Женский испанский костюм: национальный наряд народа Испании, костюм для девочки для танца

Испанское придворное платье XVI века / История костюма и украшений / Блог / Ювелирный Бренд «Роскошь» — Современные ювелирные украшения

Чтобы лучше понять облик испанца XVI в., нужно обратиться к героическому периоду в истории этого свободолюби­вого и гордого народа Юго-Западной Европы.

Из всех западноевропейских народов и стран одна лишь Испания находилась под столь длительным иноземным игом, сумев в конце концов отстоять свою самосто­ятельность. Это и определило многие стороны национального характера испанца. На протяжении многовековой борьбы с маврами все испанцы были воинами: и крупные феодалы, и мелкие идальго (дворяне), и ремес­ленники, и крестьяне. Пятивековое состояние войны сделало испанцев профессиональными воинами В 1492 г. война с арабами за­кончилась, но па­мять о былых ратных подвигах продолжала жить в народе, а идеал воина стал вопло­щаться во внешнем облике испанцев, в их костюмах.
Ярче всего это проявилось в 30-е годы XVI в., когда могущество Испании достигло своей вершины. Крупные завоевания в Америке, нескончаемый поток благородных металлов и драгоценных камней из-за океана, обширные территории в Европе — все это создает иллюзию вечного богатства, божественной роскоши и беспредельной силы.

Дань военной славе и могуществу Испании времен Карла V и его сына Фи­липпа II воплотилась в создании костюма на каркасе, костюма-брони, напоминавшего латы средневекового рыцаря. Это впечатление усиливалось тканью, ведь испанцы всячески ста­рались придать ей видимость… металла. Человеку той многоликой эпохи было необходимо скрыть свой внутренний мир, скрывать формы тела — это позволял сделать именно костюм на каркасе.

Мужской костюм

Холодная аристократическая внешность и неприступность — вот что предписывали строгий испанский придворный этикет и рег­ламент придворной жизни. Огромное влия­ние на характер моды оказывала и испанская католическая церковь. Она требовала аске­тизма и предписывала скрывать формы тела плотными одеждами.

Узкие, тесные и жесткие костюмы, пол­ностью скрывающие очертания тела, и под­черкнутая монотонность красок — таков ис­панский стиль одежды. Мужская одежда стилизовалась под конус, основание которого помещено на бедрах, к плечам он сужается: получается, что конус «надет» на… ноги. Испанский костюм того времени был очень жестким, сковывавшим движения, не­удобным. Он вырабатывал медленную поход­ку, медленные повороты, скупые жесты и вместе с тем горделивую осанку, что счита­лось верхом хорошего тона. Чопорность, чванливость испанского гранда (дворянина), приученного этикетом сдерживать свои душевные порывы, находит в мужском кос­тюме XVI в. законченное выражение. В конце XVI в. модными стали темные тона в одежде: серый, красный, фиолетовый, зеленый, коричневый; гладкие ткани, монохромное решение костюма. Черный цвет широко использовался в одежде без траурной символики. Тусклая цве­товая гамма символизирует серьезный образ мыслей, чуждый еретическим отклонениям, является признаком благонадежности.

Существовала и другая причина, объясняющая пристрастие испанцев (особенно дворянства) к черному цвету. Испания долго находилась под владычеством арабов (мавров) и, чтобы подчеркнуть разницу между темнокожими маврами и испанцами, последние носили черные одежды, подчеркивающие белизну кожи.

Бархатные костюмы испанцев были в основном черными, коричневыми и серыми, то есть повторяли цвета главных монашеских орденов. В этом сказывалось возросшее влияние церкви (особенно при фанатичном католике Филиппе II Осторожном).

Рыцарь облаченный в латы, пользовался большим почетом. В XVI веке распространяется огнестрельное оружие, и латы постепенно утрачивают свою защитную роль. Но в костюме они остаются знаком благородного происхождения, древности рода. Дворяне позировали перед портретистами, иногда надев только одну какую-либо деталь-кирасу (часть доспехи, покрывающая грудь, плечи и спину) порою латы изображались отдельно от фигуры где-нибудь рядом на полу.

Под металлические латы надевали стеганную куртку. На ее основе сформировался новый тип распашной одежды-хубон. В мужской костюм начинают вышивать ватные прокладки, что бы придать телу идеальные, по представлениям той эпохи, пропорции-расширить линию плеч, создать выпуклую грудь. В XVI веке хубон более всего напоминает кирасу. Ему придавали жесткую форму с помощью пакли, конского волоса и даже опилок. В 70-х гг. на хубоне появляется «гусиное брюхо»: передня часть, набитая волосом или опилками, не только повторяла форму доспеха, но и почти так же надежно защищало в бою.

В штаны, между двумя подкладками тоже набивали пух, конский волос, вату или сено, чтобы они имели шарообразную форму. Подобный костюм нашел распространение во всех странах Западной Европы. В это время испанские короли играли ведущую роль в европейской политике и естественно, что испанский двор формировал общеевропейскую моду. Испанский придворный костюм можно считать образцом интернациональной моды, хотя в каждой из стран они получили свою интерпретацию и развитие.

Эта мода идеально выразила образ неприступного аристократа-закованного словно рыцарь в латы, в черный костюм, с конусовидным негнущимся верхом, весь покрытый как бы кованной вышивкой из металлических нитей, каменьев и золотых кружев. Верхней одеждой служил плащ, длина которого свидетельствовала о степени знатности его обладателя-чем короче плащ, те более высокороден человек. Плащ усиливал впечатление тяжелого верха на тонкие длинные ногах, обтянутые шелком чулок, в шарообразных коротких штанах. Смысловым центром костюма аристократа-католика стал огромный воротник-колесо, охватывавший голову так плотно, что она казалась головой Иоанна Крестителя на блюде Соломеи. Воротник, который стоил целое состояние, способствовал возвращению вилки ( изобретенной греками, но забытой) за обеденный стол.В это время вилка приобрела особенно длинный черенок. Что бы не испачкать огромный накрахмаленный воротник, блюдо резалось на кусочки и плавными движениями вилкой перемещалось в рот.

Трапеза грандов производила впечатление торжественности и некоего пренебрежения к пище смертных.
Обувались испанцы в мягкие туфли, называемые «волчьи лапы», с узкими носами, украшенными овальными разрезами, похожими на когти. К военному костюму надевали длинные сапоги из кожи с узкими голенищами.

Образ дополняли аскетическая бледность и горящие религиозным светом глаза. Воинственность испанцев связана с невероятной национальной гордостью присущей всем сословиям , что наложило отпечаток даже на христианство, которое в Испании приобрело иступленный мрачный характер.

Женский костюм

Поскольку христианская мораль полагала тело греховным, испанские придворные женские платья не имели ни декольте, ни распашных юбок. Костюм грандесс всеми возможными способами скрывал тело, оставляя открытыми только лицо и кисти рук.

Эталоном красоты считалась худая, стройная фигура, с совершенно плоской грудью. Грудь грандесс жестоко, пыточно стягивал металлический корсет с острым, твердым выступом на животе, благодаря чему лиф плавно переходил на юбку, придавая всему торсу вид треугольника или воронки. Он формировал фигуру соответсвующую представлениям высокородных испанцев о красоте знатной дамы: плоская грудь и тонкая талия (до 35см в обхвате). Изнутри такой корсет обшивалм кожей или бархатом. Его надевли на голое тело или поверх рубашки. девочки из дворянских семей начинали носить их с ранних лет.

Баллонообразные рукава, огромные круглые воротники, головные уборы-все делало верх женского костюма похожим на мужской. Костюм эстетически отрицал пол. При этом форма груди непременно обозначалась двумя полукружиями жемчужных нитей поверх гладкого лифа. Вторые рукава — отлетные, расширенные или разрезанные поперек по внутренней поверхности на уровне локтя, похожие на тяжелые парчовые крылья, напоминали об ангельской добродетели испанской аристократки.


Портреты испанских инфант. Дата портрета Изабеллы — 1584 г., Маргариты — 1664 г. Испанская мода сохраняет каркасное платье, изменяя его по горизонтали.

Испанская мода подарила миру на долгие годы жесткий каркас юбки, принятый с восторгом во всей Европе.

Вердугос (каркас юбки) часто называли «хранителем добродетели», потому, что он жестким конусом окружал фигуру от талии до пола так, что не видно было и кончиков башмака. «У королевы нет ног» — гласил этикет. Полностью прятала фигуру и распашная одежда-марлот. Верхнее платье шилось либо вообще без рукав, только с козырьками-эполетами или валиками на проймах, либо у него были откидные рукава, позволяющие видеть длинные узкие рукава кофты. Платья шили из шелка, парчи, тонкого сукна, бархата и расшивали золотом, золотыми галунами, жемчугом, ювелирными розетками, украшали шелковыми и парчовыми лентами с металлическими наконечниками (пунтасы).

В ХVI веке костюм как бы собирали из отдельных деталей: к лифу пристегивали или привязывали оборку-баску, рукава, воротник, манжеты. Лиф, рукава и юбка из одинаковой ткани составляли одно платье, но части одежды можно было комбинировать, получая различные варианты нарядов. Подобный костюм вместе с железным каркасом и корсетом весил много килограммов, благодаря чему походка знатной испанки приобретала величественность.



Костюм собирался из отдельных частей. Воротник и манжеты могли стоить целое состояние.

В XVI веке испанцы начали выращивать культуры, привезенные из Америки — кукурузу, помидоры, картофель. Из картофеля научились извлекать крахмал, который использовался не только в кулинарии, но и повлиял на форму воротников. В начале XVI века, стойку хубона украшал узкий складчатый рюш из белого полотна, называемый в Испании «гергера», во Франции «фреза», в Англии «рафф».

Благодаря тому что воротник начали крахмалить, во второй половине столетия его размеры стремительно увеличились. В конце века он превратился в огромный «мельничный жернов». Такой воротник тесно обтягивал шею, и голову нужно было держать высоко поднятой, что было органично для образа гордого аристократа испанца.

Жесткую складчатую форму воротникам придавали с помощью специальных щипцов — плоили. Плоеный воротник дополняли плоеные манжеты из белого полотна, отделанные по краю кружевом. Умение плоить воротник и манжеты очень ценили, этому обучались многие знатные дамы. Поскольку воротник обшивали драгоценным кружевом, стоил он целое состояние. Чтобы во время еды не запачкать соусом или подливом дорогую вещь, вспомнили о таком изобретении как вилка. С тех пор в высших слоях общества есть руками стало неприлично.

Костюм дополняли серьги, перстни, подвески, ожерелья и цепи, перчатки, веер из страусовых перьев и тончайший носовой платок, отделанный кружевом. Головные уборы были традиционные испанские чепцы кофья-де-папос из тонкой ткани, расшитые золотом, а так же напоминающие мужской ток. Испанки носили высокие прически из завитых или зачесанных наверх волос.

Длительное пребывание испанцев под (мавританской) мусульманской культурой объясняет распространение в Испании обычая для женщин накидывать на голову покрывало при выходе на улицу. В XVI веке оно напоминало чадру мусульманок-это была плотная ткань, часто черная. Впоследствии покрывало превратилось в знаменитую мантилью из черных кружев.


Испанская мода в эпоху Возрождения

Главная » Темы » Одежда

Рубрика: Одежда

В период Реконкисты к борьбе испанцев присоединились рыцари из других европейских стран, и поэтому многие элементы французских и итальянских костюмов перекочевали в испанскую моду. Готический костюм прослеживался в головных уборах с конусовидной формой, в обуви с удлиненными носками, в сюрко без рукавов со значительной длиной. Испанский мужской костюм должен был включать в себя плащ. Факторами, влияющими на его длину, были возраст и социальное положение его обладателя. В основном верхняя одежда была средней длины, выдержанных форм. Одна из сторон плаща могла быть задрапирована на плече. Одежда для торжественных случаев являлась нарядной, широкой и длинной, она имела название «касака».

Политическая ситуация в стране в XVI веке, в периоды правления Карла V и Филиппа II, способствовала тому, что испанцам было необходимо защитить свой внутренний мир, как и внешний, от посторонних глаз. Поэтому костюмы стали создавать на каркасе, скрывая естественную, природную форму человеческого тела.

Составляющие элементы мужской одежды

В начале XVI века мужской костюм многих европейских стран, включая Испанию, был укомплектован несколькими ключевыми элементами: корпесуэло – безрукавный узкий жилет соединялся тесемками с кальсезом – разъемными штанами-чулками, камиса – рубашка. Верхняя одежда чем-то перекликалась по своему внешнему виду с современным мужским пиджаком.

В холоднее время поверх корпесуэло мужчины надевали хубон. Хубон – это один из видов куртки, который имел общие сходные черты с итальянским джуббоне. Ворот такой куртки был стоячим, а облегающий фигуру лиф, имел потайную застежку и, кроме узких рукавов, еще и фальшивые откидные рукава. Хубон настолько полюбился мужчинам, что стал во второй половине XVI века одной из ключевых деталей в гардеробе мужчины.Сверху на кольсезе мужчины надевали брагетт – короткие штаны. Эту одежду набивали сеном, ватой, пухом, конским волосом для придания определенной формы. Это уже зависело от возможностей и вкусовых предпочтений хозяина одежды.

Особенности женской одежды

Женский испанский костюм был дополнен каркасом, который надежно в нем прижился и продержался на протяжении XIV – XV веков. Женская одежда имела много различий в сравнении с общеевропейским женским костюмом. В середине XV столетия женский гардероб был дополнен рядом разнообразных головных уборов, присущих для этой страны, что в целом усилило различие в одежде.Испанское женское платье выгодно акцентировало внимание на тонкой женской талии. И этот эффект усиливался наличием складок на юбке, которые расходились лучами от центра талии верхней части лифа и к подолу. Визуально такой декор делал более выразительной линию плеч испанки, подчеркивал ее осанку, фигура казалась подтянутой, стройной и грациозной. Пелеринка дополняла женский костюм и подчеркивала нарочитую индивидуальность женщин.

В середине XV века женская одежда становится более жесткой, пластичные мягкие формы в нарядах вытесняются. Как в повседневную одежду, так и в праздничную надежно входит такой элемент гардероба, как плащ. Если ранее плащ делали из мягкой однотонной ткани, то сейчас использовали тяжеловесную нарядную парчу, которая скрывала женственные формы испанок.
Королева Кастилии Хуана Португальская совершила революцию в женской моде, решив скрыть факт своей беременности. В 1468 году она трансформировала женский костюм в жесткий футляр. И это, как ни странно, не только прижилось в испанском сообществе, но и получило широкое распространение в Кастилии и Арагоне, а в дальнейшем стало прототипом европейского каркасного женского костюма в самых разнообразных вариантах и формах вплоть до начала XX века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Испанский костюм — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(более 1000 релевантных результатов)

Женский костюм испанской танцовщицы | Хэллоуинский экспресс

4 шт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *