Пражские православные храмы
Прага – гостеприимный город, который населяют и посещают в качестве туристов люди различных конфессий и вероисповеданий. Интересна судьба православия в Чехии.
Храм Святого архангела Михаила в Кинских садах
Это унитская церковь с очень необычной историей. Она расположена на склоне Петршинского холма в Кинских садах.
История
Впервые церковь была возведена около середины XVIII века на Западной Украине, в селе Великие Лучки. Спустя полвека была выкуплена приходом зажиточного села, и церковь «переехала» в Медведовцы. Затем в 1929 году жители передали её в дар Чехословакии, когда к ней отошли земли Западной Украины. Здание церкви разобрали на отдельные фрагменты, перевезли в Прагу и восстановили уже в Смихове в Кинских садах.
Архитектурный стиль
Храм Святого архангела Михаила выполнен в уникальном бойковском, или лемковском стиле и признан Всемирным объектом ЮНЕСКО. Деревянное здание напоминает памятник русского зодчества «Кижи». В обрамлении куполов и внутренних комнат использованы цвета: белый – святость веры, зелёный – непоколебимость надежды, красный – бесконечность любви.
Относится к епархии Православной Церкви Чехии и Словакии. Службы проходят в воскресенье и в понедельник.
- Адрес: Zahrada Kinských, Praha 5
- Телефон: +420 777 329 275
Собор Святого Николая на Староместской площади
Собор святителя Николая стоит в центре Старого города неподалеку от ратуши, является памятником чешской архитектуры в стиле барокко.
Из истории собора
Никольский храм, заложенный в XIII веке немецкими купцами как приходская церковь, в начале XVII столетия сгорел дотла и был восстановлен в 1730-х годах архитектором Килианом Денценхофером. В период правления Иосифа II церковь закрыли, а само здание использовали под зернохранилище и регистрационный архив.
С 1868 года этот храм арендовала Русская Православная Церковь на 30 лет. В конце XIX века Собору Святого Николая императором Александром II была подарена большая хрустальная люстра, напоминающая корону Российской империи, которая и сегодня украшает один из залов церкви. В 1916 году, по настоянию австрийских властей, договор аренды расторгли, а православному собору вернули статус католического. Настоятеля арестовали, колокола конфисковали, а церковное имущество сложили в подсобные помещения.
- Собор Святого Николая
С 1920 года собор Святого Николая стал гуситской церковью. Он приобрёл обновленный вид в стиле необарокко, его украсили картинами и статуями, в нише установили скульптуру Святого Николая в натуральную величину. Все залы открыты для посещений ежедневно, кроме воскресений, когда проходит Святая Месса.
Храм святителя Николая на Дейвицах
Это маленькая и скромная церковь, расположенная в полуподвале жилого дома северо-западного района Дейвице. Она является наследницей собора Святого Николая на Староместской площади.
История
После завершения Второй мировой войны в соборе святителя Николая в Старом городе перестали проводить православные богослужения. Епископом Пражским Сергием было благословлено открытие домовой церкви святителя Николая в доме с квартирами для профессоров, деятелей науки и культуры. Из храма на Староместской площади сюда перенесли фрагменты иконостаса, иконы, церковную утварь. У стены закрепили массивные царские врата из бронзы, которые являются напоминанием о былом великолепии собора Святого Николая.
Сейчас храм принадлежит 2-му пражскому приходу Православной Церкви Чехии и Словакии. Службы проходят по средам, субботам, воскресеньям и по большим православным праздникам. Все богослужения проводятся на церковнославянском языке по старому стилю.
- Адрес: Rooseveltova 597/29, Praha 6 — Bubeneč
- Телефон: +420 608 367 589
Храм Святого Георгия при Посольстве РФ
Построен на территории российского посольства в Праге. Он относится к Русской Православной Церкви. Освящали храм в 1999 году 6 мая в день 1700-летия преставления святого Великомученика Георгия Победоносца.
Идейным вдохновителем и руководителем закладки церкви стал архимандрит Тихон. Решающую роль в появлении храма сыграл посол России в Чехии Николай Тимофеевич Рябов. Строительство осуществлялось на пожертвования семей, составляющих русскую колонию в Праге.
В 2009 году храму был подарен ковчег с частью святых мощей князя Александра Невского по благословлению Святейшего Патриарха Кирилла.
- Адрес: Korunovační 34, Praha 6 — Bubeneč
- Телефон: +420 773 246 080
Храм Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанах
Он возведен на участке Ольшанского кладбища, выделенного для погребения православных, по инициативе «Успенского братства», созданного эмигрантами из России. Помощь в финансировании строительства оказали премьер-министр Чехословакии Карел Крамарж и протоиерей М. Црвчанин, от имени сербского народа. Освещен в 1925 году. Это монументальный памятник русской признательности и славянской общности на чешской земле, а также мемориал всем русским людям, павшим на чужбине.
Над входом в храм мозаичное изображение Богоматери Оранты, а алтарный апсид украшает мозаичный портрет архангела Михаила. В подвальном этаже расположена крипта мученицы Софии, где упокоены останки многих известных людей.
С 1951 года храм Успения перешёл в епархию Православной Церкви Чехии и Словакии, но сохранил церковные русские традиции. По пятницам, воскресеньям и по большим праздникам здесь проводится божественная литургия. Службы проходят по старому стилю на церковнославянском, а проповеди – на русском языке.
- Адрес: Olšanske hřbitovy, Praha 3
- Телефон: +420 224 934 634
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Слупах
Церковь основал Карл IV Великий в 1360 году в южной части Нового города. Первыми его служителями были итальянские монахи-сервиты из ордена Девы Марии. В разные годы храм Благовещения подвергался разорению и разрушению, но каждый раз его восстанавливали. Современный облик выполнен в неоготическом стиле.
С февраля 1990 года перешел в Чешскую Православную Церковь. Во время литургии звонят в колокола, установленные внутри храма. Богослужения проводятся на церковнославянском языке.
- Адрес: Voskovcova 1130/30, Praha 5
- Телефон: +420 602 274 014
Кафедральный собор святых Кирилла и Мефодия
Возведён в 1730-х годах архитектором Килианом Денценхофером. Он принадлежал Католической церкви и был посвящён Карлу Боромейскому, поэтому и сегодня на стенах можно увидеть фрески с изображением сцен из жития святого Карла. С 1783 года был закрыт и использовался не по назначению.
В 1933 году церковь Святого Карла передали Православной Церкви, которая и отреставрировала это здание. А Болгарская Православная Церковь подарила икону святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Под храмом соорудили крипту для захоронений. В 1942 году служители 22 дня укрывали в крипте чешских парашютистов, совершивших покушение на Рейнгарда Гейдриха, обергруппенфюрера СС. После того как немцы их обнаружили, все священники, епископ и даже староста были расстреляны, а сама Чешская Православная Церковь запрещена.
С 1951 года храм святых Кирилла и Мефодия является кафедральным собором митрополии Православной Церкви Чехии и Словакии. В крипте установлен мемориал памяти жертв «гейдрихианы».
Адрес: Resslova 307/9a, Praha 2
Телефон: 224 920 686;
Главная страничка — Церковь Христа Спасителя «XXI век»
Цель и послание нашей церкви
Мы желаем быть орудием Божьего милосердия, стремясь своей жизнью показать людям Христа и привести к спасительной вере жителей Праги,
и всего мира!
Мы верим в Иисуса Христа, Его смерть на кресте и чудное воскресение, и что только Он может дать вечную жизнь и спасти человека от его грехов, если человек обратится к нему.
Библия — это наш главный ориентир для понимания воли Бога, Его законов и действий. Библия — это уникальная и единственная книга, которая не вызывает сомнений и бесспорно является Словом Божьим, оставленным для людей.
В нашем служении, пении, молитвах мы не считаем нужным проводить какие-то особые непонятные обряды, а также говорить каким-либо запутанным церковным языком, напротив, на наших воскресных служениях мы стараемся рассказать человеку неизменные Божии истины на понятном современном языке.
Наша церковь является частью чешского баптистского союза –
Bratrská Jednota Baptistů www.bjb.cz
Посетите наше богослужение
Церковь “XXI век”Название нашей церкви побуждает нас к действию в двух направлениях. Во-первых, быть верными той модели христианства, которую мы находим в Новом Завете. Тогда церковь была общиной, в которой радости и беды одного становились радостями и горестями всех, а структура служений отличалась простотой и понятностью. Во-вторых, мы видим себя обязанными Богом возвещать древнее Евангелие современникам. Христова церковь, как тогда, так и сейчас, это место, где Бог очень близок к человеку. Он слышит молитвы и отвечает на них как Бог человеколюбивый, принимающий и прощающий.
Мы свято чтим Библию, как верное руководство в принятии решений. Наша церковь придерживается тех же древних вероисповеданий, что и все ортодоксальные церкви: Никео-Царьградского, Никейского, Афанасьевского и Апостольского Символов Веры. Мы верим, что единственным критерием близости человека к Богу является святая жизнь. Духовный сан или духовные дары, как чудотворение или пророчества, критериями близости к Богу не являются.
Наша церковь помогает родителям заботиться о малых детях в открытом церковью детском саде, проводит лагеря отдыха и духовного просвещения для молодежи, устраивает пикники, приглашает желающих разделить с нами радость христианского общения.
Главная задача нашей церкви – помочь Вам узнать о Боге, – о том какой Он и чего Он хочет от человека, а также как Его найти и узнать Его волю.
Наша воскресная школа
Наша вера и ценности
Мы, члены Церкви Иисуса Христа славим Бога за Его великое спасение и ликуем в дарованном нам общении с Ним и друг с другом. Мы взволнованы тем, что Бог совершает в наше время, раскаиваемся в своих недостатках и осознаём стоящую перед нами незавершённую задачу евангелизации мира. Мы верим, что Евангелие – это радостная весть для всего мира, и готовы, по милости Его, исполнять поручение Иисуса Христа проповедовать Евангелие всем людям начиная с города Праги и приобретать учеников Иисуса Христа во всех народах.
Божья цель
Бог – единый Вечный Создатель мира и Господь: Отец, Сын и Дух Святой, управляющий всем по Своей воле. Он призывает из мира Свой народ и посылает Свой народ обратно в мир служить Ему и свидетельствовать о Нём, чтобы расширять Свое Царство, созидать Тело Христа и прославлять Свое имя. Мы смиренно признаём, что часто отворачивались от зова Божия и не справлялись с поручением: то приспосабливаясь к этому миру, то удаляясь от него. Однако мы радуемся, что, хотя Евангелие носится в глиняных сосудах, оно является драгоценным сокровищем. (Ис. 40:28; Мф. 28:19; Еф. 4:12; 1 Кор. 5:10; Рим. 12:2; 2 Кор. 4:7).
Авторитет и сила Библии
Мы принимаем богодухновенность, истинность и авторитет как Ветхого, так и Нового Завета в их целости как единственного записанного Слова Божьего, безошибочного во всех его утверждениях и единственного безошибочного руководства в вопросах веры и поведения. Мы также верим, что слово Божие имеет силу исполнить Его замысел спасения. Весть Библии направлена ко всему человечеству, ибо откровение Бога во Христе и в Писании неизменно. Через Библию говорит Дух Святой и сегодня. Бог просвещает умы Своего народа во всех народах, чтобы они собственными глазами по-новому увидели истину (2 Тим. 3:16; 2 Пет. 1:21; Ин. 10:35; Ис. 55:11; 1 Кор. 1:21; Рим. 1:16; Мф. 5:17-15; Иуд. 3; Еф. 1:17-18; 3:10, 18).
Духовная борьба
Мы верим, что мы постоянно ведем духовную борьбу против власти злых духов, которые пытаются уничтожить Церковь и воспрепятствовать евангелизации мира. Мы знаем, что должны облечься во всеоружие Божие, чтобы вести эту борьбу с помощью духовного оружия истины и молитвы. Мы замечаем активность врага не только в ложных идеологиях за пределами Церкви, но также внутри нее в ложных евангелиях, которые искажают Писание и ставят людей на место Бога. Мы должны быть бдительными и обладать духовной проницательностью, чтобы охранять библейское Евангелие. Мы сознаём, что сами не защищены от мирских мыслей и дел, что часто создает благоприятную почву для проникновения в Церковь секуляризма. Церковь должна быть в мире, но мир не должен быть в Церкви (Еф. 6:12; 2 Кор. 4:3-4; Еф. 6:11, 13-18; 2 Кор. 10:3-5; 1 Ин. 2:18-26; 4:1-3; Гал. 1:6-9; 2 Кор. 2:17; 4:2; Ин. 17:15).
Сила Духа Святого
Мы верим в Силу Духа Святого. Отец послал Его, чтобы свидетельствовать о Сыне. Без свидетельства Духа Святого наше свидетельство бесполезно. Обличение в грехе, вера в Христа, рождение свыше и возрастание в вере – все это работа Святого Духа. Дух Святой – миссионерский Дух, и поэтому Церковь, которая не ведет миссионерской работы, отрицает сама себя и угашает Духа. Евангелизация мира станет реальной только тогда, когда Дух Святой обновит Церковь в истине и мудрости, вере и святости, любви и силе. Поэтому мы призываем всех христиан молиться, чтобы суверенный Божий Дух посетил нас таким пробуждением, чтобы плоды Духа Божия были видимы во всем народе Его, и чтобы все дары Духа обогатили Тело Христово. Только тогда вся Церковь станет пригодным орудием в руках Бога, так что вся земля сможет услышать Его голос (1 Кор. 2:4; Ин. 15:26-27; 16:8-11; 1 Кор. 12:3; Ин. 3:6-8; 2 Кор. 3:18; Ин. 7:37-39; 1 Фес. 5:19; Деян. 1:8; Пс. 84:4-7; 67:1-3; Гал. 5:22-23; 1 Кор. 12:4-31; Рим. 12:3-8).
Пришествие Христа
Мы верим, что Иисус Христос придёт видимым образом лично Сам в силе и славе, чтобы завершить спасение и суд. Обещание пришествия Христа – стимул для нашего благовествования, ибо мы помним Его слова, что прежде должно быть проповедовано Евангелие всем народам. Мы верим, что время между вознесением Христа и Его вторым пришествием должно быть употреблено Его народом для миссионерской работы, которая не должна прекращаться до самого конца. Мы также помним предупреждение Иисуса о том, что восстанут лжехристы и лжепророки – предшественники антихриста. Поэтому мы отвергаем как гордую и самоуверенную мечту ту идею, что человек может построить царство грёз на земле. Наша надежда как христиан состоит в том, что Бог Сам учредит Свое царство. Мы ожидаем тот день с нетерпением и жаждой. Мы ожидаем новое небо и новую землю, где обитает правда и где Бог будет царствовать вовеки. Тем временем мы предоставляем себя на служение Христу и людям в радостном послушании Его авторитету во всей нашей жизни (Мк. 14:62; Евр. 9:28; Мк. 13:10; Деян. 1:8-11; Мф. 28:20; Мк. 13:21-23; Ин. 2:18; 4:1-3; Лк. 12:32; Отк. 21:1-5; 2 Пет. 3:13; Мф. 28:18).
“Иисус Христос Бог и Спаситель, и Он изменяет и спасает жизни сегодня. Доказательство Его силы также находим в том, что церковь, которую Он создал, жива и действенна, и в нашем XXI столетии. Дело не в религиозности или обрядности. Суть в одном: имеешь ли ты сегодня, сейчас общение с Иисусом Христом? Прощены ли тебе грехи ради имени Христа? Имеешь ли ты отношения с Его последователями тоесть с Его церковью? “
– Пастор Олег Грицык
Подробнее о нас
Наши духовные служители
Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
Задай вопрос пастору
Пастор
С 1984 года несет служение старшего пастора церкви ЕХБ “Преображение” в г. Самара (Россия). Женат, имеет троих сыновей и дочь. Написал несколько книг. Подробней тут – www.ryagusov.ru
Пастор
Является пастором и проповедником церкви XXI век. Женат, имеет двух замечательных дочек и маленького сыночка.