Свияжск сайт: Главная страница — Музей-заповедник «Остров-град Свияжск»

Ностальгия Угла #6

Ностальгия Угла #6

выпуск шестой

ОЛЕГ ЛОЕВСКИЙ
арт-директор
«Свияжск АРТели»

Свияжск АРТель — это сайт-специфик театральная лаборатория на Свияжске. Сайт специфик значит, что все темы и сюжеты связаны с самим островом. Мы изучаем остров с многовековой историей при помощи современного театра. В 2017-м мы исходили все берега на променадах, с головой погрузились в иммерсивность, промолчали целый час большой компанией, посмотрели Чехова у городской стены. А теперь рассказываем с фотографиями.

«Тема нашей лаборатории — это жизнь острова Свияжск. Звучит она, если описывать в трёх словах, так: монастырь, тюрьма, психушка. Монастырь — добровольное ограничение, тюрьма — вынужденное ограничение, психушка — ограничение природное или социальное.
Это три ипостаси острова, три ограничения, и вот с этими ограничениями мы попросили поработать трёх режиссеров: Михаила Бычкова, Всеволода Лисовского, Массимо Фурлана.
Эта лаборатория уже четвёртая, это четвёртое исследование в области театра, и, прежде всего, это история, связанная с нетеатральными пространствами. Мы должны понимать, что театр может происходить везде. В данном случае Свияжск — это идеальная сцена для наших экспериментов» — Олег Лоевский

ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА

МАССИМО ФУРЛАН
режиссер

КЛЭР ДЕ РИБОПЬЕР
драматург

Перформанс режиссер Массимо Фурлана создал вместе с драматургом Клэр де Рибопьер в рамках резиденции IV «Свияжск АРТель». Их соавторами стали пятнадцать свияжских школьников и четыре профессиональных актера: Павел Поляков, Дарья Андреева, Анастасия Радвогина, Айгуль Ахметова.
В перформансе Фурлан размышляет о взрослении и поиске собственной идентичности, любви, памяти.

Перфоманс «В глубокой воде»

О методе Массимо Фурлана рассказывает критик РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ:
«Швейцарский итальянец Массимо Фурлан известен тем, что эксплуатирует свои детские воспоминания. Причем, в отличие от большинства художников, которые «родом из детства», он не выбирает какие-то частные, глубоко личные впечатления, которые потом делает достоянием зрителей. Напротив, господин Фурлан находит нечто, что было событием для миллионов людей, а заодно оставило и в его детской памяти неизгладимый след. В театральных вузах есть такой спецсеминар «Реконструкция старинного спектакля». Так вот жанр, в котором поставлены спектакли Массимо Фурлана, это «реконструкция события». Например, однажды он сделал на настоящем футбольном поле спектакль-реконструкцию полуфинального матча на кубок мира по футболу 1982 года между Францией и Германией.
[А его спектакль «1973» посвящен Евровидению]<…>Телевизионная запись конкурса то и дело возникает на экране, сохранены комментарии ведущих и последовательность выступлений. А сами песни исполняет Массимо Фурлан, успевающий переодеться представителем очередной страны»

«Мы выбрали для работы здание школы Свияжска, потому что оно привлекло нас своим размером, архитектурой и расположением. Проект «В глубокой воде» затрагивает вопросы индивидуальных особенностей подростков: их гибкости и хрупкости. Мы задаемся вопросом: какое влияние на подростков оказывают ограничения?»

«Палата номер шесть»

МИХАИЛ БЫЧКОВ
режиссер

Чеховский сюжет про потерю рассудка и свободы отлично вписался как в тему лаборатории — ограничение, так и в островное пространство с его историей. Поставил Чехова Михаил Бычков —театральный режиссёр, создатель и художественный руководитель Воронежского камерного театра.

«Для меня сегодня «Палата №6» — это про человеческие слабости, про то, как привычка к комфорту, к удовольствию толкает к конформизму, разрушает нас как сознательных, принципиальных личностей, и в конце концов мы оказываемся в некой палате, под присмотром сторожей. Но это следствие не только того, что мир устроен как-то несовершенно, а следствие нашей слабости, лени, трусости, если угодно, чего не хотелось бы.
Я стремился в Свияжск для того, чтобы пройти каким-то иным путем, пусть и с хорошо знакомым чеховским материалом, нащупать для себя что-то новое: и технологически, и по смыслу. Цель заключалась в том, чтобы сделать то, что невозможно повторить в условиях обычной сцены, и можно увидеть уникально только в этом месте. В какой-то части это получается.

Пространство, которое мы нашли, взаимоотношения в этом пространстве того объективного, что в Свияжске уже существует, я имею в виду архитектуру этого места, и той субъективности, которую мы сюда привнесем своим театральным действом… Это, конечно, повторить нигде невозможно»


В эскизе сыграли: Павел Густов, Елена Калаганова, Алексей Егоршин, Леонид Обойшев, Руслан Январев, Рамиль Вазиев, Денис Крутовских, Камиль Тукаев.

«Случайные фрагменты из «Надзирать и наказывать» Мишеля Фуко»

Идеолог московского «Театра.doc» и экспериментального проекта «Трансформатор.doc» и массы других комиссар Всеволод Лисовский в рамках «Свияжск АРТели» поставил труд Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы».

ВСЕВОЛОД ЛИСОВСКИЙ
комиссар

Формат эскиза – иммерсивный променад. Зрители шли вдоль берега, натыкаясь на актеров в самых неожиданных местах — среди кустарника и на столбе. Текст Фуко звучал из-под песка и раздавался над рекой.

Актеров выбирали на кастинге. Некоторые из них приехали за режиссером из Москвы. В постановке участвовали и профессиональные актеры: Елена Качиашвили, Регина Саттарова, Ильнур Гарифуллин, Мария Сивова, Полина Малых, Гузель Валишина, Александра Краева. И непрофессионалы: Дина Сафина, Ильдар Гибадуллин, который дебютировал в «Индивидах и атомарных предложениях» Лисовского в Углу, Алиса Сафина, которая играла в его москвоских «Вакханках».

«Это такая коротенькая история про расчленение. Душа расчленяет тело, текст расчленяет душу, пространство расчленяет текст. Но кончится все хорошо, и все умрут. Остается вопрос: при чем здесь Фуко? А чем Фуко плох? Островному ландшафту все равно, что расчленять. Он что хочешь расчленит. Какой текст ни предложи ему — результат один».

OFF — ПРОГРАММА

«Музей мест которые…»

ДМИТРИЙ ВОЛКОСТРЕЛОВ
режиссер

Впервые «Музей мест, которые…» появился в Свияжске в рамках «Свияжск АРТели» летом 2016 года и просуществовал всего один день. Шел без остановки пять часов! Тогда о «своих» местах участники рассказывали лично. В 2017-м место проводников-актёров в «Музее» занял аудиогид. Объектами были локации и виды самого острова. Зрители исследовали остров, разыскивая таблички и слушая описание места.

Авторы «Музея мест, которые…» — режиссёр и создатель независимого театра post Дмитрий Волкострелов и актёры: Дария Гомес (Харьков), Екатерина Иванова-Тараканова (Киев), Аркадий Черкашин (Москва), Микита Ильинчик (Минск), Лилия Шайдуллова (Санкт-Петербург).

«Одним из критериев отбора актёров был важный факт их биографии: никто из них до начала работы над «Музеем мест, которые. ..» никогда не был в Свияжске. Мы пытались задокументировать наше первое впечатление. До того как наш спектакль стал «Музеем мест, которые…», каждый автор музея, впервые оказавшись на острове, попробовал найти здесь своё место. Ведь у каждого человека должно быть своё место. Но таких мест у каждого оказалось несколько. Возможно потому, что невозможно найти только одно своё место, человеку свойственно искать. В том числе и ещё, и ещё, и ещё другие места. Когда мы нашли свои места, несколько своих мест, мы попытались их описать, каждый — свои.

Теперь наш «Музей мест, которые…» открывается в Свияжске на постоянной основе. Это уже не совсем тот музей, что был год назад. Теперь он существует на острове каждый день всё лето. Он существует без авторов, художников и актёров, которые его создали. Он существует сам по себе. Более того — за прошедшее время многое изменилось, и теперь на острове уже нет нескольких «Мест, которые…». Но они все равно с нами: в нашей памяти. Наравне с теми «Местами, которые…» выступают равноправными участниками этого спектакля. У нас есть возможность помнить эти утраченные «Места, которые…», а у вас есть шанс обрести утраченное, то, что ушло навсегда. Ведь исчезновение с карты и территории, из пространства «Места, которое…», не означает, что оно исчезнет из времени. Время и память — не линейны. Было бы странно сказать, что мы утратили какое-то «Место, которое…», ведь на самом деле мы храним наши места внутри нас».

Показ фильма «Аритмия»

БОРИС ХЛЕБНИКОВ
режиссер

В рамках off-программы «Свияжск АРТели» мы за два месяца до показа в кинотеатрахсмотрели победивший на «Кинотавре» фильм «Аритмия» . Представлял его лично режиссер Борис Хлебников.

«Аритмия» снималась в Ярославле. Герои живут в реальной крошечной однокомнатной квартире, в которой съемочная группа целиком не помещалась. Режиссеру приходилось сидеть с монитором на лестничной клетке.

«Ты не можешь писать фильм про врачей, не зная того, как они разговаривают и работают. Так мы начали собирать живые диалоги, фактуру, на съемках был медицинский консультант. В такой обстановке невозможно сохранить условность жанра.
Герой «Аритмии» — не борец с системой, он вообще не очень понимает, что это такое. Он талантливый врач и его волнует только работа. Другое дело, что степень его свободы мешает самой системе, но герой этого не осознает, и поэтому речи о борьбе не идет»

«Молчание на заданную тему»

В выставочном зале «Старая водонапорная башня» «Молчание» играли на фоне экспозиции работ фотографа Сергея Литовца. В начале 1990-х он работал санитаром в Свияжской психиатрической больнице и снимал жизнь ее обитателей и жителей острова-града. Яркий документ жизни «старого» Свияжска создавал вокруг себя сильнейшее эмоциональное поле. По идее он должен был активно мешать показу медитативного «Молчания», но, вопреки опасениям авторов и исполнителей, сработал эффект остранения. В заряженном работами Литовца пространстве спектакль резонировал особенно сильн, прозвучал тихой кульминацией офф-программы «АРТели»-2017.

АЛЕНА СТАРОСТИНА

ИВАН НИКОЛАЕВ

ДМИТРИЙ ВОЛКОСТРЕЛОВ

АНАСТАСИЯ РАДВОГИНА

Актеры:

Чтобы подготовить программу, мы уезжаем на остров за неделю до начала показов. Событий в эту неделю хватит года на три. Много и работы, и отдыха.
Свияжск в полуденную жару и вечером, оставленный туристами, на закате и на рассвете, на берегу Волги и Свияги. Эти воспоминания мы храним в самой глубине нашего углового сердечка.

КАК СОЗДАЕТСЯ АРТЕЛЬ

С 10 сентября в музее «Остров-град Свияжск» выставка «Искусство быть: запредельно близко»

Жители Татарстана смогут первыми увидеть лучшие арт-объекты страны, отобранные экспертами БФ «Гольфстрим». Инклюзивная выставка современного искусства «Искусство быть: запредельно близко» в музее-заповеднике «Остров-град Свияжск» пройдет с 10 сентября по 13 ноября 2022 года.  Художники через арт-объекты расскажут о том, что их волнует сейчас больше всего в рамках инклюзивной культуры. Свияжск можно будет исследовать с помощью зин-карт.

«Каждый художественный проект, представленный на выставке, фокусирует внимание зрителя на разном опыте восприятия действительности и знакомит со способами стать чуть ближе к миру другого человека. Работы художников имеют разные основания: исключительно исследовательские проекты соседствуют здесь с личными историями авторов, а философские идеи переплетаются с бытовыми практиками и ритуалами», — комментирует куратор выставки «Искусство быть» Алиса Николаева. 

В Свияжске будут представлены 6 работ художников проекта, прошедших Арт-резиденцию:

1. Дарья Яковишина «Отражение ускользающего времени»

Для каждого человека время протекает по-своему. Эта инсталляция – его отражение. Что это? Застывшие блики на водной глади или отпечатки на песчаном дне, бездонный колодец со своими тайнами и бесконечной игрой отражений или поверхность Луны, оказавшейся вдруг так близко.  Автор предлагает стать соавторами проекта, проводя пальцами по рельефу. Переплетающиеся рисунки, созданные зрителями в рамках выставки, превратятся в многоголосие образов, запечатленных во времени.

2. Анастасия Ковалева «Без названия»

«Другой» всегда лежит за границами нашего познания. Другой – проекцией наших знаний, мыслей и идей, за границами которой лежит мир всецело недоступный нашему восприятию. Перед вами наглядный пример процесса восприятия: ведь объекты так часто сокрыты, непонятны, конечны, что мы не успеваем, не можем или просто не в силах разглядеть, что перед нами. 

3. Арт-группа Хочу Быть Соковым «Сигнальный экземпляр»

Сигнальным экземпляром называют первый, пробный экземпляр книги, журнала или любого другого издания, которое направляется в издательство как образец тиража для утверждения. «Текст» и «текстиль» происходят от латинского «textus» (лат.) – ткань. В основе обоих – сплетение: букв или нитей. На выставке представлен «Сигнальный экземпляр»-разговорник арт-резиденции «Искусство быть», реализованной для художников в июне 2021 года. Здесь обозначены слова, фразы, обрывки предложений, которые чаще всего проявлялись в разговоре участников. Они позволяют, с позиции наблюдателя, очертить темы, волнующие сегодня художественное сообщество в рамках инклюзивной культуры.

4. Валентина Андреева «Ткань слуха» 

В основе проекта лежит личная история слабослышащей художницы. Ткань слуха – это разговор о восприятии звука слабослышащим человеком: метафора ограничений, искажений, недоговоренности и неприятия своих особенностей. «Прорези ткани слуха», в которые пропадает часть аудиоинформации, ненадежное, зыбкое переплетение заставляет слабослышащего человека сомневаться в достоверности воспринимаемой им звуковой картины мира. Сплетенные вручную шелковые полосы становятся большим полотном, движение которого позволяет прорываться свету и воздуху: но лишь отрывками, частями, с упущениями.

5. Яна Васильева «Остров камней и равновесия»

«Остров камней и равновесия» – тактильная и интерактивная инсталляция – место встречи, направленное на сотворение связей, отсылающее к саду камней из дома художницы и сосуществованию самовыражения, свободы мысли и равенства. Зритель сможет вступить во взаимодействие – беспрепятственно менять места жительства скульптур и камней. Через игру и своего рода медитативную практику выстраивать внутри собственную утопию, в которую при желании можно вовлечь окружающих или стать частью построения мира соседа. Работа увлекает в поле очерченных образов, окрашенных оголённой искренностью, становясь движением против эмоционального самоотчуждения. Мы погружаемся в процесс, напряжение смещается, энергия аккумулируется и чуткими касаниями активируется нежное бессознательное.

6. Анна Мартыненко «Тактильно-звуковая прогулка»

Художницей будут организованы звуковые пленэры с жителями и гостями острова, в ходе которых они создадут звуковые карты – рисунки, сделанные на основе звуков, услышанных на территории Свияжска. Исследование местности повлечет за собой создание уникального маршрута – карты с фотографиями и текстами, на которой обозначены точки пути звуковой прогулки. На выставке будут представлены звуковые карты и силиконовые слепки поверхностей тех мест, где проходит маршрут.

Подробнее о проекте по ссылке.

Музей-заповеднике «Остров-град Свияжск», сайт.

На обложке: Арт-группа Хочу Быть Соковым «Сигнальный экземпляр», визуализация

Практический подход к автоматизированной системе учета Развитие результатов изучения историко-архитектурных памятников острова Свияжск-Хеликс

Имя(а) автора: Ситдиков Айрат Г., Шайхутдинова Евгения Ф., Касимов А.В. , Азизов Тимур Р., Кугуракова Влада Владимировна
Email автора: [email protected]

Успенский собор XVI века – настоящая жемчужина архитектурного ансамбля островного города Свияжска (Республика Татарстан, Россия Федерация).

Восстановление архитектурного облика объекта ведется уже более ста лет. В связи с этим возникла острая необходимость систематизации и учета результатов реставрации и исследований, а также наблюдения и контроля за текущим состоянием. Для решения этих вопросов было решено установить систему автоматизации.

В рамках развития системы автоматизации планируется достичь следующих двух основных целей. На основе созданной базы знаний специалист сможет провести оценку ущерба объекта, определить комплекс защитных и спасательных мероприятий, а также использовать накопленные знания для проведения научных исследований объекта.

Модуль визуализации будет содержать модели объекта Всемирного наследия в форматах 2D и 3D с указанием мест отбора проб.

Мониторинг объектов включает наблюдение за изменением температурно-влажностного режима во времени и хранение ранее полученных данных ТГК.

Система автоматизации будет содержать все периодические и текущие наблюдения и исследования объекта.

Помимо системы автоматизации планируется создать базу данных физических образцов. Каждому образцу будет присвоен уникальный номер, а данные о каждом образце, содержащиеся в базе знаний, будут включать информацию о месте и дате отбора образцов, а также о физическом месте хранения образца.

Таким образом, результатом развития системы автоматизации будет создание единой информационной системы, состоящей из нескольких модулей.

Остров Свияжск — уникальный объект историко-культурного наследия (ОХКН) России. Природное и

 

географическое положение острова всегда привлекало людей и всегда способствовало активному развитию района. В разные периоды времени остров населяли черемисы, буртасы, чуваши и татары [1]. В середине XVI века после неудачного похода царя Ивана IV на Казань было решено построить под Казанью крепость [1]. Город был основан и заселен одновременно в 1551 году. Согласно летописям, под Угличем был вырублен лес и построены стены, башни, церкви и жилые дома. Затем они были перевезены по воде на остров Свияжск [1]. На протяжении четырех столетий Свияжск был духовным и миссионерским центром. К началу XX века на острове действовало 12 церквей и 2 монастыря [1]. После Октябрьской революции и Гражданской войны начинается упадок города. Это можно объяснить рядом объективных причин.

Активные мероприятия по сохранению культурного наследия Свияжска, начатые в 2010 году, позволили сохранить уникальный архитектурный ансамбль города, что способствует активному продвижению и развитию туризма в России. С началом масштабной работы по сохранению культурного наследия острова возникла острая необходимость в организации и учете результатов реставрации и исследований [2, 3], мониторинге и контроле за современным состоянием Свияжского наследия.

Для решения данных вопросов было принято решение о создании автоматизированной системы (АС) для выполнения следующих задач:

  1. Систематизация и унификация результатов исследований.
  2. Разработка систем учета и хранения результатов научных исследований.
  3. Разработка исследовательских образцов систем хранения.
  4. Разработка системы хранения архивных документальных источников.
  5. Разработка автоматизированной системы контроля текущего состояния.
  6. Создание системы визуализации объектов наследия в 2-D и 3-D.
  7. Историческая реконструкция объектов наследия по архивным документальным источникам.

В систему будут включены результаты научной работы и отчеты о современном состоянии естественнонаучного, биологического, климатического, инженерного и архитектурного изучения трех объектов историко-культурного наследия Свияжска: Успенского собора, Троицкой церкви и музеефикации «Татарской слободы» земляные работы.

Данная АС решает задачи по Унификации учета, хранения, быстрого доступа к данным и интуитивно понятной визуализации результатов исследования. В связи с этим считаем целесообразным запуск нашей АС для всех объектов историко-культурного наследия, где проводятся масштабные и комплексные исследования и есть необходимость формирования комплекса охранно-спасательных работ.

 

Работа выполняется в соответствии с Государственной программой повышения конкурентоспособности Казанского федерального университета.

 

  • История реставрации объектов культурного наследия Остров Город Свияжск. – Казань: СП Гарипова Г.Г., 2013. – 260 с.
  • Шайхутдинова Е.Ф., Касимов А.В., Ситдиков А.Г. Разработка автоматизированной системы учета результатов изучения и мониторинга текущего состояния историко-архитектурных объектов островного города Свияжска // Материалы Международного конгресса «Историко-культурные и духовные наследие Свияжска», Казань, Республика Татарстан. 15–16 июля 2015 г. Стр. 254-258.
  • Шайхутдинова Е., Касимов А., Ситдиков А. Предварительные итоги разработки единой системы исследования и мониторинга современного состояния Успенского собора XVII века в островном городе Свияжск (Татарстан, Россия) // Труды 5-й Международной конференции по наследию и устойчивому развитию. Том 2. Лиссабон, Португалия, 12–15 июля 2016 г. Стр. 1481-1488 гг.
  • Храмченкова Р.К., Баталин Г.А., Гареев Б.И., Каплан П.Ю., Косушкин В.Ф., Ситдиков А.Г. Исследование красочного слоя фресок // Успенский собор. Изучение и сохранение. Казань: ООО Главдизайн, 2016. С. 126-136.
  • Пранав Растоги, Рик Андерсон, Том Дайкстра и Джон Галлоуэй. Введение в удостоверение ASP.NET. 17 октября 2013 г.
  • Технологический код Сначала создайте базу данных.
  • Бугров Д.Г., Гайнуллин И.И., Касимов А.В., Ситдиков А.Г., Старовойтов А.В., Усманов Б.М., Чернова И.Ю. Комплексный подход к сбору информации для визуализации историко-культурного наследия острова Свияжск // Виртуальная археология (эффективность методов): Материалы Второй Международной конференции, 13 июня 2015 г., Государственный Эрмитаж / Гос. Эрмитаж. СПб.: Издво гос. Эрмитаж, С. 2015. 103-112.
  • Гайнуллин И.И., А.В. Касимов, Усманов Б.М. Трехмерное моделирование объектов культурного наследия исторического поселения Свияжск // Вторая международная конференция «Археология и геоинформатика», 20-22 мая 2015 г., Институт археологии РАН. Отчет.
  • Касимов А.В., Ситдиков А.Г., Шайхутдинова Э.Ф., Усманов Б.М. Визуализация Успенского собора // Успенский собор. Изучение и сохранение. Казань: ООО Главдизайн, 2016. С. 58-75.
  • Усманов Б.М., Загретдинов Р. В., А.В. Старовойтов. Создание точных моделей уникальных архитектурных объектов Болгара и Свияжска // IV Международная научно-практическая конференция. Актуальные вопросы геодезии и геоинформационных систем в рамках Татарстанского нефтехимического форума. 23 сентября 2015 г., г. Казань.