Во владимире церковь покрова на нерли – описание, история, фото, точный адрес

Храм Покрова на Нерли — Достопримечательности Владимирской области

Когда говорят или пишут об этом храме, часто вспоминают слова Игоря Грабаря, который считает эту церковь не только самым совершенным храмом, но и одним из самых значимых памятников мирового искусства. Так в чем причина такой известности? В удивительно гармоничном облике этого храма или в его истории?

Этот небольшой, но очень изящный храм стоит на приречном лугу, на небольшом холме, там, где Нерль впадает в реку Клязьму. Во время весеннего разлива вода иногда доходила до стен церкви. Тогда легкий одноглавый храм, сверкающий ослепительной белизной, одиноко высился над гладью вод. Он был похож на свечу, которая выросла над просторами заливных лугов.

Русская архитектура создала много непревзойденных шедевров. Но среди них вряд ли найдется такой же лирический памятник, как всемирно известный храм Покрова на Нерли. Это очень гармоничный белокаменный храм. Он органично сливается с пейзажем, который его окружает. Недаром этот храм часто называют поэмой в камне. Просветленная, тонкая гармония храма создается поистине идеальной согласованностью общего и частного. Архитектура уподобляется летящей ввысь, одухотворенной песне или музыке. Храм настолько совершенен, что не возникает ни малейшего сомнения — именно таким задумал его зодчий.

Предание гласит – храм построил князь Андрей Боголюбский в память о своем любимом сыне Изяславе. Возможно, именно поэтому от церкви, которая уединенно стоит на берегу Нерли, веет такой светлой грустью.

По совершенству своих форм и лаконичности храм Покрова на Нерли многие сравнивают с храмами Древней Греции. Трудно поверить, видя это поистине удивительное творение русских зодчих, что в свое время храм чудом спасся от гибели, причем угроза исходила не от воинствующих безбожников эпохи социализма и построения коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря просил епархиальные власти разрешить разобрать храм, а материал использовать для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ разрешение дал. Храм уцелел только потому, что подрядчики и заказчики не смогли договориться о цене.

Храм был построен в 1165 году. Историки связывают построение храма с походом владимирских полков на Волжскую Булгарию. Этот поход был в 1164 году. Молодой князь Изяслав погиб именно в этом походе. Есть сведения о том, что белый камень, который использован при постройке храма, привезли побежденные волжские булгаре в качестве контрибуции. Храм был посвящен празднику, который в то время только что появился на Руси – Покрова Богородицы. Праздник установило владимирское духовенство и князь Андрей Боголюбский. Они не согласовали это ни с константинопольским патриархом, ни с киевским митрополитом. Праздник должен был свидетельствовать о том, что Богородица оказывает владимирской земле особое покровительство. Ведь Успенский собор (главный храм Владимира) тоже посвящен Богородице. Это его основное отличие от соборов Пскова, Новгорода, Киева – других княжеских столиц.

Место для храма указал сам Андрей Боголюбский. Он выбрал пойменный луг там, где Нерль впадает в Клязьму. Поскольку в те времена уже знали, что в этих местах каждую весну разливается широкое половодье, под храм соорудили высокое основание. Был сделан искусственный холм из булыжного камня и глины. В этом холме заложили фундамент будущего храма. Снаружи холм облицевали белокаменными плитами. Весной, когда реки разливаются, храм остается на небольшом островке. В прежние времена здесь была пристань. К ней причаливали речные суда, которые шли по Клязьме.

Конструктивно храм очень прост. Это одноглавый четырехстолпный крестовокупольный храм, характерный для древнерусского зодчества. Но те, кто строил этот храм, сумели воплотить в нем новый образ. Церковь отличается от владимирских храмов более ранней постройки предельной простотой и ясностью композиции. В храме нет ни мужественной величественности Дмитриевского собора, ни царственности Успенского собора. Храм Покрова на Нерли, легкий и светлый – это воплощение победы духа над материей. Удачно выбранные пропорции, детали и формы дали зодчим возможность создать впечатление устремленности ввысь, невесомости.

Архитекторы, имена которых не дошли до наших дней, использовали все доступные им приемы, чтобы придать храму ощущение невесомости. Во многом это определяется симметрией и равновесием постройки. Кроме того, зодчие использовали много оригинальных находок. Так, например, церковные стены немного наклонены внутрь. Этот наклон практически незаметен, но зрительно он увеличивает высоту строения. Для этого же использованы и многочисленные вертикальные линии, которые буквально бросаются в глаза. Это вытянутый барабан купола, высокие узкие окна, удлиненные колонки аркатурного пояса. Древний купол в виде шлемы в 1803 году был сменен на луковичную главу, которая сохранилась до наших дней.

Стены храма отделаны белокаменной резьбой. Это традиционное украшение для зодчества Владимира и Суздаля. На всех трех фасадах – одна композиция – царь Давид-псалмопевец, который сидит на троне. С обеих сторон около него – голуби, под голубями – фигуры львов. Под фигурами львов – женские маски. Их волосы заплетены в косы. Это символ Богородицы. Такие маски есть на всех владимирских храмах, построенных в те времена. На боковых фасадах помещены такие же маски. Они как бы опоясывают храм.

При проведении археологических раскопок выяснилось, что изначально храм с трех сторон окружала открытая галерея из белого камня, вымощенная яркими плитками из майолики. В ее юго-западном углу была лестница, которая вела на хоры. Опорой для галереи служили резные белокаменные столбы. На парапете были многочисленные украшения – резные камни, которые изображали различных мифических животных. Среди них особенно выделялась эмблема княжеской династии – барсы, поднявшиеся в прыжке.

Все внутреннее убранство храма подчиняется той же идее – стремление ввысь. Своды храма опираются на четыре столба. Она немного сужаются к верху. Это зрительно увеличивает высоту храма. Купол, полный света, парит высоко над головой. В прежние времена в этом куполе было изображение Христа-Пантократора, которого окружали серафимы и архангелы. Стены храма покрывал пестрый ковер фресок. Пол был сделан из цветного майолика. Вначале в храме было много древней живописи. Но за семь веков она сильно пострадала. Во время очередного «поновления» храма в 1877 году ее полностью уничтожили.

Но, несмотря на время и все утраты, храм Покрова на Нерли до сих пор хранит главное, к чему стремились безвестные зодчие, создававшие его. Это краеугольный камень любой религии – превосходство духовного над материальным, выраженное в камне. Скорее всего, именно поэтому храм получил всемирное признание и известность, стал своеобразной «визитной карточкой» нашей страны.

apartos.ru

Храм Покрова на Нерли | Владимирский блог

Первое впечатление при взгляде на облик Храма Покрова на Нерли — это ощущение покоряющей женственности. Эту церковь, стоявшую в стороне от проезжих дорог, от городов и селений, враги грабили мимоходом, и пожары ее щадили. Поэтому и дожила она до нашего времени, претерпев не столь тяжские невзгоды.

История создания церкви Покрова на Нерли

Храм Покрова на Нерли был построен по велению Андрея Боголюбского в честь его удачного похода на поволжских болгар и в память старшего сына Изяслава, смертельно раненного во время этого похода в 1165 году. По словам летописца

«оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела»,

 т.е. храм был возведен за один год.

Посол Грузии, когда ладьи его пристали к берегу, как раз и видел это строительство.

В «Житии святого князя Андрея» говорится:

«Сего же лета сын его первый Изяслав Андреевич ко Господу отъиде… Сей же великий князь Андрей, еще печалию о скончавшемся сыне объят быв, и скорбяще, обаче более в богоугодные дела поощряшеся, ибо Боголюбские обители яко поприще едино на реке Клязьме, в лугу нача здати церковь во имя пресвятые Богородица, честнаго ея Покрова… на устьи реки Нерли… оную церковь единым летом соверши…»

Это была первая церковь, выстроенная в честь нового, установленного волею Андрея праздника Покрова Богородицы.

История праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Само посвящение церкви Покрову Пресвятой Богородицы очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, неизвестно. Непосредственно с именем князя Андрея Боголюбского связывается установление праздника Покрова, считается, что он был учрежден на Руси в 60-е годы XII века. Важнейшим аргументом в пользу этого предположения стало как раз посвящение церкви, построенной в княжеской резиденции. С литературным творчеством самого Андрея Боголюбского исследователи связывают и тексты на праздник Покрова, дошедшие до нас в более поздних списках — «Проложное сказание», «Слово» и «Служба».

Описание церкви Покрова на Нерли

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире — воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения.

Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент, усиливает впечатление устремленности вверх.  И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владим
иро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока
предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов
церкви Покрова на Нерли, по расчетам исследователей, должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения, храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, в 1919 году, древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, были приняты под охрану Владимирской губернской коллегией по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как добраться до церкви из Владимира?

В 10 км от вокзалов Владимира (две остановки электрички в сторону Нижнего Новгорода, автобусом или маршруткой. Храм расположен около поселка Боголюбово. Лучший момент посещения храма Покрова-на-Нерли – в апреле в весеннее половодье. В это время Боголюбский луг полностью затоплен водой: при хорошем разливе от ж/д станции Боголюбово местные жители возят желающих на моторках к храму.

 

Посмотрите церкви Покрова на Нерли вживую:

 

 

Храм Покрова на Нерли на карте

 

vladimirblog.net

Церковь Покрова на Нерли во Владимире

Церковь Покрова на Нерли отличается гармонией пропорций, изяществом силуэта и полным слиянием с окружающими пейзажами. Весной одноглавый белокаменный храм, словно лебедь, возвышается над водами нерлинской старицы, зимой памятник как будто вырастает из снежных сугробов, летом — из густой травы заливных лугов. Стены храма украшены белокаменной резьбой, традиционной для владимиро-суздальской архитектуры. Центральной фигурой в композиции всех трёх фасадов выступает царь Давид-псалмопевец, восседающий на троне. Царя окружают фигуры птиц, львов и трёх женских масок с волосами, заплетёнными в косы. Рельефы девичьих ликов опоясывают и боковые части фасадов. Эти маски, олицетворяющие Деву Марию, присущи всем владимирским церквям той эпохи.

Развернуть описание

Церковь Покрова на Нерли на фото

Церковь Покрова на Нерли как доехать?

Храм находится на территории историко-ландшафтного комплекса «Боголюбский луг — церковь Покрова на Нерли». Боголюбово расположено в 10 км от Владимира по направлению к Нижнему Новгороду. До города туристы могут доехать на автобусе, электричке или автомобиле, оставив его на стоянке у ж/д станции «Боголюбово». За отдельную плату посетителей доставят к церкви на повозке, запряжённой лошадьми.

посмотреть на карте

56.1146°, 40.3341°N56.1146°, E40.3341° 56°6’N, 40°20’E 56°6’52″N, 40°20’2″E

На объекте побывали(1)

Координаты:

www.mytravelbook.org

23 фотографии — Российское фото

Церковь Покрова на Нерли — один из символов нашей страны. Белокаменный храм во Владимирской области России, находящийся в полутора километрах от Боголюбова, является выдающимся памятником зодчества владимиро-суздальской школы.


Традиционной является датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче. Современные исследователи С. В. Заграевский и Т. П. Тимофеева на основании летописной информации обосновывают более раннюю дату храма — 1158 год.

Фото: Эдуард Гордеев (участник Russian photo club)

Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси.
По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами палеографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви.

Фото: Дмитрий Купрацевич (участник Russian photo club)

В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.
Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей.

Фото: Сергей Ершов (участник Russian photo club)

Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более 5 м. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

Фото: Сергей Ершов

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

Фото: Екатерина Васягина (участник Russian photo club)

Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли входит с 1992 года в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Фото: Татьяна Белякова

В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Фото: Владислав Тябин

Фото: A_M

Фото: Роман Баринов

Фото: Владислав Тябин

Фото: Николай Сапронов

Фото: Серж Январев

Фото: mzr (photosight.ru) Фото: Сергей Ершов

Фото: Татьяна Белякова

Фото: Александр Синяков

Фото: Игорь Шиленок

Фото: ST.AN. (photosight.ru)

Фото: Андрей Корочкин

Фото: Максим Евдокимов

Фото: Татьяна Белякова

5-6 сентября пейзажные фотографы Дмитрий Купрацевич и Анатолий Гордиенко при поддержке журнала «Российское фото»приглашают на большую фотопрогулку по просторам Владимирской области!

Хотите открыть для себя новые места и путешествовать с комфортом?
Узнайте, как в этом помогает участие в Russian Photo club

По материалам Википедии

rosphoto.com

Храм Покрова на Нерли

Храм Покрова на Нерли считается одним из самых красивых в России. Он расположен на холме в окружении заливных лугов, органично сливаясь с окружающим пейзажем. Белокаменный храм Покрова на Нерли называют поэмой, запечатленной в камне. Русские мастера сумели с помощью камня выразить идею, являющуюся краеугольным камнем любой религии, — это превосходство духовного над материальным.

С 1992 года этот белокаменный памятник стал объектом Всемирного наследия Юнеско.

Адрес

Храм Покрова на Нерли находится по адресу — Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово.

Как добраться до храма Покрова на Нерли

На автобусе, электричке или автомобиле ехать до станции Боголюбово, расположенной в 10 км от города Владимира по направлению к Нижнему Новгороду.

Если Вы приехали на автомобиле, необходимо оставить машину на стоянке у ж/д станции Боголюбово. Затем идти пешком по мощеной дорожке около 1,5 км или за отдельную плату воспользоваться повозкой, запряжённой лошадьми.

Из истории

В 1164 году великий князь владимирский Андрей Боголюбский вместе с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием провел поход на Волжскую Булгарию и разрушил несколько булгарских крепостей. В этом походе погиб Изяслав, любимый сын князя.

После победоносного похода Андрей Боголюбский установил на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которой он возвел несколько храмов.

Согласно самой распространенной версии, первый храм, посвященный Святой Деве Марии, князь построил в 1165 году на берегу реки Нерли, на границе своего княжества. По преданию, церковь была возведена в память об Изяславе, поэтому ее облик пронизан не только спокойствием, но и грустью.

Надо отметить, что некоторые историки придерживаются версии, согласно которой, церковь на Клязьме была возведена в 1158 году, то есть еще до успешного похода Андрея Боголюбского на Волжскую Булгарию и гибели Изяслава.

Место для строительства князь выбрал в 1,5 км от своего замка в Боголюбово, там, где река Нерль впадает в Клязьму и каждую весну разливается большое половодье.

В этом месте был сооружен специальный холм из глины и булыжников, в котором построили фундамент будущей постройки. По легенде, камень для строительства был привезен в качестве контрибуции из Волжской Булгарии самими булгарами.

Возведенный Храм Покрова на Нерли выглядит легким и светлым и, словно вырастает из зеленого холма. Русские мастера использовали все средства, чтобы сделать строение изящным, стройным и устремленным ввысь.

Когда весной разливается Нерль, вода подступает к церкви со всех сторон. Оставаясь на островке, храм отражается в быстротекущих водах.

В 1784 году это удивительное творение русских зодчих только чудом избежало гибели. Игумен Боголюбова монастыря предложил разобрать церковь, чтобы использовать ее камни для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ дал разрешение, но, к счастью, игумен не сошёлся в цене за разборку с подрядчиками и церковь была спасена.

Храм Покрова на Нерли — архитектура

Фундамент церкви заложили на глубину 1,6 метра, затем было построено основание стен из тесаного камня высотой 3,7 метра. После этого, стены дважды обсыпали снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом и затем плотно утрамбовывали. Так вырос искусственный холм высотой 5,3 метра, надежно прикрывавший от весеннего разлива лежащее в его массиве основание храма.

Кроме того, строители облицевали поверхность холма белокаменными плитами и проложили каменные желоба для отвода осадков.

В XII веке это удивительное строение казалось сверхъестественным чудом. Только мастера, обладавшие настоящим талантом и смелой инженерной мыслью, могли создать храм, вот уже более 800 лет стоящий на холме над бурными водами разлива Нерли и Клязьмы.

Архитектура церкви несложна: это одноглавый крестово-купольный четырехстолпный храм высотой 20 метров, его отличительная черта — изысканность пропорций и простота композиции. Отдельные строительные приемы позволили создать впечатление легкости, устремленности ввысь и воплотить совершенно новую художественную идею — победы духа над материей.

Среди оригинальных строительных находок, позволивших зрительно увеличить высоту здания, можно отметить следующие:

  • Большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий, созданных с помощью узких высоких окон, удлиненных колонок аркатурного пояса и вытянутого барабана купола
  • Стены церкви слегка наклонены внутрь, что также зрительно увеличивает высоту здания.

Белокаменная резьба

Как и многие храмы владимиро-суздальского зодчества, церковь украшена белокаменной резьбой. На трех ее фасадах мы увидим композицию с изображением царя псалмопевца Давида, сидящего на троне. С обеих сторон от него изображены голуби и фигуры львов. Еще ниже проходит пояс из 21 женских масок, символизирующих посвящение храма Пресвятой Богородице.

Первоначально вокруг церкви проходила открытая белокаменная галерея высотой 5,5 метров, основанием которой служили белокаменные столбы. Пол галерей был покрыт яркими майоликовыми плитками, а в юго-западном углу располагалась лестница, по которой можно было подняться на хоры.

Парапет украшала резьба с изображением грифонов и других мифических животных, в том числе барсов. Установлено, что фигура вставшего на дыбы барса — это древнейший знак русского народа, сохранившийся до наших дней в гербе Владимира. Смысл остальных фигур пока остается неразгаданным.

Внутреннее оформление

При оформлении внутреннего пространства зодчие также стремились подчеркнуть устремленность ввысь. Своды поддерживаются четырьмя столбами, которые слегка суживаются к верху, благодаря чему, высота строения зрительно увеличивается.

Ранее на куполе находилось изображение Христа-Пантократора с архангелами и серафимами, пол был покрыт цветными майоликовыми плитами, а стены расписаны фресками. Росписи были уничтожены во время обновления церкви в 1877 году.

Храм Покрова на Нерли является шедевром мирового зодчества, он, словно воин в серебряном шлеме и в белокаменной рубахе стоит на небольшом пригорке.

Весной он похож на лебедя, возвышающегося над гладью вод, а зимой, словно памятник, выглядывает из снежных сугробов. С приходом лета легкая и сверкающая белизной церковь, словно свеча, возвышается среди зелени обширного заливного луга.

Храм Покрова на Нерли приписан к Боголюбовскому монастырю. После реставрации он приобрел практически первоначальный облик и в настоящее время совместно используется церковью и музеем-заповедником.

tripguide.ru

Храм на Нерли (Боголюбово, Владимирская область): описание, история и фото

Если попросить любого русского человека назвать замечательные, на его взгляд, православные храмы, он наверняка назовёт украшение Красной площади — собор Василия Блаженного, гордость России — храм Христа Спасителя, и храм на Нерли. Почему так? Каким образом снискала такую любовь и всенародную известность скромная и вовсе не центральная церковь Покрова на Нерли?

Князь Андрей

И на самом деле, храм на Нерли — самый совершенный в России, более того, в мире нет настолько гармоничного произведения храмового искусства, и это один из величайших памятников искусства вообще. Знаменитой эту церковь сделала и её древняя история, и исключительно органичное соединение архитектуры и ландшафта. Храм на Нерли — сама гармония! Этот памятник, кажется, дышит всё тем же воздухом немыслимо далёких лет, когда расцветало княжество Владимирское.

Удивительный князь Андрей Боголюбский очень хотел построить ещё одну столицу на Руси, лучше Киева, красивее Константинополя, подобную Иерусалиму. Семь лет выстраивал князь Андрей свой Владимир, множество прекраснейших храмов было возведено. Венцом этого труда стало Боголюбово, а во главе — церковь Покрова на Нерли 1165 года. Здесь Нерль соединялась с Клязьмой и служила воротами многих торговых речных путей. Храм на Нерли словно вырос естественным образом на холме, а не был построен, настолько правильно выбрано для него место.

История создания

Создание этого памятника сопряжено со многими секретами, и строительными, и историческими. В летописях упоминания о строительстве очень скудны, они чаще всего не содержат дат и даже названия не указывают. В одной пишут, что из Киева прибыл князь Андрей Юрьевич, построил Боголюбный град и две церкви каменные. В другой проскальзывают сведения, что церковь на Нерли построена, и что она Покровская.

Житие Андрея Боголюбского подсказывает, что владимирцы ходили на болгар, где уже после победы погиб от ран княжич Изяслав Андреевич. Строительство церкви Покрова на Нерли началось сразу после этого похода. Сроки работы по возведению храма и для наших времён небывалые. За одно лето и храм построили, и монахов при нём поселили. Обычно даже сейчас такие здания возводятся в течение нескольких лет при всей современной технике и механизации работ.

Праздник Покрова

Не было такого праздника в Византии, Покров Пресвятой Богородицы на Руси просиял и прославлен был здесь же. Самые ранние иконы из дошедших до нашего времени датируются четырнадцатым веком. Покровских храмов ни в одной летописи тех лет не описано. Поэтому с князем Андреем Боголюбским и связываем мы этот прекрасный праздник, считая его учреждением на Руси именно середину двенадцатого века.

Здесь аргумент наиважнейший тот, что так названа церковь Покрова на Нерли, век за веком стоящая на княжеской земле, практически в его резиденции. Сам князь Андрей, как многие исследователи думают, написал и праздничные тексты богослужений, которые пришли к нам в списках более позднего времени. Описание храма на Нерли от Андрея Боголюбского включает «Проложное сказание», «Службу» и «Слово». Очень может быть, что идея относительно связи церкви на Нерли с заступничеством в русском походе Богородицы как-то была связана впоследствии с почитанием влахернского чуда.

Другая версия

Пишут ещё и о другом чуде, которое произошло во время войны с волжскими болгарами. Русское войско выступало под сенью Креста и образов Спаса и Владимирской Божьей Матери, от которых вдруг начали исходить огненные лучи. Именно иконе Владимирской Богоматери и было посвящено строительство церкви Покрова на Нерли. В общем-то, большинство дошедших до нашего времени источников говорят о храме не как Покровском, а как Богородичном.

Об этом же говорит и Житие Андрея Боголюбского. Очень возможно, что изначально храм был посвящён этим двум иконам, а впоследствии стал называться Покровским, хотя и не было специального переименования. Во всяком случае, то, что именно эти два святых образа поддерживали русское войско в походе, является информацией непреложной. Владимирская область во многих уголках мира известна более всего потому, что там выстроен такой исключительной красоты храм.

Секреты конструкции

Даже сейчас, через столько веков, современный облик этой церкви вызывает восхищение совершенством облика. Она исключительно органично вписывается в ландшафт, как будто это место было специально так создано природой, чтобы именно здесь произошло строительство церкви Покрова на Нерли. Но археологи развеивают это заблуждение своими изысканиями. Во-первых, и сам храм раньше выглядел несколько иначе, хотя этот стремящийся в небеса силуэт поменять было и невозможно. Изменения с течением времени произошли досадные, но, в принципе, частные. А вот холм!.. Его сотворила не природа, а руки человеческие.

Этот пьедестал для храма был насыпан на сложном фундаменте. Берег тут низкий, пойменный, и никакого холма природа не предусматривала. При разливе вода поднималась на три с лишним метра. Начинать строительство при таких природных условиях никак нельзя, половодьем храм смывало бы каждый год. Поэтому сначала заложили фундамент из крупного булыжника, используя известковый раствор. Глубина фундамента — более полутора метров, вплоть до материкового слоя глины. Но одно это храм от половодья не спасло бы.

Подземная часть

На самом фундаменте лежит основание стен — здесь использовали хорошо отёсанный и очень плотно пригнанный камень. Высотой эти стены около четырёх метров, и все они полностью засыпаны и плотно утрамбованы глиной и снаружи, и внутри. Таким образом, только подземная часть храма, которым гордится Владимирская область, составляет пять метров и тридцать сантиметров.

Теперь коварные весенние воды не страшны стали церкви, стоящей на пьедестале искусственного холма. Описание памятника культуры «Церковь Покрова на Нерли» обязательно должно начинаться с этого и прославлять инженерный ум и архитектурные таланты русских людей, которые присущи им изначально, со столь древних времён. К тому же нужно отметить, что весь этот холм снаружи был покрыт белокаменными плитами, словно панцирем, где были оборудованы стоки в виде водосточных желобов, а к пристани вели красивые лестницы.

Облик храма

Цельности и законченности храма на Нерли без возвышения за счёт искусственного холма достигнуть бы не удалось. Но это лишь ядро, главный стержень, на котором зиждется ещё очень много удивительного для строителей и архитекторов современности. Это белокаменные ярусы над водой на широком холме, аркады-галереи свнушительным поясом, и сам храм с цилиндром башни барабана, и, наконец, главка и крест, стремящийся в небо, над всем этим.

Сейчас храмовая главка — луковкой, а была шлемовидная, с деревянными чешуйками. И это не все изменения. Когда-то по всей окружности храма были обустроены открытые галереи для гульбищ высотой пять с половиной метров, а на юго-западе вся эта аркада переходила в стену внушительной толщины, в которой была внутренняя лестница со входом на хоры.

Пропорции

Пропорции храма выверяли словно сами изящество и красота, хотя тип постройки совершенно обыкновенный: одноглавый, крестово-купольный, трёхапсидный, четырёхстолпный, по три нефы — продольные и поперечные. И всё-таки храм на Нерли явно отличается от большинства церквей этого типа. Главной целью строителей был эффект стройности и высоты необычайной силы, и это удалось по многим неявным на первый взгляд причинам.

Весь секрет в деталях, которые не бросаются в глаза, но ощутимо подчёркивают вертикаль сооружения. Вот средняя апсида слегка приподнята, среднее окно чуть выше остальных. Барабан выше обычного и уже, с узкими длинными окнами. И само поднятие на пьедестал всего храма особенно усиливает эту устремлённость в небо. Даже внутри храма всё пространство организовано так, что видится как единый воздушный столп, убегающий ввысь.

Украшения

Превосходная белокаменная резьба, присущая здешнему зодчеству, украшает храм. Излюбленный православными христианами образ царя Давида с настоящими и фантастическими животными, богатство традиционных орнаментов и вдруг — удивительные рельефы девичьих ликов, опоясывающих все фасады храма. Множество мотивов во внешнем убранстве остались загадкой скульптурного декора. Сейчас сохранились не все, всего девятнадцать портретов, но и они настоящая галерея скульптурных портретов.

Белокаменная резьба — дело трудоёмкое чрезвычайно. Это требует очень много времени и огромного чисто технического мастерства. Даже просто ровно обтесать такой камень — более тысячи мастерских ударов камнетёса. А фасонный камень и резьба рельефов для храма на Нерли — это около четырёх тысяч человекодней.

Перемены

Первые разрушения храму принесли княжеские усобицы после гибели Андрея Боголюбского. За ними были вторые и третьи, и бесчисленно много урона потерпел храм. А всерьёз ремонтировать его начали только к концу семнадцатого века: ветхие галереи убраны, сделана четырёхскатная крыша. Во время наводнений река подступала к самым стенам: льдины разбивались о цоколь храма. Но и это не самое страшное. Огромная опасность появилась в 1784 году, когда монастырский настоятель получил разрешение на разбор Покровского храма просто на камень, понадобившийся для строительства в монастыре. Не иначе Владимирская Заступница вмешалась: не сошлись в цене подрядчик с заказчиком.

Невежество — ещё больший бич. В 1877 году монастырь без совета с архитектором сделал храму ремонт. Тогда погибли фрески в куполе и барабане, многие белокаменные рельефы заменили гипсовыми, да и сам храм понапрасну стяжками железными обвязали, совершенно ему не нужными. В 1919 году все белокаменные храмы поступили под охрану государства. Монастыри — оба — были прикрыты до 1990 года. Тогда и церковь Покрова на Нерли была передана вновь открывшемуся Боголюбову монастырю, а затем местному приходу. В 1992 году церковь на Нерли находилась уже в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. И навсегда это чудесное сооружение останется одним из символов России.

fb.ru

Церковь Покрова на Нерли во Владимире (для туристов) |

Октябрьский пейзаж с церковью Покрова на Нерли. Фотограф — Алексей Трифонов

В полутора километрах от Боголюбова, в стороне от селений, среди пойменных лугов, при впадении реки Нерль в Клязьму, на специально насыпанном и укрепленном холме, стоит белокаменная одноглавая церковь. Это был первый храм, посвященный новому празднику на Руси — Покрова Богородицы.

Придворно-княжеская церковь гармонией пропорций, изяществом силуэта, поэтичностью архитектурного образа, оригинальностью скульптуры представляет шедевр мирового зодчества. Храм Покрова на Нерли повторяет собор Рождества Богородицы (XII век) в Боголюбовском дворце. Место для нее было указано князем Андреем Боголюбским. Храм Покрова — памятник победе владимирских полков над волжскими булгарами и Изяславу, сыну князя Андрея, павшему в бою. Первоначально церковь была обнесена галереей на аркадах, древняя глава имела полусферическую форму.

Сложно профилированные пилястры с легкими полуколоннами подчеркивают движение ввысь композиции изящного храма, придают ему пластичный, почти скульптурный характер. Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого опираются на резные кронштейны, проходит по всем фасадам и под карнизом апсид.

Над порталами в полукружии закомар помещены одинаковые по сюжету рельефы. Выше всех восседает библейский царь Давид. В Боковых пряслах — грифоны, охранители от враждебной силы, они повернулись в сторону Давида, к центру оси обращены и лежащие ниже львы. Это иносказательный гимн Давиду — царю-объеденителю (каковым был и князь Андрей), а цепочка женских масок воспринимается как символ покровительницы и заступницы Девы Марии.

С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленности ввысь. Светлый и легкий храм Покрова на Нерли — воплощенная победа духа над материей.

Источник: Архитектурные шедевры святой Руси — Владимир, Боголюбово, Юрьев-Польский, Суздаль, Кидекша, Муром. — Самара: Издательский дом «Агни», 2005. — 68 с.: ил.

book33.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *