Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь — Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
- Монастырь
- Отдел по монашеству
- Церковная жизнь
20/10/2022
17-18 октября 2022 года в Соборной палате исторического Епархиального дома в Москве — месте проведения Всероссийского Священного Собора 1917-1918 годов, ныне главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — состоялась общецерковная научная конференция «В защиту Церкви и ее святынь. К столетию подвига новомучеников и исповедников, пострадавших в ходе богоборческой кампании 1922 года».Читать далее
24/09/2022
23 сентября 2022 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
20/10/2022
17-18 октября 2022 года в Соборной палате исторического Епархиального дома в Москве — месте проведения Всероссийского Священного Собора 1917-1918 годов, ныне главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — состоялась общецерковная научная конференция «В защиту Церкви и ее святынь. К столетию подвига новомучеников и исповедников, пострадавших в ходе богоборческой кампании 1922 года».Читать далее
- Наследие
- Доклады
- Новоначальным
21/10/2022
По окончании Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, состоявшегося 23 сентября 2022 года, его участники поделились с «Монастырским вестником» своими впечатлениями Епископ Выксунский и Павловский Варнава, священноархимандрит Свято-Успенской Флорищевой пустыни (Выксунская епархия Нижегородской митрополии) Монашеская конференция, которую возглавил Святейший Патриарх Кирилл, для нас очень важна.
Монашество сегодня переживаетЧитать далее21/10/2022
По окончании Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, состоявшегося 23 сентября 2022 года, его участники поделились с «Монастырским вестником» своими впечатлениями Епископ Выксунский и Павловский Варнава, священноархимандрит Свято-Успенской Флорищевой пустыни (Выксунская епархия Нижегородской митрополии) Монашеская конференция, которую возглавил Святейший Патриарх Кирилл, для нас очень важна. Монашество сегодня переживаетЧитать далее
26/09/2022
Спасо-Бородинский женский монастырь Поводом для беседы о современной жизни Спасо-Бородинского женского монастыря стали три юбилея, которые обитель празднует в нынешнем году: 210-я годовщина Бородинского сражения, 170 лет со дня блаженной кончины основательницы и первоначальницы монастыря игумении Марии (Тучковой) и 30-летие возрождения. Накануне главного престольного праздника — Сретения Владимирской иконы БожиейЧитать далее
- Публикации
- Издательство
- Катехизис
- Месяцеслов
23/10/2022
День празднования памяти Собора преподобных отцев и старцев в Оптиной Пустыни просиявших: Льва (1841), Макария (1860), Моисея (1862), Антония (1865), Илариона (1873), Амвросия (1891), Анатолия I (1894), Исаакия I (1894), Иосифа (1911), Варсонофия (1913), Анатолия II (1922), Нектария (1928), Никона исп. (1931), прмч. Исаакия II (1938) Оптина Пустынь была одним изЧитать далее
28/07/2016
…Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение. …Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного; потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без насЧитать далее
11/06/2022
Неделя 8-я по Пасхе, глас 7 День Святой Троицы. Пятидесятница Сщмч. Тимофея, еп. Прусского (ок. 361-363). Обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Свт. Иоанна, митр. Тобольского (1715). Собор Сибирских святых. Собор Рязанских святых. Сщмч. Василия пресвитера (1918). Сщмч. Тимофея пресвитера (1940). Мчч. Александра и Антонины девы (ок. 313). Прп.Читать далее
23/10/2022
День празднования памяти Собора преподобных отцев и старцев в Оптиной Пустыни просиявших: Льва (1841), Макария (1860), Моисея (1862), Антония (1865), Илариона (1873), Амвросия (1891), Анатолия I (1894), Исаакия I (1894), Иосифа (1911), Варсонофия (1913), Анатолия II (1922), Нектария (1928), Никона исп. (1931), прмч. Исаакия II (1938) Оптина Пустынь была одним изЧитать далее
Патриарший календарь
Троицкий листок
Зачатьевский листок
Святыни и святые монастыря
расписание богослужений, иконы, как добраться
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь — действующий православный монастырь в Москве, основанный в 14 в. Находится в Центральном административном округе Москвы, между станциями метро Кропоткинская и Парк культуры (район Хамовники).
На территории Зачатьевского монастыря расположено несколько храмов, сестринский корпус и трапезная. Он посвящен зачатию Пресвятой Богородицы Праведной Анной. Считается местом, помогающим забеременеть бесплодным супругам.
Доступен для посещения паломников и туристов с экскурсионной целью. Святыни находятся в открытом доступе, проводятся службы по расписанию.
Режим работы монастыря
- Монастырь открывается для посетителей с началом утренних богослужений в 7:00 и закрывает свои ворота в 20:00.
- Главные святыни монастыря доступны для ознакомления ежедневно.
- При желании вы можете заказать экскурсию по монастырской территории. Экскурсии проводятся только по предварительной договоренности. Заказать экскурсию вы можете по указанным выше телефонам.
- Пусть ваше присутствие на территории монастыря станет благословением для Святой Обители – чтите и уважайте правила и чистоту святынь. При желании вы также можете внести свой вклад в развитие монастыря и прочувствовать на себе благость от выполнения монастырских послушаний.
Знаете ли вы? В Зачатьевском монастыре вы также можете заказать требы о здравии либо упокое – для себя и своих близких. Для этого обращайтесь в часовню св. Алексия либо за свечной ящик в монастырских храмах.
Важно! Совет: т. к. монастырь расположился в центре Москвы, народу здесь много даже в будние дни. Старайтесь не поддаваться суете, и, если хотите насладиться атмосферой святого места сполна, не рекомендую вам его посещение в выходной и праздничный день.
Как добраться
Проезд
К Зачатьевскому монастырю можно пройти от станций метро «Парк Культуры» или «Кропоткинская»
На станции «Парк Культуры» – кольцевая один выход.
На станции «Парк Культуры» – радиальная Сокольнической линии два выхода.
Выход со станции «Парк Культуры» – кольцевая объединен с одним из выходов станции «Парк Культуры» – радиальная.
Выйдя со станции «Парк Культуры» – кольцевая или со станции «Парк Культуры» – радиальная с указателем «Выход на Крымскую площадь, Зубовский бульвар, Комсомольский проспект, к Парку культуры и отдыха и к переходу на Кольцевую линию», нужно по подземному переходу Зубовский бульвар (Садовое кольцо) и далее идти по ул. Остоженка до монастыря.
Однако удобнее всего выходить со станции «Парк Культуры» – радиальная по указателю «Выход на ул. Остоженка, Новокрымский проезд, Центральному дому художника, музею Москвы».
Выйдя из метро, далее пройти по ул. Остоженка в направлении Храма Христа Спасителя до дома № 25, затем свернуть направо в небольшой проезд — в конце проезда будет видна стена монастыря. Дойти до конца, повернуть налево и вдоль монастырской стены и пройти к главному входу в монастырь.
Вход в Зачатьевский монастырь осуществляется через северные монастырские ворота с надвратной церковью Спаса Нерукотворного Образа.
Адрес:
Россия, г. Москва, 2-й Зачатьевский переулок, дом 2
Расписание богослужений и служб в Зачатьевском монастыре
Богослужения в стенах монастырских храмов проводятся ежедневно.
- Ранняя Литургия начинается в 7:00 в будние дни;
- В 6:30 по воскресеньям;
- В 8:00 в праздничные дни;
- Последнее богослужение начинается в 17:00 и длится до 20:00 ежедневно.
Важно! График церковных служб напрямую зависит от церковного календаря. Точное расписание на каждый новый период уточняйте на сайте монастыря либо по указанным выше телефонам.
Также ежедневно в 12:00 в монастыре происходят
молебны святым:
- По понедельникам – молитва свт. Алексию и митр. Московскому;
- По вторникам – молитва сщмч. Киприану и мц. Иустине;
- По средам и пятницам – молитва преп. Евпраксии и Иулиании Московским;
- По четвергам – молитва св. прав. Лазарю Четверодневному;
- По субботам – молитва о даровании чад свв. Анне и Иоакиму.
- В последнюю субботу каждого месяца также читается молебен сщмч. Владимиру Московскому (в 10:00).
Важно! По четвергам в Зачатьевском монастыре дополнительно в 16:00 проводится молебен и параклис перед чудотворной иконой Божией Матери «Милостивая».
Русская Православная Церковь
«Мы не хотим, чтобы люди знали»: московская пасхальная служба в Киеве | Украина
В то время, когда Украина праздновала кульминацию православного года, столичная Печерская Лавра – монастырский комплекс, подчиненный Московскому Патриарху, – провела пасхальное богослужение в необычайно напряженных условиях.
Обычно улицы Украины в ночь перед пасхальным воскресеньем усеяны православными верующими, идущими в церковь. Пасхальные службы в православном мире начинаются накануне вечером и заканчиваются на рассвете в воскресенье, что символизирует воскресение Иисуса из мертвых.
Но во время войны в Украине в каждом городе действует строгий комендантский час, который обычно начинается в середине вечера и длится до раннего утра.
В связи с празднованием Пасхи нескольким киевским храмам, в том числе Печерской Лавре, находящейся под охраной ЮНЕСКО, разрешили запирать двери. Вместо того, чтобы приходить и уходить, когда им заблагорассудится, верующие должны были оставаться внутри исторического обнесенного стеной комплекса с 23:00 субботы до 5:00 воскресенья.
Печерская Лавра осталась на стороне Московского Патриарха после голосования о независимости в 2018 году. Фото: Эд Рам/The GuardianНа протяжении более 400 лет единственной православной церковью в Украине, признанной Константинополем, была Украинская православная церковь, связанная с Московским патриархом. Но в 2018 году, после десятилетий кампании, Вселенский Константинопольский Патриархат, который считается ведущим авторитетом для 300 миллионов православных верующих в мире, предоставил Украине право на независимую церковь.
Сотни украинских приходов проголосовали за переход, хотя еще тысячи остались у Московского Патриарха. Ключевые исторические места вокруг Украины, места зарождения восточноевропейского православия, теперь контролируются священниками разной принадлежности.
Печерская Лавра осталась у Московского Патриарха (тысячелетний Софийский собор контролируется Киевским Патриархом), и до недавнего времени украинские спецслужбы считали ее религиозные лидеры агентами Кремля для их Москвы ссылки. Теперь священнослужители говорят, что они независимы от Москвы и выступили против «войны России против Украины», заручившись поддержкой советников президента Украины Владимира Зеленского.
По приглашению одного из настоятелей Печерской Лавры, Хранителя пустили в расписанный вручную интерьер Трапезной церкви XVIII века – одной из 12 церквей монастыря, стоящего на берегу Киевской реки – на ночь оказание услуг.
Верующие были вынуждены оставаться в Трапезном храме шесть часов из-за комендантского часа военного времени. Фото: Эд Рам/The GuardianВ основной части храма верующие занимали свои места у алтаря на долгую ночь. На другом конце храма выстроилась очередь верующих на исповедь, что в православии достигается целованием иконы со стоящим над верующим священником, закрывающим голову верующего своим ризой. Служба транслировалась в прямом эфире для тех, кто не смог присутствовать.
Но менее чем через час священники у алтаря прекратили пение, чтобы выдать внеплановое уведомление: «Фотографировать запрещено, пожалуйста, прекратите сейчас же фотографирующего человека». Священнослужитель митрополит Павел, руководивший пасхальным богослужением, в отношении которого украинские власти возбудили уголовное дело по обвинению в разжигании религиозной розни, сказал, что мы должны уйти.
«Вы должны понимать, что Министерству культуры [Украины] не понравится, что здесь много людей», — сказал помощник священнослужителя. «Мы не хотим, чтобы Лавру закрыли».
Священнослужители Печерской Лавры теперь заявляют, что независимы от Москвы и выступили против «войны России против Украины». Фото: Эд Рам/The GuardianОфициальная прямая трансляция была разрешена, поскольку церковные видеокамеры были размещены таким образом, чтобы скрыть количество верующих, пояснил помощник.
«Мы не хотим, чтобы кто-нибудь знал [сколько пришло]», — сказал он. Показывая прямую трансляцию службы запирания, которую проводят «другие» в независимом украинском Михайловском соборе в Киеве, он отметил, что там было меньше людей.
«Никто не хочет фотографироваться», — сказал второй помощник, который сетовал на то, что до войны сотни журналистов посещали пасхальную службу.
Первый помощник сказал, что министерство культуры ограничило количество верующих, которые могут присутствовать на заточении, и что даже проведением богослужений они нарушают закон, хотя священник Михайловского собора, с которым разговаривал Хранитель, сказал таких ограничений не было.
— Мы живем в правом государстве, — сказал первый помощник. «Президент нас поддерживает, но есть люди, которые хотят отобрать у нас Лавру — физически».
Служба транслировалась в прямом эфире, хотя священнослужители предпочитали непрозрачное изображение числа присутствующих прихожан. Фото: Эд Рам/The GuardianНа вопрос, кого он имеет в виду, он назвал крайне правый украинский батальон «Правый сектор», который был сформирован для борьбы с поддерживаемыми Россией сепаратистами в 2014 году. С тех пор кремлевская пропаганда преувеличивает силу и популярность этой группировки в Украине и неоднократно обвинял украинцев, выступавших против Москвы, в членстве в «Правом секторе». — Эта война — ошибка, — сказал помощник.
Владимир Путин использовал историческое господство Москвы над церквями в Украине в качестве ключевого аргумента в пользу права России контролировать страну и был возмущен, когда Киеву была предоставлена независимость. После полномасштабного вторжения России Московский патриарх Кирилл изображал его как священную войну и открыто поддерживал работу российских солдат в Украине.
Но во время службы в пасхальную субботу Патриарх Кирилл был заметно сдержаннее. Похоже, он отказался от своей позиции, выступающей за насилие, и призвал к прекращению конфликта, хотя и не критиковал ее.
Помощники митрополитов сказали, что не им комментировать позицию Патриарха Кирилла. «Мы помогли многим беженцам – разместили их в нашем общежитии в Лавре. Десять наших священников прямо сейчас едут в Мариуполь, чтобы наблюдать за похоронами», — сказал один из них.
«Митрополит Онуфрий [главный представитель в Киеве Московской патриархальной церкви в Украине] назвал это российской агрессией, но некоторые люди во власти поставили нас в ящик».
Монастырь выдерживает испытание временем
ЗАГОРСК, Советский Союз —
Антоний, странствующий проповедник из Волынского района на окраине Украины, очаровал толпу своей проповедью.
Сильный, но чувствительный, у него было мягкое лицо и длинная всклокоченная борода. На нем была простая черная ряса, а в правой руке он держал большой золотой крест.
По мере того, как он говорил об отцовстве Божием и братстве людей, о необходимости укреплять веру и заниматься благотворительностью, толпа слушателей в Загорском монастыре росла и требовала, чтобы он продолжил проповедь после окончания проповеди.
— Я сейчас ухожу, и прошу вас не следовать за мной, — сказал он мягким тоном после неоднократных попыток уйти. Но толпа подползла ближе и передавала деньги, рубль за рублем, пытаясь уговорить его остаться.
«Расскажите нам больше о телевидении!» — крикнула пожилая женщина.
Затем Энтони продолжил свой рассказ о маленьком ребенке, который две недели почти неподвижно сидел перед телевизором. По словам Энтони, мальчик стал жертвой самодовольства и поэтому не мог принимать активное участие в жизни общества. Поглощенный телевидением, человек не может ответить своему ближнему, добавил Энтони.
Будучи странствующим проповедником, Антоний происходит из древней русской православной традиции, которая живёт в стенах Загорского монастыря.
Такие странствующие проповедники — это и новая концепция, и старая память для Русской Православной Церкви в Советском Союзе. Когда-то распространенная профессия, она почти умерла в результате прошлых советских репрессий в отношении религиозного учения. Но когда они слушали Антония, люди, казалось, жаждали каждого слова в обновленном желании духовного руководства.
Почти нетронутый временем
Загорск, промышленный город в 44 милях к северо-востоку от Москвы, окружает монастырь 14-го века, где Русская православная церковь недавно отметила 1000-летие христианства в Советском Союзе. В рамках подготовки к празднику перекрасили церкви и купола, отремонтировали старые мощеные площади.
В этот день золотые купола блестели на осеннем солнце. Птицы пели, почти подражая церковному хору. Из-за долины над окружающей крепостной стеной возвышались большие луковичные купола монастырских церквей.
Монастырь кажется почти нетронутым временем. Проходя через ворота одного из старейших действующих монастырей Советского Союза, вы делаете шаг в прошлое, когда русское православие было на пике своего развития.
Это было время, когда царских детей крестили в загорских соборах и когда в каждом доме, даже в самой бедной крестьянской избе, висела на стене религиозная икона.
Паломничество в монастырь
Сегодня Загорск привлекает верующих, чья вера остается такой же крепкой, как у их предков, а также россиян, интересующихся православной верой, но не считающих себя религиозными. Загорск, расположенный в полутора часах езды от Москвы, также привлекает множество иностранных туристов.
Религиозные граждане, большинство из которых женщины, легко узнаваемые по цветным шарфам, наслаждались прохладной осенней погодой. Многие бабушки, как ласково называют русских бабушек, сидели на скамьях вокруг Успенского собора, построенного с 1559 по 1585 год, в ожидании послеобеденной службы.
Другие пожилые женщины стояли, стояли на коленях или сидели у входа в церковь и читали Библию.
Несколько молодых женщин в возрасте от 20 до 30 лет присоединились к обходу монастырского комплекса, останавливаясь перед каждой иконой, много раз благословляя себя по православному обычаю. Для верующих посещение Загорска стало чуть ли не паломничеством.
Неверующие и туристы стояли в стороне, завороженные, но с особым благоговением, наблюдая, как русские религиозные традиции несколько подавлялись советской властью.
Текущая святая вода
В небольшой часовне Колодец, построенной в 1684 году рядом с Успенским собором, молодые посетители, которые воздерживались от благословения и преклонения колен перед иконами, присоединились к верующим, чтобы собрать святую воду, вытекающую из черного мраморного распятия.
Очередь была длинной, ветер холодный, но десятки людей ждали своей очереди, чтобы пройти в часовню и наполнить святой водой стеклянные банки, в которых раньше была сметана или соленые огурцы. В отличие от очередей у переполненных московских магазинов, люди были аккуратными и терпеливыми.
Оказавшись внутри, тепло множества тел и зажженных свечей стало облегчением от пронизывающего ветра. Некоторые приняли святую воду на веру, выпили ее на месте и наполнили свои кувшины, чтобы взять домой еще.
Для молодых россиян, которые все больше заново открывают для себя свое национальное наследие и культурные традиции, и для иностранных туристов, открывающих для себя сокровища России, манят красота и традиции Русской Православной Церкви.
Даже те, кто вырос при советской власти и официальном атеизме, гордятся историей своей страны, неразрывно переплетенной с историей Русской Православной Церкви. Для светских людей соборы и иконы могут не вызывать духовного отклика, как для религиозных, но они являются одними из величайших культурных памятников Советского Союза.
Со страниц истории
Загорск, в результате, стал настолько популярен, что стал почти советским парком, битком набитым пикниками с их хлебом и бутербродами с сыром. Хотя у него много посетителей, все проявляют уважение. Несмотря на большое скопление людей, был только ровный, низкий ропот голосов, уносимых сильным ветром.
Среди людей пробиралось много молодых семинаристов, одетых в простую черную одежду.
В монастыре 470 учащихся семинарии и аспирантуры богословского училища, а также дом престарелых для священников. Исследования семинаристов варьируются от теологии и естественных наук до ежедневной хоровой практики. Еще восемьсот студентов учатся заочно.
Пожилые бородатые монахи и священники были одеты в развевающиеся черные одежды, а на их шеях висели большие золотые кресты.
«Нам тяжело, когда вокруг ходит так много людей, — сказал один монах, — но наши службы и занятия продолжаются, как всегда».
Архитектурная красота
Строительство монастыря началось в 1540 г. вокруг существующей Троице-Св. Сергиевский собор и его толстые стены выдержали польское нашествие в 1608 году. Позже он прославился как центр учености и своей архитектурной красоты.
После большевистской революции в октябре 1917 года духовенство Загорска раскололось на тех, кто принял новое советское государство, и тех, кто его отверг. Влияние монастыря уменьшилось, так как собственность перешла к атеистическому государству. Сталин вернул монастырь Русской православной церкви после Второй мировой войны из-за твердой поддержки церкви правительства во время той войны.
До недавнего восстановления нескольких других старых монастырей в рамках либерализации контроля над религией, введенной президентом СССР Михаилом С. Горбачевым, Загорск был одним из семи официальных монастырей, получающих государственную поддержку и одновременно являющихся государственным историческим музеем и местом отправления культа. .
Эта смесь контраста и сотрудничества была видна. Одна группа стояла вокруг официального правительственного гида, пока она рассказывала об истории загорских соборов. Неподалеку другая группа окружила бородатого монаха, кланяясь и прося его благословения.
— — —
Тем, кто едет в Советский Союз, настоятельно рекомендуется поездка в Загорск в любое время года. В московском офисе советского туристического агентства «Интурист» можно оформить личный автомобиль или зарезервировать место в экскурсионном автобусе.