Театр музей сальвадора дали в фигерасе – Театр-музей Дали в Фигерасе — вершина «треугольника Дали»

Театр-Музей Дали в Фигерасе | tatlm.ru

«Я хочу, чтобы мой музей был бы монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон».

Иногда приснится такое, что без сонника и похода к гадалке не разобрать. А сон с далистическими образами и того подавней: голову можно сломать, мозг вывернуть наизнанку, где серое вещество «поплывет» подобно картине Дали «Время течет».

Чтобы таких «Головных» оказий не произошло, воспользуемся толкователем снов Дали. Его составителем является Антони Пичот – близкий друг и соратник Дали,  нынешний директор театра-музея в Фигерасе. Антони удостоился той редкой возможности увидеть представление сновидений Дали по ту сторону сцены.

Автор книги «Театр-музей Дали в Фигерасе» А. Пичот с готовностью проведет нас за кулисы театра Дали, на сцене которого разыгрывается сюрреалистический спектакль, который для неподготовленного зрителя будет постановкой иноземных существ.

Благодаря сурдопереводу Печота мы увидим драматические ситуации, скрытые от зрителя, понаблюдаем противоборство актеров, занятых в спектакле, и постигнем то, как, подчиняясь властным указаниям режиссера Дали, это противоборство подавляется, страсти утихают и нашему взору предстает более ли менее ясный феномен Дали.

Вход в театр-музей Дали

Этот толкователь еще тем ценен, что Дали отрицал наличие экскурсоводов в своем театре-музее в Фигерасе. Поэтому не поленитесь, прочитайте эту программу перед началом представления, и уверяю вас спектакль от этого будет еще интереснее. Ибо универсум Дали требователен к посетителю, и требует от него фантазии, ясности взора, жажды знаний.

А теперь позвольте увлечь вас в театр-музей Дали в Фигерасе, музей творчества Дали, жизнь которого была так похожа на театр.

Театр начинается… с очереди!

«Каждый человек должен воспринимать музей как законченное произведение искусства наподобие текста Раймонда Русселя, изобилующего информацией, но полностью лишенного подробных объяснений. Иными словами, каждый может делать из увиденного выводы, наиболее близкие его психике и космогонии.»

Известно, что театр начинается с гардероба. Знакомство же с театром-музеем Дали начинается еще с улицы: с площади «Гала-Сальвадор Дали». Художник завещал, чтобы первым этапом на пути паломничества в храм-музей Дали была…очередь! Воля усопшего добропорядочно соблюдается: толпы народа собираются у музея: кто в очереди на свидание с Дали, кто-то уже отстрелялся и почивает на лавочках, пытаясь переварить увиденное.

Маскарадные костюмы от Диора, созданные по рисункам Дали, 1951

В любом случае приобщение к сновидению Дали начинается с фасада здания и прибрежной площади. Напротив главного фасада театра-музея Дали установлен памятник гению каталонской мысли Франсеску Пужольсу (друг семейства Дали), где начертано его высказывание «Каталонская мысль всегда рождается заново и живет в своих простодушных могильщиках». Интересна и композиция монумента: корневище столетнего оливкового дерева, в нем фигура в белой римской тоге, увенчанная золотым яйцом-головой, опирающейся на руку, в позе, подобной «Мыслителю» Родена. В скульптурную группу также включен мраморный бюст римского патриция с небольшой бронзовой головкой самого Франсеска Пужольса, напоминающей еще одного друга семьи — Пепито Пичота. Не забыта и наука, представленная символом атома водорода.

На соседней площади находится вторая скульптура «Памяти Ньютона», воздающая дань этому ученому и открытой им силе тяжести, представленной свисающим с маятника яблоком-шаром.

В одном из углов площади помещен «Телевизионный обелиск» Вольфа Фостеля — первого

Кибернетическая принцесса из печатных микросхем, отгороженная раздвижной шелковой ширмой с восточными мотивами

европейца, создавшего концепцию окружающей среды («environment») и устраивавшего первые на нашем континенте «хеппенинги». Эта скульптура представляет собой некий монолит из четырнадцати телевизоров, завершенный женской головой.

Хеппенинг включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария.

Верхушку здания венчают подобно короне позолоченные манекены в стиле ар деко. Края центрального фасада замыкают фигуры, в руках которых атом водорода – вечный образ, символизирующий любовь Дали к науке.

Верхний карниз венчают 4 фигуры с хлебом на голове и с костылями. О, костыль несет весомую смысловую нагрузку в творчестве Дали (вы найдете сий элемент в каждом втором творении гения).

«Потребовались бы кучи и кучи костылей, чтобы придать всему этому прочный вид. Костыли, фиксирующие экстаз отдельных жестов особой элегантности, костыли, превращающие в архитектуру ускользающее движение хореографического прыжка».

А посередине прекрасных дам расположился водолаз в скафандре. В сиим облачении Дали выступал на открытии Всемирной выставки сюрреализма в Лондоне, которая могла закончится трагически для Дали, ибо он чуть не задохнулся в нем. Этот бесстрашный водолаз знаменует посетителям театра-музея Дали погружение в глубины подсознания. Ну что, нырнем?

Театр-музей Дали в Фигерасе

«Музей — вот цитадель кретинизации. Посетители мечутся, картины висят, таблички перепутаны, искусствоведы что-то там исследуют, психоаналитики выясняют, когда я был на грани помешательства, а когда за гранью… Обворожительное зрелище!»

Бывшее здание муниципального театра было свыше предначертано Дали. Видать для него оно и сгорело (пожар случайно устроили солдаты марокканцы франкистской армии в 1939 г.), чтобы переродиться в музей Дали.

«Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? Где же еще? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви, в которой я был крещен, а вы знаете, что я католик до мозга костей; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, я впервые выставил свои живописные работы»

Театр-музей Дали открыл свои двери для посетителей 28 сентября 1974 г. после множества трудностей, препятствий и волокит, при неизменной поддержке города и его мэра и благодаря упорству Дали. Музей подобно живому организму рос и развивался вплоть до кончины Сальвадора. Музей Дали – последний его шедевр и абсолютный венец его творчества.

Дали жил в музее с 1983 года до своей смерти 23 января 1989 г. Здесь же он и захоронен под куполом музея.

Представление начинается!

Вот мы и внутри! Незаурядные работы, нехронологическое размещение которых подчеркивает выражаемые в них понятия и идеи. Дали отходит от веяний моды, наполняя его пространство намеками, заявлениями и провокациями, способными заинтересовать любого посетителя-зрителя. Мы знакомимся с Дали, любящим розыгрыш, мистицизм, театральность, поклоняющимся науке.

Не пытайтесь понять увиденное, не ищите сакральный смысл экспонатов театра-музея Дали. Он все равно вас запутает. Все же внесем кое-какие ясности, нам же надо растолковать сон!

Вот некоторые из экспонатов-массовки сна!

Первая загадка поджидает нас у лестницы, ведущей на верхние этажи. Здесь голова китайца помещена в фигуру петуха на человеческих ногах. Это Дали намекает на фильм Хосе Монтеса Бакера «»Впечатления о Верхней Монголии» (1975 г.).

величайший сюрреалистический памятник в мире (по мнению Дали)

Внутренний дворик-сад под открытым небом венчает величайший по мнению Дали сюрреалистический памятник в мире.  Это вертикальная инсталляция с внушительным кадиллаком. Скульптура Эрнста Фукса «Великая Эсфирь» изображает женскую фигуру, тянущую цепями колонну Траяна из автомобильных шин — дань римскому императору, выходцу из античной Испании. Мраморный бюст Франсуа Жирардона и «далинизированный» «Раб» Микеланджело, лодка Гала и черный зонт.

Вы наверное уже устремились к огромному кадиллаку. Это скульптурная группа «Дождливое такси» была создана (случайно) по случаю Всемирной выставки сюрреализма в Париже. Дали шел по холодному и дождливому городу. Промок до нитки. А мимо в теплых салонах такси проносились довольные лица. Дали решил установить справедливость в своем далийском стиле «Пусть дождь несчадно мочит всех в такси, а вокруг светит солнце и тепло». Сказано-сделано. Перед вами скульптурная группа «Дождливое такси».

На капоте красуется вышеупомянутая «Великая Эсфирь», внутри кадиллака расположились манекены и виноградные улитки. Если опустить монетку в слот, то скульптура начнет оправдывать свое название: из сложного сплетения труб внутри кадиллака пойдет дождь на радость улиткам.

Лодка, принадлежавшая Гала вместе с зонтом увенчивающая все сооружение, удерживается в равновесии благодаря костылям. На фоне колонны из шин выделяется изящный мраморный бюст Франсуа Жирардона, скульптора, руководившего оформлением Версаля, а над бюстом можно увидеть выкрашенного в черный цвет «Раба» Микеланджело, «далинизированного» с помощью автомобильной шины. Стоит обратить внимание на имитацию капель воды, рядами висящих под килем лодки: это презервативы наполненные краской, и на уже упомянутый черный зонт, который с каждой опущенной посетителем монетой открывается и закрывается.

Капли воды под килем лодки наполненные краской презервативы — и это символично . Ибо по словам Дали, на этой лодке Гала охотилась на молодых мужчин, скрывающихся от уже немолодой музы художника.

Из стен внутреннего дворика торчат обуглившиеся балки — по мнению Дали, следствие очистительного пламени, из которого, не стоит забывать, родился будущий Театр-Музей (согласно желанию художника, следы пожара были сохранены).

Аппетитный зад скульптуры Эрнста Фукса «Великая Эсфирь»

У центрального входа во внутренний двор по обеим сторонам стоят настоящие фонари парижского метро, созданные по проекту архитектора Эктора Гимара и установленные на опору из окаменелых пиренейских улиток.

Ванная на потолке в зале Мэй-Уэйт

В простенках между центральными окнами красуются 4 чудища, сооруженные по принципу «из того, что было»: улитки, камни с мыса Креус, срубленные ветки платанов с бульвара Рамбла в Фигерасе, которые Дали решил пустить в дело, обломки горгулий из соседней церкви Святого Петра, тоже горевшей в Гражданскую войну, старое блюдо, найденное в муниципальном парке, и выдвижные ящики старой меблировки мэрии Фигераса, которые, по мнению Дали, всегда хранят в себе информацию. Справа расположилось мужское существо, слева, более декоративное, представляет собой женское начало. У двух боковых нет тел, однако есть руки, сложенные крестом. В теплые августовские вечера, когда разрешены вечерние сеансы посещения театра-музея, они выполняют еще и функцию фонтанов, еще в это время года в музее можно посмотреть видеофильмы, посвященные Дали.

Задник, который Дали написал маслом для декораций к балету «Лабиринт» по мифу о Тезее и Ариадне

Пандусы из белого мрамора ведут нас дальше: за стеклянной стеной открывается сцена под куполом. Опорный свод завершают 16 гипсовых скульптур – защитники музея. На стене справа хозяйничает властелин дождя. Этот титан с кубической головой отжимает синюю простыню. Его образ зародился в воображении Дали, ассоциируясь с потеками на стене, превращенными в льющуюся из мокрого белья воду. Слева же две огромные ручища держат белую простыню. Все это очень смахивает на Сикстинскую капеллу (громко сказано), однако в отличие от той, эту можно снимать и менять местами.

Главенствует над сценой огромный задник, который Дали написал маслом для декораций к балету «Лабиринт» по мифу о Тезее и Ариадне. Премьера этого балета с декорациями и костюмами Дали состоялась в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в 1941 г. Здесь огромная композиция изображает бюст со сквозным проемом в груди, в котором виднеется фантасмагорический пейзаж с кипарисами в духе «Острова мертвых» Беклина, а срывающиеся в море скалы напоминают о мысе Креус, неизменно присутствующем в произведениях художника.

Справа привлекает внимание огромное полотно с фотоэффектом «Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна» — очередное свидетельство дара предвосхищения, свойственного Дали, — перед нами первое оцифрованное живописное изображение.

Поднявшись по лестнице, ведущей из помещения под куполом на первый этаж, мы попадаем в Зал Мэй Уэйт, один из самых известных залов Театра-Музея. Глазами изображения служат увеличенные отретушированные фотографии картин пуантилистов с видами Парижа; нос — это камин с поленьями; парик, вошедший в книгу рекордов Гиннесса, был сделан известным парикмахером Льюисом Льонгерасом; и наконец,

Копия «Ретроспективного женского бюста» 1933

следует отметить диван-губы, идею которого Дали воплотил еще в 1937 году в образце, выставленном в парижском магазине своей знакомой, дизайнера Эльзы Скиапарелли.

Репродукция Джоконды с усами и непристойной аббревиатурой «L.H.O.O.Q.». Дали пояснял касательно сего произведения, что оно было подвергнуто «ультраинтеллектуальной атаке движения Дада, В 1919 году Марсель Дюшан пририсовал Джоконде усики с бородкой, а ниже подписал ставшее известным сокращение «L.H.O.O.Q..» (у нее в заду свербит)».

Чтобы воспринять всю эту оптическую игру в целом, зритель должен подняться на лестницу, завершаемую верблюдом, подаренным художнику фирмой «Кэмел». К верблюду подвешена уменьшающая линза, в которой и возникает лицо Мэй Уэйт.

Ошарашенные после увиденного, не спешите покидать комнату, поднимите голову: на потолке мы видим перевернутую вверх ногами ванную комнату, установленную Дали в 1977 году.

Дали часто повторял, что вид на сцену из окон галерей был одним из главных удовольствий, доставляемых ему Театром-Музеем. Последуем его совету. Здесь можно увидеть гипсовую скульптуру, изображающую дремлющую в кресле-качалке старуху, копию картины Бугеро «Нимфы и сатир» и своего рода антропоморфный гипсовый лежак, похожий на скелет, привезенный из дома художника в Порт-Льигате.

Зал дворца ветров представляет своего рода жилище художника: слева мастерская,

справа – спальня, в центре – его работы. Особое внимание стоит уделить росписи на потолке.  Глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака, небо и две поднимающиеся в воздух фигуры, но на самом деле это — чисто театральный эффект, поскольку вместо неба мы видим землю, а вместо земли — море.

 

Дали был первым художником, проводившим голографический эксперимент в чисто художественных целях, и ради этого даже сотрудничал с лауреатом Нобелевской премии по физике Денисом Габором.

«Сюрреалистический объект с символическим функционированием».
Дамская туфелька, в которой стоит стакан с теплым молоком в центре нежного пирожного цвета экскрементов. Механизм состоит в погружении кусочка сахара с нарисованной туфлей в целях наблюдения за его растворением и соответственно, за движением изображения туфли в молоке. Различные элементы (прилипшие к сахару лобковые волоски, маленькая эротическая фотография) дополняют этот объект, сопровождаемые коробком со сменным куском сахара и особой ложкой для размешивания дробинок в туфле.

Вы оказались в темной-темной комнате. Не пугайтесь, это зал Темпьетто Браманте. Дали хотел создать атмосферу таинственности и полностью лишил его дневного света, наглухо закрыв окна светонепроницаемой тканью.

В центре помещения возвышается впечатляющая инсталляция, увенчанная большим раскладной стеклянной перегородкой. Это макет стены из 36 квадратов прозрачного метакрилата, что предназначалась для отделения зоны партера от сцены и должна была одновременно превращать музей в «святую кибернетическую капеллу».

Внизу под панно находится «Кибернетическая принцесса» — погребальное одеяние из печатных микросхем, созданное в подражание костюму принцессы Доу Вань (II в. до н.э.), состоящему из скрепленных нефритовых пластин (захоронение Доу Вань было обнаружено в 1968 году при раскопках в городе Линьтунь китайской провинции Шэньси).

Дали — ювелирных дел мастер

В 1999 году Фонд «Гала-Сальвадор Дали» приобрел коллекцию ювелирных изделий, сделанных по эскизам Дали и принадлежавших собранию Оуэна Четэма. В темном зале демонстрируются восторженному взору посетителей и сами ювелирные изделия, и эскизы к ним. Драгоценности образуют оригинальную коллекцию работ, связанных единой идеей. В этих творениях ювелирное ремесло соединилось с искусством скульптуры и живописи. В большинстве своем эти изделия не предназначены для ношения, и драгоценные камни использованы как художественные элементы.

«Украшенные драгоценностями работы  созданы, чтобы услаждать взор, поднимать дух, пробуждать воображение и выражать убеждения. Без публики, без присутствия зрителей эти драгоценности не выполнят своего предназначения. Таким образом, зритель становится окончательным творцом. Его взгляд, его сердце, его ум, сливающиеся воедино и с большим или меньшим пониманием улавливающие намерение создателя, дают им жизнь».

«Королевское сердце» (1953), механизм, способный биться.

Первые задуманные Дали и воплощенные в жизнь ювелирные изделия можно отнести к сюрреалистическому этапу, другие — к мистико-ядерному периоду, а последние включают движение и механику: от мягких часов «Постоянства памяти» (1949) до креста «Свет Христа» (1953) и «Королевского сердца» (1953), механизма, способного биться.

В ювелирных изделиях в большей или меньшей степени всегда присутствует символика Дали. Брошь с названием «Постоянство памяти», недвусмысленно воспроизводящая знаменитую картину 1931 года, может послужить тому самым очевидным примером. Эти часы, которым можно приписать столько значении, являются неизменным элементом на протяжении всего творческого пути художника. Ход времени также наглядно присутствует в «Оке времени» (1949): образ глаза уже увековечивался, хотя и в совсем иной манере, в фильме Дали и Луиса Бунюэля «Андалузский пес» (1929), а позднее, в 1945 г., в картине Хичкока «Завороженный».

Образ телефона часто появляется в работах Дали; здесь в «Телефонных серьгах» (1949) художник стремится отразить технический прогресс, быстроту современной связи и опасность мгновенного поворота мышления. Вопросы веры, представленные, главным образом, распятием, занимают важное место в ювелирной коллекции. Стоит обратить внимание на отсылки к балету, отчетливо просматривающиеся в работе «Лебединое озеро» (1959), и страсть к визуальным эффектам, проявляющуюся в подвеске «Древо жизни» (1949), в которой в двойном образе просматривается женское лицо.

Также следует отметить интерес к мифологии («Дафна и Аполлон», 1953), всемирной литературе («Офелия», 1953), эпохе Возрождения — безусловно, к Челлини, но также и к Паоло Уччелло («Потир жизни», 1965), к вопросам бессмертия, к фауне и породам минералов и их антропоморфным проявлениям, к миру народной поэзии («Рубиновые губы», 1949), к современности и научно-техническим достижениям («Космический слон», 1961).


Блеск бриллиантов ослепляет нас, и мы просыпаемся. Покидаем музей через тяжелую дверь. Улица встречает нас шумом и толпами туристов, которым еще предстоит путешествие за кулисы театра Дали…

Театр-музей Дали в Фигерасе можно истолковать как грандиозную инсталляцию в духе дионисийских ритуалов с принесением даров, игры и празднеств. Музей приглашает нас стать частью этой игры, напоминая тем самым, что мы одновременно и зрители, и творцы.

А какие эмоции обуревают вас? Какие мысли кишат в вашей голове после увиденного? Что вы чувствуете? Поделитесь в комментариях.

 По материалам книги А.Печота «Театр-музей Дали в Фигерасе»

tatlm.ru

Музей Дали в Фигерасе — воплощенный сюрреализм. Путешествие в мир грёз и фантазий

Самый загадочный художник, сводивший с ума весь мир на протяжении нескольких десятилетий, Сальвадор Дали мечтал о создании галереи, где его работы были бы окружены соответствующими интерьером и атмосферой. Само здание, где публике впервые были представлены работы юного мистификатора, как нельзя лучше подходило для музея самого непостижимого направления в современном искусстве. На момент открытия заведения никто и предположить не мог, что по количеству посетителей это художественное собрание уступит лишь Прадо – главному хранилищу испанских художественных шедевров.

flickr.com/jean-phi_gaist

Музеев Сальвадора Дали в Испании несколько (дом художника в Кадакесе, замок Пуболь), есть собрания работ великого сюрреалиста в США, Франции, Швейцарии. Но ни один из этих музеев не может конкурировать с заведением в Фигерасе, построенном самим маэстро.

Художник и рождение музея

Сальвадор Дали – мастер, сумевший влюбить в свое путанное и необъяснимое творчество консервативную европейскую публику, по сути – создатель целого направления в изобразительном искусстве. Область его творческих интересов – мир фантазий, снов, галлюцинаций и интуитивных образных импульсов. За всеми этими словами скрывается потрясающая способность художника из вполне реальных и понятных каждому деталей создавать совершенно нереальные, фантастические и провокационные композиции. Каждая его картина — ребус, требующий серьезного «разгадывания».

Любимая женщина и куски сырого мяса, слоны на тонких паучьих ногах, «жидкие» часы – это только самые известные комбинации в работах Дали.

flickr.com/20792787@N00

Под стать художнику и его муза, она же жена – Елена Дьяконова, русская светская львица, словно созданная для модернистского мировосприятия и причудливых творческих идей. В историю мирового искусства муза Дали вошла под именем Гала. Их любовь стала источником не только сплетен и заголовков бульварной прессы, но и нескольких удивительно романтических книг и кинофильмов.

Музей открылся, когда Дали исполнилось 70 лет. Открытию предшествовала долгая история, путанная и сложная, как и само творчество художника.

История заведения кратко выглядит так:

  • 1849 год – построено здание городского театра Фигераса.
  • 1918 год – впервые в театре своего родного города Дали выставляет несколько своих работ (будущему мастеру тогда едва исполнилось 14 лет).
  • 1934 год – в обветшавшем здании уже известный Дали предлагает устраивать музыкальные представления, предложение вызывает недоумение у городского руководства и отказ.
  • 1936 год – городской театр практически разрушен во время одного из боев гражданской войны в Испании.
  • 1939 год – здание окончательно сожжено гвардейцами испанской армии.
  • 1961 год – мэром Фигераса становится образованный и творческий человек. Новый городской голова обращается к знаменитому земляку-сюрреалисту с просьбой подарить городу одну из своих работ. В ответ мэр получает предложение основать целый музей, в котором сюрреализм будет не только на картинах, но и в архитектуре, в интерьерах и даже (пардон) в туалетах.
  • flickr.com/hagengraf

  • 1961-1970 годы – мэрия Фигераса сражается с главным управлением изящных искусств, которое категорически оказывается финансировать строительство музея. Все дело в том, что Дали, верный себе, собирался разместить в новом музее одни только репродукции своих картин. Утверждал, что «фотографии гораздо лучше оригиналов». Управление сомневалось в том, что заведение окупится. Долгие уговоры привели к тому, что мастер пообещал подарить музею несколько оригиналов своих работ.
  • 1971-1974 годы – строительство музея, размещение коллекций.
  • 1974 год – открытие музея на месте старого городского театра Фигераса.

Театр-музей

Здание

Проектом своего музея занимался сам художник. Но его работа – это наброски и идеи. Воплощением непростых задумок занималась группа профессиональных архитекторов. Получилось нечто среднее между средневековым замком и свадебным тортом. Башенки, купол, яркие стены, балансирующие гигантские яйца на крышах, декор стен в виде любимых булочек Дали. Здание музея сразу же стало визитной карточкой города, его главной приманкой для туристов.

flickr.com/vpk

Интерьеры

Стены залов были расписаны самим маэстро, либо украшены репродукциями его работ. Здесь можно встретить стеклянные стены, за которыми ничего не видно, коридоры, которые заканчиваются тупиками, комнаты, выполненные в трехмерной версии работ Дали. Пространство внутри музея искажается незаметно для посетителя, создавая иллюзию пребывания в другом мире. Интерьер музея настолько иллюзорен, насколько и реалистичен. Художник постарался сделать все возможное, чтобы посещение Музея Дали в Фигерасе стало для публики погружением в грезы, фантазии и галлюцинации. Интерьер призван способствовать интересу посетителей, стремлению понять и оценить фантазии мастера иллюзорного стиля.

Несколько открытых внутренних террас музея представляют монументальные работы, дизайнерские находки в стиле сюрреализма.

flickr.com/gregoo23

Среди этих работ особенно интересна зрителю панно «Обнаженная Гала, наблюдающая за морем». Стоит отойти от картины подальше, как она превращается в портрет Линкольна. Это одно из многих чудес, которые могут лицезреть посетители заведения.

Экспозиция

Коллекция музея насчитывает полторы тысячи самых разных экспонатов. Именно здесь находится самое богатое собрание картин Дали, написанных им самостоятельно или в соавторстве с коллегами. Главная гордость музея – личная коллекция живописи маэстро сюрреализма. Здесь можно встретить и работы Эль Греко, Эрнеста Мессонье, обелиск Востелла, платья Пако Рабанна. Интересны и голограммы, трехмерные инсталляции, скульптуры великого мистификатора.

Туристы часто предпочитают миновать живописную экспозицию музея и направляются на выставку ювелирных изделий, выполненных по эскизам Дали.

flickr.com/gilles7

Роскошная коллекция ювелирных шедевров, украшенных самыми великолепными камнями, впечатляет даже тех, кто остается равнодушным к живописи вообще и сюрреализму в частности.

Могила

Музей-театр стал и мавзолеем для Сальвадора Дали. Саркофаг с его забальзамированным телом находится здесь же, под великолепным куполом башни. Мастер слился со своим творением, его желание быть похороненным здесь, с точки зрения искаженной реальности, выглядит закономерно.

flickr.com/mauricekoop

Экскурсии

У туристов есть возможность купить индивидуальный автомобильный тур из Барселоны до Фигераса. В программу, кроме экскурсии в музей-театр Дали, могут входить посещения дома-музея художника в Кадакесе, замок Пуболь, подаренный Дали своей жене Гале, устричные фермы. Удовольствие это не из дешевых. Цена подобного тура для 5 человек, с услугами гида – от 390 евро (только музей-театр). В стоимость не включены входные билеты и цена обеда (экскурсия проходит за 6-7 часов).

Правила посещения

Администрация строго следит за тем, чтобы посетители не проходили с едой или напитками. Строго запрещен вход с животными. Ничего нельзя трогать руками. При входе нужно сдать все сумки, коляски, зонтики. Фотографировать в музее можно, но без вспышки (света вполне хватает, даже ночью, фото получится обязательно!).

Читайте отзыв с впечатлениями Елены о посещении музея и смотрите её фотографии →

Цены на билеты и часы работы

Входной билет в музей театр Сальвадора Дали в Фигерасе стоит 12 евро. В августе есть возможность купить билет на ночное шоу в музее – 13 евро. Скидки действуют для студентов и пенсионеров – 9 евро.

flickr.com/gilles7

Часы работы:
• июль, август и сентябрь — с 9:00 до 20:00 часов;
• октябрь, с марта по июнь — с 9:30 до 18:00 часов;
• с ноября по февраль — с 10:30 до 18:00 часов;

Как добраться до музея?

Из Барселоны

Самый быстрый, комфортный и недорогой способ добраться из Барселоны до родного города Сальвадора Дали – скоростной поезд AVE. Дорога — 53 минуты. Билет – от 20 евро (30 евро в оба конца). Станция находится рядом с метро Passeig de Gracia.

Из аэропорта Барселоны (для тех, кому невтерпеж) до Фигераса ходит автобус 602. Правда дорога займет около 2 часов. Билет — 19 евро.

Из Коста-Дорада

Для тех, кто хочет добраться до Фигераса из района Коста-Брава, лучше всего воспользоваться электричкой от Коста Дорада до Барселоны, а дальше пересесть на поезд до Фигераса.

В самом Фигерасе можно легко ориентироваться по указателям, которые расставлены на всех улицах и площадях. Находится заведение на площади Гала и Сальвадор Дали.

После осмотра самой сюрреалистической достопримечательности Испании можно отправиться в место с совершенно другой атмосферой — загадочная гора Монтсеррат с бенедиктинским монастырем на вершине станет ярким впечатлением вашего путешествия.

Отзывы:

Лера, 25 лет, Москва:

Самые приятные впечатления оставил музей Дали в Фигерасе. Переходя из зала в зал не перестаешь удивляться причудливым работам и интерьерам. Сюрпризов здесь хватает. Нам даже экскурсовод не понадобился.

flickr.com/dapetu_ibz

Алексей, 32 года, Екатеринбург:

Чтобы попасть в музей стояли в очереди час. Потом только узнали, что можно было купить билеты в интернете на сайте музея. Два часа бродили, как заколдованные. Интересно здесь все, особенно комната с интерьером-лицом женщины, драгоценности. Сувениры лучше купить в городе. В магазине музея они почти в два раза дороже. А музей рекомендую, очень!

Обратите внимание на эти экскурсии



pro-spain.net

Театр – музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Испания. | Архитектура и дизайн

Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон.

Сальвадор Дали.

Выше и ниже: Башня Галатеи, пристроенная к музею и посвящённая Гала – последний приют художника. Старинный дом Горгот был оформлен в стиле Дали с элементами в форме яиц  (символизировавших для Дали рождение и ассоциирующихся с внутриутробными воспоминаниями) и булочек. Здание перекливается с другими архитектурными постройками, в частности, Домом ракушек в Саламанке.

Читайте также нашу статью про музей Сальвадора Дали в Париже.

В театре – музее спроецированы и воплщены все творческие мечты и устремления художника.

По замыслу автора, знакомство с этим “крупнейшим сюрреалистическим объектом” , венцом его творчества, должно начинаться уже извне, а именно – с площади Гала-Сальвадор Дали.

Ниже: Памятник памяти Мейсонье на площади Дали-Гала. Жан- Луи Эрнест Мейсонье — живописец салонного академизма, которым Дали восхищался. Пьедесталом для памятника послужили автомобильные шины, сложенные аккуратной стопкой.

Процесс создания Театра-Музея начался в 1961 году. В 1968 году по предложению муниципалитета, было решено превратить театр в музей Дали.

“Начнём дом с крыши, как поступали великие зодчие Возрождения, первым делом придумывая купол”. Сальвадор Дали.

В 1967 году Эмилио Пересу Пипейро было поручено строительство купола, названного “геодезическим”. В августе и сентябре 1973 года в музее была проведена выставка “Дали: его искусство в ювелирных работах”. 28 сентября 1974 года Театр- Музей Дали был торжественно открыт.

Выше: Водолаз – символ погружения в глубины подсознания, которое ждёт посетителя Театра- Музея. Этот костюм – намёк на облачение Дали, в котром он выступал на открытие Всемирной выставки сюрреализма В Лондоне в июне  1936 года и чуть было не задохнулся.

Выше: Манекен со сквозным отверстием в солнечном сплетении и с другими, характерными для Дали символами – батоном хлеба (символом плодородия) и костылями (символизирующими для Дали два противоположных понятия – немощность и прочность).

“Хлеб  стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен.” Сальвадор Дали.

Партер муниципального театра превращён в настоящий сад под открытым небом.

Главное здесь – инсталяция с внушительным кадиллаком. Скульптура “Великая эсфирь” Эрнста Фукса, тянущая цепями колонну Трояна из автомобильных шин, вместе с мраморным бюстом Франсуа Жирадона, “далинизированным” рабом Микеланджело, лодкой Гала (на которой, по словам Дали она охотилась на молодых мужчин, скрывающихся от уже немолодой музы художника) и чёрным зонтом – всё это, по мнению Дали – величайший сюрреалистический памятник в мире.

Выше и ниже: Дождливое такси. Дали создал этот экспонат к Всемирной выставке сюрреализма в Париже 1938 года, организованной Андре Бретоном и Полем Элюаром с участием Марселя Дюшана. Верхняя часть экспозиции включает в себя мешочки (презервативы) с водой, которая капает и просачивается сквозь стёкла и обшивку машины. 

На стенах партера – иероглифы современной эпохи: флюоресцентные умывальники, манекены, застывшие в позах древнеегипетских жрецов, модернистские фонари и скелеты животных.

По утверждению некоторых экспертов, “Дождливое такси” – месть всем автомобилистам, обрызгавшим прохожих.

Выше: Партер и сцена бывшего театра с манекенами в стиле ар деко. которые приветствуют посетителей, приглашая в этот музей, полный таинственных намёков, иллюзий и стереоскопических экпанатов.

В скульптурную группу также включен мраморный бюст римского патриция с небольшой бронзовой головой Франсеска Пужольса, напоминающей ещё одного друга семьи – Пепито Пичота. Здесь же, на фронтальной части, выделяются три барельефа из серии “Искусство и ремёсла”, созданные к Всемирной Парижской выставке 1900 года.

Ниже: “Орёл из Вальса” – дар команды акробатов-”кастельерс” и города Вальса с головой китайца внутри, в отверстии в груди фигуры, плакат к фильму Дали “Впечатления о Верхней Монголии” 1975 год.

После того как купол был установле, Дали решил внести улучшения в оформление пространств сводов: нарисовал крской ложную  сетчатую конструкцию п голубомуфону, которым покрыл всю поверхность опорного свода сцены, и звершил убранство этой части шестнадцатью  гипсовыми скульптурами, созданными им Порт-Льигате. Это – защитники музея,жестикулирующие или стоящие  в героических позах, с горнами, клюками, одетые в таринные одежды, все, кроме одного, – в наброшенных на обнажённые тела плащах, – олицетворяющие неустанное бдение, поэтому вегда подсвеченные. 

Ниже: Вид на сцену бывшего театра. Великан на полотне с развёрстым телом охраняет вечный покой своего творца – прямо под картиной находится надгробие львадра Дали – величайшего худжниа. льптора и творца. Слеза Великана, напоминающая кипарис, неудержимо катится по его щеке.

 

Ниже: Три вида на уникальную работу- иллюзию Сальвадора Дали.

Выше и ниже: “Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна”, 1975 год.

Чтобы понять суть трансформации необходимо отодвинуться от монитора на расстояние метра.

Эта картина, посвящённая Марку Ротко, – первый пример использования в живописи цифрового метода. Она выполнена по оцифрованному программистм Леоном Д. Хармоном изображению головы Линкольна.

Ниже: Механическая конструкция Эмилио Переса Пинейро с распятием, выполненным Дали.

Ниже: ещё одна картина Сальвадора Дали с “двойным” смыслом.

Ниже: стул с ножками.

Ниже: Часть колеекции “Дали д’Ор” – ювелирные изделия, выполненные по эскизу великого творца.

Ниже: портрет Пабло Пикассо в XXI веке (из серии портретов гениев: Гомер, Дали, Фрейд, Христофор Колумб, Вилегельм Тель и др.), 1947 год.

Гвоздика, козлиныерога и мандолина  указывают на такие черты, интеллектуализм, воспевание уродства и сентиментальностб, приссущие творчеству художника из Малаги, которым Дали восхищался.

Ниже: “Исчезающее изображение”, 1938 год.  Дали представил это полотно в 1939 году на выставке “Сальвадор Дали” в галерее Жюстена Леви в Нью-Йорке. Это один из знаменитых двойных образов, порождённых его параноико – критическим методом. С первого взгляда  зритель воспринимает на картине женскую фигуру в комнате. Женщина  читает письмо, позади неё карта. Эта сценка почти буквально воспроизводит знаменитую картину Вермеера “Девушка с письмом”. Но когда взгляд привыкает, здесь можно увидеть портрет Веласкеса. Благодаря оптческому решению на одном и том же полотне изобржены два самых крупных, по мнению Дали, представителя мира искусств: Вермеер Дельфтский и Веласкес.

Ниже: “Десять рецептов бессмертия”, 1973. Бессмертие, считал Дали, является конечной целью любого алхимическоо поиска.

Конечно, наш обзор не охватил и трети из представленных в театре-музее экспонатов: чтобы рассмотреть и понять все произведения мастера, необходима по меньшей мере неделя. Сокровища, начинаются уже у входа в музей и обитают повсюду: в вестибюле, “Зале сокровищ”, “Зале рыбные лавки”, “Крипте”, “Зале Мэй Уэст”, “Зале Дворец Ветра”, “Башне Галатеи”, корридорах и зале “ювелирная коллекций” и других.

Если у вас, читатели журнала Архиновости.Ру, есть фотографии, сделанные в театре-музее в Фигерасе, мы будем рады опубликвать их на страницах нашего журнала.

 

 

Источник: www.arhinovosti.ru.

www.arhinovosti.ru

Музей Сальвадора Дали в Фигерасе

Испания не перестает удивлять своими достопримечательностями, которые расположились в ее городах. Одно из хранилищ реликвий искусства эпохи сюрреализма находится в небольшом каталонском городке Фигерас — музей Дали (Teatro-Museo Dali). Круглогодично на родину гения 20 столетия, Сальвадора Дали съезжаются поклонники его работ, чтобы воочию восхититься гениальными творениями.

Прежде чем посетить музей Сальвадора Дали в Фигерасе, необходимо подробно ознакомиться с биографией самого художника, для того чтобы понять и прочувствовать каждую его работу, увидеть ее с той стороны, с которой ее видел сам мастер.

История появления

В 60-х годах прошлого века Фигерасом управлял мэр города Р. Г. Равира. Он обратился к уже известному в то время художнику с просьбой, чтобы тот преподнес местному музею в дар одну из своих работ. На что Дали заявил: «Я подарю Фигерасу целый музей!».

Сальвадор сразу решил, что его экспозиция будет размещаться в муниципальном театре, от которого в то время остались одни руины. Выбрал это полуразрушенное здание художник неспроста: именно в нем впервые экспозиционировалась его первая работа. К тому же, Дали заявил, что это будет не обычный музей, а театральный музей! Согласно задумке, у посетителей его хранилища произведений должно складываться впечатление, будто они прогуливаются по сюрреалистическому лабиринту, и это вполне удалось воплотить мастеру в реальность.

На отстройку разрушенного театра и наполнение его коллекциями работ у Сальвадора ушло 14 лет. Он начал функционировать с 1974 года, но даже после его открытия осуществлялись коррективы, и происходило пополнение экспозиции еще на протяжении одного десятка лет.

Так как Сальвадор Дали был обеспеченным человеком, то ему удалось за счет собственных средств воплотить в жизнь все свои задумки по поводу музея. Он сделал свое детище таким, каким хотел его видеть. Музей-театр — это главное творение всей жизни художника, для которого он не пожалел ни средств, ни душевных сил.

Внешний вид

Театр музей Сальвадора Дали в Фигерасе способен поразить любого уже внешней эксцентричностью здания. Первое, что бросается в глаза внешнего убранства — это огромное скопление яиц, больших, средних и маленьких, которые украшают крышу сюрреалистической постройки.

Достойна внимания башня Галатеи, которая посвящена супруге художника. Свою избранницу Дали называл Гала, что в переводе с французского означает «праздник». Это прозвище полностью отражает суть внутренних черт его жены и всего творчества великого гения.

Кроме яиц крышу театрального музея украшает прозрачный, сферический купол, который был предназначен отражать суть и мировоззрение художника. Дело в том, что Дали был убежден в существовании других миров, заключенных непосредственно в нашем мире. В создании и воплощении этого удивительного купола, который сегодня является неким символом города Фигераса, мастеру помог его друг, архитектор Эмилио Пиньеро.

Залы и экспозиции

Сразу при входе в хранилище сюрреализма перед посетителями предстает статуя Ньютона с раскинувшимися руками. Вроде бы ничего не обычного, но в голове скульптуры ученого творец проделал дырку. Что этим хотел сказать Дали, до сих пор остается загадкой для экспертов.

Гости буквально сразу попадают во внутренний двор театра музея. Здесь находится одна из самых знаменитых работ художника — «Дождливое такси». В кадиллаке черного цвета находятся манекены, на которых польется дождь и раскроется зонт, если в специальное отверстие машины бросить любую монетку. Впервые причудливая композиция была представлена мастером в 1938 году. Тогда «Дождливое такси» имело несколько отличительный образ от сегодняшнего: на заднее сиденье был помещен манекен, по которому ползали живые улитки, а внутри кадиллак был покрыт мхом. Вся композиция непрерывно обеспечивалась водой, которая просачивалась внутрь салона.

Сейчас сзади «Дождливого такси» возвышается колонна из автомобильных шин, которую цепями тянет статуя «Великая Эсфирь», расположившаяся на капоте автомобиля. Всю композицию венчает лодка Галы с презервативами, символизирующая охоту героини на мужчин.

Далее гостей ждут многочисленные залы-лабиринты. Особого внимания заслуживает комната сцена-купол, где расположилась работа «Обнаженная Гала, смотрящая на море». При создании картины автор применил цифровую технику, создающую иллюзию оптического обмана. Вблизи зритель действительно видит обнаженную девушку, но стоит отойти на несколько метров, как вырисовывается портрет А. Линкольна.

Далее взору предстает композиция в виде огромной человеческой грудной клетки с большим проемом, откуда виден весьма эксцентричный пейзаж. Данную композицию Сальвадор назвал, как «Галлюнациогенный тореадор».

Многие творения художника посвящены жене Сальвадора и передают ее образ. Таковой работой является и портрет «Галарина», где художник изобразил супругу в полуобнаженном виде. Другая картина «Атомная Леда» также изображает Галу. Полностью обнаженная женщина с лебедем передают одну из легенд 16 века.

Другой своеобразный экспонат под названием «Ретроспективный женский бюст на фоне тушек фазанов» представляет собой женщину, шею которой украшают початки кукурузы. На лбу скульптуры ползают насекомые, а голову венчает хлеб в виде батона.

Настоящим уникальным шедевром представленной экспозиции является «Лицо Мэй Уэст» — изображение голливудской звезды. Каждая деталь портрета является отдельным предметом, которые в совокупности издалека создают образ лица. Глаза выполнены из отдельных картин, носом послужил своеобразный камин, а губы заменила красная софа. Украшают лицо локоны, выполненные из штор.

Особняком держится в музее так называемый «Зал Шедевров», где сосредоточены работы других художников, перед которыми сам Сальвадор Дали преклонялся.

Коллекция Дали весьма разнообразна, масштабна и представляет собой цельную концепцию сюрреализма.

Ювелирная коллекция

Обойдя все залы театра музея, посетители направляются на крышу Башни Галатеи, где представлены ювелирные украшения, выполненные по эскизам Сальвадором Дали. Всего на выставке представлено 39 работ. Все они создавались талантливыми ювелирами, под чутким контролем художника.

Среди украшений, представленных здесь, находятся:

  • «Глаз времени», который плачет;
  • «Лист в виде руки с венами»;
  • «Дерево жизни» с кроной, украшенной драгоценными камнями;
  • Сердце, состоящее из сотов пчел;
  • «Королевское сердце», выполненное из множества драгоценных камней со встроенным механизмом, который заставляет его биться;
  • «Рубиновые губы» с зубами из жемчуга;
  • «Ночной паук»;
  • «Сюрреалистический слон»;
  • «Виноград бессмертия», выполненный в виде грозди из черепов и виноградных плодов;
  • «Крест из золотых кубов»;
  • «Падший ангел» и другие.

Ювелирная коллекция обошлась музею более чем в 5 миллионов евро. Все дело в том, что в 1981 году украшения были выкуплены состоятельным человеком, который их затем перепродал в Японию. В 1991 году фонд Гала-Дали решили вернуть то, что по праву должно принадлежать музею Сальвадора Дали.

Особенности посещения

Посетить музей Дали (Фигерас) группой можно только лишь по предварительному согласованию, заказав билет или экскурсию. Возможно даже ночное посещение, которое также осуществляется по предварительно заказанным билетам.

В музей из личных вещей вам разрешат прихватить лишь фотоаппарат, а прочие аксессуары попросят оставить в гардеробной. Все представленные экспонаты трогать руками строго воспрещается.

Помимо всего, не каждому удастся посетить уникальную выставку, так как здесь установлен фейс-контроль, и администрация имеет право без каких-либо объяснений отказать вам в посещении.

Для людей с ограниченными возможностями посещение весьма затруднительно, так как не ко всем залам можно получить доступ на коляске из-за особенностей постройки.

Режим работы и стоимость входа

Посещение музея Сальвадора Дали обойдется в Фигерасе примерно в 12 евро. Купить билет лучше всего заблаговременно на официальном сайте.
Режим работы напрямую зависит от сезонности. Уточнить информацию о времени посещения также лучше на официальном сайте музея.
Нерабочими днями является 25 декабря и 1 января. Кроме этого, с мая по октябрь театр музей тоже не функционирует.

barcelona365.ru

Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе: zhzhitel

1. Многие туристы, посещающие Испанию, обязательно отправляются в городо Фигерас в провинции Жирона. Фигерас знаменит, в первую очередь, своим офисом МТС театром-музеем Сальвадора Дали. Мы не стали исключением и тоже решили посетить это удивительное место.


2. Из Барселоны в Фигерас можно отправиться с экскурсией, но мы предпочитаем перемещаться самостоятельно. В Фигерас мы поедем на таком замечательном поезде. С ним у нас чуть не приключился эпик-фейл, дело в том, что метро, поезда и электрички объединены в одну большую транспортную систему. Спустившись вниз, мы ждали поезд в одном конце длинной платформы, а поезд стоял метров через сто, за колоннами его было не видно. Но всё закончилось хорошо, мы успели.

3. Внутри очень комфортно.

4. Поезд едет быстро. Можно было и во Францию сгонять.

5. Высаживаемся в Фигерасе. Поезда ходят примерно раз в час, очень удобно.

6. В Фигерасе основные достопримечательности связаны с самым известным уроженцем города.

7. Центральный парк.

8. Очень понравился полированный столб, в котором отражается портрет Дали.

9. Сам портрет имеет непривычную форму.

10. Подходим к музею и упираемся в длиннющую очередь. Температура на улице далеко за +30°С.

11. За время ожидания можно осмотреть здание театра-музея. Мне оно чем-то напомнило ВДНХ.

12. Очередь извивается змейкой. Организованные туристы проходят отдельно. Мы совсем неорганизованные.

13. Булочная-кондитерская делает хорошую выручку на туристах.

14. Рядом находится церковь, там не так жарко.

15. Многие фигуры расположены снаружи. Мужик с зомбоящиком.

16. Проходим внутрь.

17. Внутри торжество сюрреализма.

18. «Дождливое такси».

19. Купол музея изнутри.

20. Он же снаружи.

21. Множество картин, написанных в различные периоды жизни Дали.

22. Одна из самых известных работ. Издалека виден портрет американского президента Авраама Линкольна.

23. Вблизи — супруга Дали Гала, стоящая у окна. Картина так и называется «Обнаженная Гала, смотрящая на море».

24. Примерно так это выглядит:

25. Еще одна известная картина «две в одной»: «Галлюциногенный тореадор». Одновременно можно увидеть и ряд скульптур, и портрет тореадора.

26. Фрагмент скульптуры «Великая Эсфирь», установленной во дворе. Кстати, это  работа не Дали, а подарок австрийского скульптора Эрнста Фукса.

27. Вот этот агрегат поразил. Это автомат, в который можно опустить 30 центов, после этого фигурка в центре инсталляции окажется распятой на кресте.

28. Вообще тема распятия эксплуатируется во многих работах.

29. Еще распятие.

30. Отдельно о публике. Очень много русских туристов, отдыхающих на курортах Испании.

31. Экспонаты самые разнообразные.

32. Ухо-горло-нос.

33. Даже не знаю, что тут можно сказать. Наверное, пришла пора сказать, что Сальвадор Дали разработал логотип «Чупа-Чупс».

34. Комната-портрет.

35. Губы-диван, нос-камин и так далее.

36. Полный вид открывается со специальной лестницы.

37. Дама с батоном. Лицо дамы пожирают муравьи.

38. Потолок тоже расписной.

39. Кровать тоже с фантазией.

40. Выход из музея на улочку Фигераса.

41. Еще один «канонический» вид с яйцеобразными «шалтаями-болтаями».

Музей, конечно, очень оригинальный. Если неравнодушны к творчеству Дали, посетить нужно обязательно; если пока мало знаете о творчестве Дали или особо не вникали, то будет, как минимум, любопытно.
Художник гениальный до безумия. В театре-музее приоткрываются масштабы его личности, но чтобы как-то приблизиться к пониманию, нужно изучать всю его жизнь.
В любом случае, рамки сознания в Фигерасе если не расширяются, то деформируются точно.


</cut>

zhzhitel.livejournal.com

Музей Дали в Фигерасе | salfytrip.ru

Фигерас — город, где 11 мая 1904 года родился Сальвадор Дали. В Фигерасе Дали периодически жил, там была его первая выставка, там он создал свой музей. Музей он создал в том театре, где была его первая выставка. Там же, в Фигерасе, он умер и был похоронен в в 1989 году. Похоронен он был в своем музее.

Сальвадор Дали был известным во всём мире испанским художником, скульптором, графиком, писателем, режиссёром.

Театр-Музей Сальвадора Дали в Фигерасе

Всю дорогу экскурсовод нам много рассказывал о Дали, о его жизни, т.к творчество Дали плотно было связано с его жизнью, как и у большинства творческих людей. Я интересовалась творчеством Дали и прежде. Я бывала на его выставках, которые были организованы в Москве в разные времена. Многого я не понимала в его творчестве, т.к. судила о нём поверхностно. Его творчество весьма эпатажно и необычно — это бесспорно.  Говорят, что он — гений. Во многих его картинах — двойной, тройной смысл. Его картины, как головоломки — найди, что там нарисовано ещё. Безусловно, он весьма скандален,  эпатажен( это слово от него неотделимо) и не понятен до конца. Его можно не любить, но уважения и интереса, к своей особе, он достоин. И еще большая загадка – Гала – муза, жена, и любовь Сальвадора Дали. Безусловно, Гала — женщина необычная и интересная. Красоткой ее не назовешь. Но, бесспорно, была в ней магия и гениальность. Не случайно она была музой Сальвадора Дали, не случайно он любил её до конца своей жизни. Его любовь была длиннее жизни самой Галы.  При этом у него были любовники и любовницы, и она жила до старости в замке, подаренным ей Сальвадором в окружении молодых любовников, которых она содержала и щедро одаривала.

Кстати, Гала или Галя, родилась в Казани в 1894 году и имя ее по паспорту — Дьякова Елена. ? Галей звала её, мама. Гала — в переводе с французского — праздник. Умерла Гала в 1982 году в возрасте 88 лет. Дали очень сильно переживал смерть жены, после её смерти он сильно изменился и прежним он уже не стал. Он был ее младше на 10 лет. История их жизни очень интересная, необычная и в рамках маленькой статьи о посещении музея её не описать.

Мы посетили театр музей, который создал  Сальвадоре Дали в ответ на просьбу мэра подарить музею его картину. Он так и ответил: «Вы просите картину, а я подарю городу музей!».  Все свое состояние Дали завещал Испании, наследников у него не было.

В музее Дали в Фигерасе.
На стене картина, где изображена голова Авраама Линкольна и обнаженная Гала одновременно.

В театре-музее Дали в Фигерасе. Это кровать и спальня самого Дали.

В музее Дали в Фигерасе. Это комната, в которой диван в форме губ и т.д… потом нужно залезть на лестницу и посмотреть в лупу и вы тогда увидите этот портрет.

Картина в музее Дали в Фигерасе. На картине Гала и Дали.

Экспонаты музея Дали в Фигерасе

Музей Дали в Фигерасе. Вы видите кадилак, который Дали привез из Америки.

Экспонаты музея Дали в Фигерасе

Экспонаты музея Дали в Фигерасе

Лодка  Галы, которую Дали украсил раскрашенными презервативами.

Портрет Бетховена в музее Дали. Этот портрет «написали» каракатицы своими чернилами, не задумываясь о Бетховене. А потом Дали подправил эти художества.

Театр-музей Сальвадора Дали — необычайно интересное место, весьма достойное посещения. Экспонаты музея интересны и необычны. И сам музей — экспонат! Сходить туда, конечно, желательно с экскурсоводом или основательно подготовившись заранее. Но и поверхностный осмотр, думаю, будет интересен. Но многое будет непонятно, а потому не столь интересно, хотя сам Дали был против экскурсоводов.

Билет в музей дает право на посещения музея ювелирных изделий и других драгоценностей. В музее предоставлены экспонаты, которые делались по эскизам Сальвадора Дали. Эскизы, которые делал Сальвадор Дали тоже там представлены.

В музее ювелирных изделий. Кулон.

В музее ювелирных изделий

В музее ювелирных изделий

В музее делают ночные экскурсии. Они более впечатляющие. Дали — был великим выдумщиком всевозможных трюков и розыгрышей. Он обожал шокирующие трюки. И некоторые из них вам предоставят.

После музеев Дали нас повезли на какой-то продуктовый склад. Там нам выдали по пластиковому стаканчику и подвели к стене, уставленной бочками с краниками. В бочках были различные испанские вина.  Можно было дегустировать все вина в любых количествах. Рядом были нарезаны различные колбасы и знаменитое испанское вяленое мясо разных сортов для дегустации и закуски одновременно. Далее шли сыры и конфеты для дегустации. Всё это, естественно, можно было купить. И цены, говорят, оптовые. Но по нашим понятиям, не дешевые, конечно. Можно затариться продуктами, что все и сделали. Особенно экскурсовод. ? Все вышли со склада на своих ногах, но весьма повеселевшие. ? Дегустация испанских вин дала себя знать.

О поездке на склад гид предупредил заранее, и сказал, что нам от этого склада не отвертеться. Но, в результате, все остались довольны, хотя изначально ехать не хотели.

Домой мы вернулись в 19 часов.

Скоро мы ещё раз съездим в Барселону, посетим там знаменитый парк Гуэля. Не пропустите! Подписывайтесь на новости сайта. ?

salfytrip.ru

Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе

Театр-музей Сальвадора Дали расположился в небольшом каталонском городке Фигерас — родине художника.Тут Дали родился и здесь же похоронен. Музей открылся в 1974 году на месте разрушенного городского театра, где в свое время состоялась одна из первых выставок молодого художника.


Сам Фигерас — особо не примечательный городок с населением менее 40 тысяч человек. Город представляет продуктово-винную индустрию Каталонии, однако в первую очередь знаменит именно музеем Дали.

Театр-музей Дали занимает второе место по посещаемости среди всех испанских музеев, уступая только музею Прадо в Мадриде. Строительство здания шло 14 лет и художник лично принимал все решения по проектированию и оформлению.

Сальвадор Дали говорил: «Я хочу, чтобы мой музей был бы монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон».

Для оформления экстерьера художник отобрал несколько гигантских яиц. Дали использовал яйца во многих своих картинах, перформансах, акциях и скульптурах. Помимо того, что яйца символизируют пищу, ампурданские яйца, особенно желтые, славятся своим качеством и ценятся на рынках гораздо больше, чем обычные.

Со временем стены здания покрылись буханками крестьянского хлеба. Этот прием, уже опробованный Дали в середине 50-х годов на доме в Кадакесе, говорил о преклонении художника перед хлебом. — «Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен».
Ампурданские яйца и крестьянский хлеб были пищей художника с детских лет, поэтому он перенес их на здание.

Дали долго вынашивал мечту построить свой музей именно здесь. Ему пришлось ждать целых 10 лет, пока его мечта не начала воплощаться в жизнь.

Причиной задержки была нескончаемая тяжба между мэрией Фигераса и Главным управлением изящных искусств, не желавшим финансировать проект. Недоверие Мадрида было вызвано концепцией музея, которую отстаивал создатель. Дали не собирался выставлять ни одной оригинальной картины, только репродукции.

«Музей никого не разочарует, — настаивал художник. — У фотографий есть одно преимущество: они лучше оригинальных работ. Люди еще успеют разочароваться, когда увидят оригиналы.» В конце концов Дали пришлось уступить, и он согласился передать музею оригиналы картин.

Однако, в наши дни только часть картин, размещенных здесь, являются оригиналами, остальные располагаются в различных музеях мира и частных коллекциях.

Помимо картин в музее экспонируются скульптуры, трёхмерные коллажи, рисунки, коллекции других художников-сюрреалистов.

Зал «Дворец ветра» был особенно дорого Сальвадору Дали тем, что именно здесь в 1919 году, в возрасте всего лишь 14 лет, он впервые выставил свою первую работу.

Прежде всего в этом зале бросается в глаза восхитительная роспись на потолке, которая и дает ему название. Дали говорил, что эта картина таит в себе парадокс: глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака, небо и две поднимающиеся в воздух фигуры, но на самом деле это — чисто театральный эффект, поскольку вместо неба мы видим землю, а вместо земли — море, воплощенное в божественном изгибе залива Розас.

А это одна из шуточных работ Дали, которые он создавал время от времени — комната-иллюзия, построенная на основе его картины «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты». Софа конфетно-розового цвета сделана в форме губ американской актрисы Мэй Уэст. Волосы выполнены в виде штор, обрамляющих вход в комнату, глаза в виде картин, а нос — камина с горящими дровами, на котором стоят часы.

Если подняться на специальную лестницу и посмотреть в специальное отдаляющее стекло, то все элементы складываются в лицо скандальной актрисы.

Сама картина находится в Институте искусств в Чикаго:

Внутренний двор музея также под завязку набит экспонатами. В центре — «Дождливое такси» — скульптурная группа с кадиллаком, созданная по случаю Всемирной выставки сюрреализма. Внутри кадиллака из сложного сплетения труб непрерывно капает дождь к большому удовольствию виноградных улиток, составляющих компанию парочке манекенов и их шоферу.

Из стен торчат обуглившиеся балки. Согласно желанию художника, следы пожара в старом городском театре были сохранены.

По желанию художника, он был похоронен в своем музее: забальзамированное тело Дали покоится в склепе под куполом.

В следующем посте я расскажу про рыбацкий поселок Кадакес, в котором находится летний домик художника. В окрестностях Кадакеса и в самом поселке Дали написал немало известных картин.

Материалы, использованные при подготовке поста:
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=204
http://ru.wikipedia.org/wiki/Театр-музей_Дали

Другие посты из этой поездки:
Монастырь Монсеррат
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе
Кадакес
Провинция Уэска
Перевал Col du Pourtalet
Снегопад в горах (перевал Col d’Aubisque)
Мистический Лурд
Долина Vall d’Incles, Андорра
Заснеженные Пиренеи и тоннель Somport
Арена для корриды в Теруэле
Крепость Гуадалест
Del Toro de Osborne — неофициальный символ Испании
Аликанте
Крепость Санта-Барбара в Аликанте
Высокая кухня за 15 евро. Бизнес-ланч в Реусе
Белый город Альтеа
Дения

markych.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *