Жоан миро созвездия: Созвездие Миро — Заметки искусство_еда — LiveJournal

Созвездия (Миро) — это… Что такое Созвездия (Миро)?

Созвездия (англ. Constellations) — серия из 23 небольших гуашей Жоана Миро, начатых в 1939 году в Варанжвиль-сюр-Мере и законченных в 1941 году, между Мальоркой и Монт-роч-дель-Камп. Утреннюю звезду (The Morning Star), одну из важнейших работ серии, хранит Фонд Жоана Миро. Работы были подарком художника жене, позднее она передала их в Фонд[1].

История

В августе 1939 года, за год до начала Второй мировой войны, Миро с семьёй покинул Париж и переехал в Варанжвиль-сюр-Мер, небольшой город в Нормандии. Здесь он написал лучшие 10 работ в серии, начиная с «Рассвета» и заканчивая «Масштабами бегства».

Оставив Францию после вторжения немецких войск, Миро продолжал работать над серией на Мальорке, создав ещё 10 картин. В 1941 году в Монт-роч-дель-Камп, в доме предков, он завершил серию тремя рисунками. В это время он начал делать наброски, позже превратившиеся в Барселонскую серию литографий. В этом цикле некоторые образы «Созвездий» нашли повторное воплощение.

Описание

Характерные символы «Созвездий» — силуэты звёзд, птиц, женщин, — неразрывно связаны с обретением художником собственного образного языка и достижением творческой зрелости. Контуры символов пересекаются и находят один на другой, позволяя создавать своеобразные цветовые пятна в местах наложений. Впоследствии мастер постоянно использует этот приём. Все работы датированы, что позволяет восстановить хронологический порядок их появления.

Основа работ написана в мягких тонах, в подавляющем числе работ полно пересекающихся чёрных линий и деталей, написанных основными цветами — красным, синим, жёлтым; работы напоминают астрономические карты, показывающие космическое пространство[2].

Примечания

Литература

  • Clavero Jordi.J Fundació Joan Miró. Foundation’s Guide. — Barcelona: Polígrafa, 2010. — ISBN 978-84-343-1242-5

Хуан Миро

Все, что я рисую, я видел в полях или на морском берегу.

Хуан Миро

Биография

Автопортрет (1918)

Хуан Миро родился 20 апреля 1893 года в Барселоне, в семье часовщика-ювелира. Миро начинает обучаться рисованию в возрасте семи лет, но позже, по настоянию родителей желающих, чтобы он получил достойную, по их мнению, профессию, учится на бухгалтера в коммерческой школе. Одновременно в 1907-1910 годах Миро изучает искусство в академии художеств Барселоны («Ла Лонха»), в классе пейзажиста Модесто Ургеля и профессора декоративно-прикладных искусств Хосе Паско Мериса.

В 1912-1915 годах он продолжит обучение в частной академии Франчезе Гали Фабра. В 1918 году, вместе с друзьями единомышленниками, Миро основал «Группу Курбе», противопоставившую себя консервативным традициям в каталонском искусстве. В его работах 1913-1917 годов, наиболее сильным является влияние Сезанна и фовистов: объекты близки друг к другу и переливаются яркими и радужными цветами, полосатые модели составляют вид декоративного орнамента.

Примерно в 1918 году, у Миро начинается так называемый период «поэтического реализма». Пейзажи, написанные в Монтройге, где художник проводит лето на родительской ферме, имеют глубокие перспективы, полные методично выписанных деталей.

В 1924 году, Миро встречается с Андре Бретоном, Полем Элюаром, Луи Арагоном и другими участниками сюрреалистической группы. В том же году публикуется Манифест сюрреализма. Первая работа сюрреалистического этапа его творчества «Карнавал Арлекина». Бурная фантазия художника создает мир бескостных, аморфных существ, свободно меняющих форму и положение в пространстве и вселенной. Предметы, рыбы, насекомые, лестницы, звезды, геометрические фигуры, все имеют реальные прототипы, но на холсте мечутся цветными тенями, обозначая праздник.

Прогрессируя с течением времени, картины Миро становятся все более абстрактными и их формы более органичными. К концу 1920-х годов, формируется словарь живописных идеограмм художника. В его составе знаки, обозначающие пространство: линия горизонта, солнце и звезды в верхней части картины, волны или пучки растений в нижней и связующие знаки или вестники, призванные объединить части пространства: летящая птица, бегущий кролик, лестница в небо, глаза и уши, человеческие фигуры с огромными ногами.

В 1930-х годах художник экспериментирует с самыми разными материалами. В ход идет любой материал, попавшийся ему под руку: бумага, медь, камень. Вырезая из каталогов и журналов иллюстрации различных машин и предметов быта, он создает коллажи, которые использует для будущих полотен. В 1932-1936 годах, Миро создает серию картин по своим эскизам-коллажам. В его художественных композициях технические детали превращаются в органические, мягкие формы, напоминающие части животных, человеческие конечности, эмбрионов.

После начала гражданской войны в Испании в июле 1936 года, Миро возвращается в Париж и остается во Франции до 1940 года. В 1937 году Миро пишет масштабное панно Жнец (утрачено), изображающее каталонского крестьянина с серпом, для павильона республиканской Испании на Всемирной выставке в Париже.

В 1940-1970-х годах художник реализует свою мечту о монументальном искусстве, открытом для народа. В 1947 году, в США, он выполняет фрески для отеля Хилтон Цинциннати. В 1956 году Миро селится в Пальма-де-Майорка, на вилле с большой студией построенной его другом, архитектором Хосе Луисом Серт. Здесь, в сотрудничестве со своим старым другом и мастером керамистом Артигасом, он выполняет оформление двух стен штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже (1956-1958 годы). Большие композиции из керамики занимают стены высотой 3 метра и 15 и 7,5 метров в длину. Доминирующей красный лик солнца и более спокойный серп Луны, с их яркими цветами, резко контрастирует с серым бетоном зданий. За эту работу Миро был удостоен Международной премии Гуггенхайма, которую президент Эйзенхауэр передал ему лично в 1959 году.

В последующие годы Миро создает ряд монументальных керамических панно, которые украшают столовую в Гарвардском университете (1960-61), Высшую школу экономических наук в Санкт-Галлене, Швейцария (1964), ограду фонда Маг в Сен-Поль-де-Вансе, аэропорт в Барселоне (1970), Стеклянный павильона всемирной выставке в Осаке (1970) и другие.

В 1950-1970-х годах Миро продолжает интересоваться скульптурой. Он делает модели из различных подручных материалов, некоторые из которых были позже отлиты в бронзе. Картины этого периода, ориентированы на первобытную живопись и детский рисунок, становятся «пустыми».

Умер Миро в Пальма-де-Мальорка в 1983 году, оставив после себя по крайней мере 2000 картин, 500 скульптур, 400 керамических работ и 5000 рисунков и коллажей. Он оказал огромное влияние на послевоенное искусство в Соединенных Штатах. В 1975 году, в Барселоне, в Центре изучения современного искусства, был основан фонд Хоана Миро. В 1992 году студия художника в Пальма-де-Майорка была превращена в его музей.

Источник (полная версия): http://www.yourdreams.ru/gallery/pages/joan-miro-1.php

Стиль Миро

В принципе, искусство Хуана Миро с точки зрения чистой пластики могло бы трактоваться и как беспредметная живопись. Его полотна настолько плоскостны, игра форм и линий сама по себе настолько выразительна и богата, что взаимодействие угадываемых предметов, их детали и тем более связь с бессознательным воспринимались бы скорее так, как происходило в работах Кандинского — на уровне не материальном, а совершенно эмоциональном.

В какой-то мере все эти фарандолы форм напоминают поэтику Клее или Кандинского (глубоко почитаемого Хуаном Миро), изъятую из их мира тонкой недосказанности, намека, глубоких подтекстов. «Картинный зал души» Миро существует при ярком свете современных ламп, он прекрасен своей ясностью, хотя и ограничен ею. Образы, которые в произведениях Эрнста, позднее — Дали вызывали оторопь своей ненужной натуралистичностью, у Миро сведены к изящной декоративной арабеске, к своего рода балету, пантомиме, весьма условному изобразительному спектаклю, рядом с которым сумеречные и натуралистические персонажи, кровавые детали и прочее выглядят уступкой невзыскательному зрителю.

Бретон считал Миро «самым сюрреалистским» среди всех сюрреалистов. И это не было преувеличением. Исключительно живописными средствами (на уровне только цвета, абстрактных форм и линий, освобожденных от какой-либо литературщины) сюрреалистический дух с наибольшей силой передал именно Миро.

Его картины — это окна в некие космические или духовные миры, наполненные уникальной духовно-органической жизнью, отличной от всего того, что известно нам на Земле. Ощущается, что перед нами высокохудожественное выражение некоего эзотерического знания, мистического опыта проникновения в иные реальности, которое не может быть реализовано в нашем мире никаким иным способом.

Для большинства картин Миро характерно создание художественного пространства путем живописной гармонизации нескольких одноцветных (но колористически тонко проработанных, насыщенных системой цвето-тоновых отношений) достаточно плотных туманностей, плавно перетекающих друг в друга. Обычно используются сине-голубые, зеленые, желто-коричнево-охристые гаммы для отдельных туманностей. На ранних этапах (в 20-е г.) для создания ирреального пространства картины нередко использовались не туманности, а абстрактные локальные цветные плоскости (ярко-желтого, красного, синего, зеленого, иногда черного цветов).

Затем эти пространства населяются абстрактными и полуабстрактными причудливыми формами самых различных конфигураций (фантазия Миро в этом плане безгранично изобретательна), большинство из которых под кистью мастера наполняются духом живых органических существ различной жизненно-энергетической сложности и духовной насыщенности: от примитивных амебообразных существ, через некие зоо- и антропоморфные существа, как бы сошедшие с детских рисунков, до сложнейших иероглифических и абстрактных цветоформных образований, излучающих мощную духовную энергию неизвестной природы, активно воздействующую на психику реципиента.

Более характерным для его художественного видения является проникновение (и презентация в своем творчестве) в миры, наполненные внеземным, но близким нам космическим эросом, тем эросом, который открывался, кажется, древним эзотерикам в их сакрально-экстатических мистериях и культовых оргиях. Некоторые работы Миро, особенно позднего периода, для которого характерны предельная напряженность немногих крупных контрастных цветоформ, использование жирного черного контура, иероглифоподобных черных знаков, пронизаны каким-то пророческим, апокалиптическим духом.

Источники: Герман М.Ю. Модернизм, Бычков В.В. Эстетика

Описания картин

Портрет Винсента Нубиолы (1917)

Портрет Винсента Нубиолы
(1917)

Нубиола был профессором земледелия в Школе изящных искусств в Барселоне. Миро познакомился с ним во время учебы в барселонском обществе “Cercle Artístic de Sant Lluc” в 1913 году, а спустя четыре года написал его портрет и включил его в одну из самых ранних своих выставок в барселонской Галерее Далмау. Эта картина является одним из шедевров раннего Миро, когда он экспериментировал с кубизмом и фовизмом. Некоторые критики предполагают, что работа могла быть написана под влиянием Ван Гога, которым Миро восхищался. На картине изображен Нубиола, сидящий в кресле возле стола, на котором находятся фрукты, графин с вином и растение в горшке. Плоский фон позади фигуры украшают треугольники и дуги, расстегнутый ворот красной рубашки Нубиолы указывает на его политический радикализм. Позже Миро написал автопортрет, где изобразил себя в такой же рубашке. Работа была приобретена Пикассо.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_Винсента_Нубиолы

Ферма (1921-22)

Ферма (1921-22)

Ферма — картина Миро, написанная им между летом 1921 года, проведенным в Монт-роч-дель-Камп, и зимой 1922 года в Париже. Это своего рода инвентаризация загородного дома, принадлежавшего его семье в Монт-роч-дель-Камп. Миро считал эту работу ключевой в своей карьере, охарактеризовав ее как резюме всей своей жизни в сельской местности. Создание картины заняло 9 месяцев напряженной работы, по 7-8 часов каждый день, и отмечал, что 9 месяцев также и срок человеческой беременности. Он также писал, что хотел показать как горы, так и муравьев, жаловался, что в Париже тяжело было передавать дух Каталонии. При этом один из торговцев произведениями искусства всерьез предлагал разделить холст на 8 частей, чтобы его было легче продать.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ферма_(Картина_Миро)

Каталонский пейзаж. Охотник (1923-24)

Каталонский пейзаж.
Охотник (1923-24)

Написанная в 1923-1924 годах картина Миро «Каталонский пейзаж. Охотник» — это уже не сюжетная композиция, а, скорее, магическая формула. Только наша фантазия способна воссоздать целое из разбросанных по полотну деталей, отдельных геометрических фигур, прямых, ломаных, извилистых линий, неуловимых языков пламени. Это архетипические знаки, мифологемы, сопоставление, противопоставление которых делает композицию напряженной и динамичной. Значение каждого можно расшифровать. Например, Солнце и Луна — это вечно противоборствующие мужское и женское начала. Треугольники — знаки вездесущего пола. А землю и небо соединяет лестница Иакова… Таинственные знаки не выдуманы художником. Они им открыты в процессе глубокого изучения традиционного и народного искусства. И именно потому доступны для понимания практически каждым человеком, к какой расе он бы ни относился и на какой ступени развития цивилизации ни находился.

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/920-miro.html

Голова каталанского крестьянина (1924-25)

Голова каталанского крестьянина — символическая последовательность картин маслом и карандашом, сделанных между 1924 и 1925 годами. Миро начал работу в тот же год, в который Андре Бретон опубликовал свой «Манифест сюрреализма: Растворимая рыба». Частично серия была сделана в Париже. Для Миро «крестьянский» означает его связь с сельским знанием, перекликается с каталонской идентичностью. Работа показывает связь Хуана Миро с родиной на протяжении всей его карьеры. Миро создал эту серию в ответ на запрет каталанского языка Мигелем Примо де Риверой. Он был также под влиянием сельской местности Баш-Камп. Согласно одной интерпретации, последовательность картин Миро — в прогрессивном упрощении одной и той же сцены. Кристофер Грин, в свою очередь, говорит, что это не совсем линейная тенденция к упрощению, а, скорее, дилемма, внутренняя дискуссия между художником, который создает заполненное живописное пространство. В картинах показывается синтетическое представление фигуры каталанского крестьянина с повторением таких символов, как треугольная голова, борода и красная шляпа (барретина). Фон картин нейтрален, желтого или синего цвета.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Голова_каталанского_крестьянина

Ритмические фигуры (1934)

Ритмические фигуры
(1934)

Здесь присутствуют и призраки манекенов Кары, и страшноватые существа — реминисценции эрнстовских монстров, но все это сведено к лаконичным, ярким, танцующим формам, которым яростно-изысканный колорит, напоминающий мелькание театральных прожекторов на сценическом заднике, придает ощущение драматического, но веселого представления.

Источник: Герман М.Ю. Модернизм

Мужчина и женщина перед кучей экскрементов (1935)

Мужчина и женщина перед
кучей экскрементов (1935)

Картина была сделана на листе меди за неделю между 15 и 22 октября 1935 года. По словам Миро, это результат попытки изобразить трагедию и ужасы Гражданской войны в Испании. Картина была одной из двенадцати работ, известных как «Дикие картины». Половина из них была написана на меди, а половина — на мезоните. Они были созданы в период общественных беспорядков в Испании, приведших к гражданской войне. Миро говорил, что это картина о периоде беспокойства. На картине изображены мужчина и женщина, тянущиеся друг к другу в объятья, но не движущиеся. Увеличенные половые органы и зловещие цвета были описаны как «полные отвращения и гадливой сексуальности». Фигуры передают пессимизм Миро в отношении ситуации в Каталонии. Критики называют эту картину «ключевой» из серии работ, представляющих предчувствия Миро о предстоящей гражданской войне. Эффектом светотени создается черное небо, на фоне которого выделены разрозненные фигуры. Миро решил назвать картину по-французски, а не по-испански. По словам Миро, упоминание экскрементов отсылает к Рембрандту, который говорил, что, когда он начал писать картины, рубины и алмазы находились в навозных кучах.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мужчина_и_женщина_перед_кучей_экскрементов

Метаморфоза (1935-36)

Метаморфоза (1935-36)

Метаморфоза (Metamorphosis) — серия коллажей-зарисовок Миро, сделанных между 1935 и 1936 годом. Серия стала интерлюдией к серии «Картины на мазоните». Как и последующая, серия вдохновлена отношением художника к политической ситуации на тот момент в Испании в целом и в Каталонии в частности, когда в правительство вошли консервативные министры, что вызвало ряд широких протестов.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Метаморфоза_(Миро)

Картины на мазоните (1936)

Картины на мазоните — серия из 27 абстрактных картин, созданных Миро летом 1936 года — сразу после начала Гражданской войны в Испании 18 июля. Картины выполнены маслом, песком, дегтем и казеином на мазоните. С этими работами закончился период творчества Миро, известный как «Дикие картины». С началом Гражданской войны Миро стал рисовать не факты, но рисовать ради процесса, устраивая нечто вроде экзорцизма. Фигуры монстров заменены на прямую атаку художника на полотно. Хотя было предположено, что эти работы представляют собой реакцию Миро на эмоциональное и физическое потрясение в стране, но сам художник утверждал, что они были произведены «несмотря на события». Работы были выполнены в Монт-роч-дель-Камп и в Барселоне. Вскоре после окончания работы над картинами художник покинул страну и уехал осенью 1936 года в Париж, где оставался четыре года.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Картины_на_мазоните

Обнаженная, поднимающаяся по лестнице (1937)

Обнаженная,
поднимающаяся
по лестнице (1937)

Обнаженная, поднимающаяся по лестнице — рисунок карандашом и углем Миро, сделанный в 1937 году. Миро нарисовал «Обнаженную…» во время Гражданской войны в Испании. Он жил в Париже и начал посещать курсы живописи Grande Chaumiere. Миро обратился к построению человеческой фигуры, чтобы изобразить драму, которая в то время проходила в Каталонии. Это чувство передано формами, использованными для изображения сюжета. В верхнем правом углу расположено своего рода окно или отверстие, в котором можно увидеть падающие в комнату лучи света. Женщина делает правой рукой жест, который в других работах Миро служил символом бегства, ухода от реальности. Этот рисунок связан с картиной «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» Марселя Дюшана, а искажения фигуры передают суть испанской гражданской войны. Но даже Дюшан не был первым, кто обратился к теме женщины на лестнице. Его предшественником был Эдвард Мейбридж, который в серии своих ранних фотографий запечатлел обнаженную женщину, спускающуюся по лестнице.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Обнажённая,_поднимающаяся_по_лестнице

Созвездия (1939)

Созвездия — серия из 23 небольших гуашей Миро, начатых в 1939 году в Варанжвиль-сюр-Мере и законченных в 1941 году, между Мальоркой и Монт-роч-дель-Камп. В августе 1939 года, за год до начала Второй мировой войны, Миро с семьей покинул Париж и переехал в Варанжвиль-сюр-Мер, небольшой город в Нормандии. Здесь он написал лучшие 10 работ в серии, начиная с «Рассвета» и заканчивая «Масштабами бегства». Оставив Францию после вторжения немецких войск, Миро продолжал работать над серией на Мальорке, создав еще 10 картин. В 1941 году в Монт-роч-дель-Камп, в доме предков, он завершил серию тремя рисунками. В это время он начал делать наброски, позже превратившиеся в Барселонскую серию литографий. В этом цикле некоторые образы «Созвездий» нашли повторное воплощение.

Характерные символы «Созвездий» — силуэты звезд, птиц, женщин, — неразрывно связаны с обретением художником собственного образного языка и достижением творческой зрелости. Контуры символов пересекаются и находят один на другой, позволяя создавать своеобразные цветовые пятна в местах наложений. Впоследствии мастер постоянно использует этот прием. Все работы датированы, что позволяет восстановить хронологический порядок их появления. Основа работ написана в мягких тонах, в подавляющем числе работ полно пересекающихся черных линий и деталей, написанных основными цветами — красным, синим, желтым; работы напоминают астрономические карты, показывающие космическое пространство.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Созвездия_(Миро)

Барселонская серия (1944)

Барселонская серия — серия из пятидесяти черно-белых литографий, созданных между 1939 и 1944 годами и опубликованных Миро в 1944. Серия считается печатной версией масляной серии Миро «Созвездия». Литографии показывают искаженные образы животных, в том числе людей. Картины являются реакцией на Гражданскую войну в Испании, проходившую в то время. Миро использовал навыки печати, с которой экспериментировал с 1930-х, чтобы создать не то 50 произведений, не то по сути одно. Он показывает бессильных людоедов, которыми могут быть Франциско Франко и его генералы, или выдуманный диктатор Убю Рои, придуманный Альфредом Жарри в 1898 году.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Барселонская_серия

Триптих «Голубое» (1961)

Живописные миры Миро часто музыкальны, поэтичны, крайне насыщены и разнообразны. Они бывают наполнены десятками самых причудливых формо-существ, а могут быть и очень лаконичны, как триптих «Голубое» 1961 г., на крупноформатных голубых полотнах которого изображено только по нескольку черных небольших пятен и по одному красному. На третьем полотне — всего одно черное пятно и одно красное с длинным хвостом — тонкой черной линией. Тем не менее триптих обладает духовно-медитативной силой, намного превышающей некоторые его «многонаселенные» картины. Холодный трансцендентализм, которым дышит этот триптих, чужд, однако, большинству работ Миро.

Источник: Бычков В.В. Эстетика

Май 1968 (1968-1973)

Май 1968 (1968-73)

Май 1968 — картина Миро, написанная между 1968 и 1973 годами под впечатлением от майских событий во Франции 1968 года. Майские события 1968 — социальный кризис во Франции, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и всеобщую забастовку. Привел в конечном счете к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля, и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе. Миро симпатизировал движению. На белом фоне, художник сделал яркие пятна в цветах, характерных для этого его творческого периода: в синем, красном, зеленом, желтом и оранжевом. Эти пятна цвета раздавлены толстыми цветными черными линиями, черными отпечатками рук, в центре расползается большое черное пятно.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Май_1968_(картина_Миро)

Надежда штурмана (1968-73)

Надежда штурмана I
(1968-73)

Надежда штурмана — серия из восьми картин маслом на холсте, написанных Жоаном Миро между 1968 и 1973 годами. В этих работах видна техника, часто использовавшаяся художником в 1968 году — красочная графика на черном фоне или, наоборот, цветные пятна на темном фоне и прямые черные линии. В картинах, по сравнению с работами о Гражданской войне в Испании, меньше драматизма, меньше черного цвета, больше округлых форм белого цвета; черный фон компенсируется цветными пятнами. В период написания картин Миро жил на Мальорке, где укреплял свой стиль и вновь стал интересоваться восточной культурой. Жак Дюлен говорит о том, что на Миро повлияло японское искусство; по словам Пилара Кабаньяса в Мадридский университет Комплутенсе, это влияние было взаимным.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Надежда_штурмана

Надежда осужденного (1974)

Надежда осужденного — серия из трех картин, написанных Миро в 1974 году. Суть картин составляет линия, которая прерывается, как была прервана жизнь Сальвадора Пуча Антика. В последние годы правления Франко в Испании произошло несколько судов, потрясших Миро. Миро нарисовал этот триптих в связи с прошением о помиловании, которое он делал для молодого анархиста Сальвадора Пуча Антика. Работа явилась результатом двухлетней подготовки, в ходе которой Миро сделал несколько подготовительных рисунков с вариациями одной и той же идеи. Идеи были зарисованы в феврале 1974 года, но картины не были закончены до следующего месяца, когда состоялась еще одна казнь.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Надежда_осуждённого

Руки, летящие в сторону созвездий (1974)

Руки, летящие в
сторону созвездий (1974)

Картина — часть особенных последних работ Миро, в которых обильно использование черного и значительное сокращено использование других цветов в сравнении с черным. Это, вместе с видимым безразличием к нанесению краски на холст, с появлением капель и брызг, дает работе большую силу и агрессивность. Агрессивно, но больше по форме, чем по содержанию. Эти работы не должны быть истолкованы как крик протеста, это скорее искреннее и спонтанное проявление чувств художника.

Источник: http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Руки,_летящие_в_сторону_созвездий

Символ птицы (1978)

Символ птицы (1978)

Миро создал эту работу для музея Эдвина Ульриха в Университете Уичиты. Эта мозаика — одна из самых больших живописных работ Миро, начатая, когда ему было 79 лет, и законченная, когда ему было 85. Это была первая стеклянная мозаика Миро, и, хотя он надеялся сделать еще несколько, он умер до осуществления своих планов. Вся южная стена музея стала основой для работы 8,53×15,85 м, состоящей из миллиона кусочков мрамора и венецианского стекла, установленных на специально обработанной древесине, прикрепленной к бетонной стене на алюминиевой сетке. Хотя работа малоизвестна, она уникальна, так как является одной из последних работ в карьере Миро и является крупнейшей двумерной работой Миро в Северной Америке, единственной работой Миро в данном музее.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Символ_птицы

Стена (1979)

Стена (1979)

Стена Миро — мозаика на стене Музея имени Вильгельма Хака, сделанная в 1979 году. На стене изображены красочные и причудливые существа. Произведение было изготовлено Жоаном Гарди Артигасом, работавшим под руководством Миро. По макету 1:10, сделанному Миро, было изготовлено 7200 кусочков; на завершенной работе есть подписи обоих художников. Подпись Миро не датирована, у подписи Артигаса указан 1979 год. Работа была открыта одновременно с концом постройки музея, построенного для хранения пожертвованной коллекции Вильгельма Хака. В настоящее время стена потускнела из-за загрязнения, но не очищается из-за высокой стоимости процесса чистки.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Стена_Миро

Картины Миро

Под редакцией Tannarh’a, 2014 г.

Жоан Миро. Художник-поэт | Дневник живописи

Жоан Миро. Автопортрет. 1919 г. Музей Пикассо, Париж. Autoritratti.wordpress.com.

“Я пытаюсь использовать цвета, как слова, которые формируют стихи..” Жоан Миро

Жоан Миро – это абстракционизм и сюрреализм в одном флаконе. Приправленные лирикой и графикой. Соотечественник Пабло Пикассо и Сальвадор Дали, он умудрился не остаться в их тени. Создав свой неповторимый стиль.

Родился будущий художник в Барселоне в 1893 году. Интерес к рисованию Жоан проявлял уже с раннего детства. Но строгие родители намерены были дать сыну серьезное образование.

В 17 лет Жоан по настоянию отца устраивается помощником бухгалтера.

Однообразная, лишенная творчества работа пагубно отразилась на здоровье Жоана. На фоне нервного истощения он заболевает тифом.

Жоану понадобился целый год на лечение и восстановление от болезни. Больше родители не диктуют сыну своего мнения. И он наконец с головой окунается в искусство.

Первые работы. Фовизм и кубизм

Юноша очень увлекается модернизмом. Особенно его привлекают фовизм и кубизм.

Фовизму свойственна экспрессия и “дикие” цвета. Самый яркий представитель фовизма – Анри Матисс. Кубизм – упрощенное изображение реальности, когда картинка разбивается на геометрические составляющие. Здесь на Миро очень сильно влиял Пикассо.

Слева: Анри Матисс. Золотые рыбки. 1911 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Справа: Пабло Пикассо. Скрипка. 1912 г. Там же. Arts-museum.ru.

Первые картины Миро посвящает красотам Каталонии. На его пейзажах родные поля, пашни, деревни. Невероятное сочетание фовизма и кубизма.

В “Деревне Прадес” легко можно разглядеть и Матисса, и Пикассо. Это ещё не тот Миро, которого мы знаем. Он ещё в поисках себя.

Жоан Миро. Деревня Прадес. 1917 г. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк. Rothko-pollock.ru.

Да и публика его особо не признавала. Его первая выставка в 1917 году с треском провалилась. Видимо тогда консервативная Испания не была готова к такому искусству. До нас дошли слова одного критика по отношению к Миро: “Если это живопись, то тогда я Веласкес“.

Поэтический реализм

Миро решил поменять кардинально свой стиль. Настолько, что диву даёшься. Потому что художник стал работать в стиле поэтического реализма.

Он пишет пейзажи, выполненные очень тщательно и детально. Но это не фотографичность. Отсутствует трехмерность и плавные переходы от света к тени. Наоборот, изображение плоское. А каждая деталь как будто живет своей жизнью.

Самая знаменитая картина Миро в этом стиле – “Ферма”.

Жоан Миро. Ферма. 1918 г. Ru.wikipedia.org.

Конечно, такой реализм давался непросто. Над картиной Миро работал по 8 часов каждый день в течение 9 месяцев. Работу купил Эрнест Хемингуэй за 5000 франков. Первый успех, материальный в том числе.

Его автопортрет в начале статьи также написан в стиле поэтического реализма. Мы видим каждую морщинку и каждую складку на рубашке художника.

Но художник видимо почувствовал тупик. И решил, что на родине ему некуда дальше расти.

Абстрактный сюрреализм

В 1921 году Миро переезжает в Париж, где знакомится и близко сходится с сюрреалистами. И Миро меняет свой стиль уже в третий раз. Конечно, под влиянием сюрреализма.

Он все больше отходит от детализации к передаче эмоциональных и чувственных порывов. Миро комбинирует реальные и абстрактные формы. Круги, точки, облакоподобные объекты. Как на картине “Голова каталонского крестьянина”.

Жоан Миро. Голова каталонского крестьянина. 1925 г. Галерея Тейт, Лондон. Rothko-pollock.ru.

“Голова каталонского крестьянина” – одна из самых характерных картин Миро того времени. Сам он поддерживал слухи о том, будто вдохновение черпал в собственных галлюцинациях. Которые случались с ним в Испании на фоне голода.

Но вряд ли это было так. Мы видим чёткие линии, формирующие изображение. Все выверено по линейке. Как-то такая тщательность совсем не вяжется с бездумным выражением собственного бессознательного.

В те же годы была создана картина “Карнавал Арлекина”.

Жоан Миро. Карнавал арлекина. 1924-1925 гг. Художественная галерея Олбрайт-Нокс, США. Artchive.ru.

Вам не кажется, что она очень похожа на “Ферму”? Такое же нагромождение деталей, которые можно рассматривать часами. Только эти детали фантастичны, в духе сюрреализма.

Миро пришёл к тому же, только немного добавив модного сюрреализма. И понравился французской публики. Наконец пришёл успех. О нем говорят, его приводят в пример, на него равняются.

В 1929 году Жоан Миро женится. У него рождается дочь. Он полностью содержит свою семью своим трудом. Это наконец примиряет его с родителями. Которые осознали состоятельность сына, как художника.

С 1936 по 1939 в Испании – гражданская междоусобица. Художник откликается на эти события двумя произведениями: монументальным “Жнец” (ныне утрачен) и “Натюрмортом со старым башмаком”.

Жоан Миро. Натюрморт со старым башмаком. 1937 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Ru.wikimedia.org.

Обыденные вещи изображены в нереальном свечении, будто художник сумел запечатлеть их в момент гибели.

А во время Второй Мировой войны Миро создал свою знаменитую серию “Созвездия”. Тут уже пришёл и мировой успех. Именно по этим созвездиям он наиболее узнаваем. В них все также видна давно созданная “Ферма”.

Жоан Миро. Созвездия: Любовь с женщиной. 1941 г. Институт искусств в Чикаго. Rothko-pollock.ru.

Продолжая эксперименты

Жоан Миро не ограничился абстрактным сюрреализмом. Он продолжал экспериментировать. Часть его работ даже сравнивают с Паулем Клее, другим ярким представителем модернизма.

Слева: Жоан Миро. Рассвет. 1968 г. Частная коллекция. 2queens.ru. Справа: Пауль Клее. Три цветка. 1920 г. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария. Rothko-pollock.ru.

На самом деле в этих работах мало, чего общего. Большие цветовые пятна в стиле Гогена. Но все остальное – разное. Миро фантазирует. Нужно очень сильно постараться, чтобы в его “Рассвете” увидеть реальный рассвет. А вот Клее более предметен. Мы отчётливо видим цветки.

По окончании Второй мировой войны Жоан Миро осуществил свою давнюю мечту о монументальном искусстве: он создает настенное панно в ресторане отеля “Хилтон”.

Миро-скульптор

В настоящее время творчество Миро можно увидеть по всему миру. В виде причудливых скульптур. Как будто созданных инопланетными существами.

Самые знаменитые из них –  “Женщина и птица” в Барселоне и “Мисс Чикаго” в США.

Слева: “Женщина и птица”. 1983 г. Парк Жоана Миро в Барселоне. Ru.wikipedia.org. Справа: “Мисс Чикаго”. 1981 г. Деловой центр Чикаго-луп, США. TripAdvisor.ru.

Это, конечно, грандиозные скульптуры, под 20 м каждая. Есть у Миро скульптуры и поменьше, в 1,5 человеческих роста. Как, например, “Персонаж”. Его авторские копии можно также увидеть по всему миру.

Жоан Миро. Скульптура “Персонаж”. 1970 г. Фонд Жоана Миро в Барселоне. Pinterest.ru.

В 1975 году был открыт Фонд имени Жоана Миро, в котором в настоящее время находится 14 тысяч произведений мастера.

Думаю, Миро был одним из немногих художников во все времена, который успел осуществить все свои замыслы. Хотя продолжал работать до последнего дня своей долгой жизни.

Умер художник в 1983 году в своем доме на Пальма-де-Майорке в возрасте 90 лет.

Жоан Миро в России

Его работы русские музеи не закупали. Поэтому в России хранится только одна работа “Композиция”, подаренная в 1927 году самим художником.

Жоан Миро. Композиция. 1927 г. Галерея искусства Европы Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А.С. Пушкина), Москва. Arts-museum.ru.

Немало его работ есть в частных коллекциях, которые иногда бывают доступны широкой публики. Но все же для изучения его творчества лучше ехать в Испанию и Францию.

Подведем итог

– Жоан Миро – один из самых ярких представителей модернизма. Наравне с Пабло Пикассо и Паулем Клее.

– Стиль Миро менялся кардинально несколько раз. В этом он уступает лишь многогранному Пикассо. Достаточно посмотреть на один и тот же сюжет в разные годы. Например, материнство.

Слева: Материнство. 1908 г. Музей Марасель, Испания. Справа: Материнство. 1924 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. Rothko-pollock.ru.

– Жоана Миро скорее причисляют к сюрреалистам. У него немало работ, в которых название никак не вяжется с изображением. Излюбленный приём сюрреалистов.

Да и сами названия абсурдны, но очень поэтичны. “Улыбка пылающих крыльев”…

Жоан Миро. Улыбка пылающих крыльев. 1953 г. Фонд Жоана Миро, Барселона. Pinterest.ru.

– Миро – один из немногих художников, которые вкусили успех и славу при жизни. Его наследие огромно. Его работы до сих пор часто продаются на аукционах.

 

 

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Похожее

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение

Так вот, о наскальной живописи. Древнейшие ее образцы в Европе – им около 40 тысяч лет – представляют собой точку, отпечаток ладони и изображение женской пиписьки. Т.е., грубо говоря, уже самые первые европейские художники ценили в искусстве непонятку, самопрезентацию и похабство. Теперь вы видите, какую богатую традицию имеют «Черный квадрат», выходки концептуалистов и голый Кулик. Ну, а насчет того, что с тех седых времен ничего великого не было создано, Миро (1893-1983), конечно, загнул. Любил он эпатажно взбодрить информационное поле, чего уж там*. Что же касается непонятки, самопрезентации и похабства – то этого в его работах хватает. Сами увидите.

Странно, что Миро-папа, ювелир, сын кузнеца и внук изготовителя мебели – т.е. представитель семейной традиции, связанной с искусством – хотел определить Миро-сына по бухгалтерской линии. Будешь, говорит ему, всю жизнь цифры считать. Хотя сынок-то больше всего как раз рисованием интересовался. Из-за этого ужасного семейного деспотизма пришлось Миро-юноше закончить какой-то торговый техникум и даже поработать малость по профессии. Правда, папаша разрешил ему параллельно учиться в барселонской Академии изящных искусств, где незадолго до этого набирался ума сам Пикассо. Неразрешимый конфликт между счётами и палитрой разрешился благодаря тифу – Миро долго болел, а потом еще долго пребывал ослабленным и не мог регулярно составлять нормативную калькуляцию по действующим нормам. В общем, плюнул папенька и разрешил сыну стать знаменитым художником.

Миро еще поучился в частной художественной школе в Барселоне, понаделал картинок и устроил в 1917 году свою первую персоналку. Он выставил шестьдесят с лишним в основном фовистских работ – для Барселоны это тогда было круто – но ни одну не продал – для барселонцев это было еще чересчур круто.

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение


Портрет Энрико Рикара

Но Миро не загрустил, а продолжил работу. Как обычно бывает у художников в начале карьеры, его стиль быстро изменился. Миро вступил в период поэтического реализма.

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Огород с ослом

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение


Следы телеги

В сущности, это уже были совершенно самостоятельные работы, которые гарантировали Миро место в истории испанского искусства. Поэтичности этот реализм достигает за счет большого количества мелких деталей, написанных хоть и обобщенно и декоративно, но тщательно и с любовью. Это напоминает работы мастеров Северного Возрождения, на которых тоже дотошно и любовно перечислены все мелочи, составляющие в совокупности мироздание – ведь каждую их этих мелочей создал Бог, следовательно, она прекрасна, и пренебречь ею никак нельзя. При этом видно, что Миро, как и положено авангардисту, любит в первую очередь не натуральную мелочь, наблюдаемую в природе, а ту, которая у него в картине – больно уж она у него условна, затейлива и хорошо вписана в декоративно организованную плоскость. Это обилие мелких и правильно расположенных мелочей надолго станет одним из важных формообразующих принципов в творчестве Миро. Как и наивный детский взгляд на мир.

Ну, а потом Миро, опять же, как и положено авангардисту, уехал в Париж, где познакомился с земелей Пикассо и попал на время под обаяние кубизма.

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Натюрморт с кроликом

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение


Стоящая обнаженная

Прямо скажем, кубизма тут не очень много, а тот, что имеется – это весьма своеобразный кубизм. Ну да, тут есть несколько точек зрения, есть силовые линии в пространстве. Но обилие тех же деталей (в «Кролике»), цветовая гамма и набор предметов совсем не кубистические. Петухов в кубизме не держали. Но, бог с ним, с кубизмом, он, к тому времени, к 1923-24 гг., был уже не актуален. Сюрреализм маячил на горизонте.

В те времена Миро снимал мастерскую в районе Монпарнас, на улице Бломе. Соседом был интуитивно продвигавшийся в сторону сюрреализма Андре Массон. Туда же двигался Миро. Вот его характерные работы того периода:

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Вспаханная земля

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Каталонский пейзаж

В мастерские на Бломе постоянно шлялись, почуяв родное, дадаисты типа Тристана Тцары и Пьера Реверди. Ну, еще там тусовались, скажем, Генри Миллер и Э. Хемингуэй, но это к делу не относится. А вот то, что там часто пребывали Антонен Арто, Поль Элюар, Робер Деснос и Жан Дюбюффе, относится. Ну, и понятно, какие там разговоры велись, с такой-то публикой. Психоанализ, подсознание, бессознательное, то, сё, фиго-моё, архетип-шмархетип. А потом там появился Бретон и придал этим разговорам твердую методологическую базу и теоретическое обоснование. Он еще купил несколько работ Миро, что было более чем актуально – Миро, в основном, питался тогда финиками. Вскоре появился первый манифест сюрреализма, и Миро был среди его подписантов. «Миро — самый большой сюрреалист среди нас», — говорил тогда Бретон.

До сих пор еще сюрреализм в массовом сознании ассоциируется с Дали**. Но в том-то и дело, что абстрактные местами работы Миро в той же степени репрезентуют сюрреализм, что и работы Дали. Ну, сколько можно это говорить? Все, в последний раз повторяю, больше не буду.

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение


Собака, лающая на Луну

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Карнавал Арлекина

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение


Человек, бросающий камень в птицу

«Может быть, у Хуана Миро есть только одно желание — забыть обо всем и рисовать, только рисовать, отдаться этому чистому автоматизму, к которому я неустанно призываю, ценность и глубокую мотивацию которого Миро, как я подозреваю, проверил самостоятельно, только очень бегло. Не исключено, что он будет считаться наиболее сюрреалистическим из нас всех», — это сказал Бретон, а ему верить надо.

Сюрреализм Миро рожден в той части бессознательного, где находятся детские и первобытные переживания – они же очень близки и похожи. Как близки и похожи онтогенез и филогенез – такие картинки, как у Миро, могли бы писать/рисовать и дети, и люди неолита. Только, в отличие от других сюрреалистов, у Миро эти переживания почти всегда позитивные. Вот редкие примеры негатива:

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Мужчина и женщина перед кучей дерьма

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Натюрморт со старым ботинком

Эти работы были им сделаны во время испанской гражданской войны, чем и оправдана их негативность. «Натюрморт» вообще удивителен – понятно, что он восходит к жанру vanitas, в котором иконографически обязательно изображение черепа. Здесь вместо черепа – старый ботинок, но все понятно.

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Тайны и созвездия. Любовь к женщине

За пределами же этих исключений Миро миролюбив и светел. Его работы населены какими-то биоморфными гротескными образованиями, которые смешны, витальны и самодостаточны. Еще про них можно сказать, что они – архетипичны, как бы находятся в нашем подсознании и несут в себе как бы изначальную символику жизни, оплодотворения, рождения и развития. Но не смерти. Они живут в каком-то пространстве, которое благодаря разомкнутости композиции представляется бесконечным, энергично и шумно перемещаются и удивительным образом не сталкиваются. Вообще, несмотря на достаточную плотность населения на квадратный сантиметр холста, работы Миро выглядят очень гармонично и уравновешенно. Такой хорошо организованный хаос. Немного похоже на работы Кандинского и Клее. А по общему безумию фантазии они напоминают архитектуру земляка Миро Антонио Гауди.

Сюрреализм, как вы уже знаете – вы же прочитали мой текст про него — повествует об истинной свободе, живущей в бессознательном. В изложении Миро эта свобода есть незавершенность, движение, гармония и красота, несмотря на всю неоднозначность того адреса, по которому она прописана.

Главные свои работы Миро сделал в 1920-30 гг. Позже он становится лаконичнее.

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Крыло жаворонка, воссоединяющее с золотисто-голубым сердце мака, спящего на усыпанном диамантами лугу

Тут очень бы хотелось сказать, что визуальную лаконичность Миро компенсирует вербальной обильностью, но это было бы неправильно. Склонностью к таким многоэтажным названиям сюрреализм отличался всегда.

В 1954 году Миро получил премию на Венецианской биеннале. Бретон, совершенно в робеспьеровском стиле эпохи бури и натиска, отлучил его от сюрреализма, не без оснований заявив, что сюрреализм должен находится в конфронтации с этим тупым и скотским миром и, естественно, награждаться им не может. Миро, и раньше-то не особо участвоваший в буйной социально-политической жизни сюрреалистов, особо не опечалился. Он продолжал работать.

Как многие стареющие и напряженно трудившиеся всю жизнь авангардисты, Миро начинает выходить за рамки живописи в керамику, скульптуру и монументальное искусство. Я тут покажу только его скульптуры, а то и так картинок много.

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Большое материнство

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Два фантастических персонажа

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Названия этой работы я не нашел – А. К.

Вот вам и непонятка, и самопрезентация, и похабство. Самопрезентация здесь – в виде легко узнаваемого стиля (похабство и непонятка – понятно где).

Бонус
Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Ферма

Одна из самых известных работ Миро 1922 года. Была куплена в рассрочку нищим тогда Эрнестом Хемингуэем. Во времена СССР я ее видел на обложке английского издания антисоветской книжки Дж. Оруэлла «Звероферма». Какое отношение она имеет к Оруэллу, до сих пор не понял.

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Голубая звезда

Буквально на днях эта работа 1927 года была продана на аукционе Sotheby’s за 23,6 млн фунтов стерлингов, чем установила новый рекорд по бабкам для работ Миро.

В 1928 году Миро ездил в Голландию и ходил в местные музеи. После чего сделал несколько ремейков работ голландцев XVII века. Тут они расположены так: сначала — первоисточник, потом – Миро.

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Ян Стен. Кошкины танцы

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Голландский интерьер

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Хендрик Сорг. Игрок на лютне

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Голландский интерьер-1

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Ян Стен. Утренний туалет

Хуан Миро. Наивный сюрреализм, рожденный в душе веселого каталонца, глядящей на мир как на свое продолжение
Голландский интерьер-2

 

* В 1927 году Миро заявил: «Я хочу убить живопись». Видимо, он не знал, что она уже убита «Черным квадратом» (когда Малевич его выставил, он сказал: «Я убил живопись»).

** Дали, кстати, к сюрреалистам привел именно Миро. Т.е. Дали и так бы, конечно, нашел к ним дорогу, но тем не менее.

 

Автор: Вадим Кругликов

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм — Искусство

На протяжении всей жизни Хуан Миро оставался верен главному принципу этого направления — освобождению творческого подсознательного начала из-под контроля логики и разума. Миро тем не менее отличался от остальных сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен. В 1940 г. художник Миро вернулся в Испанию и жил главным образом на острове Майорка, продолжая активно работать до глубокой старости.

 

Часть 1. Картины Хуана Миро, более реалистически передающие действительность.

 

 

Прадес, деревня


Хуан Миро родился 20 апреля 1893 года в Барселоне. Миро с детства был равнодушен к занятиям и наукам, но с удовольствием рисовал. Родители не поддерживали желание юноши стать художником, но с 1907 по 1910 гг. Хуан Миро прошел обучение в художественной школе, после окончания которой отец Жоана настоял на том, чтобы его сын стал помощником бухгалтера в аптеке. Практически сразу же Хуан Миро заболел тифом, и у него случилось нервное расстройство. Почти год уходит на восстановление сил, и в это время Миро усиленно занимается рисованием.

 

 

            Огород с ослом

 


В 1912 году Хуан Миро поступает в частную школу в Барселоне и хочет посвятить себя живописи целиком. К 1920 году Хуан Миро становится достаточно известеным художником. В этом году Жосеп Далмау (владелец салона — галереи, в прошлом — довольно посредственный художник) решает создать в Барселоне рынок для современного искусства и сооружает важную выставку французского авангарда, которая включила в себя также работы двух каталонцев — Хоакина Суниера и Жоана Миро. Далмау начал продвигать Хуана Миро еще четыре года назад.

 

 

 

         Ферма

 

В это время Хуан Миро усердно занимался живописью и познакомился со своими будущими друзьями — Мануэлем Грау и Энриком Рикаром. В этом же 1920 году Хуан Миро приезжает в Париж, где впервые знакомится с Пабло Пикассо.

 


В 1924 году появился на свет первый номер «Сюрреалистической революции», возглавляемый Андре Бретоном, отмечающий формирование сюрреалистов как доминирующей группы в парижском авангарде — группы , которая была ориентирована на ниспровержение авторитетов и настроена на подсознательное восприятие окружающего мира.

 

 

Чуть раньше был опубликован манифест сюрреалистов, а также было создано Бюро сюрреалистов. Все эти события сильно повлияли на Миро, сформировали его взгляды и явились источником вдохновения для многих его последующих работ. В 1926 году Миро приезжает в Испанию, в Кадакес вместе со своим торговым агентом Пьером Лёбом и знакомится там с Сальвадором Дали, которого позже приглашает в Париж.

 

Портрет Э.С. Рикарта


В тридцатые годы проходит много персональных выставок Миро в Париже, Нью-Йорке и Лондоне. Миро хочет внести в живопись и сюрреализм что-то новое и необычное. Так он начинает экспериментировать с песком, камнем, наждачной бумагой, бечёвками и другими подручными материалами. Позже Миро увлекла керамика. В 1948 году состоялась, пожалуй, самая большая и самая важная выставка в жизни художника: в галерее Маг.

 

25 декабря 1983 Хуан умирает в Пальма де Мальорка.

Про себя Хуан всегда говорил так: «Я начинаю рисовать, и, пока я рисую, картина сама утверждается под моей кистью. Когда я работаю, то некая субстанция становится для меня знаком женщины или птицы».

 

Достопримечательности. Огород с ослом.

 

 

 

Жена фермера

 

Портрет Гиберто Касаны

 

Натюрморт

 

 

 

Натюрморт с розой

 

 

Пейзаж а Монт-Руаж

 

Часть 2. Абстрактная живопись Хуана Миро

 

Купающаяся женщина. 1925 год.

 

Каталонский крестьянин с гитарой. 1924 год.

 

Голландский интерьер II. 1928 год.

 

 

                            Бутылка вина.

 

Поэтесса

 

Вспаханное поле

 

 

Созвездие. Пробуждение на рассвете.

 

Утренняя звезда

 

 

Карбидовая лампа

 

 

 

«Звёзды и улитка» — картина-поэма.

 

Бой быков

 

Охотник

 

Каталонский пейзаж (охотник)

 

Аппликация со шляпкой

 

 

 

 

 

 

 

 

   Цирк

 

 

Собака, лающая на луну

 

 

 

 

 

 

Часть 3. Скульптура и арт-объекты

 

 

Лунная птица

 

 

Без названия из серии II. 1947 год.

 

 

Мозаика на асфальте в Рамбле

 

Фонд Хуана Миро

 

Сад Хуана Миро

 

 

 

Сад Хуан Миро
(Jardin Juan Miro)

 

Этот маленький, уютный садик, спрятался среди высоких домов в одном из жилых кварталов Парижа. На фасаде одного из зданий можно найти памятную плиту, повествующую, что в августе 1944 года здесь находился командный пост руководителя освободительного движения Парижа полковника Фабьена.
 
В 1989 году здесь началось строительство сада в память о знаменитом испанском живописце, скульпторе и графике Хуане Миро (Juan Miro). Хуан Миро (1893-1983) — считается одним из лидеров абстрактного и сюрреалистического направлений в искусстве ХХ века. Его работы служили стимулом для многочисленных художников, в том числе, для создателей комиксов и анимационных фильмов. Миро содействовал возникновению и успеху важнейших художественных течений, возникавших в Испании, Японии, Франции, США и других странах. Его часто называют «Духовным отцом» современного авангарда.

 

http://www.gardener.ru/gap/garden_guide/page335.php

 

 

 

Рельефная конструкция, дерево, масло

1930 г.. Нью-Йорк

 

 

 

 

 

 

Жоан Миро – биография и картины художника в жанре Сюрреализм – Art Challenge

Жоан Миро-и-Ферра (под влиянием испанского языка пишется также Хоан и Хуан; кат. Joan Miro i Ferra, 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка) — каталонский (испанский) художник, скульптор и график. Направление его творчества — абстрактное искусство. Миро также близок к сюрреализму, работы художника похожи на бессвязные детские рисунки и содержат фигуры, отдалённо похожие на реальные предметы.

Жоан Миро родился в Барселоне в 1893 году. В 1900 году Миро поступил в частную школу, где посещал, помимо прочего, уроки рисования. В 1907 году поступил в Школу изящных искусств Ла Лонха у Модеста Урхеля, а в 1910 году закончил бухгалтерские курсы в коммерческой школе Барселоны. Годом позже художник заболел, лечился на родительской ферме в Монт-роч-дель-Камп. С 1912—1915 годах учился в частной художественной школе Франсиско Гали в Барселоне, в этом же году пишет первые картины. После учёбы Жоана Миро забрали на шестимесячную военную службу. В 1917 году — состоялась первая персональная выставка художника.

В 1920 году Миро приезжает в Париж, знакомится с Пикассо и другими художниками. В 1921 году художник работал над картиной «Ферма», купленной Эрнестом Хемингуэем. В 1928 году художник посещает Голландию, создаёт серию «Голландские интерьеры». В 1929 году Жоан Миро вступает в брак с уроженкой острова Майорка Пилар Хункоса Иглесиас. В 1930 году у художника рождается дочь Мария. В 1933 году в Барселоне проходит выставка коллажей Миро. В период гражданской войны (1936—1939), Миро живёт на своей ферме.

В 1937 году переехал в Париж, скрываясь от фашизма. В Париже Миро живёт в маленькой дешевой гостинице, пишет картину «Натюрморт со старым ботинком», рисует афишу «Помогите Испании!», призывая весь мир к борьбе с фашизмом. Во время Второй мировой войны Миро переезжает в Варанживиль, маленькую деревню на побережье Нормандии. В 1947 году Миро получает заказ на роспись стен ресторана «Ле Гурме» и террасы отеля «Хилтон» в Цинциннати. В 1948 году — Миро возвращается в Париж. В 1950 году Миро пишет фреску для Гарвардского университета, а в 1955 году расписывает стены парижского отделения Юнеско. В 1975 году в Барселоне основан Фонд Жоана Миро.

Миро испытывал сильное влияние фовизма, кубизма и экспрессионизма. Он развивается в живопись постепенно, например его работа «Ферма» (1921—1922). Он остаётся в Париже, его работы становятся более сказочными, совпадающими с сюрреализмом, но без следования этому движению. Во многих интервью и трудах в 1930, Миро хотел отказаться от обычных методов живописи, достичь форму современного выражения без соблюдения требований или эстетики этих методов.

Жоан Миро-и-Ферра (под влиянием испанского языка пишется также Хоан и Хуан; кат. Joan Miro i Ferra, 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка) — каталонский (испанский) художник, скульптор и график. Направление его творчества — абстрактное искусство. Миро также близок к сюрреализму, работы художника похожи на бессвязные детские рисунки и содержат фигуры, отдалённо похожие на реальные предметы.

Жоан Миро родился в Барселоне в 1893 году. В 1900 году Миро поступил в частную школу, где посещал, помимо прочего, уроки рисования. В 1907 году поступил в Школу изящных искусств Ла Лонха у Модеста Урхеля, а в 1910 году закончил бухгалтерские курсы в коммерческой школе Барселоны. Годом позже художник заболел, лечился на родительской ферме в Монт-роч-дель-Камп. С 1912—1915 годах учился в частной художественной школе Франсиско Гали в Барселоне, в этом же году пишет первые картины. После учёбы Жоана Миро забрали на шестимесячную военную службу. В 1917 году — состоялась первая персональная выставка художника.

В 1920 году Миро приезжает в Париж, знакомится с Пикассо и другими художниками. В 1921 году художник работал над картиной «Ферма», купленной Эрнестом Хемингуэем. В 1928 году художник посещает Голландию, создаёт серию «Голландские интерьеры». В 1929 году Жоан Миро вступает в брак с уроженкой острова Майорка Пилар Хункоса Иглесиас. В 1930 году у художника рождается дочь Мария. В 1933 году в Барселоне проходит выставка коллажей Миро. В период гражданской войны (1936—1939), Миро живёт на своей ферме.

В 1937 году переехал в Париж, скрываясь от фашизма. В Париже Миро живёт в маленькой дешевой гостинице, пишет картину «Натюрморт со старым ботинком», рисует афишу «Помогите Испании!», призывая весь мир к борьбе с фашизмом. Во время Второй мировой войны Миро переезжает в Варанживиль, маленькую деревню на побережье Нормандии. В 1947 году Миро получает заказ на роспись стен ресторана «Ле Гурме» и террасы отеля «Хилтон» в Цинциннати. В 1948 году — Миро возвращается в Париж. В 1950 году Миро пишет фреску для Гарвардского университета, а в 1955 году расписывает стены парижского отделения Юнеско. В 1975 году в Барселоне основан Фонд Жоана Миро.

Миро испытывал сильное влияние фовизма, кубизма и экспрессионизма. Он развивается в живопись постепенно, например его работа «Ферма» (1921—1922). Он остаётся в Париже, его работы становятся более сказочными, совпадающими с сюрреализмом, но без следования этому движению. Во многих интервью и трудах в 1930, Миро хотел отказаться от обычных методов живописи, достичь форму современного выражения без соблюдения требований или эстетики этих методов.

Сохранить

Созвездия (Миро) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Созвездия (англ. Constellations) — серия из 23 небольших гуашей Жоана Миро, начатых в 1939 году в Варанжвиль-сюр-Мере и законченных в 1941 году, между Мальоркой и Монт-роч-дель-Камп. Утреннюю звезду (The Morning Star), одну из важнейших работ серии, хранит Фонд Жоана Миро. Работы были подарком художника жене, позднее она передала их в Фонд[1].

История

В августе 1939 года, за год до начала Второй мировой войны, Миро с семьёй покинул Париж и переехал в Варанжвиль-сюр-Мер, небольшой город в Нормандии. Здесь он написал лучшие 10 работ в серии, начиная с «Рассвета» и заканчивая «Масштабами бегства».

Оставив Францию после вторжения немецких войск, Миро продолжал работать над серией на Мальорке, создав ещё 10 картин. В 1941 году в Монт-роч-дель-Камп, в доме предков, он завершил серию тремя рисунками. В это время он начал делать наброски, позже превратившиеся в Барселонскую серию литографий. В этом цикле некоторые образы «Созвездий» нашли повторное воплощение.

Описание

Характерные символы «Созвездий» — силуэты звёзд, птиц, женщин, — неразрывно связаны с обретением художником собственного образного языка и достижением творческой зрелости. Контуры символов пересекаются и находят один на другой, позволяя создавать своеобразные цветовые пятна в местах наложений. Впоследствии мастер постоянно использует этот приём. Все работы датированы, что позволяет восстановить хронологический порядок их появления.

Основа работ написана в мягких тонах, в подавляющем числе работ полно пересекающихся чёрных линий и деталей, написанных основными цветами — красным, синим, жёлтым; работы напоминают астрономические карты, показывающие космическое пространство[2].

Напишите отзыв о статье «Созвездия (Миро)»

Примечания

  1. [80.25.201.238:8081/cdm-fons-fjm/item_viewer.php?CISOROOT=/fons-fjm&CISOPTR=6296&CISOBOX=1&REC=1 Information about the work the Foundation website]. Foundation (2011).
  2. Walter Erben. [books.google.com/books?id=4BpZPQAACAAJ Miró]. — Taschen. — P. 103. — ISBN 978-3-8228-2358-3.

Литература

  • Clavero Jordi.J. Fundació Joan Miró. Foundation’s Guide. — Barcelona: Polígrafa, 2010. — ISBN 978-84-343-1242-5.

Отрывок, характеризующий Созвездия (Миро)

Ослабевший французский офицер был Рамбаль; повязанный платком был его денщик Морель.
Когда Морель выпил водки и доел котелок каши, он вдруг болезненно развеселился и начал не переставая говорить что то не понимавшим его солдатам. Рамбаль отказывался от еды и молча лежал на локте у костра, бессмысленными красными глазами глядя на русских солдат. Изредка он издавал протяжный стон и опять замолкал. Морель, показывая на плечи, внушал солдатам, что это был офицер и что его надо отогреть. Офицер русский, подошедший к костру, послал спросить у полковника, не возьмет ли он к себе отогреть французского офицера; и когда вернулись и сказали, что полковник велел привести офицера, Рамбалю передали, чтобы он шел. Он встал и хотел идти, но пошатнулся и упал бы, если бы подле стоящий солдат не поддержал его.
– Что? Не будешь? – насмешливо подмигнув, сказал один солдат, обращаясь к Рамбалю.
– Э, дурак! Что врешь нескладно! То то мужик, право, мужик, – послышались с разных сторон упреки пошутившему солдату. Рамбаля окружили, подняли двое на руки, перехватившись ими, и понесли в избу. Рамбаль обнял шеи солдат и, когда его понесли, жалобно заговорил:
– Oh, nies braves, oh, mes bons, mes bons amis! Voila des hommes! oh, mes braves, mes bons amis! [О молодцы! О мои добрые, добрые друзья! Вот люди! О мои добрые друзья!] – и, как ребенок, головой склонился на плечо одному солдату.
Между тем Морель сидел на лучшем месте, окруженный солдатами.
Морель, маленький коренастый француз, с воспаленными, слезившимися глазами, обвязанный по бабьи платком сверх фуражки, был одет в женскую шубенку. Он, видимо, захмелев, обнявши рукой солдата, сидевшего подле него, пел хриплым, перерывающимся голосом французскую песню. Солдаты держались за бока, глядя на него.
– Ну ка, ну ка, научи, как? Я живо перейму. Как?.. – говорил шутник песенник, которого обнимал Морель.
Vive Henri Quatre,
Vive ce roi vaillanti –
[Да здравствует Генрих Четвертый!
Да здравствует сей храбрый король!
и т. д. (французская песня) ]
пропел Морель, подмигивая глазом.

Миро. Созвездие Антони Ллена | Коллекторская деятельность

Даты

Художник Антони Ллена представляет большое созвездие рисунков Жоана Миро, занимающее целую комнату в разделе постоянной коллекции. Выбор Лены, состоящий из 150 работ из фондов Fundació, включает рисунки, которые лежат в основе самых известных работ Миро, и другие рисунки, которые художник повторял в течение многих лет, фактически никогда не превращая их в картины.В случае созвездия , работа Лены — это сам выбор.

Ллена выбрала эти рисунки в соответствии с эстетическими эмоциями, которые они вызывали в нем, и с тем фактом, что он узнает себя в произведениях. Во многих из них он видит самого личного, наименее красочного и наиболее иконоборческого Миро. Подвешивание всех этих рисунков, установленных рядом с двумя частями Лены, направлено на отображение противоположных концепций, сосуществующих в творчестве Миро, и стремится заполнить комнату, создавая захватывающую среду.Глазами Лены зрители увидят всю вселенную Миро.

Антони Ллена, который также часто работал с бумагой, уклоняется от историографического повествования и раскрывает свою близость к Миро. В то же время он подчеркивает важность коллекции рисунков Fundació, состоящей из почти восьми тысяч работ, которые редко демонстрируются из-за их хрупкости.

Антони Ллена, Et in Arcadia ego 11 , смешанная техника, 1995. Частное собрание.Фото: Антони Бернад © Антони Ллена, VEGAP, Барселона, 2020

Онлайн-билеты

,

100 Анализ и биография известных картин


Родился в 1893 году, Хуан Миро был известным испанским каталонским художником. Работал в скульптуре, живописи, работал керамистом. Он родился в портовом городе Барселона. На его творчество повлияло живописное побережье. город, и особый стиль, который он нашел в этом районе. Его отец был часовщиком, а мать работала ювелиром, что означает, что он приобщился к искусству и работал с различными видами искусства с юных лет. дом.Некоторые из восстановленных работ относятся к 1901 году, когда Хуану Миро было всего 8 лет.

Миро сначала учился в бизнес-школе, а также в художественной школе. Он начал свою трудовую карьеру, когда был подростком в качестве клерка. В 1911 году Миро преодолел серьезную битву с брюшным тифом, и примерно в то же время он бросил мир бизнеса полностью посвятить всю свою жизнь живописи. Раннее искусство Миро, как и искусство фовистов и кубистов, находящихся под таким же влиянием, выставленных в Барселоне, было вдохновлено работами Винсента Ван Гога. и Поль Сезанн.Сходство работ Миро с работами среднего поколения авангарда побудило ученых окрестить этот период периодом каталонского фовизма. В 1918 г. Хоан Миро был настроен для своей первой персональной выставки в галереях Далмау в Барселоне.

В 1919 году Миро совершил свою первую поездку в Париж, Франция, после чего он проводил зимы в Париже, а летом — в Монроиге. Его первая персональная выставка в Париже состоялась в 1921 году, и его картины этого периода отражают влияние кубизма.Его картина «Монтройг», например, имеет фронтальный геометрический узор, на который сильно повлиял кубизм.

Обработанное поле (1923–1924) стало поворотным моментом в творчестве Миро к личному стилю. Среди пейзажа с животными и изящно нарисованными предметами — большое ухо и глаз; таким образом на картине появляется лицо художника. Изменению в его искусстве способствовало знакомство с работами Пауля Клее (1879-1940), Василий Кандинский (1866-1944) и Жан Арп (1887-1966).

В 1920-х годах под влиянием работ психолога Зигмунда Фрейда литературное, интеллектуальное и художественное движение под названием сюрреализм искало революцию в борьбе с ограничениями рациональный ум; и, соответственно, они считали правила общества угнетающими. Сюрреализм также поддерживает марксистскую идеологию, которая требует ортодоксального подхода к истории как продукту материального взаимодействия коллективных интересов. и многие известные художники-сюрреалисты позже стали символами контркультуры 20-го века, такими как революционер марксизма Че Гевара.Во время пребывания в Париже Жоан Миро познакомился с сюрреализмом. Хотя Миро никогда присоединился к кругу сюрреалистов, сотрудничал с Максом Эрнстом, одним из ведущих сюрреалистов. В 1928 году он выставлялся с группой известных художников-сюрреалистов, в том числе Сальвадор Дали и Рене Магритт в Париже; несмотря на то, что сюрреализм оказал большое влияние на его работы, Миро сохранил свой личный стиль и отчетливая форма в большинстве работ, которые он распространял и выставлял.

В 1929 и начале 1930-х годов Хоан Миро заинтересовался формой искусства, где он работал с множеством коллажей.Это в конечном итоге привело его к созданию сюрреалистических скульптур, которые он создал и в этот период своей карьеры. В этот период он также был склонен экспериментировать со многими другими формами искусства и средствами выражения. Некоторые из них: гравюра, акварель, литографии, пастель, и он даже работал с росписью по меди. С этого периода есть 2 произведения, которые больше всего прославляет Жоан Миро; они представлены в виде двух скульптур, которые выставлены на выставке ЮНЕСКО в Париже; эти части называются «стена луны» и «стена солнца».

Известно, что в течение нескольких последующих лет Хуан Миро работал в различных формах искусства, создавал различные среды и использовал все типы методов работы для создания новых произведений. В течение следующих тридцати лет его карьеры большая часть его работы была сделана чтобы продемонстрировать свой особый стиль искусства и манеру, в которой он мог творить, независимо от того, с какими средами он работал. В это время большая часть его работ была также размещена в нескольких отдельных лицах, а также в группах. выставки, которые принесли известность его работам, и каталонскому стилю, вокруг которого он создавал большинство своих работ.

Я пытаюсь использовать цвета, например слова, которые формируют стихи, например, ноты, формирующие музыку. »
— Жоан Миро

Последний период в творчестве, которым больше всего известен Хуан Миро, пришелся на конец 1960-х, который продлился до его смерти, ознаменовав конец его художественной карьеры. В эти последние годы он уделял больше внимания по созданию общественных произведений искусства. Это происходило в форме монументальных произведений и публичных выставок, которые были специально созданы для удовольствия публики и должны были быть выставлены в нескольких разных местах.

Язык тела и свежесть, которые были изображены в его работах, были одними из самых известных характеристик, которые были обнаружены на холстах, созданных Хуаном Миро в более поздний период его карьеры. Особое внимание, которое он уделял материалу, над которым он работал, и четкие формы также были характерны для работ, которые он создал в последние годы своей карьеры художника.

В последние годы своей карьеры большая часть работ, созданных Хоаном Миро, больше интересовалась символизмом и передаваемым посланием, а не реальным изображением и точными чертами, которые были созданы в этих работах.Он будет меньше сосредотачиваться на теме изображаемой фигуры и больше сосредотачиваться на символе и послании, которое вытекает из финальной части, которая была изображена для широкой публики. Эксцентричный стиль, в котором творил Хуан Миро, является воплощением уникального подхода, который он проявил не только к создаваемым им произведениям, но и к миру искусства в целом, а также к множеству уникальных форм искусства, которые он создал в ходе своей прославленной карьера.

В 1976 году Центр современного искусства Фонда Жоана Миро был открыт в городе Барселона, который был его родным городом и куда он часто возвращался за своим вдохновением.В 1979 году, через четыре года после открытия, он был также был назван Почетным доктором Барселонского университета за проделанную им работу, а также за его влияние на искусство.

Миро не только проявил особый подход к творчеству, но также сосредоточился на ряде средств и форм в течение своей карьеры. Это сделало Хоана Миро одним из самых знаменитых испанских художников и создателем уникального стиля. за которым многие последовали спустя годы после его смерти в 1983 году.Наряду с Сальвадором Дали «Постоянство памяти» и Сын Человеческий — Рене Магритт, Пашня Жоана Миро и Карнавал Арлекина становятся культовыми образами движения сюрреализм.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *