Зачатьевский монастырь — описание, фото, на карте
Вход для рестораторов
Забыли пароль?
Нет аккаунта?
Добавление ресторана
Восстановление пароля
вернуться
5 фото
Памятники архитектуры • Храмы и культовые сооружения • Монастыри
Маршрут
Поделиться
Название – Зачатьевский монастырь – впервые встречается в летописях XIV века. Однако ныне существующая обитель была основана в 1584 году царем Федором Иоанновичем. В времена СССР почти все монастырские постройки были разграблены и уничтожены. Уцелела лишь церковь Спаса Нерукотворного, сохранившая архитектурный облик XVII-XVIII веков. Этот храм считался «домовым» для рода Римских-Корсаковых, и сегодня здесь находится усыпальница знаменитой фамилии.
После забвения главный собор Рождества Богородицы был отстроен в Зачатьевском монастыре заново и освящён в 2010 году. Здесь можно увидеть пол из камня, который был привезён со Святой Земли, музей и костницу в подклете и звонницу в псковско-новгородском стиле с работающими курантами.
Поделиться Маршрут
Были в этом месте?
Оцените Зачатьевский монастырь:
12345
Рядом
Посмотреть все
1.4 км
#СибирьСибирь
Ресторан • Бар • Гриль-бар
180 м
G Lounge
Ресторан • Бар
200 мГенацвале VIP
Ресторан • Кейтеринг
200 м
15
Ресторан • Гриль-бар
Адрес
2-й Зачатьевский переулок, 2
119034,
,
Москва
Координаты GPS для навигатора
55. 740272, 37.59954
Телефон
+7 495 6951691
Официальный сайт
zachatevmon.ru
Часы работы
Сейчас — открыто
ПН-ВС 07:00-20:00
Рядом
- Все рядом
- Достопримечательности
- Рестораны
- ВКонтакте
- Одноклассники
- Telegram
- Viber
- Скопировать ссылку
О компании
- Новости
- Вопросы и ответы
- RestExpert в лицах
- Наши партнеры
- Контакты
Ресторатору
- Добавление ресторана
- Личный кабинет
- Наши услуги
Разделы
- Рестораны России
- Интересные места России
- Рестораны Германии
- Интересные места Германии
- Блюда и напитки
История Зачатьевского монастыря
На первый взгляд она не содержит развернутых рассказов о тайных подвигах его скромных насельниц. Все больше фактов: построили, разрушили, отреставрировали, разграбили, возвели вновь… Но за каждым словом – решения, молитвы, труды, слезы и радости сотен тысяч людей. Простых и знатных, мирян и монахов, тех, кто гнал Бога, и тех, кто отдал за Него жизнь. В день празднования Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы вспоминаем историю первого женского монастыря Москвы – Зачатьевского. Она создавалась…
…молитвами святых
Благословил основание Зачатьевского женского монастыря на берегу Москвы-реки святитель Алексий Московский. Его молитвами в 1360 году недалеко от Кремля появилась древнейшая женская обитель в Москве. А сестры великого светильника Русской Церкви – игумения Иулиания и монахиня Евпраксия – стали ее первыми насельницами. По примеру Лавры преподобного Сергия Радонежского в монастыре действовал общежительный устав. Монахини вели строгий и добродетельный образ жизни, который во многом с годами стал образцом для устройства других женских обителей.
…тщанием правителей
В 1514 году великий князь Василий Иоаннович, чаявший рождения наследника, выделил средства на строительство соборной церкви с престолом в честь Зачатия святой праведной Анны. Архитектором ее стал известный итальянский зодчий Алевиз Фрязин. Та церковь сгорела в большом московском пожаре 1547 года, с годами обитель с остатками имущества перенесли ближе к Кремлю. На месте пожарища осталась небольшая монашеская община.
Спустя 70 лет царь Феодор по благословению святителя Иова и по собственному обету восстанавливает Зачатьевский монастырь. Его попечением строят большой соборный комплекс, состоящий из храма Зачатия святой праведной Анны с приделами во имя небесных покровителей царственной четы – великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины – и церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Алексия и шатровой колокольней.
Господь посылает благочестивому государю дочь Феодосию. А монастырь получает еще большую славу как место, где Божией благодатью подается помощь в чадородии.
…милостью Божией
Во время польского нашествия в 1612 году монастырь сильно пострадал, но Господь не оставил Свое малое стадо, и тогда храмы удалось восстановить за короткое время.
И дальше на протяжении нескольких веков обитель благоукрашали благодаря щедрым вкладам боголюбивых царей и знати. Царь Алексей Михайлович пожертвовал в ризницу монастыря Евангелие в драгоценном окладе и напрестольный крест-мощевик. А его сестры-царевны принесли в монастырь, Богу, свое сердце – они стали насельницами обители.
С годами возрастала не только обитель, но и почитание ее основательниц, преподобных сестер Иулиании и Евпраксии, и в 1768 году усердием дворянской девицы-белицы (белец – мирянин, живущий в монастыре, но не принимающий иноческих обетов) Анны Михайловны Аничковой над их могилами возник маленький храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Век спустя тщанием купчихи Акилины Алексеевны Смирновой его расширили и соединили с собором, образовав просторный и светлый придел в честь Казанской иконы Божией Матери.
Облик обители значительно преобразился к началу XIX века. Трудами попечительной игумении Доримедонты (Протопоповой) и при содействии митрополита Московского Платона был воздвигнут новый величественный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами святителя Алексия, великомученика Феодора Стратилата и Зачатия святой праведной Анны.
Вскоре страну захлестнула новая беда – война 1812 года. Милостью Божией монастырь удалось восстановить и после французского нашествия.
Для заботы о престарелых немощных монахинях в конце XIX века будущая игумения Вера возвела храм в честь Сошествия Святого Духа с богадельней. В начале XX века монастырский облик дополнил новый трапезный корпус с просторной трапезной палатой и мастерскими для рукоделий.
…попечением Царицы Небесной
Древняя обитель – место славных подвигов боголюбивых инокинь, тихий и укромный уголок молитвенной жизни в центре столицы – не смогла избежать большевистских репрессий. В 1925 году его закрыли. Большевики выгнали насельниц и священнослужителей, многие из которых впоследствии претерпели гонения.
От поругания чудом удалось спасти прославленный образ Божией Матери «Милостивая» и некоторые другие святыни – их перенесли в храм пророка Божия Илии в Обыденском переулке. Там же продолжила монастырскую жизнь небольшая общинка уцелевших зачатьевских сестер.
Настоятельница игумения Мария (Коробка) в последний раз благословила сестер и вручила обитель и насельниц попечению Царицы Небесной. В 1934 году собор и колокольню взорвали, а на их месте выстроили типовое школьное здание. Разрушили и древние монастырские стены, веками охранявшие молитвы сестер от суетного мира за этот самый мир.
…трудами обычных людей
В 1993 году сестры сестричества в честь иконы Божией Матери «Милостивая» начали труды по возрождению обители. Через два года в ней стали совершать богослужения. И древняя история повторилась практически в наше время трудами и молитвами наших современников. И вновь за каждым радостным «установили кресты и купола», «освятили возрожденный храм» – жертвы, молитвы, труды уже не отстоящих от нас на века царей и святых, а тех, с кем и сегодня мы можем молиться за одной службой.
Сегодня Зачатьевский монастырь – это комплекс храмов и зданий в различных архитектурных стилях. Древнейшая сохранившаяся постройка – Надвратная церковь Спаса Нерукотворного в стиле московского барокко.
В центре – Собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный на месте разрушенных храмов XVI-XIX веков. Он состоит из надземной части, представляющей собой несколько одноэтажных храмов, и подземного уровня. Это яркий пример сочетания лучших традиций храмоздания с современными технологиями.
С начала возрождения обители существует богадельня для немощных насельниц и некоторых мирских пожилых женщин. Монастырские сестры трудятся в просфорне, пекарне, библиотеке, занимаются разными рукоделиями, проводят ознакомительные беседы по истории монастыря и его святыням, экскурсии для паломников.
Наиболее известные святыни монастыря – икона Божией Матери «Милостивая», крест-распятие с частицами Крови Христовой, древа Креста и Гроба Господня, иконы и мощевики с частицами мощей многих святых. Особо почитается место погребения основательниц монастыря, преподобных Иулиании и Евпраксии. Сестры и по сей день ведут летопись чудес, происходящих по молитвам к ним.
Татьяна Уютова
Теги: паломничество.
Поделиться в:
Что происходит с противостоянием у знаменитого Киево-Печерского монастыря?
Почти 1000 лет назад, когда Киев был столицей царства, известного как Киевская Русь, которым правил князь Ярослав Мудрый, несколько православных монахов получили разрешение построить церковь на вершине холма на западном берегу Днепра.
Со временем Киево-Печерская Лавра разрослась, в нее вошли храмы, жилища для монахов, лабиринт подземных пещер и ходов, вырытых глубоко в склоне холма, с иконами, криптами и часовнями, наполненными благовониями благоухания. пчелиный воск от мерцающих свечей.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Священнослужители исторического Киевского монастыря игнорируют уведомление о выселении, не пускают чиновников и журналистов
«На протяжении столетий Киево-Печерский монастырь с мощами святых, погребенными в пещерах, был одним из важнейших центров христианского паломничества в мире», — говорится в сообщении ЮНЕСКО , принадлежащем организации ООН по наследию . «Шедевр человеческого творческого гения как по архитектурной концепции, так и по замечательному убранству».
Печерский монастырь, как его еще называют по-английски, долгие годы был запутан в ухудшении украинско-российских отношений, отношений, приведших к формальному расколу —
Сейчас проблема в историческом монастыре достигает апогея, поскольку украинские власти требуют, чтобы проживающие там священники, некоторые из которых подозреваются в признании авторитета московской церкви, покинули помещение.
30 марта священнослужители снова нарушили приказ о выселении , отказав во въезде как чиновникам Министерства культуры, так и журналистам, что спровоцировало потасовки.
Вот что вам нужно знать о сайте и бое.
Почему Киев? И почему пещеры?
Исторические записи говорят, что в 988 или 989 году киевский князь по имени Владимир принял форму христианства, которая быстро распространилась за пределами Константинополя — современного Стамбула — и крестился, что официально сделало ее официальной религией королевства.
Менее чем через столетие внук Владимира Изяслав дал разрешение на строительство комплекса православным священникам Антонию и Феодосию.
Монастырь и сам Киев пережили осаду князей из современной России, а также грабежи татаро-монгольских армий, прокатившихся по Азии и Восточной Европе в 13 веке и десятилетиями оккупировавших большую часть суши.
Ранее на этой неделе, когда приближался крайний срок выселения, некоторые священники упаковывали вещи и загружали их в грузовики. На фотографиях, циркулирующих в социальных сетях, якобы запечатлены некоторые коридоры с отсутствующими на стенах иконами.Примерно с XVII века комплекс перестраивался и расширялся, приобретая многие архитектурные черты барокко.
Несмотря на официальный атеизм Советского Союза, монастырский комплекс остался нетронутым. Нацистское вторжение в 1941 году, а также осада и оккупация Киева нанесли огромный ущерб комплексу. Главный Успенский собор был разрушен.
После распада СССР в 1991 году украинские власти работали над модернизацией объекта. В комплексе живут и работают десятки священников и монахов, и сейчас это одно из самых посещаемых мест Киева, как для обычных туристов, так и для паломников.
Чья церковь? Чей Бог?
Русская Православная Церковь, самая крупная единица среди всех восточных православных церквей, на протяжении веков претендовала на звание истинного очага православного христианства.
Она долгое время господствовала над одной из главных ветвей расколотой православной веры в Украине, известной до недавнего времени как Украинская Православная Церковь-Московский Патриархат.
Эта иерархия восходит к 17 веку, когда группа епископов в Москве, тогдашней столице Российской империи, фактически взяла под свой контроль украинскую церковь.
В хаотические годы после большевистской революции и Гражданской войны в России была создана конкурирующая церковь — Украинская Автокефальная Православная Церковь.
Но советские чиновники маргинализировали его даже в те периоды, когда советская коммунистическая партия спокойно относилась к некоторым религиозным обрядам.
После распада СССР возникла церковь под названием Украинская Православная Церковь-Киевский Патриархат, конкурирующая за православное первенство в стране. Однако монастырь оставался под управлением Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
По мере нарастания напряженности после начала спровоцированного Россией конфликта на востоке Донбасса и захвата Россией Крымского полуострова в 2014 году украинские церкви все больше отдалялись от Москвы. В конце 2018 года Украинская автокефальная православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата по существу объединились, создав новую Православную церковь Украины.
В январе 2019 года духовный глава всех православных христиан Вселенский Патриарх Константинопольский Варфоломей признал независимость этой церкви от Москвы.
Русская православная церковь и ее глава патриарх Кирилл остались недовольны.
В мае 2022 года, через три месяца после того, как Россия начала свое полномасштабное вторжение, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата заявила, что отказалась от своих связей с Москвой и Русской Православной Церковью. Она переименовала себя в Украинскую православную церковь — на это прозвище Киев заявляет, что не имеет права претендовать на это.
Опрос 2020 года показал, что 34 процента украинцев считают себя членами Православной церкви Украины, а 14 процентов заявили, что являются членами Украинской православной церкви.
Еще не запутались?
Печерский монастырь формально контролируется Православной церковью Украины — прокиевской церковью — но лишь частично. Некоторые из оставшихся там священников подозреваются в пристрастиях к Москве.
Для многих украинцев неприемлема символика православных священников с каким-либо намеком на верность Москве во время войны, проживающих в таком святом месте, как монастырь.
Есть еще религиозная символика. Пещерный монастырь привлекает паломников со всего мира. Комплекс является домом для десятков тел – возрастом несколько веков – священников, некоторые из которых были причислены к лику блаженных и причислены к лику святых.
Существует также контроль над доходами от туризма, не все из которых в конечном итоге передаются украинскому правительству.
В день формально установленного срока — 29 марта — десятки верующих пришли на обедню в главный собор монастыря.Около трех десятков православных священников по всей стране были арестованы украинскими правоохранительными органами после вторжения в феврале 2022 года по обвинению в неустановленных актах саботажа или в сборе разведданных и отправке их в Москву.
В ноябре агенты украинской службы безопасности совершили налет на комплекс Печерского монастыря в поисках, по их словам, оружия или антиукраинской пропаганды. Представитель Русской православной церкви назвал это «актом запугивания» украинских верующих.
Ранее на этой неделе, когда приближался крайний срок выселения, некоторые священники упаковывали вещи и загружали их в грузовики. На фотографиях, циркулирующих в социальных сетях, якобы запечатлены некоторые коридоры с отсутствующими на стенах иконами.
В день формально установленного срока — 29 марта — десятки верующих пришли на мессу в главный собор монастыря. Некоторые несогласные священники отказывались пускать представителей украинской культуры в некоторые из зданий комплекса, что привело к потасовкам и дракам.
31 марта произошло еще одно противостояние .
В Москве официальный представитель Кремля Дмитрий Песков осудил попытку выселить оставшихся священников. Тем временем в Киеве министр культуры Александр Ткаченко сказал Украинской службе Радио Свобода/Радио Свобода, что надеется на победу более хладнокровных.
«Надеюсь, что [несогласные священники] одумаются», сказал он .
Спасо-Яковлевский монастырь | Русмания
Спасо-Яковлевский монастырь основан как Зачатьевский монастырь примерно в 1390 году епископом Ростовским Иаковом (Яковом). После его смерти в 1392 году епископ Иаков был погребен в здешней деревянной церкви и впоследствии был причислен к лику святителей Иакова (Якова) Ростовского. В 1408 году монастырь был сожжен дотла татарским войском Едигу. В очередной раз монастырь был разрушен в 1609 году.польскими интервентами в Смутное время. В 1765 году соседний Спасо-Песоцкий монастырь был упразднен, а его собор вошел в состав Зачатьевского монастыря, который был переименован в Спасо-Яковлевский монастырь в честь старого монастыря и преподобного Иакова Ростовского.
Дмитриевский собор
Дмитриевский собор в настоящее время является главным собором монастыря, хотя и не самым старым. Он был построен в классическом стиле, с фасадами из колонн и фронтонов и пятью центральными зелеными куполами, между 179 г.5 и 1800 г. Назван в честь митрополита Ростовского Димитрия (Дмитрия), скончавшегося в Ростове в 1709 г. и первоначально погребенного в Троицком соборе. В 1752 году было обнаружено, что останки Димитрия нетленны, и позже он был канонизирован как святитель Димитрий Ростовский. Гробница святого Димитрия была перенесена в новый собор, посвященный в его честь, после его завершения, где они находятся и сегодня и считаются самой почитаемой реликвией монастыря.
Церковь Зачатия Анны и церковь Иакова Ростовского
Церковь Зачатия Анны была первоначально построена в 1686 году как главный собор монастыря, посвященный Святой Троице, в рамках строительной программы митрополита Ионы. Он был построен в стандартной древнерусской форме четырехколонного здания с четырьмя голубыми куполами и центральным золотым куполом наверху. Через три года интерьер был расписан фресками ярославскими мастерами. В 1725 году к Троицкому собору был пристроен придел, посвященный церкви Зачатия Анны. В 1754 году Троицкий собор был переименован в церковь Зачатия Анны, а придел был переосвящен во имя преподобного Иакова Ростовского, который в 1836 году был перестроен и расширен в церковь Иакова Ростовского. Новая церковь построена в классическом стиле, что придает комплексу эклектичный вид.