Святой лазарь кипр от чего помогает: Церковь Святого Лазаря в Ларнаке на Кипре.

Церковь Святого Лазаря: Кости, вода и воск

Ларнака похожа на облагороженный Крым. Здесь кормят гамбургерами и креветками. Здесь приносят меню, написанное на русском языке. Здесь под немилосердно палящим солнцем жарятся массивные мужчины с килограммовыми золотыми цепями, в которых сложно не узнать русских туристов. Рядом сверкают силиконовыми бюстами и губами их жены. На каждом углу вас приветствует русская речь.

В Ларнаке жарко. Настолько жарко, что посещение туристических достопримечательностей может привести к серьезному солнечному удару. Настолько жарко, что асфальт под ногами становится мягким — того и гляди провалишься в древний горд Китион, на руинах которого вырос современный курорт.

В Ларнаке праздник не заканчивается никогда. Не взирая на 45-градусную жару, туристы отчаянно пьют местное пиво и тают в потоках горячего воздуха от вентиляторов.

В Ларнаке есть свой замок и свой древний акведук. Свой затонувший фрегат, прельщающий дайверов со всего света, и свое поселение эпохи неолита. Мечеть, где по преданию похоронена приемная мать пророка Мухаммеда, и соляное озеро, высыхающее летом, а осенью дарующее приют сотням и сотням розовых фламинго.

Легенда гласит, что некогда на месте этого озера цвели виноградники. Святой Лазарь (тот самый, что вернулся к жизни уже порядком подразложившись, волею Иисуса Христа), прогуливаясь неподалеку, попросил у хозяев кисть винограда, а когда ему отказали, изрек, что отныне земля будет проклятой. На следующий день плодотворные виноградники обратились в соляное озеро. Впрочем, жители Ларнаки простили святому эту пакость и, стоило ему умереть во второй (и в последний) раз, схоронили его тут же в городе, а много позже, над могилой построили церковь — всемирно известную Церковь Святого Лазаря. Церковь была воздвигнута в IX столетии, несколько раз реконструировалась и стоит до сих пор. Гробница святого, что находится под церковью, на греческом языке называется «ларнакс» — саркофаг. Отсюда и название города. Знали бы краснолицые распаренные туристы, что город, в котором они веселятся, прозван Могилой…

В 890 году, в городе-могиле было обнаружено захоронение, надпись над которым гласила: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Полагаю, пояснять, почему Лазарь был прозван четверодневным, излишне. По указу императора Льва VI, мощи Лазаря были перевезены в Константинополь.

Во время крестовых походов часть мощей была отправлена в Марсель. Позже это послужило источником легенды, что Лазарь проповедовал во Франции, где и стал епископом.

С XIII по XVI век храм принадлежал Римско-католической церкви. С южной стороны к нему пристроили портик в готическом стиле. Чуть позже, во времена Османской империи, церковь Лазаря превратили в мечеть, и три ее купола с колокольней были уничтожены. Затем предприимчивые турки продали ее православной церкви и она использовалась равно как для православных, так и для католических служб. В 1857 году колокольню восстановили.

Сама церковь являет собой трехнефное сооружение. Особое внимание следует уделить потрясающему иконостасу, созданному в XVIII веке и состоящему из 120 икон.

В 1970 году церковь сильно пострадала от пожара. Особенно досталось внутреннему убранству храма. Пострадал и легендарный иконостас. Позже он был восстановлен, однако не полностью. На месте некоторых икон до сих пор чернеют обугленные пятна.

Во время восстановительных работ под храмом обнаружили мраморный саркофаг с останками, идентифицированными как мощи Лазаря. Выходит, в Константинополь вывезли не все кости.

Голова Лазаря и несколько костей выставлены на обозрение прихожанам и туристам.

В истории воскрешения Лазаря сценарных дыр больше, чем даже в самых сомнительных голливудских фильмах. Иисус был скуп на чудеса, совершая их по необходимости, но тут, расщедрившись, решил воскресить покойника, который уж четыре дня как лежал в могиле и по утверждению родичей — смердел. Стоило Лазарю вернуться к жизни, как вездесущие иудеи вознамерились его умертвить (возможно, выстрелом из пращи в голову, на всякий случай). Святой уехал в Китион, где и получил сан архиепископа. Там он правил и принимал высоких гостей, в частности, Богоматерь собственной персоной. Она даже связала ему белый архиепископский паллиум.

Согласно преданию, в 392 году на месте захоронения Лазаря нашли легендарную икону Кипрской Божией Матери. На ней изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках.

Спустя 30 лет воскресший Лазарь снова умер. И теперь от него остались лишь кости, да обтянутая коричневой пергаментной кожей голова (из украшенного каменьями ларца торчит лишь макушка святого — все прочее благоразумно скрыто от взоров особо впечатлительных посетителей).

Согласно легенде, святой Лазарь и после смерти помогает людям, молящим об исцелении. Под храмом, в темном, влажном склепе хранится саркофаг, в котором нашли мощи Лазаря. Тут же рядом — источник целебной воды.

Верующие в поисках чуда спускаются в склеп, бьют поклоны перед иконой Лазаря. В качестве доказательств исцеления оставляют по традиции восковые слепки тех частей тела, за которые молились. Здесь можно найти восковые головы, а также ноги, более напоминающие изогнувшихся в агонии червей, руки и внутренние органы. А перед самой иконой Лазаря, завернутые в газету, лежат длинные свечи.

Несмотря на то, что в склепе святого нет человеческих останков, он оставляет гнетущее, неприятное впечатление. Кажется, что уродливые слепки из воска за спиной оставлены здесь вовсе не в качестве благодарности, но из куда более черных побуждений. Давит низкий потолок. Вид пластиковых стаканчиков с недопитой святой водой вызывает желание как можно скорее убраться из этого прохладного подвала и снова оказаться в доменной печи Ларнаки, под ярким, безжалостным южным солнцем.

Менее всего хотелось бы мне оскорбить чувства верующих. Но вот уже не в первый раз, оказываясь в подобных местах, будь то пещеры Киево-Печерской Лавры или Церковь Святого Лазаря, я чувствую не благодать, разлитую в воздухе, но почти животный ужас. Нет ничего божественного в выставлении напоказ мертвецов. Древними демонами веет от размякших восковых голов. В темных углах склепа чудятся черные, наполненные противоестественной жизнью тени. Словно бессметные могильные черви, разжиревшие на миллионах разлагающихся трупов.

Они жрут наш страх.

Примечание автора: К сожалению, фотографии, сделанные в темном помещении на средней руки телефон, вряд ли могут порадовать взыскательного читателя, но выбирать не приходится…

Мощи святого праведного Лазаря Четверодневного. Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь / Монастырский вестник

Лазарева суббота, 17/30 октября

Милостью Божией, в 2004 году состоялось паломничество на Кипр и стало возможным поклониться цельбоносным мощам святого Лазаря, друга Господня. Матушка с сестрами имели в душе благочестивое желание хранить в своей обители частицу святых мощей почитаемого святого. С этой целью было даже подготовлено обращение, отправить которое не получилось по обстоятельствам времени, но в «небесной канцелярии» письмо все же было «зарегистрировано», и в 2012 году, через 19 лет после первой Литургии в обители, святой праведный Лазарь благоволил посетить древнюю девичью обитель в своих мощах. В начале июня 2012 года Святейший Патриарх Кирилл совершил визит в братскую Кипрскую Православную Церковь, и Блаженнейший архиепископ Кипрский Хризостом II в знак братского общения двух Церквей преподнес Его Святейшеству драгоценный дар — икону святого праведного Лазаря Четверодневного и ковчег с большой частицей его святых мощей, с настоятельным пожеланием, чтобы святыня хранилась в большом храме с открытым доступом паломников для поклонения. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Зачатьевский монастырь был избран для принятия ковчега со святыней. 11 июня 2012 года в обители состоялась торжественная встреча делегации Кипрской церкви, сопровождавшей ковчег с частицей мощей святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского

Вечером совершили Всенощное бдение с литией в честь праведного Лазаря. К 21.00 в соборе собрался сонм московского духовенства (около 100 священников). В конце службы крестным ходом священнослужители и монашествующие вышли на площадь перед святыми вратами монастыря, к памятнику святителя Алексия, митрополита Московского. Весь собор, соборная площадь и площадь перед монастырем были наполнены благочестивыми богомольцами, приехавшими помолиться и приложиться к святым мощам. В благоговейной тишине все ожидали и наконец дождались прибытия святых мощей. С того благословенного дня ковчег с мощами святого Лазаря Четверодневного хранится в монастырском соборе, где перед ним служатся молебны, читается акафист.


К многоцелебным мощам праведного Лазаря обращаются многие , особенно те, кто находится в состоянии тяжкого уныния и отчаяния, и святой неизменно помогает всем, укрепляя дух и умножая веру. Святой Лазарь вместе со своими святыми сестрами — праведными Марфой и Марией, является также покровителем странноприимства и других дел милосердия.

В Зачатьевском монастыре с особым благоговением и любовью почитают святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского. Почитание этого удивительного святого, друга Божия, восходит к самому началу возрождения обители, когда 10 апреля 1993 года, на Лазареву субботу, в Надвратном храме Нерукотворного Образа Спасителя, первом монастырском храме, переданном сестринской общине, была совершена Божественная Литургия, впервые после семидесяти лет запустения и гонений.

Так святой праведный Лазарь стал Небесным покровителем монастыря. Празднуемое в тот памятный день Воскрешение Лазарево прообразовало собой воскрешение монашеской жизни в стенах древнейшей девичьей обители Москвы. Насельницы монастыря обращались в молитвах к святому праведному Лазарю о благодатной помощи в трудах внешних, и еще более во внутреннем молитвенном делании, трезвении и покаянии.

Святыня монастырей

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

дата основания:

1360 год

Москва, 2-й Зачатьевский переулок, 2с13

Кипр соблазнит туристов костями святых

Мишель Камбас, Дина Кириакиду список желаний.

Кипрский ребенок целует маленькую серебряную шкатулку, в которой, как полагают, находится череп Святого Лазаря в церкви Святого Лазаря 9-го века в Ларнаке на этом архивном фото от 31 марта 2007 года. REUTERS/Andreas Manolis

Но средиземноморский остров Кипр, более известный как крупный европейский курорт, наполненный солнцем и морем, полон решимости углубиться в свое богатое культурное наследие и использовать зарождающийся — и более полезный — рынок религиозного туризма.

«Мы больше, чем просто пляж с песком, морем и сексом», — сказал Джордж Михаэлидес, председатель Ассоциации культурного и специального туризма.

Официальные лица отрасли говорят, что около 100 000 из 2,5 миллионов туристов острова уже приезжают посмотреть на культурные и религиозные памятники, а рынок значительно вырос после того, как бестселлер Дэна Брауна «Код да Винчи» сделал религиозные квесты популярными.

«Кипр всегда ассоциировался с религией. В прежние времена ни один корабль не шел в Святую Землю, не останавливаясь на Кипре. Мы известны как остров святых», — сказал Михаэлидис.

По данным Всемирной туристической организации, от 300 до 330 миллионов паломников ежегодно посещают ключевые религиозные объекты мира. Кипр стремится откусить большой кусок от этого растущего рынка и поддержать основную промышленность острова.

В сотрудничестве с могущественной церковью Кипра и туристическими властями впервые этим летом начинаются религиозные туры.

«На таком маленьком пространстве на Кипре огромное количество памятников, — сказал Вакис Лоизидес, сотрудник по туризму Кипрской туристической организации (CTO). «Особые отношения острова со святыми, такими как Лазарь и Елена, делают его очень привлекательным».

Посетители могут совершить экскурсию по следам святого Павла, который путешествовал из Антиохии на Кипр в 45 г. н.э., и посетить столп в городе Пафос, где он был замучен и, согласно его второму посланию к Коринфянам, отдан «сорок плюс один удар плетью» за проповедь христианства.

Или они могут посетить церковь Святого Лазаря, который, согласно церковному преданию, прибыл на Кипр после своего воскрешения Христом и служил на острове епископом.

Большая часть его костей была отправлена ​​в Константинополь в 9 в.го века, но верующие могут увидеть его череп, выставленный в стеклянной шкатулке в церкви.

DA VINCI CODE

«Мы наблюдаем рост спроса», — сказал Ангелос Милонас, менеджер Mantovani Plotin Travel. «После «Кода да Винчи» у людей появляется интерес к греческим православным церквям».

Разбросанные по горам Троодос, 10 средневековых кипрских церквей с деревянными крышами, внесенные в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО за их потрясающие настенные росписи, находятся в верхней части списков многих религиозных туристов, добавил он.

«Туристы уже знают, куда они идут и что хотят увидеть. Они очень начитаны, знают места, о которых даже мы не знаем», — сказал Милонас.

Кампания туристического бюро на сумму 300 000 кипрских фунтов (700 000 долларов США), частично финансируемая Европейским союзом и правительством Кипра, предназначена в первую очередь для путешественников из Греции и православных стран бывшего коммунистического блока, таких как Россия, а также для православных общин в Соединенных Штатах. , Великобритании и Австралии.

СТО издает путеводители по религиозному туризму на нескольких языках, а также планируется организовать передвижную выставку православных артефактов.

РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕРПИМОСТЬ

Чиновники говорят, что помимо большого количества святынь, созданных на протяжении тысячелетий, сравнительное преимущество Кипра заключается в том, что здесь находятся памятники различных религий, в том числе одна из самых важных исламских мечетей, Хала Султан Текке 648 г. н.э. в городе Ларнака. .

«Кипр терпим к различным догмам. Туристы могут увидеть сосуществование мусульманских и православных памятников. Это очень необычно», — сказал Лоизидес.

Он сказал, что церковь, изначально скептически относившаяся ко всему, что связано с туризмом, который она связывала с непристойным поведением, теперь стремится продвигать «религиозные культурные туры». Он сотрудничает в планировании фестивалей и церемоний, чтобы туристы могли их посетить.

«Существует международный интерес к религиозному туризму. Учитывая насилие и войны в мире, существует убеждение, что при правильном развитии это может привести к диалогу между культурами», — сказал он.

Другие жители Кипра рассматривают развитие религиозного туризма с более практической точки зрения.

«Это поможет разнообразить продукт острова, изменить его имидж», — сказал Михаэлидис. «Эти люди приезжают не в сезон и остаются дольше, чем средний турист. Они лучше тратят деньги, которые ходят повсюду, а не только из отеля в паб».

Четыре святых места на Кипре

Полутропический пейзаж в Ларнаке, Кипр, недалеко от мечети Хала Текке Султан (Харрисон Блэкман, 2021)

«Как и на протяжении веков все народы истории встречались на Кипре , неудивительно, что Кипр также был местом встречи мифических традиций, связанных с их культом».

Так написал Христос Хараламбус, учитель панкипрской средней школы, в британском путеводителе по Кипру 1947 года под редакцией L. & H. A. Mangoian.

Кипр, как остров, примыкающий к Святой Земле, естественным образом стал свидетелем некоторых основных движений в религиозной истории. От зари многобожия до подъема христианства и ислама многие религиозные памятники усеивают ландшафт.

В этом посте мы рассмотрим четыре интересных образца кипрского религиозного наследия — храм Афродиты в Аматусе, церковь Святого Лазаря в Ларнаке, мечеть Хала Султан Текке в Ларнаке и мечеть Лала Мустафа. Собор Святого Николая в Фамагусте.

Столпы храма Афродиты в Аматусе, недалеко от Лимассола, Кипр. (Харрисон Блэкман, 2021)

Аматус был древним городом на побережье недалеко от современного Лимассола. Предание гласит, что Афродита, богиня любви, родилась из морской пены недалеко от Пафоса, и здесь, в Аматусе, был храм, посвященный ее поклонению.

Поклонение Афродите пришло на Кипр с Ближнего Востока в образе Астарты, финикийской богини, связанной с вавилонской богиней Иштар. (Подробнее об Афродите в следующем посте.) В кипрских каменоломнях не было мрамора, поэтому храм был построен из самого распространенного строительного материала — песчаника. Религиозная деятельность в Аматусе, по-видимому, была настолько важна в римские времена, что «Аматусия» часто становилась заменой термина «киприот».

Сегодня Аматус представляет собой раскопки всего в нескольких минутах езды от бурно развивающегося Лимассола, тихое напоминание о давно потерянных временах.

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке — одно из тех мест, которые, как вы себе представляете, могут быть представлены в «Удивительной гонке». (Харрисон Блэкман, 2021 г.)

Возвращение из мертвых, само собой разумеется, может вызвать некоторые опасения. Согласно преданию, после того, как Иисус воскресил Лазаря, его выгнали из города в Иудею — против его жизни были заговоры. (Представьте, что вас воскресили из мертвых и окружили люди, которые просто хотели убить вас снова и снова).

Итак, Лазарь прибыл на Кипр (альтернативная традиция утверждает, что он переехал в Марсель, Франция). Ему нужна была работа, и Павел и Варнава нашли ему работу — епископом Китиумским. Он прожил еще тридцать лет до своей второй и последней смерти. Говорят, что он никогда не улыбался после своего воскресения — не после того, как стал свидетелем страданий, которые он видел в подземном мире.

Лазаря похоронили в Ларнаке. Его останки были перевезены в Константинополь в 890 г. н.э. в обмен на строительство на этом месте церкви Святого Лазаря.

Церковь Святого Лазаря действует до сих пор; османы продали объект обратно греческой православной церкви в 1589 году, после того как османы изгнали там католиков в связи с поражением венецианцев.

Когда я был в ноябре 2021 года, туристы забирались в якобы пустой саркофаг Святого Лазаря и фотографировались в позе трупа. Таким образом, Лазарь живет в третьем варианте Instagram.

Мечеть Хала Султан Текке расположена на краю солончака, в пейзаже, похожем на картину. (Харрисон Блэкман, 2021)

Леди Умм Харам занимает интересное место в истории Кипра. Тетя пророка Мухаммеда (приемная сестра его матери), Умм Харам была богатой и предприимчивой женщиной, дожившей до глубокой старости.

Согласно традиции, однажды ночью, когда пророк остановился в доме Умм Харам, ему приснился сон о том, как его товарищи плывут по морю «как цари». Харам была заинтригована — очевидно, она интересовалась парусным спортом.

Итак, это было в 694 г. н.э., спустя много времени после смерти пророка, когда арабы начали военно-морское нападение на Кипр, Умм Харам, которой сейчас было за восемьдесят или девяносто, присоединилась к ударным силам. В Ларнаке она ехала на муле, но мул споткнулся, и Умм Харам упала и умерла.

На месте ее гибели была возведена мечеть, ныне известная как Хала Султан Текке. Считается, что это, пожалуй, третье по важности место во всем исламе. К загадке этого места добавляется то, как оно соседствует с Соленым озером Ларнаки, и тот факт, что оно было построено на вершине памятника бронзового века.

Согласно Руперту Ганнису в его классическом путеводителе Исторический Кипр , «Текке хорошо видна с моря, и все проходящие турецкие суда опускают свои флаги в знак уважения к одному из самых святых мест в [мусульманском ] мир.»

Осмотр мечети Хала Султан Текке. (Харрисон Блэкман, 2021 г. ) Мечеть Лала Мустафа / Собор Святого Николая является захватывающим и уникальным памятником двух религий. (Харрисон Блэкман, 2021 г.)

г. После того, как европейские крестоносцы потеряли свои недолговечные королевства на Святой земле (в частности, Акко и Иерусалим), Кипр и его порт Фамагуста стали центром торговли и судоходства, соединяющим Восток и Запад, торговый канал был непревзойденным, пока португальцы не открыли торговый путь в Индию, обогнув мыс Доброй Надежды.

Впечатляющее богатство французской династии Лузиньянов на Кипре и местных купцов также породило впечатляющую архитектуру. Католический собор Святого Николая был одной из нескольких монументальных церквей, построенных в знаменитом порту, и именно здесь французские лузиньянские короли Кипра были коронованы как «короли Иерусалима» (несмотря на то, что Иерусалим был потерян много десятилетий и столетий назад).

Построенный между 1299 и 1328 годами, собор поражает своим фасадом из песчаника и подробным готическим орнаментом. Разрушенные башни, поврежденные землетрясениями, и добавленный минарет в углу придают собору уникальный вид. После того, как османы захватили город, он был превращен в мечеть.

С 1954 года мечеть носит имя Лалы Мустафы, непостоянного османского командира во время вторжения на Кипр, чье жестокое обращение с венецианским полководцем Брагадином стало легендой. Достаточно сказать, что большая часть истории острова кажется страницами, вырванными из «Игры престолов» — или наоборот .

Здание было отреставрировано под руководством Джорджа Джеффри, британского куратора древних памятников в начале 20 века. Памятник остается впечатляющим примером того, как религиозная архитектура была адаптирована различными геополитическими силами, которые контролировали Кипр.

Свет золотого часа озаряет интерьер мечети Лала Мустафа / Собора Святого Николая. (Харрисон Блэкман, 2021 г.)

Это девятый пост в The Cyprus Files , серии информационных бюллетеней ограниченного тиража The Usonian , в которой рассказывается о моем опыте Фулбрайта на Кипре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *