Владимир основание города: история, достопримечательности и фотографии 2022

История города Владимира | Золотое кольцо России | Российская Федерация

Владимир — город с богатейшей и очень интересной историей. Это город, выстоявший набеги татаро-монгольского ига, поляков, немцев. Во Владимире до сих пор сохранились уникальные памятники, сейчас занесенные в список наследия ЮНЕСКО.

Впервые, упоминания о городе Владимире появились в летописях, датированных концом Х века. Содержание этих летописей гласит о том, что во время крещения Суздальской земли в 900 – 992 годах, Великий Киевский князь Владимир Святославич основал город, названный в его честь. Официальной датой основания города является 990 год. Владимир Мономах продолжил дело, начатое Владимиром Красное Солнышко, как ещё называют Владимира Святославича. Владимир является одним из древнейших русских городов, который достиг своего расцвета уже в XII веке.

Позже, князь Андрей Боголюбский провозгласил новую столицу Руси — Владимир. Именно Андрей Боголюбский привёз во Владимир икону Пресвятой Богородицы, считавшуюся чудотворной. При Андрее же были возведены великолепные белокаменные постройки, которыми мы любуемся, и по сей день: легендарные Золотые Ворота, Успенский собор и многие другие.

В то время существовали и другие крупные боярские центры, такие как Суздаль и Ростов, которые были крайне недовольны таким стремительным расцветом Владимира, вследствие чего, после смерти князя Андрея поднялся мятеж. Противостояние закончилось победой братьев Андрея Боголюбского Всеволода и Михаила.

Следующий князь Владимира Всеволод Большое Гнездо сделал Владимирское княжество самым сильным во всей Руси. Город рос, развивались ремёсла. Владимир стал торговым и ремесленным центром всей Руси. Основан в 1108 году как крепость князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом как стратегически важное для защиты от иноземцев поселение.

Самым страшным временем для Владимирской Руси был период татаро-монгольского нашествия. Случилось это во время правления Юрия Всеволодовича. В 1238 году монгольский хан Батый привёл во Владимирские земли 150-тысячную армию. Владимир был захвачен и полностью сожжён татарским войском. Восстанавливать Владимир пришлось князю Ярославу Всеволодовичу и позже его преемнику Александру Невскому.

Со времён нашествия, Владимирские князья более не жили в городе, а выбирали более удалённые города, такие как Тверь, Москва, Кострома.

Постепенно Владимир стал сдавать свои позиции, как столица Руси. Представитель Московской династии Иван Калита был талантливым и хитрым политиком. Войдя в доверие к татарскому хану, и переманив из Владимира митрополита Петра, он хоть и венчался на княжество во Владимирской столице, начал возвышать родную Москву. В начале XV века Владимир окончательно перестал быть столицей Руси, сдав свои позиции перед быстро развивающейся Москвой.

В XVII веке (смутное время) Владимир сильно пострадал от нападений и засилья вооружённых отрядов из Польши и Литвы. Благодаря общему экономическому подъёму внутри всей страны, Владимир вновь стал расти и достиг расцвета ремесла и торговли.

Пётр I в 1719 году обозначил Владимир, как центр одной из провинций Московской губернии, а Екатерина II сделала Владимир центром одноимённой губернии.

В 1931 году Владимир стал лишь районом Ивановской области, несмотря на начало крупномасштабного строительства фабрик и заводов. И только во время Великой Отечественной войны, наконец, образовалась Владимирская область, центром которой и ныне является город Владимир.

На сегодняшний день Владимир — это бурно развивающийся город, сохранивший и памятники старины и приветствующий возведение новых сооружений в стиле модерн. В мире он известен своими сувенирами. Это изделия из бересты, дерева, ткани (платки, полотенца, лоскутное шитье), украшения из камней и финифти, хрусталь, лаковые миниатюры. Особый восторг у приезжих вызывают сувениры с изображением памятников архитектуры: Золотых Ворот, Успенского собора, Покрова на Нерли и Боголюбова.

История города Владимир — Владимир 🌍 Новости : Информационный агрегатор Инфо-Сайт

Основные даты
990 год — летописное известие об основании князем Владимиром города, названного его именем, на реке Клязьме.
Около 1108 года — возведение крепости Владимиром Мономахом.

1157 год — переезд Андрея Боголюбского из Вышгорода и превращение Владимира в столицу Северо-Восточной Руси, как столицы Владимиро-Суздальского княжества;

1176—1212 годы — княжение Всеволода Большое Гнездо — расцвет Владимира;
1238 год — взятие и разорение города монголо-татарами;
1243 год — владимирский князь Ярослав Всеволодович признан «стареи всем князем в Русском языце»; Владимир становится столицей русских земель;
1263 год — смерть владимирского князя Александра Невского и окончательное разделение Северо-Восточной Руси на самостоятельные уделы. Наступил столетний период борьбы за Владимирский великокняжеский стол между сильнейшими князьями Северо-Восточной Руси;
1299 год — перенос кафедры русского митрополита из Киева во Владимир;
1328 год — переезд митрополита Петра из Владимира в Москву. Борьба между Тверью, Суздалем и Москвой за Великое Владимирское княжение;
1360 год — Переход Владимира от Московского к Суздальско-Нижегородскому княжеству;
1362—1363 — Признание суздальско-нижегородским князем Дмитрием Константиновичем первенства прав на Владимир московского князя Дмитрия Ивановича. Окончательный переход Владимира во власть к московским князьям;
1389 год — Владимир впервые передан по наследству от московского князя Дмитрия Донского к его сыну Василию I;
1395 год — перенос Владимирской иконы Божьей Матери в Москву;
1491 год — строительство новых городских укреплений на городских валах;
1609—1614 годы — набеги на Владимир войск польско-литовских интервентов;
1719 год — образование Владимирской провинции;
1778 год — образование Владимирской губернии и наместничества;
1861 год — строительство железнодорожного вокзала во Владимире;
1929 год — Владимир вошёл в состав Ивановской промышленной области;
1944 год — город стал центром Владимирской области;
1960 год — строительство постоянного моста через Клязьму;
1973 год — в городе образованы районы: Ленинский, Октябрьский, Фрунзенский;
1980 год — численность населения достигла 300 тысяч человек;

Предыстория
Первые люди стали появляться на территории, которую занимает современный город, около 34 тысяч лет назад в эпоху палеолита, о чём свидетельствует открытие на правом берегу реки Рпень стоянки Русаниха, каменные орудия труда которой схожи с теми, что были найдены на стоянке Сунгирь, расположенной в 8 км к востоку от Русанихи.

В VI—VII веках эту территорию осваивало волго-финское племя меря. В VIII—X веках на холме, где позже был построен Успенский собор, существовал мерянский посёлок.

В IX—X веках сюда стали проникать славяне, в частности, кривичи.

Основание города
В настоящее время в литературе указывается две альтернативных даты основания Владимира: 1108 и 990 годы. В советский период было установлено, что Владимир был основан князем Владимиром Мономахом около 1108 года. Соответственно, 850-летие города отмечалось в 1958 году. Этой датировки придерживался и виднейший специалист по владимирской археологии Николай Воронин.

В качестве обоснования датировки основания Владимира 1108 годом приводится сообщение Новгородской первой летописи (в «А се князи Русьстии»): «Сын Володимеров Мономах, правнук великого князя Владимира. Сии поставил град Володимерь Залешьскый в Суждальской земле и осыпа его спом, и созда первую церковь святаго Спаса за 50 лет до Богородичина ставления». Приводятся также косвенные доказательства, связанные с тем, что ростовские и суздальские бояре смотрели на Владимир как на младший город и противодействовали его возвышению, между тем Суздаль впервые упомянут в Новгородском кодексе под 999 годом. Но претензии на «старшинство» могли быть связаны не с датой основания, а со множеством других более значимых в то время факторов.

В 1990-х годах владимирские краеведы высказались за перенос даты основания города на 990 год. В обоснование этой даты приводятся известия ряда поздних (XV — XVII веков) летописных источников — Супрасльской, Густынской, Львовской, Ермолинской, Никоновской, Холмогорской летописей, сокращённых летописных сводов 1493 и 1495 годов, летописных сводов 1497 и 1518 годов, Степенной книги, Русского хронографа и т. п. Во всех этих текстах указывается, что Владимир-на-Клязьме основал Владимир Святославич в 990 году. Альтернативную датировку основания Владимира в то время поддержал академик Дмитрий Лихачёв.

В 2016 году исследователь владимиро-суздальского зодчества, академик Сергей Заграевский опубликовал исследование «Историческая топография домонгольского Владимира», в котором свёл воедино известные летописные источники и показал, что Владимир мог быть основан в 990 году. Эта дата была поддержана администрацией города Владимира. Вместе с тем, пока ранняя дата — конец X века — археологически не подтверждается, и в научно-справочных и учебных изданиях как время основания города указывается 1108 год.

Стольный град
Владимир начинает расти и усиливаться благодаря заботам Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого, которые укрепляли его как опорный пункт защиты Ростово-Суздальского княжества. Живший тогда в Суздале Юрий Долгорукий держал здесь свою резиденцию («подворье»), это место сейчас занимает Георгиевская церковь.

Расцветом город обязан князю Андрею Боголюбскому, который в 1157 году перенёс сюда столицу княжества. Во Владимире как новой столице Северо-Восточной Руси возведены Успенский (1165 год) и Дмитриевский (1197 год) соборы. Центральным пунктом обороны города и одновременно символом столичного статуса стали Золотые ворота(построены в 1164 году). Для украшения города князь Андрей не жалел ни средств, ни сил, привезя из Киева мастеров-камнерезчиков. Он попросил также помощи у императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы, с которым князь водил дружбу. И тот не отказал — прислал на подмогу итальянских зодчих, захваченных им при осаде города Милана. Кроме того, вместе с итальянскими мастерами и зодчими, Фридрих I прислал и частичку мощей святого Лонгина, которая успешно была захоронена в надвратной Ризположенской церкви во время ее освящения в 1164 году

При преемниках князя Андрея Боголюбского, убитого в результате боярского заговора в 1174 году, город сильно расширился. По периметру города с востока, юга и севера были выстроены Серебряные, Медные и Иринины ворота. Во Владимире и соседнем Суздале сложилась владимиро-суздальская иконописная школа живописи; в городе велось собственное летописание. Наивысшего могущества Владимирское княжество достигает в княжение Всеволода Большое Гнездо (1176—1212). За владимирскими князьями окончательно закрепляется титул «великих», а за Владимиром — «стольным градом всея Руси».

В 1238 году по Владимиру был нанесён удар нашествием монголо-татар (см. оборона Владимира). Позднее город несколько раз подвергался татарским набегам, самым тяжёлым из которых стало разорение Дюденевой ратью в 1293 году.

Начиная с Василия Ярославича, в условиях усилившейся раздробленности в Северо-Восточной Руси Владимир перестал быть резиденцией великих князей, которые теперь только совершали в нём обряд интронизации, оставаясь жить в своих наследственных землях. Тем не менее именно владимирские князья были признаны в Золотой Орде по статусу главными и старейшими во всей Руси, благодаря чему Владимир остался столицей русских земель. Ханом Орды выдавался ярлык на великое владимирское княжение. Статус города ещё более повысился в 1299 году, когда он стал резиденцией русских митрополитов после переезда киевского митрополита Максима во Владимир.

На протяжении 1-й половины XIV века основными претендентами на великое Владимирское княжение были Тверь, Москва и Суздаль.
Владимир в эпоху Российской империи

С 1719 года Владимир — центр провинции Московской губернии. В 1722 году здесь была открыта гражданская цифирная школа, в 1744 году восстановлена Владимирская епархия, а через шесть лет учреждена Владимирская духовная семинария.

В 1724 году по указу Петра I из Владимира в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую лавру были перенесены мощи святого благоверного князя Александра Невского. Во владимирском Успенском соборе сохранилась лишь частичка мощей святого.

Некоторый экономический и культурный подъём Владимира наметился в конце XVIII века, когда он стал административным центром Владимирского наместничества (1778 год), а с 1796 года — Владимирской губернии. По утверждённому в 1781 году регулярному плану застройки Владимира началось строительство крупных каменных общественных и жилых зданий. В 1783—1785 годах во Владимире строится здание присутственных мест, в 1786 году в городе открыто первое дворянское учебное заведение, преобразованное в 1804 году в гимназию; в 1796 году учреждены главное и малое народные училища, в ноябре 1797 года открыта первая во Владимире типография, в январе 1834 года — первая губернская публичная библиотека, в 1836 году — здание губернского Дворянского собрания (ныне — Дом офицеров), в 1847 году — драматический театр, в 1862 году — губернский краеведческий музей. 8 января 1838 года вышел в свет первый номер газеты «Владимирские губернские ведомости». В 1838—1840 годах во Владимире отбывал ссылку А. И. Герцен, ставший первым редактором неофициальной части губернских ведомостей. Через город проходила печально известная «Владимирка», этапная дорога в сибирскую ссылку. В 1783 году по указу Екатерины II в городе была открыта пересыльная тюрьма, с 1906 года преобразованная во Владимирский централ. Ныне в одном из ее корпусов расположен музей.

В 1861 году открыто движение по линии Москва — Владимир Московско-Нижегородской железной дороги. С декабря 1858 года в городе начал действовать телеграф, в 1866 году окончено строительство водопровода, в 1887 году появилась телефонная связь. 5 декабря 1908 года заработала первая электростанция. С января 1865 года издаются «Владимирские епархиальные ведомости». 29 ноября 1898 года создана Владимирская губернская учёная архивная комиссия, занимавшаяся поиском, изучением и систематизацией знаний по истории Владимирского края.

Согласно первой всероссийской переписи населения в 1897 году в городе проживало 28 479 человек, в том числе русских — 26 436, поляков — 736, малороссов — 488, евреев — 399. В конце XIX века во Владимире были построены лютеранская кирха и католический костёл.

В конце XIX — начале XX веков в городе активно шло строительство новых образовательных заведений и госучреждений: в 1870 году появилась первая женская гимназия, в 1885 году на деньги Ю. С. Нечаева-Мальцова было построено земское ремесленное училище, в 1907-м возведено здание реального училища. В том же году состоялось открытие здания Городской думы. На рубеже веков во Владимире распространился псевдорусский стиль, самыми яркими образцами которого стали церковь Архангела Михаила (1893) и здание Владимирского исторического музея (1903). В 1913 году в связи с торжествами по случаю 300-летия дома Романовых город посетила императорская семья.

Владимир в советское время
После установления советской власти многие улицы Владимира были переименованы, большинство приходских храмов закрыты, уничтожены кладбища при храмах. В 1929—1930 годах были снесены: собор Рождественского монастыря, 7 приходских церквей, 3 колокольни и несколько часовен (в 1960-е гг. снесено ещё 2 храма и 1 перестроен в гражданское здание).

Два довоенных десятилетия советской власти связаны с ускоренной индустриализацией Владимира и превращением города в крупный промышленный центр. 14 января 1929 года во время территориально-административной реформы город вошёл в состав новообразованной Ивановской Промышленной области. 5 марта 1932 года начал выпускать продукцию завод «Химпластмасс» (ныне Владимирский химический завод), в мае 1932 года в городе вступил в строй один из первенцев советского автоприборостроения завод «Автоприбор». В 1943—1944 годах силами комсомольцев и направленных с других заводов и фронта специалистов (а также с привлечением труда военнопленных) был построен тракторный завод. 14 августа 1944 года Владимир стал центром возрождённой Владимирской области.

В годы Великой Отечественной Войны Владимир был одним из крупнейших эвакуационных центров европейской части страны, в 1941—1945 годах в городе располагалось в общей сложности 18 эвакуационных госпиталей, жители города сдали около 40 тысяч литров крови. Осенью 1941 года Владимир принял множество беженцев из Москвы и Подмосковья, уходивших на восток от немецкого наступления. В 1944 году была открыта Владимирская областная библиотека имени Горького и организовано концертно-эстрадное бюро (позже — областная филармония).

20 мая 1950 года в состав Владимира вошли бывшие сёла Доброе и Красное, что значительно увеличило территорию города. В 1950 году на базе Владимирского учительского института был создан педагогический институт имени П. И. Лебедева-Полянского. В 1964 году создан крупный политехнический институт. Два знаменательных события состоялись в 1952 году: были открыты первая троллейбусная линия и стадион «Торпедо».

В городе создаются крупные предприятия машиностроительной, металлообрабатывающей, электротехнической, приборостроительной, химической и лёгкой промышленности.

В 1950-е годы продолжилась индустриализация города: в 1955 году вступили в строй Владимирский электромоторный завод и завод «Электроприбор», в 1958 году началось строительство ТЭЦ-2. В августе 1958 года состоялось торжественное празднование 850-летия Владимира, были открыты новый парк и монумент на площади Свободы, посвящённые юбилею города, выпущены юбилейные почтовые марки СССР.В 1960 году закончили возведение арочного железобетонного моста — первого постоянного моста через Клязьму, что позволило приступить к строительству жилого района (Загородный парк) и областного больничного центра на правом берегу реки.

В 1971 году город был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а в апреле 1973 года Владимир получил новое административно-территориальное деление — в городе были образованы районы: Ленинский, Октябрьский, Фрунзенский.

30 мая 1971 года состоялся первый рейс электропоезда Владимир — Москва. В том же году началось строительство нового железнодорожного вокзала, продлившееся 5 лет. 1 января 1976 года открылось Владимирское отделение Горьковской железной дороги, а 26 января новый вокзал принял первых пассажиров.

В начале 1970-х годов Владимир стал одним из туристических центров Золотого кольца России, чему во многом способствовала работа Владимиро-Суздальского музея-заповедника, основанного в 1958 году и включившего в свой состав Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, расположенные в трёх городах — Владимире, Суздале и Гусь-Хрустальном, а также сёлах Боголюбове и Кидекше (с 1992 года — Всемирное наследие ЮНЕСКО). В начале-середине 1970-х были открыты военно-историческая экспозиция в Золотых воротах, музей хрусталя, экспозиция в водонапорной башне, музей Столетовых; в конце десятилетия — несколько выставок, посвящённых советскому Владимиру. В мае 1977 года во Владимире прошла XI Генеральная конференция ИКОМА. Способствовало развитию туризма появление турбаз и крупных гостиничных комплексов: «Клязьма», «Заря», «Золотое кольцо» и других.

В 1972 году на юго-западе города был заложен крупный «Лесной парк» (с 1979 года — парк «Дружба» в честь дружбы с чешским Усти-на-Лабе), на рубеже 1970—1980-х создан парк в Фрунзенском районе. В 1980-е годы активными темпами велось жилое строительство, в основном в юго-западном и восточном районах города.

1987 год — строительство автодорожного обхода города в составе трассы М-7.

как 1990-е годы заложили основы России Владимира Путина

Обеспечив победу в общенациональном голосовании по конституционным изменениям, Владимир Путин теперь может оставаться президентом России до 2036 года, если он решит снова баллотироваться. После 20 лет пребывания у власти повествование о хаотических 1990-х годах в России остается основой легитимности Путина как лидера, восстановившего стабильность.

Хотя это десятилетие по-прежнему разделяет общественное мнение, не вызывает сомнений то, что это был опасный и захватывающий период. двусмысленность 90s резюмируется популярным тогда русским словом беспредел , названием тюремной драмы 1989 года, означающей анархическую свободу и безотчетную власть.

В то время бурный постсоветский переходный период в России рассматривался как аляповатая интермедия к стабильному Западу после холодной войны. Спустя поколение неопределенности того периода имеют более широкий резонанс, чем в то время.

Кончина демократов

1990-е годы начались с первых многопартийных выборов в Советском Союзе 19 марта90, когда Борис Ельцин стал лидером России. Он закончился ровно 31 декабря 1999 года, когда Ельцин ушел в отставку в пользу Путина, своего назначенного преемника.

Десятилетие включало в себя два неудавшихся переворота в 1991 и 1993 годах, а также упразднение как правящей Коммунистической партии, так и СССР. Массовые экономические потрясения произошли по мере того, как советские экономические связи были разорваны, была создана рыночная экономика, а шоковая терапия сопровождалась массовой приватизацией.

Специальный дисконтный магазин для пенсионеров в Москве, 1992. Олег Никишин/EPA

Социальное воздействие было огромным. Продолжительность жизни упала, в России в 1991-2001 гг. умерло до пяти миллионов взрослых, рождаемость резко упала, и обе эти тенденции усугублялись широкомасштабной преступностью и торговлей людьми. Эти негативные последствия были сконцентрированы в периоды экономического кризиса 1991-94 и 1998-99 годов.

Резкий рост неравенства и появление нового класса богатых, в том числе некоторых ведущих реформаторов, привели к тому, что термин «демократ» стал ругательным уже в 1992.


Послушайте серию «Восстановление» из подкаста «Муравейник», чтобы узнать больше о том, как мир восстанавливался после прошлых кризисов, включая эпизод о постсоветском переходном периоде в 1990-х годах.


Петербургские реформаторы

Мои собственные исследования того периода показывают, что концентрация власти была тенденцией с самого начала реформ. Именно из части самого реформаторского движения возник стиль правления, связанный с Путиным.

Я приехал в Санкт-Петербург в 1991 году, ожидая изучения конфликта между демократической и коммунистической идеологиями. Вместо этого я обнаружил, что конфликт возник между двумя группами реформаторов — теми, кто поддерживал сильную исполнительную власть, и теми, кто выступал за представительное или парламентское правление. Это был повторный матч русских дебатов 19-го века между главными действующими лицами государства и общества. В обоих случаях победили государственники.

Для сторонников сильной исполнительной власти, таких как ведущий реформатор и мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, при котором Путин был заместителем, выборные советники были препятствием для эффективного управления.

Все реформаторы объединились в противодействии попытке жесткого советского переворота в августе 1991 года, но с тех пор раскол в лагере реформаторов между сторонниками исполнительной и представительной власти стал шире. Кульминацией этого стал непродолжительный вооруженный конфликт между президентом и парламентом в октябре 1993 года. Парламентские силы были в основном антилиберальными националистами, но их также поддерживали советы. Среди них был возглавляемый реформатором совет Санкт-Петербурга, который в то время находился в глубоком юридическом конфликте с Собчаком, его бывшим председателем, из-за того, что советники сочли чрезмерной концентрацией его власти.

Танки ведут огонь по российскому парламенту в октябре 1993 года. Кортаев/EPA

Ельцин приказал своим войскам открыть огонь по парламенту, чтобы подавить попытку государственного переворота. После поражения парламента большинство региональных и городских советов по всей стране были распущены и заменены собраниями с ограниченными полномочиями.

Конфликт между Собчаком и его бывшими союзниками продолжался до самой его смерти в 1999 году. К тому времени его бывший заместитель Путин достиг вершины исполнительной власти на национальном уровне, в результате чего многие из петербургской команды Собчака сформировали ядро ​​его кремлевской администрации.

Власть, сконцентрированная

Концентрация власти на всех уровнях иерархии означала более интенсивную борьбу за нее с нулевой суммой, а не компромиссы, присущие парламентским системам. Более высокие ставки означали, что агрессивная мобилизация СМИ для информационной войны стала характерной чертой избирательной политики 1990-х годов на региональном уровне по образцу президентских выборов 1996 года.

К тому времени коррупция, связанная с приватизацией, сделала Ельцина и реформаторов непопулярными, и многие опасались, что коммунисты вернутся к власти. Демократам пришлось прибегнуть к отчаянным мерам. Для обеспечения переизбрания Ельцина были мобилизованы все возможные ресурсы, включая сделки с влиятельными олигархами с крупными медиа-империями. Коммунисты потерпели поражение, но ценой этого стал повсеместный цинизм в отношении демократического процесса.

Президентство Ельцина оставалось обязанным российским губернаторам и олигархам. Путину выпало урезать полномочия этих групп, проводивших кампанию в 2000 году под лозунгом «диктатуры закона». То, что такой лозунг мог получить поддержку населения, показывает, до какой степени общественность разочаровалась в конце 1990-х годов. Однако курс на концентрацию власти был задан почти за десять лет до избрания Путина президентом.

Российские реформаторы 9-го века0s в значительной степени добились необратимых экономических изменений, которых они хотели. Менее успешными они были в создании позитивного нарратива для новой России. Реформа, казалось, основывалась на идее, что России необходимо как можно большему научиться у Запада. Со временем разочарование в этом идеализированном взгляде на Запад росло, а общественное мнение становилось все более националистическим.

К концу 1990-х годов национализм был одновременно и угрозой, и возможностью. Как и в эпоху путинского известного образца для подражания, царя Александра III в конце XIX20-го века политика национализма заключалась в том, чтобы обеспечить государство идеологией, в то время как централизация удержала его от выхода из-под контроля. Новые конституционные изменения, внесенные Путиным, продолжают этот двойной путь большей концентрации власти и акцента на национальной идентичности и суверенитете — и оба они берут свое начало в начале 1990-х годов.

Выступление Владимира Путина в Фонде «Валдай» (часть 2)

27 октября 2022 года президент России Владимир Путин выступил в Фонде дискуссионного клуба «Валдай» с докладом, который я считаю очень интересным. Разрешите, наши дорогие читатели этой рубрики, представить вам вторую часть этого выступления:

Итак, сегодня подавляющее большинство международного сообщества требует демократии в международных делах и отвергает все формы авторитарного правления отдельных стран или групп страны. Что это, как не прямое применение демократических принципов к международным отношениям? Какую позицию занял «цивилизованный» Запад? Если они демократы, они должны разделять естественное стремление к свободе, выраженное миллиардами людей, но они этого не делают. Запад называет это подрывом основанного на правилах либерального порядка. Он прибегает к экономическим и торговым войнам, санкциям, бойкотам и цветным революциям, готовит и осуществляет всевозможные перевороты. Один из них имел трагические последствия в Украине в 2014 году. Его поддержали и даже уточнили, сколько денег они потратили на этот переворот. Они имеют смелость поступать так, как им заблагорассудится, и не сомневаются во всем, что они делают. Они убили Сулеймани, иранского генерала. Вы можете думать о Сулеймани, что хотите, но он был официальным лицом иностранного государства. Они убили его в третьей стране и взяли на себя ответственность. Что это должно означать, ради бога? В каком мире мы живем? Они пресекают все на корню и даже не стесняются вводить санкции против своих союзников, которые склоняют головы в знак согласия.

Как обычно, Вашингтон продолжает именовать нынешний международный порядок либеральным по-американски, но на самом деле этот пресловутый «порядок» с каждым днем ​​множит хаос и, могу добавить, становится все более нетерпимым даже к западным странам и их попыткам действовать самостоятельно. Например, июльские предложения венгерских депутатов Европарламента закрепить приверженность европейским христианским ценностям и культуре в Договоре о Европейском союзе были восприняты даже не как оскорбление, а как акт вопиющего и враждебного саботажа. Это что? Что это значит? Действительно, кому-то это может нравиться, кому-то нет… Это невероятно. Без преувеличения, это даже не системный кризис, а скорее доктринальный кризис неолиберальной модели международного порядка в американском стиле. У них нет идей для прогресса и позитивного развития. Им просто нечего предложить миру, кроме как увековечить свое правление. Я убежден, что подлинная демократия в многополярном мире состоит главным образом в способности любой нации — я настаиваю — любого общества или любой цивилизации идти своим путем и организовывать свой общественно-политический строй.

Если этим правом пользуются Соединенные Штаты или страны ЕС, то, несомненно, им обладают и страны Азии, Исламские государства, монархии Персидского залива и страны других континентов. Конечно, наша страна, Россия, тоже имеет на это право, и никто не сможет указывать нашему народу, какое общество нам строить и какие принципы должны лежать в его основе.

Прямая угроза западной политической, экономической и идеологической монополии заключается в том, что мир может разработать более эффективные альтернативные социальные модели; Хочу подчеркнуть это, более эффективное сегодня, более яркое и привлекательное, чем те, которые существуют в настоящее время. Эти модели, несомненно, появятся. Это неизбежно. Об этом, кстати, пишут и американские политологи и аналитики. Правда в том, что их правительство не слушает, что они говорят, хотя они не могут не видеть эти концепции в политологических журналах и упоминаются в дебатах. Развитие должно основываться на диалоге цивилизаций и духовно-нравственных ценностях. Действительно, понимание того, что такое человек и его природа, варьируется в зависимости от цивилизации, но это различие обычно поверхностно, и каждый признает высшее достоинство и духовную сущность людей. Жизненно важно иметь общую базу, на которой мы можем и должны строить наше будущее. Вот что я хотел бы подчеркнуть. Традиционные ценности — это не жесткий набор принципов, которых все должны придерживаться, конечно же, нет.

Отличие от так называемых неолиберальных ценностей в том, что они уникальны в каждом конкретном случае, поскольку исходят из традиций конкретного общества, его культуры и его исторического багажа. Поэтому традиционные ценности никому нельзя навязывать. Просто надо уважать их и бережно обращаться со всем, что веками выбирал для себя каждый народ. Так мы понимаем традиционные ценности, и большинство человечества разделяет и принимает наш подход. Оно и понятно, ведь традиционные общества Востока, Латинской Америки, Африки и Евразии составляют основу мировой цивилизации. Уважение обычаев и обычаев народов и цивилизаций отвечает интересам каждого. На самом деле, это также в интересах «Запада», который быстро становится меньшинством на международной арене, поскольку он теряет свое господство. Конечно, право западного меньшинства на собственную культурную самобытность — я хочу это подчеркнуть — должно гарантироваться и уважаться, но, прежде всего, наравне с правами любой другой нации. Если западные элиты думают, что они могут заставить свой народ и свое общество принять то, что я считаю странными и модными идеями, такими как десятки гендеров или гей-парады, пусть будет так. Пусть делают что хотят. Но они, конечно, не имеют права говорить другим идти по их стопам. Мы видим сложные демографические, политические и социальные процессы, происходящие в западных странах. Это, конечно, ваше дело. Россия не вмешивается в эти дела и не собирается этого делать. В отличие от Запада, мы занимаемся своими делами.

Но мы надеемся, что прагматизм восторжествует и диалог России с подлинным и традиционным Западом, а также с другими современными центрами развития станет важным вкладом в построение многополярного миропорядка.

Добавлю, что многополярность — это реальная и, по сути, единственная возможность для Европы восстановить свою политическую и экономическую идентичность. По правде говоря, — и эта мысль прямо выражена сегодня в Европе, — правоспособность Европы очень ограничена. Я постарался выразиться мягко, чтобы никого не обидеть. Добавлю, что многополярность — это реальная и, по сути, единственная возможность для Европы восстановить свою политическую и экономическую идентичность. Мир, естественно, разнообразен, и попытки Запада подвести всех под одну гребенку явно обречены. Ничего из них не выйдет. Тщеславное стремление добиться мирового господства и, по сути, диктовать или сохранять лидерство под диктовку, на самом деле снижает международный авторитет лидеров западного мира, в том числе США, и повышает недоверие к их переговорным способностям в целом.

Сегодня говорят одно, завтра другое; они подписывают документы и отказываются от них, они делают что хотят. Ни в чем нет стабильности. Как подписываются документы, что обсуждалось, чего нам ждать, все это совершенно непонятно. Если раньше лишь несколько стран осмеливались спорить с США, и это было чуть ли не сенсационно, то теперь для самых разных государств стало обычным делом отвергать беспочвенные требования Вашингтона, несмотря на его непрерывные попытки надавить на всех. Это неправильная политика, которая ведет в никуда. Но будут ли они это делать, это тоже их выбор. Я убежден, что народы мира не будут закрывать глаза на дискредитировавшую себя политику принуждения. Каждый раз Западу придется платить все более высокую цену за попытки сохранить свою гегемонию. Если бы я был западной элитой, я бы серьезно рассмотрел эту перспективу. Как я уже сказал, некоторые политологи и политики в США уже думают об этом. Америкофобия, англофобия, франкофобия и германофобия — это такие же формы расизма, как русофобия или антисемитизм, и, кстати, ксенофобия во всех ее проявлениях.

В нынешних условиях напряженного конфликта я буду откровенен в некоторых вещах. Как самостоятельная и дифференцированная цивилизация Россия никогда не считала себя и не считает себя врагом Запада. Просто надо четко понимать, что, как я уже говорил, есть два Запада — как минимум два, а может и больше, но как минимум два — Запад традиционных ценностей, преимущественно христианских, свободы, патриотизма, великой культуры, а теперь также исламских ценностей — значительная часть населения многих западных стран следует исламу. Этот Запад в чем-то нам близок. У нас с ним общие, даже древние корни. Но есть и другой Запад: агрессивный, космополитический и неоколониальный. Он действует как инструмент неолиберальных элит. Естественно, Россия никогда не смирится с диктатом этого Запада. В 2000 году, после того как меня избрали президентом, я всегда буду помнить, с чем столкнулся: я буду помнить цену, которую мы заплатили за уничтожение логова терроризма на Северном Кавказе, который в то время почти открыто поддерживал Запад. Мы все здесь взрослые; большинство присутствующих в этом зале понимают, о чем я говорю. Мы знаем, что именно так и произошло на практике: финансовая, политическая, информационная поддержка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *