УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОЙ ИНКВИЗИЦИИ В ИСПАНИИ. ТОРКВЕМАДА. 500 знаменитых исторических событий
УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОЙ ИНКВИЗИЦИИ В ИСПАНИИ. ТОРКВЕМАДА
Торквемада
Говоря об инквизиции, мы прежде всего вспоминаем не борьбу против альбигойцев, а кровавую испанскую инквизицию, которая заставляет забыть все ужасы, творимые до этого церковниками. Организация, созданная знаменитым Торквемадой, превратила Испанию в тоталитарное государство задолго до того, как появился сам термин «тоталитаризм».
Среди исследователей нет единого мнения по поводу точной даты появления так называемой «новой» инквизиции. Несомненно то, что она возникла в правление Изабеллы и Фердинанда. В 1478 г. папа Сикст IV, предварительно получив соответствующую просьбу королевы Изабеллы, учредил инквизиционный трибунал в Кастилии. Другие историки говорят о том, что Новая инквизиция была учреждена с подачи Фердинанда в 1480 г.
Инквизиция, по всей видимости, была нужна стремящимся к установлению абсолютизма испанским монархам для того, чтобы иметь возможность воздействовать на своих противников без участия непокорных гражданских судов.
Первыми «новыми инквизиторами» были Мигель де Морильо и Хуан де Сан Мартин. Когда зашла речь об учреждении инквизиционного трибунала, Изабелла Кастильская, вероятно, советовалась со своим духовником — доминиканским монахом Томасом Торквемадой. В 1482 г. папа утвердил восемь новых инквизиторов, среди которых был и Торквемада, а в 1483-м он стал Генеральным инквизитором Кастилии.
В отличие от раннего Средневековья, эта инквизиция больше зависела от королевской власти, чем от папства. Недаром определенные возражения против ее учреждения высказывал и папа, и местная церковь. Инквизиция в Испании получила от светских властей широчайшие полномочия, позволявшие ей вмешиваться практически во все сферы жизни. Торквемада накрыл сетью своих судилищ всю страну.
В 1484 г. Торквемада составил «Инструкции», согласно которым его организация действовала. Генеральный инквизитор руководил деятельностью всех трибуналов. В распоряжение главного совета поступали все штрафы и конфискованное имущество, треть от которых уходила в казну государства. Все ее служители должны были обладать «чистой кровью». Была также разработана подробнейшая иерархия должностей и ответственных лиц. Постоянно пополнялся состав внештатных работников инквизиции — попросту говоря доносчиков.
Основанием для привлечения к суду служило обвинение одним лицом другого в принадлежности к ереси, в сочувствии или помощи еретикам. Разумеется, перечень возможных «ересей» был очень велик, доносы поступали тысячами, тем более что донос давал слабую возможность снять подозрения с себя. Многие доносчики рассчитывали также на награду или на устранение недруга. Процессы проводились долго и тайно, обвиняемый не знал имен доносителей, ему не полагалась защита. Наиболее правдивыми считались показания, данные под пытками. Веревка, дыба, «испанский сапог» помогали выбивать из подсудимых самые нелепые самооговоры и показания на мнимых сообщников. Были организованы так называемые «периоды милосердия», во время которых каждый еретик мог прийти и покаяться, а также указать на подозрительных лиц, с которыми был знаком.
Если еретик в конце концов отрекался, ему полагалось церковное наказание — бичевание, позорные знаки, тюремное заключение. Заключение чаще всего было пожизненным. Заключенные держались в полной изоляции, их заковывали в кандалы, кормили только хлебом и водой. Обычно от ареста до приговора проходило около трех лет, и подсудимый был психологически подготовлен признать свою вину, если же он «упорствовал», то отправлялся в комнату пыток, а затем (в случае непризнания вины) его формально передавали в руки светских властей, что означало сожжение на костре. Если еретик умирал до суда или успевал скрыться, сжигали его труп или чучело. Говорят, что лично Торквемадой были изобретены специальные эшафоты «квемадеро», на которых сжигали сразу по нескольку еретиков.
В испанском обществе насаждалась атмосфера страха. Казни следовали одна за другой, ни одна страна мира не знала тогда такого религиозного террора. Преследовались враги короля, новообращенные христиане — мараны (бывшие иудеи) и мориски (бывшие мусульмане), авторы художественных произведений или ученые, высказывавшие, по мнению церкви, крамольные мысли. Сжигались и сами книги. В XVI в. по всей Европе прокатились безумные ведовские процессы, погубившие массу ни в чем неповинных женщин, якобы вступивших в связь с дьяволом. На страницах богословских сочинений были отражены самые нелепые народные представления о колдунах и ведьмах.
Ненавидимый всеми Великий инквизитор Торквемада умер в 1498 г. Опасаясь покушений, на старости лет он окружил себя военной охраной из двух сотен человек.
Наибольший размах подобная деятельность испанской инквизиции приняла в первые сто лет своего существования. Например, в Мадриде с 1481 по 1808 г. взошли на костер 31 912 человек и почти 300 тысяч понесли тяжелые наказания. При этом за первые 18 лет по приговору суда инквизиции были заживо сожжены 10 220 человек. Последний акт сожжения на костре имел место в Испании в 1826 г., а в 1834-м инквизиция была официально упразднена.
Критика деятельности инквизиции стала особенно популярной в эпоху Просвещения. В многочисленных памфлетах изобличалась жестокость церковных следователей. При этом авторы указывали на некий извечный фанатизм испанцев и приверженность их консервативным началам. Конечно, при этом совершенно не учитывалась историческая обстановка, в которой возникло такое явление, как новая инквизиция.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Учреждение инквизиции в Испании
Глава II УЧРЕЖДЕНИЕ ВСЕОБЩЕЙ ИНКВИЗИЦИИ ПРОТИВ ЕРЕТИКОВ В XIII ВЕКЕ
Глава II УЧРЕЖДЕНИЕ ВСЕОБЩЕЙ ИНКВИЗИЦИИ ПРОТИВ ЕРЕТИКОВ В XIII ВЕКЕ Статья первая НАСТРОЕНИЕ УМОВ В ПЕРВОСВЯЩЕННИЧЕСТВО ИННОКЕНТИЯ III I. В XIII веке вкус к аллегорическому толкованию Священного Писания развился до такой степени, что буквальный смысл его почитался почти ни за
Глава V УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕПЕРЕШНЕЙ ИНКВИЗИЦИИ В ИСПАНИИ
Глава V УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕПЕРЕШНЕЙ ИНКВИЗИЦИИ В ИСПАНИИ Статья первая ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ В НАЧАЛЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ФЕРДИНАНДА V И ИЗАБЕЛЛЫ I. В главе III мы видели, каково было положение инквизиции в королевстве Арагонском, когда эта страна была соединена с Кастилией через брак
Статья третья УЧРЕЖДЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ
Статья третья УЧРЕЖДЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ I. Инквизиторы учредили свой трибунал в доминиканском монастыре Св. Павла в Севилье, и 2 января 1481 года был обнародован первый акт их юрисдикции в виде эдикта, объявлявшего, что на основании дошедшего до них сведения об эмиграции
Статья первая УЧРЕЖДЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ В СИЦИЛИИ. УСИЛИЯ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ЕЕ В НЕАПОЛЕ
Статья первая УЧРЕЖДЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ В СИЦИЛИИ. УСИЛИЯ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ЕЕ В НЕАПОЛЕ I. Едва новый главный инквизитор дом Диего Деса начал исполнять свои обязанности, как задумал установить новые правила, чтобы усилить деятельность трибунала инквизиции, будто суровость
Правители Испании от создания инквизиции до ее конца
Правители Испании от создания инквизиции до ее конца Изабелла I (1474–1504) — Фердинанд V (1479–1516)Хуана (ум. 1555), Филипп I (сын императора Максимилиана) (1504–1506)Австрийская династияКарл I (V) (1516–1558, отрекся в 1556)Филипп II (1556–1598)Филипп III (1598–1621)Филипп IV (1621–1665)Карл (Карлос) II
Учреждение инквизиции в Кастилии
Учреждение инквизиции в Кастилии Историк Жан Севиллья пишет: «В 1478 году Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский попросили у папы полномочий для учреждения специальной юрисдикции. Она должна была находиться под покровительством государства, а ее функция должна была
Учреждение новой инквизиции в Севилье
Учреждение новой инквизиции в Севилье Семнадцатого сентября 1480 года Изабелла и Фердинанд, будучи в Медина-дель-Кампо, назначили в качестве первых инквизиторов двух доминиканцев — Мигеля де Морильо и Хуана де Сан-Мартина (первый из них до этого был инквизитором вИнквизиция в Испании Генеральный инквизитор Торквемада Преследование евреев и мавров
Инквизиция в Испании Генеральный инквизитор Торквемада Преследование евреев и мавров Учреждение инквизиции в Испании В 1231 году Испания была разделена на четыре христианских государства — Кастилию, Арагон, Наварру и Португалию, и на три мусульманских — Севилью,
Учреждение инквизиции в Испании
Учреждение инквизиции в Испании В 1231 году Испания была разделена на четыре христианских государства — Кастилию, Арагон, Наварру и Португалию, и на три мусульманских — Севилью, Кордову и Хаену.
УЧРЕЖДЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ
УЧРЕЖДЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ Пытки инквизицииИнквизиция — несмываемое пятно на истории католической церкви. Эта одиозная организация уничтожила тысячи людей и, возможно, замедлила развитие европейской цивилизации. До сих пор инквизиция стойко ассоциируется даже у тех, кто
3.2. Испанская версия Учреждение новой инквизиции и убийство великого инквизитора Сарагоссы Петра Арбуэса
3.2. Испанская версия Учреждение новой инквизиции и убийство великого инквизитора Сарагоссы Петра Арбуэса Напомним, что в конце XV века в Испании, при короле Фердинанде Католике, рис. 11.1, и его жене, королеве Изабелле Католической, рис. 11.2, была учреждена так называемая
3.2. Испанская версия Учреждение новой инквизиции и убийство великого инквизитора Сарагоссы Петра Арбуэса
3. 2. Испанская версия Учреждение новой инквизиции и убийство великого инквизитора Сарагоссы Петра Арбуэса Напомним, что в конце XV века в Испании, при короле Фердинанде Католике, рис. 3.1, и его жене, королеве Изабелле Католической, рис. 3.2, была учреждена так называемая
Испанская инквизиция | это… Что такое Испанская инквизиция?
Печать «Священного трибунала» в Испании
Трибунал священной канцелярии инквизиции (исп. Tribunal del Santo Oficio de la Inquisición, широко известный как Испанская инквизиция, исп. Inquisición española) — суд, созданный в 1478 году католическим монархом Фердинандом II Арагонским и Изабеллой I Кастильской. Призван поддерживать чистоту католической веры в их подданствах, а также заменить собой средневековую инквизицию, которая находилась под папским надзором. Инквизиция работала в значительной степени для того, чтобы обеспечить каноничность веры новообращённых, особенно евреев, мусульман и других, принуждённых под страхом смерти принять католичество. Решения монархов создать инквизицию было продиктовано несколькими причинами, такими как усиление их политической власти, ослабление оппозиции, подавление conversos («новообращённых» из евреев и мусульман), получение прибыли от конфискации имущества осуждённых еретиков. Новый орган находился под прямым контролем испанской монархии. Он был окончательно упразднён лишь в 1834 году, во время правления Изабеллы II.
Содержание
|
История
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Фердинанд II Арагонский
Инквизиция в Испанских землях, возникшая в XIII веке, как отголосок современных событий в южной Франции, возрождается с новой силой в конце XV века, получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Евреи и усвоившие их образованность мавры являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV века масса евреев и мавров силою вынуждены были принять христианство (см. Марраны и Мориски), но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов.
Рост богатства и власти conversos в Испании вызывал негативную реакцию, в частности аристократии и среднего класса. Было написано несколько трактатов, демонстрировавших, что conversos проникли практически во все благородные семейства Испании. В изобилии появились антисемитские теории заговора. Говорили, будто conversos — часть тщательно разработанной схемы, с помощью которой евреи пытаются разрушить испанское дворянство и Католическую церковь изнутри.
Томас Торквемада
Систематическое преследование этих подозрительных христиан инквизицией начинается со времени соединения Кастилии и Арагона в одну монархию, при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике, реорганизовавших инквизиционную систему. Мотивом реорганизации являлся не столько религиозный фанатизм, сколько желание воспользоваться инквизицией для упрочения государственного единства Испании и увеличения государственных доходов, путем конфискации имущества осужденных. Душою новой инквизиции в Испании был духовник Изабеллы, доминиканец Торквемада. В 1478 году была получена булла от Сикста IV, разрешавшая «католическим королям» установление новой инквизиции, а в 1480 году был учрежден в Севилье первый трибунал её; деятельность свою он открыл в начале следующего года, а к концу его уже мог похвалиться преданием казни 298 еретиков. Результатом этого была всеобщая паника и целый ряд жалоб на действия трибунала, обращенных к папе, главным образом, со стороны епископов. В ответ на эти жалобы Сикст IV в 1483 году предписал инквизиторам придерживаться той же строгости по отношению к еретикам, а рассмотрение апелляций на действия инквизиции поручил севильскому архиепископу Иньиго Манрикесу. Несколько месяцев спустя, он назначил великим ген. инквизитором Кастилии и Арагона Торквемаду, который и завершил дело преобразования испанской инквизиции.
Инквизиционный трибунал сперва состоял из председателя, 2 юристов-ассесоров и 3 королевских советников. Эта организация скоро оказалась недостаточной и взамен её создана была целая система инквизиционных учреждений: центральный инквизиционный совет (так назыв. Consejo de la suprema) и 4 местных трибунала, число которых потом было увеличено до 10. Имущества, конфискованные у еретиков, составляли фонд, из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов и который, вместе с тем, служил источником обогащения папской и королевской казны. В 1484 году Торквемада назначил в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и здесь был выработан кодекс (сперва 28 постановлений; 11 были добавлены позднее), регулировавший инквизиционный процесс.
«Трибунал инквизиции», Ф. Гойя (1812—1819)
С тех пор дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро подвигаться вперед, особенно после 1492 года, когда Торквемаде удалось добиться у католических королей изгнания из Испании всех евреев. Результаты истребительной деятельности испанской инквизиции при Торквемаде, в период от 1481 года до 1498 года, выражаются следующими цифрами: около 8 800 человек было сожжено на костре; 90 000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того были сожжены изображения, в виде чучел или портретов; 6 500 человек, спасшихся от казни посредством бегства или смерти. В Кастилии инквизиция пользовалась популярностью среди фанатичной толпы, с удовольствием сбегавшейся на аутодафе, а Торквемада до самой смерти встречал всеобщий почет. Но в Арагоне действия инквизиции неоднократно вызывала взрывы народного негодования; во время одного из них Педро Арбуэс, председатель инквизиционного суда в Сарагосе, не уступавший в жестокости Торквемаде, был убит в церкви, в 1485 г. Преемники Торквемады, Диего-Деса и особенно Хименес, архиеп. толедский и духовник Изабеллы, закончили дело религиозного объединения Испании.
Несколько лет спустя после завоевания Гранады, мавры подверглись гонениям за веру, несмотря на обеспечение за ними религиозной свободы условиями капитуляционного договора 1492 года. В 1502 году им было предписано либо креститься, либо оставить Испанию. Часть мавров покинула родину, большинство крестилось; однако, крестившиеся мавры (мориски) не избавились от преследований и, наконец, были изгнаны из Испании Филиппом III, в 1609 году. Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 миллионов населения, и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собою неисчислимые потери для испанского земледелия, промышленности и торговли, что не помешало Испании стать самой богатой страной, создать могучий флот и колонизировать большие просторы в Новом свете. В течение 70 лет цифра испанского населения упала с 10 миллионов до 6 (более половины из них ушли в колонии, где инквизиция была не так сильна).
Хименес уничтожил последние остатки епископской оппозиции. Испанская инквизиция проникла в Нидерланды и Португалию и послужила образцом для итальянских и французских инквизиторов. В Нидерландах она установлена была Карлом V, в 1522 году, и была причиной отпадения северных Нидерландов от Испании, при Филиппе II. В Португалии инквизиция введена была в 1536 году и отсюда распространилась на португальские колонии в Ост-Индии, где центром её был Гоа.
Конец инквизиции
Во времена правления Карла IV, несмотря на опасения, которые спровоцировала французская революция, происходил упадок инквизиции. Во-первых, государство перестало быть просто социальным организатором и начало беспокоиться о благополучии населения. В итоге было решено, что церковное землевладение и землевладение сеньоров и вообще накопленные ими богатства являются препятствием общественному прогрессу. С другой стороны, в ходе многолетней борьбы между государственной властью и властью церкви, всё больше людей склонялись к первой. Например мыслители Просвещения нашли в ней лучшую защиту для своих идей. Государственные деятели Мануэль Годой и Антонио Алькала Гальяно были настроены откровенно враждебно к учреждению, чья роль была сокращена до цензуры и была воплощением испанской «чёрной легенды» на международном уровне, и не соответствовала политическим интересам на данный момент. К тому же запрещённые ею работы имели свободное хождение в государственных книжных магазинах Севильи, Саламанки и Вальядолида.
Инквизиция была отменена в период господства Наполеона и Жозефа Бонапарта (1808—1812). В 1813 году либеральные депутаты Кадисских Кортесов требовали её упразднения.
Но инквизиция была воссоздана, после воцарения Фердинанда VII 1 июля 1814 года.
Инквизиция была окончательно отменена 15 июля 1834 года, Королевским указом, подписанным регентом Марией Кристиной Бурбон-Сицилийской, вдовой Фердинанда VII, в период несовершеннолетия Изабеллы II, и с согласия Франсиско Мартинеса де-ла-Росы.
В популярной культуре
- Сюжет американо-испанского фильма Призраки Гойи разворачивается вокруг испанской инквизиции начала XIX века.
- Испанская инквизиция (Монти Пайтон)
Ссылки
- http://www.unavoce.ru/library/madden_inquisition.html
- http://jhist.org/lessons7/inqusition19.htm
- http://www.bibliotekar.ru/inkvizicia/index.htm
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Из пункта А в пункт Б: правда или вымысел?
Игра с лесным огнем: 5 удивительных приспособлений пирофитных растений
Что такое 100-летнее наводнение? Гидролог объясняет
Испанская инквизиция | Определение, история и факты
Испанская инквизиция
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 1478 — 1834
- Местонахождение:
- Арагон Гранада Севилья Испания Валенсия
- Контекст:
- антисемитизм инквизиция Мавр
- Ключевые люди:
- Томмазо Кампанелла Бартоломе де Карранса Карл V Фердинанд II Франсиско Хименес де Сиснерос
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Сколько людей погибло во время испанской инквизиции?
Тысячи были сожжены на костре при Торквемаде, самом печально известном из великих инквизиторов, и десятки тысяч были убиты во время насильственного изгнания морисков (испанских мусульман, принявших христианство), которое началось в 1609 году.
Как работала испанская инквизиция?
Когда Инквизиция начинала расследование в каком-либо районе, инквизиторы обычно предлагали относительно легкие покаяния тем, кто был готов признать свою причастность к ереси. Эти признания были использованы для выявления других «еретиков», которые предстали перед трибуналом. На этом процессе обвиняемым не оказывалась помощь в защите, они часто не знали о выдвигаемых против них обвинениях, а признания зачастую добывались с помощью принуждения, конфискации имущества или пыток. Если обвиняемого признавали виновным, приговор оглашался на аутодафе, тщательно продуманном публичном зрелище. Затем обвиняемый будет передан гражданским властям для приведения приговора в исполнение.
Когда закончилась испанская инквизиция?
Испанская королева-регент Мария Кристина де Бурбон издала указ об упразднении испанской инквизиции 15 июля 1834 г. Папская инквизиция, основанная в 1542 г. реорганизована Папой Павлом VI и переименована в Конгрегацию доктрины веры в 1965 году. Она остается одной из конгрегаций Римской курии и занимается в первую очередь вопросами римско-католической догмы и доктрины.
Кто-нибудь ожидал испанской инквизиции?
Папа Луций III объявил первую инквизицию в 1184 году, почти за 300 лет до создания испанской инквизиции, а применение пыток было разрешено инквизиторам в 1252 году. Поскольку Реконкиста привела территории мавританской Испании под контроль христиан королей, многие евреи в этих областях объявили о своем обращении в христианство, пытаясь избежать преследований. Эти conversos, как они стали известны, оставались объектами ненависти и презрения, и испанские официальные лица в Кордове не сделали ничего, чтобы вмешаться в течение трех дней насилия толпы против converso в 1473 году. Когда 1 ноября 1478 года была создана испанская инквизиция. , это было не совсем неожиданно.
Хронология испанской инквизиции
Проследите истоки и эволюцию испанской инквизиции.Испанская инквизиция , (1478–1834), судебное учреждение, якобы созданное для борьбы с ересью в Испании. На практике испанская инквизиция служила для консолидации власти в монархии недавно объединенного испанского королевства, но добилась этой цели печально известными жестокими методами.
Возникновение испанской инквизиции
Средневековая инквизиция играла значительную роль в христианской Испании в 13 веке, но борьба с маврами занимала жителей Пиренейского полуострова и укрепляла их веру. Когда к концу 15 века Реконкиста была почти завершена, стремление к религиозному единству становилось все более и более выраженным. Еврейское население Испании, которое было одним из крупнейших в Европе, вскоре стало мишенью.
Подробнее по этой теме
Испания: испанская инквизиция
Средневековая Испания с большим мусульманским и еврейским населением была единственной многорасовой и многоконфессиональной страной в Западной Европе, и…
На протяжении веков еврейская община в Испании процветала и росла в численности и влиянии, хотя время от времени проявлялся антисемитизм. Во время правления Генриха III Кастильского и Леонского (1390–1406) евреи столкнулись с усилением преследований и вынуждены были обратиться в христианство. Погромы 139 г.1 были особенно жестокими, и над еврейской общиной Испании нависла угроза насилия. Столкнувшись с выбором между крещением и смертью, число номинальных обращенных в христианскую веру вскоре стало очень большим. Многие евреи были убиты, а те, кто принял христианские верования — так называемые conversos (исп. «обращенные») — сталкивались с постоянным подозрением и предубеждением. Кроме того, оставалось значительное количество евреев, которые заявляли об обращении, но продолжали тайно исповедовать свою веру. Эти номинальные обращенные из иудаизма, известные как марраны, воспринимались как еще большая угроза общественному порядку, чем те, кто отверг насильственное обращение. После объединения Арагона и Кастилии браком Фердинанда и Изабеллы (1469 г.), марраны были осуждены как угроза существованию христианской Испании. В 1478 году папа Сикст IV издал буллу, разрешающую католическим монархам назначать инквизиторов, которые будут заниматься этим вопросом. Это не означало, что испанские государи передавали церкви борьбу за единство; напротив, они стремились использовать инквизицию для поддержки своего абсолютного и централизующего режима и особенно для усиления королевской власти в Арагоне. Первые испанские инквизиторы, действовавшие в Севилье, оказались настолько суровы, что Сикст IV попытался вмешаться. Однако теперь у испанской короны было слишком ценное оружие, чтобы отказаться от него, и попытки папы ограничить полномочия инквизиции оказались безрезультатными. В 1483 году он был вынужден разрешить испанскому правительству назначить великого инквизитора (генерального инквизитора) Кастилии, и в том же году Арагон, Валенсия и Каталония были переданы под власть инквизиции.
Инквизиция на пике своего развития
Великий инквизитор был главой Инквизиции в Испании. Церковная юрисдикция, которую он получил от Ватикана, давала ему право назначать депутатов и рассматривать апелляции. При рассмотрении апелляций великому инквизитору помогал совет из пяти членов и советники. Все эти должности заполнялись по соглашению между правительством и великим инквизитором. Совет, особенно после его реорганизации в царствование Филиппа II (1556–1599 гг.8), все больше и больше отдает эффективный контроль над учреждением в руки гражданской власти. После папства Климента VII (1523–1534 гг.) священников и епископов иногда судила инквизиция. В процедуре испанская инквизиция была очень похожа на средневековую инквизицию. Первым великим инквизитором в Испании был доминиканец Томас де Торквемада; его имя стало синонимом жестокости и фанатизма, связанных с инквизицией. Торквемада использовал пытки и конфискацию, чтобы запугать своих жертв, и его методы были продуктом того времени, когда судебная процедура была жестокой по замыслу. Приговор обвиняемым состоялся на аутодафе (по-португальски: «акт веры»), тщательно продуманном публичном выражении власти инквизиции. Осужденных представляли перед большой толпой, в которую часто входили члены королевской семьи, и процесс носил ритуальный, почти праздничный характер. Количество сожжений на костре во время правления Торквемады было преувеличено протестантскими критиками инквизиции, но обычно оценивается примерно в 2000 человек.
По настоянию Торквемады Фердинанд и Изабелла 31 марта 1492 г. издали указ, предоставляющий испанским евреям выбор: изгнание или крещение; в результате более 160 000 евреев были изгнаны из Испании. Франсиско, кардинал Хименес де Сиснерос, продвигал подавление мусульман с тем же рвением, с которым Торквемада обращался с евреями. В 1502 году он приказал запретить ислам в Гранаде, последнем из мусульманских королевств в Испании, павших в результате Реконкисты. Преследование мусульман усилилось в 1507 году, когда Хименес был назначен великим инквизитором. Мусульмане в Валенсии и Арагоне подверглись принудительному обращению в 1526 году, и впоследствии ислам был запрещен в Испании. Затем инквизиция обратила свое внимание на морисков, испанских мусульман, ранее принявших крещение. Выражения культуры мориско были запрещены Филиппом II в 1566 году, и в течение трех лет преследования со стороны инквизиции сменились открытой войной между мориско и испанской короной. Мориски были изгнаны из Гранады в 1571 году, а к 1614 году около 300 000 человек были полностью изгнаны из Испании.
Когда Реформация начала проникать в Испанию, относительно немногочисленные испанские протестанты были уничтожены инквизицией. Иностранцы, подозреваемые в пропаганде протестантских верований в Испании, погибали с таким же насилием. В значительной степени очистив страну от евреев и мусульман, а также от многих бывших членов этих конфессий, перешедших в христианство, испанская инквизиция обратила свое внимание на видных католиков. Святой Игнатий Лойола дважды подвергался аресту по подозрению в ереси, а архиепископ Толедо, доминиканец Бартоломе де Карранса, был заключен в тюрьму почти на 17 лет. Номинально христианские группы, которые отклонялись от ортодоксии инквизиции, такие как последователи мистического движения Алумбрадо и приверженцы эразмизма (одухотворенная христианская система верований, находящаяся под влиянием учений гуманиста Дезидериуса Эразма), подвергались интенсивным преследованиям на протяжении 16-го и в 17ый век.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Сопротивление и упадок инквизиции
Под высшим советом испанской инквизиции находились 14 местных трибуналов в Испании и несколько в колониях; суды в Мексике и Перу были особенно суровыми. Испанская инквизиция распространилась на Сицилию в 1517 году, но попытки установить ее в Неаполе и Милане потерпели неудачу. В 1522 году император Священной Римской империи Карл V ввел его в Нидерланды, но его усилия по искоренению протестантизма не увенчались успехом. Португальский Иоанн III с разрешения Папы Павла III учредил в 1536 году трибунал, подобный испанской инквизиции, против португальских евреев. со временем расширилась и его сфера применения.
Инквизиция оставалась силой в Испании и ее колониях в течение сотен лет — действительно, аутос-да-фе были обычным явлением в середине 18-го века — но эксцессы, наблюдаемые при Торквемаде, были в некоторой степени сдержаны.