Техника «тренкадис». Мозаика из осколков керамики и стекла
Действительно, расколотая на мелкие кусочки, казалось бы, испорченная навсегда, «хрупкая» керамика обрела вторую жизнь и на долгие столетия украсила собой архитектуру Барселоны. О жизни и творчестве Антонио Гауди мы писали подробнее в нашей статье «Антонио Гауди — поэт каталонского модерна».
В сущности, каждый может прибегнуть к приему Гауди и использовать остатки плитки, стекла и даже посуды для создания принципиально новых и очень декоративных объектов — панно, подступенек, площадок, полов, элементов мебели, садовых декоративных скульптур и вазонов, столешниц и фризов на фасадах. В общем, в любой области применения керамики есть место для техники «тренкадис», а ее художественные возможности не ограничены ничем, поскольку объединяют в себе тактильную мягкость и тепло керамики и пластичность стеклянной мозаики.
Эти качества «тренкадис» были оценены многими художниками мира, которые не смогли обойти стороной столь универсальную и декоративную технику. Вдохновленные работами Гауди, они создавали новые шедевры, трансформируя и развивая «тренкадис», используя дополнительные возможности керамических технологий.
Одним из первых художников после Гауди, активно применявшим технику «тренкадис» стал Фриденсрайх Хундервассер, о котором мы писали в нашей статье «Третья кожа Хундертвассера». Областью применения художником «тренкадис» стала, конечно, архитектура. И хотя Хундертвассер творчески переработал «тренкадис» и применил его в принципиально ином ключе формирования декоративных плоскостей, основная идея техники Гауди, идеальная для искривленных поверхностей, была сохранена архитектором в полном объеме.
Крайне интересными с точки зрения декоративности представляются работы «тренкадис» греческого дизайнера Хариса Цевиса (Charis Tsevis).
Вообще-то, Цевис работает в разных техниках и не является керамистом, однако, серии его портретов футбольных чемпионов из керамической мозаики и в технике «тренкадис» никого не оставят равнодушными.
Поразительнее всего то, что художник не использует в своих мозаичных композициях цвет впрямую, то есть он не «рисует» цветными кусочками керамики. Его работа гораздо сложнее и тоньше: из готовых, расписанных орнаментами (по преимуществу классических барокальных «азулежу»), играя тональностью кобальтовой росписи, художник собирает тончайшие полутона, свойственные портретной живописи. Таким образом, издалека мы видим лицо Рональдо, а вблизи — это просто плитки с орнаментами.
Это абсолютно уникальный прием и крайне сложная работа, с которой справиться под силу даже не всем профессиональным художникам. Работа Цевиса в технике «тренкадис» — это портреты Лионеля Месси, много лет выступавшего за испанский клуб «Барселона». Выбор техники для портретов известного футболиста Цевис обосновал тем, что игра Месси «вышла за рамки спорта» и стала искусством, что спортсмен «своей виртуозной игрой делает всех людей в мире счастливыми, так же, как и Антонио Гауди своим творчеством».
Очень интересны работы Эда Чапмена (Ed Chapman) — британского мозаичиста, также работающего в технике «тренкадис» и создающего в основном портреты. Следует заметить, что портрет, в отличие от любого другого жанра, предполагает узнаваемость персонажа, что отнюдь не упрощает работу художнику. Мозаичные работы Чапмена состоят из тысяч фрагментов керамики, идеально подобранных по цвету и создающих совершенные по светотени и настроению портреты.
Интересны работы австралийской художницы Ирен Пирс (Irene Stone Pearce), которая очень активно применяет в декорировании домов и садов керамическую мозаику в технике «тренкадис». Тут и цветочные композиции, и целые «панно настроения», очень сочные и, в то же время, выдержанные по цвету.
Простые мозаики в технике «тренкадис», как мы уже написали выше, может собрать почти любой человек, имеющий руки и глаза. А вот, более тонкие работы, с большим объемом градиентов и оттенков цвета, могут сделать немногие. Здесь требуется очень тщательный подбор цветов, часто необходимо делать многократные обжиги керамики, чтобы получить требуемый оттенок глазури. Эта работа сродни живописи, только красками в ней выступают керамические фрагменты.
Мы специализируемся на такого рода мозаиках. Мы можем собрать панно из крупноразмерных кусочков керамики или из мелких элементов в технике «тренкадис», сочетая фрагменты готовой плитки, окрашенной нами майоликовыми глазурями в нужные оттенки и кусочки рельефов. Мы добавляем, при необходимости, металлизированные мозаичные элементы, кусочки стекла и рельефных изразцов — в общем все то, что необходимо для решения поставленной художественной задачи.
Панно в технике тренкадис, сделанное на заказ художниками нашей мастерской по мотивам мозаик Антонио Гауди
Технологически процесс происходит следующим образом. Заказчик предоставляет желаемое изображение. Наши дизайнеры разрабатывают эскиз, фрагментируя изображение в мозаичной манере. Затем приходит черед технологов и художников-керамистов, которые определяют материалы для изготовления будущего панно — плитки, глазури, мозаики, стекло, металлические вкрапления, рельефы, орнаменты и т.д..
После утверждения основной цветовой гаммы, художники готовят картоны — раскладки будущего панно. Затем начинается процесс производства и подбора глазурей нужного оттенка, путем многократных обжигов, которые затем утверждаются заказчиком уже в материале — на плитках. После готовности керамики, художники выезжают на объект для монтажа или панно собирается на сетке у нас в мастерской.
Здесь следует заметить, что стоимость монтажа на объекте и стоимость монтажа на сетке практически не отличаются по цене. Поэтому, если монтаж требуется осуществлять где-то в окрестностях Москвы и области, лучше заказывать мозаику с монтажом прямо на объекте, чтобы через 3-4 недели получить сияющую красками и переливами глазурей, совершенно уникальную готовую художественную работу, сделанную в единственном экземпляре.
Панно, сделанное нашими художниками по мотивам работ великого Антонио Гауди.
Другую нашу архитектурную керамику и мозаики в технике «тренкадис» вы можете увидеть на этой странице.
Тренкадис – техника отделки поверхностей в каталонском модерне
Рубрика: Разные вкусности: съедобные и созерцаемые Автор: Татьяна Исаева 2016-12-21
Техника тренкадис имеет самое непосредственное отношение к архитектуре. Тренкадис – так называют технологию покрытия поверхностей кусочками цветной керамики и стекла. Особенно удачно данная технология применялась каталонскими архитекторами, работающими в стиле модернизма.
Друзья, этот способ отделки поверхностей был мне неведом, пока я не увлеклась Барселоной. Мало ли чего в мире есть интересного! Но, пока это явление не пересекается с личными увлечениями, мы о нем и не пытаемся что-либо узнать. Да и данную статью я готовила в рубрику Библиотека, но тема мозаики оказалась такой захватывающей, что я определила статью в Разные вкусности моего блога.
Насмотревшись фотографий удивительного парка Гуэль в Барселоне с его веселыми пряничными домиками и разноцветной скамьей, я первым делом захотела все это увидеть собственными глазами. Желание мое осуществилось, и, кликнув по ссылке, вы также можете начать знакомство с чудесным парком и техникой тренкадис по фотографиям. По секрету говорю, что все начинается с просмотра фотографий, а потом и в реальности осуществляется)))
В Барселоне тренкадис встречается довольно часто. Как известно, в этом городе творил великий мастер Антонио Гауди, а идея создавать мозаику на архитектурных сооружениях принадлежит именно ему. Вот и украшен теперь город такими чудесными домиками.
Теперь немного ознакомительных сведений:
- Как возникла идея тренкадис.
- Мозаика в технике тренкадис.
- Кто активно применял мозаичную технику.
Как появилась техника тренкадис
Тренкадис можно считать изобретением конца девятнадцатого века. Керамика к тому времени в строительстве использовалась активно, но для ровных поверхностей. Заслуга Антонио Гауди в том, что он применил осколки плитки и посуды для отделки изогнутых форм, справляясь с любыми изгибами или выпуклостями.
Интересно, что идея отделки с помощью мозаики родилась случайно. В буквальном смысле в ситуации, когда нужно было философски порассуждать «Что хорошего в этом плохом».
… В 1880-х Гауди работал над созданием павильона Гуэль – обновлял архитектурный облик усадьбы, которой владел его друг и покровитель Эусеби Гуэль. Когда использовали керамическую плитку для отделки не очень ровного участка, она сломалась. Строители просто бы выбросили, а талантливый архитектор увидел в этом свежий подход к отделке. Фантазия Гауди привела к тому, что на усадьбе Гуэль появились оригинальные крыши и башенки, украшенные мозаикой из кусочков керамики.
Прекрасный результат вдохновил Антонио Гауди на активное использование техники и в дальнейших своих проектах. Архитектор пустил в дело брак, который скапливался при изготовлении керамической плитки на заводе Pujol i Bausis, а также осколки битой посуды.
Мозаика в технике тренкадис
Сколько же оригинальных архитектурных произведений появилось в Барселоне, благодаря тренкадис! Гауди использовал мозаику, когда строил знаменитые частные особняки Casa Batllo и Casa Mila. Но больше всего мозаики тренкадис можно увидеть в парке Гуэль. Главным и самым известным объектом является извилистая скамья.
На этой чудо-скамеечке, которая обвивает большую площадку под названием Площадь Природы, очень удобно сидеть. Сиденье и спинка такие гладкие, в меру согреты испанским солнцем. А еще изгиб спинки удачно сделан, что крайне важно для ощущения комфорта. Увлекательно и просто пройти вдоль этой ленточной скамьи и посмотреть, какие интересные узоры создали мастера из обычных осколков керамики.
Идея скамьи, конечно же, принадлежит Гауди, но выполнялась эта работа под руководством другого архитектора – ученика мэтра и его помощника Жозепа Жужоля. Этот архитектор также выполнил облицовку потолка Гипостильного зала, который находится в нижней части парка, под площадью Природы. Подпираемый 86 колоннами волнообразный потолок весь покрыт мозаикой с медальонами.
К Гипостильному залу от входа в парк Гуэль ведет парадная лестница. И здесь архитекторы дали волю своей фантазии, создав и знаменитую ящерицу (или саламандру), и зубчатые стены, и голову змеи. Понятно, что все образы покрыты мозаикой. И не важно, сколько изгибов или извилин они содержат – все идеально гладко и красиво. Вот такими красочными стали скульптурные элементы, благодаря тренкадис.
Антонио Гауди стремился создать каждую деталь как произведение искусства, и техника тренкадис оказалась находкой, соответствующей этим целям.
Но архитектор и в этом не останавливался на достигнутом. Например, при реставрации храма на Майорке, Гауди усовершенствовал способ производства цветного стекла, чтобы получались три гармонично сочетаемых оттенка.
Кто еще применял тренкадис
Каталонский модернизм – это классика применения тренкадис. Техника, не только дающая прекрасный результат, но и крайне практичная и полезная. Мозаичными деталями наполнена архитектура Гауди, но у него немало последователей.
Создание мозаичных поверхностей не требует специальных дорогостоящих материалов. Скорее наоборот, находится применение обычным керамическим отходам. Что по-настоящему требуется, так это фантазия и мастерство.
Столько положительных нюансов тренкадис не могли быть проигнорированными в мире творчества. Каталонский скульптор и художник Жоан Миро также активно использовал отделку битой керамикой. Самой известной его работой является 22-метровая скульптура «Женщина и птица».
Француз Раймонд Исидор, проживающий в небольшом доме в Шартре рядом с Парижем, отличался таким простым увлечением, как собирание красивых стеклышек и кусочков керамики во время своих прогулок. Когда на задворках сада скопилась приличная горка осколков, пусть и красиво блестящих, Раймонд задумался, что же с ними делать. Пришла идея украсить свой дом, и мастер взялся за дело в 1938 году.
Вначале были планы облицевать мозаикой только стены внутри дома, но хозяин так увлекся, что постепенно и потолки, и пол, и мебель покрыл керамическими узорами. На всю работу ушло 20 лет. Далее пришел черед наружных поверхностей. Когда весь дом стал полностью мозаичным, Раймонд Исидор построил в том же стиле часовню и павильон в своем дворе, а также соответственно оформил сад. Свое творчество этот простой человек завершил в 1962 году. Посмотрите, какой шедевр получился в итоге:
Этот дом называют Picassiette, и он является экскурсионным объектом. Но поскольку мои экскурсионные маршруты еще не проходили рядом с домом Picassiette, предоставила последнее фото из интернета.
С 1983 года Picassiette занесен в список национальных памятников как спонтанная архитектура, созданная не в рамках какой-либо школы, и вовсе не архитектором, а просто увлеченным своим делом человеком. Побольше бы таких увлеченных людей, и наш мир только улучшался бы…
Ваш euro-проводник Татьяна
Что это такое и где его найти в Барселоне?
Trencadís может быть незнакомым вам словом, но если вы бывали в Барселоне раньше, вы наверняка видели его вокруг себя на улицах, в зданиях, в парках, в сувенирных магазинах… Эти Мозаика — это взрыв цвета, каждая маленькая деталь уникальна по форме, рисунку и цветовой гамме, но когда они собраны вместе, они образуют единое и великолепное произведение искусства. Не говоря уже о том, что Тренкадис абсолютно очарователен, когда сверкает под солнцем Барселоны, когда свет отражается от плитки и оживляет яркие цвета. Неудивительно, что эта техника стала синонимом средиземноморской культуры и дизайна.
Содержание
Что такое Тренкадис?
Тренкадис — это каталонский термин, который буквально означает «рубленый». Это название художественного метода, который был популяризирован в каталонском модернизме 20 года века такими художниками, как Антонио Гауди и Хосеп Мария Жужоль. Тренкадис — это мозаичный эффект. , достигается путем склеивания случайных осколков и осколков разбитого фарфора по частям, как лобзик. Иногда используются другие материалы, такие как стекло, пуговицы или ракушки. По-французски эта техника известна как «pique assiette», что переводится как «похититель тарелок», возможно, имея в виду использование переработанных или «разворованных» материалов — другими словами, материалов, которые керамические фабрики часто выбрасывают.
Каково происхождение Тренкади?
Ну, легенда гласит, что Гауди посещал керамическую мастерскую Луиса Брю, и когда он увидел, как утомительно медленно он собирает кусочки, нетерпеливый Гауди просто схватил плитку, разбил ее на сто кусочков об землю. , и наклеивал их горстями, восклицая: «Мы должны сделать это так, иначе мы никогда не закончим!». Правдива эта история или нет, каталонский архитектор, безусловно, широко использовал новаторское ремесло и превратил его в одну из своих самых характерных техник, которую он применил во многих своих архитектурных творениях в Барселоне.
Где я могу найти Trencadís в Барселоне?
Один из самых известных образцов Тренкадиса воплощен в жизнь в виде всемирно известной мозаики, ласково известной как «Эль Драк», которая величественно ленится на ступенях в парке Гуэля . Кроме того, зона отдыха в павильоне в парке Гуэля , откуда открывается панорамный вид на Барселону, украшена разноцветной мозаичной плиткой и является популярным местом для фотографирования посетителей Барселоны. По всему парку вы найдете характерную художественную форму сфер, колонн и зданий, покрытых Тренкадисом. В работе преобладают синий, зеленый и желтый цвета, которые для Гауди символизировали Веру, Надежду и Милосердие.
Одним из других шедевров Гауди в Тренкади является дом Бальо на проспекте Пасео-де-Грасиа, который при освещении в ночное время почти оживает магией, светясь и мерцая в темноте. Даже каменные скамейки в роскошных магазинах на Пасео-де-Грасиа покрыты фирменной мозаичной плиткой.
В Сант-Пау мозаика повсеместно использовалась для привнесения цветочных мотивов в больницу, ее можно найти в фресках, на потолках, полах и стенах. На полу Parroquia de Sant Pacià лежит геометрический узор из мраморной мозаики, созданный молодым Гауди.
Тренкадис можно найти на многих различных архитектурных творениях в Барселоне, просто не спускайте глаз, блуждая по окрестностям, и вы обязательно наткнетесь на еще одну красоту, покрытую мозаикой. Вы нашли что-то, что мы пропустили? Дайте нам знать!
Эль-Мозаико-и-Эль-Тренкадис-де-Гауди – Innart Barcelona
Происхождение мозаики
Техника мозаики состоит из художественной композиции, основанной на кусочках плитки разных оттенков на поверхности. Это могут быть камни или керамика, агломерированные с помощью цемента или какого-либо клея. Появление первых мозаик относится к 3000 г. до н.э. в Месопотамии, хотя большее значение они приобрели в Греческой империи, а максимальное великолепие — в Римской империи, а затем в Византийской. Благодаря своей большой долговечности и декоративным свойствам это искусство широко использовалось как в религиозной, так и в домашней архитектуре, где оно использовалось в основном для тротуаров и стен.
Гауди и Тренкади
На несколько столетий мозаика была забыта в мире искусства, вплоть до конца девятнадцатого века. Именно тогда известный архитектор-модернист Антонио Гауди вдохнул новую жизнь в эту технику, что привело его к полной революции. Ему пришло в голову воспользоваться кусками, которые собирались выбросить и которые больше не служили для работы из-за их повреждения или некомплектности. Гауди разбивал битую плитку, тарелки и даже стеклянные бутылки, используя их в качестве материала для покрытия поверхностей.
Берега Тренкадис Парка Гуэля (Барселона), объект наследия ЮНЕСКО.
Тренкадис имел ряд преимуществ перед другими декоративными техниками. Во-первых, это уважение к окружающей среде, потому что, как мы уже говорили, оно состоит в использовании материалов, которые должны были быть выброшены. В то же время это было экономично, за счет экономии времени в процессе нанесения, так как не требовалось большой точности при размещении деталей. Еще одним преимуществом является эстетика, которую эти композиции привносят в архитектурные элементы.
Тренкадис Фасада Каса Батлло, Работа архитектора Антони Гауди
Тренкади в Инн -Барселоне
В Иннарте Барселона. У нас есть цель, которые Тренкадис. Именно поэтому я использую его в своих работах, комбинируя его заодно с глазурованными керамическими изделиями (этому материалу мы посвятим отдельный пост в другой день). Следуя методу Гауди, мы используем керамическую плитку, которую мы разбиваем на кусочки разного размера в зависимости от того, из чего состоит изделие. Начиная с предыдущего дизайна, мы комбинируем эти элементы разных цветов, создавая дизайны, вдохновленные стилем модерн.