Зачатьевский монастырь святыни монастыря: МОСКОВСКИЙ ЗАЧАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Древо

Тайны московских обителей (авторская экскурсия Валерия Страхова) (08.11.2022)

В русском языке есть расхожее выражение «к чёрту на Кулички», означающее заброшенное и небезопасное место. И далеко немногие задумываются о том, что речь идёт о реальном месте, расположенном в самом центре столицы. Это выражение стало часто встречаться в XVII в., когда в церкви, находящейся в московском районе Кулишки было неоднократно замечены мистические явления. По мнению ряда специалистов, причина этого явления заключается в том, что эта церковь построена на том месте, где в древности располагалось языческое капище.

Легендарный храм Всех Святых на Кулишках – один из древнейших в Москве. Первый деревянный храм на этом месте был построен после Куликовской битвы князем Дмитрием Донским в память о подвиге русских воинов. В 1488 г. построили первый каменный храм. На рубеже XVI – XVII вв. сооружен существующий храм с использованием фрагментов предшествующего. Живописная, ассиметричная композиция церкви играет роль ведущей архитектурной доминанты в ансамбле Славянской площади.

В настоящее время храм является подворьем Александрийского Патриархата и имеет редкую для Москвы святыню: особо чтимый список «Киккской» иконы Богоматери.

В самом центре Москвы, недалеко от Кремля и Китай-города, на высоком холме близ улицы Солянки расположен Иоанно-Предтеченский женский монастырькоторый принадлежит к числу древнейших женских обителей Москвы. История монастыря полна уникальных страниц. Исторические предания чаще всего связывают основание обители с рождением первого русского царя – Иоанна Грозного. В дальнейшем вошло в обычай цариц из рода Романовых в этом монастыре просить помощи в благополучном разрешении при родах. В монастыре была и обратная сторона истории. С момента своего основания Ивановский монастырь нередко использовался как место заточения опальных цариц, царевен и княгинь и других женщин. Здесь томилась небезызвестная Салтычиха, а впоследствии — княжна Тараканова (инокиня Досифея). В 1730-х гг.

здесь находился один из главных центров секты хлыстов. После Октябрьской революции монастырские помещения использовались как тюрьма и лагерь.

Архитектурный облик монастыря, созданный замечательным московским архитектором М.Д. Быковским в конце XIX в. очень интересен. Купол главного собора напоминаем купол всемирно известного храма Санта Мария дель Фьере во Флоренции. Уникальную историю имеет одна из святынь монастыря – древний образ святого Иоанна Предтечи с обручем. Эта реликвия состоит из двух частей: собственно, образа св. пророка Иоанна и металлического медного обруча, который прикреплен к иконе на цепочке и хранится в особом ларце. История умалчивает, как обруч оказался в монастыре, как и кем он был прикреплён к иконе. Чудеса от этой святыни продолжаются и в наше время.

Еще один древний топоним Москвы – Чертолье

. Это место стало известно с XIV века. Название оно свое получило от ручья и оврага под названием Черторый. В 1989 году доктором исторических наук М. Г. Рабиновичем было высказано предположение о существовании древнего городища и жертвенника Перуна в урочище Чертолье. В том районе, где сейчас расположены Обыденские переулки, все еще есть признаки существовавшего там городища в виде крутых склонов и расплывшегося вала. В центре этого «городища» стоит церковь. Храм пророка Илии Обыденного на протяжении всей своей истории ни разу не закрывался и в советское время собирал иконы и святыни многих закрытых московских храмов. Убранство храма складывалось на протяжении более трех столетий. Верующие приезжают со всей России помолиться святыням храма – чудотворной иконе Матери Божией «Нечаянная Радость», образу «Казанской» Богородицы и «Спаса Нерукотворного» 1675 года письма Симона Ушакова, иконе «Владимирской» Богоматери 1691 года письма Афанасия Рязанцева. Среди реликвий храма – частица пояса Пресвятой Богородицы.

Зачатьевский монастырьявляется древнейшим женским монастырем в Москве. В 1360 г. св. Алексий, митрополит Московский, построил деревянную церковь Зачатия прав. Анны и основал при ней монастырь, первыми насельницами которого стали его родные сестры, игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. В 1696 г. на средства Андрея Римского-Корсакова, вельможи Петра I, был построен надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа, яркий образец стиля «московское барокко». В 1804-1807 гг. на месте древних храмов архитектором М.Ф. Казаковым был возведен грандиозный Рождественский собор. В XIX и XX вв. на территории обители появилось множество жилых и хозяйственных корпусов. В советское время практически все храмы монастыря были разрушены. В наше время монастырский комплекс восстановлен. Архитектурной доминантой монастыря является монументальный собор Рождества Пресвятой Богородицы, воссозданный в древнерусских формах. Среди святынь Зачатьевского монастыря: чудотворная икона Божией Матери «Милостивая»; крест-распятие с частицами Крови Христовой, древа Креста и Гроба Господня, икона вмч. Георгия Победоносца, вмч. Пантелеимона с частицей мощей; икона Зачатия св. прав.

Анны.

Продолжительность экскурсии: ~ 5 часов.
Сбор группы: ст. м. «Китай-город» (встреча с гидом у памятника Кириллу и Мефодию). 
Окончание экскурсии: метро «Кропоткинская»

Экскурсионная программа: 

  • Храм Всех Святых на Кулишках,
  • Иоанно-Предтеченский женский монастырь,
  • Храм пророка Илии Обыденного,
  • Зачатьевский монастырь.

В стоимость входит: транспортное -экскурсионное обслуживание, услуги гида — сопровождающего.

Практическая информация: Экскурсия предполагает посещение действующих храмов. Дамам желательно быть одетыми в юбки и иметь при себе платки. В Зачатьевском женском монастыре экскурсию проведут представители монастыря. Экскурсия пройдет в пешеходно-автобусном формате. На маршруте небольшие переходы от храма Всех Святых до Ивановского монастыря и от храма Илии Пророка до Зачатьевского монастыря.

Зачатьевский монастырь: bogachkova1957 — LiveJournal

                                            Всегда возрождающийся из руин и пепла…

Первый монастырь на Остоженке основал в 1360-е годы митрополит Алексий  (в миру Елевферий Бяконт; между 1292-1305 — 1378 гг. ). Он именовался как Зачатьевским, по имени церкви Зачатия Св. Анны, так и Алексеевским — по престолу этой церкви.

Зачатьевский монастырь. Фото 2020. А.С.Забалуев. Памятник основателю монастыря митрополиту Московскому, святителю Алексию. Фото 2020.

Памятник митрополиту Алексию является творением рук Андрея Станиславовича Забалуева. Священнослужитель изображен просто, на нем митрополичье одеяние, можно рассмотреть узор, ткань, жемчуг, дробницы. В левой руке священнослужитель держит макет современного собора. Там, где сейчас стоит памятник, в советское время была бензоколонка.

Перед Зачатьевским монастырём. Фото 1985.

Так получилось, что я работала на Остоженке с 1998 по 2018 год, и все этапы восстановления монастыря прошли перед моими глазами. Когда я впервые увидела монастырь, а точнее то, что от него осталось в советское время, храм был один – Надвратный, из стен ограды кирпичи сыпались, но крест на храме, слава Богу, уже был поставлен. На месте собора была школа, а на храме Сошествия Святого Духа только недавно был восстановлен купол.

Потом школу снесли, а на ее месте образовался курган, заросший бурьяном. Потом пришли археологи, начали открываться фундаменты снесенного в 1934 году собора. Мы ходили смотреть на раскопки и радовались, когда узнали, что собор будут восстанавливать. Но не тут-то было, собор восстановили, однако отказались от постройки его в готических формах 1805-1807 годов. Построили типовой пятиглавый, в упрощённом псевдорусском стиле, каких по России много, а ведь старый был уникален. Вообще не люблю никакого новодела, а уж строительство абсолютно нового тем более. Жаль, что не сложилось. 

Зачатьевский монастырь. Собор Рождества Богородицы. Фото 1890-1910.

А начну экскурсию по Зачатьевскому монастырю с одной иконы, которую почти никто из посетителей монастыря не видит.  Это образ Зачатия праведной Анны в киоте на восточной стене нового трапезного корпуса, в котором расположена одноименная церковь. Чтобы увидеть эту икону, нужно пройти налево от входа в монастырь вдоль стены по 2-ому Зачатьевскому переулку почти до восточных ворот.

И только отсюда открывается вид на эту чудесную керамическую икону. Когда появился этот образ на стене я данных не нашла, может быть при строительстве трапезной в 1909 году, может позже, но скорее всего это новый образ, созданный после воссоздания монастыря. 

Новый трапезный корпус и восточные ворота монастыря. Фото 2020.

Вообще-то керамические иконы встречаются редко. В Москве это только керамический иконостас в Высоко-Петровском монастыре в храме Покрова в колокольне (художник-керамист Георгий Куприянов, 1996), но доступ в церковь колокольни ограничен, поэтому увидеть сложно.

Керамический образ «Зачатия Святой праведной Анны» на восточной стене Нового трапезного корпуса Зачатьевского монастыря.

Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левиина. Она вышла замуж за святого Иоакима, который был родом из Галлии. Долго святая Анна была бесплодна, но по прошествии 20 лет, по горячим молитвам святых супругов, Ангел Господень возвестил им о Зачатии Дочери, которую благословит весь род человеческий.  На иконе супруги крепко обнимают друг друга. Целование у Золотых ворот – это первая их встреча после разлуки, которая наполнена светлыми чувствами нежности, радости от Божьего дарования: «И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме
»

Конечно, эта икона расположена здесь неспроста. Ведь первым деревянным храмом монастыря была именно церковь Зачатия праведной Анны, и монастырь стал называться Зачатьевским в честь этой церкви. И с тех пор считается, что молитва в этом монастыре помогает бездетным супругам.

Но перейдем теперь к истории монастыря и монастырским постройкам. Итак, монастырь основал в 1360-е годы митрополит Московский святитель Алексий. По преданию, первыми насельницами монастыря стали родные сестры святителя Алексия, игуменья Иулиания и монахиня Евпраксия.

Великий князь владимирский и московский, Государь всея Руси Василий III Иванович (1479 — 1533) женился в 1505 году на Соломонии Юрьевне Сабуровой (ок. 1490 -1542), но детишек бог им не дал. Великий князь желал наследника и построил в 1514 году в монастыре каменный храм вместо деревянного. Архитектором его стал знаменитый итальянский зодчий Алевиз Фрязин Новый, тот, что построил Архангельский собор в Кремле и собора Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре. Но сын родился у князя только в 1530 году, да и родила его уже другая жена Елена Васильевна Глинская (ок. 1508 — 1538). Этим ребёнком стал будущий царь Иван Грозный, а первую жену Василий III насильно постриг в монастырь (но, не Зачатьевский) в 1525 году за бездетность.

Зачатьевский монастырь. Гравюра XVIII века.

Пожаром 1547 года монастырь был полностью уничтожен. Царь Иоанн Васильевич Грозный дарует земли в урочище Чертолье на устройство новой обители (сейчас на этом месте стоит Храм Христа Спасителя), куда и переводится Алексеевский монастырь с большинством сестер и всем монастырским хозяйством (про историю Алексеевского монастыря см. в блоге – Алексеевский монастырь). Однако на старом месте осталась небольшая монашеская община, именуемая «Зачатейской». 

Царь Фёдор I Иоаннович (1557-1598) и его жена Ирина Фёдоровна, урождённая Годунова (1557- 1603) тоже долгое время были бездетными. Получив благословение от первого Патриарха Московского Иова, царь Фёдор восстанавливает Зачатьевский монастырь на старом месте на Остожье в 1584 году. А в 1592 году родился долгожданный ребёнок, правда не сын, как мечтал царь, а дочка царевна Феодосия Фёдоровна. К сожалению, девочка не прожила даже двух лет. Между 1584 годом и началом Смуты здесь были выстроены каменный собор Зачатия св. Анны и Богородице-Рождественская церковь, пережившие разрушения 1612 года.
Надвратный храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя в стилистике нарышкинского барокко был выстроен в 1696 году на средства стольника Петра I А. Л. Римского-Корсакова. Это храм типа восьмерик на четверике, в подклете которого была устроена усыпальница рода Римских-Корсаковых и Шаховских.

Зачатьевский монастырь. Надвратный храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя. 1696. Фото 2015.

Род стольника Андрея Леонтьевича Римского-Корсакова издавна владел землями по соседству, и Спасская церковь стала их «домовым» храмом. Входное крыльцо на галерею первоначально находилось внутри монастырских стен; внешняя двухмаршевая лестница, дошедшая до наших дней, была выстроена в 1724 г. специально для Римских-Корсаковых. Имя архитектора церкви неизвестно.

Зачатьевский монастырь. Надвратный храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Фото 1900-е.

Церковь незначительно пострадала от пожара 1812 г. и в этом же году была отремонтирована. Это единственная уцелевшая в советское время церковь Зачатьевского монастыря. Была закрыта в 1925 г., богослужения возобновлены только в 1993 г. Под церковью в большом проходе размещена часовня в честь святителя Алексия Московского. Внешняя реставрация проводилась в 1960 годах, тогда же на куполе была восстановлена керамическая поливная черепица.  

Надвратный храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Фото 2020. Наличники с «разорванными фронтонами» — одна из главных черт нарышкинского барокко. Вот так были расписаны своды северных ворот. Фото 2015. — Сейчас росписи закрасили: фото 2021 года в правом углу.

В 1766 году над могилами Иулиании и Евпраксии была выстроена церковь во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», но она в 1887 году была частично разобрана, а частично включена в придел собора Зачатия праведной Анны.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы. В 1804 году был разобран древний собор Зачатия праведной Анны, а на его месте в 1805-1807 гг. выстроен новый неоготический собор Рождества Богородицы с приделом Зачатия святой Анны. Авторство собора, приписываемое Родиону Казакову, документально не подтверждено.

Зачатьевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. 1805-1807. Фото 1881. Зачатьевский монастырь. Мраморный иконостас Собора Рождества Пресвятой Богородицы. Фото 1912. Зачатьевский монастырь. Снос Собора Рождества Пресвятой Богородицы. Фото 1932.

Один из красивейших православных храмов Москвы был полностью разрушен в 1934 году, а на его месте выстроено кирпичное школьное здание.

Зачатьевский монастырь. Школа на месте Собора Рождества Пресвятой Богородицы. Фото 1997.

В ноябре 2002 года школа была сломана, а с 2005 года начато строительство нового собора Рождества Пресвятой Богородицы. Был разработан совершенно новый проект, и новый храм не повторил старый. Во время проведения археологических работ были обнаружены фрагменты фундаментов всех предыдущих соборов. Также были найдены образцы керамики XIV века, древние погребальные принадлежности, образцы древнерусских тканей с уцелевшими изображениями единорога. Сенсацией стала находка бивня мамонта, которому не менее 7000 лет.

Зачатьевский монастырь. Фундаменты старых соборов.

После проведения археологических изысканий, в подземном уровне, в подклете, были законсервированы фундаменты храмов, а также около полутора сотен белокаменных надгробий XIV—XVI веков над захоронениями Болотниковых, Воронцовых, Головкиных, Кощеевых, Усольцевых и других семейств. Проект предполагал консервацию фундаментов и старого кладбища и возведения над ними плиты — саркофага. На этой плите поставили новый пятиглавый собор в традиционном русском «узорочье» по образцам XVII века. Главный архитектор проекта — Наталья Борисовна Оськина.

Зачатьевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Фото 2021. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Царские врата.

Главный вход нового собора выполнен в традиции «красных крылец», украшен шатром, венецианским фонарём и резьбой по камню. Крылатые львы в устоях подсвечников цитируют образы Псалтири и Храма Соломона.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Фото 2021. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Резьба по камню, украшающая крыльцо. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Керамические вставки с изображениями птиц.

Продолжение в следующем блоге — Зачатьевский монастырь. Продолжение.

Зачатьевский монастырь: восставший из пепла

Достопримечательности столицы – действующие женские монастыри Москвы. Выкованные много веков назад, они до сих пор дают приют монахиням и являются центрами паломничества верующих.

Одним из самых известных среди этих памятников является Зачатьевский монастырь. Москва неоднократно была свидетелем происходивших в ней чудес.

В монастырь приходят женщины со страшным диагнозом — бесплодие, молящиеся о зачатии и вынашивании ребенка. Преклонив колени перед иконой Божией Матери, покаявшись в своих грехах, помолившись в храме святой православной Анны, женщины чудесным образом выздоравливают, рожают здоровых, крепких детей. Одна из женщин рассказала, что прошла 8 процедур ЭКО, но врачи ничем не могли помочь. Только приехав в монастырь и обретя веру в выздоровление, она смогла стать счастливой матерью.

Монастырь помогает не только бесплодным женщинам — здесь есть богадельня, которая дает приют старикам и ухаживает за больными птенцами.

Зачатьевский монастырь ведет свою историю с 1360 года. Именно в это время знаменитый святитель того времени Алексий Московский заложил фундамент церкви и основал при ней монастырь. Считается, что первыми его людьми были сводные братья и сестры Алексия: игуменья Юлиана и простая монахиня, носившая имя Евпраксия.

В 1547 году монастырь сгорел. Он не выздоровел, а переехал в другое место. Однако на пепелище осталась небольшая община монахов, которые восстанавливали сгоревшие постройки. Спустя 40 лет Зачатьев монастырь снова начал функционировать.

В 1612 году монастырь снова был разрушен, на этот раз во время польского нашествия, и через некоторое время снова возродился.

Постепенно комплекс начинает увеличиваться. Построено несколько новых соборов, а для богадельни, действовавшей при монастыре с начала его истории, строится новое здание с собственной церковью в честь сошествия Святого Духа. На месте старых ветхих построек стоит Рождественский собор, а на всей территории растут все новые и новые жилые и хозяйственные постройки.

В 1927 году Советский Союз издал указ о закрытии монастыря. Зачатьевский монастырь прекратил свое существование. Стены, окружавшие монастырь, были разрушены, храмы и постройки разрушены. На территории монастыря была открыта школа. Некоторые иконы были сохранены и перенесены в другие храмы, но большинство творений древних иконописцев бесследно исчезли.

Восстанавливать Зачатьевский монастырь начали только в 1960-е годы. Однако вместо реконструкции руин здесь построили «Московский» бассейн — это было второе осквернение святой обители. Наконец, в 19В 90-х годах бассейн был снесен: было принято решение восстановить монастырь. И работа закипела. Сначала было перестроено несколько корпусов, затем начались службы, а сестричество получило статус независимого от епархии ставропигиального монастыря.

Состоялся крестный ход, в ходе которого монастырю были возвращены Посох последней настоятельницы и некоторые иконы. В 2001 году к лику святых были приобщены первые насельницы монастыря Юлиана и Евпраксии.

Сейчас богослужения проходят в нескольких действующих на территории храмах: Зачатия праведной Анны, Рождества Христова и Пресвятой Богородицы, Спаса Нерукотворного и др.

ХРАМЫ И ЗАВИСИМОСТИ

В историческом ходе Святого Синайского монастыря святыни и подворья играли особенно важную роль.

Святилища — это меньшие или большие комплексы зданий, где отшельники жили вдали от центрального монастырского комплекса. Обычно они состоят из часовни, жилых помещений и сада. Это давало подвижнику уединение и покой для развития молитвенной жизни. Некоторые из этих святынь остались простыми, а другие со временем стали более развитыми. Сады на некоторых из этих участков сегодня обслуживаются бедуинами, работающими от имени монастыря.

Помимо святилищ на горе Хорив, скита святых Галактеона и Эпистема (3 век) и множества святилищ, разбросанных по Южному Синаю, здесь существуют еще четыре святилища, достойные упоминания. Это усыпальница святого Георгия арселаитов (6  в. ) в Вади-Ремхане, две святыни в Райто (одна рядом с древней лаврой, другая в районе Абу-Суэра) и еще одна в районе Ходры.

Зависимости , как правило, представляют собой более организованные монастырские учреждения и находятся за пределами Синайского полуострова. Некоторыми из этих зависимостей будет управлять член синайского сообщества, и они будут функционировать как небольшой монастырь. Другие будут управляться назначенным представителем, который может быть священнослужителем или мирянином.

Синайские владения, расположенные в основном за пределами Египта, отражают преданность, проявленную во всем мире Святому Синайскому монастырю. Они были широко распространены и связаны с определенным периодом истории монастыря. В последние годы некоторые из них были переданы местным церквям, что обеспечило их сохранность до наших дней. К ним относятся владения в Руане во Франции, в Мессине в Италии, в Калькутте в Индии и другие владения в Испании, Сербии, Грузии, Сирии, Ливане и Эфиопии.

Зависимости монастыря в Греции и на Кипре всегда были важны. Были также известные владения в Малой Азии, во всех балканских странах и в Молдавии, правители которых питали особое уважение к монастырю. Были и другие зависимости в Бессарабии, в Киеве на Украине и в России. В середине девятнадцатого века у Синайского полуострова было более восьмидесяти владений по всему миру. Большинство из них были переданы поместным церквям с появлением национальных государств или потеряны для монастыря во время русской революции.

На территории Монастыря существуют четыре крупных исторических местных подворья: подворье Сорока Мучеников (примерно в двух часах ходьбы от монастыря), подворье Святых Космы и Дамиана (примерно в полутора часах ходьбы от монастыря). монастыря), подворье Святых Апостолов, известное как Рамба (около часа от монастыря), подворье Введения во храм Пресвятой Богородицы, известное как Бостани (менее часа от монастыря), и часовня, посвященная Святой Марии Египетской, ниже часовни Святых Галактеона и Эпистема.

В дополнение к часовням , расположенным на вершинах горы Хорив и горы Святой Екатерины, многочисленные часовни можно найти на окраинах. К ним относятся часовня, посвященная пророку Аарону, и другая, посвященная святым Феодору. В долине напротив находятся часовни, посвященные Рождеству Богородицы, святому Онофрию и святым сорока мученикам. Первоначальная пещера Святого Иоанна Лествичника (6 век) в месте, называемом Тола или Тлах, также была украшена часовней. Есть также часовня, посвященная святым Косме и Дамиану.

Райто (современный Эль-Тур) был портом на Красном море, относящимся к финикийским временам. Его название означает «земля фруктов» из-за многочисленных финиковых пальм в этом районе. Сегодня он превратился в крупный городской центр, который служит административной столицей Южного Синая. Здесь также можно найти небольшую паству греческих православных христиан, принадлежащих Синайской архиепископии.

Читать далее

Фаранский оазис (на современном арабском языке «Фейран») был крупнейшим городским центром Синайского полуострова в позднеримские времена, а также местом пребывания Синайского епископа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *