

1979-1986

скачать

1986-1992

скачать

с 1992 по 2000 год

скачать

Все изменения

скачать

Фотографии
Щелкните любую миниатюру, чтобы просмотреть увеличенное изображение. Нажмите на эту ссылку, чтобы просмотреть таблицу подписей к фотографиям этого экорегиона.

68-34-01

68-34-02

68-34-03

68-34-04

68-34-05

68-34-06

68-34-07


Экорегион 64 — Северный Пьемонт, образец 49 | Проект «Тренды земного покрова»

Изображения

1 августа 1972 г. , MSS

скачать

16 мая 1973 г., MSS

скачать

30 июля 1981 г., MSS

скачать

24 августа 1986 г., MSS

скачать

9 сентября 1986 г., MSS

скачать

16 апреля 1991 г., ТМ

скачать

07, 19 сентября91, MSS

скачать

01 марта 1992 г., ТМ

скачать

20 мая 1992 г., ТМ

скачать

28 сентября 1993 г., ТМ

скачать

31 марта 2000 г.
, ETM

скачать

Почвенный покров

1973

скачать

1981

скачать

1986

скачать

1992

скачать

2000

скачать

Изменить изображения

1973 — 1981

скачать

1981-1986

скачать

1986-1992

скачать

с 1992 по 2000 год

скачать

Все изменения

скачать

Фотографии

Щелкните любую миниатюру, чтобы просмотреть увеличенное изображение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *