Церковь покрова на нерли 12 век: ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ — Древо

Все древнерусские храмы — описание храмов домонгольской эпохи, много фото, история, маршруты

Древнерусские храмы находятся на Европейской территории России. В русской архитектуре этот период называется «Домонгольским». Русская православная церковь приняла византийские ритуалы богослужения, поэтому древнерусские храмы и древнерусское зодчество соответствуют классическим Византийским канонам. Русские храмы имеют крестово-купольное строение.

На территории России и Украины (бывшая Киевская Русь) сохранилось более 50 древнерусских храмов домонгольской эпохи, но их значительная часть отреставрирована в более поздние времена. Они утратили свою аутентичность и архитектурный стиль домонгольского периода. Вторжение монгольского войска хана Батыя в русские земли произошло в 1237 г.

В этом обзоре на онлайн путеводителе Геомерид вы можете почитать о древнерусских храмах в России, которые сохранили черты древнерусского зодчества и культурную ценность.  

1.    Церковь Иоанна Предтечи, Керчь, 10 век
2.    Софийский собор, Новгород – 1045
3.    Никольский собор, Новгород – 1113
4.    Собор Рождества Богородицы, Новгород – 1117
5.    Георгиевский собор, Новгород – 1119
6.    Собор Рожд. Иоанна Предтечи, Псков – 1137
7.    Церковь Петра и Павла, Смоленск – 1146
8.    Преображенский собор, Переславль-Залесский – 1152
9.    Спасо-Преображенский собор, Псков – 1156
10.    Церковь Покрова на Нерли, Владимир – 1158
11.    Успенский собор, Владимир – 1186
12.    Дмитриевский собор, Владимир – 1194
13.    Церковь Спаса на Нередице, Новгород — 1198

Переходите по гиперссылкам, чтобы подробно почитать о каждом древнерусском храме и посмотреть большое количество фотографий.

Церковь Иоанна предтечи, Керчь — 10 век

Церковь Иоанна предтечи в Керчи построена в 10 веке византийскими мастерами, причем фундамент и часть стен сохранились от христианской церкви 6 века. В Киеве и Новгороде, а также других городах Киевской Руси, до наших дней сохранились церкви 11 века. Таким образом, Церковь Иоанна Предтечи в Керчи можно назвать самым древним православным храмом на территории России. 

Церковь Иоанна Предтечи в Керчи — древнейший храм России, построенный в 10 веке

Колонны и своды 10 века в Церкви Иоанна Предтечи в Керчи — древнейшем храме России

От этой древней византийской церкви сохранился фундамент, фрагменты внешних алтарных стен и колонны. Их сейчас можно видеть в Церкви Иоанна Предтечи. В 10 веке церковь была частично разрушена во время штурма города дружиной князя Мстислава Владимировича, но ее сразу начали восстанавливать. Во время реконструкции 10 века византийские мастера в точности воссоздали архитектуру и интерьер древней церкви 6 века. Они сохранили и специальную кирпичную кладку из плинфы, которую использовали мастера 6 века. 

Софийский собор, Новгород – 1045

Храм Святой Софии Премудрости Божьей, или просто, Софийский собор в Великом Новгороде, самый древний каменный храм на Руси, заложен в 1045 г Ярославом Мудрым по образцу Софийского собора в Киеве. Храмы древнерусской архитектуры северной Руси отличаются от тех, что строили в южных землях. 

Собор Святой Софии (1045 год) в Великом Новгороде – самый древний храм России

Фасад Софийского собора в Новгородском Кремле

Древнерусские северные храмы приземисты, имеют мощные стены и узкие окна. Это связано с суровым северным климатом. Однако, несмотря на это, древние архитекторы создали монументальный храм, высотой 38 метров. Толщина стен достигает 1.2 метра. Ширина собора вместе с галереями составляет 39 метров.

Никольский собор, Новгород – 1113

Никольский собор находится в центре Ярославова Дворища (торговой стороны, где построено более 10 древних церквей), однако, его культурное значение очень велико и его нужно рассматривать, не как часть архитектурного ансамбля Ярославова Дворища, а как отдельную достопримечательность Великого Новгорода.

Никольский собор в центре Ярославова Дворища был построен в 1113 году

Никольский собор в центре Ярославова Дворища был построен в 1113 году

Никольский храм построен в 1113 г и относится к самым первым образцам древнерусской архитектуры и зодчества. Заложил его князь Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской. Никольский собор являлся главным храмом Княжеской стороны Новгорода, а также центром вечевых собраний. Здесь находилась резиденция Новгородских князей, заложенная еще Ярославом Мудрым

Собор Рождества Богородицы, Новгород – 1117

Антониев Рождественский монастырь расположен на правом Торговом берегу реки Волхов в Великом Новгороде. Он был основан в 1106 г святым Антонием Римским. Здесь сохранился древнерусский Рождественский храм, построенный основателем монастыря. Об основателе монастыря преподобном Антонии Римлянине сложены легенды. 

Рождественский собор Антониева монастыря построен в 1119 г — это третье по древности строение Великого Новгорода

Рождественский собор Антониева монастыря построен в 1119 г — это третье по древности строение Великого Новгорода

Главный древнерусский храм монастыря, Собор Рождества Богородицы, заложен в 1117 г, а в 1119 г освящен. Он является третьим по древности каменным строением Новгорода. Рождественский собор часто горел и перестраивался, но в некоторых местах все же сохранились фрески 12 века. 

Георгиевский собор, Новгород – 1119

Георгиевский собор в Юрьевом монастыре был заложен в 1119 г. Он является одним из древнейших православных храмов России. В те годы большинство древнерусских храмов Новгорода и Пскова были невысокими, но Георгиевский собор поражает своим масштабом и величием.  

Георгиевский собор в Юрьевом монастыре был заложен в 1119 году, он является одним из древнейших храмов в России

Высота Георгиевского собора в Юрьевом монастыре Новгорода достигает 32 метров

Георгиевский храм заложен по приказу великого князя Мстислава I. Он был сыном князя Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской. В начале 11 века он был князем в Великом Новгороде. Однако к началу строительства собора он занял Киевский престол, поэтому строительством руководил сын Мстислава, князь Всеволод.  Строительство храма продолжалось 11 лет. В 1130 г храм освящен в честь Георгия Победоносца. 

Собор Рождества Иоанна Предтечи, Псков – 1137

На противоположном от Кремля берегу реки Великой, прямо напротив Варлаамской башни находится один из древнейших храмов Пскова – Рождества Иоанна Предтечи. Раньше он был главным храмом Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

Собор Рождества Иоанна Предтечи был построен в 1243 году. Это один из древнейших храмов Пскова

Собор Рождества Иоанна Предтечи был построен новгородскими мастерами и он похож на Софийский собор Новгорода

Ученые раньше вели дискуссии о дате строительства храма Рождества Иоанна Предтечи. Упоминания в летописях о нем впервые встречаются в 1243 г, когда вокруг храма сложился монастырь. Однако исследования показали, что храм Рождества Иоанна Предтечи, был построен в период с 1137-1150 гг. При строительстве этого древнерусского храма использовалась плинфа, которая также применялась и при строительстве новгородских храмов первой половины 12 века.  

Церковь Петра и Павла, Смоленск – 1146

Церковь Петра и Павла на Городянке является самым древним из сохранившихся православных храмов Смоленска. Она была построена в 1146 г и относится к архитектуре древнерусского зодчества.

Церковь Петра и Павла была построена в 1146 году – это самая церковь Смоленска

Алтарная сторона Церкви Петра и Павла в Смоленске

Одноглавый четырехстолпный древнерусский храм Петра и Павла имеет характерные черты византийского архитектурного стиля. Церковь построена из тонкого кирпича (плинфа), но выглядит мощно из-за своих пропорций и высокого купола. На стенах храма обнаружены надписи 12 века. Первоначально церковь Петра и Павла была домовым храмом князя и соединялась с его загородной резиденцией крытым деревянным переходом.

Спасо-Преображенский собор, Переславль-Залесский – 1152

Небольшой однокупольный Спасо-Преображенский собор является первым древнерусским храмом на территории Переславля-Залесского и всей Ярославской области. Этот храм находится в центре Красной площади, на которой в 12 веке находился княжеский дворец.

Памятник Александру Невскому перед собором на месте бывших княжеских палат, где он родился

Спасо-Преображенский собор и купола церквей на Красной площади

Спасо-Преображенский храм заложен в 1152 г, в период правления князя Юрия Долгорукого, основателя Москвы. Спустя 70 лет, 30 мая 1220 г, здесь, в княжеских теремах родился князь Александр, которого после побед на реке Неве и Ледовом побоище стали называть Александр Невский. Сейчас на месте рождения Александра Невского, рядом с собором установлен его памятник. 

Спасо-Преображенский собор, Псков – 1156

На левом берегу реки Великой, в месте впадения в нее реки Мирожа, находится Спасо-Преображенский Завеличенский Мирожский мужской монастырь – один из древнейших монастырей России. Точной даты основания монастыря нет, но считается, что он основан в середине 12 века новгородским епископом Нифонтом. 

Собор Спаса Преображенья в Мирожском монастыре

Спасо-Преображенский собор в Мирожском монастыре. Фреска 12 века: Спас на престоле с Богородицей

В центре монастыря находится его главный храм – Спасо-Преображенский собор. Он был построен в 1156 г, и является одним из значительных памятников церковного древнерусского зодчества домонгольского периода. Он имеет форму равноконечного (византийского) креста. Главная историческая ценность  — фрески Мирожского монастыря, которыми этот древнерусский храм расписан в 12 веке.

Церковь Покрова на Нерли, Владимир – 1158

Как сказал один из русских известных искусствоведов Игорь Грабарь: «Церковь Покрова на Нерли, близ Владимира, является не только самым совершенным древнерусским храмом, но и одним из памятников мирового искусства».

Церковь Покрова на Нерли в Боголюбово была построена в 1165 году

Дорога к Церкви Покрова на Нерли по Боголюбскому лугу

Однокупольная Церковь Покрова на Нерли небольшая по своим размерам. Она построена в 1158 г. князем Андреем Боголюбским, в память о своем погибшем сыне Изяславе. На стенах Церкви Покрова на Нерли, также как и на Дмитриевском соборе, есть барельефы, где изображены мифические животные и растения.  

Успенский собор, Владимир – 1186

В период государственной раздробленности 12 века наиболее сильным стало Владимиро-Суздальское княжество с политическим центром во Владимире. Владимирский князь Андрей Боголюбский решил построить древнерусский храм, который подчеркивал бы статус Владимира, как политического центра России. 

Успенский собор во Владимире был построен в 1158 году

Самая монументальная фреска Страшного суда кисти Андрея Рублева и Даниила Черного (1408 г) в Успенском соборе

Успенский собор во Владимире построен в 1158-1160 гг, а спустя 30 лет, после пожара, храм существенно расширили и достроили в 1186-1189 гг. С тех времен он дошел до нас в неизменном виде. В 15 веке многие иконы и фрески Успенского собора были расписаны великим русским иконописцем Андреем Рублевым. Благодаря этому, Успенский храм России является не только ярким примером древнерусского зодчества, но и выдающимся памятником древнерусской живописи.

Дмитриевский собор, Владимир – 1194

Дмитриевский собор построен в 1194 году, буквально спустя 5 лет после полной реконструкции и расширения Успенского собора — главного древнерусского храма Владимира. В 12 веке около Успенского собора располагался, не дошедший до наших дней, дворцовый комплекс Князя Всеволода Большое Гнездо. Он решил построить Дмитриевский собор, как придворный храм своей резиденции.

Дмитриевский собор (1194 год) – один из самых древних храмов России

Барельеф библейского царя Давида на фасаде Дмитриевского собора во Владимире

Однокупольный древнерусский храм построен в традициях владимиро-суздальской архитектурной школы (тесно связанной с византийской). Раньше он имел несколько галерей, связывавших его с княжеским дворцом. Во время реставрации в 1837 году все эти галереи разобрали, так как до наших дней другие постройки дворца не сохранилась.

Церковь Спаса на Нередице, Новгород — 1198

Церковь Спаса Преображения на Нередице построена в 1198 году Князем Ярославом Мудрым. Предполагается, что название «Нередица» происходит от слова «не в ряду», «за городом». Церковь Спаса на Нередице часто сравнивают с Церковью Покрова на Нерли в Боголюбово. Действительно, оба древнерусских храма построены далеко за городом на заливных лугах, обе церкви – однокупольные. Их силуэты столь лаконичны и просты, но эта простота создает ощущение совершенной красоты.

Церковь Спаса на Нередице – последняя постройка новгородский князей, 1198 год

Фрески 12 века в Церкви Спаса на Нередице, на фото 1930-х годов, до разрушения церкви во время войны в 1941 году

Храм Спаса на Нередице в 1199 г был расписан фресками, которые дошли до 20 века в исключительной сохранности. Увы, но в годы Второй Мировой войны церковь была практически полностью разрушена. Ее восстановили в 50-х годах, но древние фрески оказались практически полностью утраченными.

Что посмотреть в Боголюбове кроме церкви Покрова на Нерли? Палаты Андрея Боголюбского / Путешествия и туризм / iXBT Live

Добрый вечер, дорогие друзья, уважаемые читатели! 

Самое прекрасное, что я видел когда-либо в своей жизни — церковь Покрова на Нерли, которая, согласно современным данным, была построена годом позже Палат Андрея Боголюбского. Расположены они рядышком, практически в одном месте, так что на них тоже стоит обязательно взглянуть. И вот, почему. 

Считается, что на сегодняшний день это единственная гражданская постройка, которая не носила ни религиозного, ни военного характера, то есть — постройка «гражданская». 

Здесь опять же стоит понимать, что «Гражданская» она — чисто условно: это не древнерусская библиотека или сельский клуб. Постройки из камня — роскошь, и такое могли себе позволить далеко не все. Перед нами — «древнерусский президентский дворец», что несколько снижает пафос «гражданскости». 

О быте простых людей 12 века такая постройка нам мало, что скажет. Строили обычные дома, как правило, из глины да палок, а они в свою очередь неплохо горели, так что — не сохранились, конечно. 

Тут тоже есть несколько условностей, которые мы принимаем. Итак, перед нами палаты великого князя! Архитектура того времени, можно полагать, весьма сакральная да символичная, да и та часть палат, которая сохранилась, — переход к домовой церкви. Строилось это в параллель с церковью на Нерли, возможно, теми же мастерами, поэтому какие-то элементы вполне могли быть и религиозными, а Русь той поры — достаточно религиозное государство! 

Например, акант, а это — судя по всему вид средневековой коринфской капители, — символизировал страдания Христа, поэтому частично: это для красоты, частично: это символичный орнамент, довольно религиозный. Почему мы можем так думать? Потому что, скорее всего, строили это все приглашенные мастера, а тогда, в Средневековой Европе искусство было очень символичным. 

Строго говоря, во-первых, она хороша собой. Это образец своеобразной отечественной романики с толстыми стенами, маленькими окнами, все очень красиво и выразительно. 

Некоторые ученые считают, что ценность этих остатков в доказательстве того, что на Руси уже в то время была традиция приглашать импортных мастеров, в том числе итальянцев. Так полагает, например, исследователь В. В. Седов, чья статья на эту тему есть в «Киберленинке».  

Тезис понятный, но непонятный. Факт того, что Русь-матушку отстраивали иностранцы — вполне известный, и на то есть даже летописное прямое указание: «По вере же его и по тщанью его к святеи Богородице приведе ему Бог из всех земль все мастеры» (Речь именно об Андрее Боголюбском). В этом смысле — памятник не скажет об этом ни больше, ни меньше. Да, было дело, приезжали… 

Большая проблема искусства: мы не понимаем, на что смотреть, а на что — не смотреть, а восторгаться всем подряд — ну такое себе. Собственно, для нас с вами история сохранила лишь вот, что: 

Иными словами, 12 век — только в красном квадрате! Да, безусловно, он прекрасен, потрясающий орнамент, великолепный поребрик, замечательные пилястры, а уж сохранность — ну по этому параметру с данным зданием могут соперничать лишь наши «Сталинки». Но это настолько крошечный обломок истории… К которому, конечно, больше вопросов, чем ответов. 

В отличие от моих предыдущих заметок о путешествиях, где мы говорили об интерьерах, здесь наша экскурсия будет, напротив, «экстерьерной». Во-первых, потому что внутри ничего особенного не сохранилось, во-вторых, туда никого уже не пускают. Единственный кусок интерьера, который чудом уцелел — лестница, по которой поднимался и спускался Андрей Боголюбский. 

На ней его и убили. 

От 12 века нам остается не так уж мало, если посмотреть: есть Золотые Ворота во Владимире, те же Покрова, кое-что есть в Суздале. И вот этот феномен. 

Феномен довольно условный, конечно, но единственно уцелевший, и, хотя не очень понятно, а что с ним делать, увидеть его как уникальный обломок истории — разумеется, стоит. Это даст скромное представление об архитектуре тех лет, но все-таки — чуть-чуть романики зацепить можно. 

Доминантой Боголюбова является монастырь, и путешествия в такие места — это не только путешествие в пространстве, но и всегда — во времени. На одной только территории вы увидите и 18 век, и 19, и непосредственно кусок 12, о котором я коротко рассказал выше. 

Виден он отовсюду, и проехать мимо — совершенно немыслимо.

 

Возможно, не все знают, но Подворье монастыря располагается в другом месте, по времени их разделяет около получаса езды, в местечке под названием Спас-Купалище. Оно, кстати, тоже связано с известным историческим именем, Ивана IV. Место — потрясающее, побывать там стоит, но история не об этом. 

Монголы нас тогда здорово потрепали, кое-что порушили. Кое-что сломалось само, кое-где — виновато время, кое-где стихия, поэтому сам факт существования таких обломков, конечно, удивителен, и это, правда, впечатляет. 

Архитектура, так или иначе, единственный вид искусства, который не может обойтись без человека, она — создается для человека, и мы все-таки можем представить, как жил человек, пусть не самый простой, чего хотел, какого комфорта требовал, что ему нравилось: а вкус князя — это затем вкусы ближайшей буржуазии, которые затем насаждались, передавались простым людям. Так что, когда мы говорим о том, что этот дом не имеет сегодня смысла — это не до конца правда. 

Возможно, ближайшая знать жила именно так, и Владимиро-Суздальская Русь сплошь была такой, итальянской, и даже, закрыв глаза, представив это, уже понимаешь, как это было прекрасно! Для своего времени это весьма изящно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *