Зачатьевский монастырь храм сошествия святого духа: Зачатьевский монастырь — здание в стиле барокко

Зачатьевский монастырь — здание в стиле барокко

Основанный в 1360 году «на Остожье» по воле митрополита Московского Алексия, Зачатьевский монастырь считается самой старой женской обителью в Москве. Первый его деревянный храм был освящен во имя Зачатия святой Анны – отсюда и название. Позднее добавился престол во имя Алексия Человека Божия, в память об основателе обители. Однако сначала она была опустошена пожаром 1514 года, а в 1547 так пострадала в огне, что была перенесена на новое место (сейчас там стоит храм Христа Спасителя) и стала именоваться Алексеевской. Возродил монастырь на старом месте у Остоженки царь Федор Иоаннович в 1584 году, но в начале XVII века, в Смутное время, он снова сгорел. Восстанавливался он уже на средства Михаила Федоровича Романова. В дальнейшем ансамбль претерпел еще множество изменений.

Монастырский собор именовался Зачатьевским, но главный престол его со временем был освящен во имя Рождества Богородицы. На хорах располагался придел Зачатия святой Анны, в трапезной – еще три придела. Каждое новое здание собора строилось с использованием фрагментов предыдущего, поэтому последний, выстроенный в 1805–07 годах, включал в себя разновременные части. В целом Зачатьевский собор нес в себе черты псевдоготического стиля, популярного в Москве начала XIX века и воспринимавшегося как «подражание старине».

Главный вход в монастырь осуществлялся через северные врата. Над ними в 1696 году на пожертвования стольника Римского-Корсакова возвели одноглавую церковь Спаса Нерукотворного Образа, украшенную наличниками с «разорванными фронтонами», одной из главных черт нарышкинского барокко. Наконец, в западной части монастыря при больнице и богадельне на средства вдовы полковника В.М. Головиной архитектор М.Д. Быковский в 1844–50 годах построил в византийском стиле храм Сошествия Святого Духа.

Монастырь был упразднен в 1924 году, здания заняли разные учреждения. Собор в 1930-х годах снесен, на его месте поставлено типовое здание школы, храм Сошествия Святого Духа перестроен, лишь надвратная Спасская церковь избежала серьезных изменений.

В 1991 году началось возрождение монастыря. В 1995 здесь снова появились монахини, отреставрирован храм Сошествия Святого Духа. После сноса здания школы встал вопрос о воссоздании Зачатьевского собора. После долгих дискуссий было решено не возвращаться к проекту М.Ф. Казакова, а создать новый вариант собора в русском стиле, на высоком подклете, внутри которого могут быть музеефицированы фрагменты фундаментов старых соборов XVI–XVIII веков. В процессе реставрации монастырского комплекса было обнаружено древнее монашеское кладбище, в котором археологами было сделано немало открытий. В 2010 году закончено строительство нового монастырского собора.

В 2018 году в Зачатьевском монастыре отреставрировали северный корпус келий и церковь Сошествия Святого Духа с больничным корпусом, построенные в XIX веке. Во время работ специалисты обновили штукатурное покрытие фасадов, покрасили стены, привели в порядок белокаменный цоколь и отмостки зданий. Кроме того, рабочие установили пандус на крыльце северного входа и заменили водосточную систему.

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь / Организации / Патриархия.ru

История

Зачатьевский монастырь является древнейшим женским монастырем в Москве. В 1360 г. свт. Алексий, митрополит Московский, построил деревянную церковь Зачатия прав. Анны и основал при ней монастырь, первыми насельницами которого стали его родные сестры, игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. В 1547 г. монастырь был уничтожен пожаром и переведен ближе к Кремлю.

На старом месте осталась небольшая монашеская община, вновь ставшая монастырем в 1584 г. при попечительстве царя Феодора Иоанновича. Тогда же в ней были построены храмы Зачатия прав. Анны с приделом вмч. Феодора Стратилата и мц. Ирины, трапезный храм в честь Рождества Богородицы. Монастырь сильно пострадал во время польского нашествия в 1612 г., но вскоре был возрожден.

В 1696 г. на средства Андрея Римского-Корсакова, вельможи Петра I, был построен надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа. В 1766 г. был построен храм в честь Божией Матери «Неопалимая Купина» над могилами основательниц монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии.

В 1885-1887 гг. храм вошел в состав монастырских сооружений, в нем был сооружен придел Казанской иконы Божией Матери. В 1804-1807 гг. на месте древних храмов был возведен Рождественский собор с приделами Зачатия прав. Анны, вмч. Феодора Стратилата, свт. Алексия, митр. Московского, и Казанской иконы Божией Матери (архит. М.Ф. Казаков).

С давних времен в обители существовали богадельня для престарелых инокинь и рукодельная мастерская. В 1844-1850 гг. для богадельни было построено специальное каменное здание (архит. М.Д. Быковский) с храмом Сошествия Святого Духа.

В XIX-XX вв. на территории обители появилось множество жилых и хозяйственных корпусов.

В 1927 г. монастырь был закрыт. Некоторые иконы монастыря были перенесены в храм прор. Илии Обыденного. 16 марта 1925 г., за 9 дней до кончины, здесь служил свою последнюю Литургию свт. Тихон, Патриарх Московский и всея Руси.

В 1930-х гг. собор, колокольня и храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» были полностью разрушены, на их месте выстроено типовое школьное здание. Был полностью перестроен храм Сошествия Святого Духа; стены, окружавшие обитель, были частично разрушены. В 1960-е гг. проведена внешняя реставрация надвратного храма, яркого образца стиля московского барокко.

В 1991 г. сестричеством во имя иконы Божией Матери «Милостивая» были начаты труды по возрождению обители. Богослужения возобновлены в 1993 г.

В 1995 г. указом Священного Синода сестричеству дан статус ставропигиального женского монастыря. 25 ноября 1999 г. торжественным крестным ходом икона Божией Матери «Милостивая» и посох последней игумении были перенесены в Зачатьевский монастырь. 

В ноябре 2002 г., после перевода средней школы в другое строение, было разобрано школьное здание.

5 ноября 2005 г., в день празднования иконе Божией Матери «Милостивая», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин освящения закладного камня в в основание собора Рождества Пресвятой Богородицы.

25 ноября 2008 г. архиепископ Истринский Арсений совершил чин освящения 11 колоколов соборной звонницы.

25 ноября 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение восьми крестов, установленных в тот же день на купола строящегося собора.

16 сентября 2010 г. состоялось малое освящение первого из приделов Богородице-Рождественского собора — в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». 17 сентября, в день престольного праздника храма, была совершена первая Божественная литургия. Богослужение возглавил архиепископ Истринский Арсений. 4 ноября 2010 г. была совершена первая Литургия в Казанском приделе собора, который был накануне освящен малым чином.

25 ноября 2010 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение и первую Божественную литургию в восстановленном соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Были освящены семь из десяти престолов храма: Рождества Богородицы (главный), св. правв. богоотец Иоакима и Анны, святителя Алексия и прп. Алексия, человека Божия, сщмч. Киприана и мц. Иустины, прпп. Иулиании и Евпраксии Московских, Казанской иконы Божией Матери и иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». (В соборе есть еще три придела ― св. вмч. Димитрия Солунского, св. блгв. кн. Иулиании Вяземской и придел Всех преподобных отцев и матерей).

Накануне праздника во время всенощного бдения чудотворный образ Божией Матери «Милостивая» был перенесен из храма Сошествия Святого Духа в собор, где для иконы был устроен белокаменный резной киот с шатровой сенью.

В новом трапезном корпусе устроен храм Зачатия св. прав. Анны, под надвратным храмом построена часовня в честь свт. Алексия, митр. Московского.

27 ноября 2011 г. Святейший Патриарх Кирилл освятил памятник святителю Алексию, митрополиту Московскому, установленный у святых врат обители, а также благословил воссоздание приписного храма Воскресения Христова на Остоженке.

В ноябре 2013 г. состоялось великое освящение южного придела в честь священномученика Владимира (Амбарцумова) храма Сошествия Святого Духа. Придел был устроен в 2004 г., это первый престол в Москве, посвященный священномученику Владимиру Московскому. 

Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве от 14 марта 2018 г. № 341 в собственность Церкви передан Южный корпус келий Зачатьевского монастыря (расположенный по адресу: г. Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, стр. 7).

При Зачатьевском монастыре действует подворье в пос. Барвиха Московской области. Возрождение существовавшего в начале XX в. подворья Зачатьевского женского монастыря в подмосковной Барвихе началось в 1996 г. Покровский храм, построенный в 1996-2010 гг., повторяет черты прежней деревянной церкви подворья, разобранной в 1930 г. 18 сентября 2016 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Покровского храма.

Святыни

Икона Божией Матери «Милостивая»; крест-распятие с частицами Крови Христовой, древа Креста и Гроба Господня, икона вмч. Георгия Победоносца, вмч. Пантелеимона с частицей мощей; икона Зачатия св. прав. Анны, мощевик с частицами святых мощей новомучеников и исповедников Российских. Особо почитается место погребения основательниц монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии.

Храмы

  • надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа;
  • храм Зачатия св. прав. Анны в трапезном корпусе;
  • храм Сошествия Святого Духа;
  • собор Рождества Пресвятой Богородицы;
  • часовня свт. Алексия, митр. Московского;
  • приписной храм Воскресения Словущего на Остоженке г. Москвы.

Богослужение

В будние дни Литургия ежедневно в 7.00, по воскресным и праздничным дням — в 6.30 и 8.30. Вечернее богослужение ежедневно в 17.00, по субботам в 16.00.

***

Настоятельница — игумения Иулиания (Каледа).

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь / Монастырский вестник

В 1846 году при игумении Аполлинарии (Шуваловой) белица  Варвара Михайловна Головина, урожденная Львова, обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект богадельни был заказан  известному архитектору М.Д. Быковскому .

В 1849 году начались строительные работы. Новый архитектурный комплекс состоял из двухъярусного однопрестольного одноглавого  храма, соединявшимся переходом – трапезной  с двухэтажной богадельней. Храм был выполнен из полнотелого кирпича, нижний этаж богадельни, где располагались кельи стариц и «службы»  был каменным, а верх, где располагались ризница и покои госпожи Головиной – деревянный. Известно, что В.М. Головина, будучи искусной в живописи, сама участвовала в росписи храма.

В 1850 году, 24 октября,  храм был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским  в честь праздника Сошествия Святого Духа на апостолов.

В 1887 году  при игумении Валентине принимается решение о реконструкции и расширении храмового комплекса. К южному  фасаду  храма было пристроено «каменное одноэтажное здание для устройства в нем келий» для сестер, ухаживающих за насельницами богадельни.

В 1902-1909 г-х были возведены пристройки для расположения  сиротского приюта и  церковно-приходской школы для девочек. В 1910 году приют  был переведен в бывший трапезный корпус, а школа стала двухклассной.

В 1910 году по заказу игумении Марии были выполнены работы по реставрации, укреплению  и обновлению внутренней росписи стен и иконостаса Духо-Сошественской  церкви.

II этап. Разрушение храма, его назначение в советский период.

В 1918 году, в связи с революционными изменениями в Российском государстве монастырь как религиозная структура был закрыт, его церкви были объявлены приходскими и переданы общинам.

В 1926 году были закрыты все церкви Зачатьевского женского монастыря и весь комплекс окончательно перешел в ведении Наркомпроса.

В 1933 году с храма Сошествия Святого Духа  был снят  купол  и проведена капитальная перестройка. Келья Головиной и богадельня были превращены в конторское учреждение.

В советский период здание храма использовалось различными учреждениями. В южной пристройке  размещались мастерские  художников–скульпторов – Ф.М. Согояна. и В.Ф. Согояна.  Изнутри здание обшито новыми облицовочными материалами, планировка была искажена  междуэтажными  перекрытиями,  выгородками по приспособлению,  вырыты подвалы . Фирмой ООО «Стройтехинвест», многолетним арендатором,  был устроен подземный переход, соединявший храм со старым трапезным корпусом. Среди арендаторов числились также финская строительная фирма и совместное советско-американское предприятие. (по данным осмотра 1993 г.)

III этап. Восстановление храма. Современное состояние.

В 1991 году при храме пророка Божия Илии в Обыденском пер. образуется Сестринство во имя иконы Божией Матери «Милостивая», своей целью поставившее возрождение древнейшей святыни столицы – Зачатьевского монастыря. В 1991-92 году выходят официальные постановления о безвозмездной передаче строений Зачатьевского монастыря Сестринству с распоряжением соответствующим структурам о содействии в выводе арендаторов. Следуют годы переписки, обращений в различные инстанции, встреч с различными официальными лицами. В это время сестры  могли лишь на несколько минут зайти в храм, пропеть тропарь, кондак и величание празднику.

В 1999 году были получены ключи от пристройки к храму Сошествия Святого Духа.

В 2000 году был освобожден сам храм. Начались восстановительные работы. В это время было явлено первое чудо:  обнаружен сохранившийся фрагмент запрестольного изображения – лик распятого Спасителя.

В реставрации храма принимали участие следующие организации: ЗАО «Элгад спецстрой», г.д. Кирносов И.В.; ЗАО «Клен АС», г.д. ОнацикА.Ф.,; ООО «Рес Дан», г.д. Данилин А.В..  Архитектурные работы были выполнены архитектором Могиновым Б.Г.  В финансировании работ помощь оказывали государственные структуры, в т.ч. ГУОП г. Москвы, префектура ЦАО и частные благотворители.

В 2001 году было совершено первое богослужение — всенощное бдение под Духов день – престольный праздник храма.

В 2002  году  к северному фасаду пристроена звонница как временное приспособительное сооружение. Возникло решение об устройстве в подвале Свято-Духовской  церкви  малого «пещерного» храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, были начаты восстановительные работы.

В 2003  году было завершено воссоздание купола над основным храмовым объемом и  торжественно  водружен  крест.  В южном объеме, бывших сестринских кельях, начаты работы по   устройству  придела  в честь священномученика Владимира (Амбарцумова),  новомученика, расстрелянного на  Бутовском  полигоне  в 1937 г.

В 2004  году  по благословению Святейшего Патриарха Алексия II были начаты работы по росписи храма.  Роспись храма осуществлялась силами небольшой бригады иконописцев под руководством Марии Цех. В этом же году, под праздник Успения Божией Матери было совершено малое освящение нижнего храма. 24 ноября 2004 года в канун праздника Милостивой иконы Божией Матери, было совершено малое освящение храма Сошествия Святого Духа. С того времени в храме начинают совершаться регулярные богослужения.

Каменный иконостас выполнен в греческой традиции:  равноконечный византийский крест,  растительно-животный орнамент, каменные фигуры голубей, служащих кронштейнами для лампад, страусиные яйца в подвесках к лампадам. Роспись храма также соответствует стилю храмов в Греции и на Святой Земле. Все эти характерные черты, а также центральный хорос в греческом вкусе  были выбраны в память о связи главной  монастырской святыни – «Милостивой» иконы Божией Матери с древним  образом Милостивой-Киккской иконы Пресвятой Богородицы, находящимся с XI века на о. Кипр в Киккском монастыре.

В 2005 году,  2 ноября было совершено малое освящение  южного придела в честь священномученика Владимира, пресвитера Московского.

В настоящее время в храме Сошествия Святого Духа  совершаются богослужения в воскресные и праздничные дни. В  храме находится распятие с сохранившимся с дореволюционных времен ликом Спасителя и с частицей животворящего древа Креста Господня. В храме находится собрание частиц мощей Оптинских старцев и Киево-Печерских  преподобных.

расписание богослужений, иконы, как добраться

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь — действующий православный монастырь в Москве, основанный в 14 в. Находится в Центральном административном округе Москвы, между станциями метро Кропоткинская и Парк культуры (район Хамовники).

На территории Зачатьевского монастыря расположено несколько храмов, сестринский корпус и трапезная. Он посвящен зачатию Пресвятой Богородицы Праведной Анной. Считается местом, помогающим забеременеть бесплодным супругам.

Доступен для посещения паломников и туристов с экскурсионной целью. Святыни находятся в открытом доступе, проводятся службы по расписанию.

История

Монастырь имеет непростую судьбу, строения на его территории неоднократно разрушались вследствие пожаров и политических событий, а затем возводились вновь.

Монастырь на этом месте был основан Митрополитом Московским Алексием в 1360 г., и он стал первой женской обителью в столице. Родные сестры митрополита — Иулиания и Евпраксия стали первыми монахинями монастыря. В 1514 году на его территории был построен храм Зачатия святой праведной Анны. Но в середине 16 в. он был практически разрушен из-за набегов татар и пожаров.

В 1696г. была построена надвратная церковь Спаса Нерукотворного, единственная уцелевшая из построек монастыря в советское время.

В 19 в. на территории был возведен храм Рождества Пресвятой Богородицы в готическом стиле с приделом Зачатия Святой Анны. В приделе была основана церковь-усыпальница с гробницей преподобных Иулиании и Евпраксии.

Но и ему не суждено было сохраниться — в 1934 г. храм был взорван, а на его месте возведена обычная школа.

И только в начале 21 века началось серьезное восстановление построек монастыря. С 2002 по 2005 годы велись работы по разбору советских зданий и археологические раскопки, а в 2010 г. был открыт и освящен вновь построенный Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

В настоящее время, кроме главного храма, в монастырский комплекс входят Храм зачатия святой праведной Анны, Храм Сошествия Святого Духа и Надвратный Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

Главные святыни монастыря

1. Милостивая икона Божией матери.

Главная чудотворная святыня Зачатьевского монастыря. Ее народное название — «Услышательница», потому что на иконе ушко у Богоматери приоткрыто. Она слышит все молитвы и просьбы, обращенные к ней.

Находится в Храме Рождества Богородицы. Ей молятся о выздоровлении, о даровании детей, об обретении семьи (замужестве), мире в семье, получении работы и т.д.

В советское время образ Богоматери был перенесен в храм Пророка Илии в Обыденском переулке, и лишь 25 ноября 1999 года был возвращен в Зачатьевский монастырь.

2. Пояс Пресвятой Богородицы.

Особая реликвия, созданная руками сестер Зачатьевского монастыря и освященная на святой горе Афон. Пояс хранится в резном ковчеге в Соборе Рождества Богородицы, доступен для прикладывания. Этой святыне молятся о даровании детей и исцелении от болезней.

69 стихов из Библии о крещении Святым Духом

1 Коринфянам 12:13

Ибо одним Духом все мы были крещены в одно тело, евреи или греки, рабы или свободные, и все мы были напоены одним Духом.

Деяния 1: 5

ибо Иоанн крестился водой, но вы будете крещены Святым Духом через несколько дней.”

Деяния 2:38

Петр сказал им: «Покайтесь, и каждый из вас крестится во имя Иисуса Христа для прощения ваших грехов; и вы получите дар Святого Духа.

Матфея 3:11

«Что до меня, то я крещу вас водой для покаяния, но Грядущий за мной сильнее меня, и я не годен для того, чтобы снять с него сандалии; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

К Ефесянам 5:18

И не упивайтесь вином, потому что это рассеяние, но исполняйтесь Духом,

Иоанна 3: 5

Иисус ответил: «Истинно, истинно говорю вам: если человек не рожден от воды и Духа, он не может войти в Царство Божье.

Деяния 1: 4

Собрав их вместе, Он повелел им не покидать Иерусалим, но ждать того, что обещал Отец: «О чем, — сказал Он, — вы слышали от Меня;

Деяния 2: 4

И все они исполнились Духа Святого и начали говорить на иных языках, когда Дух давал им речение.

Деяния 19: 2

Он сказал им: «Вы получили Святого Духа, когда уверовали?» И они сказали ему: «Нет, мы даже не слышали, есть ли Святой Дух.”

.

Православная вера — Том II — Поклонение — Год Церкви — Пятидесятница: Сошествие Святого Духа «meta_desc =» В Ветхом Завете Пятидесятница была праздником, который происходил через пятьдесят дней после Пасхи. Как праздник Пасхи отмечал исход израильтян из египетского рабства, так и Пятидесятница праздновала дар Божий десяти заповедей…

В Ветхом Завете Пятидесятница была праздником, который происходил через пятьдесят дней после Пасхи. Как праздник Пасхи отмечал исход израильтян из египетского рабства, так и Пятидесятница праздновали дар Божьих десяти заповедей Моисею на горе Синай.

В новом завете Мессии пасха приобретает новое значение как празднование смерти и воскресения Христа, «исхода» людей из этого греховного мира в Царство Божье. И в Новом Завете праздник Пятидесятницы исполняется и обновляется приходом «нового закона», сошествием Святого Духа на учеников Христа.

Когда настал день Пятидесятницы, они все были вместе в одном месте. И вдруг с неба раздался звук, подобный порыву сильного ветра, и наполнил весь дом, в котором они сидели.И явились им языки, как бы огненные, распространенные покоящиеся на каждом из них. И все они были исполнены Святым Духом. . . (Деяния 2.1–4).

Святой Дух, который Христос обещал своим ученикам, сошел в день Пятидесятницы (Ин 14,26, 15,26; Лк 24,49; Деяния 1,5). Апостолы получили «силу свыше» и начали проповедовать и свидетельствовать об Иисусе как о воскресшем Христе, Царе и Господе. Этот момент традиционно называют днем ​​рождения Церкви.

В литургических службах праздника Пятидесятницы пришествие Святого Духа отмечается вместе с полным откровением Божественной Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Полнота Божества проявляется с приходом Духа к человеку, и церковные гимны воспевают это явление как заключительный акт самораскрытия Бога и самопожертвования миру Его творения. По этой причине воскресенье Пятидесятницы в православной традиции также называют Днем Троицы.Часто в этот день в центре церкви помещается икона Святой Троицы, особенно трех ангельских фигур, явившихся Аврааму, праотцу христианской веры. Эта икона используется с традиционной пятидесятнической иконой, на которой изображены языки огня, парящие над Марией и Двенадцатью Апостолами, изначальным прототипом Церкви, которые сами восседают в единстве, окружая символический образ «космоса», мира.

В день Пятидесятницы у нас есть окончательное исполнение миссии Иисуса Христа и первое начало мессианской эпохи Царства Божьего, мистически присутствующего в этом мире в Церкви Мессии.По этой причине пятидесятый день стоит как начало эры, которая выходит за пределы ограничений этого мира, пятьдесят — это число, которое означает вечное и небесное исполнение в иудейском и христианском мистическом благочестии: семь раз по семь плюс один.

Таким образом, Пятидесятница называется апокалиптическим днем, что означает день последнего откровения. Его также называют эсхатологическим днем, что означает день окончательного и совершенного конца (по-гречески эсхатон означает конец). Ибо, когда приходит Мессия и приближается День Господень, наступают «последние дни», в которые «Бог провозглашает:. . Изолью Дух Мой на всякую плоть »; Это древнее пророчество, на которое ссылается апостол Петр в первой проповеди христианской церкви, которая была проповедана в первое воскресенье Пятидесятницы (Деяния 2: 17; Иоиль 2: 28–32).

Еще раз следует отметить, что праздник Пятидесятницы — это не просто празднование события, произошедшего столетия назад. Это празднование того, что должно произойти и происходит с нами в Церкви сегодня. Все мы умерли и воскресли вместе с Мессией-Царем, и все мы получили Его Святейший Дух.Мы «храмы Святого Духа». Дух Божий живет в нас (Рим. 8; 1 Кор. 2–3, 12; 2 Кор. 3; Гал. 5; Еф. 2–3). Мы, благодаря нашему членству в Церкви, получили «печать дара Святого Духа» в таинстве помазания. Пятидесятница случилась с нами.

Божественная литургия Пятидесятницы напоминает о нашем крещении во Христа стихом из Галатам, который снова заменяет Трижды Святой Гимн. Специальные стихи из псалмов также заменяют обычные антифонные псалмы литургии.Послания и чтения Евангелия рассказывают о сошествии Духа к людям. Кондак поет об обращении Вавилона, когда Бог объединяет народы в единство Своего Духа. Тропарь провозглашает объединение всей вселенной в сети Бога благодаря работе вдохновленных апостолов. Гимны «Царь Небесный» и «Мы видели свет истинный» поются впервые после Пасхи, призывая Святого Духа «прийти и пребудет в нас» и провозглашая, что «мы получили Духа небесного.«Здание церкви украшено цветами и зелеными листьями лета, чтобы показать, что божественное Дыхание Бога приходит, чтобы обновить все творение как« животворящий Дух ». На иврите слово «дух», «дыхание» и «ветер» — одно и то же слово, руах.

Благословен Ты, Христос, Бог наш, явивший самых мудрых рыбаков, ниспослав на них Святого Духа: через них Ты втянул мир в сети Свои. О человеколюбец, слава Тебе (Тропарь).

Когда Всевышний сошел и смешал языки, он разделил народы.Но когда он распространил языки огня, он призвал всех к единству. Посему мы единым голосом прославляем Всесвятого Духа! (Кондак).

Великая вечерня Пятидесятницы состоит из трех длинных молитв, во время которых верные преклоняют колени впервые после Пасхи. Понедельник после Пятидесятницы — это праздник Святого Духа в Православной Церкви, а воскресенье после Пятидесятницы — праздник Всех Святых. Это логическая литургическая последовательность, так как пришествие Святого Духа исполняется в людях, когда они становятся святыми, и это сама цель создания и спасения мира.«Так говорит Господь: освящайтесь и будьте святы, потому что Я, Бог ваш, свят» (Лев. 11.44–45, 1 Пет. 1.15–16).

.

Пятидесятница: Сошествие Святого Духа

Icon Троицын день

Ветхозаветный праздник Пятидесятницы происходил через 50 дней после Пасхи — празднования Исхода израильтян из плена и рабства в Египте — в праздновании дара Богом Десяти заповедей Моисею на горе Синай.

В Новом Завете Мессии событие Пасхи обретает новое значение — празднование Воскресения Христа, «переход» от смерти к жизни и с земли на небо, «исход» народа Божьего из этого греховного мира. в вечное царство.Пятидесятница Нового Завета также исполнилась и обновилась с приходом «нового закона» с сошествием Святого Духа на учеников Христа. Как мы читаем в Деяниях Апостолов 2: 1-4: «Когда настал день Пятидесятницы, все они были вместе в одном месте. И вдруг с неба раздался звук, подобный порыву сильного ветра, и наполнил весь дом, в котором они сидели. И явились им языки, как бы огненные, распространенные покоящиеся на каждом из них. И все они были исполнены Святым Духом.Святой Дух, обещанный Христом Своим ученикам, сошел в день Пятидесятницы (Иоанна 14:26, 15:26; Луки 24:49; Деяния 1: 5), когда апостолы получили «силу свыше» и начали проповедовать и свидетельствуйте об Иисусе как о воскресшем Христе, Царе и Господе. Традиционно этот момент называют «днем рождения Церкви».

В литургических службах Великого праздника Пятидесятницы пришествие Святого Духа отмечается вместе с полным откровением Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа.Полнота Божества проявляется с приходом Духа к человеку, и церковные гимны воспевают это проявление как заключительный акт самораскрытия и самопожертвования Бога миру Его творения. По этой причине воскресенье Пятидесятницы также называется Днем Троицы в православной традиции. В этот день икона Святой Троицы — в частности, трех ангельских фигур, явившихся Аврааму, праотцу христианской веры, — часто помещается в центре церкви вместе с традиционной иконой Пятидесятницы с изображением языков огня. парит над Богородицей и 12 Апостолами, изначальным прототипом Церкви, которые восседают в единстве, окружая символический образ «космоса», мира.

В день Пятидесятницы у нас есть окончательное исполнение миссии Иисуса Христа и первое начало мессианской эпохи Царства Божьего, мистически присутствующего в этом мире в Церкви Мессии. По этой причине 50-й день является началом эры, которая выходит за рамки ограничений этого мира, 50 — это число, которое означает вечное и небесное исполнение в еврейском, а также в христианском мистическом благочестии: семь раз по семь плюс один.

Таким образом, Пятидесятница называется «апокалиптическим днем», что означает день последнего откровения.Его также называют «эсхатологическим днем», что означает, что это день последнего и совершенного конца — по-гречески эсхатон . Когда приходит Мессия и приближается День Господа, наступают «последние дни», когда «Бог провозглашает:« Изолью Дух Мой на всякую плоть »». Это древнее пророчество, к которому апостол обратился. Петр ссылается на первую проповедь христианской церкви, проповедуемую в первое воскресенье Пятидесятницы (Деяния 2: 17; Иоиль 2: 28-32).

Великий праздник Пятидесятницы — это не просто празднование события, произошедшего столетия назад.Скорее, это празднование того, что должно произойти — и действительно происходит — с нами в Церкви сегодня. Мы умерли и воскресли вместе с Мессией-Царем, и мы получили Его Святейший Дух. Мы «храмы Святого Духа». Дух Божий живет в нас (Римлянам 8; 1 Коринфянам 2–3, 12; 2 Коринфянам 3; Галатам 5; Ефесянам 2–3). Мы, благодаря нашему членству в Церкви, получили «Печать Дара Святого Духа» в Таинстве Миропомазания. Пятидесятница случилась с нами.

Во время Божественной литургии в день Пятидесятницы мы вспоминаем о нашем крещении во Христа, когда поем вместо Трисвятия хорошо известный стих из Галатам: «Все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.Обычные антифоны заменяются особыми псалмовыми стихами, подчеркивающими значение праздника, в то время как дневные чтения из посланий и Евангелий напоминают о сошествии Святого Духа к людям. Кондак говорит об обращении Вавилона, поскольку Бог объединяет народы в единство Своего Духа. А тропарь провозглашает объединение всей вселенной в «сеть» Бога благодаря работе вдохновленных апостолов. В гимнах «Царь Небесный» и «Мы видели свет истинный» — Сунг в день Пятидесятницы впервые после Святой Пасхи — мы призываем Святого Духа «прийти и пребудет в нас», провозглашая, что «мы получили небесный Дух.”

Вечером в воскресенье Пятидесятницы, на вечерне, читаются три длинные молитвы, во время которых мы преклоняем колени впервые после Пасхи. Понедельник после Пятидесятницы — это праздник Святого Духа, а воскресенье после Пятидесятницы — праздник всех святых. Это логическая литургическая последовательность, поскольку сошествие Святого Духа исполняется в нас, когда мы стремимся к святости и святости в нашей собственной жизни — той святости и святости, которые составляют саму цель творения и спасения мира: «Так сказано Господь: «Посему освящайтесь и будьте святы, потому что Я, Бог ваш, свят» »(Левит 11: 44-45, 1 Петра 1: 15-16).

Таким образом, Пятидесятница знаменует начало новой эры, в которой мы призваны стремиться к святости через обретение Святого Духа, открывая себя полноте откровения Христа человечеству и ожидая Царства Божьего, которое еще не было полностью открыто, но уже полностью присутствуем среди нас, когда мы умоляем Святого Духа «прийти и пребывать в нас» сейчас и в жизни будущего мира.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *