Свияжск история возникновения: История Свияжска – Коммерсантъ Казань

Свияжск, город на ладьях и городское эхо

 

Свияжск мы посетили в рамках своего 20-дневного путешествия по маршруту Москва — Нижний Новгород — Казань — Самара — Волгоград — Москва. Это древнее поселение находится недалеко от Казани и занимает небольшой остров, со всех сторон омываемый водами рек Свияги и Волги. С сушей Свияжск соединяется всего лишь узкой полоской земли. С населением на острове не густо, здесь проживает менее 250 человек. Зато туристов хоть отбавляй. Они буквально повсюду.

Свияжск: краткая история

Надо сказать, история Свияжска началась очень давно, несколько веков назад и тесно связана с историей Казани. Своим появлением этот, как его называют, остров-град обязан Ивану Грозному. Именно ему или кому-то из его приближенных пришла идея построить крепость под самым носом у Казанского хана.

Дело в том, что между Русью и Казанским ханством постоянно шла война. В ней с переменным успехом побеждала то одна, то другая сторона. Русская армия неоднократно пыталась взять столицу ханства, но каждый раз отступала назад. Одной из причин этого были долгие изматывающие переходы. Крепость Свияжск под носом у противника позволяла войскам как следует отдохнуть и набраться сил перед сражением.

Причем, крепость нужно было построить так, чтобы казанцы как можно дольше ее не заметили. Для этого первоначально ее построили в Угличе, а потом всю разобрали на бревна. Весной 1551 года эти бревна по реке доплыли до Свияжска. Из готового материала крепость собрали на острове в считанные недели и назвали ее Иван-городом.

По свидетельствам современников Иван-город был мощнее даже Московского кремля. Позднее Иван-город переименовали в Свияжск по названию реки Свияги. Кстати, история возникновения Свияжска отразилась на его гербе. На нем изображен  город, плывущий на ладьях.

В августе 1552 года в Свияжск прибыл сам Иван Грозный. А уже осенью того же года Казань под натиском русских войск пала.

После вхождения Казанского ханства в состав русского государства Свияжск становится одним из центров православия. Здесь один за другим строятся православные храмы и монастыри. Они играли большую роль в обращении местного населения в православную веру. Из-за обилия церквей Свияжск даже стал называться монастырским городом.

Свияжск в 20 веке

Скорее всего, если бы не революция, в 20 веке Свияжск все также бы оставался небольшим монастырским городом. Но увы, пришла новая власть и все кардинально изменилось.

В советское время монастыри и храмы закрыли, монахов репрессировали, а Свияжск на долгие годы превратился в ГУЛАГ. Политические заключенные содержались на острове вплоть до 1953 года. Об этой трагической вехе в истории Свияжска свидетельствует памятник жертвам политических репрессий. Он появился на острове не так давно, в 2011 году.

Памятник представляет собой тюремную стену с зарешеченным окном, через которое заключенный выпускает на волю голубя. Очень трогательный памятник. И место для него выбрано не случайно. Как оказалось, под ним находится массовое захоронение людей, погибших в сороковые годы 20 века. Скорее всего, на острове оно не единственное.

Особенно много людей погибло в гражданскую войну, так как в Свияжске шли ожесточенные бои белых и красных. И та, и другая сторона не церемонилась с противником. Люди гибли как на фронте, так и в плену. Пленных расстреливали без суда и следствия.

Впрочем убивали не только врагов, но и своих. Особой жестокостью на острове прославился Лев Троцкий. Чтобы наладить в войсках дисциплину, он проводил среди красноармейцев жесткие репрессии, в том числе и массовые расстрелы.

Кстати, после смерти Сталина и закрытия лагеря беды Свияжска не прекратились. Там, где раньше жили политические заключенные, открылась психиатрическая лечебница. А в 1957 году пришло новое испытание. Из-за строительства Куйбышевского водохранилища под воду ушла единственная дорога к острову. Остров практически был изолирован от  «большой земли». Конечно, такое положение дел сказалось буквально на всем.  Остров превратился в забытый Богом уголок. Монастыри, храмы да и все остальное в Свияжске постепенно стало приходить в упадок.

Сияжск в 21 веке

Так продолжалось до конца 20 века. Хотя некоторые попытки сохранить культурное наследие города делались и в то время, но только в 2000-е годы в Свияжске наконец построили новую дорогу, которая соединила его с «большой землей». Тогда же в Свияжске стали активно восстанавливаться и памятники архитектуры. На сегодняшний день Свияжск превратился в своего рода остров-музей, который ежегодно посещают тысячи туристов.

Свияжск: достопримечательности

Ну а теперь пора поближе познакомиться с главными достопримечательностями этого уникального острова-града. И начнем мы с Богородице-Успенского монастыря.

Богородице-Успенский монастырь

Надо отметить, Богородице-Успенский монастырь — почти ровесник самого Свияжска. Он основан в 1555 году и согласно письменным источникам «видел» самого Ивана Грозного. Вплоть до 18 века монастырь был одним из богатейших церковных обителей России. Однако начиная с конца 18 века, монастырь постепенно утрачивает свое значение. В начале 20 века в обители проживало всего 25 монахов.

С приходом советской власти монастырь закрыли и использовали, как говорилось выше, для других целей. Только в 1997 году его вернули законному хозяину — православной церкви.

Несмотря на все перипетии советского времени Богородице-Успенскому монастырю во многом повезло. В нем сохранились многие дореволюционные постройки. Из них самыми древними являются Успенский собор и Никольская трапезная церковь.

Успенский собор

Главный храм монастыря Успенский собор построен в 1561 году. В отличии от большинства церквей того времени его сразу возводили не в дереве, а в камне. Надо отметить, храм почти без изменений сохранил свой первоначальный вид. А еще он уникален тем, что в нем сохранились старинные фрески второй половины 16 века.

Никольская трапезная церковь

Никольская трапезная церковь древнее Успенского собора. Она также как и предыдущий храм построена сразу из камня в 1556 году. А вот ее колокольня — уже более поздняя постройка. Она датируется 17 веком.

Храм святителя Германа

Храм святителя Германа — более современное строение. Он появился в монастыре в самом конце 18 века.

Вознесенская надвратная церковь

Вознесенская надвратная церковь строилась в середине 18 века. Собственно через нее в настоящее время и осуществляется вход внутрь монастыря.

Братский корпус

Братский корпус, в котором жили монахи, возводился в 17 веке. Затем здание много раз перестраивалось и меняло свой вид.

Монастырское училище

Здание Монастырского училища датируется 18 веком. Надо сказать, монастырское училище занимало это здание совсем недолго. В остальное время строение использовалось для других целей.

Монастырская ограда

Строительство монастырской ограды относится к 18-19 векам. Когда-то в этом месте к стене, видимо, примыкала еще одна постройка, от которой остались только руины.

Хозяйственный двор монастыря

В дореволюционные годы в структуру Богородице-Успенского монастыря входил хозяйственный двор, который до наших дней не сохранился. То, что мы видим сейчас, построено уже в современное время, хотя и стилизовано под старину. Здесь можно перекусить, разжиться сувенирами и прокатиться на лошади. Хозяйственный двор находится прямо перед центральным входом в монастырь.

После Богородице-Успенского монастыря мы направились к другому монастырю Иоанно-Предтечинскому.

Иоанно-Предтечинский монастырь

История Иоанно-Предтечинского монастыря началась в 1567 году со строительства деревянной церкви Рождества Христова. Впоследствии вокруг храма сформировалась монашеская община. В 1701 году церковь обновили и выстроили уже в камне. В новом варианте к церкви Рождества Христова прибавился придел Иоанна Предтечи. Имя Иоанна Предтечи на сегодняшний день закреплено в официальном названии монастыря.

После революции монастырь закрыли, а снова он открылся  не так давно в 2021 году.

Храм «Всех Скорбящих Радость»

Церковь Рождества Христова и придел Иоанна Предтечи до наших дней не сохранились. Вместо них в 1906 году в монастыре появился новый храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Троицкая церковь

На территории Иоанно-Предтечинского монастыря находится уникальное и очень древнее сооружение. Это Троицкая церковь. Она деревянная и каким-то невероятным образом сохранилась аж с 1551 года. Церковь построили перед тем, как начали возводить саму Свияжскую крепость. И это не случайно. Место, где предполагалось строить крепость, у местного населения считалось проклятым и его нужно было обязательно освятить.

Первоначально Троицкая церковь принадлежала Свято-Троицкому монастырю. До наших дней Свято-Троицкий монастырь не дожил.  В связи с проводимыми в стране церковными реформами в 18 веке его закрыли.

Благовещенская церковь

Как уже говорилось, в дореволюционное время на острове Свияжск работало множество монастырей и храмов. К сожалению, в советское время многие из них были разрушены. Одним из таких храмов была Благовещенская церковь. Возводилась она в середине 18 века. На сегодняшний день от нее остались одни руины.

Рождественская площадь

Руины Благовещенской церкви соседствуют с Рождественской площадью — главной площадью Свияжска. Кстати, площадь обладает одним секретом. Если встать в самом ее центре и крикнуть или хлопнуть в ладоши, здесь можно услышать городское эхо.

Пожарная каланча

На площади еще в дореволюционное время было построено здание пожарной части с пожарной каланчой. Из-за многочисленных деревянных зданий на острове часто случались пожары и пожарники были очень кстати. К 21 веку старые пожарные здания сильно обветшали, поэтому их пришлось восстанавливать. Кстати, на пожарной каланче — прекрасная смотровая площадка с видом на Свияжск и его окрестности.

Дом купца Каменева

Здесь же на Рождественской площади находится еще одна достопримечательность. Это купеческий особняк Каменева. Этот дом построен в 19 веке для богатого местного предпринимателя Каменева. К 21 веку здание пришло в упадок, и только в 2011 году его восстановили и приспособили под гостиницу.

Вообще, надо сказать, род купца Каменева очень древний. Каменевы поколениями проживали в Свияжске. Накануне революции 1917 года они уехали с острова. Учитывая то, что там происходило в годы революции и гражданской войны,  этот отъезд спас им жизнь. Так дом купца Каменева выглядит с пожарной каланчи.

А дальше еще несколько фотографий очаровательных свияжских домиков. Так сказать, чтобы создать более полное впечатление об этом «острове Буяне», как Свияжск иногда называют в народе. Хотя, надо отметить, Пушкин свой сказочный остров Буян придумал еще до своей поездки в Свияжск.

Такими небольшими, но очень симпатичными домиками как эти усыпан весь остров-град Свияжск. Даже не верится, что этот маленький уютный остров когда-то был лагерем пыток и местом расстрелов. Хорошо, что все это осталось в далеком прошлом.

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Свияжск, остров-град зимой.

История происхождения, легенды, сказка Пушкина, Иван Грозный: alkopona — LiveJournal

Давайте немного поговорим о победоносных успехах Ивана Грозного. Ну воспитанные на советских кинолентах люди тут же вспоминают Шпака и его магнитофоны, пару замшевых курток и триумфы русского царя в виде Ревеля, Астрахани и столицы казанского ханства. Мы же немного отклонимся от заданного Гайдаем курса и вспомним другие, не менее интересные факты в биографии нашего царя, ведь побывав в Казани сложно проигнорировать заложенный по соседству Свияжск, а отделить московского правителя от этой истории тем более не получится.

2.

Дело в том, что наш великий московский князь не смог осилить казанское ханство с первого раза, не смог и со второго. И вот тут бы рекламу можно было хорошую снять, как Иван садится на край кровати, рядом с ним присаживается княгиня Анастасия (да-да, не Марфа Васильевна, исторически вернее будет), гладит его по плечу и нежно выдает: «Не печалься милый, ну с кем не бывает». Потом при помощи машины времени созданной инженером Тимофеевым врывается известный мужик в семейных трусах и орет на Грозного: «Покупай наш препарат, на долго хватит». Ну естественно его тут же скручивает царская стража и сажает демона на бочку с порохом, но на последних кадрах уже воодушевленный царь выбегает с третьим походом в сторону Казани, а в опочивальне остается счастливая жена великого князя. Ну и в конце пусть будет как в фильме, марш бросок и песенка «Маруся кап-кап-кап».

3.

У Ивана Грозного по поводу Казани наверное был свой особый пунктик. Во-первых, до него туда предыдущие властители ходили четыре раза и возвращались с пустыми руками, ну и во-вторых, он еще дважды. Поэтому видать наш царь и затеял построить вблизи нынешней столицы Татарстана не какой-то там временный палаточный лагерь, а свой полноценный город, с блэкджеком, верными последователями и… церковью. Ну и заодно его использовать как плацдарм для следующих набегов на ханскую столицу, ибо кто его знает, на сколько все это дело может затянуться. А вдруг препарат отпустит?

4.

Естественно никто из ханского владычества такому соседству был бы не рад, и при первой же возможности мешали бы планам нашего царя, поэтому в качестве предусмотрительной инициативы на московской стороне продумали весьма извращенную схему, благодаря которой Свияжск вырос из земли всего за несколько недель.

5.

Как? Ну сначала весь город в полном его объеме построили не здесь, а рядом с Угличем. После чего снова разобрали, каждую деталь пронумеровали, по бревнам сложили на плоты и отправили вплавь по реке, ну а возле Казани строительные материалы вылавливали из Волги и под надзором царского инженера, обладающего необходимыми знаниями по сборке этого конструктора, как по мебельным схемам из Икеи развернулась полноценная крепость не уступавшая по своим размерам московскому кремлю.

6.

Бабах и котик!

7.

Ну и пока вы отходите от внезапного появления мохнатого, я расскажу, что спустя века, проезжая мимо этого дивного города, сам Пушкин поразился представшей его взору красоте, и на увиденный им Свияжск поэт воскликнул: «Именно так я и представлял себе остров Буян!».

8.

Но это так, лирическое отступление на лирически известное произведение. После взятия Казани разбирать город-спутник не стали, а просто решили его сделать центром духовности. Мусульманство конечно дело хорошее, но нужно же менять взгляды воинствующей орды на более гуманные, православные. Так что все желающие приходили сюда и обменивали коврики на кресты, ну и до начала XX века важная история держалась в стороне от этого чудо острова, на котором страждущие продолжали укреплять свою веру.

9.

А вот когда пришло упомянутое в предыдущем абзаце время важных исторических событий, то началось оно с довольно страшных событий, то весь местный религиозный налет смыло кровью. Ведь народная революция не осталась в стороне от Свияжска, и именно здесь прошла одна из первых карательных операций красного террора, в лучших традициях зарождающегося коммунизма по приказу Льва Троцкого расстреляли всех красноармейцев расквартированных на острове, просто за то, что не смогли освободить Казань от белочешского сопротивления. Под горячую руку попали и несколько священнослужителей, а подобными устрашающими методами воздействовали на всю страну потом долгое время.

10.

Поговаривают, что в 1920 году здесь даже хотели установить памятник Иуде! Да-да, не удивляйтесь, но красная коммунистическая машина всеми силами пыталась искоренить религию из ума наших граждан, и в ход могли идти даже самые безумные средства, так датский писатель Галлинг Келлер об этом написал: «Местный совдеп долго обсуждал кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин — слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу».

11.

В тридцатых годах быстро вымирающий город превратился в гниющее село, и его стали использовать не совсем по назначению, основав здесь колонию, которая вошла в систему ГУЛАГ, поэтому эти черные страницы в истории мы поскорее перевернем.

12.

Но самым важным событием, внесшим особую лепту в итоговый облик города, стала организация Жигулевской ГЭС и Куйбышевского водохранилища. Всего за одну ночь с лица земли и с карты России исчезли близлежащие деревни, а сам Свияжск превратился в полноценный остров отрезанный от большой земли.

13.

Представьте себе, просыпаетесь вы утром, а земля далеко, все организованное благоустройство пропало вместе с половиной инфраструктуры и некоторыми районами, а внешний мир остался где-то за пределами реки. Даже кладбище, и то осталось на другом берегу, и теперь попасть в остров-град можно было только летом на лодках по воде и зимой по льду, как потом шутили сами жители: «Весной и осенью в Свияжске никто не умирал».

14.

фото с сайта https://pastvu.com/

Удивительно, но именно это событие позволило сохранить на острове культурное наследие, у которого были очень сложные времена при активных действиях советской власти. Так сложилось, что до отрезанного острова никому не было дела, и основанный спустя пару лет научный институт атеизма сюда просто не добрался.

15.

фото с сайта https://pastvu.com/

После проведенной перестройки и распада СССР местные власти вдруг обратили внимание на остров, на сохранившееся культурное наследие и решили развивать туризм. Важной же датой в истории острова стал 2008 год, ведь тут строят дамбу и спустя полвека возобновляется транспортное сообщение с большой землей, что положительно влияет на развитие национального туризма. В Свияжске восстанавливают утраченное архитектурное наследие и храмовые постройки, проводят реставрационные работы с сохранившимися памятниками и вводят в эксплуатацию туристический центр.

16.

Ну и теперь этот остров-град настоящий бриллиант в туристической короне Татарстана. Кстати, исторический центр Свияжска уже внесли в лист ожидания на занесение в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Вот и получается, что не было бы счастья, да несчастье помогло, и случившееся благодаря строительству ГЭС географическое изменение положительно повлияло на сохранение исторического облика.

P.S. Я вернулся к ведению телеграм-канала и мои посты там выходят чуть раньше чем в самом ЖЖ.

Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:


Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

По вопросам рекламы и предложений писать на почту [email protected]

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Анализ средневековой шведской живописи под влиянием русско-византийского искусства

Перейти к форме поискаПерейти к основному содержаниюПерейти к меню учетной записи Норд2017АнализОМ, title={Анализ средневековой шведской живописи под влиянием русско-византийского искусства}, автор = {Андерс Г. Норд и Кейт Троннер, Кьелл Биллстром и Биргитта Страндберг Зерпе}, journal={Журнал культурного наследия}, год = {2017}, объем = {23}, страницы = {162-169} }

  • A. Nord, K. Tronner, Birgitta Strandberg Zerpe
  • Опубликовано 2017
  • ИСТОРИЯ
  • Журнал культурного наследия

Вид через издательство

Святой Сент -Кристопер Фракопер Фреска в Св. 17 ВЕК, РОССИЯ): ИСТОРИЯ И АРХЕОМЕТРИЯ

  • Храмченкова Р., Биктагирова И., Гареев Б., Каплан П.
  • Материаловедение

  • 2018
  • 9 90 конца XVI – начала XVII вв. с зооморфным изображением св. Христофора, расположенным у Успенского собора (вошедшего в список ЮНЕСКО…

    Частое появление атакамита в средневековых шведских фресках

    • A. Nord, K. Tronner
    • Geology

    • 2018

    Аннотация Медные трихидроксид [Cu2cl (OH) 3]. , клиноатакамит и боталлакит. Все они использовались в качестве зеленых пигментов, как правило, под…

    Портативные и лабораторные аналитические инструменты для изучения материалов, методов и воздействия окружающей среды в средневековых настенных росписях

    • Илария Костантини, К. Кастро, Х. Мадариага
    • Науки об окружающей среде

    • 2018

    Настоящая работа призвана дать обзор исследований, опубликованных за последние 20 лет по изучению средневековой настенной живописи с использованием дополнительные аналитические методы диагностики. Анализы…

    Анализ на месте фресковых красок XVI–XVII вв. из Свияжска (Республика Татарстан, Российская Федерация)

    • Р. Храмченкова, К. Ионеску, А. Ситдиков, П. Каплан, Агнес Гал, Б. Гареева
    • Геология

      Полезные ископаемые

    • 2019

    Двадцать фресок из Успенского собора, расположенного в островном городе Свияжск (Республика Татарстан, Российская Федерация) — времен царя Ивана IV Грозного —были химически…

    Киноварь Происхождение красных пигментов эпохи энеолита на Пиренейском полуострове: исследование изотопов свинца0013

    Геология

    Геоархеология

  • 2020

Мы сообщаем данные об изотопах свинца для киновари из трех энеолитических поселений и нескольких рудных месторождений на Пиренейском полуострове. Соотношение изотопов свинца в киновари, использованной в одном стеклянном стакане…

Изотопы в культурном наследии: настоящие и будущие возможности

  • А. Норд, К. Бильстрём
  • Социология

    Наука наследия

  • 6

    0009

    Эта статья посвящена методологии и научным интерпретациям использования изотопов в науке о наследии — что можно сделать сегодня и что можно сделать в ближайшем будущем? Как правило, изотопные…

    Пигменты – зеленые и синие на основе меди

    С древних времен в качестве зеленых и синих пигментов использовались различные медьсодержащие вещества. Их исключительное разнообразие, отражающее их разнообразный химический и фазовый состав, химический…

    Обновление атомной спектрометрии: обзор достижений в области анализа металлов, химических веществ и материалов

    Этот обзор охватывает достижения в области анализа передовых материалов, металлов, горюче-смазочных материалов, наноструктур, керамики, огнеупоров, органических и неорганических химических веществ, катализаторов и ядерных…

    Обзор последних достижений в области использования методов масс-спектрометрии для исследования органических материалов в живописи

    • Э. Геддес да Филикайя, Р. Эвершед, Д. Пегги
    • Искусство

      Analytica Chimica Acta

    • 2022

    с показателем 1-10 из 18 ссылок

    Сорт Byrelevancemost, под влиянием Papercersercyness

    Данные о изотопах для проникновения средневековых пигментов в шведских росписи

    • A. Nord, K. Billström, K. Tronner, Karin Björling Olausson Olauson.

    • 2015

    Химический анализ средневековых настенных росписей в Швеции

    В настоящей публикации обобщены результаты исследований внутренних настенных росписей, датируемых поздним средневековьем, в семи шведских церквях, трех на острове Готланд и четырех…

    Минералы ванадата меди, обнаруженные в средневековых настенных росписях

    • А. Норд, К. Троннер, Карин Бьорлинг Олауссон
    • Геология

    • 2012

    Аннотация Пятнадцатый век. Небольшие вкрапления встречаются в малахитово-зеленой краске. Тринадцать образцов из пяти церквей…

    Микробиологическая деградация свинецсодержащих пигментов в росписи

    • Петушкова Ю., Ляликова Н.
    • Химия

    • 1986

    Исследованы причины превращения свинцовосодержащих пигментов в росписи храма Иоанна Богослова в Ростове Великом (Ярославская область). Степень бактериального…

    Исследования и разработки по проблеме измененных свинцовых пигментов в настенной живописи

    • С. Джованнони, М. Маттейни, А. Молес
    • Искусство

    • 1990

    AbstractСвинцовые белила были наиболее широко используемым белым пигментом в искусстве живописи. Однако, когда некоторые художники попытались использовать пигмент в настенной росписи, возникли большие проблемы из-за…

    Потемнение сурика в настенных росписях: естественное старение экспериментальных настенных росписей в сравнении с тестами на искусственное старение

    • С. Азе, Дж. Валлет, Моник Поми, А. Баронне, О. Грауби
    • Материаловедение

    • 2007

    Механизмы потемнения свинцового сурика были исследованы путем дополнительных наблюдений и анализа экспериментальных настенных росписей, состаренных естественным образом. Красная трансформация свинца в главным образом…

    Bysantinska Traditions I Gotlands Konst под 1100-талевым

    • Svetlana Vasilyeva
    • Art

    • 2009

    . Проблема с участием Byzantine влияет на готландский долгое время. В статье представлено новое направление исследований, основанное на сравнительно-стилистическом…

    Очел Вивианита в качестве пигментного и коррозионного продукта

    • D. Скотт, Г. Эггерт
    • Химия

    • 2007

    Аннотация Vivianite, увлаженный феррозо -фосфат, FA2+ 3 (PO 4) 2 JA3. образуются в почве в восстановительных условиях. Встречается во влажных глинистых почвах, в присутствии источника фосфат-ионов…

    Хроматические изменения красителей сурика в произведениях искусства: обзор

    • С. Азе, Ж. Валле, В. Деталь, О. Грауби, А. , Бароннет
    • Искусство

    • 2008

    Рассмотрены различные источники библиографической информации о превращениях сурика в произведениях искусства. Типичные примеры использования сурика в настенных росписях в чистом виде или в качестве…

    Следы пигмента на средневековой каменной кладке церквей Готланда – исследование семи купелей XII века и известняковой скамьи

    • A. Nord
    • Art

    • 2016

    Следы пигмента на средневековой каменной кладке в церквях Голанда — исследование семи купелей XII века и известняковой скамьи

    В Свияжске заложат монастырский парк — Реальное время

    09:00, 28.06.2022

    Новая зеленая зона на острове-городе станет местом уединения и созерцания

    Как стало известно «Реальному времени», на территории Успенского монастыря в Свияжске будет разбит парк площадью более 14,3 га.

    Это будет самая большая зеленая зона на острове-городе. Новое общественное пространство, хотя и будет благоустроено, станет местом уединения, тишины и созерцания как для братии храма, так и для многочисленных паломников, гостей и жителей Свияжска. Кроме того, в этом году будут высажены деревья в другом парке — Соловьиной роще и отреставрирован раритетный дебаркадер, привезенный сюда из Казани.

    На участке «жилецкого» квартала

    На острове-граде Свияжск начаты работы по организации монастырского парка. Сейчас рабочие занимаются планировкой территории, рассказал нашему изданию директор местного музея-заповедника Артем Силкин. Парк будет разбит в северной части объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Успенского монастыря» — между оградой, кладбищем, Успенским собором и Никольской церковью. Он займет площадь более 14,3 га, из которых 11 га отдадут под благоустройство.

    Как сказано в акте государственной историко-культурной экспертизы (а она должна быть проведена в обязательном порядке, если на территории исторических памятников ведутся земляные и строительные работы), парк «будет играть роль монастырского сада, главными чертами которого являются уединение, созерцание, тишина и утилитарность». Его появление было запланировано еще в 2018 году в рамках благоустройства Успенского монастыря и призвано возродить историческую среду.

    «По православной традиции парковые пространства часто устраивались при монастырях. А еще это будет место уединения для братии, паломников и гостей монастыря. Поскольку территория монастыря раньше была в пять раз меньше, исторически здесь был квартал. Он назывался «жилецким». В конце 19века, когда число жителей Свияжска стало уменьшаться, монастырскую площадь обнесли стеной. Здесь было монастырское кладбище, хозяйственные постройки и огороды. Есть снимки фотографа Максима Дмитрова из Нижнего Новгорода, где видны эти огороды и деревья», — рассказал директор Свияжского острова-города-музея-заповедника.

    Силкину неизвестно, будет ли объект сдан в эксплуатацию в этом году. зависит от финансирования

    Аллеи в виде креста

    Интересно, что по плану центральные аллеи парка образуют православный крест с круглыми площадками на пересечении и «вершинами» креста. Это характерная черта монастырских садов. По традиции монашеская аллея расположена в стороне от основных троп — намеренно узкая, обсаженная деревьями с обеих сторон, чтобы по ней мог пройти только один человек, что способствует созерцанию и погружению в себя.

    Для отдыха будут установлены малые архитектурные формы — лавочки, урны. Тротуары и площадки будут покрыты брусчаткой «Плаза» — с возможностью проезда автотранспортом и без. Планируется даже опустить бетонные борта тротуаров на 1,5 см для проезда санок, тележек, колясок и т.п.

    Любая зеленая зона – это прежде всего растительность. В парке будут высажены «благородные» породы деревьев — кедры, дубы, ели, а также кустарники — сирень, спиреи и др. На землю будет уложен рулонный газон.

    Планировка территории Успенского монастыря выполнена авторским коллективом ООО ПК «Град» — известного игрока на рынке благоустройства общественных пространств. В портфолио этой компании проекты нескольких скверов Казани: Аллея Ветеранов, на Советской площади, на улице Академика Парина; реконструкция парка Урицкого, набережной реки Ошмы в районе площади Яшлек в Мамадыше.

    Планировка территории Успенского монастыря выполнена авторским коллективом ООО ПК «Град 9″0276 Деревья не закроют вид на монастырский комплекс

    Проект ПК «Град» получил положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. Напомним, что кроме Успенского собора к памятникам архитектуры как федерального, так и местного уровня относятся Никольская церковь, монастырская школа, братские и архимандритские корпуса, ограда монастыря с церковью, свод, расположенный на территория, на которой будет заложен парк. Кроме того, ведутся работы на памятнике-острове-граде Свияжск и выявленном объекте культурного наследия поселке «Остров-город Свияжск», которые также имеют охраняемый статус.

    «В проекте учтены сложившаяся архитектурно-ландшафтная композиция комплекса Успенского монастыря, эстетическое значение монастыря в формировании окружающего пространства, место и роль сада в планировочной структуре монастыря … Ландшафтный дизайн планируется с учетом сохранения планировочной структуры, композиционных принципов, присущих застройке конца XVIII — начала XX вв. », — отмечается в акте Государственной историко-культурной экспертизы.

    В нем также указано: на территории монастыря не будут проводиться строительные работы, что обеспечит физическую сохранность памятников. Даже домики строителей будут располагаться в другом месте, а склад стройматериалов — на пустыре неподалеку. Рабочие обязаны вывезти вынутый грунт за 57 км.

    Ведутся работы на памятнике-острове-граде Свияжске и выявленном объекте культурного наследия поселке «Остров-город Свияжск», также имеющих охраняемый статус. Фото: Максим Платонов

    Эксперт отметил, что планируемая озеленение не закроет вид на ансамбль Успенского собора, хотя ели вырастают до 60-80 метров, а высотная доминанта — колокольня Никольской церкви — достигает всего 43 метра. Во-первых, они расположены на достаточном расстоянии от храмов, во-вторых, они будут расти десятилетиями, а в-третьих, основной вид на храмовый комплекс — со стороны улицы Успенской, с центральной части острова, — дал он свое аргументы.

    Вторая жизнь выведенного из эксплуатации дебаркадера

    Монастырский сад — не единственный объект, который будет благоустроен этим летом в Свияжске. Артем Силкин сообщил, что посадка деревьев в парке «Соловьиная роща» будет продолжена. Его заложили 4 года назад за Иоанно-Предтеченским монастырем. Средства на это были получены за счет гранта Лукойла. В этом году благоустройство будет осуществляться на средства музея-заповедника. Первым парком на острове стала Соловьиная роща, ее площадь составляет около 1,5 га.

    Кроме того, участники Tom Sawyer Fest приступят к реставрации списанного деревянного дебаркадера, который подарил Свияжску Казанский речной техникум. Он долгое время стоял в бухте пляжа Локомотив и использовался как тренировочная база. В прошлом году его отбуксировали на остров. Объекту более полувека, но он достаточно хорошо сохранился. Сейчас пристань находится на набережной Свияжска.

    Участники Tom Sawyer Fest приступят к реставрации списанного деревянного дебаркадера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *