Владимир город древний: О городе Владимире

Древний Владимир. Столица Северо-Восточной древней Руси город Владимир

Владимир и сейчас считается столицей, только туристический, это наверно самый посещаемый город на Золотом кольце. Тут сказывается и значимость его архитектурных памятников, и близость к Москве — доехать до Владимира можно за 2-3 часа. Но, при такой туристической популярности город, как это ни странно, очень мало исследован. До сих пор нет устоявшегося мнения ни о месте его древнейшей части, ни даже о дате его основания. Во многом, это связано с его очень короткой «столичной» историей, несмотря на то, что Владимир обустраивался как «второй Киев», расцвет города был недолгим — в 12 в. он начался, а в 14 в. уже закончился, столичный статус перешел к Москве. После чего он стал банальным провинциальным городком. Поэтому, во Владимире осталось мало свидетельств его былого расцвета. Археологические слои города не велики и не очень богаты на находки.

Любой, кто бывал в Киеве, сразу заметит схожесть ландшафтов — во Владимире те же высокие холмы над речной гладью.

 Вокруг Владимира сохранилось много «киевских» топонимов — это реки Рпень (Ирпень), Почайна и даже есть своя речка Лыбедь (ныне текущая в трубе вдоль северной гряды владимирских холмов). Безусловно, Владимир основали выходцы из южной Руси, но вот вопрос когда? До недавнего времени официальной точкой зрения считалось, что основание города — это заслуга Владимира Мономаха, от его имени и произошло название.

Об этом говорится в древнейшей Новгородской первой летописи: “Сын Володимеров Мономах, правнук великого князя Владимира. Сии поставил град Володимерь Залешьскый в Суждальской земле и осыпа его спом, и созда первую церковь святаго Спаса за 50 лет до Богороднчина ставления. Потом приде из Киева в Володимерь сын Мономашь Юрьи Долгая Рука и постави другую церковь, каменну, святаго Георгиа, за 30 лет до Богородичина ставления» Причем, приводятся весьма точные даты возведения владимирских церквей. Время становления Владимира здесь — 1108 г.

Но в нынешние времена всеобщего православия все чаще проталкивается мнение, что город основал другой Владимир — Креститель Руси.

Якобы русский каган Владимир Святой основал город еще в 990 г. Это точка зрения базируется на данных из поздних летописных сводов, где многократно повторяется, что заложил город именно он. Например, можно привести пример Львовской летописи — под 6616 (1108) г. говорится: “Того же лета свершен бысть град Владимер Залешьский Володимером Мономахом, и созда в нем церковь камену святаго Спаса, а заложи его бе прежде Володимер Киевский”. Надо признать, что киевский каган Владимир как основатель Владимира-на-Клязьме упоминается в очень многих летописных хрониках. Объяснен этот феномен был уже давно, дело в том, что со времен владимирского князя Андрея Боголюбского в хрониках велась сознательная идеологическая пропаганда, призванная удревнить возраст Владимира — столицы северо-восточной Руси. Для этого специально вставлялись в летописи упоминания про Владимира — Святого крестителя, эта пропаганда должна была поднять статус второй столицы Руси.

Столь древний возраст Владимира не подтверждается и археологией, на данный момент нет никаких доказательств существования города Владимира Святого. Но, тут нужно признать, что и от времен Владимира Мономаха свидетельств тоже почти нет. Неизвестно даже какой район старого города считать древнейшим.

До сих пор общепризнанной считается версия основания города выдвинутая известным исследователем Н.Н.Ворониным. Древний Владимир, как известно, располагался на высоком плато в междуречье рек Клязмы и Лыбеди. Город был вытянут с запада на восток и занимал ряд отдельных холмов. Н.Н.Воронин считал, что древнейший город появился на среднем самом высоком холме, он называл его городом Владимира Мономаха, западнее лежал Новый город, основанный Андреем Боголюбским, а на востоке, на узкой полосе холмистой гряды находился Ветчаный город, возможно тоже созданный Боголюбским.

В музее Владимира можно увидеть макет города, созданный на основе версии Н.Н.Воронина. На переднем плане здесь Новый город со знаменитыми Золотыми воротами, далее идет город Мономаха, его еще называют Печерним городом, и узким хвостом тянется Ветчаный (Ветхий) город.  Надо признать, что версия Воронина до сих пор не потеряла своей актуальности, хоть знаменитый исследователь древнерусской культуры и допустил определенные ошибки. Поэтому в своих постах о Владимире я буду опираться прежде всего на нее.

Этот пост будет посвящен прежде всего владимирскому кремлю или Печернему городу, т.е. предположительно древнейшей части Владимира. И основной упор я сделаю на фортификацию кремля — его крепостным валам. Почему-то это тема мало интересует многочисленных туристов города (как и его жителей), хотя вторая столица Руси, в отличии от первой (Киева), сохранила линию древних укреплений на многих участках (и изначально периметр валов Владимира был больше, чем в Киеве). К сожалению, в самом Киеве валы вообще не сохранились, во Владимире же их еще можно увидеть, хоть и не в лучшем состоянии.

На данный момент известно, что детинец домонгольского Владимира не совпадал с кремлем города 17 века. Кремлем в 17 веке называли всю укрепленную часть Печернего города, а в 12-13 века существовала и небольшая цитадель внутри этого города (города Мономаха по версии Н. Н.Воронина). Эта цитадель или Детинец имела каменные стены и была возведена во времена правления князя Всеволода Большое Гнездо. Длительное время считалось, что эта крепость Всеволода соответствовала нынешней ограде Успенского собора в кремле.

Но при археологических раскопках Н.Н.Воронина выяснилось, что Детинец был вполне самостоятельной крепостью, а главное, он был возведен из белого камня, также как и замок Андрея Боголюбского, что в 10 км от нынешнего Владимира. На макете видна белокаменная стена детинца и такие же каменные ворота внутри Печернего города. Также на переднем плане здесь располагаются деревянные Торговые ворота, которые соединяли Печерний город (или кремль) и Новый город (Посад).

Белокаменные ворота детинца были скорее всего уменьшенной копией владимирских Золотых ворот. Интересно, что эти ворота в виде колокольни просуществовали до 19 века. Их пустили на стройматериал для строительства новой колокольни Успенского собора. На рисунке 1801 г. сохранилось изображение ворот детинца с надстроенной над ними шатровой крышей. Плюс, на рисунке в правом нижнем углу видны какие-то каменные блоки, возможно это остатки стен детинца князя Всеволода.

Сейчас о расположении древнего детинца можно только догадываться, хотя при археологических раскопках Воронин нашел каменные блоки основания ворот этой цитадели. Можно было бы оставить их для обозрения, все же это очень значимый объект — вторые каменные ворота во Владимире. Но, нет, их естественно закопали, у нас чай не Европа, и так хватает памятников старины — зачем нам какие-то руины ворот 12 века).

Несмотря на то, что стены каменного детинца были найдены, осталось много нерешенных вопросов. Соответствовал ли детинец Всеволода древнейшей крепости Владимира? До сих пор нет внятного ответа на вопрос — где находился древнейший город, причем без разницы кто ее основал — Владимир Мономах или Владимир Святой. Возможно, первая крепость располагалась только на юго-западном мысе будущего кремлевского холма, это то место, где сейчас стоит Успенский собор, но может быть, она была существенно больше и занимала собой весь кремлевский холм, а может быть, она находилась даже на другом холме старого Владимира.

Точно можно сказать только одно — Средний город Владимира наиболее укреплен естественным образом, это самый высокий холм, окруженный глубокими оврагами. Поэтому с большей степенью вероятности, можно предположить, что исток древнейшего города Владимира находился именно здесь. Кстати, здесь же на юго-западном мысу было обнаружено древнее мерянское поселение 10 века, которое легло в основу будущего столичного града Руси. Но, другие варианты все же имеются, и в дальнейшем мы их рассмотрим.

Далее мы попытаемся проследить стены владимирского акрополя, т.е. Кремля (он же Печерний, он же… и т.д.) Но, нужно отдавать себе отчет, что сейчас можно увидеть укрепления только более позднего периода, ведь крепостные валы города постоянно надсыпались, скорее всего фортификация домонгольского Владимира была скромнее более поздних стен. И естественно укрепления сильно пострадали от времени, как известно, в России, начиная с 18-19 веков, со старыми земляными валами самоотвержено боролись. Владимиру здесь еще повезло, существенная часть его валов спаслась из-за своеобразного рельефа местности и его провинциального статуса — в крупных российских городах — Москве, Киеве почти все древние оборонительные сооружения уничтожили.

На схематичном «чертеже» 18 века можно разглядеть стены владимирского кремля. Видны трое его ворот — Торговые на западе (снизу), Фроловские на севере (слева) и Ивановские (сверху) Так выглядел кремль Владимира в 17 веке, Земляной город (внизу) уже деревянных стен не имел, и его валы просматриваются уже не на всех участках, а в Ветчаном городе (сверху) уже и валов не видно.

На «чертеже» 1725 года заметно интересное расположение башен владимирского кремля — внушительная часть башен сгруппирована на южной стороне холма (на чертеже справа), это та сторона, которая выходит к Клязьме. Мало того, что эта сторона кремля выходит к реке, так там еще и максимальная для владимирских холмов высота обрывов — до 60 метров. Расположение, мягко скажем, странное, по всем правилам фортификации башни должны стоять на наиболее уязвимых местах, южные склоны владимирской гряды таким местом уж точно назвать нельзя, там даже сейчас по склону очень трудно забраться. С северной стороны (слева) есть только угловые башни и башня Фроловских ворот, высота обрывов там в два раза меньше, чем на юге, и ширина текущей вдоль северной кромки холмов Лыбеди весьма незначительна.

Сдается мне, что башни по течению Клязьмы ставили для красоты, чтобы город лучше смотрелся со стороны реки, ведь раньше Клязьма была серьезной транспортной артерией.

Итак, если двигаться вдоль западного края города Мономаха на север можно обнаружить вот такой вот Троицкий вал. Этот вал отделял Кремль от Нового города, между ними еще пролегал ров, сейчас здесь улица Ерофеевский спуск. Вал здесь проходит по краю плато, его собственная высота сейчас около 5 метров, но снаружи будет метров 15 и более. Высоту вала здесь несколько уменьшили, часть земли с верхушки скинули внутрь, тем самым увеличив площадь верхней площадки. Сейчас ширина вала наверху около 20 м., она позволяет посадить на вал розовое двухэтажное здание и приличную автомобильную парковку.

Поперечный разреза Троицкого вала представляет собой трапецию с основанием 30-35 м. и высотой 5-6 м. Изначально вал был уже (примерно 20-25 м.) и выше — около 10 метров. Внутри вал состоял из деревянных конструкций, это было конструктивно сложное сооружение, а не просто большая куча земли. Как правило, в основании валов стояли деревянные клети забутованные камнями и глиной. Хорошо видна структура вала — поперечный разрез верхней его части, и то, как эта часть совмещается с природным оврагом, что справа. Вал срезали не до самого основания, пара метров высоты внизу осталась, это основание продолжается дальше на север. Заметно, что вал так и не срезали до конца — 1-2 м. высоты остались, и в таком виде он тянется до противоположной стороны плато.

Северо-западный угол крепостных валов Печернего города. Н.Н.Воронин считал, что здесь находились ворота — или Иринины, или Медные. Но, стоит признать, что о расположении ворот во Владимире абсолютно ничего неизвестно, кроме единственных уцелевших Золотых ворот. Поэтому мы не можем точно знать, какие здесь были ворота (и были ли вообще). Дорога, начинающаяся отсюда, должна была вести на Юрьев-Польский, по идее, ворота здесь возможны, так как присутствует естественный разрыв между холмами. Таких разрывов в старом Владимире не так уж и много.

Стоит отметить существенную ошибку на макете из владимирского музея. Этот макет, по идее создателей, должен отображать реалии 12-13 вв., но проблема в том, что в это время в фортификации не использовалось столько башен, многочисленные башни появились только в 14 в. В 12-13 вв. в линии стен башни могли быть только воротными, на валах же стояли только городни — деревянные стены. Также возможно присутствие отдельно стоящих башен, как в европейских замках — такие башни, донжоны, сохранились в городах западной Руси. Макет, скорее, отображает стены Владимира 14-15 вв.

Слева от ворот деревянные стены соединяются без угловой башни, это правильное решение для 12 века, но неправильное для 15 в.

На северо-восточном углу кремля валы появляются опять. Начинаются они незначительным Поганкиным валом, который на углу плато переходит в весьма грандиозный Ивановский вал. Башня Ивановских ворот, через которые Печерний город (Кремль) соединялся с Ветчаным, не сохранилась, но вал продолжает свой путь в сторону реки Клязьмы. Здесь он поднырнул под ограду Рождественского монастыря. Рождественский монастырь — первый по влиятельности в Северо-восточной Руси до основания Троице-Сергиевой лавры, был заложен еще в 12 веке Всеволодом Большое Гнездо.

Рождественский монастырь единственный во Владимире сохранил нечто, похожее на крепостные стены — это монастырская ограда 18 века. Поэтому его часто называют владимирским кремлем. Хотя стены монастыря строились прежде всего для ритуальных целей, они должны были символизировать духовную крепость христианской обители. Но, несмотря на это обстоятельство, белые стены Рождественского монастыря, стоящие на вершинах владимирских валов и холмов, дают хорошее представление о том, как выглядела оборонительная система города.

Поверх земляных валов шли невысокие деревянные городни, и как это ни странно — тоже белого цвета. Дело в том, что деревянные укрепления русских городов в средние века было принято покрывать глиной и штукатуркой. Это покрытие должно было предохранять стены от непогоды и частых пожаров, продлевая их функционирование. Плюс, штукатурка делала крепости более внушительными, пугая врагов, ведь деревянные стены казались каменными. Для большего эффекта на штукатурке могли рисовать фальшивую каменную кладку, чтобы издалека казалось, что стены сложены из блоков. Штукатурили, естественно, и кирпично-каменные стены.

Почему-то многие любители русской культуры упускают это из виду, хотя об оштукатуривании деревянных стен писал еще в середине 20 века известный специалист по фортификации русских городов В.В.Косточкин. Известно, что в 14-15 вв. обмазку стен имели деревянные кремли Твери, Звенигорода и многих других городов. Польский дипломат Рейнгольд Гейденштейн писал об укреплениях Великих Лук; сообщая, что эти укрепления состояли из больверков, срубленных «из огромных и очень крепких бревен», и они «не были покрыты дерном, но по старому обычаю были обмазаны гли­ной»

Поэтому многочисленные макеты русских деревянных кремлей, в том числе и макет Владимира, можно считать недостоверными. Практически везде деревянные стены изображаются без глиняной обмазки. Безусловно, такая обмазка не могла быть долговечной и периодически облезала, собственно поэтому факт ее существования долго ускользал от исследователей.

При этом, активное применение глины и штукатурки в русском гражданском строительстве общеизвестно, тут можно вспомнить нынешние украинские хаты. Для древнего Киева фахверковые дома были даже более характерны, чем деревянные срубы. До сих пор неизвестно откуда на Русь пришла мода на глиняную штукатурку, возможно из Хазарии, а может быть из Византии.На юге Турции я как-то фотографировал обмазку на внешних стенах замка Аларахан. На штукатурке там был изображен рисунок каменной кладки. Можно предположить, что такой же рисунок наносили и на поверхность стен деревянных русских кремлей.

Источник: ru-travel.livejournal.com maximus101


Город Владимир — древняя столица Руси |

В двух очерках Ел. Блиновой рассказывается об интересных и важных исторических периодах в жизни нашего края. В первом — о том, как город Владимир стал столицей древней Руси; во втором — о грозном для Родины XIII веке и о славных делах великого русского полководца Александра Невского, княжившего во Владимире в течение одиннадцати лет.

В «Летописи событий» тем же автором сделана попытка представить в наиболее полном объеме историческую хронологию по Владимирскому краю с самых отдаленных времен до нашего времени.

Более тысячи лет назад, в IX веке в Восточной Европе сложилось огромное славянское государство — Киевская Русь.

Русская земля простиралась от Белого моря на севере до причерноморских степей на юге, от Карпатских гор — до Урала.

В конце X — первой половине XI века Киевская Русь, как отмечал К. Маркс, вступила в период своего расцвета, став самым крупным и могущественным государством в Европе. Оно не было ни украинским, ни белорусским, ни великорусским, а являлось общей исторической колыбелью этих славянских народов. Но Киевское государство оказалось недолговечным. Развитие феодальных отношений в нем привело к образованию местных экономических и политических центров. С ростом и укреплением их падало значение Киева.

Результатом развития феодальных отношений явилось усиление эксплуатации трудящегося населения сел и городов. Уже в XI веке в Древнерусском государстве происходят открытые выступления угнетенных классов против феодалов. Первое крупное движение «мятеж великий» в Суздальской земле относится к 1024 году.

В борьбе со всеми проявлениями антифеодального протеста феодалы энергично укрепляли аппарат власти в разных частях Руси.

В результате феодального дробления на территории Руси в XI—XII веках сложилось свыше десяти феодальных княжеств.

Крупнейшими из них стали: Новгородское, Полоцкое, Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское), Галицко-Волынское, Черниговское.

Наибольшее значение из обособившихся земель приобрело Владимиро-Суздальское княжество. Оно занимало весьма обширную территорию от Нижнего Новгорода до Твери по Волге, до Гороховца, Коломны и Можайска на юге, включая Устюг и Белоозеро на севере.

Владимиро-суздальские князья стремились подчинить себе соседние народы. На востоке и северо-востоке их власть распространялась на волжско-камские (мордовские и марийские) и подвинские земли. Издавна по Волге плавали корабли. Русь торговала с народами Кавказа, с которыми поддерживались и культурные связи.

Северо-Восточная часть территории Древнерусского государства отличалась некоторыми особенностями в социально-политическом развитии.

Она была сравнительно удаленной от центра Древнерусского государства и менее зависела от власти киевского князя. Бояре-землевладельцы фактически являлись хозяевами этого края. Политическими центрами здесь были Ростов, цитадель «старого боярства», и Суздаль. К XII веку в крае произошли существенные изменения. Резко увеличилось население прежде всего в результате колонизации из других районов Древнерусского государства, особенно тех, которые подвергались нападениям кочевников-печенегов, половцев.

Это привело к появлению новых групп населения, не связанных со «старым» ростовским боярством и независимых от него, возникли новые города, важнейшим из которых стал Владимир-на-Клязьме, основанный при Владимире Мономахе.

Владимиро-Суздальская земля становится вотчиной переяславского князя Владимира Мономаха в конце XI века. Владимир Мономах родился в 1053 г. Его отцом был Всеволод, любимый сын одного из могущественных киевских князей Ярослава Мудрого, а матерью — принцесса Мария, дочь императора Византии Константина IX Мономаха.

Владимир Мономах с большой дружиной несколько раз бывал в своих северо-восточных владениях.

Во время одного из таких походов, с целью дальнейшего укрепления и защиты своей вотчины — Ростово-Суздальской земли — от разорительных набегов других князей-феодалов, Владимир Мономах на месте поселка землевладельцев и ремесленников на левом, возвышенном берегу реки Клязьмы основал новый город.

Владимир Мономах, хорошо знавший Киев, его укрепления, выбирал возвышенное место и для нового города с тем, чтобы естественные рубежи можно было усилить дополнительными укреплениями.

Было это в 1108 году. Город получил имя — Владимир.

Последние годы своей жизни Владимир Мономах был великим князем киевским и делами своих северо-восточных владений почти не занимался.

Политический вес и значение Владимиро-Суздальской земли резко возрастают в княжение Юрия Долгорукого — младшего сына Владимира Мономаха.

Юрий был в курсе всех бурных событий, происходивших в древнем Киеве в связи с борьбой за великое княжение, и в то же время он обживал и свою вотчину — Владимиро-Суздальскую землю. Он распространил свое влияние на Новгород, Муром, Рязань, установил прочный союз с Галицкой землей. С именем Юрия Долгорукого связано строительство новых и укрепление существующих городов.

Основание Юрием Долгоруким Москвы — одна из самых видных страниц его деятельности. Впервые Москва упоминается в летописи под 1147 годом.

Результаты произведенных за последние годы раскопок позволяют заключить, что еще задолго до того здесь существовал ремесленный поселок наших далеких предков — вятичей, а в западной части Боровицкого холма — небольшая крепость.

Источник:

Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973

Эта запись опубликована в рубрике История Владимирской области. Тэги: археология, Владимир, владимирская область, раскопки, столица. Bookmark the permalink.

«Владимир-древний город Ру…» Юрия Карминского

Владимир-древний город России

Фото: Юрий Карминский

г. Владимир. Древний город Золотого кольца России

Размер изображения
Блок
точек на дюйм
Результат:

Теги

  • владимир
  • города
  • город
  • религия
  • золотой
  • звенеть
  • церкви
  • старый
  • временадревний
  • архитектура
  • соборы
  • храмы
  • экскурсия
  • путешествие
  • поездки
  • Россия
  • купола
  • открытый
  • религиозный
  • золото
  • купола
  • молитвы
  • небо
  • облака
  • провинция

Популярные снимки того же фотографа

Показать больше

Владимир — древний город России, Фотография, картинки и изображения с низким бюджетом.

Рис.

См. наши планы подписки С 1 МБ А8 724 х 483 пикселей 25,5 х 17 см 72 €10,00 М 6 МБ А6 1774 х 1182 пикселей 15 х 10 см 300 €20,00 л 26 МБ А4 3692 х 2461 пикселей 31,3 х 20,8 см 300 €25,00


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *