Украшения сальвадор дали: 10 ювелирных шедевров Сальвадора Дали

10 ювелирных шедевров Сальвадора Дали

Испанский сюрреалист Сальвадор Дали, как и Пабло Пикассо, считал собственный гений универсальным. Поэтому свои художественные таланты успел применить во множестве дисциплин, в том числе и в ювелирном искусстве.

Олег Краснов

Брошь ​​«Сердце из медовых сот»

Первые ювелирные работы художника датированы 1949 годом, хотя созданы они были позже, в самом начале 1950-х, когда он познакомился с ювелиром Карлосом Алемани (Alemany & Ertman), который был готов воплотить в жизнь самые смелые фантазии сюрреалиста. Но именно в 1949 году появились живописные наброски Дали к будущим произведениям. Например таким, как эта брошь The Honeycomb Heart в форме сердца, составленного из десятков сот и истекающего золотым «медом». Асимметричную фигуру украшают рубины и бриллианты. Тираж броши из пяти экземпляров был выпущен в 1953 году, а одна из них появилась на торгах Sotheby’s в 2018 году, где была продана за £68. 8 тыс.

Сальвадор Дали. Брошь ​​«Сердце из медовых сот». Фото: Sotheby’s
Брошь «Рубиновые губы»

Знаменитая работа Дали «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты» была создана в 1934 году, но художник возвращался к ней в течение едва ли не всей жизни. Из нее появился легендарный диван в форме губ кинодивы, а позже и эта брошь из рубинов и жемчужин. Дали, правда, посвятил это украшение другой кинозвезде – Полетт Годар. Прототип броши, изготовленный в начале 1950-х тем же Алемани хранится в Театре-музее Дали в Фигерасе, а несколько реплик, что производил по эскизам мастера еще один ювелир Хенрик Кастон в 1970-80-х годах, можно встретить и сегодня на аукционах.

Сальвадор Дали. Брошь «Рубиновые губы». Фото: Dalí Museum/Fundació Gala – Salvador Dalí
Брошь-часы «Глаз Времени»

К первым ювелирным работам Дали относится и эта платиновая брошь с бриллиантами и со встроенным в «зрачок» часовым механизмом. Смелую вещицу в разное время носили и американские киноактрисы, и европейские принцессы. Всего Дали создал дизайн для 39 ювелирных украшений, два из которых увидели свет после его смерти.

Сальвадор Дали. Брошь-часы «Глаз Времени». Фото: Dalí Museum/Fundació Gala – Salvador Dalí
Объект «Королевское сердце»

Драгоценная во всех смыслах скульптура из золота, бриллиантов, рубинов и изумрудов, еще и «живая» – она, как и несколько других произведений Дали, снабжена скрытым механизмом. Именно он заставляет рубиновое нутро сердца биться. Это, вероятно, одна из самых известных и популярных ювелирных работ, сделанных художником и хранящаяся в его музее в Фигерасе.

Сальвадор Дали. «Королевское сердце». Фото: Dalí Museum/Fundació Gala – Salvador Dalí
Объект-часы «Космический слон»

Еще одна ювелирная скульптура создана по мотивам не менее известной картины Дали «Искушение святого Антония» (хранится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе). В нее встроен часовой механизм Omega, а в качестве оболочки использован один из главных героев живописного полотна – слон на тонких длинных ногах. В иконографии художника этот образ затем появляется не раз и символизирует неустойчивость и переменчивость власти и величия. 

Сальвадор Дали. Объект-часы «Космический слон». Фото: Dalí Museum/Fundació Gala – Salvador Dalí
Брошь-часы «Постоянство памяти»

Брошь-часы также связаны с одноименной знаменитой картиной Дали из музея MoMA в Нью-Йорке, написанной в 1931 году. Спустя почти двадцать лет появилось ее ювелирное продолжение из золота с бриллиантами и встроенным механизмом Jaeger LeCoultre. Образ «мягких» часов намекает на относительность и скоротечность времени. По легенде, увидев картину в первый раз, возлюбленная Дали Гала заявила, что никто, увидев ее однажды, не сможет забыть.

Смотрите также

Сальвадор Дали. Брошь-часы «Постоянство памяти». Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2014
«Ожерелье с переплетенными конечностями» («Хореографическое ожерелье»)

Еще один часто встречающийся элемент в иконографии Дали – части тел. Одинокие или переплетающиеся руки и ноги можно встретить как на картинах и гравюрах, так и в ювелирных изделиях. Как и в других работах, в этом золотом колье с аметистом и бриллиантами они символизируют свободу.

Ожерелье с переплетенными конечностями. Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2014.
Брошь «Тристан и Изольда»

Легенда о трагической любви Тристана и Изольды так захватила Дали, что он не только писал картины на эту тему, но и поучаствовал в создании сценографии для балета на музыку Вагнера в Метрополитен-опере. Не обошла тема и ювелирное искусство – брошь с ликами влюбленных была выпущена ограниченным тиражом. Одна из них в этом году была продана на Sotheby’s за £ 22.7 тыс.

Сальвадор Дали. Брошь «Тристан и Изольда». Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2014.

Мифологическое колье создано в двух вариантах: с сапфировыми подвесками, составляющими автопортрет самого Дали, и в форме переплетающихся золотых ветвей с бриллиантами. Последнее издано лимитированным тиражом, а первое выставлено в музее в Фигерасе. 

Сальвадор Дали. Колье «Древо жизни». Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2014
Подвеска «Мадонна Порт-Льигата»

В жизни Дали-ювелира был и третий человек, помогавший воплощать его задумки в жизнь. Это испанец Октавио Сарда, в сотрудничестве с которым художник создал около тридцати мелких пластических работ на религиозные темы. В золоте и бриллиантах Сарда выпустил их в виде подвесок. Одна из них, Мадонна Порт-Льигата, была изготовлена тиражом 10 экземпляров и соединила в себе две страсти Дали – религию и Галу.

Подвеска «Мадонна Порт-Льигата». Фото: Sotheby’s
Подпишитесь на нашу рассылку

Еженедельный дайждест о ювелирном искусстве.

Я согласен с правилами сайта и хочу получать рассылку!

Olesya

Наверх

Пожалуйста, разрешите использование cookies для эффективной работы с сайтом. Разрешить.

принимаю условия соглашения

Ювелир Сальвадор Дали: драгоценное наследие гения

Модель, демонстрирующая ювелирные произведения Сальвадора Дали

Сальвадор Доминго Фелипе Хасинто Дали и Доменек, маркиз де Дали де Пуболь. С таким именем трудно ограничиться одной сферой деятельности. Живописец, скульптор, писатель, режиссер. А почему бы не ювелир?

Сальвадор Дали

Все ювелирные работы Сальвадора Дали пересчитаны. 39 оригинальных произведений, 37 из которых создавались по подробным эскизам художника при его жизни. Начиная с военного 1941 года, когда Дали живёт и работает в США, компания нью-йоркских ювелиров «Alemany & Ertman» претворяет фантазии мастера в жизнь под его контролем. Одно за другим появляются произведения искусства, «нарисованные» драгоценными материалами, которые выбирал сам Дали.

Эскизы ювелирных украшений Сальвадора Дали в выставочном зале «Dali-Joies» Театра-Музея Дали в Фигерасе

Эскиз необычного кольца Дали в выставочном зале «Dali-Joies» Театра-Музея Дали в Фигерасе

Причудливые ювелирные работы невозможно обозначить словом «украшение». Ведь кто осмелится в качестве броши носить на груди бьющееся сердце из рубинов со встроенным механизмом? Разве что это могла бы Гала, муза Дали, которая вдохновила художника на его создание: «Что ты хочешь, сердце мое? Чего ты желаешь, сердце мое? ─ Бьющееся сердце из рубина!» Правда, посвятил Дали механическое сердце коронации Елизаветы II.

«Королевское Сердце» с пульсирующей серединой, 1953 год

«Крест ангела» с движущимся механизмом, 1960 год

Эскиз Дали

Дали создавал экстравагантные ювелирные произведения не для того, чтобы их прятали в сейфах. Металлы и камни, по его задумке, должны были будить воображение зрителя. Поэтому он отдавал предпочтение не блеклым, невыразительным материалам. Свои ювелирные образы и сюжеты Дали рисовал бриллиантами и горным хрусталем, рубинами и гранатами, сапфирами и аметистами, жемчугом и кораллами, изумрудами, золотом, платиной…

Брошь «Гранатовое сердце», 1949 год

Кольцо, украшенное жемчугом

Эскизы ювелирных украшений Сальвадора Дали

«Паук ночи», 1962 год

Пройдя черную, обитую бархатом вращающуюся дверь в здании старого постоялого двора, что принадлежит Театру-Музею Дали в Фигерасе, и поднявшись на второй этаж, вы оказываетесь в выставочном зале «Dali-Joies». В витринах мало освещенного помещения ─ постоянная экспозиция ювелирных изделий гения. Статичные или механические, но неизменно приковывающие внимание неожиданностью и парадоксальностью форм и образов. Бриллиантовые лепестки тянут вверх свои пальцы в творении «Живой цветок», аметистовые виноградины чередуются с золотыми черепами в «Гроздьях бессмертия», а антропоморфные листья с прожилками блестят ногтями-рубинами. «Я вижу человеческие формы в деревьях, листьях, животных; животное и растительное — в человеческом».

«Живой цветок» или «Цветок жизни», 1959 год

«Цветок жизни», 1959 год

Эскиз Дали

«Лист с прожилками», 1953 год

«Гроздья бессмертия», фрагмент, 1970 год

В ювелирных работах появляются знакомые по живописи и скульптуре Дали образы. Вот брошь-часы «Глаз времени» — зрачок из голубой эмали с циферблатом в обрамлении век из платины и бриллиантов — висит в витрине, отбрасывая тень на рисованный фон, следит за происходящим и смотрит в будущее. «Alemany & Ertman» сделала несколько реплик «Глаза», одна из которых смело украсила лацкан пиджака Софии Греческой, королевы Испании.

Брошь-часы «Око времени», 1949 год

Модель, демонстрирующая брошь «Око времени»

Какой образ известнее, чем усы Сальвадора Дали? Мягкие часы Сальвадора Дали. Перекинутые через золотую ветку броши «Постоянство памяти» часы с механизмом Jaeger LeCoultre выложены бриллиантами с цифрами-вкраплениями черной эмали.

Брошь «Постоянство памяти», 1949 год

«Постоянство памяти» — одна из самых известных картин художника, 1931 год

Сальвадор Дали и его живописные полотна

Помните сюрреалистический интерьер — комната Мэри Уэст, где глаза — окна, а диван повторяет форму губ актрисы? Этот образ не оставлял Дали в покое и при создании украшений. Так появилась брошь «Рубиновые губы» с выглядывающими 13 жемчужинами-зубами, посвященная американской актрисе Полетт Годар (бывшей жене Чаплина и будущей Ремарка).

Комната Мэри Уэст в Театре-Музее Сальвадора Дали в Фигерасе

Американская актриса Полетт Годар

Брошь «Рубиновые губы», 1952 год

Иногда Дали непосредственно участвовал в создании изделия. На кристалле кварца в «Гроздьях бессмертия» склонил голову рисованный маслом ангел вечности, в работе «Дафна» с золотой пластины под прямоугольным топазом смотрит женское лицо, а семиугольный лимонный кварц в «Pax Vobiscum» открывает сюрреалистический лик Христа.

«Гроздья бессмертия», 1970 год

«Космический слон», 1961 год

Эскиз Сальвадора Дали

«Дафна», 1967 год

Присмотритесь и к картинам Дали ─ некоторых своих героев он обогатил ювелирными украшениями. В карандашном этюде к «Галарине» в мельчайших подробностях изображена подвеска на шее Галы. А в живописном варианте мастерски прорисован браслет Фаберже. С проекта «Сон Венеры» Дали начал украшать женских персонажей колье из устриц. В «Портрете г-жи Изабеллы Стайлер-Тас» мистико-ядерного периода творчества художник выписал на шее брошь с рождающейся из дерева фигурой в центре и каплями жемчужин в нижней части. Украшение может взять на заметку современный ювелир. Вот только на новой работе не будет факсимиле Дали, которое Мастер, как на картинах, собственноручно оставлял на своих прижизненных произведениях.

Медовое сердце, 1949 год

Модель, демонстрирующая брошь Дали «Гранатовое сердце»

С 2001 года ювелирные изделия Сальвадора Дали хранятся в Фигерасе. Прежде чем оказаться на родине гения, они побывали во владении американского миллионера Камминса Кэтэрвуда, в Фонде мецената Оуэна Чисема, у магнатов Акрама Охека в Саудовской Аравии и Масао Нандаку в Японии. Последний инициировал возвращение украшений в Испанию. Правда, с компенсацией в 5,5 миллиона долларов.

Театр-Музей Сальвадора Дали в Фигерасе

Экстерьер Театра-Музея Сальвадора Дали в Фигерасе

Театр-Музей Сальвадора Дали в Фигерасе

Дали с присущей ему нескромностью хотел вписать своё имя в ряд великих мастеров ювелирного дела ─ Челлини, Ботичелли, да Лука. И у него это получилось. Дерзко и экстравагантно.

Художник Сальвадор Дали на ювелирной выставке в Барселоне, 1974 год

Театр-Музей Сальвадора Дали в Фигерасе

Фото: Museum Dali Joies, Getty Images, Espanarusa.com

Эльвира Ковригина

Коллекция | Fundació Gala — Сальвадор Дали

Языки:
Катала
Кастеллано
Английский
Французский
中文

Visita virtualVisita virtualTicketsTickets

Ярлыки:
Последние новости
Пресс
Друзья
Музеи
  • Театр-музей Дали
    • Полезная информация
      • Часы работы и цены
      • Как туда добраться
      • Требования к доступу
      • Услуги
      • Доступность
      • Правила съемок и фотосъемки
      • Часто задаваемые вопросы
    • Покупка и бронирование билетов
    • Отмена бронирования
    • История
    • Коллекция
    • Выставки
      • Текущие выставки
      • Прошедшие выставки
    • Виртуальный визит
    • мероприятия
      • Текущая деятельность
      • Прошлые действия
    • Антони Питчот
  • Дали·Драгоценности
    • История
    • Коллекция
    • Виртуальный визит
  • Замок Гала Дали Пуболь
    • Полезная информация
      • Время работы и цены
      • Как туда добраться
      • Требования к доступу
      • Услуги
      • Доступность
      • Правила съемок и фотосъемки
      • Часто задаваемые вопросы
    • Покупка и бронирование билетов
    • Отмена бронирования
    • История
    • Коллекция
    • Выставки
      • Текущие выставки
      • Прошедшие выставки
    • Виртуальный визит
    • Мероприятия и туры
      • Текущая деятельность
      • Прошлые действия
  • Дом Сальвадора Дали Портльигат
    • Полезная информация
      • Время работы и цены
      • Как туда добраться
      • Требования к доступу
      • Услуги
      • Доступность
      • Правила съемок и фотосъемки
      • Часто задаваемые вопросы
    • Покупка и бронирование билетов
    • Отмена бронирования
    • История
    • Галерея изображений
  • Дали ночью
  • Далинский треугольник
  • Веб-карта
  • Официальное уведомление
  • Конфиденциальность
  • Политика использования файлов cookie
  • Авторские права

Torre Galatea Pujada del Castell, 28 E-17600 Фигерас. Каталония Тел. +34 972 677 505 Факс +34 972 501 666

© Fundació Gala — Salvador Dalí. Все права защищены

История | Fundació Gala — Salvador Dalí

Фонд Gala-Salvador Dalí представляет в Театре-музее Дали в Фигерасе постоянную выставку  DALÍ·JOIES , для которого архитектор Оскар Тускетс полностью перестроил пристройку к музею. Два этажа, в которых хранится коллекция драгоценностей, имеют отдельный вход от входа в Музей-Театр, а это значит, что их можно посетить отдельно. На выставке представлены тридцать девять золотых драгоценностей и драгоценных камней из коллекции Оуэна Читэма, два драгоценных камня, сделанных позже, и двадцать семь рисунков и картин на бумаге, которые Сальвадор Дали сделал для дизайна драгоценностей. Dali Jewels, представляющий собой обширную коллекцию работ, созданных художником между 1941 и 1970 года, прекрасно иллюстрирует различные этапы его творческой эволюции.

В 1999 году по совету и под наблюдением Associació Espanyola de Gemmologia (Испанской ювелирной ассоциации) Фонд Дали приобрел коллекцию ювелирных изделий у японской компании за 900 миллионов песет. Эксперты из Ассоциации каталогизировали каждое произведение в сотрудничестве с техническими специалистами из Отдела консервации Фонда и Центра исследований Далиня, и они разработали постоянную экспозицию.

Хронология

История этих драгоценностей началась в 1941 году. Первые 22 были приобретены американским миллионером Камминсом Катервудом. Сальвадор Дали проектировал украшения на бумаге со всевозможными деталями и очень точными формами, материалами и цветами, в то время как фактическое изготовление драгоценностей осуществлялось в Нью-Йорке под внимательным наблюдением художника, в мастерской Карлос Алемани, мастер по золоту и серебру аргентинского происхождения. В 1958 году драгоценности были приобретены Фондом Оуэна Читама, престижным американским фондом, созданным в 1934, который будет заимствовать коллекцию драгоценностей, чтобы различные благотворительные, образовательные и культурные организации могли собирать средства, выставляя ее; наконец, коллекция была передана на хранение в Музей изящных искусств Вирджинии в Ричмонде.

Затем коллекция драгоценностей была временно выставлена ​​в Театре-музее Дали в Фигерасе в августе и сентябре 1973 года, за год до открытия музея. В 1981 году он был приобретен саудовским мультимиллионером, а затем тремя японскими компаниями, последняя из которых была той, у которой ее купил Фонд Дали.

Все предметы коллекции представляют собой отдельные произведения, а сочетание материалов, размеров и форм, придуманное Сальвадором Дали, делает его уникальным набором, в котором художнику удалось с исключительным мастерством передать свою неповторимую иконографию. Золото, платина, драгоценные камни (бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, аквамарины, топазы и т. д.), жемчуг, кораллы и другие благородные материалы объединяются, чтобы придать форму сердцам, губам, глазам, растительным и животным формам, религиозным и мифологическим символы и антропоморфные фигуры.

Смысл существования

Следуя образцу своих любимых мастеров итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Челлини и др. ), Сальвадор Дали использует все языки современной культуры для развития своего художественного дискурса. : живопись, рисунок, гравюра, скульптура, архитектура, фотография, театр, кино, литература, а также изделия из золота и серебра. С этими драгоценностями, которые он создал наряду со своими самыми известными работами как живописец, Сальвадор Дали еще раз глубже погрузился в свою глобальную концепцию искусства, понимая его как язык без ограничений, который может быть выражен любым средством и выразительной техникой.

Наряду с дизайном драгоценностей Сальвадор Дали также выбирал материалы, которые будут использоваться, уделяя особое внимание не только цвету или ценности материала, но и символическому значению и коннотациям, приписываемым драгоценным камням и благородным металлам. Некоторые драгоценности, входящие в эту коллекцию, такие как L’ull del temps (1949, Око времени), El cor reial (1953, Королевское сердце) и L’elefant de l’espai (1961, «Космический слон») стали культовыми произведениями и считаются такими же исключительными, как и некоторые из его картин.

Сальвадор Дали со ссылкой на коллекцию

«Моя коллекция драгоценностей, собранная Фондом Оуэна Читэма, неизбежно будет иметь историческое значение. ценились во времена, когда казалось, что единственный акцент делается на утилитарной и материальной природе вещей.Свободные от материализма и с филантропической целью драгоценности Дали стали новым американским послом в России, Европе и остальном мире. , символ космогонического единства нашего века.0017

Инкрустированные драгоценными камнями предметы — украшения, медали, кресты, предметы искусства — которые можно найти в этой книге, были задуманы не для того, чтобы оставаться инертными в бронированных камерах. Они созданы для того, чтобы радовать глаз, поднимать настроение, будить воображение и выражать убеждения. Без публики, без присутствия зрителей эти драгоценности не выполняли бы функцию, для которой они были созданы. Таким образом, зрители становятся их окончательным творцом. Глаз зрителя, его сердца, его ум — что сливаются и улавливают с большим или меньшим пониманием замысел творца — оживляют их». 0017

Сальвадор Дали, о дизайне и вдохновении

«В драгоценностях и во всей своей художественной деятельности я создаю то, что люблю больше всего. В некоторых из них можно усмотреть архитектурный смысл, как это происходит и в некоторых моих картины. Еще раз подчеркивается логарифмический закон, а также взаимосвязь между духом и материей, между пространством и временем».

Сальвадор Дали, об отношениях времени и пространства

«Я с детства знал о связи времени и пространства. Однако мое изобретение «мягких часов» — сначала в масляной живописи, а затем в 1950, в золоте и драгоценных камнях — вызвало разделение мнений: одобрение и понимание, скептицизм и недоверие.

Сегодня в американских школах мои «мягкие часы» показывают как пророческое выражение текучести времени — неделимости времени и пространства. Скорость путешествий в настоящее время (космические путешествия) подтверждает это убеждение. Время не жесткое, оно текучее».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *