Едете за границу? Как проверить, что у вас нет долгов перед государством
Прежде чем выезжать за пределы Кыргызстана, необходимо удостовериться, что вы ничего не должны государству. Иначе вас могут не выпустить из страны.
Главный специалист отдела централизованной обработки временно ограниченных лиц на выезд из Кыргызской Республики Судебного департамента при Верховном суде Гульзада Досалиева рассказала, как предотвратить проблемы.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от КАКТУС МЕДИА НОВОСТИ БИШКЕК (@kaktus__media)
— Когда было принято решение начать такую процедуру в Кыргызстане — ограничить выезд лиц, которые имеют задолженности перед государством?
— Решение было принято в апреле 2021 года. Эта функция была передана погранслужбой Судебному департаменту КР. Был основан отдел, который вносит постановления об ограничении на выезд, а также снимает ограничения на выезд из страны.
— По каким основаниям могут ограничить выезд из Кыргызстана гражданам страны?
— Если у гражданина есть какие-то задолженности — это могут быть алименты, задолженность по алиментам, штрафы по «Безопасному городу», штрафы, которые выписываются вручную, задолженности за электроэнергию, за другие коммунальные услуги. Если дело передано в суд, то должнику дается время для добровольного исполнения в течение десяти дней. После суд направляет судебным исполнителям для принятия мер принудительного характера. Исполнитель выносит постановление и добровольное предложение отправляет должнику. В течение десяти дней человек должен оплатить данную задолженность. Если же он не оплачивает задолженность в течение десяти дней, судебный исполнитель может наложить ограничение на выезд как меру обеспечительного характера. А также может наложить арест на имущество. Эти постановления направляются также в ЦОН, в Госрегистр и в Судебный департамент.
— Должник получит уведомление?
— Должнику направляется предложение о добровольном исполнении. И в течение десяти дней он должен заплатить. Если этого не произойдет, судебный исполнитель вправе отправить на ограничительные меры принудительного характера.
— Каким способом можно оплатить все эти штрафы?
— Гражданин может посмотреть свою задолженность в автоматизированной информационной системе, которая называется АИС. Но задолженность не означает, что наложен запрет на выезд. Он может посмотреть, позвонить судебному исполнителю, непосредственно обратиться в ПССИ (подразделение службы судебных исполнителей) этого района.
— Как надо правильно действовать? Условно, я нарушила правила дорожного движения, в рамках «Безопасного города» у меня штраф в 1 000 сомов. Я о нем не знаю. Что мне надо сделать, чтобы не было проблем при пересечении границы?
— В любом случае вам направляется добровольное предложение. Но очень многие люди прописаны в одном месте, а живут в других местах, и зачастую к ним эти письма не доходят.
— Вот как необходимо сделать так, чтобы все было по закону и не было никаких расстройств о том, что билет пропал?
— По закону они должны в течение десяти дней оплатить. Если этого не сделано, то граждане могут узнать о задолженности только по информационной системе АИС.
— Где ее найти?
— Она есть на сайте Судебного департамента. Также в приложении «МБанк». И если гражданин обнаружил свою фамилию, он должен обязательно обратиться к судебному исполнителю и выяснить, что за задолженность.
— Как найти судебного исполнителя, который занимается непосредственно моим делом?
— В присланном уведомлении будет информация о районе, в котором наложен штраф.
— То есть, если я, допустим, прописана в Свердловском районе Бишкека, я должна идти в Свердловский районный суд и искать судебного исполнителя по этому району?
— Обязательно. По месту прописки.
— А если я, допустим, прописана в Караколе? Мне нужно ехать туда и там выяснять этот момент?
— Да. Вы должны обратиться к судебному исполнителю по месту прописки.
— Можно ли оплатить штрафы здесь, в Бишкеке находясь, а чтобы уведомление о том, что я их оплатила, пришло туда? Насколько это возможно? Я — владелица автомобиля, прописана в Караколе, но нарушила здесь. Мне пришло сообщение, и я штраф оплачиваю здесь. Пойдет ли вот эта оплата туда, уведомление?
— В любом случае вам надо связаться с судебным исполнителем и отправить, предоставить ему квитанцию о том, что вы оплатили данный штраф.
— WhatsApp пойдет? Вот если мы созвонились, я отправила.
— Оригинал нужно предоставить, чтобы он это производство закрыл. По WhatsApp даже если отправлено, нужно отправить почтой. Но до этого предварительно уведомив, что вы оплатили, чтобы дальнейшие действия он уже не предпринимал. И дождался почты.
— Насколько повысилось количество сборов средств с введением этой системы по ограничению на выезд?
— Эта мера очень хорошо работает. Очень многие должники, которые не платили много лет, и даже злостные неплательщики алиментов, многие хотят выехать, и при выезде обнаруживается запрет на выезд. В этом случае они закрывают свои долги. И эта мера обеспечительного характера работает.
— Будет ли увеличиваться список пунктов, по которым невозможно будет выехать из страны?
— Пока такого нет. Но еще тут такой нюанс: по решению, по определению решения суда Судебный департамент эти меры не накладывает. По решению суда, например, по уголовному делу, было определение суда, по решению суда накладывает непосредственно погранслужба. И если у граждан, у кого-то есть уголовные дела какие-либо, они могут обратиться с официальным запросом в погранслужбу. Если эта мера не наложена судебным исполнителем, они обращаются в погранслужбу.
— При ведении дел предупреждают о таких последствиях?
— Да, им тоже отправляется, им также приходит конверт о том, что они должны оплатить.
— Все сталкиваются с тем, что на самом деле очень часто это штрафы мелкие, те же нарушения ПДД или задолженности какие-то, когда суммы не очень большие. И люди готовы платить сразу же, будучи в аэропорту или, например, на КПП. Но у них нет возможности оплатить это онлайн, чтобы сразу информация о платеже отразилась в системе. Как этот вопрос можно решить?
— Этот законопроект обсуждается, сейчас он на стадии рассмотрения. И пока возможности оплатить прямо в аэропорту и сразу вылететь — этого пока нет. Но в будущем планируется.
— Это реально сделать?
— В будущем планируют сделать, в терминалах чтобы оплата шла и автоматически. Но пока система не привязана к этому. Сейчас система погранслужбы и система, база Судебного департамента — это одна база. У нас привязана наша система в настоящее время к каким-то терминалам только через судебного исполнителя. Он направляет нам постановление.
— То есть через прямое уведомление?
— Да.
— Насколько быстро отражается информация о платеже в вашей системе? То есть я сегодня вылетаю, меня не пустили, а мне лететь надо срочно. И я сегодня оплатила. Могу ли я уже завтра взять билет на самолет и выехать?
— Да, можете.
— То есть в течение суток информация о платеже отражается в системе?
— Да, но тут еще один нюанс. В аэропорту или в пунктах пропуска выдается акт о непропуске. И там обязательно указывается, каким районом наложен, какого числа и телефон судебного исполнителя. Они могут акт распечатать, набрать номер судебного исполнителя, выяснить и к нему приехать, подойти, оплатить. Судебный исполнитель выносит постановление о снятии временного ограничения, направляет к нам, в Судебный департамент. Как только к нам приходит, после регистрации, в течение минуты-двух мы снимаем это ограничение. И сразу это будет видно в базе погранслужбы.
— Вы сказали, что уведомление о необходимости платежа присылается почтой? К сожалению, иногда бывает, что письма теряются. Такое происходит.
— Бывает, да.
— Как людям понять, что у них произошла такая ситуация? Потерялось письмо, не было уведомления, они не знают. Кто в этой ситуации виноват? Куда идти разбираться?
— В процессе, пока письмо придет, невозможно проконтролировать. Если оно не пришло или кто-то не получил, он может в информационной системе посмотреть либо только при выезде обнаружить. До этого, если добровольное предложение ему пришло домой, а он там не проживает, граждане, которые получили, они под роспись получают от почтальона.
— То есть это заказное письмо, с уведомлением?
— Да.
— Можно ли оплатить непосредственно в кассах банка или в самом Судебном департаменте? Где можно?
— В самом Судебном департаменте не предусмотрено. Это только кассы банка.
— Каких?
— РСК, например. Напрямую прийти, оплатить судебному исполнителю тоже нельзя. И в Судебном департаменте тоже нельзя.
— Вопрос по алиментам точно так же? Он выплачивает не напрямую бывшей жене, а именно через банк?
— Только через банк, либо у должника должен быть расчетный счет, на который он может отправлять. Расчетный счет, например, бывшего супруга или супруги. И выписку с этого счета он предоставляет судебному исполнителю.
— А какое наказание следует, если человек не исполняет предписание суда, судебное решение Судебного департамента?
— На сегодняшний день мера обеспечительного характера — это и есть наказание. Накладывается арест на имущество, может накладываться арест на выдачу, обмен каких-то документов в Госрегистре. И также запрет на выезд из КР.
— Это весьма усложняет жизнь.
— У нас телефон отдела 0312 25 01 54, по которому гражданин может обратиться, позвонить, свои точные данные сказать и узнать, есть у него запрет на выезд или нет. Мы можем только посмотреть, есть у него запрет на выезд или нет. А бывают еще такие случаи, когда увидели в информационной системе, что вот у человека есть штраф, и по этому номеру звонят. Это не означает, что уже наложена такая мера, как запрет на выезд. Поэтому он должен обратиться к судебному исполнителю своего района и узнать, есть ли у него ограничения какие-то. Также можно напрямую обратиться, приехать в Судебный департамент, показать свои паспортные данные и можно получить тут информацию.
А так могу сказать: внимательнее обращайтесь с документами и обязательно проверяйте штрафы.
Долги злостных неплательщиков взносов на капремонт взыщут в судебном порядке
Собственники помещений в многоквартирных домах обязаны вовремя выплачивать взносы на капитальный ремонт. Это закон, общий для всех.
В Фонд капитального ремонта Республики Карелия (далее — Фонд) поступает множество вопросов — а что будет, если вообще не платить взносы на капремонт? Официально отвечаем: обязанность собственников аккуратно платить взносы прописана в Жилищном кодексе России: в части 1 статьи 39, части 1 статьи 159 и части 1 статьи 169.
Если же собственник помещений в многоквартирном доме наделал долгов, им займется мировой суд и судебные приставы.
— Существует определенный порядок исполнения судебного решения, — рассказал исполняющий обязанности генерального директора Фонда Михаил Баранов. — Тому гражданину, который получает вступившее в законную силу решение суда, где указано, что он обязан погасить долги по взносам на капремонт, дается право сделать это по своей доброй воле в течение пяти дней. В том случае, если должник этого не сделает и не представит документы, подтверждающие выплату долга в службу судебных приставов, то он заплатит исполнительский сбор — семь процентов от суммы долга.
Затем судебный пристав-исполнитель попытается взыскать долг с недобросовестного плательщика. Если человек работает и у него есть зарплатные банковские карты, то долг с них будет списываться автоматически. Кроме того, должника могут не выпустить за границу. Если и это не поможет — например, у человека нет постоянного дохода и зарплатных карт — тогда судебный пристав имеет право арестовать движимое или недвижимое имущество должника. Арестованную машину или мебель продадут, а вырученные деньги направят в счет погашения долга.
И это еще не все.
— Когда на должника подается иск в суд, либо заявление о вынесении судебного приказа, то, кроме суммы задолженности, с него взыщут еще и пени, установленные Жилищным кодексом в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка России. Также должника обяжут оплатить расходы истца на государственную пошлину, — отметил Михаил Баранов.
И. о. генерального директора особо подчеркнул: если счета задержались по вине Фонда — никаких пеней насчитывать гражданам не будут.
Отдельный случай, если должник по взносам на капремонт относится к льготным категориям граждан, имеющим право на компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг.
— Должники из числа льготных категорий граждан, лишаются права на эту компенсацию, пока не погасят долг. Многие не понимают, почему так заведено. Мы объясняем: взнос на капремонт входит в структуру платы за жилье и коммунальные услуги, — заявил и. о. гендиректора Фонда. — Соответственно, на взносы по капремонту также распространяются льготы для отдельных категорий граждан, если, конечно, они исправно оплачивают жилищно-коммунальные услуги.
Все подробности работы Фонда можно узнать на официальном сайте ведомства — фондкр10.рф. Там же размещены все пресс-релизы Фонда. Особенно полезны для населения рубрики «Информация собственникам» и «Вопросы, ответы». Кроме того, для граждан организована постоянная телефонная «горячая линия»: 8(8142) 57-44-29.
Отметим также, что Фонд выставляет счета только тем собственникам, которые копят деньги на капитальный ремонт на счете регионального оператора.
Пресс-секретарь Фонда капитального ремонта Республики Карелия Александр Батов
Версия для печати
Когда диктаторы берут взаймы, кто погашает ссуду?
Когда международное сообщество хочет оказать давление на правительство, подавляющее демократию и права человека, оно обычно вводит экономические санкции. Однако традиционные санкции зачастую либо неэффективны, либо бесчеловечны. Целевые правительства находят способы обойти санкции, которые предлагают третьим сторонам — контрабандистам и даже другим национальным правительствам, соблазненным обещанием больших прибылей, — стимулы уклоняться от них. И когда санкции работают, они часто наносят ущерб людям правительства, против которого они направлены, еще больше обедняя их из-за потери национального дохода. Мы предлагаем новую форму санкций — кредитное эмбарго.
В отличие от торговых санкций, кредитное эмбарго действует само по себе. Он не только не будет предлагать третьим сторонам стимулы уклоняться от него, но и устранит существующий стимул некоторых кредиторов — банков, держателей облигаций или правительств — вступать в сговор с диктаторами, выдавая ссуды, которые обогащают самих себя. Поскольку кредитное эмбарго будет самодостаточным, оно будет более эффективным, чем торговые санкции, и, таким образом, может помочь оказать давление на диктаторов с целью проведения необходимых реформ, ограничив их возможности занимать за границей, а затем разворовывать заемные средства, или использовать средства для финансирования репрессий. своего народа. В то же время кредитное эмбарго защитило бы интересы людей, освободив их от обязанности возвращать накопившиеся долги после того, как они, наконец, избавятся от своего нелегитимного правительства. Ключом к кредитному эмбарго является концепция, известная как «одиозный долг».
Одиозный долг
По закону в большинстве стран люди не обязаны возвращать деньги, которые другие обманным путем заняли от их имени. Точно так же корпорация не несет ответственности за контракты, которые главный исполнительный директор заключает без полномочий связывать фирму обязательствами. Но международное право не освобождает граждан диктатуры от выплаты долга, взятого диктатором в личных и гнусных целях.
Это неравенство не осталось незамеченным. Уже в 189 г.Во время мирных переговоров после испано-американской войны правительство США заявило, что ни Соединенные Штаты, ни Куба не должны нести ответственность за долги, взятые кубинскими колониальными правителями без согласия ее народа и без учета его интересов. Хотя Испания никогда не признавала обоснованность этого аргумента, Соединенные Штаты победили, и Испания взяла на себя ответственность за долг Кубы по Парижскому мирному договору. Советское государство отказалось от царского долга в 1921 году, руководствуясь аналогичными соображениями. Ученые-правоведы впоследствии разработали доктрину «одиозного долга», утверждая, что суверенный долг не может быть передан правительству-преемнику, если он был взят без согласия народа и без его выгоды. Некоторые ученые добавили требование, чтобы кредиторы знали об этих условиях, когда они выдавали ссуды репрессивным или грабящим правительствам.
Книги по теме
Начиная с конца 1990-х годов всемирная кампания под названием «Юбилей 2000» пыталась привлечь внимание к концепции одиозного долга, привлекая таких разных представителей, как поп-звезда Боно и Папа Иоанн Павел II, к массовой мобилизации для искоренения Третьего долга. Мировой долг. Но доктрина одиозного долга не получила большого распространения в международном праве, которое по-прежнему возлагает на страны ответственность за погашение незаконного долга.
Гейтс Профессор развивающихся обществ — факультет экономики Гарвардского университета
Режим апартеида в Южной Африке, например, брал кредиты у частных банков в течение 1980-х годов, в то время как большая часть его бюджета шла на финансирование вооруженных сил и полиции и другие способы подавления африканского большинства. Сегодня южноафриканский народ несет долги своих репрессоров. Архиепископ Кейптауна выступил за то, чтобы долг эпохи апартеида был объявлен одиозным и списан. Аналогичное мнение высказала Комиссия по установлению истины и примирению ЮАР. Но правительство после апартеида уступило нынешним международным нормам и взяло на себя ответственность за долг из страха, что дефолт повредит его шансам на привлечение иностранных инвестиций. Действительно, его высшие министры недавно осудили судебный иск о возмещении ущерба от банков, предоставлявших ссуды режиму апартеида, потому что «мы говорим с теми же самыми компаниями, которые упоминаются в судебных процессах об инвестициях в Южную Африку после апартеида».
Точно так же, хотя сообщалось, что Анастасио Сомоса награбил 100-500 миллионов долларов из Никарагуа к тому времени, когда он был свергнут в 1979 году, а лидер сандинистов Даниэль Ортега заявил Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, что его правительство откажется от долга Сомосы, сандинисты передумали, когда их союзники на Кубе сообщили им, что отказ от долга неблагоразумно отдалит их от западных капиталистических стран.
Многие другие диктаторы брали кредиты из-за границы, экспроприировали средства для личного пользования и оставляли долги населению, которым они правили. При Мобуту Сесе Секо бывший Заир накопил более 12 миллиардов долларов суверенного долга, в то время как Мобуту перенаправлял государственные средства на свои личные счета (его активы достигли 4 миллиардов долларов в середине 19-го века).80-х) и использовал их для удержания власти, оплачивая приспешникам и военные расходы. Точно так же, когда Фердинанд Маркос потерял власть в 1986 году, Филиппины были должны иностранным кредиторам 28 миллиардов долларов, в то время как личное состояние Маркоса оценивалось в 10 миллиардов долларов.
В 1996 году Всемирный банк выразил готовность отойти от традиционной международной практики кредитования, запустив инициативу в отношении бедных стран с крупной задолженностью, которая предусматривает облегчение бремени задолженности бедных стран на основе уровня долга страны и ее дохода. Однако в инициативе не учитываются обстоятельства, при которых возникла задолженность.
Политика по сокращению одиозного долга
Одно из возможных решений этой проблемы состоит в том, чтобы международное сообщество уполномочило независимый институт оценивать легитимность режима и объявлять любой суверенный долг, впоследствии полученный незаконным режимом, «одиозным» и, таким образом, не обязанность правительств-правопреемников. В этих новых условиях странам-должникам больше не нужно будет опасаться, что их способность брать займы из-за границы или привлекать иностранные инвестиции пострадает, если они откажутся погашать долги, полученные от их имени обманным путем. Кредиторы, как частные, так и государственные, будут сокращать кредиты режимам, признанным одиозными, зная, что у правительств-преемников будет мало стимулов для их погашения. Такая реформа не только ограничит долговое бремя бедных стран, но и уменьшит риск для кредиторов и, следовательно, снизит процентные ставки для законных правительств, занимающих кредиты.
Два принудительных механизма могут помочь прекратить кредитование одиозных режимов. Во-первых, новые законы в странах-кредиторах могут сделать незаконным арест активов страны за неуплату одиозного долга. Иными словами, одиозные долговые контракты могут быть лишены юридической силы. Во-вторых, иностранная помощь режимам-преемникам может быть поставлена в зависимость от невыплаты одиозного долга. Доноры могли отказать в помощи стране, которая, по сути, передавала помощь банкам с незаконными претензиями. Если бы иностранная помощь была достаточно ценной, у правительств-преемников были бы стимулы отказываться от одиозных кредитов, поэтому банки воздерживались бы от их предоставления.
Как уже говорилось, отказ от одиозного долга действует сам по себе. У правительств-преемников будут стимулы отказываться от одиозного долга до тех пор, пока кредиторы и инвесторы будут готовы продолжать кредитовать и инвестировать в страну после того, как ее законное правительство откажется погасить одиозный долг. Банки дважды подумают, прежде чем кредитовать нелегитимный репрессивный режим, если ведущие мировые державы, международные организации и финансовые институты объявят этот режим одиозным и заявят, что они будут считать легитимные правительства-правопреемники вправе отказываться от любых новых кредитов, которые берет на себя одиозный режим.
Поскольку во внешней торговле участвует больше стран, чем в суверенных заимствованиях, ограничения на заимствования не могут применяться так же широко, как торговые санкции. Тем не менее, этот шаг может иметь значительные последствия. Например, Франьо Туджман из Хорватии, возможно, был одиозным правителем, подавлявшим средства массовой информации, подстрекавшим к насилию против политических оппонентов и разграблявшим государственные средства. В 1997 году Международный валютный фонд прекратил помощь, предназначенную для Хорватии, потому что Соединенные Штаты, Германия и Великобритания были обеспокоены «неудовлетворительным состоянием демократии в Хорватии». Тем не менее коммерческие банки предоставили хорватскому правительству дополнительные ссуды на 2 миллиарда долларов между решением МВФ и смертью Туджмана 19 декабря.99. Если бы существовала система кредитного эмбарго, кредиторы, возможно, не предоставили бы Туджману эти 2 млрд. долл. США в виде кредита, и хорватский народ сегодня не понес бы этот долг.
Стимулы к правдивости
Одной из причин нежелания международного юридического сообщества принять доктрину одиозного долга является опасение, что долг будет объявлен одиозным после того, как кредит уже предоставлен, что сделает невозможным его погашение кредитором . Если кредиторы предвидят, что не смогут взыскать даже законные кредиты, они вообще будут опасаться давать кредиты, что повышает вероятность того, что долговой рынок закроется. Чтобы преодолеть риск того, что ссуды кредиторов могут быть объявлены одиозными постфактум, учреждение, получившее новые полномочия, может быть уполномочено принимать решения только по будущим ссудам правительству, а не по существующей задолженности.
Еще одна проблема, связанная с доктриной одиозного долга, заключается в том, что учреждение, которому поручено оценивать законность долга, может больше заботиться о благополучии населения развивающихся стран, чем о благополучии банков и других кредиторов. Но если учреждение принимает решения только в отношении будущих займов, оно с большей вероятностью будет выносить точные и беспристрастные суждения. Даже если благополучие должников важнее, чем благополучие кредиторов, у него есть все основания судить о режиме беспристрастно, потому что точное суждение пойдет на пользу населению. Если учреждение ошибочно называет законное правительство одиозным, оно лишает страну выгодных инвестиций, финансируемых за счет кредитов. Если оно ошибочно называет одиозное правительство легитимным, репрессивное правительство может занимать и грабить страну.
Требование к учреждению принимать решение о легитимности кредитов только до того, как они будут получены, ограничивает возможность фаворитизма еще одним способом.
Еще одна возможность институциональной предвзятости связана с отсутствием беспристрастности по отношению к определенным правительствам. Если крупные державы считают страну важным торговым партнером или стратегическим союзником, институт может не заклеймить правительство одиозным, несмотря на его проступки.
Кто должен оценивать режимы?
Ключевой вопрос для международного сообщества заключается в том, какому учреждению предоставить право выносить решения по поводу одиозности. Совет Безопасности ООН, который уже вводит санкции против правительств, является естественным кандидатом. Соединенные Штаты и другие постоянные члены Совета могли бы предпочесть этот вариант, поскольку он дал бы им право вето. Другой вариант — создать новый международный судебный орган для рассмотрения дел, возбужденных против определенных режимов, — суд, подобный недавно созданному Международному уголовному суду в Гааге.
Крупные страны-кредиторы также могут внедрить эту систему, используя исключительно внутренние учреждения. Если Соединенные Штаты изменят свои законы, чтобы предотвратить конфискацию активов иностранного правительства, которое отказалось от одиозного долга, если американский суд постановит, что режим одиозный, и если правительство США объявит, что будет выступать против пакетов помощи МВФ или Всемирного банка до режим-преемник, который погасил незаконные долги, затем банки (как в Соединенных Штатах, так и за границей), другие правительства и даже международные финансовые учреждения, вероятно, не захотят давать кредиты этому режиму, опасаясь, что правительства-преемники не будут платить.
Гражданское общество также может начать оказывать давление на банки, чтобы они не кредитовали незаконные правительства. Если уважаемая неправительственная организация, такая как Transparency International, или группа, включающая видных деятелей, таких как Нельсон Мандела, наряду с юристами-международниками и учеными-правозащитниками, выявит одиозные режимы и обнародует их список, кредиторы могут не захотеть давать правительствам ссуды под залог. список.
Взгляд вперед
Если бы международное сообщество уполномочило глобальную организацию принять решение о том, что страна не несет ответственности за одиозный долг, выданный после решения, и если бы кредиторы, следовательно, отказались выдавать одиозный долг, от этого выиграли бы как законные должники, так и их кредиторы. Все кредиторы выиграют от знания основных правил. Если бы одиозность была объявлена заранее, банки избегали бы кредитования одиозных режимов и не опасались бы, что успешная народная кампания по облегчению долгового бремени приведет к аннулированию их непогашенных кредитов. Большая определенность также обеспечила бы более низкие процентные ставки для законных заемщиков. Самое главное, диктаторы больше не смогут брать взаймы, присваивать доходы — или использовать их для финансирования репрессий — и оставлять долг своим жестоко обращающимся гражданам для погашения.
Шри -Ланка по умолчанию по долгам впервые в своей истории
-
Опубликовано
Источник изображений, Getty Images
By Peter Hoskins
. по своему долгу впервые в своей истории, поскольку страна борется с худшим финансовым кризисом за более чем 70 лет.
В среду истек 30-дневный льготный период для выплаты 78 млн долларов (63 млн фунтов) невыплаченных процентов по долгу.
Управляющий центральным банком южноазиатского государства заявил, что сейчас в стране «упреждающий дефолт».
Позднее в четверг два крупнейших в мире рейтинговых агентства также заявили о дефолте Шри-Ланки.
Дефолты случаются, когда правительства не в состоянии выполнить некоторые или все свои долговые платежи перед кредиторами.
Это может нанести ущерб репутации страны среди инвесторов, затруднив получение необходимых денег на международных рынках, что может еще больше подорвать доверие к ее валюте и экономике.
Отвечая в четверг на вопрос, находится ли страна сейчас в состоянии дефолта, управляющий центральным банком П. Нандалал Вирасингхе сказал: «Наша позиция очень ясна, мы сказали, что пока они не придут к реструктуризации [наших долгов], мы не сможем заплатить Так вот что вы называете превентивным дефолтом
«Могут быть технические определения… со своей стороны они могут считать это дефолтом. Наша позиция очень ясна, пока не будет реструктуризирована задолженность, мы не сможем ее погасить», — добавил он.0080
Шри-Ланка стремится реструктурировать задолженность иностранным кредиторам на сумму более 50 миллиардов долларов, чтобы сделать ее более управляемой для погашения.
Экономика страны сильно пострадала от пандемии и роста цен на энергоносители, но критики говорят, что нынешний кризис был спровоцирован предыдущим правительством.
Хроническая нехватка иностранной валюты и стремительный рост инфляции привели к острой нехватке лекарств, топлива и других предметов первой необходимости.
Профессор Мик Мур из Университета Сассекса и бывший консультант по Шри-Ланке Азиатского банка развития сказал, что, хотя казалось, что Шри-Ланка борется с последствиями глобальных экономических проблем, это «категорически не так».
«Это самый рукотворный и добровольный экономический кризис, о котором я знаю», — сказал он программе BBC Today.
Профессор Мур сказал, что предыдущая администрация занимала деньги на инфраструктурные проекты, а затем «настаивала в очень мужественной манере» на погашении растущих долгов, а не на их реструктуризации с кредиторами.
Он сказал, что тогдашнее правительство «пошло по этому пути примерно до шести месяцев назад, и в основном они раздавали практически всю иностранную валюту, которую могли распоряжаться».
«Это вопиющая некомпетентность», — добавил он.
Профессор Мур сказал, что страна столкнулась с «очень критической ситуацией».
В последние недели в связи с нарастающим кризисом прошли массовые, иногда жестокие акции протеста против президента Готабая Раджапакса и его семьи.
Страна уже начала переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) о финансовой помощи и должна пересмотреть свои долговые соглашения с кредиторами.
Позднее в четверг представитель МВФ сообщил, что текущие переговоры по потенциальной кредитной программе должны завершиться во вторник.
Правительство Шри-Ланки ранее заявляло, что в этом году ему необходимо 4 миллиарда долларов.
Г-н Вирасингхе предупредил, что и без того очень высокий уровень инфляции в Шри-Ланке, вероятно, продолжит расти.
«Инфляция, очевидно, составляет около 30%. Она будет еще [выше], общая инфляция [вырастет] примерно на 40% в ближайшие пару месяцев», — сказал он.
Он говорил после того, как центральный банк Шри-Ланки оставил две ключевые процентные ставки без изменений после повышения на семь процентных пунктов на последнем заседании.
Основная кредитная ставка в стране осталась на уровне 14,5%, депозитная ставка сохранена на уровне 13,5%.
Во многом это не было неожиданностью. Сирены, предупреждающие о потенциальном дефолте, уже завыли несколько недель назад.
Но более того, на улицах Шри-Ланки, где бушует этот кризис, никого это не шокирует.
В то время как очереди за бензином растянулись на многие мили, топливо продается на черном рынке по заоблачным ценам, а очереди за раздачей бесплатного хлеба становятся все длиннее с каждым днем, неспособность острова погасить долги ощущается болезненно.
В своем первом интервью с момента вступления в должность на прошлой неделе премьер-министр страны Ранил Викремесингхе сказал мне, что прежде чем ситуация в Шри-Ланке улучшится, ситуация ухудшится, но даже он не смог предсказать, насколько все будет плохо.
«Никто не знает всех подробностей… так что я буду как врач, впервые вскрывающий пациента.»
Сегодняшний дефолт — удручающий диагноз для страны, столкнувшейся с еще большими экономическими потрясениями, несмотря на то, что переговоры с МВФ и другими странами продолжаются.
В четверг рейтинговое агентство Moody’s Investors Service заявило, что Шри-Ланка «впервые объявила дефолт по своим международным облигациям».
Агентство Moody’s заявило, что ожидает, что страна в конечном итоге достигнет соглашения о помощи МВФ.
«Однако завершение программы, вероятно, займет несколько месяцев, учитывая необходимость согласования уровня персонала с обеих сторон, за которым последует одобрение парламента Шри-Ланки и одобрение исполнительным советом МВФ», — добавила фирма.
Также в четверг рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило оценку Шри-Ланки до «ограниченного дефолта» после истечения льготного периода для платежей.
S&P Global Ratings не сразу ответил на запрос BBC о комментариях.
Кредитные рейтинги предназначены для того, чтобы помочь инвесторам понять уровень риска, с которым они сталкиваются при покупке финансового инструмента, в данном случае долга страны или государственных облигаций.
В прошлом месяце рейтинговые агентства S&P и Fitch предупредили, что Шри-Ланка вот-вот объявит дефолт по своим долгам.
Это видео невозможно воспроизвести
Чтобы воспроизвести это видео, вам необходимо включить JavaScript в вашем браузере.
Заголовок в СМИ,PM Ранил Викрамасингхе: «Голодного кризиса не будет»
На прошлой неделе старший брат президента Раджапакса Махинда подал в отставку с поста премьер-министра после столкновения сторонников правительства с протестующими. В результате беспорядков погибли девять человек, более 300 получили ранения.
В пятницу новый премьер-министр Шри-Ланки Ранил Викремесингхе заявил Би-би-си, что экономический кризис «ухудшится, прежде чем станет лучше».
Он также пообещал, что семьи будут получать трехразовое питание.
Обращаясь к миру за финансовой помощью, он сказал: «Голодного кризиса не будет, мы найдем еду».
Шри-Ланка: основы
- Шри-Ланка — островное государство у южной части Индии : Получила независимость от британского правления в 1948 году.