Дивеевские источники и источник Серафима Саровского близ Цыгановки
Издревле в русском православии почитались источники. Места около них облагораживались, ставились часовни, сооружались купальни. Считалось, что вода в них обладает особыми целебными свойствами, врачует тело и душу. Многие легенды повествуют о том, как появился родник: либо на этом месте вдруг появилась икона (как, например, в Ильинском), либо святой самолично ударил посохом и забил ключ (Гремячий ключ в Подмосковье)… Из Дивеево мы запланировали поездку на один из Дивеевских источников.
Источник Серафима Саровского близ ЦыгановкиДивеевские источники
В окрестностях Дивеево расположено немало источников. Наиболее известные среди них следующие:
Источник в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Дивеево (старинный, на окраине села Дивеево, близ поселка Северный). Считается, что он возник еще во времена Ивана Грозного, после явления в Казани иконы Божией Матери в июле 1579 года.
Источник Матушки Александры в селе Дивеево (новый). Ближайший к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. Первоначально бил напротив Казанской церкви, за дорогой. Верили, что он исходит от могилы матушки Александры. В начале 60-х годов была устроена плотина, источник был затоплен. Но ключ забил в другом месте, ниже по реке.
Источник в честь Иверской иконы Божией Матери в селе Дивеево (новый). Некогда здесь било несколько ключей, в XIX веке рядом с ними построили часовню Иверской иконы Божией Матери. В середине 1970-х годов в яме, образованной завязшим трактором, стала собираться ключевая вода. Недавно источник облагородили. Считается, что вода из этого источника особо помогает одержимым недугом беснования.
Источник «Явленный» близ села Кремёнки. По преданию, накануне битвы 9 октября 1670 года между царскими войсками и отрядами Степана Разина, вода в источнике покраснела и явился лик Божией Матери. Также верят, что здесь каждое утро является сама Богородица, чтобы омыть свое лицо, прежде чем пройти по Святой Канавке.
Источник в честь Святой Троицы близ села Автодеево. Рядом находится Никольский скит. По преданию, в этом месте одной женщине было явление Пресвятой Троицы.
Самый известный из Дивеевских источников — источник Преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка. Находится около деревни Цыгановка, близ хутора Хитрый, на берегу реки Сатис. Расположен он в Саровском лесу и, строго говоря, является уже не Дивеевским, а Саровским источникам.
По преданию, источник этот забил в 60-е годы XX века. Рассказывают, что солдатам, которые несли службу в Саровском лесу, на границе охраняемой зоны (Саров до сих пор является закрытым городом), явился старец в белом балахоне. На вопрос, что он здесь делает, старец лишь трижды ударил посохом о землю и исчез. А в тех местах забили три ключа. Многие описывают случаи чудесного исцеления от болезней и бесплодия, произошедшие после омовения в водах этого источника.
Наша поездка к источнику Серафима Саровского
Из Дивеево мы, поскольку были несколько ограничены во времени, поехали только на один источник, самый дальний — источник Серафима Саровского. В самом Дивеево никаких указателей мы не нашли. Местные жители объяснили дорогу. Правда, это объяснение было таким: «Езжайте прямо, никуда не сворачивайте, километров двенадцать». И когда на выезде из Дивеево мы уткнулись в Т-образный перекресток, в нерешительности остановились. Поблизости работал трактор, и мы спросили тракториста, куда ехать. Видимо, мы были не первыми с этим вопросом, потому что тракторист лишь устало махнул рукой в одном из направлении и буркнул: «направо».
Проехав какое-то расстояние, я засомневалась, туда ли еду. Около какой-то деревушки, где был небольшой автосервис, остановились, чтобы спросить дорогу. На мой вопрос, туда ли мы едем, дяденька из автосервиса показал на табличку на столбе, которую он самолично приделал и которую я не заметила: «На источник — прямо». Зато он подробно объяснил нам дорогу. Выяснилось, что почти в конце будет перекресток. Его надо пересечь, но пропустить все машины справа, куда уходит главная дорога. Проехать через строительный рынок, дальше в лесу будут скиты. Дорога сама приведет к источнику. Поблагодарив доброго человека, мы отправились в путь. Кстати, навигатор, который я подключила, все время глючил, отключался от питания. То ли сказывалась близость закрытого Сарово, то ли батюшка Серафим постарался.
И вот, мы у источников. Пропустить их невозможно — рядом огромная стоянка для машин и автобусов, много людей. Мы взяли канистры для воды и отправились к источнику. В речке плавали ужи — значит, вода чистая. Сам источник прекрасно оборудован, есть купальни. Мы не рискнули погружаться в воду — уж слишком она холодная. Только омыли лицо. Воду из ключей сначала набирают в ведра, а уже из них ковшиками переливают в канистры и бутылки.
Источник Серафима Саровского близ Цыгановки, домикИсточник Серафима Саровского близ Цыгановки. Речка, в которой плавали ужиИсточник Серафима Саровского близ ЦыгановкиИсточник Серафима Саровского близ ЦыгановкиИсточник Серафима Саровского близ ЦыгановкиСолнце клонилось к закату, а нас ждала долгая дорога в Муром. Поэтому мы заторопились в путь.
Источник Серафима Саровского на карте
Координаты: 54°54’50″N 43°16’4″E
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Святые источники в окрестностях Дивеево: Цыгановка, Сатис, Кременки
Святой источник Явления Пресвятой Богородицы с. Кременки
Расположен на окраине с. Кременки, в 12 км. восточнее Дивеева. О нем поныне ходят легенды. Одна из них связана со сражением в здешних местах между вольницей Степана Разина и царским войском, когда вода в роднике обагрилась кровью, в ней отразился лик Самой Богородицы, которая оплакивала погибших. Другое предание повествует о явлении крестьянкам старца-монаха, поведавшего им историю о том, что каждые сутки перед обходом Канавке в Девееве Матерь Божия из этого родника умывается. Явленным его зовут потому, что в воде является лик Владычицы. По преданию, у источника останавливался царь Николай II, когда вместе с семьей следовал в 1903 году в Саровский монастырь на торжества обретения мощей св. Серафима Саровского.
Святой источник в честь Покрова Богородицы в с. Кременки
Источник пользуется популярностью в основном у местных жителей, хотя бывают и приезжие паломники. Родник благоустроен. На нам построена деревянная купальня, на берегу установлен поклонный крест.
Святой источник Казанской иконы Богородицы у д. Цыгановка
Этот источник малоизвестен. Он находится примерно в 500 метрах от источника Серафима Саровского возле впадения реки Вичкинзы в Сатис. Ориентиром служит поклонный крест, стоящий у дороги.
Святой источник Серафима Саровского у д. Цыгановка (на фото)
Находится в 17 км. от Дивеева на берегу реки Сатис. В 60-х годах ХХ века охранникам явился старичок в белом балахончике. Пограничники спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил посохом, и в этом месте забил источник. В начале 1980-х было отдано распоряжение засыпать источник. Но потом вышло распоряжение об отмене прежнего приказа. С восстановлением Дивеевского монастыря источник передали в его ведение. В 1994 г. отвели русло реки- получилось искусственное озеро. Неподалеку установили деревянную часовню, которую освятил Святейший Патриарх Алексий II. Ныне источник прекрасно благоустроен, оборудован современными купальнями.
Святой источник Серафима Саровского возле пос. Сатис
Этот источник не столь знаменит, как остальные. Известно о нем лишь немногим, в основном жителям поселка Сатис, Сарова и Дивеева. Расположенный на берегу реки Сатис, он не отличается особым благоустройством. Людей на нем бывает меньше, чем на других источниках, но приходящие сюда сердечно хвалят воду, почитая ее целебной. Время его появления относится, так же как и у Цыгановского источника, ко времени закрытия старинных источников в Сарове. Этот источник находится в том же лесу, где подвизался в своих бесчисленных подвигах святой саровский старец, поэтому, естественным образом, приходящие связали его название с именем великого старца.
Святой источник в пос. Сатис — название не установлено
Святой источник находится в конце села, на правом берегу реки Сатис. На источнике установлено бетонное кольцо и православный крест с изображением распятия. Хотя источник не так благоустроен, он пользуется популярностью у местного населения и приезжающих паломников. Родник бьет из- под высокого берега и впадает в речку Сатис. Специальной купели здесь нет, и люди купаются прямо в речке. Это святое место является и местом отдыха. Здесь купаются дети, люди окунаются, плавают в чистых водах реки.
На нашем сайте, Вы можете записаться на экскурсию автобусом в Дивеево по святым местам.
Целебный источник преподобного Серафима Саровского в Дивеево
История источника
В полутора верстах от (Саровского) монастыря был источник, называемый Богословским, а над ним была икона св. Иоанна Богослов. Возле источника находилась пустая келья усопшего о. Дорофей. Пробираясь в далекую пустыню мимо этой местности, о. Под источником Серафим увидел Богородицу, а на пригорке были апостолы Петр и Иоанн. Богородица ударила своим посохом в землю, так что из земли забил источник светлой воды. Здесь Богородица дала о. Серафимовские заповеди о строительстве Дивеевского монастыря, о которых мы будем говорить далее по ходу повествования.
Пр. Серафим решил вырыть колодец над своим целебным источником и своими трудами достроил его. Выкопав колодец, он соорудил вокруг него раму и засыпал камнями. Колодец стал называться Серафимов колодец. Святитель велел монаху Анастасию молиться Богородице и просить ее сделать воду в колодце исцеляющей от болезней. «И Богородица, — добавил он, — обещала дать воде большее благословение, чем воды Вифезды Иерусалимской». Исцеления не замедлили начаться. Дивеевская сестра Параскева Семеновна болела и кашляла. «Что ты кашляешь… хватит, хватит!» о. — сказал ей Серафим. — Не могу, батюшка! она ответила. Затем о. Серафим зачерпнул рукавом воды и облил ее. Болезнь тут же покинула ее и больше не возвращалась.
Из Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его духовное наследие Елены Концевич (Скит Св. Ксении).
Дело императрицы Александры (Федоровны)
Хотя императрице Александре (Федоровне) вначале было очень трудно перейти в православие из родного немецкого лютеранства, к 1903 году ее православная вера и почитание преподобного Серафима стали глубоко личными . После рождения четырех дочерей у Александры не было наследника престола мужского пола, что привело к тому, что один автор назвал «личной виной с публичными последствиями». Во время визита в монастырь на прославления императрица отправилась к целебному источнику преподобного Серафима глубоко в Саровском лесу и погрузилась в воду, молясь о сыне. Через двенадцать месяцев родился царевич Алексей.
Источник
«Выпей воды из моего источника»
В 1950 году у меня было тяжелое заболевание печени. Один или два раза в год у меня были очень острые приступы отхождения камней. 1953 год был самым тяжелым: у меня были ежедневные приступы боли. Трудно было работать по 8 часов в день на достаточно ответственной работе.
О пенсии по инвалидности я и думать не могла, так как должна была ухаживать за больной мамой, которая жила в Подмосковье. Частые визиты к ней с тяжелыми сумками только усиливали боли.
Наконец-то наступило лето и пора долгожданных каникул. Но перед этим у меня было беспокойное время, и сразу же начался приступ, который длился 5 дней. Я оказался без какой-либо медицинской помощи или обезболивающих. Камни вышли, началось воспаление печени. Я был так слаб, что едва мог заботиться о своей больной матери.
По вечерам, лежа в постели, я любил читать свою любимую книгу «Житие святого отца Серафима Саровского». : «Вы вылечили столько людей, почему бы вам не вылечить меня, ведь вы видите, как я страдаю, а я должен работать для других».
В этот момент я увидел своим внутренним зрением преподобного Серафима, стоящего рядом со мной. Он прижал свой большой медный крест к моей больной печени, и я снова услышал его голос внутри себя: «Теперь выпей святой воды из моего источника, и тогда ты будешь совершенно здоров».
Я пришел в себя. Я имел привычку анализировать свои душевные переживания, чтобы не впасть в искушение, поэтому и думал, что это может быть только плод моего воображения под влиянием только что прочитанного. Больше всего меня смутили последние слова — «пей водички из моего источника». Откуда я мог взять эту воду, если я был в Москве и знал, что к источнику нельзя подходить?
Но на следующий день сбылись слова замечательного старца: Я получил бутылку Святой Воды, привезенную в тот день из Сарова. Воду получили совершенно «случайно».
Одним словом, я испытал чудо, я выпил эту воду и с тех пор не болею и не перестаю благодарить дорогого старца за чудесное исцеление.
Источник
Весна при коммунизме
Когда монастырь был закрыт советскими властями, в 1950-е годы. Однако в 1960-х годах преподобный Серафим стал появляться в военной полосе между Саровым и Дивеево. Многие солдаты сообщали, что видели старика в белой рясе и с посохом в руке. Однажды ночью святой предстал перед воинами и, как когда-то Богородица, ударил посохом о камень, и из него хлынул родник. Солдаты и стражники были так потрясены, что, когда стали стекаться толпы верующих (многим явился святой и известил их), никто из них не воспрепятствовал приходу верующих к источнику.
Когда бульдозер засыпал родник, он сломался, и рабочему пришлось идти за другим. Тем временем другой рабочий, сидевший в бульдозере, сообщил, что видел, как из леса шел старик в белой рясе и кричал: «Василий, зачем ты губишь мой родник?» Возмущенный, он ответил: «Потому что у меня есть приказ сделать это». Тогда святой сказал ему: «У тебя ничего не получится».
Бульдозер на замену не найден. Однако уже через три дня имевшийся у них бульдозер был готов закончить работу. Однако, когда они собирались завершить работу, они получили приказ из Москвы о том, что лес находится под охраной государства и не находится под наблюдением военных. Василий, который был неверующим, рассказал о случившемся своей матери, и она отвела его к монахине Маргарите, единственной оставшейся в живых монахине из сестричества дореволюционного Дивеево. Она показала ему икону преподобного Серафима, и он узнал в нем старца в белой рясе.
Источник Сегодня
Источник до сих пор существует и является популярным местом паломничества. Туда идут тысячи верующих в поисках исцеления и благословения.
На деревянном помосте построены деревянные будки, где на высоте помоста есть святая вода. Там верующие трижды ныряют в воду, и даже если температура на несколько градусов ниже 0, русские не стесняются заходить. У святого источника преподобного Серафима известно много чудес, вплоть до неизлечимых болезней.
В Саровском лесу, с его елями и соснами и потрясающей красотой, до 1928 года при въезде на место святого источника встречала при входе колокольня и три церкви, посвященные преподобному Серафиму Саровскому, святителям Зосима и Савватий и святой Иоанн Предтеча.
Саровский источник преподобного Серафима. «Богородица обещала дать воде большее благословение, чем воды Вифезды Иерусалимской».
«W когда я уйду, приходи ко мне на могилу, приходи, когда у тебя есть время, чем чаще, тем лучше. Все, что у тебя на уме, все, о чем ты скорбишь, все, что могло с тобой случиться, — приди ко мне на могилу и расскажи мне все, как будто я живая, и я тебя услышу, и твоя печаль пройдет. ! Говори со мной, как с живым человеком, и Я всегда буду жить для тебя. » Преподобный Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский Чудотворец
Память 2 января и 19 июля (Перенесение святых мощей преподобного)
2 ул.
О нэ и в четверти версты от монастыря был источник, называемый Источником Богослова, а над ним икона св. Иоанна Богослова. Возле источника находилась пустая келья усопшего о. Дорофей. Пробираясь в далекую пустыню мимо этой местности, о. Под источником Серафим увидел Богородицу, а на пригорке были апостолы Петр и Иоанн. Богородица ударила своим посохом в землю, так что из земли забил источник светлой воды. Здесь Богородица дала о. Серафимовские заповеди о строительстве Дивеевского монастыря, о которых мы будем говорить далее по ходу повествования.
Пр. Серафим решил вырыть колодец над своим целебным источником и своими трудами достроил его. Выкопав колодец, он соорудил вокруг него раму и засыпал камнями. Колодец стал называться Серафимов колодец. Святитель велел монаху Анастасию молиться Богородице и просить ее сделать воду в колодце исцеляющей от болезней. Серафим зачерпнул рукавом воды и облил ее. Болезнь тут же покинула ее и больше не возвращалась.
От преподобного Серафима Саровского чудотворца и его духовного наследия Елены Концевич (скит Св. Ксении)
http://www.pravoslavie.ru/english/38510.htm
***
О в свой первый день «на свободе» он проехал около 1,5 мили по Саровке в сторону своего изначального (дальнего или далекого) скита, когда ему явилась Пресвятая Богородица в сопровождении апостолами Петром и Иоанном. Она поманила преподобного Серафима, ударила посохом о землю, и из старого, давно пересохшего источника хлынул фонтан. Она сказала ему, что вода обладает целебной силой, и она отдала источник под его опеку. У источника иноки построили преподобному Серафиму новую хижину, которую он назовет своей ближайшей пустынью.

[58] Каварнос и Зельдин, с. 77.
http://www.symeon-anthony.info/StSeraphimSarov/StSeraphimSarov.htm
***
Серафимовский источник при коммунизме W W монастырь был закрыт советской властью в 1950-е годы заливали родник цементом. Тем не менее, в 1960-х годах стали появляться св. Серафима в военной полосе между Саровым и Дивеево. Многие солдаты сообщали, что видели старика в белой рясе и с посохом в руке. Однажды ночью святой предстал перед воинами и, как когда-то Богородица, ударил посохом о камень, и из него хлынул родник.
Когда бульдозер засыпал родник, он сломался, и рабочему пришлось идти за другим. Тем временем другой рабочий, сидящий в бульдозере, сообщил о увидев, что из леса идет старик в белой рясе и кричит: «Василий, зачем ты губишь мой родник?» Разозлившись, он ответил: «Потому что у меня есть приказ сделать это». Тогда святой сказал ему: «У тебя ничего не получится».
Бульдозер на замену не найден. Однако уже через три дня имевшийся у них бульдозер был готов закончить работу. Однако, когда они собирались завершить работу, они получили приказ из Москвы о том, что лес находится под охраной государства и не находится под наблюдением военных. Василий, который был неверующим, рассказал о случившемся своей матери, и она отвела его в 9-й храм.0071 монахиня Маргарита
« Выпей воды из моего источника».
I В 1950 году у меня было тяжелое заболевание печени. Один или два раза в год у меня были очень острые приступы отхождения камней. 1953 год был самым тяжелым: у меня были ежедневные приступы боли. Трудно было работать по 8 часов в день на достаточно ответственной работе.
О пенсии по инвалидности я и думать не могла, так как должна была ухаживать за больной мамой, которая жила в Подмосковье. Частые визиты к ней с тяжелыми сумками только усиливали боли.
Наконец-то наступило лето, и пришло время моего долгожданного отпуска. Но перед этим у меня было беспокойное время, и сразу же начался приступ, который длился 5 дней.
По вечерам, лежа в постели, я любил читать свою любимую книгу «Житие святого отца Серафима Саровского». : «Ты исцелил столько людей, почему бы тебе не вылечить меня, ведь ты видишь, как я страдаю, а я должен работать для других». . Он прижал свой большой медный крест к моей больной печени, и я снова услышал его голос внутри себя: «Теперь выпей святой воды из моего источника, и тогда ты будешь совершенно здоров».0005
Я пришел в себя. Я имел привычку анализировать свои душевные переживания, чтобы не впасть в искушение, поэтому и думал, что это может быть только плод моего воображения под влиянием только что прочитанного. Больше всего меня смутили последние слова — «пей водички из моего источника». Откуда я мог взять эту воду, если я был в Москве и знал, что к источнику нельзя подходить?
Но на следующий день сбылись слова замечательного старца: Я получил бутылку Святой Воды, привезенную в тот день из Сарова. Воду они получили совершенно «случайно».
Одним словом, я испытал чудо, я выпил эту воду и с тех пор не болею и не перестаю благодарить дорогого старца за чудесное исцеление.
http://www.fatheralexander.org/booklets/english/chudesa_e.htm#_Toc75662183
Житие преподобного Серафима Саровского, митрополита Антония Сурожского
https://iconandlight.wordpress.com/ 18.07.2018/житие-преподобного-серафима-саровского-митрополита-антония-сурожского/
Преподобный Серафим Саровский, Святитель небесной Радости и Мира .
https://iconandlight.wordpress.com/2018/01/01/святой-серафим-саровский-святой-небесной-радости-и-мира/
Тропарь преподобному Серафиму Саров, глас 4
Т Христа возлюбил еси от юности твоей, блаженная, и Ему одному желая трудиться, подвизался еси в пустыне с непрестанною молитвою и трудом. С покаянным сердцем и великой любовью ко Христу умилостивлена ты Богородицей.