Владимир история: история, достопримечательности и фотографии 2022

История города Владимира

Владимир – один из древнейших русских городов. Он живописно расположен на левом, крутом берегу реки Клязьмы. Владимир имеет ряд особенностей, выделяющих его среди многих русских городов: сильно пересеченный рельеф местности, уникальные памятники древнерусского зодчества и исторически сложившаяся планировка старого города, центром которого является не площадь, а улица.

Место, где расположен современный город Владимир, заселено было задолго до его основания. Археологами были найдены на территории современного парка Пушкина остатки поселения, относящиеся к началу первого тысячелетия нашей эры. Есть и другие свидетельства древности города. В середине XIX в. Краевед В. Доброхотов писал о сохранившейся Яриловой (Яруновой) долине, где проходили народные гуляния на Троицу, а до принятия христианства – языческие обряды в честь бога Ярилы. Место это было на территории нынешней промзоны в районе химического завода и завода «Автоприбор». Названия протекавших в этой долине рек – Рпень, Почайна, Лыбедь – были принесены из Киева переселенцами-славянами.

Они мирно сосуществовали с жившими здесь угро-финскими племенами.

 

Не вызывает сомнения факт основания и постройки города-крепости в 1108 г., когда при Владимире Мономахе, получившем в удел северо-восточные земли, был укреплен город Владимир на Клязьме.

Время основания Владимира до настоящего времени вызывает споры. Традиционной точки зрения о 1108 годе придерживались историки В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, доктор исторических наук Н. Н. Воронин, А. Н. Насонов, Л. В. Дудорова.

В 1927 г. А. И. Иванов в очерке «Город Владимир на Клязьме» пишет: «…надо полагать, что Мономах только расширил существовавшее здесь [угро-]финское укрепление, заселенное уже несколько раньше славянами, возведя новые укрепления и дав ему определенное наименование Владимира Залесского».

В 1992 г. Владимирский городской Совет народных депутатов в лице В. А. Сидорова и Ю. А. Леонтьева при поддержке специалиста Владимиро-Суздальского музея-заповедника С. П.

Гордеева, а также краеведов В. И. Титовой и Б. П. Николаева выпустил брошюру «К вопросу о дате основания г. Владимира», где отстаивалась точка зрения об основании города в 990 г.

 

Дудорова Л. В. Старый Владимир. – Владимир, 2013. – С. 5-7.

Иванов А. И. Город Владимир на Клязьме : краткий краеведческий очерк с приложением плана города. – Владимир, 1927. – С. 5.

К вопросу о дате основания г. Владимира / ред. С. В. Шевченко. – Владимир, 1992. – 44 с.

С 1108 г. молодой город быстро превратился в надежную крепость. Однако по началу Владимир не играл важной экономической и политической роли в жизни русских земель и считался скорее пригородом. К 1164 г. территория Владимира значительно увеличилась. Древнейшая часть – Печерний город – оказалась в центре. На западе образовался Новый город, валы которого смыкались у Золотых ворот, а на востоке – Посад, доходивший до Лыбеди.

Во второй половине XII в. Владимир стал стольным городом мощного Владимиро-Суздальского княжества, крупнейшим политическим и культурным центром Северо-Восточной Руси. Этот период связан с правлением князей Андрея Боголюбского (1157-1174) и Всеволода Большое Гнездо (1176-1212). От древней столицы до наших дней сохранились уникальные памятники белокаменной архитектуры мирового значения: Успенский и Дмитриевский соборы.

 

Город Владимир : историко-экономический очерк / ред.-сост. В. Т. Рудницкий, С. В. Ларин. – Владимир, 1958. – С. 7-10.

Горская Н. С. Владимир и его окрестности: краткий путеводитель / Н. С. Горская, Г. Б. Шлионский. – Владимир: Владимирское книжное издательство, 1959. – С. 4-7.

Могущество Владимира в начале XIII в. было подорвано феодальным дроблением и княжескими междоусобицами. А в феврале 1238 г. город был сожжен и разорен татаро-монголами.

К середине XIII в. произошел поворот торговых путей к устьям Дона и Днепра и экономический центр Руси сдвинулся западнее, в сторону Москвы. Владимир утратил прежнюю значимость, и в 1328 г. столица была перенесена в Москву.

В 1382 г. город был разорен войсками Тохтамыша. А пожар 1491 г. почти полностью уничтожил городские постройки, которые были преимущественно деревянными. В 1521 и 1539 гг. Владимир вновь разорили татары. В период смутного времени (1606-1613) город сильно пострадал от нападений литовцев.

К началу XVII в. город пребывал в запустении. По описи 1626 г. во Владимире в то время было всего 610 человек.

В XVI-XVII вв. на северо-западе и юго-западе от укреплений Владимира выросли ремесленные слободы: Гончары, Пушкарские (Гатилова и Красная), Стрелецкая, Ямская, давшие названия многим улицам города, сохранившимся и теперь.

 

Иванов А. И. Город Владимир на Клязьме. Краткий краеведческий очерк с приложением плана города. – Владимир, 1927. – С. 5-7.

Город Владимир : историко-экономический очерк / ред.-сост. В. Т. Рудницкий, С. В. Ларин. – Владимир, 1958. – С. 7-10.

В 1719 г. при разделении Московской губернии на провинции, Владимир стал центром Владимирской провинции. В этом же году в городе случился страшный пожар, уничтоживший почти все строения города.

Наконец, как административный центр, Владимир стал предметом более внимательных забот со стороны правительства.

С середины XVIII в., в условиях роста и развития экономики страны Владимир также заметно развивается. В 1778 г. он стал центром Владимирского наместничества, а с 1796 г. – губернии. В городе развернулось значительное строительство, были сооружены административные здания, дома чиновников и дворян. Неподалеку от Золотых ворот построили губернаторский дом и типичные для губернских городов торговые ряды. Было сооружено много церквей. Появилось здание Присутственных мест, Дворянского собрания, гимназии.

В городе насчитывалось более 10 кирпичных заводов, 2 крупных кожевенных и несколько мелких. Количество жителей достигло порядка 2500 человек.

Через Владимир проходила дорога, по которой ссыльные отправлялись на каторгу в Сибирь – Владимирка.

Во время Отечественной войны 1812 г. по Владимирской губернии было собрано народное ополчение. Больница во Владимире и многие квартиры жителей были заполнены ранеными.

В первой четверти XIX в. самыми распространенными занятиями у жителей Владимира оставались огородничество и садоводство.

В 1861 г. через Владимир была проложена железная дорога до Москвы, а в 1862 г. до Нижнего Новгорода. Но это не сделало Владимир крупным промышленным или экономическим центром, зато оживило его общественно-политическую жизнь.

К 1864 г. во Владимире работали 10 кирпичных заводов (продолжали работать вплоть до 1940-х гг.), 4 свечных завода, 2 экипажных, 2 кожевенных, 1 табачное, 1 мыловаренный завод, 2 солодовенных предприятия, 3 красильных заведения и 1 бумаготкацкая фабрика. В 1866 г. был построен водопровод.

В конце XIX — начале XX вв. в городе активно шло строительство новых образовательных заведений и госучреждений: в 1870 г. появилась первая женская гимназия, в 1885 г. на деньги Ю. С. Нечаева-Мальцова было построено земское ремесленное училище, в 1907 г. возведено здание реального училища. В том же году состоялось открытие здания Городской думы. На рубеже веков во Владимире распространился псевдорусский стиль, самыми яркими образцами которого стали церковь Архангела Михаила (1893) и здание Владимирского исторического музея (1903). В 1913 г. в связи с торжествами по случаю 300-летия дома Романовых город посетила императорская семья.

 

Иванов А. И. Город Владимир на Клязьме. Краткий краеведческий очерк с приложением плана города. – Владимир, 1927. – С. 10-15.

Город Владимир : историко-экономический очерк / ред.-сост. В. Т. Рудницкий, С. В. Ларин. – Владимир, 1958. – С. 22-23.

Горская Н. С. Владимир и его окрестности: краткий путеводитель / Н. С. Горская, Г. Б. Шлионский. – Владимир: Владимирское книжное издательство, 1959. – С. 6-7.

Предреволюционный Владимир на востоке оканчивался Нижегородской заставой, на западе – Ямской слободой, на севере – Юрьевской заставой.

Которая находилась в районе современного Всполья.

В 1893 г. во Владимир для встречи с Н. Е. Федосеевым приезжал В. И. Ленин

Во время русско-японской войны, в 1904 г.  во Владимире был сформирован Владимирский санитарный отряд, действовавший на Дальнем Востоке.

В годы первой русской революции 1905-1907 гг. во Владимире была создана Владимирская окружная организация РСДРП.

Во время Перовой мировой войны владимирцы оказывали посильную помощь фронту.

После февральской революции 1917 г. во Владимире, как и по всей стране, царило двоевластие. Наряду с органами Временного правительства в городе важную роль играл уездный Совет солдатских депутатов.

 

Иванов А. И. Город Владимир на Клязьме. Краткий краеведческий очерк с приложением плана города. – Владимир, 1927. – С. 15-17.

Город Владимир : историко-экономический очерк / ред.-сост. В. Т. Рудницкий, С. В. Ларин. – Владимир, 1958. – С. 25-29.

Горская Н. С. Владимир и его окрестности: краткий путеводитель / Н. С. Горская, Г. Б. Шлионский. – Владимир: Владимирское книжное издательство, 1959. – С. 7.

16 октября 1917 г. во Владимире состоялся губернский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. После тяжелых лет гражданской войны и иностранной интервенции, в сложных, как и во всей стране, условиях во Владимире началось восстановление экономики и хозяйства.

В 1929 г. была упразднена Владимирская губерния и город Владимир стал центром Владимирского округа Ивановской промышленной области.

20 мая 1936 года постановлением ВЦИК город Владимир был выделен в самостоятельную административно-территориальную единицу с непосредственным подчинением Владимирского городского совета Ивановскому областному исполнительному комитету.

Во время Великой Отечественной войны во Владимире располагались эвакуационные госпитали. В этот же период был создан Владимирский тракторный завод, ставший тогда одним из градообразующих предприятий.

В 1944 г. была восстановлена Владимирская область и Владимир вновь стал областным центром.

В 1950-е годы продолжилась индустриализация города: в 1955 г. вступили в строй Владимирский электромоторный завод и завод «Электроприбор», в 1958 г. началось строительство ТЭЦ-2. В августе 1958 г. состоялось торжественное празднование 850-летия Владимира, были открыты новый парк и монумент на площади Свободы, посвященные юбилею города, выпущены юбилейные почтовые марки СССР.

В годы советской власти развивались промышленные предприятий, застраивались новые районы, было открыто около 30 школ. Кроме средних профессиональных учебных заведений были созданы политехнический и педагогический институты. Села Доброе и Красное стали застраиваться и были включены в территорию города.

За успехи, достигнутые в развитии народного хозяйства, Владимир в 1971 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

10 апреля 1973 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, по которому во Владимире были образованы районы – Ленинский, Октябрьский и Фрунзенский.

4 мая 1978 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, согласно которому деревня Семязино Суздальского района была включена в состав города Владимира.

11 мая 1999 года глава администрации Владимирской области Николай Виноградов подписал областной закон №22-ОЗ «О флаге Владимирской области». Одним из важнейших элементов флага был герб Владимирской области, в основе имеющий герб города Владимира. Флаг выглядел следующим образом: «красное прямоугольное полотнище со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага, которая составляет одну восьмую длины флага. Отношение ширины флага к его длине 1:2. В середине верхней части синей полосы изображены золотые серп и молот. В середине красного полотна золотое изображение герба Владимирской области».

На современном этапе Владимир является значимым культурно-туристическим центром.

 

Город Владимир : историко-экономический очерк / ред.-сост. В. Т. Рудницкий, С. В. Ларин. – Владимир, 1958. – С. 30-33.

Горская Н. С. Владимир и его окрестности: краткий путеводитель / Н. С. Горская, Г. Б. Шлионский. – Владимир: Владимирское книжное издательство, 1959. – С. 7-8.

Постановление ВЦИК от 20 мая 1936 г. О выделении города Владимира Ивановской области в самостоятельную административно-хозяйственную единицу // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства РСФСР, издаваемое НКЮ. 17 июля 1936 г. № 15. – Москва : Советское Законодательство. Ст. 102. – С. 163.

Источники:

Дудорова Л. В. Старый Владимир. – Владимир, 2013. – С. 5-7. Город Владимир : историко-экономический очерк / ред.-сост. В. Т. Рудницкий, С. В. Ларин. – Владимир, 1958. – С. 7. Горская Н. С. Владимир и его окрестности : краткий путеводитель / Н. С. Горская, Г. Б. Шлионский. – Владимир: Владимирское книжное издательство, 1959. – С. 4.

arrow_upward

Спецпроекты во Владимире

Крылатый мастер: как холоп из Александровской слободы судьбу Икара повторил

Крылатый мастер: как холоп из Александровской слободы судьбу Икара повторил Владимир в деталях

Как общество трезвости отвлекало владимирцев от пагубной привычки

Как общество трезвости отвлекало владимирцев от пагубной привычки Владимир в деталях

Утюг, шайба и змейка: 10 самых необычных зданий Владимира

Утюг, шайба и змейка: 10 самых необычных зданий Владимира Владимир в деталях

Как медведь в городскую думу попал: история красного терема на Соборке

Как медведь в городскую думу попал: история красного терема на Соборке Владимир в деталях

Какие новогодние фильмы снимали во Владимирской области

Какие новогодние фильмы снимали во Владимирской области Владимир в деталях

Рабочий клуб, кинотеатр, загс: история Городского Дворца культуры

Рабочий клуб, кинотеатр, загс: история Городского Дворца культуры Владимир в деталях

Усадьба, телеграф и… Павел I: история одного дома на Большой Московской

Усадьба, телеграф и… Павел I: история одного дома на Большой Московской Владимир в деталях

Почему храм Михаила Архангела – это самая необычная церковь Владимира?

Почему храм Михаила Архангела – это самая необычная церковь Владимира? Владимир в деталях

Как женская гимназия стала кузницей кадров для «Торпедо»

Как женская гимназия стала кузницей кадров для «Торпедо» Владимир в деталях

Площадь, сквер, школа: гуляем по памятным местам адмирала Лазарева во Владимире

Площадь, сквер, школа: гуляем по памятным местам адмирала Лазарева во Владимире Владимир в деталях

Десять удивительных фактов из истории владимирского троллейбуса

Десять удивительных фактов из истории владимирского троллейбуса Владимир в деталях

Влюбленный Достоевский: необычная экскурсия по Владимиру и истории о главных женщинах в жизни писателя

Влюбленный Достоевский: необычная экскурсия по Владимиру и истории о главных женщинах в жизни писателя Владимир в деталях

Кого подсидели «три лентяя» на Соборке

Кого подсидели «три лентяя» на Соборке Владимир в деталях

Скандальная история дворянской богадельни Рахмановой во Владимире

Скандальная история дворянской богадельни Рахмановой во Владимире Владимир в деталях

Что было раньше в здании ортопедического центра в Пиганово?

Что было раньше в здании ортопедического центра в Пиганово? Владимир в деталях

988 Владимир принял христианство | Журнал христианской истории

В 1988 ГОДУ ХРИСТИАНСКИЙ МИР ОТМЕТИЛ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ Христианства в России. Хотя 988 год действительно был поворотным годом для русских христиан, называть его годом зарождения там христианства не совсем точно.

Христианство действительно проникло на «Русь» к началу 900-х годов, когда в древнем городе Киеве была построена по крайней мере одна церковь. В 950-х крестилась Ольга, бабушка Владимира. Она попросила немецкого короля Оттона I прислать миссионеров в ее страну, но, по-видимому, они не увенчались успехом.

Внук Ольги Владимир исповедовал старую религию. Он построил ряд языческих храмов и был известен своей жестокостью и коварством. У Владимира было восемьсот наложниц и несколько жен, а свое невоенное время он проводил в охоте и пиршестве. Вряд ли он казался человеком, распространяющим христианство среди украинцев.

Покупка церкви

Владимир, очевидно, хотел объединить людей под одной религией, поэтому около 988 года он отправил послов для изучения основных религий. Варианты? ислам, иудаизм, католическое христианство Западной Европы и православное христианство Восточной Европы (хотя официального разрыва между православными и католическими христианами пока не было).

История избрания Владимиром православия — отчасти легенда, отчасти факт. По преданию, Владимиру не нравились диетические ограничения ислама и иудаизма. Католическое христианство было в порядке, но что поразило великого князя, так это ослепительное богослужение, которое его послы описывали увиденными в великом соборе Святой Софии в Константинополе: «Мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле, ибо нет такого великолепия». или красота где-нибудь на земле. Мы не можем описать это вам. Только мы знаем, что Бог обитает там среди людей, и что их служение превосходит поклонение во всех других местах. Мы не можем забыть эту красоту».

Итак, Владимир выбрал православие из-за его прекрасного богослужения. Название избранной Владимиром религии было на самом деле Православие, слово, означавшее «истинное поклонение» или «правая слава». Православие было также религией самого могущественного, богатого и цивилизованного из приграничных народов России — Византийской империи. И если на Владимира произвела впечатление красота Православия, то на него произвела впечатление и другая красота: Анна, сестра византийских императоров Василия II и Константина, которая предложила ее Владимиру как невесту с условием его крещения.

В 988 году Владимир крестился. В 989 году он женился на Анне. Ни одно из этих действий не было признаком того, что он подчинялся власти — религиозной или политической — Византийской империи. Приняв византийскую религию, «русская» церковь всегда была независимой.

Ковка народной церкви

Знаменательный для церковной истории Владимир тогда приказал всем киевлянам явиться на Днепр для крещения или считаться врагами царства. Это не означает, что славянский народ в одночасье стал христианским обществом. Но с помощью монахов, которые всегда были главной силой восточного православия, новая религия начала давать о себе знать.

Что касается самого Владимира, то его образ жизни явно пострадал. Когда он женился на Анне, он расстался со своими пятью бывшими женами. Он не только строил церкви, но и уничтожал идолов, отменял смертную казнь, защищал бедных, учреждал школы и сумел жить в мире с соседними народами. На смертном одре он раздал все свое имущество бедным.

Столетия спустя, когда не Киев, а Москва была столицей России, русское православие стало такой силой, что Москва считала себя Третьим Римом, новой столицей христианской империи. Владимир этого не знал, но, приняв христианство, он проложил путь к Российской республике, описанной одним писателем как «одна из «самых христианских» наций в мире — стране с богатой, вековой историей церквей и монастыри, источник многочисленных почитаемых святых и мучеников, с драгоценным и богатым наследием духовной музыки, иконописи и духовной литературы».

Тем не менее, Русская Православная Церковь настолько тесно связалась с царскими режимами, что оказалась неподготовленной к большевистской революции 1917 года. С тех пор церковь сильно пострадала, но продолжает существовать. История церкви, восходящей к князю Владимиру, еще не закончена. CH

By

[Christian History впервые опубликовала эту статью в выпуске Christian History #28 в 1990 году]

Следующие статьи

1054 Раскол между Востоком и Западом

Давние разногласия между западными и восточными христианами, наконец, привели к окончательному разрыву, и католики и восточные православные по-прежнему остаются отдельными.

Джордж Т. Деннис

Показать больше

Мы не знали, где находимся | ИнКонтекст

«Мы не знали, где находимся, на небе или на земле». Послы русские (987), в донесении князю Владимиру Киевскому.

Собор Святой Софии теперь в руках мусульман

Владимир, киевский князь, языческий гуляка с гаремом из восьмисот человек. Он жесток и могуч, подчинив себе большую часть региона, известного как Русь. Не обращая внимания на распространение христианства среди своих подданных, он воздвиг множество статуй древним богам своего народа.

Однако князь Владимир начинает осознавать, что языческие боги не в силах объединить Русь. Заинтересовавшись вопросом веры при планировании кампании против Восточной Римской империи, он отправил посольства в соседние государства Болгарии, Хазарии и Византии для проверки их верований. Послы возвращаются, заявляя, что ислам Болгарии слишком неудачная религия, чтобы ее принять. Тот факт, что ислам запрещает ферментированные напитки и свинину, не нравится русским, которые не могут представить себе жизнь без них, особенно без напитков. Сам Владимир отвергает иудаизм своих соседей-хазар, так как он говорит, что потеря евреями Иерусалима и его храма доказывает, что Бог оставил их. Что касается немецкого католицизма, то послы описывают его как простой и суровый. Однако их впечатление о вере их православных соседей на юге совершенно иное. Посетив службу в славном соборе Святой Софии в Константинополе, они сообщают:

«И пошли мы в земли греческие, и повели нас в место, где служат они Богу своему, и не знали, где находимся, на небе или на земле; и не знаю как об этом рассказать. Все, что мы знаем, это то, что Бог живет там с людьми и их служение лучше, чем в любой другой стране. Мы не можем забыть эту красоту, так как каждый человек, если он съест что-нибудь сладкое, не возьмет потом горького; поэтому мы не можем больше оставаться в язычестве».

Владимир и его подданные не совсем чужды христианству. Бабушка Владимира, Ольга, много лет назад приняла западную религию. Есть и стратегические причины принять веру. Из всех соседей Владимира христианская Византия самая сильная. Однако его могущество не удерживает князя от угрозы войны с Константинополем, если император Василий II не выдаст за него свою сестру Анну. Василий отвечает, что женщинам-христианкам разрешено выходить замуж только за мужчин-христиан.

Владимир соглашается креститься и отсылает своих языческих жен. К нему приводят Анну с несколькими священниками, которые наставляют и крестят его.

Во Владимире перемена существенная. Он становится добрее и наполняется рвением свергнуть старых богов и обратить своих подданных в свою новую веру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *