Владимир кто основал: история, достопримечательности и фотографии 2022

Старинный город Владимир

Старинный город Владимир раскинулся на высоком левом берегу реки Клязьмы. Основал его на месте небольшого поселка земледельцев и ремесленников Владимир Мономах, увидевший здесь хорошие естественные условия для защиты Ростово-Суздальской земли. На берегах реки Клязьмы были возведены первые укрепления — земляные валы, усиленные дубовыми стенами. Повелел князь Владимир построить и княжеский двор. А новому городу дал он свое имя. После смерти Владимира на Ростово-Суздальской земле княжил его сын Юрий Долгорукий, а затем внук — Андрей Боголюбский. Последний перенес столицу Ростово-Суздальской земли из Суздаля во Владимир, хотя сам жил в Боголюбове, недалеко от нового города, в укрепленном замке. (В Суздале и Ростове по традиции сохранялись вече, а князь хотел властвовать нераздельно.) Для того чтобы поднять значение Владимира, бывшего в то время совсем небольшим городом, князь Андрей расширил и укрепил его, не жалея средств. В центре он построил несколько каменных храмов, ставших позднее эталонами при строительстве будущей столицы — Москвы.

При Андрее Боголюбском вокруг города были возведены боевые укрепления с высокими деревянными стенами и бойницами, перед которыми был вырыт широкий ров. Общая длина оборонительных стен города составила 7 километров, а высота — 10 метров. Въезжали во Владимир с запада через большие ворота, названные Золотыми, а с востока — через Серебряные ворота. Присвоение главным воротам таких же названий, как в Киеве и Константинополе, свидетельствовало о великодержавных замыслах князя. В крепости были еще Волжские ворота — выход к реке Клязьме, Медные — выход к реке Лыбяди и Иринины — недалеко от Золотых ворот.

Золотые ворота сохранились до наших дней и стали древнейшим оборонным памятником России. Это мощное сооружение из белого камня высотой более 20 метров, прорезанное высокой аркой. Створы ворот раньше были окованы золоченой медью и виделись издалека. Золотом сверкал и купол небольшого храма, завершающего постройку. Церковь, которая издали выглядит игрушечной, на самом деле вмещает более сотни людей.

В 1238 г. Золотые ворота послужили владимирцам во время обороны города от монголо-татарского войска. 3 февраля 1238 монголы подошли к Владимиру. Сначала они потребовали сдачи, показав жителям плененного Владимира Юрьевича — брата владимирского князя. А когда услышали отказ горожан, развернули свой стан напротив Золотых ворот и начали осаду Владимира.

После нескольких штурмов воины хана Батыя подожгли город, а 7 февраля, разрушив стену, ворвались на улицы Владимира. Началась большая резня. Княжеская семья укрылась в городском соборе, но монголы сожгли храм, а всех живых убили. Город Владимир — центр Северо-Восточной Руси — был превращен в развалины. Жители его погибли или попали в плен. Лишь немногим удалось спрятаться в лесах.

Владимирцы приложили немало сил, чтобы возродить свой город. Позднее не раз еще воротам и стенам Владимира приходилось держать оборону. В городе сложилась традиция встречать у Золотых ворот победителей.

Здесь чествовали героев Ледового побоища 1242 г. , участников победы на поле Куликовом в 1380 г.  Выстояв восемь веков, этот древний памятник сегодня украшает центр города. По крутой каменной лестнице в 64 ступени можно подняться во внутренние помещения Золотых ворот на боевую площадку и к надвратной Ризоположенской церкви, где размещается военно-исторический филиал местного музея.

Главная православная постройка в этом регионе — Успенский собор. Возводился он по указанию Андрея Боголюбского на высоком рельефе местности и виден издалека. Храму отводилась роль, аналогичная Софии Киевской. Образцом послужил одноименный собор Печерского монастыря в Киеве. Храм был щедро украшен снаружи и внутри каменной резьбой, фресками, позолотой. Пожар 1185 г. уничтожил большую часть этого украшения.

Восстанавливали собор русские каменщики. В летописи сказано: «Уже не искали мастерову немцев». Обновленный храм имеет пять больших позолоченных глав. Внутри он стал обширнее и светлее. Сохранились детали первоначального архитектурного убранства. Через триста лет итальянец из Болоньи Аристотель Фиораванти будет зарисовывать детали этого храма для того, чтобы понять, как нужно строить главный храм в Московском Кремле. В 1408 г. известные на Руси художники Андрей Рублев и Даниил Черный украсили интерьер храма фресковыми росписями и иконами.

Позднее собор не раз горел, восстанавливался, но сохранил в целом облик XII в. В Ж столетии рядом с храмом появилась высокая колокольня с золоченым шпилем, возведенная на месте старой, пострадавшей во время грозы. Это сооружение стало доминирующим в силуэте города. Реставрация храма проходила и в наше время, после Великой Отечественной войны.

В некрополе Успенского собора похоронены великие князья владимирские: Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Всеволодович и др., а также древнерусские писатели — Симон и Серапион Владимирский.

По воле князя Андрея Боголюбского у слияния рек Нерли и Клязьмы — важных торговых и военных путей — была поставлена церковь Покрова на Нерли, Это первый в мире храм, посвященный празднику Покрова Богоматери. В Византии этот день тоже отмечался, но храмов в его честь не возводилось.

Появление праздника объясняет легенда о том, что во времена византийского императора Льва Премудрого в константинопольском храме юродивый Андрей и его друг Епифаний увидели стоявшую в воздухе Пресвятую Деву Богородицу, которая держала над всеми присутствующими покрывало. Она обьявила, что не оставит без помощи род человеческий. Андрей Боголюбский считал, что Богоматерь покровительствует и ему в делах на Суздальской земле.

Храм Покрова на Нерли вошел  в мировую историю культуры как памятник необычайного совершенства архитектурных форм. Высота его до купола — 20,5 м. Издали храм кажется миниатюрным, похожим на каменную игрушку. Но формы его неожиданно высокого интерьера крупномасштабны и монументальны. Поводом для строительства храма стала личная трагедия князя Андрея — в битве с Волжской Болгарией, обижавшей русских купцов, он победил, но потерял сына Изяслава, Построенная церковь стала и знаком благодарности покровительнице за помощь в битве, и памятником погибшему княжичу.

Храм возвели на высоком холме, недалеко от княжеского замка. Четырехстолпная церковь из белого камня завершена одной главой. Стены украшены резным камнем. Среди рельефов встречаются изображения библейского царя Давида, считавшегося объединителем земель. Таковой представлялась и роль князя Андрея в северо-восточных районах Древней Руси. На стенах храма изображены фантастические животные, призванные охранять местных жителей от злых сил. Большое число женских лиц среди рельефов олицетворяет помощь женщин-заступниц. Изображение льва на стенах связано с символом княжеской власти.

Еще одним уникальным памятником города Владимира стал Дмитриевский собор, построенный братом князя Андрея — Всеволодом Большое Гнездо, который стал править здесь с 1176 г. Из числа сохранившихся в России храмов ХII в это самый яркий пример синтеза архитектуры и скульптуры.

Собор был посвящен небесному покровителю князя — святому воину Дмитрию Солунскому (христианское имя Всеволода — Дмитрий). Наружные стены храма покрыты примерно 600 резными камнями. Рельефы занимают почти две трети площади фасада. Мотивы резьбы самые разнообразные, но композиций религиозного содержания немного. Превалируют изображения растений, птиц, зверей, сцены охоты. Исследователи называют такие изображения «звериным стилем».

Всеобщей известностью и почитанием пользовался на Руси Рождественский монастырь. Ему принадлежала древнейшая рукописная летопись — Лаврентьевская. Основной постройкой монастыря являлся белокаменный Рождественский собор, возведенный в 1192-1196 гг. В этом храме в 1263 г. похоронили князя — воина, защитника русских земель от врагов на севере и на юге, прекрасного дипломата Александра Невского. В 1724 г. останки его были перенесены по приказу Петра I в Санкт-Петербург. С того времени в городе на Неве появилась Александро-Невская лавра — знаменитый в России центр духовный культуры.

А в 1744 г. Рождественский монастырь во Владимире был упразднен, он стал архиерейским домом, где разместилась резиденция владимирских епископов.

Две церкви XVIII в. — Святого Николы и Никитская — остались до наших дней в городской среде Владимира как примеры мастерства и вкуса архитекторов, живших в эпоху общения России с Западом. Изящные силуэты храмов свидетельствуют о таланте людей этого края. Наряду с элементами из европейского стиля барокко архитекторы использовали и приемы, ставшие традиционными для этой местности.

В XVIII в. за пределами Золотых ворот выросло новое поселение Владимира — Ямская слобода. Арочный проезд ворот уже не удовлетворял нужд разросшегося города. Было принято решение срыть участки валов, примыкающих вплотную к воротам, и сделать дополнительные проезды. Для укрепления ворот по четырем углам пилоны были усилены башнеобразными пристройками. Участок земли южнее Золотых ворот приобрел купец Козлов, а потому родилось название Козлов вал. Это самые древние памятники градостроительства и фортификации, сохранившиеся до наших дней.

В 90-е годы XVIII в. на средства местных купцов, имевших деревянные лавки в центре города, строятся Владимирские торговые ряды — красивое сооружение, сохранившееся до наших дней.

В 1788 г. водном из каменных домов в центре Владимира родился и жил будущий выдающийся флотоводец, и мореплаватель М. П.Лазарев. В 1813-1825 гг. он совершил три кругосветных плавания, в одном из которых командовал кораблем «Мирный» в экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду.

В 1839 г. во Владимире родился будущий знаменитый физик Александр Григорьевич Столетов. Род Столетовых в течение многих веков верой и правдой служил России и родному краю. Старинный дом известной семьи, построенный купцом Д. А. Столетовым (прадедом Александра и Николая), является примером городской застройки начала XIX в. Это небольшое деревянное здание на каменном полуэтаже.

Во второй половине XIX в., когда архитекторы России пытались создать новый русский стиль, в городе появилось здание технического училища (арх. А. Максимова). Оно стало одним из наиболее удачных построек того времени. В таком же стиле было построено в 1900 г. здание для городского Исторического музея (арх. П. Беген). Инициатором его постройки была Владимирская ученая архивная комиссия.

С 1838 по 1840 г. во Владимире в ссылке находился будущий известный в России писатель и философ Александр Иванович Герцен. Позднее он написал: «Город Владимир остался сияющей точкой вдали моей молодости».

 

 

Знаменитые люди Владимира — список выдающихся личностей

Добавить человека

  • Александр II Николаевич

    Цесаревич Александр Николаевич посещал Владимир 9-10 (21-22) августа 1837 года. Император…

  • Александр Невский

    Княжил во Владимире в 1252–1263 годах. Был похоронен на территории Богородице-Рождественского…

  • Андрей Боголюбский

    Сделал Владимир политическим центром северо-восточной Руси. В годы его правления в городе…

  • Барклай-де-Толли Михаил Богданович

    Жил во Владимире в октябре — ноябре 1812 года.

  • Василий I Дмитриевич

    Княжил во Владимире в 1389–1425 годах.

  • Владимир II Мономах

    В 1108 году основал Владимир-на-Клязьме (есть версия, что князь укрепил уже существовавшее…

  • Воронцов Роман Илларионович

    Первый владимирский губернатор. Скончался во Владимире, похоронен в Дмитриевском соборе.

  • Всеволод III Большое Гнездо

    Княжил во Владимире с 1177 года.

    На время его правления приходится расширение Успенского…

  • Герцен Александр Иванович

    По ходатайству В.А.Жуковского в декабре 1837 года был переведен на службу советником…

  • Грибоедов Александр Сергеевич

    С сентября 1812 по ноябрь 1813 годов корнет Московского гусарского полка А.С.Грибоедов жил во…

  • Даниил Московский

    Принимал участие в съезде русских князей во Владимире в 1296 году.

  • Дмитрий Константинович Суздальский

    Ввеликий князь Владимирский в 1360–1363 гг.

  • Екатерина II Великая

    Посетила Владимир 13 (24) июня 1767 года.

  • Жуковский Василий Андреевич

    Сопровождал цесаревича Александра Николаевича при посещении…

  • Иван I Калита

    В 1328 году добился у хана Узбека ярлыка на великое княжение Владимирское. Перенес…

Навязывание прошлого: война Путина за историю

Много написано об отношении Владимира Путина к истории: о том, как она его завораживает, как вдохновляет и как искажает его мышление. Тем не менее, каким бы проницательным ни был этот анализ, он не всегда отражает степень, в которой Путин на самом деле борется с Западом за контроль над историческими нарративами. Дело не только в том, что Путин считает, что история предназначила России величие. Он также считает, что признание этого факта является необходимым условием для его выполнения.

В течение последнего десятилетия российские политики и государственные СМИ настаивали на том, что иностранцы ведут вечную войну против российской истории, якобы направленную на уничтожение самой сути русской идентичности. В ответ российское государство развернуло натиск исторической пропаганды, направленной на то, чтобы убедить россиян в том, что они являются частью великой нации, сопротивляющейся исторической и культурной колонизации. Путин вторгся в Украину, по крайней мере, частично, чтобы навязать свой взгляд на прошлое стране, которая, как он опасался, умышленно и злонамеренно неправильно помнит его.

Значение российской истории

В 2016 году прямо у Кремля Путин открыл памятник великому князю Владимиру, правителю православного средневекового государства Киевская Русь. Он стоит на жалкие 10 сантиметров выше украинской статуи того же великого князя. Украинские и российские историки давно спорят о наследии этой средневековой империи. Для Путина Русь — первое русское государство и общая точка происхождения украинцев и русских. Более того, это доказательство того, что Украины как страны, народа, культуры и идентичности на самом деле не существует. Руководству России важно поддерживать эту веру, потому что, если Украина будет отдельной нацией и культурой, то претензии России на цивилизационное наследие Киевской Руси исчезнут вместе с ней, подорвав основы, на которых российское государство построило свою постсоветскую личность.

 

Стать членом

 

Но это только одна часть рассказа Путина. Великая Отечественная война, русский термин для обозначения войны Советского Союза против нацистов с 1941 по 1945 год, лежит в центре российской политики памяти и постсоветской идентичности. Национализировав советскую победу как российскую, Кремль видит в победе над нацизмом подтверждение права России на сферу влияния — права, также предоставленного Россией в наследство от Киевской Руси. На вопрос этот пост-1945 право, или запятнать память о Великой Отечественной войне каким-либо образом, независимо от точности, преступно — в буквальном смысле. В 2020 году Владимир Путин ввел масштабные новые законодательные поправки, которые составили новую конституцию России и включали кодификацию обязанности «защищать историческую правду» и «защищать память» о Великой Отечественной войне. Такая формулировка усиливает представление о том, что память и истина находятся под угрозой со стороны альтернативных — западных — версий прошлого.

В российской официальной памяти — и законе — нет места ни массовым изнасилованиям красноармейцев в Берлине, ни пост-1945 Советская оккупация Восточной Европы. В этом контексте ограничительное законодательство возникло не на пустом месте: российское правительство, СМИ и — в какой-то мере — общественность заранее тщательно подготовили для него основу, работая как создатели памяти, чтобы втолкнуть историю в самое сердце России. политическая и массовая культура. Усилия, которые они предприняли, были частью интенсивного использования Кремлем выборочной истории, чтобы определить, что значит быть русским, оправдать свое собственное правление и проецировать власть внутри страны и за рубежом. И это сработало. Пожалуй, единственной по-настоящему объединяющей национальной идеей для многих россиян является Великая Отечественная война: это одна из немногих тем, по которой согласны почти все россияне, причем 89гордятся Великой Победой, согласно опросу, проведенному в сентябре 2020 года.

Конечно, историческая пропаганда далеко не уникальна для России. Прославление прошлого является фундаментальным аспектом формирования национальной идентичности. Войны из-за исторических нарративов между обществами и внутри них усиливаются по всему миру, от битвы между Комиссией президента Трампа 1776 года и Проектом 1619 года до повторного открытия Китаем Второй мировой войны как новой формы антизападного национализма. Как утверждала историк Маргарет Макмиллан, в светских обществах, в частности, история часто используется для рассказов о морали, ранее взятых из религии. Действительно, активная дискурсивная реконструкция прошлого сыграла особенно заметную роль в посткоммунистическом пространстве, возникшем после 19 века. 89, поскольку страны стремились создать новое будущее, но нуждались в новом прошлом, чтобы оправдать их.

При этом в современной России эти нарративы играют особую роль. После падения коммунизма Россия оказалась не в том же положении, что и другие постсоветские государства. Как наследница Союза Советских Социалистических Республик, она оказалась не в состоянии полностью отказаться от советского наследия или представить себя оккупантом, а не оккупантом. Более того, Россия была и остается слишком многообразной в этническом и религиозном отношении, чтобы ни религия, ни этническая принадлежность не могли функционировать как объединяющий элемент. Управление этнонационализмом было политическим приоритетом в период с 2006 по 2012 год и продолжало вызывать серьезную озабоченность в начале третьего срока Путина. Хотя правительство заигрывало с этноцентризмом, особенно во время аннексии Крыма в начале 2014 года, откровенный этнонационализм играл ограниченную роль в дискурсе правительства. Вместо этого возник имперский национализм с этническими русскими в качестве primus inter pares , даже именуемый в конституции «государствообразующим народом».

Таким образом, обращение к истории как к основе русской национальной идентичности имеет то преимущество, что отвечает широкому спектру требований: оно апеллирует к наследственным и генеалогическим элементам этнического национализма, но при этом отражает полиэтничный характер Российской империи и Союза советских Социалистические республики. Российская политическая система, президентский режим и приоритет государства над обществом сделали практически невозможным создание гражданской идентичности, для чего потребовалось бы политическое участие народа и гражданское общество, которые Кремль демонтировал. Точно так же нет последовательного набора идеологических принципов, регулирующих образ жизни людей, как это было в коммунистическую эпоху. Это только усиливает значение истории в создании объединяющей национальной концепции или ответа на вопрос, почему русские объединены как нация. Культурная память и чувство общей истории — единственные возможные варианты.

В своем исследовании советских и постсоветских исторических нарративов ученый Томас Шерлок демонстрирует, как делегитимация советского прошлого, имевшая место при Михаиле Горбачеве, оказала глубоко дестабилизирующее воздействие на советское общество и даже способствовала его падению. Во многих отношениях российский истеблишмент при Путине приступил к обращению вспять этой дестабилизации, но это не всегда означало восстановление старой истории. Вместо этого он сосредоточился на восстановлении старого отношения к истории, очерняя критические подходы, наблюдавшиеся во время 9-го века.0025 перестройка эпоха.

Помимо Киевской Руси и Великой Отечественной войны, которые служат соответственно краеугольным камнем и окончательным, неопровержимым доказательством того, что Россия особенная, реальные события, составляющие исторический нарратив, имеют очень мало значения. Всегда можно добавить новые биты, при условии, что их можно интерпретировать таким образом, чтобы поддерживать три основных аргумента. Эти аргументы таковы: России нужно сильное государство; У России особый путь развития; а Россия — великая мессианская держава, которая может предложить миру нечто уникальное. Относится ли прославление рассматриваемого государства к Сталину или царю Николаю I, менее важно, чем сила прославляемого государства.

Интенсивное использование и распространение правительством избирательных интерпретаций истории для определения того, что значит быть русским, для оправдания своего правления и для проецирования власти внутри страны и за рубежом, смещает акцент с того, «что» известно, на «действие». знания и осуществления этого знания. Иными словами, в определенных пределах не имеет значения, верите ли вы или во что вы верите, важно, что вы говорите и действуете так, как будто верите в это. В конечном счете, речь идет о построении российской идентичности. Проблема в том, что эта идентичность конструировалась и строится поверх Украины.

Впечатляющая история

В 2012 году Путин объявил, что укрепление национального самосознания будет приоритетом его предстоящего срока, заявив, что определение российской идентичности расплывчато и нуждается в уточнении. Он решил усовершенствовать его вокруг сфабрикованного, но эмоционально сильного общего прошлого, объявив 2012 год Годом истории и создав новые исторические общества, ответственные за выпуск военных блокбастеров, выставок, музеев, военно-исторических детских клубов и лагерей, посвященных теме Второй мировой войны. парки.

 

 

Впоследствии российское правительство создало множество различных мероприятий и практик, связанных с памятью, предлагая людям множество возможностей заниматься историей и, таким образом, воплощать в жизнь свое утверждение о том, что Кремль был ведет российских граждан к большему историческому сознанию и культурному сознанию. Наиболее заметными среди таких органов являются так называемые правительственные неправительственные организации, такие как Российское военно-историческое общество и Российское историческое общество. Хотя эти организации явно контролируются правительством, они позиционируют себя как независимые органы гражданского общества, маскируя участие государства в политике памяти. Всего за семь лет, с 2013 по 2020 год, Российское военно-историческое общество выпустило 3000 мемориальных досок, 650 открытых лекций, 600 документальных и кинофильмов, 300 памятников, 251 военно-историческую экскурсию, 213 военно-исторических фестивалей, 155 военно-исторических лагерей, 70 конференций, 40 сорок выставок; девять тематических поездов, семь исторических комиссий, шесть исторических веб-порталов, четыре музея и бесчисленное количество фирменных тетрадей, пеналов и ручек.

Правительство также реквизировало подлинные памятные даты гражданского общества, примером чего является враждебный захват общенационального движения «Бессмертный полк» — шествия, разработанного независимыми журналистами в Томске для поощрения людей к сохранению личных воспоминаний о членах семей, участвовавших в Великой Отечественной войне. . Когда она стала популярной, правительство клонировало организацию и заставило многих добровольцев присоединиться к ее новому, сильно политизированному варианту, где Путин теперь идет во главе шествия в честь Дня Победы с различными мировыми лидерами.

Российское правительство использовало историческую интерпретацию как олицетворение патриотического сознания, чтобы противопоставить российское контрреволюционное сознание западной культурной колонизации, которая (якобы) является наиболее вопиющей в сфере исторической фальсификации. Стратегия национальной безопасности России 2021 года посвящает целый раздел культурным и духовным ценностям и исторической правде, утверждая, что российская идентичность и русский народ подвергались постоянным атакам из-за попыток исказить и фальсифицировать российскую историю. Эти угрозы исходят не только от Запада, но и от его агентов в России (и того, что Кремль считает Россией), которые якобы ведут кампанию культурной колонизации.

Как писал Путин в своем эссе об историческом единстве России и Украины в июне 2021 года, «правящие круги Украины решили оправдать независимость своей страны отрицанием ее прошлого…. Они начали мифологизировать и переписывать историю, вычеркивать все, что нас объединяло». Он обвиняет западные силы в том, что они подтолкнули Украину к переписыванию истории. Президент России формулирует часто повторяемую мысль о том, что западная культура заставила страны забыть о своей исторической ценности, как это произошло с Россией в XIX веке.90-е. Однако этот процесс в условиях путинского «исторического ренессанса» исправлялся.

Несмотря на предполагаемую масштабность угрозы, Путин настаивает на том, что Россия остается в уникальном положении для сохранения своего культурного суверенитета благодаря достижению культурного самосознания. Чтобы достичь культурного сознания, необходимо осознать структурную важность истории по отношению к повседневным факторам. Это признать попытки исказить историю попытками исказить действительность и соответственно отвергнуть их. Знания и опыт России по истории якобы обеспечивают защиту нации от культурной колонизации и обеспечивают сохранение ее культурного суверенитета.

Россия, способная противостоять культурной колонизации и историческому отчуждению, жертвой которых стали другие страны, теперь должна помочь другим вновь открыть для себя собственное культурное сознание — пробудить их от навязанного американцами культурного сна. Этот аргумент широко продвигался в средствах массовой информации после интервенции в Сирии в 2015 году и изображает Россию как маяк культурного сознания, показывающий другим странам, как восстановить связь со своей историей и наследием и оставаться верными им. Именно этот нарратив позволяет Кремлю заявлять, что он знает истинную идентичность Украины лучше, чем сами украинцы, и что Россия лучше всего может восстановить и защитить эту идентичность в 2022 году. Битва заключается не только в том, чтобы убедить украинцев в их истории, но и в том, , чтобы сохранить и защитить особое понимание русской истории, которое зависит от украинского подчинения.

Высокомерная «специальная военная операция» России по денацизации Украины потерпела крах при контакте с реальными украинцами, которые оказались сильно отличными от тех, что были созданы кремлевскими мифоманами. Россия нашла в Украине нацию, которой, по ее мнению, не было. И все же признание этого оказало бы глубоко дестабилизирующее воздействие на официальные представления о российской идентичности. В конечном итоге потребуется переписать российскую историю и национальную идентичность с нуля — именно против этого борется Путин. Борясь за то, чтобы навязать Украине свою память, Россия рискует не только своим будущим, но и своим прошлым. К сожалению, это может привести к долгой войне.

Стать членом

Джейд МакГлинн является автором Российской войны и научный сотрудник на военном факультете, Королевский колледж Лондон

Изображение: Wikimedia Commons

9003 9003 9003 9003

Изображение: Wikimedia Commons

9003 9003 9003 9003 9003 9003 9003

. Владимир и Владимир: поворотный момент в истории | Использование и злоупотребление историей | Вопросы

Curio · Обзор ежа | Владимир и Владимир: поворотный момент в истории

Опубликовано в 1953 году. «Плененный разум» остается, пожалуй, лучшей книгой, когда-либо написанной о приманке и ловушке тоталитарной идеологии. В своем захватывающем сборнике связанных эссе великий поэт Чеслав Милош исследовал мотивы польских писателей и интеллектуалов (в свое время в том числе Милоша), которые присоединились к коммунистическому режиму после Второй мировой войны. Награды книги начинаются с ее эпиграфа, который Милош приписывает «Старому еврею из Галиции»:

Когда кто-то честно на 55 процентов прав, это очень хорошо и спорить бесполезно. И если кто-то прав на 60 процентов, это прекрасно, это большая удача, и пусть благодарит Бога.

Но что говорить о 75% правды? Мудрые люди говорят, что это подозрительно. Ну, а что насчет 100-процентной правды? Кто говорит, что он прав на 100 процентов, тот фанатик, головорез и мошенник худшего сорта. 1 1xЧеслав Милош, эпиграмма, Плененный разум (Нью-Йорк, Нью-Йорк: Винтаж, 1959).

Где Милош нашел этот эпиграф, сказать не могу. Но это находит отклик и сегодня, в значительной степени потому, что старый еврей, которого он цитирует, родом из Галиции, средневекового названия региона, простирающегося от восточной Польши до западной Украины, чей главный город, Львов, сейчас переполнен беженцами, спасающимися от вторжения выжженной земли, приказанного фанатиком двадцать первого века, утверждающим, что он прав на 100 процентов.

До недавнего времени можно было подумать, что Владимира Путина фанатиком можно назвать несколько резким, настолько он искусен в искусстве мягкого педалирования. Например, его ставший знаменитым трактат 2017 года «Об историческом единстве русских и украинцев» начинается с вроде бы примирительной ноты: «Стена, возникшая в последние годы между… частями того же, по сути, исторического и духовного пространства, к мой разум — наша великая общая беда и трагедия. Это, прежде всего, последствия наших собственных ошибок». Однако читайте дальше, и вы увидите, что «ошибки», о которых идет речь, относятся к украинцы , которые присоединяясь к «тем силам, которые всегда стремились подорвать наше единство», несут «беду и трагедию» россиянам . 2 2xВладимир Путин, «Об историческом единстве русских и украинцев», сайт Президента России, 12 июля 2021 г., http://en.kremlin.ru/events/president/news/66181.

Чтобы восстановить это единство, Путин предложил «повернуться к истории» в поисках неких «ключевых, поворотных моментов», сформировавших «великую общую Родину», за которую русские и украинцы сражались в Великой Отечественной войне. История Восточного фронта Второй мировой войны слишком мучительно сложна, чтобы ее здесь излагать, но одно можно сказать наверняка: русские и украинцы никогда не были простым делом объединения в духе товарищеской солидарности. Не обращая внимания на эту сложность, Путин (или его автор-призрак) состряпал семь тысяч слов туманных подробностей, чтобы поддержать предположение о том, что единство матушки-России было предопределено в 9-м году. 88 г. н.э., когда святой Владимир Киевской Руси принял крещение и приступил к обращению всей федерации восточнославянских племен, которая в период своего расцвета простиралась от Белого моря до Черного, от Вислы до Дона. По сводке Путина:

русских, украинцев и белорусов — все потомки Древней Руси, которая была самым большим государством в Европе. Славянские и другие племена на огромной территории… были связаны между собой одним языком… хозяйственными связями, властью князей династии Рюриковичей и — после крещения Руси — православной верой. Духовный выбор, сделанный св. Владимиром, который был одновременно князем Новгородским и Великим князем Киевским, и сегодня во многом определяет нашу близость. 3 3xТам же. (выделено мной)

В своих публичных усилиях подтвердить эту «близость» Путин возродил старое царское представление о «Третьем Риме», утверждение о том, что Москва, столица Русской православной церкви, была единственным оставшимся бастионом Христа в мире упадка.

и отступничество. Это почтенное тщеславие, которое веками использовалось для оправдания самодержавного правления и концепции единого русского народа, было продемонстрировано в ноябре 2016 года, когда Путин и патриарх Русской православной церкви Кирилл открыли пятидесятишестифутовую бронзовую статую святого Владимира. за главными воротами Кремля. В своих выступлениях перед собравшимися высокопоставленными лицами (и, разумеется, государственными СМИ) и президент, и патриарх избегали упоминания Киева или Украины. Но посыл был громким и ясным в намеке Путина на «наш долг держаться вместе» и в предупреждении Кирилла о том, что «плохо, когда дети забывают, что у них один отец». 4 4xЦитируется по Шону Уокеру, «От одного Владимира к другому: Путин открывает огромную статую в Москве», The Guardian , 4 ноября 2016 г., https://www.theguardian.com/world/2016/nov/04 /владимир-великий-статуя-открытый-путин-москва.

В Украине реакция на это открытие была смесью раздражения и веселья.

Когда российское государственное телевидение объявило, что это «первый памятник Владимиру Великому», когда-либо воздвигнутый, украинские социальные сети взорвались критическими сообщениями и изображениями киевского памятника Святому Владимиру (украинское написание), который с 1853 года украшает крутой склон холма. с видом на Днепр. В других постах шутили о мелочности Путина, сделавшего памятник Владу на пару футов выше Володи, в то время как третьи противопоставляли Москву в 988, безымянное поселение в глуши Москвы-реки, с Киевом, центром торговли и культуры с золотым куполом, который к тому времени уже 150 лет процветал как остановка на речном торговом пути, по которому скандинавские ладьи шли с Балтики на Босфор.

Эта битва памятников, св. Владимира против св. Владимира, напоминает дискуссию Фридриха Ницше о «монументальной истории». Как объяснял великий немецкий мыслитель, человек с «сильным духом» приобщается к этому многообразию истории, когда он или она ухватывается за великое дело прошлого и использует его как вдохновение для смелых творческих действий в настоящем.

Путин использовал не только средневековую историю, чтобы подчеркнуть братские узы между русскими и украинцами, но и их общую борьбу против нацистов на Восточном фронте во время Второй мировой войны. Тем не менее, как предупреждал Ницше, подгонять великое дело прошлого «в общую формулу», лишающую его уникальности, — это злоупотребление историей. Со «сломанными всеми острыми углами» этот поступок становится «ложной аналогией», которая «соблазняет смелых к опрометчивости, а энтузиастов — к фанатизму». 5 5xФридрих Ницше, «Использование и злоупотребление историей», в «Мысли не вовремя», часть вторая , пер. Адриан Коллинз, изд. Оскар Леви (Эдинбург, Шотландия: TN Foulis, 1909), 3–100, получено из Project Gutenberg, https://www.gutenberg.org/files/38226/38226-h/38226-h.htm.

Трактат Путина в описании товарищеской борьбы на Восточном фронте ломает почти все «острые углы», начиная с того факта, что в советской Украине за десять лет до нацистского вторжения от трех до четырех миллионов украинцев погибли в результате Голодомора, массовый голод, ставший результатом жестокой кампании Иосифа Сталина по коллективизации сельского хозяйства. Сам по себе Голодомор опровергает миф о «духовном родстве» Путина. Настолько велика была ненависть к Сталину в Украине, что, когда нацисты вторглись в 1941, многие украинцы сотрудничали, полагая, что Гитлер не может быть хуже. Но и здесь правда сложна и многогранна, потому что это сотрудничество также было мотивировано злобным антисемитизмом, способствовавшим массовому истреблению евреев, наряду с партизанами и местными чиновниками, в городах, названия которых теперь на слуху. на Западе, потому что их население гибнет в адском огне, посланном Путиным.

Фанатичные или циничные мотивы Путина, как известно, трудно понять. Даже консервативные поклонники на Западе теперь с трудом могут объяснить, как этот рыцарь христианской веры мог развязать такую ​​жестокую атаку на соседний народ, чье родство, даже братство, с Россией он считает неразрывным. Тем не менее Путин продолжает разыгрывать карту Третьего Рима, которая завела его так далеко. Действительно, недавно он переместил его в центр своей стратегии культурной войны.

Еще в 1990-х и начале 2000-х, когда гласность и перестройка уступили место жадности, социальному хаосу и идеологической неразберихе, Путин и его приспешники призвали как государство, так и недавно приватизированные российские СМИ принять модный, ироничный подход к культурному производству. это было предназначено для консолидации власти путем дестабилизации информационной среды таким образом, чтобы было труднее отличить факты от вымысла, настоящие новости от политически мотивированных фальшивых новостей. В то время как этот изящный подход производил впечатление на некоторых западных обозревателей, другие видели в нем особенно пагубное применение постмодернистской идеи о том, что все нарративы в равной степени истинны (или в равной степени ложны) и что только сила определяет посредством бесконечных повторений и других риторических уловок то, что находится на самом деле. по крайней мере условно или удобно «истинно».

Политтехнолог, стоявший за этой фазой путинской культурной кампании, ловкий хипстер по имени Владислав Сурков, не только помог Путину выстроить автократическую «вертикаль власти» внутри России, но и сформировал информационные стратегии для восстановления влияния за рубежом и, что еще более зловеще, для возвращение тех частей бывшего Советского Союза, которые Путин считает неотъемлемой частью большого русского мира. Хотя Сурков недавно был исключен из ближайшего окружения Путина, Сурков никогда не скромничал в своих достижениях, включая его центральную роль в аннексии Россией Крыма и некоторых частей восточного Донбасса Украины. Как он хвастался в интервью 2021 года Financial Times , «Я горжусь тем, что участвовал в реконкисте. Это была первая открытая геополитическая контратака России [против Запада] и такая решительная. Это было честью для меня». 6 6xГенри Фой, «Владислав Сурков: «Передозировка свободой смертельна для государства», Financial Times , 18 июня 2021 г., https://www.ft.com/content/1324acbb-f475-47ab -а914-4а96а9d14бак.

Поскольку усилия по установлению полного контроля над Украиной оказались сложными перед лицом ожесточенного сопротивления, Путин, возможно, отказался от сурковского театра абсурда ради старомодной отупляющей пропаганды. Тем не менее, не следует недооценивать роль Суркова в восстановлении мифа о Третьем Риме на свалке истории и слиянии его с этнонационализмом для создания образа России как глобального защитника не только православия, но и религии и религиозных ценностей в целом. Этот образ получил ироническую окраску зимой 2012 года, когда российская панк-группа Pussy Riot перенесла свое нечестивое издевательство над Путиным из культовых московских площадок в свой почтенный Храм Христа Спасителя. Хотя прогрессисты на Западе широко приветствовали этот трюк, он ни в малейшей степени не ослабил репутацию или влияние Путина. Наоборот, его репрессии против этих «нарушителей» — а впоследствии и против других — укрепили его положение как доблестного одинокого рыцаря, защищающего семью, веру и общество от западных неверных, стремящихся разрушить мораль порядочных людей и заманить молодежь в выгребную яму. разврата или водоворотов гендерной текучести. То, что такая позиция нашла отклик у миллионов социально и религиозно консервативных людей во всем мире, включая многих в Соединенных Штатах, не осталось незамеченным другими автократами, стремящимися или фактическими, от венгерского Виктора Орбана до китайского Си Цзиньпина.

Эта позиция борьбы с западным упадком теперь является частью системы взаимной поддержки, формальной и неформальной, среди растущего мирового клуба все более наглых автократов. Частью этой поддержки является поиск новых применений сомнительной истории. Во время недавних зимних Олимпийских игр генеральный секретарь Си Цзиньпин и президент Путин встретились в Пекине и подписали соглашение, в котором, среди прочего, провозглашается их общий отказ от расширения НАТО в Европе и создания альянсов между Америкой и азиатскими соседями Китая. Согласно The Economist , обе стороны также «согласились, что продвижение демократии — это заговор Запада». 7 7x «Си Цзиньпин делает ставку на Россию», The Economist , 12 марта 2022 г., https://www.economist.com/china/2022/03/12/xi-jinping-places-a- ставка на россию.

Это последнее утверждение несколько вводит в заблуждение, потому что первые семь параграфов этого соглашения являются гимном демократии, в одном месте говорится, что Россия и Китай «имеют давние традиции демократии». Загвоздка в том, что демократия не определяется как система правления, основанная на неотъемлемых правах человека — определение, которое отвергается как «шаблон, который подходит всем». Вместо этого в соглашении демократия определяется как то, чем ее называет данный режим:

Нация может выбирать такие формы и методы осуществления демократии, которые лучше всего подходят для ее конкретного государства, исходя из его общественного и политического строя, его исторического происхождения, традиций и уникальных культурных особенностей. Только народ страны должен решить, является ли его государство демократическим. 8 8x «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о вступлении в новую эру международных отношений и глобальном устойчивом развитии», Сайт Президента России, 4 февраля 2022 г., http://en.kremlin. ru/дополнение/5770.

В соглашении не сказано, как именно люди принимают это решение. Но если мы читаем между строк, мы можем различить настоящее послание. В соответствии с давними традициями автократии в обеих странах, соглашение определяет демократию как согласие народа с режимом, созданное посредством нисходящей системы контроля над мыслями и чувствами масс. В этой области Коммунистическая партия Китая (КПК) считает себя более опытной, чем российский режим, который, по ее мнению, все еще пытается восстановить контроль, утраченный при Михаиле Горбачеве, Генеральном секретаре Коммунистической партии Советского Союза с 1985 по 1991 год.

Мы видим это китайское суждение о России в обучающем видео, выпущенном КПК в марте 2022 года. Видео начинается с вопроса Генерального секретаря Си в 2013 году: «Почему распался Советский Союз? Почему распалась Коммунистическая партия Советского Союза?» Ответ явно задуман как предупреждение. Цитируя Си (который, конечно же, знает ответы на свои вопросы), видео объясняет, что, когда Горбачев ввел гласность и перестройку, он высвободил злую силу под названием «исторический нигилизм», которая, «отрицая Ленина, отрицая Сталина [и] вовлекая в… идеологической неразберихе», вызвало «огромную» Коммунистическую партию Советского Союза «…[к] рассыпанию, а социалистическую страну Советский Союз… [к] распаду». 9 9xLi Shenming, «Исторический нигилизм и распад Советского Союза», World Socialist Research , no. 1, 26 марта 2022 г.

Термин «исторический нигилизм» звучит смутно по-ницшеански, потому что, в конце концов, Ницше писал об истории и нигилизме. Но в том виде, в котором его использует КПК, этот термин является не идеей, а лозунгом, используемым для осуждения любого отклонения — в вере, речи, прессе, собрании и протесте — от 100-процентной правоты мысли Си Цзиньпина. И полностью виноваты поздне- и постсоветские российские реформаторы. Нигде в видео нет упоминания о китайской версии гласности, имевшей место в 1980-х годов, что привело к жестокому подавлению продемократического движения на пекинской площади Тяньаньмэнь и в других городах Китая в июне 1989 года. Вместо этого членам партии поручается извлечь ряд уроков из негативного примера распада Советского Союза: =

Во-первых, мы должны придавать большое значение контрнаступлению и критике исторического нигилизма… Во-вторых, мы должны… серьезно заняться западной «мягкой силой» и «умной силой»… В-третьих, мы должны… бороться на идеологическом поле… Слова и дела, отрицающие историю партии. .. должны быть подвергнуты всесторонней критике и наказанию… В-четвертых, руководство в идеологической сфере должно быть твердо в руках верных марксистов… В-пятых, мы должны организовать всю партию на взятие вести [и]… улучшать способность противостоять историческому нигилизму и другим неправильным течениям мысли. Если эти уроки будут усвоены, то «великое дело социализма с китайской спецификой, несомненно, будет иметь чрезвычайно блестящее будущее!» 10 10xТам же.

В этом документе и в идеологических заявлениях КПК в целом поразительно отсутствуют какие-либо притязания на божественную власть, эквивалентные идее русского православия как Третьего Рима. Ближе всего к религии при Си была его ранняя попытка представить себя в роли новоявленного конфуцианского царя-мудреца, чье «правило добродетели можно сравнить с полярной звездой, которая повелевает поклонением множеству звезд, не покидая их». свое место». 11 Замечания 11xXi, в которых он цитирует Analects 2. 1, были сделаны в его речи в сентябре 2014 года. См. Майкл Шуман, «Любовный роман президента Китая с Конфуцием может иметь для него неприятные последствия», Time , 30 октября 2014 г., https://time.com/3547467/china-beijing-xi-jinping-confucius-communism/. Эта попытка длилась недолго, может быть, потому, что в заветах Конфуция содержится немало примеров исторического нигилизма. Например, Учитель учил, что истинный царь-мудрец не будет самодержцем, что его министры будут считать своим долгом протестовать против любой политики, которую они считают ошибочной, что правительство не будет вмешиваться в жизнь простых людей и что власть царя-мудреца не была абсолютной.

Несомненно, значительный экономический прогресс Китая за последние тридцать лет значительно уменьшил потребность этой страны в обращенной вовне идеологии, предназначенной для обращения к 6,5 миллиардам человек на планете, которые, не являясь китайцами хань, вряд ли будут перемещены в другую страну. восхищение глухим этнонационализмом КПК, не говоря уже о ее недавно принятой «дипломатии воина-волка». Это не означает, что КПК не прилагала значительных усилий для влияния на иностранное мнение. Но в основном они принимали форму денег и лести, а не морального лидерства. КПК добилась незначительного прогресса в завоевании сердец и умов иностранцев, которых нелегко подкупить или подмазать.

Плохая новость, таким образом, заключается в том, что на горизонте замаячила новая форма тоталитарного правления с беспрецедентными полномочиями, разработанными, испытанными и разделенными двумя крупнейшими автократиями мира. На Западе мы можем только догадываться о том, чему Россия научилась у Китая, и наоборот. Но это не должно скрывать от нас тот факт, что оба режима прилагают постоянные усилия для создания мощного «нарратива», который может объединить их внутреннее население против чужаков. И если ура-патриотизм и ксенофобия окажутся эффективными в этих усилиях, лидеры России и Китая не видят причин не использовать их. Запад будет корчиться от неодобрения, но не предпримет серьезных усилий для своей защиты.

Кроме того, эти автократии совершенствуются в методах принуждения, сочетая новомодную цифровую слежку со старомодным террором и жестокостью. Некоторые из этих методов требуют крепкого желудка, но эти режимы убеждены, что при наличии соответствующих «нарративов» им не придется их применять, за исключением некоторых крайних случаев. Эта уверенность твердо основывается на предположении, что нарративы являются современными, убедительными не как пропаганда, а как «правда», потому что, как теперь понимает мир, нет ничего, что могло бы бросить вызов их «лидерству в идеологической сфере». Даже Запад с его сентиментальной привязанностью к Разуму и Просвещению считает объективную истину пережитком той ушедшей эпохи.

Но вот и хорошая новость — только мерцание, но лучше, чем темнота. Мир брел своим, казалось бы, неудержимым маршем в тоталитарное будущее, когда вдруг наткнулся на стену. С более чем поэтической справедливостью имя этой стены — Владимир. Конечно, это имя очень распространено в землях между Вислой и Доном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *