Дом музей сальвадора дали в фигерасе – как добраться и купить билет, адрес и режим работы

Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе

Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе — один из самых известных музеев, полностью посвященных жизни и творчеству знаменитому художнику Сальвадору Дали. Музей считается последней великой работой Сальвадора Дали: всё в нем было задумано и спроектировано самим художником.

Музей занимает второе место в Испании по популярности среди туристов, уступая только музею Прадо в Мадриде.

Официальное открытие музея произошло 28 октября 1974 года.

История создания

Проект музея зародился в начале 60-х годов прошлого века, когда мэр Фигераса, где родился Дали, попросил художника пожертвовать городу одну из своих картин, но Дали решил пожертвовать не одну работу, а создать целый музей.

Музей-театр Дали построен на месте бывшего муниципального театра Фигераса, построенного в 1849 году. Здание городского театра находилось в разрушенном состоянии в результате пожара в конце гражданской войны в Испании: потолок оркестровой ямы рухнул, прихожая и комната отдыха были единственными частями, которые остались более или менее неповрежденными. Художник планировал использовать шарм развалин бывшего театра, чтобы разместить в них свой будущий музей.

С 70-х годов Дали посвятил все свое внимание этому музейному проекту, приняв участие в нем и конструируя его мельчайшие детали, пока он не стал реальным в 1974 году.

Одной из самых заметных особенности музея является прозрачный купол, который венчает здание: спроектирован он был архитектором Мурсии Эмилио Пересу Пинеро. Этот купол теперь стал эмблемой Театра-музея и иконой города Фигерас.

Внешне музей сохранил неоклассический облик театра, но украшенный несколькими мужественными скульптурами.

Экспозиция театр-музея Дали

В коллекции фонда «Гала-Сальвадор Дали» представлены все виды произведений искусства великого художника: картины, рисунки, скульптуры, гравюры, инсталляции, голограммы, стереоскопы, фотография и т. д. Из них около 1500 представлены на экспозиции в Театре-музее Дали в Фигерас.

Каждый зал в музее — образец высокого искусства со смелыми композициями из картин, скульптур, мебели, декораций и других удивительных вещей. Во многих комнатах стены и потолки полностью закрыты большими настенными рисунками: одни из них — оригинальные композиции, сделанные специально для этого музея, другие — увеличенные копии его знаменитых картин.

Виртуальный тур по Театру-музею Дали

Под основным этажом здания находится склеп, где хранится могила Сальвадора Дали. Несмотря на последнюю волю художника — обрести покой в замке Пуболь — его похоронили в Театре-музее спустя два дня после смерти, 25 января 1989 года.

Режим работы и цены на билеты музея-театра Дали 2019

Режим работы театра-музея зависит от сезона:

  • С 1 января по 28 февраля:с 10:30 до 18:00 (последний вход в 17:15). Понедельник — выходной.
  • С 1 марта по 31 марта:с 09:30 до 18:00 (последний вход в 17:15). Понедельник — выходной (кроме 26 марта).
  • С 1 апреля по 30 июня:с 09:00 до 20:00 (последний вход в 19:15). Понедельник — выходной (кроме 2 и 30 апреля, 7 и 21 мая).
  • С 1 июля по 30 сентября:с 09:00 до 20:00 (последний вход в 19:15).
  • С 1 октября по 31 октября:с 09:30 до 18:00 (последний вход в 17:15). Понедельник — выходной.
  • С 1 ноября по 31 декабря:с 10:30 до 18:00 (последний вход в 17:15). Понедельник — выходной (кроме 31 декабря).

С 28 июля по 1 сентября музей дополнительно работает в ночное время: с 22:00 до 01:00 (последний вход в 00:30).

Уточняйте актуальный график работы на официальном сайте

Цены на билеты:

  • полный билет — 14 евро
  • льготный билет (студенты и пенсионеры при предъявлении документа) — 10 евро
  • группы больше 25 человек (требуется предварительная регистрация) — 9 евро
  • «ночное» посещение — 15 евро.

Купить билеты в музей Сальвадора Дали можно непосредственно на месте в кассах музея или онлайн на официальном сайте музея.

Как добраться из Барселоны до театра-музея Дали

Самостоятельно до театра-музея Дали можно добраться как на автомобиле, так и общественным транспортом: поездом или автобусом.

Поездка на автомобиле из Барселоны займет 1–1,5 часа по дороге АР-7 Барселона — Ла-Жункера до съезда на Фигерас. Расположение парковок вблизи музея доступно на google-картах.

Железнодорожным транспортом вы можете добраться из Барселоны от вокзала Sants до Фигареса за 2 часа. Электричка из Жироны будет идти 15 минут. Театр-музей Дали находится в 12 минутах ходьбы от железнодорожной станции Фигарес.

Из аэропорта Барселоны через Жирону курсирует автобус 602. Время в пути — 2 часа. Расписание автобуса доступно по ссылке.

Для заказа такси вы можете воспользоваться службой Non stop, рекомендованной на сайте музея.

Театр-музей Сальвадора Дали на google-панорамах:

Видео о театре-музее Сальвадора Дали:

www.tourister.ru

Удивительный театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Наше виртуальное путешествие

Маленький испанский городок Фигерас, наверняка, оставался бы провинциальным и никому неизвестным, если бы тут не родился гений сюрреализма. Вернувшись в конце своей жизни на Родину, Сальвадор Дали, лично занимался созданием одного из самых необычных музеев. Благодаря этому, Фигерас сегодня знаменит на весь мир не только, как место рождения гения, но и место расположения уникального музея.

Поэтому, планируя отпуск в Каталонии, большинство туристов предпочитает зарезервировать день, для того чтобы посетить музей Сальвадора Дали в Фигерасе.

Немного о создателе

Будущий художник родился в семье нотариуса, но очень рано начал увлекаться искусством. Уже в пятнадцатилетнем возрасте юный художник провел свою первую выставку. Местом выставки послужил театр в его родном городке.

В семнадцать лет юных художник оставляет родной городок и едет в столицу для получения образования. Здесь он не только поступает в Академию художеств, но и знакомится с множеством интересных людей, которые оказали немалое влияние на будущее творчество. Так, к числу своих друзей-наставников Дали причисляет Гарсия Лорка и Пабло Пикассо.

К 22 годам Дали не только обретает свой художественный стиль, но и оказывается исключенным из числа студентов Академии с формулировкой «за дерзкое и непочтительное поведение по отношению к мэтрам искусства».

В возрасте 25 лет в жизни художника происходит сразу два грандиозных события. Во-первых, он становится соавтором короткометражного фильма «Андалузский пес». Во-вторых, он знакомится с Еленой Дьяконовой, которой суждено было стать музой художника.

В семье Дали были приняты строгие католические нравы, поэтому любовная связь Сальвадора с иноверкой да к тому же, замужней, была воспринята в штыки. Поэтому Дали надолго уехал из родного города, переехав в Поселок Порт-Льигард. Влюбленные поселились в рыбацкой хижине. Сальвадор писал картины, а Елена которая с юности не любила свое имя и просила называть ее Гала, отвозила их на рынок в Кадакесе. Нужно сказать, что спрос на картины был высоким и художник быстро приобретал известность.

После захвата власти генералом Франко, супруги решают покинуть Испанию и поискать счастья за океаном. Поселившись в США, художник продолжает активно работать, пишет картины, работает над театральными декорациями, выпускает книгу. Большинство произведений автора весьма скандальны, но невероятно успешны с коммерческой точки зрения.

Спустя годы семейство Дали решает вернуться на родину. Испания радушно принимает художника, ставшего уже всемирно знаменитым.

После возвращение художника на родину, мэрия города попросила подарить городскому музею одну из своих картин. Однако Дали приходит в голову преподнести своим землякам куда более щедрый дар – построить целый музей. Расположить его он решает в здании театра, которое к тому времени уже было разрушено.

На создание этого уникального сооружения ушло без малого 15 лет. Вед нужно было не только восстановить разрушенное здание, но и собрать экспонаты. Дали с огромным воодушевлением занимался созданием музея, загоревшись идеей собрать под одной крышей все свои самые удачные творения. Художник лично контролировал все этапы работ, он потратил на строительство практически все свои сбережения, а также, те субсидии, что выделяло правительство и пожертвования простых испанцев.

Затраченные средства и усилия не прошли впустую, открывшийся в 1974 году музей сразу стал популярным и быстро обрел мировую известность.

Дали скончался в 1989 и, согласно, завещанию мастера, его прах был похоронен на территории музея. Сегодня каждый посетитель может увидеть надгробную плиту, но далеко не все знают, что это не просто плита, а реальная могила.

Интерьеры

Уже само здание, в котором расположился театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе, вызывает удивление посетителей. Здание цвета лососины с полукруглой башней сразу заставляет настроиться на интересное путешествие, наполненное мистификациями. Завершают архитектурный ансамбль стилизованные куриные яйца, установленные на крыше.

Прямо на входе посетителей встречает фигура в скафандре, предупреждая о том, чтобы гости были готовы с головой погрузиться в необычный мир. Заходя в портал, посетители оказываются во внутреннем дворике, который больше всех остальных залов похож на театральные подмостки. В центре двора установлена композиция, названная автором «Дождливое такси». В углублениях фасада, увитого плющом, установлены манекены золотистого цвета, стоящие в позах, обозначающих приветствие.

Внутри здания посетителей оживет сюрприз. Если снаружи здание выглядит трехэтажным, то внутри обнаруживается целых шесть этажей, этого удалось добиться, размещая экспонаты на разных уровнях.

Еще одним необычным архитектурным решением является уникальный купол, венчающий здание. Нужно сказать, что этот купол стал не только символом музея, но и символом города.

Под прозрачным куполом находится сцена театра-музея, а на ней расположено несколько известных работ художника. Например, тут размещена знаменитая картина «Смотрящая на море обнаженная Гала». Уникальность этой картины в том, что если отойти от нее на расстояние более 20 метров, изображение волшебным образом «преображается», превращаясь в портрет Линкольна. Для создания этой уникальной картины «трансформера» художник впервые применил специальную цифровую технику.

Дать систематизированное описание экспозиции этого музея нереально. У посетителя создается впечатление, что он очутился в фантастическом мире, в котором стерты все грани физических законов. Однако потом становится понятно, что все экспонаты объединены общей идеей.

В принципе, вся экспозиция может быть разделена на три основные сюжетные линии. Это собственно выставка работ автора, «Галатея» или башня Гала и выставка украшений, выполненных ювелирами по эскизам художника.

В первой части представлены работы, которые позволяют проследить творческий путь художника. Тут есть и его юношеские работы, и пробы, сделанные в стиле кубизма, эскизы, написанные «под импрессионистов» и много другое.

Удивительное впечатление создает картина под названием «Исчезающие образы». Кто-то при первом взгляде на эту картину видит портрет бородатого гражданина, как на картине Веласкеса. Другие же видят девушку, которая стоя читает письмо, как на картине Вермеера.

Удивительное впечатление оставляет и комната-лицо, созданная в честь скандальной голливудской кинодивы Мэй Уэс. Тут расположен известный многим диван, имитирующий сомкнутые губы.

В башне «Галатея» расположена поздние работы художника, многие из них появились в залах уже после того, как Дали ушел из жизни. Тут много работ, построенных на эффекте готической иллюзии и стереоскопичности.

Посетители части выставки, посвященной драгоценностям, могут увидеть, как готовые ювелирные изделия, так и эскизы художника.

Полезная информация

Точный адрес театра-музея Фигерас, Площадь Гала-Сальвадор Дали, 5. Впрочем, заблудиться в городке сложно, вся его жизнь сосредоточена вокруг театра-музея.

Поскольку туристы обычно приезжают в столицу Каталонии, то их интересует, как добраться из Барселоны до здания театра-музея. Удобнее всего воспользоваться электричкой, ехать придется менее двух часов, отправление с центрального вокзала. Можно добраться до города и на автомобиле.

Прежде чем отправляться в путешествие, стоит уточнить часы работы театра-музея. В зимнее время он открыт с половины одиннадцатого утра до шести вечера. Начиная с первого дня весны и до 30 июня, музей открыт для посетителей с половины десятого утра и до шести вечера. А в высокий сезон время работы – с девяти утра до восьми вечера.

Стоимость полного билета – 12 евро пройти бесплатно могут дети в возрасте до восьми лет. При посещении музея группой от 25 человек можно получить скидку 50%.

Посетить музей можно с экскурсией, которые организовывают туроператоры. В программу помимо осмотра музея, может входить посещение других памятных мест, связанных с жизнью и творчеством Дали.

Однако истинным ценителям стоит посетить театр-музей самостоятельно. Причем приезжать лучше с самого утра, к открытию музея. Тогда можно будет не торопясь осмотреть экспозицию, сделать фото на память. Дело в том, что основная масса туристических групп приезжает к обеду, и тогда в музее образуется толчея, что, естественно, мешает вдумчивому осмотру.

fiestino.ru

Лабиринт иллюзий или театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе.

Будучи большим поклонником абстракционизма и сюрреализма в целом и творчества Сальвадора Дали в частности, много лет мечтал посетить этот музей. И вот это случилось.
Немного о самом музее:
В 1960 году мэр Фигереса Р.Г. Ровира обратился к Дали с просьбой подарить музею родного города свою картину. Художник, не раздумывая, воскликнул: «Да не картину, а целый музей!». Идея создания театра-музея, как и основная концепция его наполнения, безраздельно принадлежит самому Дали. Музейный комплекс состоит из здания старого муниципального театра, а так-же части средневековых городских стен и башни «Галатея» (последняя резиденция художника, названная так в честь его жены Гала), которые украшенны гигантскими «Шалтай-Болтаями». Строился Музей 14 лет. На все необходимые работы ушла большая часть состояния Дали, немалого к тому времени, а также выделенные испанским правительством субсидии и пожертвования многих его друзей. Так как отчетность составлялась только по расходам государственных денег, общая сумма затраченного осталась неизвестной. Открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года.
Вот как отзывался об этом месте сам художник:
«…Вся моя жизнь была театром, поэтому лучшего места для музея не найти…»
«…Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви, в которой я был крещен; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, в 1918 году в возрасте 14 лет я впервые выставил свои живописные работы…»
«…Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон…»


Над сценой театра — музея возвышается геодезический купол, ставший со временем символом и Фигераса, и музея. Его строительство было поручено в январе 1973 года Эмилио Пересу Пиньейро. Для этого архитектор использовал конструкцию из стекла и стали, вдохновившись работами американского дизайнера Ричерда Фуллера. Кстати, тело Дали замуровано в пол прямо под куполом, недалеко от входа в женский туалет, как он и завещал. Художник хотел чтобы после его смерти по могиле могли ходить люди.

В течение 1984 года стены здания были постепенно покрыты Дали буханками крестьянского хлеба.

И не случайно. Хлеб часто использовался художником в его работах. Сам Дали говорил так:
«…Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен…»

Железная вывеска возле входа в музей.

Вход в музей находится на площади Гала и Сальвадора Дали.

Напротив главного фасада стоит памятник гению каталонской мысли Франсеску Пужольсу, другу семейства Дали, к его философии художник испытывал особый интерес. На пьедестале памятника начертано высказывание философа: «Каталонская мысль всегда рождается заново и живет в своих простодушных могильщиках». Интересна и композиция монумента: корневище столетнего оливкового дерева, в нем фигура в белой римской тоге, увенчанная золотым яйцом-головой, опирающейся на руку, в позе, подобной «Мыслителю» Родена. Над фигурой — атом водорода. В скульптурную группу также включен мраморный бюст римского патриция с небольшой бронзовой головкой самого Франсеска Пужольса, напоминающей еще одного друга семьи — Пепито Пичота.

Воины с (опять же) хлебными батонами под крышей здания.

Женская фигура с батоном хлеба и костылем (ещё одним часто используемым и значимы предметом образного мира художника). Сквозные отверстия в солнечном сплетении иллюстрируют идею Дали о том, что информация содержится в пустом пространстве.

«Водолаз символизирующий погружение в подсознание» над входом — намек на облачение Дали, в котором он выступал на открытии Всемирной выставки сюрреализма в Лондоне в июне 1936 года и чуть было не задохнулся.

Сразу после входа подадаем во нутренний двор с его главной композицией — «Дождливым такси».

Как описывает легенда, своему появлению композиция обязана случаю. Дали шел однажды по городу. Было холодно и дождливо. Промок до нитки. А мимо в теплых сухих такси проезжали довольные люди. И тогда у него возникла мысль восстановить справедливость и изменить этот мир, изменить так, чтобы дождь шел на тех, кто был в такси, а вокруг было бы тепло и уютно. Так возник замысел шедевра великого каталонца — «дождливое такси». Если бросить монетку в слот, то зонт закрывается, а в салоне автомобиля начинается дождь, который поливает пару манекенов на заднем сиденье, шофера и ползающих по ним виноградных улиток. Когда бросают вторую монетку, зонт раскрывается, а дождь прекращается.

На капоте кадиллака Дали поместил скульптуру мифологической царицы Эсфири (символа справедливости и мести) работы австрийского скульптора Эрнста Фукса.

«Эсфирь» тянет цепями колонну Траяна из автомобильных шин — отсыл к знаменитой римской колонне Траяна и дань римскому императору из династии Антонинов (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus), к которому художник испытывал сильнейший интерес.

Всё время, пока я рассматривал скульптуру, в голове крутился куплет из песни Лаэртского «Химфак МГУ», а именно:  «Здоровенные бабищи на траве в хоккей играют…»
Да, творчество Дали вызывает интересные ассоциации. За что его и люблю.

Все сооружение венчает лодка, принадлежавшая Гала, и черный зонт.

Под лодкой можно увидеть выкрашенного в черный цвет «Раба» Микеланджело, далинизированного с помощью автомобильной шины.

Капли воды под днищем лодки — наполненные краской презервативы — не случайная деталь. Pо словам Дали, на этой лодке Гала охотилась на молодых мужчин, скрывающихся от уже немолодой музы художника.

По обе стороны от входа — фонари парижского метро в стиле модерн по проекту Эктора Гимара.

В углублениях оконных проемов партера расположились манекены, стилизированные под жрецов Древнего Египта, чередующиеся с обугленными балками, оставшимися от сгоревшего здания старого театра.

Гротескные (как их называл сам художник) чудища между центральными окнами двора, созданные Дали при содействии Антони Пичота из скелетов животных, умывальников, улиток, камней с мыса Креус, срубленных веток платанов с бульвара Рамбла в Фигерасе, обломков горгулий с сгоревшей соседней церкви Святого Петра, старого блюда, найденного в муниципальном парке и выдвижных ящиков старой мебели из мэрии Фигераса, которые, по мнению Дали, всегда хранят в себе информацию.

«Венера Велата» Оливье Бриса.

Архитектурные мистификации начинаются уже на первом этаже музея: входя в здание, снаружи кажущееся трехэтажным, посетитель оказывается в пятиэтажном строении. Этот эффект удалось создать, сделав первый этаж музея разноуровневым.

Эскиз декорации для балета «Лабиринт».

Руки из «Сотворения мира» — часть инсталляции, посвященной Сикстинской Капелле Микеланджело.

Одна из величайших иллюзий Сальвадора — «Обнаженная Гала, смотрящая на море». При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод.

Немного удаляемся от картины…

и ещё … Что мы видим?  На расстоянии 20 метров картина «трансформируется» в портрет Авраама Линкольна.

Амадеу Торрес и Тереза Марек — «Эль Поль и Ла Пуса» (Вошь и Блоха). Скульптура посвящена двум уличным музыкантам из детства художника, играющим на шарманке. Дали превратил их фисгармонию в такой сюрреалистический предмет.

Не знаю как называется эта композиция, но в голову приходит осьмирог.

Старый электрический столб.

«Галарина». На этой картине, как и на многих других работах художника, изображена жена, муза и модель Дали — русская эмигрантка Елена Ивановна Дьяконова, известная всему миру как Гала (с ударением на второе А).

Крокодил с фонарём и одноногий манекен с костылём.

Предыдущая инсталляция с крокодилом вызвала у меня такую ассоциацию:-)

Скульптура «Стул-манекен».

Придуманная Дали маска со шляпой, в тулью которой встроены ящики. В таком наряде он появился на балу-маскараде семейства Ротшильдов. У маски четыре лица: два — вариации портрета «Моны Лизы», одна — с усами, другая — с бородкой, третье лицо — с портретом Хелен Ротшильд, а четвертое — пустое место, предназначенное для лица обладателя маски.

«Оторинологическая голова Венеры» — то ли чудище, то ли божество, с ухом вместо носа и носом вместо уха.

Портрет скандальной голливудской звезды Мэй Уэст. Чтобы его увидеть нужно забраться по летнице и посмотреть на стоящие отдельно друг от друга диван-губы, камин-ноздри и картины-глаза в специальную линзу с париком по краям, подвешенную между ног верблюда.

«Ретроспективный женский бюст на фоне тушек фазанов». Батон на голове, муравьи на лице и початки кукурузы как ожерелье.

Aнтропоморфное лицо со зрачками-пупсами, безголовой куклой вместо носа, волосами из кукурузных початков и увесистым живописным камнем на макушке.

Не люблю фотографировать картины, но тут, пожалуй, можно и нужно сделать исключение из правил. Малоизвестная сторона творчества Дали — тема евреев  и Израиля представленна на втором этаже музея сериями из 25 литографий, названых «Алия» (1968) , «Песня песней» (1971), «Двенадцать колен Израиля» (1973), и «Наши пророки» (1975).

«Алия» — Рисунок юноши с откинутой курчавой головой, торс которого обвит знаменем Израиля с голубой звездой Давида.

«Сцены Холокоста» — свастика над погибшими и звезда Давида как символ надежды в небесах.

Видимо, что то связанное с 40-а годами в пустыне…

Корабль под флагом с шестиконечной звездой, прибывающий к палестинскому берегу.

Провозглашение декларации создания Израиля в 1948 году.

«Бен-Гурион провозглашает декларацию независимости».

«Менора».

«Обрезание»

Своеобразная лампа в модернистском стиле с головой богини Фортуны с завязанными глазами, возвышающейся на подвешенной к потолку спирали из чайных ложек.

Инсталляция с двумя футлярами подарочного издания книги Дали «Десять рецептов бессмертия». Бессмертие, как считал художник, является конечной целью любого алхимического поиска.

Глядя на тень на стене от «Ньютона с продырявленной головой», вспомнил фильм «Район № 9»

«Постоянство памяти» или «Текучесть времени», как её ещё иногда называют, является одной из самых любимых мной работ Дали. Репродукция этой картины много лет висит у меня дома. В Фигейрасе представлен гобелен с всемирно известными стекающими часами, а оригинал находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Кстати, идея написать мягкие, текучие часы появилась у Дали однажды, когда будучи дома, он положил кусочек сыра «Камамбер» под лампу и увидел через некоторое время как сыр расплавился, растекся…

Золоченый скелет гориллы в спальне вместо прикроватной тумбочки.

Кровать привезена из Франции, а точнее — из легендарного парижского борделя «Ле Шабанэ» и возможно, принадлежала Кастильони, одной из фавориток Наполеона III.

Фигура с вмонтированными посередине головой Христа и печатной микросхемой.

Венера Милосская Дали. От оригинала ее отличает «коллекция» ящиков вмонтированных художником в тело статуи.

Потолочное панно «Дворец ветра».

Выходим из здания музея и сразу видим возвышающийся на покрышках один из трёх памятников французскому живописцу Жан-Луи Эрнесту Мейсонье (художнику, которым Дали восхищался).  Скульптуры были созданы Антоненом Мерсье в 1895 году и «подправлены» Дали.

Тема яиц раскрыта не только на стенах и башне музея. Вот такая интересная композиция в одном из окон. Подарок от художника Рафаэля Дурана — «картонная голова великана» с кукольными головками вместо зрачков, зубами из игрушек и вмонтированным в лоб телевизором  стоит на опорах из яиц.

«Телевизионный обелиск» работы Вольфа Фостеля — одного из крупнейших немецких скульпторов второй половины 20-го века. Эта скульптура представляет собой некий монолит из четырнадцати телевизоров, завершенный женской головой. В 1978 году Дали и Фостель подписали договор об обмене произведениями между своими музеями.

И напоследок — ещё один «Ньютон с продырявленной головой и свисающим с маятника яблоком-шаром», провожающий посетителей этого замечательного театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе.

mpolyakov.livejournal.com

Театр- Музей Сальвадора Дали. Фигерас. Испания. 2010 г.

Экскурсию в музей нам предлагали за 70 евро, но мы решили ехать самостоятельно, чтобы не быть ограниченными во времени и привязанными к группе. Тем более, что в музее не водят экскурсии. По задумке Дали, каждый посетитель должен самостоятельно окунуться в глубины собственного подсознания с помощью образов, созданных им в театре. Почему театр-музей? Потому что, в 1961 году по предложению муниципалитета города Фигерас, где родился Дали, здание городского театра было решено переделать в музей художника. Музей открылся в 1974 г. и достраивался до середины 1980-х гг. Дали активно участвовал в процессе создания своего музея. Яйцо, хлеб, атом водорода, часы — постоянно повторяющиеся образы в творчестве Дали.

Фасад Театра — Музея. Водолаз – символ погружения в глубины подсознания, которое ждет посетителей музея.

Перестройку начали с возведения грандиозного прозрачного многогранного купола архитектора Эмилио Переса Пинейро.

Позолоченные манекены в стиле ар деко приветствуют посетителей, приглашая в музей, полный таинственных намеков (партер бывшего театра).

Здесь установлено «Дождливое такси»- экспонат, созданный Дали ко Всемирной выставке сюрреализма в Париже 1938 года. Внутри машины капает дождь, но только тогда, когда желающий управлять стихией бросит монетку. Над «кадиллаком» величественно возвышается мифологическая героиня Эсфирь. Шел однажды испанский художник Сальвадор Дали по городу. Было холодно и дождливо. Промок до нитки. А мимо в теплых сухих такси проезжали довольные люди. Дали смотрел — и завидовал. Так завидовал, что решил отомстить. А месть оказалась очень даже своеобразной: придумал он такси, в котором в солнечный день дождь льет на пассажиров. А рядом поместил мифологическую царицу Эсфирь — символ мести. Ну а сверху, чтобы совсем запутать зрителя, поместил лодку Гала (почему Гала? Думаю потому, что Гала присутствует вообще везде. Любовь, однако…)

Тот же внутренний двор с видом фонарей Парижского метро по проекту Эктора Гимара (модерн).

Взгляд во дворик из окон второго этажа.

Сцена бывшего театра превращена в громадный зал, потолком которого стал гигантский шарообразный купол.

Громадный задник для сцены, созданный Дали к балету «Лабиринт» (1941 г).

Здесь же огромная картина с цифровым эффектом (приглядитесь- это пиксели): обнаженная Гала спиной на расстоянии 18 метров превращается в портрет Авраама Линкольна.

Это зал Мэй Уэст. Американская актриса, драматург, сценарист и секс-символ, одна из самых скандальных звёзд своего времени (1893-1980), лицо которой Дали превратил в трехмерное пространство (комнату), где картины на стене- глаза, комод – нос, диван- губы.

Чтобы воспринять оптическую игру в целом, нужно подняться на лестницу с верблюдом и посмотреть в линзу.

Здесь же, за фанерной стеной находится «Рай», который можно увидеть только заглянув в отверстие: кровать в райских кущах- видимо таков рай в представлении влюбленного в свою Галу Дали.

На потолке зала размещена ванная комната. Что бы это значило?
Зал «Дворец ветра» на втором этаже по названию картины на потолке. В 1919 году в этом месте проходила первая персональная выставка Дали (в 14 лет!!!).


«Изящные» ступни принадлежат Дали и Гала.

В зале: Уменьшенная копия скульптуры, посвященной Ньютону и его Закону тяготения, установленной на улице, рядом с музеем.

Фигуры на постаментах из опрокинутых статуй «Ника Самофракийская» с портретами Дали и Гала.

Спальня. Дали оформил этот зал, как собственное жилье.

Над кроватью гобелен «Постоянство памяти» со знаменитыми «текучими часами».

Мотив, часто повторяющийся в творчестве художника и эксплуатирующийся в сувенирах. Я купила ложечку, насыпаю ею сахар- вспоминаю музей Дали.

Башня Галатеи- последняя из новых пристроек к музею. Человек, собранный из электронных плат и микросхем, лежит в стеклянном гробу и, надо полагать, олицетворяет уход из мира земного.

Брось монетку, и раскладная перегородка над его головой раскроется. Она предназначалась для входа на сцену со стороны двора, но так и осталась в макете.


В центре зала магнитом притягивает к себе «Корзинка с хлебом» (1945 г.) на стене и золотая корзинка с золотым хлебом под стеклом. Дали о своей картине: «Эта типично реалистическая работа, как оказалось, больше всего остального удовлетворила мою фантазию».

Автограф Дали на стеклянной двери.

«Ретроспективный женский бюст (1933 г.), копия 1970 г.

Проем лестницы, ведущей на третий этаж.

Один из характерных образов Дали- выдвижной ящик, символизирует сознание и дань Зигмунду Фрейду.
«Венера Милосская с ящиками» (1936), копия 1964 г.

«Орел из Вальса» с головой китайца в груди. Дар команды акробатов — кастельерос из города Вальса.

В отдельном помещении представлены ювелирные изделия, выполненные по эскизам Дали.

В 1999 г. фонд «Гала — Сальвадор Дали» выкупил их у американцев, и теперь они вместе с эскизами услаждают взор зрителей. Ведь Дали считал, что только зрители вдыхают в ювелирные изделия жизнь и позволяют им выполнять свою миссию- услаждать взор, поднимать дух, пробуждать воображение.

Внимание! Это сердце бьется!!!

Рядом экспонируется коллекция номерных медалей с именами Дали и Гала, инкрустированных в ювелирные изделия.

Возле театра находится площадь Гала – Сальвадор Дали с летним кафе и разнообразными объектами.
Каменный фонтан, превращенный Дали в фонарь в виде атома водорода.

Памяти Мейсонье (художника, восхищавшего Дали).

Памятник Ньютону.

Памятник каталонскому философу Франсеску Пужольсу- снова яйцо и атом водорода.

Имейте ввиду, что я показала далеко не все! Очень надеюсь, что своим рассказом я многим дала повод начать мечтать о посещении Музея Дали в Фигерасе и в конце-концов осуществить эту мечту.
Чуть не забыла! Самостоятельная поездка в Фигерас обошлась нам в 34 евро: 23 — билет на электричку туда и обратно, 11 — билет в музей.

vitushkinam.livejournal.com

Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе

Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе посещает огромное количество туристов — место это очень любопытное и забавное. Более того, здание этого музея является символом города, а изображения Дали там можно встретить почти на каждом углу.

Почему именно Фигерас? Да потому что Дали там родился и вырос. В 1960 году мэр Фигераса попросил Дали подарить городу его картину, а Дали на это ответил, что он подарит не просто картину, а целый музей. Кстати, первоначально Дали настаивал на том, что в музее будут выставлены только фотографии его работ, потому что они смотрятся лучше оригинала. Но в конце концов его все-таки уговорили разместить в музее оригиналы.

Проектировал этот музей сам Дали, строили его 14 лет. На строительство Дали потратил большую часть своего немаленького состояния, кроме того, деньги выделяло испанское правительство и частные инвесторы.

Почему называется именно «театр-музей»? Дали считал, что вся его жизнь — это сплошной театр (в общем, так оно и было), да и строить музей начали на руинах разрушенного городского театра.

Позже театр расширялся. К нему пристроили башню Галы «Галатея», в которой сам Дали жил перед смертью, также после его смерти фонд Дали приобрел еще одно здание, на которое расширили музей, где сделали выставку ювелирных работ, созданных по эскизам Дали.

Музей очень интересный и необычный. Дали хотел, чтобы у посетителей музея оставалось впечатление, что они побывали на каком-то причудливом театральном представлении — ну, в общем, именно такое впечатление он и производит. Тем более что спроектирован он настолько своеобразно, что вы будете по несколько раз проходить определенные залы и инсталляции, да и поначалу сориентироваться в музее — не так-то и просто. Впрочем, чтобы не ошибиться и побывать во всех залах, нужно просто смотреть на указатели и номера залов. Хотя сам Дали, наверное, был бы против подобного упорядочивания неупорядочиваемого.

Фотографий у меня получилось много, я их выложу за сегодня в три приема. (Все кликабельно, как обычно.)

Итак, Фигерас. Находится город почти на границе с Францией: от Барселоны туда ехать где-то полтора часа.

Театр-музей найти довольно просто — если въехать в город со стороны автострады, там просто едешь все время прямо и когда упрешься в закрытую для проезда старую часть города, можно искать парковку и оставлять машину — до музея идти пять минут. Впрочем, парковки есть и непосредственно у самого музея, только туда надо будет ехать слегка кружными путями.

Мы оставили машину на парковке и отправились к музею. Изображения Дали тут действительно на каждом шагу: вот, например, забавная оптическая инсталляция — голова Дали нарисована на тротуаре таким хитрым образом, что она отражается в полированной колонне уже в правильном виде.

Старый город.

Дали за вами подглядывает почти со всех сторон.

Музей уже виден вдали (в левом нижнем углу). А в этой церкви крестили Дали — она находится по соседству с музеем.

Ну вот и музей. Кстати, не совершайте обычную ошибку туристов: музей очень причудливой формы и его надо обязательно обойти со всех сторон.

Это знаменитый парадный фасад музея: огромные яйца (Шалтай-Болтай и все такое), скульптуры Галы, культовые для Дали булочки хлеба и слева — башня «Галатея».

Слева от башни виден купол музея — его также проектировал сам Дали и купол вместе башней сейчас являются символом Фигераса.

А вот одна из этих булочек крупным планом.

Обходим музей слева и идем ко входу. Во дворе — несколько ресторанчиков и всякие инсталляции. Тут аж три скульптуры, водруженные на башни из тракторных шин. Вот это — скульптура живописца Менсонье, которого очень почитал Дали.

Экспозиция, вывернутая из музея наизнанку на улицу. Мужик с младенчиками в глазах, телевизором во лбу и обложенный яйцами. Дивное зрелище.

А вот так это выглядит издали.

Скульптура перед входом в музей — каталонский философ Франсиск Пужольс с телом из оливкового дерева.

Главный зал музея — знаменитый «Дождливый кадиллак» или «Дождливое такси». Вообще эту хохму Дали впервые соорудил для французской сюрреалистичной выставки. Внутри такси идет дождь (если кинешь один еврик), растет зелень. На французской выставке по заднему сиденью также ползали бургундские улитки, но для музея от улиток было решено отказаться.

На кадиллаке стоит «Великая Эсфирь», тянущая за собой троянскую колонну из автошин. (Почему «троянскую» — фиг знает, но так написано.) На вершине — лодка Галы с каплями из окрашенных презервативов. На ней возлюбленная художника выезжала поохотиться на молодых мужчин — вот такая она была забавница.

В общем, все очень символично и поэтично. Вот эта инсталляция, заснятая с различных точек. Как я ухитрился найти пару моментов, когда под Эсфирью никто не стоит и не орет: «Петя, Петя, засыми меня у таксо», — не понимаю. Вероятно, просто повезло.

А вот как там все выглядит внутри.

Дождливое такси стоит в огромном зале, уходящем на пять этажей в верх. В окнах-нишах стоят фигуры, похожи на греческих богинь, однако это все — Гала.

Вот это розовое бланманже Дали очень любил — в музее штук пять скульптур, сделанных из этой мерзости.

Из зала с дождливым такси можно перейти во второй огромный зал.

Видите картину с пикселизированным Линкольном? С ней я сначала подумал, что у меня крыша поехала. Потому что на картине была изображена обнаженная Гала, идущая к морю. Фотографирую — и вижу, что там получается совершенно другая картина, а именно пикселизированный Линкольн. Отвожу фотоаппарат, смотрю — Гала.

Вот ее хорошо видно, когда приближаешься.

Это оптическая иллюзия. В конце зала стоит пара подзорных труб, при взгляде через которые хорошо виден этот эффект.

На противоположной от входа стене висит огромная картина, изображающая человека с треснувшим от мыслительных усилий черепом. «Додумался» — называется картина.

Тоже интересная скульптура: мумия, дирижирующая Лондонским симфоническим оркестром. Оркестр, правда, находился на реставрации.

[ продолжение ]

www.exler.ru

Путешествуем самостоятельно. Театр-музей Сальвадора Дали

Барселона – очень популярный туристический город. Многим нравится возможность сочетать отдых возле моря с интересными экскурсиями по городу, возможность любоваться сказочной архитектурой Антонио Гауди и прогуливаться по знаменитой улице La Ramdra.

Но не все знают, что совсем недалеко от Барселоны (всего около часа на комфортабельном поезде), в небольшом городке Фигерас находится Театр-музей Сальвадора Дали, посещение которого доставит истинное удовольствие и подарит незабываемые эмоции.

Как добраться самостоятельно из Барселоны в Фигерас

1. До Фигераса большинство туристов добираются на поезде с железнодорожного вокзала Барселоны, куда можно доехать на метро. Станция называется Barcelona Sants (пересечение зеленой, серой и синей ветки). Схему метро Барселоны можете посмотреть  здесь: www.metrobarcelona.es/en/maps.html.

2. Билет можно купить сразу на вокзале в автоматах или у кассира. Для того чтобы было удобнее планировать время путешествия, вы можете предварительно ознакомиться с расписанием поездов на сайте испанских железных дорог www.renfe.com . В меню поиска вы выбираете от – BARCELONA SANTS, куда – FIGUERES VILAFANT.

3. Есть разные варианты поездов. Лучше всего по времени и комфорту выбирать скоростные поезда AVE и AVAN. Тогда время в пути составит всего 55 минут. Стоимость билета – от 21 евро (бывают скидки на некоторые рейсы). Поезда ходят очень часто.


Фото: Переход от перона на вокзал.

4. Итак, вы прибываете на станцию Figueres Vilafant. Кстати, в переходе от перрона на вокзал можно сделать забавную фотографию, подержав за усы самого Сальвадора Дали. Далее от станции до музея Дали можно дойти по указателям пешком (около 20 минут), доехать на автобусе L1 от остановки Pedreres до Dr. Pasteur или взять такси (оно довезет вас за 5 минут), чтоб поберечь силы для посещения музея.

Время работы Музея Дали и стоимость билета


Фото: Вход в музей Сальвадора Дали.

Театр-музей открыт для посетителей во все дни, за исключением Рождества и Нового года (1 января), а также всех понедельников, не выпадающих на праздничный или предпраздничный день. Время работы лучше уточнить на сайте музея: в зависимости от квартала, оно меняется.

Купить билет в музей Сальвадора Дали лучше всего на сайте, тогда вы избежите необходимости стоять в очереди у входа в музей. Обратите внимание, что в билете указана дата и строгий интервал времени входа. В связи с этим разумно иметь хотя бы небольшой запас.

Стоимость билета для взрослых – 14 евро, а традиционные августовские ночные экскурсии с предложенным бокалом любимого шампанского Мастера обойдутся в 15 евро. Студенты и пенсионеры могут посетить музей за 10 евро, для детей до 8 лет вход бесплатный.

В стоимость билета входит посещение Музея ювелирных изделий в том же здании.

График работы: июль-сентябрь – с 9.00 до 20.00, октябрь – с 9:30 до 18.00, ноябрь-декабрь с 10:30 до 18.00.

Точный адрес: Plaça Gala i Salvador Dalí, 5, 17600 Figueres, Испания

Немного о музее

Такое название – Театр-музей связано с тем, что здание, в котором открыли комплекс, посвященный Дали, действительно ранее было театром. Здание было полуразрушено после войны и больше походило на каркас. Но оно сразу приглянулось Дали – художник представлял, как он будет проводить тут музыкальные спектакли.


Фото: Театр-музей Сальвадора Дали внутри.

В 1970 году началась реконструкция помещения. Силуэт театра и по сей день символизирует международный поп-арт. Возведением геодезического купола, который является главным акцентом музея, занимался Эмилио Пересу Пиньейро. В 1984 году музей Дали стали покрывать буханками хлеба, а завершением работы над экстерьером театра стали гигантские яйца. Сальвадор Дали сам говорил о своем пристрастии к этим продуктам как к элементам, который можно использовать в своих трудах.

В октябре 1983 музей Сальвадора Дали объединили с соседним зданием – домом Горгот. Частью ансамбля была башня Галетея: именно она была резиденцией Дали в конце его жизни.

По распоряжению художника, музей Сальвадора Дали стал и местом его погребения (1989 год). Последним желанием Великого испанца было слиться со своим творением. Гений мечтал, чтобы каждый, кто заходил в его музей, покидал стены этого дома с ощущением наполненности и «сытости» искусством. Чтобы сюрреализм пронизывал каждый сантиметр здания. И это ему удалось.

lifestyle-journal.ru

Театр-музей Сальвадора Дали в Фигейросе

Театр-музей Сальвадора Дали в Фигейросе (Figueras) — место необычное. Туда я попала во время своей поездки в Андорру.

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в Фигейросе, старинном испанском городе. Здесь прошло его детство, а в 1919 году в муниципальном театре состоялась его первая публичная выставка. Спустя чуть более полувека, в 1974 году Сальвадор Дали открыл здесь свой театр-музей. Здание, построенное в 1850 году по проекту архитектора Жозепе Рока в стиле неоклассицизма, было изменено до неузнаваемости. Над сценой был возведен огромный купол, напоминающий земной шар, по-новому организовано пространство зрительного зала.

Дали умер 23 января 1989 года и был похоронен в специальном склепе под сценой. «Вся моя жизнь была театром» — так говорил он.

Переходя из зала в зал, испытываешь странное ощущение: вся привычная картина мира начинает изменяться. Вещи перестают быть привычными, утрачивая одни свои функции и приобретая другие, вроде как изначально не свойственные им.

Первое, что обращает на себя внимание в Фигейросе — это старинная церковь Сант Пере, основанная в первой четверти XI века.

В центре Фигейроса

Сант Пере

Здание театра-музея очень необычно. Прежде всего — это бордовый цвет стен с золотистыми украшениями, а также яйца. Дело в том, что яйцо, как считали сюрреалисты, это самая совершенная форма, основа всего.

Здание театра-музея Сальвадора Дали

У самого входа — еще одна странность: Телевизор Дали

Телевизор

Его долго можно рассматривать, выискивать смыслы. Обратите внимание на глаза — в них лица! И снова множество яиц.

А вот еще одна странная фигура у входа:

Странная композиция

Что меня поразило в музее — это ювелирные изделия, выполненные по эскизам Дали. Пожалуй, ни одни другие изделия из драгоценных камней и благородных металлов не произвели на меня такого впечатления, как эти. Вот цветок:

Цветок

А это сердце. Рубиновое внутри, оно бьется! Там стоит часовой механизм.

Сердце

Благодаря биению, оно кажется живым. Его можно рассматривать бесконечно — настолько тонкая работа.

Распятие. Тоже очень необычное, со множеством скрытых смыслов:

Распятие

А это нечто на морскую тему, напоминает фонтан:

Морское

А вот Лик Спасителя, насколько помню, тоже пульсирующий, с часовым механизмом:

Икона

А вот череп с крылышками. Странное сочетание, не правда ли?

Череп с крыльями

Медальон: Дали и Гала. Надо сказать, что имя, образ Галы здесь встречается повсеместно. И этот театр-музей настолько же Дали, насколько и Галы — так много ее.

Медальон

Дерево:

Растение

Звезда

Обратите внимание: портрет Галы и имя Дали.

Птица

На самом деле, это только мизерная часть тех предметов роскоши, которые выставлены в театре-музее. Ну а теперь и сам театр.

Сцена в театре-музее

Под ней находится склеп Дали. Над сценой- портрет. Это Авраам Линкольн, или…

Авраам Линкольн и Гала

…Гала? Кстати, интересный факт: если внимательно разглядывать работы Дали. то практически на всех мы найдем образ Галы и знак доллара.

Внутренний дворик

Внутренний дворик. Вам эти статуэтки ничего не напоминают?

Оскары

Да, она самая — статуэтка Оскара, того самого. Создана Сальвадором Дали.

Нос корабля

Моисей

Фотография не перевернута, все правильно:

Композиция на потолке

Это далеко не все чудеса театра Сальвадора Дали.

Адрес: Plaça Gala i Salvador Dalí, 5, 17600 Figueres, Girona, Spain

Сайт: http://www.salvador-dali.org/

© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, RSS, Tripadvisor

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

 

 

anashina.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *