Суздаль история: История города Суздаль

История Суздаля

Суздаль – город легендарный!

Содержание статьи

  • 1 Суздаль – город легендарный!
  • 2 Основание
  • 3 Расцвет
  • 4 Формирование архитектурно-исторического наследия
  • 5 Суздаль в 20-ом веке
  • 6 Суздаль – современный город

Суздаль – это удивительнейший и один из древнейших городов России. Его значение в национальном и мировом культурно-туристическом значении трудно переоценить.

На сегодняшний день, это единственный в России город-музей. В Суздале находятся более 300 музеев и этот город является драгоценным камнем в Золотом Кольце России. По мимо этого, Суздальские белокаменные памятники, например Кидекша, включены во всемирное наследие ЮНЕСКО.

Суздальский кремль

Как и история основания многих других городов, история основания Суздаля покрыта легендами, вот одна из них: по преданию, после всемирного потопа и смешения языков, из Иафетова племени на свет появились три брата: Сан, Авесархан и премудрый Асан.

Перейдя жить в Русские земли два первых брата основали множество городов на берегу Варяжского (Балтийского) моря. Третий же, пошёл дальше, в лесные чащи и топи. И основал на неизведанной до ныне земле по своему суждению город Суздаль.

Вот оттуда то и пошла история Суздальская, согласно преданию записанному летописцем ХVIII века Ананием Федоровым.

Покровский монастырь Суздаля

Основание

Однако, Суздаль был основан не на пустоши, археологические раскопки его окрестностей свидетельствуют о том, что на месте нынешнего Суздаля ранее были торгово-ремесленные поселения, основанные не позднее 9-го века н.э. А древние монеты чеканки Самарканда, Бухары и Средней Азии подтверждают наличие древних и весьма разветвлённых торговых связей.

Достоверных сведений о дате основания Суздаля мы не имеем, но первые упоминания о нём датируются 1024-ым годом. В начале, Суздаль входил в Киевское Княжество и в последствии стал вотчиной киевского князя Владимира Мономаха, который укрепил город и сделал из него стольный город Ростово-Суздальских земель.

Первейшим возведённым объектом обороны и, в последствии, крупнейшим объектом культурно-исторического наследия стал Суздальский Кремль на реке Каменка. Место его постройки было защищено с трёх сторон естественными преградами, да ко всему прочему, были искусственно насыпаны оборонительные земляные валы, сохранившиеся и по сей день.

Так же, по приказу Владимира Мономаха здесь же был возведён Успенский собор, а в 11-ом столетии построен первый монастырь в честь Дмитрия Солунского.

Немного восточнее кремля, согласно истории Суздаля, расположился посад (посад– это название торгово-ремесленного поселения 10-16 вв., располагавшегося за городскими стенами.) Его обнесли земляными валами, а уже вокруг стали располагаться вотчины. Старинная планировка города сохранилась и по сей день.

В истории Суздаля были и чёрные пятна. Так, в конце 11-го века его коснулись междоусобные войны детей Владимира Мономаха, Изяслава и Мстислава с Олегом Чернигским. В 1107 году болгары разбили его окрестности, а сами жители города смогли переждать натиск врага в городских укреплениях.

Расцвет

Тем не менее, в 11-ом столетии Суздаль испытывает свой наибольший расцвет, при первом самостоятельном князе – Юрии Долгоруком (1125 – 1157). В годы его правления были возведены множество монастырей и храмов.

Суздаль становится стольным городом Ростово-Суздальского княжества. Так, например, в 1152 году на реке Нерли в селении Кидекши была возведена церковь Бориса и Глеба по приказу Юрия Долгорукого. Эта дата и ознаменовала собой начало белокаменного строительства на северо-востоке Руси.

При сыне Юрия Долгорукого Андрее Боголюбском Суздаль постепенно сдаёт свои позиции. Да к тому же нашествие монголо-татар не миновало и Суздальские земли. Так, зимой 1238 года, подойдя к Владимиру, хан Батый направил часть своих войск на Суздаль.

Город был сожжён, большинство его жителей были взяты в плен. Остались лишь немногие – те, кто сумел спрятаться в уцелевшем после обширного разрушения Ризположенском монастыре.

Рисоположенский монастырь в Суздале

После монгольского нашествия, суздальское, тверское и московское княжества вели борьбу за первенство. Суздальские князья, обременённые главенством московского княжества искали пути к освобождению. И в этом большую роль сыграл князь Константин Васильевич.

В 14 веке он перенёс свою столицу в Нижний Новгород из Москвы, образовав вместе с Суздалем Суздальско-Нижегородское княжество. В те годы Суздаль ещё оставался богатым и многолюдным городом.

Тем не менее, борьба между князьями не угасала, и после победы сильнейшего московского князя, Суздаль вошёл в Московское княжество. Он потерял своё первостепенное политическое значение, но по-прежнему оставался одним из крупнейших культурно-религиозных центров Руси. Так началось падение Суздаля.

Формирование архитектурно-исторического наследия

В 16-17 веках в Суздале ведётся интенсивное строительство многих и многих ныне известных архитектурных ансамблей. И формируется культурное наследие города. Крупнейшими объектами которого становятся: древнейший Суздальский кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри.

Покровский монастырь в Суздале

А в 18 веке бурно строятся приходские церкви, в 19-ом – окончательно складывается городской архитектурный ансамбль города.

Суздаль – это великий город, Многое повидавший за свою не лёгкую историю. И пожары, и эпидемии и полные разорения города. Однако, и по сей день гордо звучат имена уроженцев земли Суздальской! Юрий Долгорукий, Александр Невский, Алексей Суворов и Дмитрий Пожарский – известнейшие исторические персоны!

Суздаль в 20-ом веке

Не смотря на то, что в 18-19 веках Суздаль стал обычным провинциальным городом, он сохранил свою самобытность и уникальность. А в 70-е годы 20-го века новая, уже туристическая слава окутала этот город.

В 1923 году Суздаль впервые был назван городом-музеем за обилие исторических памятников на его территории. Было признано, что каждый архитектурный объект в Суздале является ценным историческим памятником и важен для передачи истории родной земли будующим поколениям.

В 1974 году за сохранение исторического наследия Суздаль был отмечен орденом «Знак Почёта».

В 1982 году международной организацией ФИЖЕТ Суздаль был награждён почётным призом «Золотое Яблоко».

И в 1992 главнейшие архитектурно-исторические ансамбли Суздаля – Кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри, церковь Бориса и Глеба в Кидекше были занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Суздаль – современный город

В настоящее время, Суздаль – это крупнейший культурно-туристический центр. В нём, помимо великолепно сохранившихся исторических памятников, интереснейших экспозиций Владимиро – Суздальского музея-заповедника присутствуют все условия для комфортного пребывания туристов!

Современные и комфортабельные гостиницы, рестораны с русской кухней, прекраснейшая природа средней полосы России. Всё это вы найдёте в Суздале!

Читать «Суздаль. История. Легенды. Предания» — Ионина Надежда Алексеевна — Страница 1

Надежда Алексеевна Ионина

Суздаль. История. Легенды. Предания

Вступление

Судьба любого города прихотлива, как и судьба отдельного человека. Не является исключением и древний русский город Суздаль, много повидавший и испытавший на своем веку. И оставшийся, пожалуй, единственным в нашей стране городом, в котором сохранилось так много великолепных памятников древнерусского зодчества. Прекрасные храмы (их более тридцати!), звонницы, монастырские ансамбли и другие сооружения наглядно представляют каменную летопись страны, причем летопись наидревнейшую, – ведь Суздаль гораздо старше Москвы. Здесь княжили Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Александр Невский и другие выдающиеся деятели Русской земли.

В Суздале и сейчас драгоценно все. В нем чарует и сама природа, и нескончаемое множество шатров, глав и колоколен, разбросанных по городу прихотливо и непринужденно. Не оставляют равнодушными и дома XIX века, и даже не нужно делать усилий, чтобы перенестись, понять и живо почувствовать атмосферу российской провинции времен Н.В. Гоголя и А.Н. Островского.

Суздаль – исторический город в том смысле, что здесь происходили многие события, оставившие весьма заметный след истории Русской земли. Стены его кремля, церквей и монастырей были свидетелями необычайных подвигов и кровавых преступлений, героического патриотизма и жестоких заговоров, высоких взлетов и низменных падений человеческого духа, его неземной красоты и злых страстей.

Суздаль – исторический город и в том смысле, что история в нем выражена в основном архитектурно. Немного в России таких городов, где именно в зодчестве отразился творческий гений народа, где воочию убеждаешься, что каждая эпоха обладает своим особым величием. Суздалю же в свой архитектурный ансамбль удалось собрать всю историю древнерусского искусства, причем так, что ни одна эпоха не выпала и не возвысилась над другой. В городе нет скучных улиц, безликих переулков, неприметных домов; здесь на узких улочках уютно разместились домики, а на взгорьях – церкви, сверкающие и переливающиеся на солнце золотыми шлемовидными куполами, разноцветными колокольнями, цветными изразцами и сложной полихромной росписью стен.

В прежние времена суздальцы славились и своими художественными ремеслами: в частности, местные кустари достигали высокого мастерства в чеканке серебра. Например, изделия чеканщика М.П. Шерстнева демонстрировались даже на международной выставке в Париже. Самые сложные работы выполняли и резчики по дереву, процветало передававшееся из рода в род золотошвейное искусство, тканье узорчатых холстов и скатертей…

Суздаль – это город-музей, где более чем в пятидесяти памятниках зодчества предстают восемь веков истории Русского государства. В архитектуре этого города сошлись стили разных эпох – от XIII до XVIII века. Чтобы почувствовать это обаяние города, нужно пройти по заросшим травой немощеным переулкам, в тихой речке Каменке увидеть отражения белоснежных звонниц, прикоснуться к шероховатой поверхности камня, на котором древний архитектор вырезал замысловатые узоры.

Суздаль – город-музей

Историю Суздаля в советское время изучали такие выдающиеся ученые, как В.И. Романовский, А.Д. Варганов, Г.К. Вагнер и другие. Тридцать лет жизни посвятила изучению города доктор исторических наук М.В. Седова (начальник суздальской экспедиции Института археологии СССР), которая 25 полевых сезонов провела в Суздале, раскрыв в результате раскопок многие тайны прошлого, за что заслуженно получила звание «Почетный гражданин Суздаля».

Лауреат Ленинской премии профессор Н.Н. Воронин своими исследованиями повысил интерес к памятникам русской истории и культуры. В научной же своей работе он сделал не одно важное открытие: реконструировал начальный этап ростово-суздальского летописания (XI в.), изучил особенности владимирского летописания второй половины XII века; ряд работ этого выдающегося ученого посвящен культуре Киевской Руси. Все труды Н.Н. Воронина по истории древнерусской культуры свидетельствуют о национальных основах русского зодчества.

Река Каменка в окрестностях Суздаля

Много других замечательных ученых посвятили свои исследования этому старинному городу; имена некоторых из них читатель узнает в ходе нашего рассказа о Суздале. Каждый город гордится земляками, прославившими его своей деятельностью на различных поприщах, и в нашей книге будет рассказано не только об истории и архитектурных достоинствах Суздаля, но и о его выдающихся людях, чтобы город предстал не только в исторических памятниках, но и в исторических событиях и в исторических лицах. Отправимся же в путешествие в город, о котором московский поэт Игорь Кобзев писал так:

Каждый храм – как шапка Мономаха.

Над рекой – крутой зеленый вал.

С удалью, талантом и размахом

Русский мастер Суздаль создавал.

Крепостные стены. Колокольни.

Воронье над башнями кружит.

Шишаки на башнях – тоже копья,

Точно копия лихих дружин.

Может, Илья Муромец с Добрыней

Там еще живут. Не удивлюсь!

В Суздале во всем сквозит доныне

Молодая, заревая Русь…

Суздаль – это узел в русских судьбах.

Город сей преславен и пригож.

Кажется, не повидаешь Суздаль —

И российской сути не поймешь.

В Суздаль надо ездить еще и для того, чтобы понять: красоту эту нам нужно беречь и беречь и, вслушиваясь в ее голос, учиться у нее. Потому что каменная летопись города, хранящая старинные предания и легенды, дает многочисленным посетителям почувствовать Древнюю Русь. А когда замолчат песни и предания, она расскажет о том, как русская государственность, зародившись в Киеве, укоренилась потом в обширной Залесской стороне, где со временем возникли многие города – Ростов, Муром, Ярославль, Углич, Кострома, Суздаль и другие…

«Все в меру и сносно…» (Ранний период в истории Суздаля)

Местность, на которой расположен Суздаль, удивительно гармонична в природном отношении, что еще в XVIII веке отмечал ключарь Богородице-Рождественского собора Анания Федоров в своем знаменитом «Историческом собрании о богоспасаемом граде Суздале»: «По положению места, той град имеется построенный на месте красном, ни весма гористом, ниже паки доловатом и мокром; но несколько хотя местами и долины имущее; но сухое и приятное место, и к плодоношению всякому угодное, не токмо овощия, но и древес садовых множество плодящее; от царствующего града Москвы к северо-востоку склоняющееся сто осьмнадцать верст расстояние… воздух весьма приятный и здоровый, в средине лета от солнца и в средине зимы от студени средство содержащий, где ни безмерная теплота, ниже чрезвычайная бывает стужа, но все в меру и сносно, и к житию человеческому приятное угодное место». А в обмелевшей ныне речке Каменке когда-то водились щуки, головли, окуни, лещи и подлещики, а местами даже и караси.

О первоначальном основании Суздаля в науке до сих пор нет достоверных сведений; точно известно лишь одно – Суздаль принадлежит к числу древнейших русских городов. Разве только седой Киев – «мать городам русским» – и еще несколько российских городов могут поспорить древностью с бывшим уездным городком бывшей Владимирской губернии.

Во времена незапамятные Суздальские земли лежали в дремучих лесах и глухих дебрях; это обстоятельство, видимо, и послужило основанием легенды о начале города, которую в XVIII веке засвидетельствовал летописец Анания Федоров. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа и смешения языков после разрушения Вавилонской башни в племени Иафета появились на свет три брата – Сан, Авесхасан и премудрый Асан. Пришли они на землю Русскую, и первые два брата построили много городов близ Варяжского моря, среди них был и ставший впоследствии Великим Новгород. А третий брат – Асан – отправился в дикие леса и топи и основал «по своему суждению» город Суждаль.

Суздальский Кремль | Россия

Древнейшей частью Суздаля является Кремль, расположенный на излучине реки Каменки в нынешнем центре города на улице Кремлевской. Кремль был основан в 10 веке на основании Суздаля, а в 11 и 12 веках были возведены земляные стены с деревянными стенами и башнями, установленными поверх них для оборонительных целей. Внутри находились дворы местного князя и епископа. Оборона кремля была дополнена в 17 веке, когда были добавлены новые башни и стены из сосны. Однако все эти деревянные укрепления были уничтожены пожаром 1719 года.и только земляные насыпи и рвы сохранились до наших дней. Суздальский кремль и его Рождественский собор находятся под охраной ЮНЕСКО и находятся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.


Собор Рождества Богородицы

Впечатляющий Собор Рождества Богородицы был построен внутри Суздальского кремля между 1222 и 1225 годами взамен более ранней версии, построенной по приказу Владимира Мономаха в 11 веке. Собор построен из белого камня и увенчан пятью голубыми куполами, украшенными золотыми звездами. Фасад собора украшен гравюрами животных, фигур и замысловатыми узорами. Внутри сохранились прекрасные фрески 13, 15 и 17 веков.

Собор охраняется ЮНЕСКО как часть Белокаменных памятников Владимира и Суздаля. С 1992 года право собственности на собор разделено между Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Русской православной церковью, которые время от времени проводят здесь богослужения. В противном случае фрески собора можно посмотреть, купив билет.


Архиерейские палаты и музеи

Архитектурный комплекс в центре кремля — ​​Архиерейские палаты, построенные между 15 и 18 веками, первоначально как резиденция суздальского епископа. Палаты также включает в себя церковь для епископа. Сегодня в комплексе находятся экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в том числе отреставрированная Сводчатая палата XVIII века, которая использовалась как парадная. Другие выставки включают «Историю Суздаля», «Древнерусскую живопись» и историческую выставку для детей. В 1635 году к комплексу была пристроена восьмиугольная шатровая колокольня. Внутри колокольни выставлен иорданский помост, датируемый 17 веком.


Никольская церковь

Деревянная Никольская церковь датируется 1766 годом, однако изначально она не входила в состав Суздальского кремля. Его купили здесь в 1960 году у деревни Глотово Юрьево-Польского района Владимирской области, чтобы лучше сохранить. Церковь похожа по конструкции на деревянную избу и стоит на высоком первом этаже, окруженном с трех сторон крытой галереей.


 

Местоположение Улица Кремлевская
Веб-сайт http://www.vladmuseum.ru
Часы 10:00 — 18:00. Закрыт по вторникам и в последнюю пятницу месяца.

Суздальский Кремль — Суздаль, Россия

Древний кремль Суздаля – место, где возник город. Туда ведет центральная улица города. Даже издалека видны его белокаменные стены с ярко-зелеными крышами зданий. Ярко-белые на фоне зеленых лугов стройные силуэты церквей и золотые купола древних монастырей.

Но главное здание в Кремле – это Рождественский собор, который стоит прямо посередине. Первоначально он был построен в 12 веке при Владимире Мономахе. Собор стал первым христианским храмом в Суздале. Его слава распространилась по всей России. Величественный и торжественный, он был украшен лучшими византийскими мастерами. Но слабый фундамент не выдержал такого массивного здания. В следующем столетии он был полностью перестроен с нуля. В 1445 году в результате татарского нашествия храм снова был разрушен. Более 80 лет собор находился в руинах. Наконец, в 16 веке был построен нынешний вариант собора — белокаменные фасады и мощный пятиглавый барабан с узкими окнами. На стенах собора сохранились древние фрески 13 века и более поздние, а также пятиярусный иконостас 17 века. Интерьер собора также известен своими золотыми воротами (1230-1233 гг.

). Ворота были установлены в западном и южном порталах собора. Двери разделены на квадраты, в каждом из которых есть картина-рассказ, посвященная жизни Христа. Все изображения выполнены в характерной технике золотом на черненой латуни. С внешней стороны стены собора украшены резными порталами, декоративными колоннами и резным камнем.

Отдельного внимания туристов заслуживает колокольня Рождественского собора. Он был построен в 1635 году. Восьмигранная башня очень высока. Его верхняя часть с колокольчиками украшена арочными проемами. Над ним шатровый остроконечный купол. Часы на колокольне получили особые часы – они били не только каждый час, но и каждую минуту.

Кроме того, в Кремле вы увидите Архиерейский дом (15-18). Здесь жило духовное руководство города. Дома выстроены аналогично Патриаршему дворцу Кремля. Самым древним зданием здесь является Епископский дом конца 15 века. Имеются жилые дома, офисы, трапезная и домашняя церковь. Большинству домов был восстановлен их первоначальный вид.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *