Святой филипп нери: Божий шут (святой Филипп Нери)

Божий шут (святой Филипп Нери)

Филипп Нери (1515-1595) был сыном нотариуса, которого готовили к славному купеческому будущему, но он предпочел иное существование. Он стал священником в одной из римских церквей. Филипп организовал так называемые собрания, на которых обсуждались духовные проблемы. Для собраний было построено помещение — «оратория». Туда мог прийти любой: от дворянина до бандита. И приходили: ремесленники, банковские служащие, знатные люди, музыканты, певчие, грабители и бродяги. Устава у ораторианцев не было. Существовал девиз: «Хочешь, чтобы тебя слушались? Не приказывай слишком многого!». Члены его ораториумов не только читали христианские книги и дискутировали, но и посещали больных.

Из музыкальных представлений в ораториумах родился жанр оратории (композитор Пелестрина был сподвижником Нери).

Филипп любил пошутить, и часто он расхаживал по улицам в странном виде — в гигантских туфлях или с заплатами на одеянии, с большой подушкой на голове, держа букет из сорняков. Люди, завидя его, кричали: «Вот идет Филиппоне!» Он пользовался огромной популярностью, потому что сочетал в себе юмор, доходящий зачастую до гротеска, с мудростью и добротой. Нери на самом деле горел верой. Папа хотел назначить его кардиналом, но Филипп отказался. Также он устроил шествие на какой-то праздник, в котором за молящимимся людьми шли мулы, груженные пирожками. После шествия предполагался пикник. Подобное тогда было новшеством.

Унылое псевдоблагочестие, высоколобость, тщеславие и ханжество было полностью исключены из его духовной практики. Филипп призывал к активной жизни. Он любил аскезу, но категорически отвергал грязь и всегда содержал себя в чистоте.

Одна женщина неоднократно признавалась ему на исповеди, что любит разносить сплетни по всему кварталу.  В конце концов, Филипп Нери предложил ощипать ей тушку курицы по дороге в церковь, а потом собрать перышки. Больше женщина в этом грехе не каялась.

Вот как он понимал обращение грешников: «Говорят, что голодный пеликан, придя на берег моря, заглатывает плотно закрытые морские ракушки, твердые, как камешки, с устрицей или песчанкой внутри; и, переваривая их в желудке, он согревает их, и они открываются, освобождаясь от этой своей твердости; и он выплевывает их; и так питается пеликан мясом устрицы, которая до этого была плотно закрыта. Вы же кладите себе в сердце этих твердых, упорствующих грешников и, с милосердием взывая к Богу, заставьте их совершить покаяние… И Бог пошлет им раскаяние, и они откроются свету благодати».

 А вот как молился Филипп Нери:

26 мая. Святой Филипп Нери, священник. Память

Время жизни св. Филиппа Нери – XVI век – тот период обновления Католической Церкви, который получил у историков имя «контрреформации», период, давший западному христианству множество святых «нового типа». С несколькими из них Филипп был знаком лично и дружен, хотя всю жизнь не покидал одного города – Рима.

Но родом он был из Флоренции, будучи младшим из четырех сыновей нотариуса Франческо Нери (родился 22 июля 1515 г.). Получившего начальное образование при флорентийском монастыре Св. Марка Филиппа семья отправила к проживавшему близ Неаполя дяде в надежде унаследовать его состояние, и там Филипп пережил некий мистический опыт, положивший начало его обращению, суть которого, однако, он никогда не раскрывал.
После этого юный Филипп отправился в Рим, где устроился у одного земляка-флорентийца, обучая двух его детей за кров и еду. Было ему в то время около 23-х лет.

Некоторые особенности в его поведении стали проявляться, когда он стал бродить по городу, заходя на рынки, в лавки, меняльные конторы и обращаясь к их работникам и держателям (по преимуществу тоже флорентийцам) с неожиданным вопросом: «Ну, братья мои, когда же мы наконец станем добрыми?» Тогда же он стал много времени проводить в еще слабо исследованных в то время катакомбах Св. Себастиана, словно бы желая лично прикоснуться к духовным основаниям Вечного Города обильно политым кровью мучеников.
Незадолго до праздника Святой Троицы он снова пережил мистическое озарение, на этот раз задокументированное: ночью, во время молитвы, его охватила такая любовь к Богу, что его сердце превратилось в огненный шар, который, расширяясь, сломал ему два ребра и деформировал бок. Хирург, делавший спустя много лет его посмертное вскрытие, подтвердил эти отличия его анатомии.
И впоследствии люди, знавшие Филиппа, свидетельствовали, что во время молитвенных экстазов от его груди исходило обжигающее тепло, хорошо ощутимое физическими органами чувств, а его сердце билось так сильно, что в комнате дрожали стены. Кающиеся грешники или больные, положив голову на грудь Филиппу или касаясь рукой его груди, тут же чувствовали облегчение.

Постепенно Филипп переключился на общение с обитателями римских трущоб, с бедняками и отверженными. Будучи мирянином, он, тем не менее, временами проповедовал в церкви у одного странноватого священника, который давал возможность высказываться желающим. В этот период у Филиппа появляются первые спутники и ученики.
К этому же времени относится его близкое знакомство с двумя основателями Ордена иезуитов: Игнатием Лойолой и Франциском Ксаверием, которые тогда только начинали свой ведущий к вершинам святости и известности путь. Филипп охотно рекомендовал всем, ищущим у него совета, присоединяться к Обществу Иисуса, но сам от вступления в него уклонился. Игнатий Лойола шутил по этому поводу, что Филипп – «как колокол, созывает людей в храм, а сам остается на колокольне».

В 1550 г. Филипп возглавил группу добровольцев, занимавшихся обустройством паломников, прибывавших в Рим на празднование Великого Юбилея. В среднем Филипп с помощниками расселяли тогда по 500 человек в день. А когда Юбилейный год завершился, те же самые помещения стали использоваться для поселения «выздоравливающих», т.е. бедняков, выписанных недолеченными из больниц и лишенных крыши над головой.

По настоянию своего духовника Филипп принял в 1551 г. священный сан, после чего стал внештатным клириком церкви Св. Иеронима. На чердаке этого храма он начал проводить собрания, на которые приходила, главным образом, молодежь. Собрания эти получили название оратория, от латинского oratio, т.е. «речь». Именно слушать речи собирались друзья Филиппа, круг которых постоянно расширялся.
Всё происходило примерно следующим образом. Сначала следовала тихая молитва, затем читался какой-нибудь текст из Священного Писания, Житий святых или Отцов Церкви и кто-то из присутствующих разъяснял его. Все присутствующие могли задавать вопросы и высказывать свое мнение, а Филипп выступал в качестве модератора общения. Приходить и уходить можно было в любое время, но само собрание длилось всю вторую половину дня. В заключение исполнялась хорошая духовная музыка, и с тех пор музыкальные произведения такого рода тоже стали называться ораториями. Авторами композиций выступали лучшие церковные хормейстеры Рима того времени: Анимучча из Латеранской базилики и Палестрина из собора Св. Петра. Оба они отойдут позднее в мир иной напутствуемые отцом Филиппом Нери.
Но дело не ограничивалось одним лишь чтением, общением и музыкой (которую участники встреч серьезно изучали). Ораторианцы регулярно посещали больницы и странноприимные дома, чтобы служить там самым обездоленным.

О социальном составе этих собраний один современник писал следующее: «К первоначальной группе подмастерий и банковских служащих-флорентийцев [присоединились затем] знатные сеньоры, музыканты и певчие базилики, мелкие ремесленники, молодые евреи, которых Филипп своим обаянием вырвал из их гетто, слуги высших священников и даже грабители с большой дороги. Филипп одинаков со всеми и в то же время знает, как обойтись с каждым».

Еще одной характерной формой благочестия, свойственной последователям Филиппа Нери, стали ночные молитвенные процессии с обходом семи главных Римских базилик. В юности Филипп проходил этот 20-километровый молитвенный путь сам, а теперь вел за собой своих учеников. Однако его пастырский стиль резко контрастировал с суровыми нравами средневековья. В проповедях и наставлениях допускались шутки и экспромты, а ту же молитвенную процессию сопровождали ишаки, нагруженные пирожками и прочей снедью, звучали песни, а заканчивалось всё пикником на лоне природы.
По сути, речь здесь шла о том, чтобы по-другому представлять себе духовную жизнь и святость: не как нечто, оторванное от повседневной жизни, а как то, что органически включает в себя повседневную жизнь, становится чем-то привычным и домашним. И такого рода жизнь и святость доступны не только монахам, порвавшим с миром, но и людям всех социальных слоев и положений, всех полов и общественных состояний. Позже эти пастырские принципы подхватит и разовьет св. Франциск Сальский, усвоивший их в ходе бесед с Филиппом Нери в свои молодые годы.

Та первая община ораторианцев была еще охвачена и миссионерским духом. Сам Филипп говаривал: «Дайте мне десять человек, которые бы сумели полностью забыть о себе, и я смогу обратить весь мир!» На собраниях читали вслух письма Франциска Ксаверия из далекой Индии, и охваченные энтузиастическим пылом ораторианцы сами стали мечтать о миссионерских подвигах в неведомых странах. Они отправились за благословением к одному известному святой жизнью отшельнику-цистерсу, но услышали от него в ответ: «Ваша Индия – в Риме!»

Пастырские новации о. Филиппа Нери встречали одобрение далеко не всех римских иерархов. Кроме того, про о. Филиппа говорили, что он – последователь Савонаролы, держит на своем столе его портрет и сам нарисовал ему нимб. Папа Павел IV как раз готовил тогда процесс, который должен был привести к окончательному посмертному осуждению Савонаролы и запрету всех без исключения его писаний. В день вынесения приговора, который, по общему мнению, должен был стать обвинительным, Филипп провел много часов в экстатической молитве перед Святыми Дарами, а придя в себя, заявил, что Господь услышал его мольбы. И в самом деле, решением Коллегии кардиналов с Савонаролы было снято обвинение в ереси, а, чтобы удовлетворить Папу, были запрещены лишь самые радикальные из его проповедей.

С 1564 г. Филипп Нери приступил к созданию одной из первых для того времени духовных семинарий, куда отправлял тех молодых людей из своего движения, в которых видел склонности и способности к принятию священного служения. Тем временем его известность и авторитет в Риме постоянно росли, а в его поведении всё явственнее стали проступать черты чудачества, очень напоминающие известное у нас на Руси «юродство Христа ради».
Иногда он принимал у себя высокопоставленных посетителей, будучи одет странным образом или в вывернутом наизнанку платье. Иногда одевался роскошно и расхаживал со смехотворной важностью. Иногда делал всё возможное, чтобы сойти за дурачка: ходил гулять с остриженной наполовину бородой, носил на голове большую голубую подушку, держал в руках огромный букет желтых цветов, ходил в огромных белых туфлях или надевал на рясу огненно-красную кольчугу.
Ему предложили кардинальский сан, а он сказал своим ученикам: «Вот кардинальская шапочка, которую носил Папа Григорий XIII и которую он послал мне, чтобы сделать меня кардиналом, а я принял ее с тем условием, что сам скажу ему, когда захочу быть кардиналом, и Папа удовлетворился; а я хочу сделать из нее заплату себе на живот».
Таким образом Филипп уничижал себя, стремясь не допустить складывания вокруг его персоны прижизненного культа, а с другой стороны, тонко высмеивал глупые привычки, тщеславие и прочие недостатки своих сограждан. До сих пор в Риме существует понятие «филиппино», и его применяют к экстравагантным, способным удивлять людям.

Следует отметить, что Мессу о. Филипп мог служить лишь очень быстро, скороговоркой или наоборот, отвлекаясь и с паузами, а иначе он тут же впадал в экстаз. Наверное, с этой целью он держал у себя в ризнице птичек и собачек.
А его стиль как исповедника (о. Филипп проводил в исповедальне очень много времени) характеризуют следующие примеры.
Однажды к нему на исповедь пришел человек, не проявляющий настоящего сокрушения о своих грехах. Отец Филипп попросил у него разрешения отлучиться всего лишь на минуточку, а ему велел пока оставаться на коленях. Но время шло, а священник никак не возвращался. Кающийся сначала думал о своем, потом стал глазеть вокруг, но единственным предметом в поле его зрения было распятие. Когда же о. Филипп наконец вернулся, исповедующийся громко рыдал от раскаяния.
Одна женщина, приходя на исповедь, регулярно признавалась в склонности к распространению сплетен, но ничего не делала, чтобы избавиться от этого своего недостатка. Тогда о. Филипп после очередной исповеди наложил на нее епитимью: пройти путь от дома до храма, всё это время ощипывая на ходу курицу. Когда же женщина вошла в храм, священник велел ей пройти обратным путем и собрать все выдернутые перья, которые к тому времени, естественно, разнес во все стороны ветер. Получив такой урок, женщина сплетничать перестала.

15 июля 1575 г. Папа Григорий XIII специальной буллой присвоил Оратории официальный статус Общества общинной жизни (позднее – Общество апостольской жизни), включающего в свои ряды как духовенство, так и мирян. Собственным храмом и центром Общества стала римская церковь Санта-Мария-ин-Валичелла, которая, будучи перестроена и расширена, получила название «Новая церковь». Она остается главным храмом ораторианцев до сих пор.
К той, первой ораторианской общине принадлежали будущий кардинал Франческо Таруджа, крупнейший церковный историк того времени и тоже будущий кардинал Цезарь Бароний, «образцовый» католический композитор Палестрина. Будущий святой Камилл де Леллис был духовным сыном о. Филиппа и получил от него благословение на принятие духовного сана. Среди ораторианцев следующих поколений – знаменитый французский философ Мальбранш и выдающийся английский богослов, кардинал Джон Генри Ньюман.

В 1592 г. 77-летний Филипп был при смерти: врачи задернули занавески над его кроватью и предложили присутствующим подождать скорой кончины больного. И вдруг из-за занавески раздался крик престарелого священника: «О, моя Святейшая Мадонна! Моя прекрасная Мадонна! Благословенная моя Мадонна!» Отдернув занавеску, присутствующие увидели о. Филиппа парящего в воздухе над кроватью с распростертыми руками и со слезами повторяющего: «Я не достоин! Кто я такой, дорогая моя Мадонна, почему Вы пришли ко мне? Кто я такой? О Святейшая Дева! О Матерь Божья! О благословенная в женах!»
После этого о. Филипп прожил еще три года в состоянии постоянной молитвы и питаясь почти исключительно одним Святым Причастием. Он отошел ко Господу 25 мая 1595 г., в праздник Тела Христова.

Папа Павел V причислил Филиппа Нери к лику блаженных 11 марта 1615 г., а Папа Григорий XV 12 марта 1622 г. – к лику святых. В тот же день были причислены к лику святых четверо испанцев: иезуиты Игнатий Лойола и Франциск Ксаверий (друзья Филиппа), Тереза Авильская (родившаяся с Филиппом в один год) и Исидор Земледелец. Привыкшие подтрунивать над испанцами римляне шутили: «Папа канонизировал четырех испанцев и одного святого».
В Италии еще при жизни св. Филиппа Нери имела хождение книга на латинском языке под названием: «Philippus, sive de Laetizia cristiana», т.е. «Филипп, или христианская радость».

Источник: Сибирская католическая газета ©sib-catholic.ru

Святой Филипп Нери: Я предпочитаю рай / Preferisco il Paradiso

26 мая. Святой Филипп Нери, священник. Память

Святой Филипп НериВремя жизни св. Филиппа Нери – XVI век – тот период обновления Католической Церкви, который получил у историков имя «контрреформации», период, давший западному христианству множество святых «нового типа». С несколькими из них Филипп был знаком лично и дружен, хотя всю жизнь не покидал одного города – Рима.

Но родом он был из Флоренции, будучи младшим из четырех сыновей нотариуса Франческо Нери (родился 22 июля 1515 г.). Получившего начальное образование при флорентийском монастыре Св. Марка Филиппа семья отправила к проживавшему близ Неаполя дяде в надежде унаследовать его состояние, и там Филипп пережил некий мистический опыт, положивший начало его обращению, суть которого, однако, он никогда не раскрывал.
После этого юный Филипп отправился в Рим, где устроился у одного земляка-флорентийца, обучая двух его детей за кров и еду. Было ему в то время около 23-х лет.

Некоторые особенности в его поведении стали проявляться, когда он стал бродить по городу, заходя на рынки, в лавки, меняльные конторы и обращаясь к их работникам и держателям (по преимуществу тоже флорентийцам) с неожиданным вопросом: «Ну, братья мои, когда же мы наконец станем добрыми?» Тогда же он стал много времени проводить в еще слабо исследованных в то время катакомбах Св. Себастиана, словно бы желая лично прикоснуться к духовным основаниям Вечного Города обильно политым кровью мучеников.
Святой Филипп НериНезадолго до праздника Святой Троицы он снова пережил мистическое озарение, на этот раз задокументированное: ночью, во время молитвы, его охватила такая любовь к Богу, что его сердце превратилось в огненный шар, который, расширяясь, сломал ему два ребра и деформировал бок. Хирург, делавший спустя много лет его посмертное вскрытие, подтвердил эти отличия его анатомии.

И впоследствии люди, знавшие Филиппа, свидетельствовали, что во время молитвенных экстазов от его груди исходило обжигающее тепло, хорошо ощутимое физическими органами чувств, а его сердце билось так сильно, что в комнате дрожали стены. Кающиеся грешники или больные, положив голову на грудь Филиппу или касаясь рукой его груди, тут же чувствовали облегчение.

Святой Филипп НериПостепенно Филипп переключился на общение с обитателями римских трущоб, с бедняками и отверженными. Будучи мирянином, он, тем не менее, временами проповедовал в церкви у одного странноватого священника, который давал возможность высказываться желающим. В этот период у Филиппа появляются первые спутники и ученики.
К этому же времени относится его близкое знакомство с двумя основателями Ордена иезуитов: Игнатием Лойолой и Франциском Ксаверием, которые тогда только начинали свой ведущий к вершинам святости и известности путь. Филипп охотно рекомендовал всем, ищущим у него совета, присоединяться к Обществу Иисуса, но сам от вступления в него уклонился. Игнатий Лойола шутил по этому поводу, что Филипп – «как колокол, созывает людей в храм, а сам остается на колокольне».

В 1550 г. Филипп возглавил группу добровольцев, занимавшихся обустройством паломников, прибывавших в Рим на празднование Великого Юбилея. В среднем Филипп с помощниками расселяли тогда по 500 человек в день. А когда Юбилейный год завершился, те же самые помещения стали использоваться для поселения «выздоравливающих», т.е. бедняков, выписанных недолеченными из больниц и лишенных крыши над головой.

Ораториум Филиппа НериПо настоянию своего духовника Филипп принял в 1551 г. священный сан, после чего стал внештатным клириком церкви Св. Иеронима. На чердаке этого храма он начал проводить собрания, на которые приходила, главным образом, молодежь. Собрания эти получили название

оратория, от латинского oratio, т.е. «речь». Именно слушать речи собирались друзья Филиппа, круг которых постоянно расширялся.
Всё происходило примерно следующим образом. Сначала следовала тихая молитва, затем читался какой-нибудь текст из Священного Писания, Житий святых или Отцов Церкви и кто-то из присутствующих разъяснял его. Все присутствующие могли задавать вопросы и высказывать свое Ораториум Филиппа Неримнение, а Филипп выступал в качестве модератора общения. Приходить и уходить можно было в любое время, но само собрание длилось всю вторую половину дня. В заключение исполнялась хорошая духовная музыка, и с тех пор музыкальные произведения такого рода тоже стали называться ораториями. Авторами композиций выступали лучшие церковные хормейстеры Рима того времени: Анимучча из Латеранской базилики и Палестрина из собора Св. Петра. Оба они отойдут позднее в мир иной напутствуемые отцом Филиппом Нери.
Но дело не ограничивалось одним лишь чтением, общением и музыкой (которую участники встреч серьезно изучали). Ораторианцы регулярно посещали больницы и странноприимные дома, чтобы служить там самым обездоленным.

О социальном составе этих собраний один современник писал следующее: «К первоначальной группе подмастерий и банковских служащих-флорентийцев [присоединились затем] знатные сеньоры, музыканты и певчие базилики, мелкие ремесленники, молодые евреи, которых Филипп своим обаянием вырвал из их гетто, слуги высших священников и даже грабители с большой дороги. Филипп одинаков со всеми и в то же время знает, как обойтись с каждым».

Святой Филипп НериЕще одной характерной формой благочестия, свойственной последователям Филиппа Нери, стали ночные молитвенные процессии с обходом семи главных Римских базилик. В юности Филипп проходил этот 20-километровый молитвенный путь сам, а теперь вел за собой своих учеников. Однако его пастырский стиль резко контрастировал с суровыми нравами средневековья. В проповедях и наставлениях допускались шутки и экспромты, а ту же молитвенную процессию сопровождали ишаки, нагруженные пирожками и прочей снедью, звучали песни, а заканчивалось всё пикником на лоне природы.

По сути, речь здесь шла о том, чтобы по-другому представлять себе духовную жизнь и святость: не как нечто, оторванное от повседневной жизни, а как то, что органически включает в себя повседневную жизнь, становится чем-то привычным и домашним. И такого рода жизнь и святость доступны не только монахам, порвавшим с миром, но и людям всех социальных слоев и положений, всех полов и общественных состояний. Позже эти пастырские принципы подхватит и разовьет св. Франциск Сальский, усвоивший их в ходе бесед с Филиппом Нери в свои молодые годы.

Святой Филипп НериТа первая община ораторианцев была еще охвачена и миссионерским духом. Сам Филипп говаривал: «Дайте мне десять человек, которые бы сумели полностью забыть о себе, и я смогу обратить весь мир!» На собраниях читали вслух письма Франциска Ксаверия из далекой Индии, и охваченные энтузиастическим пылом ораторианцы сами стали мечтать о миссионерских подвигах в неведомых странах. Они отправились за благословением к одному известному святой жизнью отшельнику-цистерсу, но услышали от него в ответ: «Ваша Индия – в Риме!»

Святой Филипп НериПастырские новации о. Филиппа Нери встречали одобрение далеко не всех римских иерархов. Кроме того, про о. Филиппа говорили, что он – последователь Савонаролы, держит на своем столе его портрет и сам нарисовал ему нимб. Папа Павел IV как раз готовил тогда процесс, который должен был привести к окончательному посмертному осуждению Савонаролы и запрету всех без исключения его писаний. В день вынесения приговора, который, по общему мнению, должен был стать обвинительным, Филипп провел много часов в экстатической молитве перед Святыми Дарами, а придя в себя, заявил, что Господь услышал его мольбы. И в самом деле, решением Коллегии кардиналов с Савонаролы было снято обвинение в ереси, а, чтобы удовлетворить Папу, были запрещены лишь самые радикальные из его проповедей.

Святой Филипп НериС 1564 г. Филипп Нери приступил к созданию одной из первых для того времени духовных семинарий, куда отправлял тех молодых людей из своего движения, в которых видел склонности и способности к принятию священного служения. Тем временем его известность и авторитет в Риме постоянно росли, а в его поведении всё явственнее стали проступать черты чудачества, очень напоминающие известное у нас на Руси «юродство Христа ради».

Иногда он принимал у себя высокопоставленных посетителей, будучи одет странным образом или в вывернутом наизнанку платье. Иногда одевался роскошно и расхаживал со смехотворной важностью. Иногда делал всё возможное, чтобы сойти за дурачка: ходил гулять с остриженной наполовину бородой, носил на голове большую голубую подушку, держал в руках огромный букет желтых цветов, ходил в огромных белых туфлях или надевал на рясу огненно-красную кольчугу.
Святой Филипп НериЕму предложили кардинальский сан, а он сказал своим ученикам: «Вот кардинальская шапочка, которую носил Папа Григорий XIII и которую он послал мне, чтобы сделать меня кардиналом, а я принял ее с тем условием, что сам скажу ему, когда захочу быть кардиналом, и Папа удовлетворился; а я хочу сделать из нее заплату себе на живот».
Таким образом Филипп уничижал себя, стремясь не допустить складывания вокруг его персоны прижизненного культа, а с другой стороны, тонко высмеивал глупые привычки, тщеславие и прочие недостатки своих сограждан. До сих пор в Риме существует понятие «филиппино», и его применяют к экстравагантным, способным удивлять людям.

Святой Филипп Нери служит МессуСледует отметить, что Мессу о. Филипп мог служить лишь очень быстро, скороговоркой или наоборот, отвлекаясь и с паузами, а иначе он тут же впадал в экстаз. Наверное, с этой целью он держал у себя в ризнице птичек и собачек.
А его стиль как исповедника (о. Филипп проводил в исповедальне очень много времени) характеризуют следующие примеры.
Однажды к нему на исповедь пришел человек, не проявляющий настоящего сокрушения о своих грехах. Отец Филипп попросил у него разрешения отлучиться всего лишь на минуточку, а ему велел пока оставаться на коленях. Но время шло, а священник никак не возвращался. Кающийся сначала думал о своем, потом стал глазеть вокруг, но единственным предметом в поле его зрения было распятие. Когда же о. Филипп наконец вернулся, исповедующийся громко рыдал от раскаяния.

Одна женщина, приходя на исповедь, регулярно признавалась в склонности к распространению сплетен, но ничего не делала, чтобы избавиться от этого своего недостатка. Тогда о. Филипп после очередной исповеди наложил на нее епитимью: пройти путь от дома до храма, всё это время ощипывая на ходу курицу. Когда же женщина вошла в храм, священник велел ей пройти обратным путем и собрать все выдернутые перья, которые к тому времени, естественно, разнес во все стороны ветер. Получив такой урок, женщина сплетничать перестала.

Св. Филипп Нери исцеляет Папу Климента VIII15 июля 1575 г. Папа Григорий XIII специальной буллой присвоил Оратории официальный статус Общества общинной жизни (позднее – Общество апостольской жизни), включающего в свои ряды как духовенство, так и мирян. Собственным храмом и центром Общества стала римская церковь Санта-Мария-ин-Валичелла, которая, будучи перестроена и расширена, получила название «Новая церковь». Она остается главным храмом ораторианцев до сих пор.
К той, первой ораторианской общине принадлежали будущий кардинал Франческо Таруджа, крупнейший церковный историк того времени и тоже будущий кардинал Цезарь Бароний, «образцовый» католический композитор Палестрина. Будущий святой Камилл де Леллис был духовным сыном о. Филиппа и получил от него благословение на принятие духовного сана. Среди ораторианцев следующих поколений – знаменитый французский философ Мальбранш и выдающийся английский богослов, кардинал Джон Генри Ньюман.

Святой Филипп Нери и МадоннаВ 1592 г. 77-летний Филипп был при смерти: врачи задернули занавески над его кроватью и предложили присутствующим подождать скорой кончины больного. И вдруг из-за занавески раздался крик престарелого священника: «О, моя Святейшая Мадонна! Моя прекрасная Мадонна! Благословенная моя Мадонна!» Отдернув занавеску, присутствующие увидели о. Филиппа парящего в воздухе над кроватью с распростертыми руками и со слезами повторяющего: «Я не достоин! Кто я такой, дорогая моя Мадонна, почему Вы пришли ко мне? Кто я такой? О Святейшая Дева! О Матерь Божья! О благословенная в женах!»
После этого о. Филипп прожил еще три года в состоянии постоянной молитвы и питаясь почти исключительно одним Святым Причастием. Он отошел ко Господу 25 мая 1595 г., в праздник Тела Христова.

Папа Павел V причислил Филиппа Нери к лику блаженных 11 марта 1615 г., а Папа Григорий XV 12 марта 1622 г. – к лику святых. В тот же день были причислены к лику святых четверо испанцев: иезуиты Игнатий Лойола и Франциск Ксаверий (друзья Филиппа), Тереза Авильская (родившаяся с Филиппом в один год) и Исидор Земледелец. Привыкшие подтрунивать над испанцами римляне шутили: «Папа канонизировал четырех испанцев и одного святого».
В Италии еще при жизни св. Филиппа Нери имела хождение книга на латинском языке под названием: «Philippus, sive de Laetizia cristiana», т.е. «Филипп, или христианская радость».

Neri_3

Нери, Филипп — Википедия Переиздание // WIKI 2

Святой Фили́пп Не́ри, Филиппо Ромоло Нери (итал.  Filippo Romolo Neri), 22 июля 1515 года — 25 мая 1595 года — католический святой, основатель конгрегации ораторианцев.

Биография

Ранние годы

Филиппо Нери родился во Флоренции, в семье нотариуса Франческо Нери и был младшим из его четырёх сыновей. Получил хорошее начальное образование при флорентийском доминиканском монастыре Сан-Марко. Спустя десятилетия он вспоминал, что в этом монастыре наиболее сильное и благоприятное влияние на его развитие и формирование оказали Зинобио ди Медичи и Серванцио Мини, упоминая их как своих главных учителей. В 18 лет семья послала Филиппа к его бездетному дяде Ромоло в неаполитанский городок Сан-Джермано (ныне Кассино) у подножия Монтекассино с тем, чтобы юноша помогал ему в делах, и с надеждой, что тот унаследует богатое дядино состояние. По воспоминаниям самого святого Филиппа, в доме дяди с ним произошло то, что он называл «обращением», не раскрывая, однако, подробностей.

Филипп после этого направился в Рим, где его приютил знакомый флорентиец. За кров и еду Филипп обучал его двоих детей, в прочее время почти не покидая своей комнаты. Через два года он решил прервать затворничество и в течение трёх лет изучал философию и богословие.

«Апостол Рима»

Дальнейшая его деятельность была посвящена проповеди Евангелия среди наиболее неимущих обитателей Рима, которая в конце концов принесла ему прозвище «Апостол Рима». Откликнувшихся на его проповеди Филиппо Нери привлекал к уходу за больными и немощными, а также к своим молитвенным практикам, наиболее любимыми из которых были моления в Катакомбах святого Себастьяна и молитвенный обход семи больших римских базилик. Именно Нери закрепил традицию паломничества по семи церквям, которая впоследствии широко распространилась и в других странах.

Среди больших почитателей и последователей Филиппа был его близкий друг и ученик, представитель аристократического семейства Медичи — его земляк-флорентиец Алессандро Оттавиано Медичи, ставший впоследствии римским папой под именем Лев XI. Нери задолго до этого предсказал своему другу его понтификат и во многом определил его дальнейшую судьбу. Алессандро, ещё не будучи священником, вместе с друзьями также участвовал в молитвенных процессиях и практиках Нери и благодаря ему твердо решил стать служителем церкви. Дружбу со св. Филиппом будущий папа римский сохранил на всю жизнь.

К этому же периоду относится и знакомство Филиппа Нери с Игнатием Лойолой и Франциском Ксаверием, двумя знаменитыми основателями ордена иезуитов, которое тоже переросло в крепкую дружбу. Несмотря на то, что Филипп был впечатлён трудами и планами своих новых знакомых, он сам отказался присоединиться к Обществу Иисуса, хотя иезуитами стали многие из его учеников. Святой Игнатий Лойола в шутку говорил, что Филипп Нери для иезуитов то же, что колокол для церкви — людей сзывает, а сам не входит[2]. Филипп был воодушевлён рассказами и планами Франциска Ксаверия о проповеди христианства на востоке и хотел к нему присоединиться, однако отказался от этой мысли. По преданию, один старый монах-цистерцианец сказал Филиппу в ответ на просьбу о совете по поводу своих миссионерских планов: «Твоя Индия — Рим».

В 1548 году он основал «Братство Святой Троицы для паломников и страждущих». Члены братства брали на себя и заботу о больных и неимущих паломниках. В особенности много работы у них было в юбилейный, 1550 год. 23 мая 1551 года Филипп Нери был рукоположен в священники и стал служить в церкви Сан-Джироламо-делла-Карита, где львиную долю времени посвящал принятию исповеди.

Создание ораториев

Около 1558 года отец Филипп начал проводить при церкви специальные встречи, получившие название «Оратории». Название возникло от слова «речь» — oratio. Структура оратория была приблизительно такой: молитва; чтение текста из Писания, житий или трудов Отцов Церкви; выступление одного из участников на тему отрывка; дискуссия. Филипп Нери вёл дискуссию, делал замечания и формулировал выводы. Заканчивалось собрание молитвой и исполнением духовной музыки: так родились те сочинения, которые сегодня называют ораториями. Особенностью встреч было то, что в них принимали участие на равных как священники, так и миряне. Помимо встреч члены общины занимались самообразованием — изучали церковную музыку, церковную историю, вели благотворительную деятельность.

Тьеполо, Джованни Баттиста Видение Богородицы святому Филиппу Нери

В 1559 году Филипп Нери возобновил свои молитвенные процессии по семи базиликам Рима. Форма этих процессий была крайне вольной по меркам XVI века, они сопровождались музыкой, и заканчивались пикником на лугу. «Новые методы работы с прихожанами» отца Филиппа вызвали неприятие у многих влиятельных иерархов, которых также раздражало «странное», по их мнению, поведение священника — призывы к радости и веселью, юмор и шутки в проповедях, периодическое ношение шутовских нарядов с целью высмеять манеры современного ему общества и др. Было начато расследование, на время которого он был отстранён от исповеди. Обвиняли Нери также и в том, что он является почитателем Савонаролы, но специальная комиссия оправдала священника и очистила его от всех обвинений.

В 1564 году Филипп Нери был назначен настоятелем церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини. Это назначение было связано с желанием влиятельной римской общины выходцев из Флоренции иметь своего глубоко почитаемого земляка во главе церкви, считавшейся церковью римских флорентийцев. При этой церкви Филипп также начал проводить «оратории», участники которых стали именовать себя ораторианцами. Постепенно были разработаны определённые правила при участии священника Франческо Таруджи, будущего кардинала, также присоединившегося к ораторианцам. Среди других знаменитых членов общины были историк Цезарь Бароний, будущий кардинал, и композитор Палестрина. В этот же период Филипп Нери стал духовником Камилла де Леллиса, которого убедил в необходимости принять духовный сан.

15 июля 1575 года Григорий XIII буллой Copiosus in misericordia одобрил создание общества. Ораторианцы стали утверждённым обществом общинной жизни, впоследствии обществом апостольской жизни, то есть её члены не приносят монашеских обетов, а в состав конгрегации входят как священники, так и миряне. Ядром новой конгрегации стала небольшая церковь Санта-Мария-ин-Валичелла, которая под руководством Филиппа Нери была перестроена и расширена, после чего получила прозвище «Новая церковь» (Chiesa Nuova).

Последние годы

В 1593 году в возрасте 78 лет из-за старческой немощи святой Филипп отказался от поста главы ораторианцев, его преемником стал кардинал Бароний. 25 мая 1595 года в ночь после праздника Тела Христова он скончался в окружении учеников, благословив их перед смертью. Похоронен в церкви Санта-Мария-ин-Валичелла, которая до сих пор является главной церковью ораторианцев.

Прославление

Папа Павел V беатифицировал Филиппа Нери 11 мая 1615 года, папа Григорий XV канонизировал его 12 марта 1622 года. День памяти в Католической церкви — 26 мая.

Коллекта мессы 26 мая.

«Боже, Ты непрестанно превозносишь славу святых верных Твоих служителей; по милости Твоей воспламени в наших душах огонь Святого Духа, которым Ты дивно зажёг в сердце святого Филиппа Нери. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков[3].»

В кино

Художественный фильм итальянского производства «Будьте добрыми, если сможете» (State buoni se potete) (1983). В роли Филиппа Нери снялся актёр Джонни Дорелли.

Телевизионный двухсерийный итальянский фильм «Святой Филипп Нери: Я предпочитаю рай» (Preferisco il Paradiso) (2010). В роли Филиппа Нери — Джиджи Прoйэтти.

Примечания

Ссылки и литература

» Эта страница в последний раз была отредактирована 31 мая 2020 в 09:31.

Нери, Филипп — Википедия

Святой Фили́пп Не́ри, Филиппо Ромоло Нери (итал.  Filippo Romolo Neri), 22 июля 1515 года — 25 мая 1595 года — католический святой, основатель конгрегации ораторианцев.

Биография

Ранние годы

Филиппо Нери родился во Флоренции, в семье нотариуса Франческо Нери и был младшим из его четырёх сыновей. Получил хорошее начальное образование при флорентийском доминиканском монастыре Сан-Марко. Спустя десятилетия он вспоминал, что в этом монастыре наиболее сильное и благоприятное влияние на его развитие и формирование оказали Зинобио ди Медичи и Серванцио Мини, упоминая их как своих главных учителей. В 18 лет семья послала Филиппа к его бездетному дяде Ромоло в неаполитанский городок Сан-Джермано (ныне Кассино) у подножия Монтекассино с тем, чтобы юноша помогал ему в делах, и с надеждой, что тот унаследует богатое дядино состояние. По воспоминаниям самого святого Филиппа, в доме дяди с ним произошло то, что он называл «обращением», не раскрывая, однако, подробностей.

Филипп после этого направился в Рим, где его приютил знакомый флорентиец. За кров и еду Филипп обучал его двоих детей, в прочее время почти не покидая своей комнаты. Через два года он решил прервать затворничество и в течение трёх лет изучал философию и богословие.

«Апостол Рима»

Дальнейшая его деятельность была посвящена проповеди Евангелия среди наиболее неимущих обитателей Рима, которая в конце концов принесла ему прозвище «Апостол Рима». Откликнувшихся на его проповеди Филиппо Нери привлекал к уходу за больными и немощными, а также к своим молитвенным практикам, наиболее любимыми из которых были моления в Катакомбах святого Себастьяна и молитвенный обход семи больших римских базилик. Именно Нери закрепил традицию паломничества по семи церквям, которая впоследствии широко распространилась и в других странах.

Среди больших почитателей и последователей Филиппа был его близкий друг и ученик, представитель аристократического семейства Медичи — его земляк-флорентиец Алессандро Оттавиано Медичи, ставший впоследствии римским папой под именем Лев XI. Нери задолго до этого предсказал своему другу его понтификат и во многом определил его дальнейшую судьбу. Алессандро, ещё не будучи священником, вместе с друзьями также участвовал в молитвенных процессиях и практиках Нери и благодаря ему твердо решил стать служителем церкви. Дружбу со св. Филиппом будущий папа римский сохранил на всю жизнь.

К этому же периоду относится и знакомство Филиппа Нери с Игнатием Лойолой и Франциском Ксаверием, двумя знаменитыми основателями ордена иезуитов, которое тоже переросло в крепкую дружбу. Несмотря на то, что Филипп был впечатлён трудами и планами своих новых знакомых, он сам отказался присоединиться к Обществу Иисуса, хотя иезуитами стали многие из его учеников. Святой Игнатий Лойола в шутку говорил, что Филипп Нери для иезуитов то же, что колокол для церкви — людей сзывает, а сам не входит[2]. Филипп был воодушевлён рассказами и планами Франциска Ксаверия о проповеди христианства на востоке и хотел к нему присоединиться, однако отказался от этой мысли. По преданию, один старый монах-цистерцианец сказал Филиппу в ответ на просьбу о совете по поводу своих миссионерских планов: «Твоя Индия — Рим».

В 1548 году он основал «Братство Святой Троицы для паломников и страждущих». Члены братства брали на себя и заботу о больных и неимущих паломниках. В особенности много работы у них было в юбилейный, 1550 год. 23 мая 1551 года Филипп Нери был рукоположен в священники и стал служить в церкви Сан-Джироламо-делла-Карита, где львиную долю времени посвящал принятию исповеди.

Создание ораториев

Около 1558 года отец Филипп начал проводить при церкви специальные встречи, получившие название «Оратории». Название возникло от слова «речь» — oratio. Структура оратория была приблизительно такой: молитва; чтение текста из Писания, житий или трудов Отцов Церкви; выступление одного из участников на тему отрывка; дискуссия. Филипп Нери вёл дискуссию, делал замечания и формулировал выводы. Заканчивалось собрание молитвой и исполнением духовной музыки: так родились те сочинения, которые сегодня называют ораториями. Особенностью встреч было то, что в них принимали участие на равных как священники, так и миряне. Помимо встреч члены общины занимались самообразованием — изучали церковную музыку, церковную историю, вели благотворительную деятельность.

В 1559 году Филипп Нери возобновил свои молитвенные процессии по семи базиликам Рима. Форма этих процессий была крайне вольной по меркам XVI века, они сопровождались музыкой, и заканчивались пикником на лугу. «Новые методы работы с прихожанами» отца Филиппа вызвали неприятие у многих влиятельных иерархов, которых также раздражало «странное», по их мнению, поведение священника — призывы к радости и веселью, юмор и шутки в проповедях, периодическое ношение шутовских нарядов с целью высмеять манеры современного ему общества и др. Было начато расследование, на время которого он был отстранён от исповеди. Обвиняли Нери также и в том, что он является почитателем Савонаролы, но специальная комиссия оправдала священника и очистила его от всех обвинений.

В 1564 году Филипп Нери был назначен настоятелем церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини. Это назначение было связано с желанием влиятельной римской общины выходцев из Флоренции иметь своего глубоко почитаемого земляка во главе церкви, считавшейся церковью римских флорентийцев. При этой церкви Филипп также начал проводить «оратории», участники которых стали именовать себя ораторианцами. Постепенно были разработаны определённые правила при участии священника Франческо Таруджи, будущего кардинала, также присоединившегося к ораторианцам. Среди других знаменитых членов общины были историк Цезарь Бароний, будущий кардинал, и композитор Палестрина. В этот же период Филипп Нери стал духовником Камилла де Леллиса, которого убедил в необходимости принять духовный сан.

15 июля 1575 года Григорий XIII буллой Copiosus in misericordia одобрил создание общества. Ораторианцы стали утверждённым обществом общинной жизни, впоследствии обществом апостольской жизни, то есть её члены не приносят монашеских обетов, а в состав конгрегации входят как священники, так и миряне. Ядром новой конгрегации стала небольшая церковь Санта-Мария-ин-Валичелла, которая под руководством Филиппа Нери была перестроена и расширена, после чего получила прозвище «Новая церковь» (Chiesa Nuova).

Последние годы

В 1593 году в возрасте 78 лет из-за старческой немощи святой Филипп отказался от поста главы ораторианцев, его преемником стал кардинал Бароний. 25 мая 1595 года в ночь после праздника Тела Христова он скончался в окружении учеников, благословив их перед смертью. Похоронен в церкви Санта-Мария-ин-Валичелла, которая до сих пор является главной церковью ораторианцев.

Прославление

Папа Павел V беатифицировал Филиппа Нери 11 мая 1615 года, папа Григорий XV канонизировал его 12 марта 1622 года. День памяти в Католической церкви — 26 мая.

Коллекта мессы 26 мая.

«Боже, Ты непрестанно превозносишь славу святых верных Твоих служителей; по милости Твоей воспламени в наших душах огонь Святого Духа, которым Ты дивно зажёг в сердце святого Филиппа Нери. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков[3].»

В кино

Художественный фильм итальянского производства «Будьте добрыми, если сможете» (State buoni se potete) (1983). В роли Филиппа Нери снялся актёр Джонни Дорелли.

Телевизионный двухсерийный итальянский фильм «Святой Филипп Нери: Я предпочитаю рай» (Preferisco il Paradiso) (2010). В роли Филиппа Нери — Джиджи Прoйэтти.

Примечания

Ссылки и литература

Нери, Филипп — Википедия

Святой Фили́пп Не́ри, Филиппо Ромоло Нери (итал.  Filippo Romolo Neri), 22 июля 1515 года — 25 мая 1595 года — католический святой, основатель конгрегации ораторианцев.

Биография

Ранние годы

Филиппо Нери родился во Флоренции, в семье нотариуса Франческо Нери и был младшим из его четырёх сыновей. Получил хорошее начальное образование при флорентийском доминиканском монастыре Сан-Марко. Спустя десятилетия он вспоминал, что в этом монастыре наиболее сильное и благоприятное влияние на его развитие и формирование оказали Зинобио ди Медичи и Серванцио Мини, упоминая их как своих главных учителей. В 18 лет семья послала Филиппа к его бездетному дяде Ромоло в неаполитанский городок Сан-Джермано (ныне Кассино) у подножия Монтекассино с тем, чтобы юноша помогал ему в делах, и с надеждой, что тот унаследует богатое дядино состояние. По воспоминаниям самого святого Филиппа, в доме дяди с ним произошло то, что он называл «обращением», не раскрывая, однако, подробностей.

Филипп после этого направился в Рим, где его приютил знакомый флорентиец. За кров и еду Филипп обучал его двоих детей, в прочее время почти не покидая своей комнаты. Через два года он решил прервать затворничество и в течение трёх лет изучал философию и богословие.

«Апостол Рима»

Дальнейшая его деятельность была посвящена проповеди Евангелия среди наиболее неимущих обитателей Рима, которая в конце концов принесла ему прозвище «Апостол Рима». Откликнувшихся на его проповеди Филиппо Нери привлекал к уходу за больными и немощными, а также к своим молитвенным практикам, наиболее любимыми из которых были моления в Катакомбах святого Себастьяна и молитвенный обход семи больших римских базилик. Именно Нери закрепил традицию паломничества по семи церквям, которая впоследствии широко распространилась и в других странах.

Среди больших почитателей и последователей Филиппа был его близкий друг и ученик, представитель аристократического семейства Медичи — его земляк-флорентиец Алессандро Оттавиано Медичи, ставший впоследствии римским папой под именем Лев XI. Нери задолго до этого предсказал своему другу его понтификат и во многом определил его дальнейшую судьбу. Алессандро, ещё не будучи священником, вместе с друзьями также участвовал в молитвенных процессиях и практиках Нери и благодаря ему твердо решил стать служителем церкви. Дружбу со св. Филиппом будущий папа римский сохранил на всю жизнь.

К этому же периоду относится и знакомство Филиппа Нери с Игнатием Лойолой и Франциском Ксаверием, двумя знаменитыми основателями ордена иезуитов, которое тоже переросло в крепкую дружбу. Несмотря на то, что Филипп был впечатлён трудами и планами своих новых знакомых, он сам отказался присоединиться к Обществу Иисуса, хотя иезуитами стали многие из его учеников. Святой Игнатий Лойола в шутку говорил, что Филипп Нери для иезуитов то же, что колокол для церкви — людей сзывает, а сам не входит[2]. Филипп был воодушевлён рассказами и планами Франциска Ксаверия о проповеди христианства на востоке и хотел к нему присоединиться, однако отказался от этой мысли. По преданию, один старый монах-цистерцианец сказал Филиппу в ответ на просьбу о совете по поводу своих миссионерских планов: «Твоя Индия — Рим».

В 1548 году он основал «Братство Святой Троицы для паломников и страждущих». Члены братства брали на себя и заботу о больных и неимущих паломниках. В особенности много работы у них было в юбилейный, 1550 год. 23 мая 1551 года Филипп Нери был рукоположен в священники и стал служить в церкви Сан-Джироламо-делла-Карита, где львиную долю времени посвящал принятию исповеди.

Создание ораториев

Около 1558 года отец Филипп начал проводить при церкви специальные встречи, получившие название «Оратории». Название возникло от слова «речь» — oratio. Структура оратория была приблизительно такой: молитва; чтение текста из Писания, житий или трудов Отцов Церкви; выступление одного из участников на тему отрывка; дискуссия. Филипп Нери вёл дискуссию, делал замечания и формулировал выводы. Заканчивалось собрание молитвой и исполнением духовной музыки: так родились те сочинения, которые сегодня называют ораториями. Особенностью встреч было то, что в них принимали участие на равных как священники, так и миряне. Помимо встреч члены общины занимались самообразованием — изучали церковную музыку, церковную историю, вели благотворительную деятельность.

В 1559 году Филипп Нери возобновил свои молитвенные процессии по семи базиликам Рима. Форма этих процессий была крайне вольной по меркам XVI века, они сопровождались музыкой, и заканчивались пикником на лугу. «Новые методы работы с прихожанами» отца Филиппа вызвали неприятие у многих влиятельных иерархов, которых также раздражало «странное», по их мнению, поведение священника — призывы к радости и веселью, юмор и шутки в проповедях, периодическое ношение шутовских нарядов с целью высмеять манеры современного ему общества и др. Было начато расследование, на время которого он был отстранён от исповеди. Обвиняли Нери также и в том, что он является почитателем Савонаролы, но специальная комиссия оправдала священника и очистила его от всех обвинений.

В 1564 году Филипп Нери был назначен настоятелем церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини. Это назначение было связано с желанием влиятельной римской общины выходцев из Флоренции иметь своего глубоко почитаемого земляка во главе церкви, считавшейся церковью римских флорентийцев. При этой церкви Филипп также начал проводить «оратории», участники которых стали именовать себя ораторианцами. Постепенно были разработаны определённые правила при участии священника Франческо Таруджи, будущего кардинала, также присоединившегося к ораторианцам. Среди других знаменитых членов общины были историк Цезарь Бароний, будущий кардинал, и композитор Палестрина. В этот же период Филипп Нери стал духовником Камилла де Леллиса, которого убедил в необходимости принять духовный сан.

15 июля 1575 года Григорий XIII буллой Copiosus in misericordia одобрил создание общества. Ораторианцы стали утверждённым обществом общинной жизни, впоследствии обществом апостольской жизни, то есть её члены не приносят монашеских обетов, а в состав конгрегации входят как священники, так и миряне. Ядром новой конгрегации стала небольшая церковь Санта-Мария-ин-Валичелла, которая под руководством Филиппа Нери была перестроена и расширена, после чего получила прозвище «Новая церковь» (Chiesa Nuova).

Последние годы

В 1593 году в возрасте 78 лет из-за старческой немощи святой Филипп отказался от поста главы ораторианцев, его преемником стал кардинал Бароний. 25 мая 1595 года в ночь после праздника Тела Христова он скончался в окружении учеников, благословив их перед смертью. Похоронен в церкви Санта-Мария-ин-Валичелла, которая до сих пор является главной церковью ораторианцев.

Прославление

Папа Павел V беатифицировал Филиппа Нери 11 мая 1615 года, папа Григорий XV канонизировал его 12 марта 1622 года. День памяти в Католической церкви — 26 мая.

Коллекта мессы 26 мая.

«Боже, Ты непрестанно превозносишь славу святых верных Твоих служителей; по милости Твоей воспламени в наших душах огонь Святого Духа, которым Ты дивно зажёг в сердце святого Филиппа Нери. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков[3].»

В кино

Художественный фильм итальянского производства «Будьте добрыми, если сможете» (State buoni se potete) (1983). В роли Филиппа Нери снялся актёр Джонни Дорелли.

Телевизионный двухсерийный итальянский фильм «Святой Филипп Нери: Я предпочитаю рай» (Preferisco il Paradiso) (2010). В роли Филиппа Нери — Джиджи Прoйэтти.

Примечания

Ссылки и литература

Нери, Филипп — Википедия

Святой Фили́пп Не́ри, Филиппо Ромоло Нери (итал.  Filippo Romolo Neri), 22 июля 1515 года — 25 мая 1595 года — католический святой, основатель конгрегации ораторианцев.

Биография

Ранние годы

Филиппо Нери родился во Флоренции, в семье нотариуса Франческо Нери и был младшим из его четырёх сыновей. Получил хорошее начальное образование при флорентийском доминиканском монастыре Сан-Марко. Спустя десятилетия он вспоминал, что в этом монастыре наиболее сильное и благоприятное влияние на его развитие и формирование оказали Зинобио ди Медичи и Серванцио Мини, упоминая их как своих главных учителей. В 18 лет семья послала Филиппа к его бездетному дяде Ромоло в неаполитанский городок Сан-Джермано (ныне Кассино) у подножия Монтекассино с тем, чтобы юноша помогал ему в делах, и с надеждой, что тот унаследует богатое дядино состояние. По воспоминаниям самого святого Филиппа, в доме дяди с ним произошло то, что он называл «обращением», не раскрывая, однако, подробностей.

Филипп после этого направился в Рим, где его приютил знакомый флорентиец. За кров и еду Филипп обучал его двоих детей, в прочее время почти не покидая своей комнаты. Через два года он решил прервать затворничество и в течение трёх лет изучал философию и богословие.

«Апостол Рима»

Дальнейшая его деятельность была посвящена проповеди Евангелия среди наиболее неимущих обитателей Рима, которая в конце концов принесла ему прозвище «Апостол Рима». Откликнувшихся на его проповеди Филиппо Нери привлекал к уходу за больными и немощными, а также к своим молитвенным практикам, наиболее любимыми из которых были моления в Катакомбах святого Себастьяна и молитвенный обход семи больших римских базилик. Именно Нери закрепил традицию паломничества по семи церквям, которая впоследствии широко распространилась и в других странах.

Среди больших почитателей и последователей Филиппа был его близкий друг и ученик, представитель аристократического семейства Медичи — его земляк-флорентиец Алессандро Оттавиано Медичи, ставший впоследствии римским папой под именем Лев XI. Нери задолго до этого предсказал своему другу его понтификат и во многом определил его дальнейшую судьбу. Алессандро, ещё не будучи священником, вместе с друзьями также участвовал в молитвенных процессиях и практиках Нери и благодаря ему твердо решил стать служителем церкви. Дружбу со св. Филиппом будущий папа римский сохранил на всю жизнь.

К этому же периоду относится и знакомство Филиппа Нери с Игнатием Лойолой и Франциском Ксаверием, двумя знаменитыми основателями ордена иезуитов, которое тоже переросло в крепкую дружбу. Несмотря на то, что Филипп был впечатлён трудами и планами своих новых знакомых, он сам отказался присоединиться к Обществу Иисуса, хотя иезуитами стали многие из его учеников. Святой Игнатий Лойола в шутку говорил, что Филипп Нери для иезуитов то же, что колокол для церкви — людей сзывает, а сам не входит[2]. Филипп был воодушевлён рассказами и планами Франциска Ксаверия о проповеди христианства на востоке и хотел к нему присоединиться, однако отказался от этой мысли. По преданию, один старый монах-цистерцианец сказал Филиппу в ответ на просьбу о совете по поводу своих миссионерских планов: «Твоя Индия — Рим».

В 1548 году он основал «Братство Святой Троицы для паломников и страждущих». Члены братства брали на себя и заботу о больных и неимущих паломниках. В особенности много работы у них было в юбилейный, 1550 год. 23 мая 1551 года Филипп Нери был рукоположен в священники и стал служить в церкви Сан-Джироламо-делла-Карита, где львиную долю времени посвящал принятию исповеди.

Создание ораториев

Около 1558 года отец Филипп начал проводить при церкви специальные встречи, получившие название «Оратории». Название возникло от слова «речь» — oratio. Структура оратория была приблизительно такой: молитва; чтение текста из Писания, житий или трудов Отцов Церкви; выступление одного из участников на тему отрывка; дискуссия. Филипп Нери вёл дискуссию, делал замечания и формулировал выводы. Заканчивалось собрание молитвой и исполнением духовной музыки: так родились те сочинения, которые сегодня называют ораториями. Особенностью встреч было то, что в них принимали участие на равных как священники, так и миряне. Помимо встреч члены общины занимались самообразованием — изучали церковную музыку, церковную историю, вели благотворительную деятельность.

В 1559 году Филипп Нери возобновил свои молитвенные процессии по семи базиликам Рима. Форма этих процессий была крайне вольной по меркам XVI века, они сопровождались музыкой, и заканчивались пикником на лугу. «Новые методы работы с прихожанами» отца Филиппа вызвали неприятие у многих влиятельных иерархов, которых также раздражало «странное», по их мнению, поведение священника — призывы к радости и веселью, юмор и шутки в проповедях, периодическое ношение шутовских нарядов с целью высмеять манеры современного ему общества и др. Было начато расследование, на время которого он был отстранён от исповеди. Обвиняли Нери также и в том, что он является почитателем Савонаролы, но специальная комиссия оправдала священника и очистила его от всех обвинений.

В 1564 году Филипп Нери был назначен настоятелем церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини. Это назначение было связано с желанием влиятельной римской общины выходцев из Флоренции иметь своего глубоко почитаемого земляка во главе церкви, считавшейся церковью римских флорентийцев. При этой церкви Филипп также начал проводить «оратории», участники которых стали именовать себя ораторианцами. Постепенно были разработаны определённые правила при участии священника Франческо Таруджи, будущего кардинала, также присоединившегося к ораторианцам. Среди других знаменитых членов общины были историк Цезарь Бароний, будущий кардинал, и композитор Палестрина. В этот же период Филипп Нери стал духовником Камилла де Леллиса, которого убедил в необходимости принять духовный сан.

15 июля 1575 года Григорий XIII буллой Copiosus in misericordia одобрил создание общества. Ораторианцы стали утверждённым обществом общинной жизни, впоследствии обществом апостольской жизни, то есть её члены не приносят монашеских обетов, а в состав конгрегации входят как священники, так и миряне. Ядром новой конгрегации стала небольшая церковь Санта-Мария-ин-Валичелла, которая под руководством Филиппа Нери была перестроена и расширена, после чего получила прозвище «Новая церковь» (Chiesa Nuova).

Последние годы

В 1593 году в возрасте 78 лет из-за старческой немощи святой Филипп отказался от поста главы ораторианцев, его преемником стал кардинал Бароний. 25 мая 1595 года в ночь после праздника Тела Христова он скончался в окружении учеников, благословив их перед смертью. Похоронен в церкви Санта-Мария-ин-Валичелла, которая до сих пор является главной церковью ораторианцев.

Прославление

Папа Павел V беатифицировал Филиппа Нери 11 мая 1615 года, папа Григорий XV канонизировал его 12 марта 1622 года. День памяти в Католической церкви — 26 мая.

Коллекта мессы 26 мая.

«Боже, Ты непрестанно превозносишь славу святых верных Твоих служителей; по милости Твоей воспламени в наших душах огонь Святого Духа, которым Ты дивно зажёг в сердце святого Филиппа Нери. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков[3].»

В кино

Художественный фильм итальянского производства «Будьте добрыми, если сможете» (State buoni se potete) (1983). В роли Филиппа Нери снялся актёр Джонни Дорелли.

Телевизионный двухсерийный итальянский фильм «Святой Филипп Нери: Я предпочитаю рай» (Preferisco il Paradiso) (2010). В роли Филиппа Нери — Джиджи Прoйэтти.

Примечания

Ссылки и литература

Святой Филип Нери | Римско-католический святой

Святой Филипп Нери , итальянец Сан-Филиппо Нери , (родился 21 июля 1515 года, Флоренция [Италия] — умер 26 мая 1595 года в Риме; канонизирован в 1622 году; праздник 26 мая), итальянский священник и один из выдающихся мистики времен Контрреформации и основатель Конгрегации Ораторского искусства (ныне Институт Ораторского искусства Святого Филиппа Нери, также называемого Ораторианцами), конгрегации светских священников и клерикалов. Он отправился в Рим c. 1533, где он наставлял, учился и занимался благотворительностью. В 1548 году он основал общество мирян, посвященное заботе о бедных, выздоравливающих и паломниках. После рукоположения в 1551 году он перешел в церковную общину в Сан-Джироламо-делла-Карита в Риме. Там он проводил религиозные конференции, которые стали настолько популярными, что над церковным нефом был построен большой зал для размещения его публики. Этот зал назывался Ораторией — именем, которое впоследствии относилось к тем, кто встречался там, а также к религиозным, благотворительным и развлекательным мероприятиям, которые учредил Филипп, включая музыкальные представления (отсюда «оратория»).

Британская викторина

Путешествие вокруг света

Где находится Альгамбра?

Филипп был настоятелем церкви Сан-Джованни с 1564 по 1575 год, во время которого он рукоположил своих учеников. В 1575 году папа Григорий XIII пожаловал ему ст. Мария ин Валличелла, где он основал Институт ораторского искусства.Для священников был построен дом, и Филипп, избранный ректором конгрегации в 1577 году, проживал в нем после 1583 года.

Хотя Филипп помог влиять на Папу Климента VIII, чтобы освободить (1595) короля Франции Генриха IV от отлучения от церкви, ему было мало до делать с современными политическими событиями. Известный своей личной духовностью, он пережил множество экстатических религиозных переживаний, и ему приписывали множество чудес.

Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Эми Тикканен, менеджером по исправительным учреждениям.

Узнайте больше в этих связанных статьях Britannica:

.

CatholicSaints.Info »Архив блога» Святой Филипп Нери

Хотя он был родственником итальянской знати, Филипп происходил из бедной семьи. Его отец, Франсиско Нери, работал нотариусом. Брат Филиппа умер в детстве, но две его сестры, Катерина и Элизабетта, выжили. Известный как молодой человек, Филип обучался гуманитарным наукам у доминиканцев.

Семья переехала в Сан-Джермано в 1533 году, чтобы помочь родственникам в их бизнесе, и пока там Филипп сбегал в местную доминиканскую часовню в горах.Получив видение, что у него есть апостольство в Риме, Филипп отрезал себя от своей семьи и пошел туда.

С ним подружился Галеотто Качча, который взял Филиппа к себе и заплатил ему, чтобы он обучал двух его сыновей. Писал стихи на латыни и итальянском. Он изучал философию и теологию, а когда ему надоело учиться, он продал все свои книги и раздал деньги бедным.

Филипп начал навещать больных и обедневших паломников и заботиться о них, и основал общество единомышленников, чтобы делать то же самое.Он стал другом святого Игнатия Лойолы. Мирянин, он жил в городе отшельником. Во время пасхального сезона 1544 года, когда он молился в катакомбах Сан-Себастьяно, он получил видение огненного шара, вошедшего в его грудь, и испытал экстаз, который физически расширил его сердце.

Вместе с Персиано Роуз он основал Братство Пресвятой Троицы . Он начал проповедовать со многими новообращенными. В 1550 году он подумывал о том, чтобы вернуться к жизни одинокого отшельника, но получил новые видения, которые сказали ему, что его миссия находится в Риме.Позже он задумался о миссионерской работе в Индии, но дальнейшие видения убедили его остаться в Риме.

Он вступил в священство в 1551 году. Отец Филипп слышал исповеди по часам, мог рассказать кающимся об их грехах до того, как они исповедуются, и имел дар даровать видения. Он начал работать с молодежью, находя безопасные места для игр, вовлекаясь в их жизнь.

Папа Григорий XIV попытался сделать его кардиналом, но Филипп отказался. Его популярность была такова, что его обвинили в создании собственной секты, но сняли с него это безосновательное обвинение.В 1575 году он основал конгрегацию оратории ( ораториан , группу священников, посвятивших себя проповедованию и обучению, но пострадавших от обвинений в ереси из-за того, что в качестве проповедников использовали миряне. В последующие годы его преследовали несколько человек). болезни, каждая из которых, в свою очередь, излечивалась молитвой.

.

Церковь Святого Филиппа Нери | Лафайет-Хилл, Пенсильвания, 19444

ПРОДОЛЖАЕТСЯ НА СТ. ФИЛИПС

bulletin blog
Маски для лица при массе

Мы получили несколько запросов от прихожан о том, что некоторые из них не носят надлежащим образом маскировку на мессе. При взаимном уважении ко всем присутствующим на мессе, пожалуйста … Выучить больше bulletin blog bulletin blog

Коллекция «Летний ремонт»

Пожалуйста, верните конверт для летнего ремонта в корзину для сбора или отправьте его в церковный офис.У нас есть внушительный перечень необходимого ремонта, …

Выучить больше bulletin blog bulletin blog bulletin blog bulletin blog bulletin blog bulletin blog bulletin blog .

Вот почему Святой Филипп Нери известен как «Юмористический Святой» — Алетея

Святой Филипп Нери, итальянский священник 16 века, широко известен как «покровитель радости» и «юмористический святой». ” Он не был комиком, но ему нравилось подшучивать над собой, используя юмор, чтобы поддерживать свое смирение.

Например, по словам автора Шона Макафи, «Нери был известен тем, что появлялся на важных мероприятиях с обритым половиной бороды, давал неверные указания своим ученикам, читал книгу анекдотов … Когда он делал каждую из этих вещей, он вызывал смесь эмоций в других, но всегда приводила к одному и тому же конечному состоянию: повышенному смирению и усилению терпения.”

Кроме того, ему требовались веселые шутки, чтобы сосредоточить свой ум на праздновании мессы. Мэри О’Реган рассказывает: «Чтобы сконцентрироваться перед мессой, святому Филиппу нужно было услышать анекдоты или прочитать юмористические анекдоты, которые отвлекали его лишь на мгновение. мало от полного погружения в славу Божью, так что он мог сосредоточиться на текущей задаче, которая заключалась в принесении священной жертвы мессы ». В данном случае юмор поддерживал его, возвращая на землю, так что его мистический союз не мешал ему выполнять свои обязанности.

Другая история от EpicPew объясняет: «Однажды, когда ученый епископ, привыкший к стоической серьезности своего служения, присутствовал на мессе Филиппа, [t] чтобы облегчить обстановку, Филипп допустил все возможные ошибки в произношении во время проповеди. Толпа не знала, смеяться им или молчать. Сам Филипп, вероятно, смеялся в течение нескольких дней после мессы, но сохранял свой неверный характер на протяжении всей проповеди ».

Эти юмористические выходки были сделаны, чтобы напомнить себе о своих недостатках.Святой Филипп не пытался вести себя непочтительно или недоброжелательно, но сдерживал свою гордость.

Святой Филипп Нери также повесил на своей двери табличку с надписью: «Дом христианского веселья». Во всем Нери сохранял беззаботный взгляд на мир, используя юмор, чтобы не быть слишком гордым или тщеславным.

В определенном смысле его жизнь может быть лучше всего описана его часто цитируемой цитатой: «Сердце, наполненное радостью, легче сделать совершенным, чем то, что грустно.Это подтвердилось в жизни святого Филиппа Нери, а также было причиной, по которой многие были привлечены к нему. Другие видели радость, которую он испытывал, и хотели узнать источник этой радости.

Как сказал бы Папа Франциск, быть христианином — это не значит быть «мрачным», но быть исполненным легкомыслия сердца, которое признает красоту и радость христианской жизни. Юмор в правильном контексте может быть хорошим делом и даже путем к святости.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *