Храм Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества; вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму.
Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте…
Во всей русской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров, вероятно, нет памятника более лирического, чем всемирно известная церковь Покрова на Нерли.
Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. «Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне, — пишет Н.Н. Воронин. — Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими».
Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава — в память о нем. Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.
Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм Покрова на Нерли только чудом спасен от гибели. И опасность ему грозила не от воинствующих безбожников эпохи коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.
Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.
Храм был посвящен новому на Руси празднику — Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем без согласия киевского митрополита и константинопольского патриарха и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле. Ведь главный храм Владимира, Успенский собор, также был посвящен Богоматери — в отличие от соборов Киева, Новгорода, Полоцка, Пскова и других княжеских столиц.
Место для церкви — пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму — указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание — искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.
Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост — это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Но строители церви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. От более ранних владимирских храмов церковь Покрова на Нерли отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции. Здесь нет царственности владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости Дмитриевского собора. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли — это воплощенная победа духа над материей. С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленности ввысь.
Всеми доступными приемами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. В значительной мере это достигается спокойным равновесием и симметрией здания, а также множеством оригинальных строительных находок. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служит большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий — удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола. Существующая луковичная глава в 1803 году сменила древний шлемовидный купол.
Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне.
Археологические раскопки позволили установить, что первоначально храм с трех сторон опоясывала открытая белокаменная галерея, вымощенная яркими майоликовыми плитками. В юго-западном углу галереи находилась лестница, ведущая на хоры. Галерея опиралась на резные белокаменные столбы, а ее парапет украшали многочисленные резные камни, изображавшие грифонов и других мифических животных. Среди них выделялись изображения поднявшихся в прыжке барсов — эмблема владимирской княжеской династии.
Но, несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие — гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России.
Храм Покрова на Нерли.
Белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.
Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века.
Покровская церковь стоит в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.
Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).
От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, слегка вытянутый по продольной оси (около 8 х 7 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) четверик и глава. Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.
Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.
Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).
Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция
Статья из книги «Самые знаменитые монастыри и храмы России»
источник
Материалы для написания изложения «О храме Покрова на Нерли»
Материалы к уроку
Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое изящное здание стоит на небольшом холме на приречном лугу, там, где река Нерль впадает в Клязьму. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте…
В русской архитектуре нет памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне, пишет Н.Н. Воронин. Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими.
Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава в память о нем. Вероятно поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.
Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм Покрова на Нерли только чудом уцелел. И опасность ему грозила не от воинствующих безбожников эпохи коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела лишь благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.
Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее постройку с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.
Храм был посвящен новому на Руси празднику Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем без согласия Киевского митрополита и патриарха Константинопольского и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы над Владимирской землей. Ведь главный храм Владимира, Успенский собор, также был посвящен Богоматери в отличие от Киева, Новгорода, Полоцка, Пскова и других княжеских столиц.
Место для постройки церкви пойменный луг при впадении реки Нерль в Клязьму указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, под храмом специально было сооружено высокое основание искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором заложили фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, куда причаливали идущие по Клязьме речные суда.
Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестово-купольный четырехстолпный храм. Но строители церкви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. От более ранних владимирских храмов церковь Покрова на Нерли отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции. Здесь нет царственности владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости Дмитриевского собора. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли это воплощенная победа духа над материей. Сказочная легкость форм храма Покрова на Нерли создает впечатление невесомости, устремленности ввысь.
Всеми доступными средствами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. В значительной мере это достигается спокойным равновесием и симметрией здания, а также множеством оригинальных строительных находок. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служит большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола. Существующая луковичная глава была установлена в 1803 году, сменив древний шлемовидный купол.
Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними фигуры львов. Еще ниже три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.
Археологические раскопки позволили установить, что первоначально храм с трех сторон опоясывала открытая белокаменная галерея, вымощенная яркими майоликовыми плитками. В юго-западном углу галереи находилась лестница, ведущая на хоры. Галерея опиралась на резные белокаменные столбы, а ее парапет украшали многочисленные резные фигурки грифонов и других мифических животных. Среди них выделялись изображения поднявшихся в прыжке барсов эмблема владимирской княжеской династии.
Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее движению ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка сужаются к верху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной майоликовый пол. Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была окончательно уничтожена в 1877 году во время очередного поновления храма.
Но несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной визитной карточкой России.
Яндекс.Словари Величайшие храмы мира. 2006
Текст изложения
О храме Покрова на Нерли из кн. Живая Древняя Русь (Осетров)
Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.
Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.
Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.
На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами…
Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат покров, защитив город от врагов.
Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.
Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, с травами и цветами, которые, как ковер, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине.
Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.
Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадется осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей. Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.
Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается, словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно-зелеными, а строение приобретает задумчивость, словно ожидает кого-то. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.
Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.
Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.
(445 слов) (По Е. И. Осетрову.
Живая Древняя Русь)
Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: Какие чувства и мысли вызывает у вас описание храма Покрова на Нерли?
Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Расскажите о вашем любимом архитектурном памятнике.
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Тропарь и кондак
Это чудесное явление Божией Матери произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернском храме, где сохранились Ее риза, покров и часть пояса после перенесения из Палестины в V веке.
В воскресенье, 1 октября, во время Всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой юродивый Андрей (память 2 октября), в час четвертый, возвел очи свои к небу и узрели нашу Пресвятую Владычицу Богородицу, идущую по воздуху, сияющую небесным светом и окруженную сонмом святых. Святитель Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Коленопреклоненная Пресвятая Богородица долго со слезами молилась о христианах. Затем, подойдя к Архиерейскому Престолу, продолжила молитву.
Завершив молитву, она взяла покрывало и раскрыла его над молящимися в церкви, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица Богородица сияла небесной славой, и покров в Ее руках сиял «более солнечных лучей». Святой Андрей с трепетом смотрел на чудесное видение и спросил своего ученика, стоявшего рядом с ним блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Пресвятую Богородицу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святой отче, и трепещу».
Присноблагодатная Богородица умоляла Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя, и поскорее ответить на Ее заступление: «Царю Небесный, приими всех молящихся Тебе и позови меня на помощь. Не дай им уйти от моей иконы неуслышанными».
Святые Андрей и Епифаний удостоились видеть молящуюся Богородицу и «долгое время наблюдали Покровное Покрывало, распростершееся над людьми и сияющее сиянием славы. Пока была Пресвятая Богородица, было видно и Покрова, но с Ее уходом и оно стало невидимым. Взяв его с собой, она оставила милость своего посещения».
Во Влахернском храме почтили память чудесного явления Божией Матери. В XIV веке русский странник и дьяк Александр видел в храме икону молящейся о мире Пресвятой Богородицы, изображающую святого Андрея в созерцании ее.
Первичная летопись преподобного Нестора отражает, что защитное заступничество Богородицы было необходимо в связи с нападением большого языческого русского флота под предводительством Асколе и Дира. Праздник празднует божественную гибель флота, который угрожал самому Константинополю, где-то в 864-867 годах или, согласно русскому историку Васильеву, 18 июня 860 года. По иронии судьбы, славяне считают этот праздник более важным, чем греки. .
Первичная летопись преподобного Нестора также отмечает чудесное избавление, последовавшее за всенощным бдением и окунание ризы Божией Матери в воды морские во Влахернском храме, но не упоминает святых Андрея и Епифания и их видение Богородицы за молитвой. Эти последние элементы, а также начало празднования Покровского праздника, по-видимому, относятся к более позднему времени, чем святой Нестор и летопись. Еще одно историческое осложнение можно отметить под (2 октября) датировкой смерти святого Андрея 9-м годом.36.
Может быть не совсем достоверным год смерти, или утверждение, что он дожил до глубокой старости после видения юности, или что его видение связано с каким-то более поздним языческим русским набегом, который постигла та же участь. Предположение, что святой Андрей был славянином (или скифом по другим источникам, таким как С. В. Булгаков), интересно, но не обязательно точно. Степень славянской экспансии и повторного заселения Греции является предметом научных споров.
В Пролог , русская книга XII века, в описании установления особого Праздника, приуроченного к этому событию, говорится: «Ибо, услышав, уразумели, как чудно и милосердно было видение… и явилось, что святой Твой Защита не должна оставаться без праздничного празднования, о Вечно-Благословенный!»
Потому в торжестве Покрова Божией Матери Русская Церковь поет: «С ликами Ангельскими, Владычице, с преподобными и славными пророками, с первоапостолями и с Священномученики и Святители, молитесь о нас грешных, прославляя Праздник Покрова вашего в земле Российской». Более того, казалось бы, святой Андрей, созерцавший чудесное видение, был славянином, попал в плен и стал рабом местного жителя Константинополя по имени Феогност.
Храмы в честь Покрова Божией Матери стали появляться на Руси в двенадцатом веке. Широко известен своими архитектурными достоинствами храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Усилиями сего святого князя и установлен в Русской Церкви праздник Покрова Богородицы, около 1164 года. так называемый Зверин монастырь) В Москве также при царе Иване Грозном при храме Святой Троицы (известном как храм Василия Блаженного) был построен собор Покрова Божией Матери.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы просим защиты и помощи у Царицы Небесной: «Помяни нас в молитвах твоих, Владычица Дево Богородица, да не погибнем умножением грехов наших. Защити нас от всякого зла и от тяжких бед, ибо на Тебя уповаем и, почитая Праздник Покрова Твоего, величаем Тебя».
Новости — Православная Церковь Святителя Илии Пророка
День памяти: 19 октября0005
Покров Пресвятой Богородицы: «Сегодня Богородица стоит посреди Церкви и с ликами святых невидимо молит Бога о нас. Ангелы и епископы почитают Ее, Апостолы и пророки вместе радуются, Так как ради нас Она молится Вечному Богу!»
Это чудесное явление Божией Матери произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернском храме, где сохранились Ее риза, пелена и часть пояса после перенесения из Палестины в V веке.
В воскресенье, 1 октября, во время Всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой юродивый Андрей (память 2 октября), в час четвертый, возвел очи свои к небу и узрели нашу Пресвятую Владычицу Богородицу, идущую по воздуху, сияющую небесным светом и окруженную сонмом святых. Святитель Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Коленопреклоненная Пресвятая Богородица долго со слезами молилась о христианах. Затем, подойдя к Архиерейскому Престолу, продолжила молитву.
Завершив молитву, она взяла покрывало и раскрыла его над молящимися в церкви, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица Богородица сияла небесной славой, и покров в Ее руках сиял «более солнечных лучей». Святой Андрей с трепетом смотрел на чудесное видение и спросил своего ученика, стоявшего рядом с ним блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Пресвятую Богородицу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святой отче, и трепещу».
Присноблагодатная Богородица умоляла Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя, и поскорее ответить на Ее заступление: «Царю Небесный, приими всех молящихся Тебе и позови меня на помощь. Не дай им не уйти от моей иконы неуслышанными».
Святые Андрей и Епифаний удостоились видеть Богородицу в молитве, и «долгое время наблюдали Покровное Покрывало, распростершееся над людьми и сияющее отблесками славы. Пока была Пресвятая Богородица, было видно и Покрова, но с Ее уходом и оно стало невидимым. Взяв его с собой, она оставила милость своего посещения».
Во Влахернском храме почтили память чудесного явления Божией Матери. В XIV веке русский паломник и дьяк Александр видел в храме икону молящейся о мире Пресвятой Богородицы, изображающую созерцающего ее святого Андрея.
В «Первой летописи преподобного Нестора» отражено, что защитное заступничество Богородицы было необходимо в связи с нападением большого языческого русского флота под предводительством Асколе и Дира. Праздник празднует божественную гибель флота, который угрожал самому Константинополю, где-то в 864-867 годах или, согласно русскому историку Васильеву, 18 июня 860 года. По иронии судьбы, этот праздник считается важным славянскими церквями, но не греки.
Первичная летопись преподобного Нестора также отмечает чудесное избавление, последовавшее за всенощным бдением и окунание ризы Божией Матери в воды морские во Влахернском храме, но не упоминает святых Андрея и Епифания и их видение Богородицы за молитвой. Эти последние элементы, а также начало празднования Покровского праздника, по-видимому, относятся к более позднему времени, чем святой Нестор и летопись. Еще одно историческое осложнение можно отметить под (2 октября) датировкой смерти святого Андрея 9-м годом.36.
Может быть не совсем достоверным год смерти, или утверждение, что он дожил до глубокой старости после видения юности, или что его видение связано с каким-то более поздним языческим русским набегом, который постигла та же участь. Предположение, что святой Андрей был славянином (или скифом, согласно другим источникам, таким как С. В. Булгаков), интересно, но не обязательно точно. Степень славянской экспансии и повторного заселения Греции является предметом научных споров.
В ПРОЛОГЕ, русской книге XII века, в описании установления особого Праздника, приуроченного к этому событию, говорится: «Ибо, услышав, уразумели, как чудно и милосердно было видение… и явилось, что святой Твой Защита не должна оставаться без праздничного празднования, о Вечно-Благословенный!»
Потому в праздничном празднике Покрова Богородицы Русская Церковь поет: «С ликами Ангельскими, Владычице, с преподобными и славными пророками, с первоапостолями и с Священномученики и Святители, молитесь о нас грешных, прославляя Праздник Покрова вашего в земле Российской». Более того, похоже, что святой Андрей, созерцавший чудесное видение, был славянином, был взят в плен и стал рабом местного жителя Константинополя по имени Феогност.
Храмы в честь Покрова Божией Матери стали появляться на Руси в двенадцатом веке. Широко известен своими архитектурными достоинствами храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Усилиями сего святого князя и установлен в Русской Церкви праздник Покрова Богородицы, около 1164 года.